Водитель отказывается заполнять путевой лист

Обновлено: 05.07.2024

В моей собственности находится грузовой автомобиль с прицепом. Управляет автомобилем водитель. У водителя следующие документы на транспорт: свидетельства о регистрации, полисы ОСАГО, талоны техосмотра, договор между мной и водителем, путевой лист. Некоторые сотрудники ДПС требуют наличия доверенности на право управления траспортными средствами. Правомерны ли требования сотрудников ДПС о необходимости наличия доверенности на право управления, если в договоре и путевом листе четко указаны сведения о транспортных средствах, предоставленных водителю, сведения о собственнике, сведения о водителе?

Скажите пожалуйста я работаю водителе нам выдают путевой лист может ли диспетчер вручную исправлять или дописывать что либо например в путевом листе напечатано часы работы с 21,00 до 6,00.там же пишется от руки что время работы с 21,00 до 8,00.считается ли путевой лист действительным?

Путевой лист нужен не только транспортным компаниям. Доставляете торты на корпоративы, ездите на деловые встречи, развозите юристов по судам — для всего этого нужен лист.

Путевым листом называют документ, в котором отмечают, какой машиной и когда пользовались, кто был за рулем и сколько бензина потратили. Зачем нужен лист и как его оформить — в нашей статье.

Мария Алексеева

Зачем нужен путевой лист

По закону, если компания пользуется машиной, должен быть и путевой лист. Вот для чего его используют:

  • следят за машинами и расходами на них. Путевые листы нужны, чтобы подтвердить расходы, когда считают налог на прибыль. Без листа затраты на машину в расходы не пойдут;
  • считают зарплату водителям;

О штрафах ГИБДД водителю — в статье 12.3 Кодекса административных правонарушений

Чтобы не запутаться, запомните общее правило: если в компании есть машина, должен быть и путевой лист.

Кому нужен

Путевые листы нужны всем, кто использует машину для работы. Это профессиональные перевозчики, например, такси, автобусные фирмы, лимузины на свадьбу. И нетранспортные компании. Это кто угодно: кондитерский цех, пиццерия, служба уничтожения насекомых.

Владеет ли компания автомобилем или нет, неважно. Путевой лист нужен, даже если фирма арендует транспорт.

Как заполнить путевой лист

Любая компания может пользоваться бланком Госкомстата или сделать свою форму. Разницы нет. Форм Госкомстата несколько — для каждого вида транспорта.

Вот так выглядит утвержденный Госкомстатом путевой лист для легкового автомобиля:


И обратная сторона путевого листа:


Путевой лист оформляют на один день, смену или любой срок, но не больше месяца. На какой срок оформили — столько с ним сможет ездить водитель.

Минтранс утвердил новые правила заполнения путевых листов (приказ от 11.09.2020 № 368). Они вступают в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года.

В новом порядке появился новый обязательный реквизит, а также уточнили правила заполнения отдельных реквизитов и порядок ведения журнала путевых листов. Путевой лист по-прежнему можно составлять в произвольной форме, но придется дополнить бланк новыми реквизитами.

Изменение 1 – новые правила оформления путевых листов

По новым правилам путевой лист нужно заполнять на любое транспортное средство, которое использует компания или ИП. То есть из старых правил убрали оговорку, по которой путевой лист оформляют при эксплуатации авто только при перевозке пассажиров или грузов.

Получается, что в 2021 году оформит путевой лист придется, даже если автомобиль будет без пассажиров. Но тут есть одна нестыковка. В статье 6 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ сказано, что путевые листы обязательны только при перевозке пассажиров и грузов. Получается, что положения нового приказа противоречат Закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Пока Минтранс этот момент никак не комментирует.

Изменение 2 – новый обязательный реквизит

По новым правилам в сведениях о транспортном средстве нужно указывать дополнительные данные – марку транспортного средства. Ранее Минтранс хотел видеть в этом поле только тип и модель.

Кроме того, правила дополнили новым порядком отражения показаний одометра. В 2021 году эти данные надо приводить как при выезде транспортного средства с парковки, так и при заезде на парковку. В действующем в 2020 году приказе есть условие, что показания отражают только при выезде с парковки.

Изменение 4 – новый порядок проставления отметки о прохождении технического контроля

Кроме того, в новом приказе уточнили, что контроль технического состояния проводит должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Сейчас это должен делать контролер технического состояния ТС.

Изменение 5 – дополнительные правила ведения журналов путевых листов

Кроме того, электронный журнал надо будет заверять усиленной квалифицированной электронной подписью. В действующем порядке такие правила не прописаны.

Водители скорой помощи, опираясь на статью 62 ТК РФ, обратились к работодателю о выдаче копий путевых листов, однако им в этом было отказано.

Последствием обращения водителей в трудовую стало вынесение трудовой инспекцией постановления о привлечении работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за отказ в нарушение ст. 62 ТК РФ в выдаче путевых листов.

Постановление было обжаловано в суд.

Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июля 2020 года по делу № 16-3822/2020 жалоба была оставлена без удовлетворения, а постановление суда без изменения.

Оставляя обжалуемое постановление без изменения, суд исходил из следующего.

  • по смыслу ст. 62 ТК РФ право работника на выдачу документов распространяется на любые виды документов, которые могут содержать информацию о трудовой деятельности работника у данного работодателя;
  • согласно п. 14 ст. 2 Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;
  • приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее Обязательные реквизиты), согласно п. 2 которых Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи;
  • в силу п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 путевой лист должен содержать, в том числе сведения о водителе (подпункт 5). В соответствии с п. 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, сведения о водителе включают, в том числе фамилию, имя, отчество водителя.

С учетом изложенного, выводы о нарушении работодателем требований ст.62 ТК РФ, выразившегося в необоснованном отказе в выдаче путевого листа по заявлению работника, осуществляющего трудовую деятельность в качестве водителя, наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ являлись верными

Незаконное увольнение за прогул. Работодатель обязан доказать тяжесть совершенного проступка, а не руководствоваться формальными основаниями

Верховный суд подтвердил требование к автошколам при обучении кандидатов в водители на дорогах заполнять путевой лист.

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

До октября прошлого года такой обязанности у автошкол не было. Но 30 октября приказом минтранса утвержден новый порядок заполнения путевых листов. Если раньше эта обязанность возлагалась на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, то теперь просто на всех юрлиц и ИП. В том числе которые перевозочной деятельностью не занимаются.

Тогда некий Союз "Центр поддержки и развития автошкол" обратился в Верховный суд с заявлением о признании не действующим этого пункта нового порядка для организаций, осуществляющих подготовку водителей. Но ВС отказал в удовлетворении иска. Тогда союз подал апелляцию.

Апелляционная коллегия Верховного суда напомнила, что в соответствии с законом о безопасности дорожного движения,индивидуальные предприниматели, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Закон устанавливает обязанность юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров, а также перемещение лиц, кроме водителя, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Также закон предусматривает обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Порядок, установленный приказом минтранса, определяет, что путевой лист должен содержать не только сведения о транспортном средстве, но и сведения о водителе, которые включают время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Таким образом, путевой лист - это документ, в том числе подтверждающий прохождение медосмотра водителем и проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.

Именно обучающий вождению является водителем, и у него должен быть путевой лист, который подтверждает прохождение предрейсового медосмотра

Согласно закону о безопасности дорожного движения, лицо, обучающее управлению транспортным средством, является водителем. А кто бы с ним в машине ни находился - пассажиром.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вне зависимости от вида и особенностей перевозок обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, включая наряду с прочим соблюдение порядка заполнения путевых листов; указывать в них обязательные реквизиты и осуществлять контроль технического состояния транспорта, отметила Апелляционная коллегия ВС и жалобу не удовлетворила.

Напомним, что ранее МВД давало разъяснения на эту тему. В них также поясняется, что водители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проходить предрейсовый медицинский осмотр, данные которого вносятся в путевой лист. И этот документ водитель обязан предъявлять сотруднику ГИБДД на дороге.

В официальном разъяснении МВД также подчеркнуло, что именно обучающий вождению является водителем, а не его ученик, хотя именно ученик сидит за рулем.

Но как быть тогда с каршерингом и другими арендованными машинами? Ведь их арендуют также у юридических лиц.

На аренду машин требование об оформлении путевого листа не распространяется, если арендатор - физическое лицо. Он управляет автомобилем на основании договора аренды. Владельцем машины на время аренды стало именно физическое лицо. А на него требования о путевом листе не распространяются.

Читайте также: