Удар в заднюю часть автомобиля последствия для водителя

Обновлено: 04.07.2024

Удар в автомобиль от следующего за ним — самый распространенный вид ДТП. А зимой его провоцирует гололед. Но мы будем рассматривать последствия этого не в свете того факта, что ваш седан превратился в хэтчбек, а с точки зрения медицинской. При резком толчке сзади шейный отдел позвоночника получает серьезную травму из-за резкого запрокидывания головы. Она получила название хлыстовой (хлыстообразной) травмы. Диагностируется и лечится она с трудом, а вот получить ее — проще простого. Что это такое, читателям "Номер один" поведает замечательный врач, профессиональный мануальный терапевт Константин Багаев.

Коварство "хлыста"

— Хлыстообразная травма, — говорит доктор, — это очень опасно. Название ее происходит от резкого качка головы вперед-назад — словно это конец хлыста, которым стегнули лошадь. А поскольку голова человека многократно утяжелена инерцией, происходит смещение шейных позвонков. Позвоночник — это ведь не цельная кость, строение его очень сложное, и он заслуживает того, чтобы его оберегать. Смещение шейных позвонков вызывает сдавливание шейной артерии, поэтому ухудшается кровоснабжение задней полусферы головы.

Происходит отек мозга и повышение внутричерепного давления. Мозг испытывает гипоксию. Прежде всего в этой ситуации страдает вестибулярный аппарат, поскольку мозжечок находится в затылочной части. Появляются головные боли, тошнота, нарушается пространственная ориентация. Случается хлыстообразная травма не только при ударе сзади, но и при наезде на препятствие, когда человека швыряет вперед, а затем резко отбрасывает назад. Голова при этом тоже дергается, шея получает сильную нагрузку. На скорости выше 100 км/ч. сила инерции так велика, что голова человека попросту может оторваться от туловища!

Хлыстообразная травма не редка также при авариях с боковыми ударами, но чаще происходит в городских условиях при ударах сзади. К сожалению, при этом не имеет большого значения, с какой скоростью движется автомобиль перед ударом. Пассажиры и водители в медленно и печально ползущем транспорте травмируются не реже, чем их коллеги-лихачи. Эксперты установили, что решающее значение имеет разница скоростей автомобилей: "нападающего" и "потерпевшего". Статистика утверждает: большинство травм происходит при разнице скоростей в 16 км/ч и выше.

К сожалению, при аварии хлыстовую травму позвоночника получают большинство попавших в ДТП. Мне тоже "повезло" испытать это на себе. Банальная ситуация: ехала пассажиром, водитель встал перед зеброй, а из соседнего ряда выметнулся торопыга на "Короне Премио". Да и вскочил в корму машины. Поскольку ехала я пассажиром, да еще и по телефону увлеченно общалась, ба-бахнувший удар был как гром среди ясного неба. Ощущения были отвратительные: в голове помутилось, загудело, шея заболела, ходить и думать трудно. Все, как описал Константин Константинович!

— Но бывает и наоборот! — качает головой доктор Багаев. — Человек вообще не чувствует каких-либо неприятных симптомов, потому что находится в шоке, и ощущения все скомканы. Возможно, шея слегка ноет, на что многие не обращают внимания, надеются, что пройдет. Тут и сотрясение головного мозга вносит сумятицу, симптомы у него сходные.

В общем, плохо тебе или хорошо, надо в любом случае ехать в травмопункт. Иначе ни на какие выплаты рассчитывать не придется, а доказать, что эта травма получена именно в тот раз, станет невозможным. К сожалению, хлыстообразная травма, связанная с внезапным искривлением позвоночника, может приводить к длительным болезненным симптомам в течение многих лет.

Euro NCAP вскрывает недоработки

Год назад организация Euro NCAP, проводящая краш-тесты, опубликовала результаты испытаний автокресел при ударе машины сзади. Euro NCAP провела тесты для передних сидений 25 пассажирских автомобилей, которые уже проходили исследования. Результаты были неутешительны: большинство производителей должны усовершенствовать кресла, чтобы защитить покупателей от хлыстовых травм позвоночника. Только 5 из 25 сидений получили лучшие оценки с "хорошим" или "зеленым" результатом. Эти пять автомобилей были Volvo XC60, Alfa Romeo MiTo, Volkswagen Golf VI, Audi A4 и Opel Insignia. Восемь кресел из тех же 25 были оценены как "плохие", то есть сидящий в них человек рискует получить повреждение в случае даже несильного удара сзади. Имена этих аутсайдеров: Daihatsu Cuore, Citroen Berlingo, Hyundai i10, Citroen C5, Ford Kuga, Daihatsu Terios, Peugeot 308CC и Suzuki Splash. Причем Citroen C5, Ford Kuga и Peugeot 308CC были награждены той же Euro NCAP пятью звездами в номинации "защита взрослого пассажира" в 2008 году, и если бы не новая методика, мир не узнал бы правду. Но с 2009 года новый тест на удар сзади, провоцирующий получение хлыстообразной травмы позвоночника, будет автоматически включаться в методику Euro NCAP.

Владельцам дорогих моделей будет любопытно узнать, что цена транспортного средства не гарантирует хороших показателей кресел в тестах и ДТП соответственно. И дорогие, и дешевые машины показали хорошие и плохие результаты в ходе тестов. Например, упреждающие подголовники, которыми гордятся немецкие инженеры, BMW X3 и Mercedes Benz M-Class ведут себя не совсем так, как об этом утверждают их производители. Конечно, новая придумка Euro NCAP — засчитывать результаты краш-тестов в области защиты шеи пассажиров при ударе сзади — не привела их в восторг, но это заставит автоконцерны увеличить усилия в области безопасности. Когда-нибудь последствия этой благотворной волны докатятся и до наших краев.

Профилактика

Именно для профилактики подобных неприятностей в 70-х годах прошлого века у автомобильных сидений появились подголовники, без которых сегодня мы видим только древние, еще советские, модели автомобилей или задние диванчики "овощевозок". Но наличие подголовника не гарантирует вам доброго здоровья — нужно его правильно отрегулировать, да и самому не зевать.

Чем выше подголовник и чем ближе он находится к макушке, тем меньше вероятность хлыстовой травмы. Некоторые современные автомобили оснащены подголовниками, которые в момент удара "подъезжают" ближе к затылку, также начинают применяться задние подушки безопасности. Средства, безусловно, хорошие, однако результаты тестов показывают, что многие сиденья даже без упомянутых "наворотов", зато с "правильной" геометрией показывают отнюдь не худшие результаты в плане защиты. Играет роль и состояние человека — собранный, с напряженными мышцами, да и просто тренированный страдает меньше, чем тот, что сидел расслабившись и вспоминал, в каком веке он в последний раз занимался гимнастикой. Мышцы шеи принимают на себя часть нагрузки и несколько смягчают удар: статистика показывает, что силовые спортсмены (борцы, пловцы, штангисты и т.д.) гораздо менее подвержены хлыстообразным травмам позвоночника. Так что у "бычьей" шеи есть не только декоративная функция!

А вот комментарий Константина Константиновича:

— Избежать хлыстообразной травмы можно, если правильно сидеть в машине. Правильная посадка — это не слишком близко к рулю, потому что иначе в случае ДТП подушка безопасности не успеет полностью раскрыться. Проверьте себя: между нижним ободом руля и животом должен впритык проходить кулак; вытянутые руки при упоре спиной в сиденье, а затылком — в подголовник должны быть по сгибу лучезапястных суставов на верхнем крае руля. Верхний срез подголовника должен находиться на уровне макушки. Следует непременно пристегиваться: при ударе или столкновении сработает пиропатрон ремня безопасности, и вас подтянет к спинке сиденья. Только в этом случае подушка безопасности a` !.b %b адекватно. Непристегнутый человек получает травму лица, черепно-мозговую травму — вплоть до летального исхода и, к сожалению, такие случаи не редкость.

Не советую пытаться достать пострадавшего из поврежденной машины, не поворачивайте ни в коем случае ему голову, этими действиями можно навредить. Излишнее рвение в этом случае опасно! Укройте его, согрейте, успокойте, дайте обезболивающего — хоть анальгин. Приедут специалисты — они грамотно зафиксируют пострадавшего в неподвижном состоянии, разрежут автомобиль и достанут раненого. Но главное — не попадать в аварию. Для этого следует ездить осторожно и внимательно.

Удар сзади — самый распространенный вид ДТП, около 50% от общего числа по среднемировой статистике. Известно, что даже от не очень сильного удара в зад машины можно получить серьезную травму шеи из-за резкого запрокидывания головы. Именно для профилактики подобных неприятностей в 70-х годах прошлого века у автомобильных сидений появились подголовники, однако само по себе их наличие — не панацея.

Парадоксы скорости

Удар на какой скорости считается опасным — вопрос индивидуальный для каждого человека. Эксперты говорят, что значение имеет не столько величина скорости в цифрах, сколько разница скоростей автомобилей: бьющего и ударяемого. По статистике, большинство травм происходит при разнице скоростей от 16 км/ч и выше. Что же касается величины скорости, то на низких скоростях водители травмируются не реже, чем на более высоких, как ни парадоксально это звучит. Объясняется это тем, что на маленькой скорости человек зачастую расслаблен, а на большой — собран, мышцы шеи непроизвольно напряжены, и в случае удара принимают на себя некоторую часть нагрузки.

Болезнь исподтишка

Самое распространенное явление при ударе сзади — хлыстовая травма позвоночника, которая коварна тем, что ее можно сразу не заметить, или не обратить внимания — бывает, что какое-то время после удара человек вообще не чувствует каких-либо неприятных симптомов, либо шея слегка ноет, на что многие не обращают внимания, дескать пройдет. Если боль не проходит, а становится сильнее — лучше не запускать. Следующей стадией может быть расстройство сна или ухудшение зрения. Хлыстовую травму также не всегда получается квалифицировать как страховой случай, поскольку ее сложно диагностировать — микротрещины суставных отростков позвонка часто не видны на рентгеновских снимках. А самый неприятный момент — лечение довольно долгое и дорогое.

Профилактика

Практика показала, что крепкие и тренированные мышцы шеи и спины иногда достаточно хорошо защищают шейные позвонки, конечно, не так, как подголовник, но вероятность травмы все-таки снижается. По статистике, спортсмены — борцы, пловцы, штангисты, и т.д. гораздо менее подвержены хлыстовым травмам позвоночника. Так что физкультура и спорт — неплохой дополнительный способ профилактики. Звучит банально, зато — правда.


Если в случае аварии удар пришелся в заднюю часть автомобиля, оснащенного системой полного привода или привода на задние колеса, вполне вероятно повреждение его трансмиссии. Трансмиссия автомобиля с приводом на передние колеса, как правило, не страдает при подобных авариях.

Трансмиссия автомобиля обычно расположена под полом салона, за блоком цилиндров двигателя. Конструкция автомобилей с полным или задним приводом, в отличие от переднеприводных автомобилей, предполагает размещение трансмиссии немного дальше от двигателя и ближе к задней части транспортного средства. Именно поэтому вследствие удара сзади очень часто достается и трансмиссии.

В полноприводных и заднеприводных моделях карданный вал проходит от заднего моста до задней части трансмиссии. Сила удара, полученного сзади, способна согнуть или даже втолкнуть карданный вал в заднюю часть трансмиссии. Это приводит к повреждению трансмиссии с последующим ее выходом из строя.

Если удар пришелся в заднюю часть автомобиля, о повреждении трансмиссии будут свидетельствовать определенные сбои в работе. Например, пробуксовка трансмиссии, то есть когда нажатие педали акселератора не приводит к ускорению автомобиля, переключение передач осуществляется с рывками, а запуск происходит на несоответствующей передаче.

Поэтому важно не забывать про диагностику карданного вала.
После производится необходимый ремонт (замена крестовин, ШРУСа, подвесного подшипника, дефектовка трубы).
Завершающий этап — это балансировка, которая выполняется на высокоточном оборудовании про евро стандартам. Предоставляется гарантия на кардан.
В компании "Кардан Сервис" осуществляется бесплатная доставка в черте города.

Удары сзади составляют почти 13% всех ДТП. Их обычно даже больше, чем лобовых. Такие аварии намного чаще проходят осенью, когда на мокром асфальте появляются листья или лед. Кроме того, вредные привычки, такие как позднее торможение или несоблюдение безопасной дистанции, могут иметь гораздо более серьезные последствия. Наезд на заднюю часть автомобиля опасен, особенно для пассажиров на задних сиденьях, куда чаще всего отправляются дети. Как предотвратить такие ДТП?

Удар сзади

Наезды сзади – довольно распространенный вид аварий. По сравнению с общим количеством таких инцидентов, они относительно редко бывают смертельными. Всего 7,5% всех несчастных случаев со смертельным исходом. С другой стороны, многие участники подобных аварий получают травмы. В случае наезда сзади пассажиры могут столкнуться с травмами шейного отдела позвоночника.

Подобные аварии часто происходят в населенных пунктах на низких скоростях. Однако они наиболее опасны на шоссе. Когда одна машина едет за другой со скоростью несколько десятков и более километров в час, такое столкновение может закончиться трагически. Задние пассажиры особенно подвержены риск. Особенно когда багажное отделение относительно невелико и до задней части автомобиля небольшое расстояние. Кроме того, во многих моделях автомобилей доступ к задним сиденьям более затруднен, чем к передним. По этой причине службы экстренной помощи могут позже связаться с пострадавшими и оказать им помощь.

Причины

Каковы наиболее частые причины наездов сзади? Основная ошибка – несоблюдение безопасного расстояния от впереди идущего автомобиля. Если выдержать достаточно большую дистанцию, даже в случае резкого торможения идущей впереди машины, мы должны успеть среагировать. Соответственно, это расстояние должно быть больше при движении по скользкой поверхности, что часто бывает осенью. Вот что советуют инструкторы Школы безопасного вождения Renault.

В большинстве случаев наезд сзади происходит по вине заднего водителя. В случае столкновения в населенных пунктах это может быть результатом невнимательности, например, из-за использования мобильного телефона во время вождения. Также часто виновата поспешность – в т.ч. когда водитель ускоряется, надеясь проехать перекресток до того, как светофор станет красным, а машина перед ним остановится. Однако сложнее всего избежать наезда сзади на шоссе, где резкое торможение одного транспортного средства может привести к столкновению.

Наезды сзади – можно ли их предотвратить?

Если мы не хотим получить травму при ударе сзади, нам следует избегать резкого торможения. Однако это требует максимальной концентрации на вождении и постоянного наблюдения за дорогой впереди нас, чтобы предвидеть угрозы. В случае экстренного торможения можно включить аварийные огни, чтобы предупредить водителей позади вас. Во многих новых автомобилях это происходит автоматически, когда вы резко тормозите при движении на высоких скоростях.

Наш стиль вождения также влияет на риск столкновения другого транспортного средства с задней частью нашей машины. Очень важна четкость вождения: раннее замедление и торможение, использование поворотников, наблюдение за ситуацией позади нас при торможении. Эти методы часто позволяют избежать опасной ситуации.

Читайте также: