Замена шланга вентиляции картерных газов

Обновлено: 04.07.2024

Что собой представляет шланг вентиляции картера

Конструкция вентиляции картера предназначена для минимизации выбросов вредных веществ через картер в атмосферу. Если ее не чистить, то со временем в ней скапливаются отработанные газы, а также масло, бензин, вода (картерные газы). Они очень вредны, так как влияют на качество машинного масла и разрушают детали двигателя. Это относится и к шлангу вентиляции картера. Если вы столкнулись с такими проблемами как:

  • вытекание масла из шланга;
  • работа двигателя происходит неравномерно;
  • слышны шипящие звуки в двигателе.

Это, скорее всего, говорит о том, что засорилась вентиляция картера и следует произвести замену шланга, а может замену шланга маслоохладителя.

Как происходит замена шланга вентиляции картера

Процесс замены шланга состоит из нескольких этапов, к которым относятся следующие:

  • отсоединение клемм АКБ;
  • откручивание и отсоединение топливопровода;
  • снятие привода дроссельной заслонки;
  • откручивание крышки свечных колодцев;
  • снятие шланга вентиляции картера.
  • замена прокладки впускного коллектора;
  • установка шланга вентиляции между 2 и 3 воздушными каналами коллектора;
  • затягивание болтов и проверка прочности всех элементов
  • подключение АКБ.

Имейте ввиду

Воспользовавшись нашими услугами, вы получите индивидуальное обслуживание в удобном для вас месте по оптовым ценам. Вы платите только по факту выполненных работ, если вы сочли результат неудовлетворительным, то мы вернем деньги. Таким образом работать с нами не только выгодно, но и удобно!

Теория газов​

Все мы прекрасно помним, что мотор работает вследствие сгорания топливо-воздушной смеси. В момент, когда в камере сгорания начинается этот очень красивый, но невидимый глазу процесс, там резко возрастает давление. Это давление толкает поршень вниз, поршень давит на свою шейку коленвала, а тот выполняет свою непосредственную работы: преобразует поступательное движение шатуна поршня во вращательное, которое передаёт на маховик двигателя. Картинка идеальная, но в жизни, как вы понимаете, что-то всегда идёт не так. В нашем случае не все газы, образующиеся во время горения, выходят потом через выпускной клапан в систему выпуска. Часть их обязательно прорывается в картер. Грубо говоря – под поршень. Происходит это по простой причине: как бы плотно ни прилегали компрессионные кольца, у них всегда есть хотя бы минимальный зазор – иначе поршень просто не смог бы ходить внутри цилиндра. А на холодном моторе этот зазор ещё больше, так что газ, который находится под очень большим давлением, лазейку в картер мотора всегда найдёт. Чем это грозит?

В этих газах есть всё то, чего не любит моторное масло. Не полностью сгоревший бензин, пары воды (они всегда есть в воздухе), частички нагара – всё это оседает в моторном масле. Ничего хорошего, конечно, после этого не происходит: масло усиленно стареет и перестаёт нормально работать. Но это не самое страшное.

Одним словом, как-то эти газы надо выводить. И для этого придумали систему вентиляции картерных газов.

Открыто и закрыто

Изначально система вентиляции была примитивной – открытого типа (или эжекционная). Помните такое потрясающее слово – сапун? Вот это и было той самой открытой системой вентиляции. Через гордо торчащий сапун в атмосферу выбрасывались картерные газы со всеми их прелестями в виде сажи, масла и прочей гадости. А иногда оттуда ничего не выбрасывалось, потому что особой эффективностью такая система не отличалась.

Не отличалась хотя бы просто потому, что на холостых оборотах давления картерных газов не хватало, чтобы они выводились из мотора. Всё прорвавшееся в картер в нём и откладывалось в масло. Кроме того, всегда была вероятность через сапун хватануть грязного воздуха, который потом оказался бы в картере. Там все примеси из этого воздуха осели бы в масло, а это существенно снизило бы ресурс цилиндро-поршневой группы. В общем, ничего хорошего в сапуне не было, и система прямо-таки требовала серьёзного пересмотра. И в результате такого пересмотра появилась современная система PCV (positive crankcase ventilation) – принудительная система вентиляции.

Системы PCV отличаются по реализации. Они могут быть проще или сложнее, с двумя контурами, с эжекторным насосом, с редукционным клапаном. Но мы рассмотрим самую простую и распространённую систему с одним клапаном PCV. Итак, как это работает?


Решением первой задачи занимается как раз тот самый клапан PCV. Во время работы на минимальных оборотах он практически закрыт. А значит, в коллекторе остаётся разрежение, а так как в таком режиме выброс картерных газов минимален, даже небольшого их отвода вполне достаточно. По мере роста оборотов коленвала клапан начинает открываться. Это необходимо по двум причинам: во-первых, разрежение падает, а значит, нужно более интенсивно откачивать газы, а во-вторых, количество этих газов растёт. Открытие клапана позволяет удалять большое количество газов даже при небольшом разрежении во впускном коллекторе.

Второй вопрос – это очистка картерных газов. Тут есть несколько способов, но наиболее простой и очевидный – это установка маслоотделителя. В нём есть сложный лабиринт, по которому движутся газы. Во время прохождения лабиринта скорость движения падает, а капельки масла оседают на его стенках, откуда стекают обратно в картер. Более-менее чистый воздух после этого поступает опять во впуск. Конечно, маслоотделители бывают разных конструкций – лабиринтные или центробежные, но задачу они решают одну и ту же.

У системы PCV есть ещё одно небольшое, но важное преимущество: после пуска холодного мотора в мороз в дроссельную заслонку попадает и тёплый воздух из системы вентиляции. Прогрев проходит быстрее и теоретически – менее травматично для холодного пуска. Правда, при условии, что система исправна. А она иногда всё-таки выходит из строя.

Работает или нет?

Существуют десятки способов проверить, работает ли клапан PCV (для краткости – КВКГ, клапан вентиляции картерных газов). Почти все они порождены сумрачным народным гением и сводятся к тому, чтобы проверить, прут ли газы из мотора или нет. Наиболее простой способ – открутить крышку маслозаливной горловины и посмотреть, что произойдёт дальше. Если приложить руку и почувствовать давление валящих оттуда газов – КВКГ не работает. Отчасти правда в этом есть, но не во всём. Потому что если, например, поршневая очень устала жить, то повышенное давление тоже будет. Даже если клапан работает. А на некоторых моторах (например, BMW с Valvetronic, N42, N46 и иже с ними) даже с исправной системой вентиляции некоторое давление может быть, так что этот способ помогает мало. То же самое и насчёт всасывания воздуха. Мол, в исправном моторе крышка будет присасываться к горловине. Обычно – да, но не обязательно. Если всасывается очень сильно, то, возможно, клапан заклинил в открытом положении или у него порвалась мембрана.


Всё то же самое относится и к проверке воздушного фильтра. Масло на этом фильтре – это не обязательно признак почившей системы вентиляции. Оно там может быть из-за той же убитой поршневой группы. Однако если вы уверены, что ЦПГ исправна, а масляный щуп вылетает со своего места, это действительно может быть признаком неисправности системы ВКГ. Особенно если есть сопутствующие проблемы (например, то же масло на воздушном фильтре).

Есть ещё один способ проверки, о котором часто говорят в Интернете, – снять клапан и потрясти им. Если внутри ничего не бренчит, он заклинил. И это тоже не лучший способ диагностики.

Гораздо лучше снять патрубки вентиляции (обычно это сделать не сложно) и посмотреть, что у них там внутри. Если они забиты отложениями, то клапан, скорее всего, тоже забит и, вероятно, не работает. В этом случае патрубки стоит промыть, а клапан просто поставить новый. Заодно есть повод как минимум проверить компрессию: может оказаться, что этот шлак в системе неспроста, и пора подумать о ремонте мотора.


Не стоит забывать о том, что лабиринт маслоотделителя тоже со временем покрывается отложениями. Это приводит к похожим симптомам: в картере растёт давление, возможны течи масла через уплотнения и сальники. В этом случае всё приходится промывать. Самое печальное, что грязные картерные газы могут загадить не только дроссельную заслонку и весь впуск, но и сократить этой дрянью жизнь другой системе – системе рециркуляции отработавших газов EGR. Так что затягивать с ремонтом вентиляции не стоит.

Ну и последнее. Когда маслоотделитель забит, масло может попадать прямо во впуск. Это приводит к дымности, а если система вообще на ладан дышит, то к росту расхода масла. Всё это по симптомам похоже на износ маслоотражательных колпачков или поршневых колец. Не стоит сразу лезть в кубышку (если она вообще есть) и торопиться всё это менять. Иногда достаточно привести в порядок систему вентиляции картерных газов, и проблема решится малой кровью.

Сегодня расскажу, как можно буквально за 5 минут проверить вентиляцию картера.

Ведь ни для кого не секрет, чтобы автомобиль радовал владельца долгие годы, необходимо своевременно обслуживать разные системы авто и вентиляция картера не исключение из правил.

Всем известно предназначение этой системы (удаление газов из картера двигателя во впускной тракт), но далеко не каждый уделяет ей должного внимания. Хотя любой владелец авто знает, что узел двигателя — тот ещё геморрой , он может в любой момент преподнести неожиданный сюрприз.

Ведь малейшее забивание картерных каналов смолистыми отложениями отработанных газов приведёт к возникновению превышающего нормы давления в двигателе. От возникшего давления масло начнёт сочиться через прокладки, сальники на поверхность двигателя, забивая его не только изнутри, но и снаружи.

чтобы не допустить неутешительных последствий, прорвавшиеся картерные газы необходимо правильно отвести в коллектор на дожигание в цилиндрах

чтобы не допустить неутешительных последствий, прорвавшиеся картерные газы необходимо правильно отвести в коллектор на дожигание в цилиндрах

Но здесь вновь возникает проблема. Потому что в рабочем состоянии механизмы двигателя расплёскивают масло по всевозможным лабиринтам фильтров настолько, что оно не может поступать на впуск, загрязняя патрубок дросселя.

маслянистые отложения в дроссельном патрубке приведут к неустойчивой работе двигателя в режиме холостого хода

маслянистые отложения в дроссельном патрубке приведут к неустойчивой работе двигателя в режиме холостого хода

Чтобы этого не произошло необходимо чистить систему вентиляции картера при каждой замене масла.

1 способ Поднять крышку на капоте, отвернуть крышку маслозаливной горловины, но не отсоединять полностью.

если крышка слегка играет по горловине, но не падает с неё, значит всё в порядке. Если её всасывает, либо подкидывает, то возникли проблемы

если крышка слегка играет по горловине, но не падает с неё, значит всё в порядке. Если её всасывает, либо подкидывает, то возникли проблемы

2 способ Полностью откручиваю крышку и интуитивно при этом ощущаю

если крышка при снятии слегка присасывается, то это норма, если присасывается слабо, либо сильно, значит близка поломка

если крышка при снятии слегка присасывается, то это норма, если присасывается слабо, либо сильно, значит близка поломка

3 способ Проверяю давление картерных газов манометром со шлангом.

завожу двигатель, он работает 5 минут, затем поднимаю обороты до 2-3 тыс., если давление ушло с нулевой отметки в плюс, тогда система забита

завожу двигатель, он работает 5 минут, затем поднимаю обороты до 2-3 тыс., если давление ушло с нулевой отметки в плюс, тогда система забита

Фотографии размещенные в этой статье принадлежат Олегу Стасову и Андрею Петрову Статья написана Serg Volvo

Многие владельцы автомобилей столкнулись зимой 2005-2006 года с одной проблемой. При запуске двигателя на холодную наблюдалось выдавливание сальников двигателя, или вытекание масла из под уплотнителей, шлангов, трубки масломерного щупа, маслозаливной горловины, и т.д. Причиной всему этому стала не своевременная очистка вентиляции картера от смолистых отложений, и просто грязь. Хотя данная операция входит в регламентные работы по тех обслуживанию автомобиля, многие владельцы пренебрегают требованием чистки вентиляции картера и маслоотделителя. Причина всех бед именно нарушенная вентиляция, и при больших минусовых значениях температуры воздуха скапливающийся конденсат в патрубках этой системы. Всё это приводит к вышеперечисленным проблемам. Как самостоятельно провести процедуру очистки вентиляции картера рассказывается в этой статье.

Читайте также: