Вентилятор на оку от чего подходит

Обновлено: 04.07.2024

7.4.15 Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя ВАЗ 1111

Рис. 7.50. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя: 1 – корпус электродвигателя; 2 – грязезащитное кольцо; 3 – держатель магнитов; 4 – якорь электродвигателя; 5 – крышка; 6 – щеткодержатель; 7 – войлочное кольцо; 8 – втулка; 9 – коллектор; 10 – щетка; 11 – кожух; 12 – магнит; 13 – шариковый подшипник

На автомобилях установлен электродвигатель МЭ 272 (рис. 7.50) постоянного тока, предназначенный для привода вентилятора системы охлаждения двигателя.

Электродвигатель включается датчиком типа ТМ 108 в бачке радиатора через реле типа 113.3747, установленное в блоке предохранителей и реле. Температура замыкания контактов датчика (99±3) °С, размыкания – (94±4) °С.


Ну и чтобы два раза не вставать — ещё один отчёт
Многим известна перманентная головная боль с вентилятором радиатора. То- десятый предохранитель сморщится, то- ключ зажигания не довернул датчик не сработал, то- сам датчик включения помер или заклинил и вентилятор работает постоянно. То- начинаешь глохнуть в пробке в том числе из-за того, что вентилятор постоянно молотит. Факт, что конкретно эта модель вентилятора несколько избыточна по мощности для данного двигателя признаётся многими. Если рассматривать автомобили импортного производства — то на многих из них разными способами реализовано двухступенчатое включение вентилятора (и это не смотря на то, что двигатели на этих машинах куда более мощные в сравнении с нашим) Видимо всё-таки даже такой мощный двигатель не справляется с вентилятором на холостых оборотах (особенно если включён кондиционер)
Вот и на моей датчик включения вентилятора в очередной раз начал дурковать: включается раньше, выключается когда стрелка температуры уже далеко слева от середины шкалы датчика температуры на доске приборов. Если бы это был первый датчик. Не помню какой уже по счёту. Этот проработал где-то год.
Вобщем надоело носить деньги жопоруким производителям, решил удариться в тюнинх.

До этого уже экспериментировал: ставил в разрыв провода вентилятора радиатора резисторы от отопителя жигулей классики. Не очень они подходят: поставишь один — снижение частоты оборотов несущественно, поставишь два последовательно — вроде как слишком медленно крутит — лопасти видно. Однако и при таких оборотах машина ездила какое-то время и жалоб на закипание не было.

Теперь в цифрах:
Вот здесь данные по резисторам отопителя отечественных автомобилей.
Получается, что жигулёвский с классики номер 12.3729 имеет сопротивление 1.5 Ома. Соответственно два последовательно — 3 Ома. Подберём что-то среднее: ГАЗовский номер 11.3729 — 2.5 Ома. Его и попробуем.



Приобрёл за 80 рублей.

Датчиков включения вентилятора с тремя контактами под резьбу M 22x1,5 в природе достаточно много,
Различаются температурами включения/выключения.
Остановился вот на таком варианте:


Первая ступень: 95-84 градуса.
Вторая ступень: 102-91 градус.

Брал на Экзисте :437 руб.
Хотелось бы, конечно, найти датчик с температурой включения второй ступени пораньше, да не нашёл что-то.
На датчике имеется маркировка контактов (внутри разъёма) "+", "1" и "2"
Видимо контактная группа датчика позволяет управлять вентилятором напрямую, без реле. Можно наверное и так, но я предпочёл оставить штатное реле включения вентилятора на своём месте и добавить ещё одно для второй ступени. Для этого пришлось протащить пару лишних проводов в салон.
Маркировку контактов продублировал на всякий случай на наружной поверхности датчика.
Вот так выглядит датчик на радиаторе:


Резистор приладил на кожух радиатора, чтобы обдувало.


Можно было бы прикрутить винтами М6 предпочёл пластмассовые стяжки. Меньше вероятность отломить его при проведении работ под капотом.

Схему подключения рисовать не буду, объясню в двух словах:
Штатное реле вентилятора теперь будет включаться от второй ступени датчика радиатора при 102 градусах.
То есть просто надели штатные клеммы датчика радиатора на соответствующие контакты нового датчика "+" и "2" и оставили его в покое. Далее рассмотрим подробнее подключение второго реле.
На вентилятор радиатора вывел отдельный флажковый предохранитель 30А уже давно (даже такой предохранитель слегка подплавился за то время, пока неисправный датчик надолго включал вентилятор)
Можно было на второе реле повесить ещё один предохранитель или поставить волговский блок предохранителей — вещь хорошая. не стал ничего этого делать — запитал с того же предохранителя и второе реле . Итак, плюс с предохранителя на контакты реле первой ступени, второй контакт реле толстым проводом на вход резистора на радиаторе, с резистора провод припаял непосредственно к плюсовому проводу вентилятора.


На фото красный провод пришел к резистору от реле первой ступени, толстый розовый провод от резистора к вентилятору.

На управление реле два провода: плюс от зажигания от штатной проводки жёлтый с голубой полосой, минус от первой ступени датчика радиатора.

Включил и увидел: обороты вентилятора получились как раз как и ожидалось. Лопастей не видно, но шума сильного не производит. Видео со звуком ниже.

При срабатывании первой ступени время работы где-то секунд пять и выключается. Резистор на ощупь горячий (рука не терпит) но докрасна не греется. Обороты холостого хода при включении вентилятора снижаются меньше, чем при включении ближнего света.
Можно проехаться испытать…
В какой момент будет включаться вторая ступень, будет ли она включаться вообще — пока ничего сказать не могу.
Испытаю — расскажу)

Читайте также: