Вождение в опасных дорожно транспортных ситуациях

Обновлено: 30.06.2024

О безопасном вождении автомобиля в гололед, в сильный дождь, в туман и о правилах безопасного вождения.

Многие из начинающих автомобилистов, и даже автомобилисты со стажем, не всегда знают, как правильно и безопасно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, основными из которых считаются движение на автомобиле в гололед, сильный дождь, туман (условия ограниченной видимости), а также, в снегопад, или на зимней дороге.

Краеугольным камнем безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, и в особой степени в сложных является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.

Туман

При управлении автомобилем в туман, или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.

Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.

Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.

Дождь

Сильный дождь, вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.

Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.

Гололед

При движении на автомобиле в гололед, и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.

Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.

Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.

Необходимо тщательно следить за работой двигателя и режимом движения, при этом, желательно держать обороты двигателя на отметке, близкой к началу уровня максимальной тяги двигателя, - ведь в этом случае, при неожиданном заносе, резким нажатием на педаль газа можно увеличить тягу двигателя до максимальной, и моментально выйти из начинающегося заноса.


В этой статье речь пойдет о том, как должен вести себя водитель при возникновении аварийной ситуации на дороге. Правила дорожного движения дают однозначный ответ на этот вопрос.

Однако на практике многие водители поступают по-другому и своими действиями только усугубляют последствия дорожно-транспортного происшествия. А в некоторых случаях неправильное поведение даже приводит к тому, что виновником становится не водитель, создавший аварийную ситуацию, а водитель, неправильно на нее отреагировавший.

Как действовать при возникновении опасности?

Ответ на данный вопрос дается во втором абзаце пункта 10.1 ПДД:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Все довольно просто. Если на своем пути Вы видите другого участника дорожного движения или иной объект, то просто нажмите на педаль тормоза. Тормозите вплоть до полной остановки. Иных действий водитель предпринимать не должен.

Неправильные действия водителей при опасности

На практике нередко можно встретить водителя, который вместо торможения начинает маневрировать, т.е. поворачивает руль и пытается уйти от столкновения. В некоторых случаях это позволяет избежать столкновения, однако гораздо чаще это приводит к более серьезным последствиям ДТП.

Перестроение на встречную

Посмотрите на приведенный рисунок. Водитель оранжевого автомобиля выполняет перестроение и не уступает дорогу зеленому.

Зеленый, в свою очередь, пытается избежать столкновения, поворачивает руль налево и оказывается на встречной полосе. Там происходит столкновение с пассажирским автобусом, виновником которого становится водитель зеленого автомобиля.

Напомню, что за причинение вреда жизни и здоровью водитель может получить до 7 лет тюрьмы (если он не находится в состоянии опьянения).

Предлагаю Вам посмотреть видео, в котором рассматривается похожая ситуация при перестроении (без ДТП):

Обратите внимание, когда передняя часть автомобиля поравнялась с задней частью автобуса, они оба были уже у правой стороны проезжей части. Т.е. если бы водитель автомобиля просто тормозил, то он смог бы проехать слева от автобуса.

Тем не менее в данном случае могут быть 2 причины повернуть руль:

1. Тяжело заставить себя вести автомобиль в сторону неожиданно появившегося многотонного препятствия.

2. Водителю заранее неизвестно, что будет делать автобус. Если бы он перестроился только на 1 полосу и сразу же остановился, то простое торможение не позволило бы полностью избежать столкновения.

В рассматриваемом примере перестроение не привело к негативным последствиям. Однако на практике может сложиться и по-другому.

ДТП при попытке избежать столкновения

Рассмотрим следующий пример:


Перед нами перекресток. В левой полосе движения стоит автобус, который готовится повернуть налево. Он частично загораживает обзор водителям других автомобилей. Водитель белого автомобиля едет через перекресток прямо. Водитель зеленого выполняет поворот налево. Друг друга они не видят, поэтому продолжают движение. Похожие ситуации очень часто попадают в поле зрения камер наружного наблюдения на перекрестках.

Как только водитель белого автомобиля видит капот зеленого, он поворачивает руль в правую сторону и пытается объехать машину справа. При этом он не тормозит.


Однако водитель зеленой машины все еще не видит опасность и продолжает движение:


В итоге происходит столкновение транспортных средств. После него белый автомобиль продолжает движение и улетает за пределы проезжей части:


Последствия при этом могут быть разнообразными. Белая машина может наехать на светофор, столб, припаркованные машины, врезаться в высокий бордюр или просто улететь в кювет и перевернуться.

Если бы в аналогичной ситуации водитель тормозил, то ДТП все равно бы произошло. Однако последствия для белого автомобиля были бы менее плачевными, т.к. он никуда бы не "улетел" по инерции, а просто остался бы на перекрестке:


В завершение хочу дать один небольшой совет. Если Вы все же хотите попытаться объехать препятствие, то никогда не объезжайте его спереди. Если машина не притормозит, то проскочить перед ее "носом" Вы просто не успеете. Если уж и объезжать машину, то лучше сделать это со стороны багажника.


1. На перекрестке.

Перекресток – это участок дороги повышенной опасности, потому что на нем пересекаются транспортные потоки с различных направлений. Приближаясь к перекрестку, заранее выберите невысокую скорость движения, так как зеленый сигнал светофора может неожиданно для вас смениться желтым. В первую очередь обращайте внимание на транспорт, приближающийся с пересекаемой вами дороги, даже если на этом перекрестке преимущество в движении у вас. Помните, что за грузовиками, автобусами вам может быть не видно опасности сбоку.
При появлении пешеходов на проезжей части снижайте скорость и будьте готовы к остановке. В то же время следует избегать излишнего замедления на перекрестке, поскольку такие действия могут привести к образованию затора.

2. На подъеме и спуске.

При приближении к подъему наблюдайте за другими транспортными средствами, особенно за большегрузными. Если ваш автомобиль не обладает большой мощностью, держитесь правее, чтобы не мешать тем, кто может ехать быстрее. Приближаясь к вершине подъема, немного уменьшите скорость движения, так как вы не видите обстановку за подъемом. Перед началом спуска включите пониженную передачу. При помощи так называемого торможения двигателем вы сможете уменьшить износ тормозных колодок.
Двигаясь на спуске, контролируйте дорожную ситуацию в зеркало заднего обзора – это позволит вам вовремя заметить транспорт, движущийся с большей скоростью.

3. При обгоне.

Обгон – один из самых опасных маневров, так как связан с выездом на сторону встречного движения и, как правило, на высокой скорости. Обгон требует очень точной оценки скорости автомобиля, расстояния до встречного транспортного средства, видимость дороги.
Прежде чем начинать обгон, убедитесь, что это безопасно для вас и других участников движения. Нельзя начинать обгон при наличии слева сплошной линии разметки (тем более – двойной сплошной), на участке с ограниченной видимостью дороги, на мосту, в тоннеле и на перекрестке (исключение – случай, когда обгон производится по главной дороге, см. п.11.4 ПДД).
В среднем для обгона требуется 6-10 секунд, при этом помните, что нужно учитывать скорость обгоняемого автомобиля, мощность двигателя своей машины, степень ее загрузки, состояние дороги. Приняв решение об обгоне, включите указатель левого поворота. Не начинайте перестроение для обгона, двигаясь вплотную к обгоняемому транспортному средству. Обеспечьте себе достаточную дистанцию до него, чтобы завершить перестроение до того, как обгоните лидирующий автомобиль.
Если же вы выступаете в роли обгоняемого, то старайтесь вести себя так, чтобы облегчить выполнение обгона . Если вы видите, что обгоняющий неправильно рассчитал дистанцию между вашим и впереди идущим автомобилем, и обгон не будет завершен безопасно, то снизьте свою скорость, чтобы избежать опасной ситуации.

4. Въезд на автомагистраль.

Приближаясь к въезду на автомагистраль, не забывайте удостовериться в отсутствии знаков, запрещающих движение в данном направлении. Соблюдайте требуемое направление движения, при этом обращая особое внимание на следующие особенности:
-на какую полосу автомагистрали выходит съезд;
-имеется ли полоса разгона;
-есть ли разноуровненвые пересечения (развязки).

Приближаясь к въезду на автомагистраль, не забудьте своевременно включить указатель поворота. Схема движения на автомагистралях бывает достаточно сложной, поэтому постарайтесь заранее изучить ее, чтобы не создавать аварийную ситуацию. Кроме того, при въезде на автомагистраль наблюдайте за дистанцией до транспорта, движущегося впереди и сзади вас.

5. При поворотах.

Большое число ДТП на поворотах дорог происходит из-за недооценки их опасности и выбора слишком большой скорости движения. Нередко причиной большой скорости на повороте является слишком позднее его обнаружение водителем. Поэтому старайтесь прогнозировать дорожную ситуацию.
Приближаясь к повороту, заблаговременно перестройтесь в соответствующее крайнее положение. Обращайте внимание на знак, ограничивающий скорость – как правило, их ставят перед опасными участками дороги. Скорость движения нужно снижать до входа в поворот, при этом не забывайте включать указатель поворота. Старайтесь двигаться посередине выбранной полосы движения, не выезжая за ее пределы, и поддерживайте постоянную скорость – это поможет избежать заноса, особенно на мокрой или скользкой дороге. Если видимость в повороте ограничена деревьями или другими объектами, то скорость движения нужно выбирать такую, которая позволит безопасно остановить автомобиль в пределах видимости.

Согласно дополнению, внесенному в пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, опасное вождение представляет собой неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

К таким действиям относятся:

невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;

перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;

несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

несоблюдение бокового интервала;

резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Читайте также: