Какой аккумулятор на мазда 5

Обновлено: 08.07.2024

Что такое система i-stop

Глушение происходит при остановке машины, а пуск — при нажатии педали сцепления или отпускания педали тормоза (зависит от типа КПП).

Таким образом, при езде с частыми остановками в условиях города существенно (по заявлению производителя до — 10 %) сокращается расход топлива, уменьшается количество вредных выбросов в окружающую среду.

Особенности эксплуатации и требования к АКБ

Каким требованиям должна отвечать батарея, способная работать в режиме I-stop? Вот основные из них:

  • обеспечение высокого пускового тока даже в не полностью заряженном состоянии;
  • способность быстро заряжаться;
  • выдерживать многократный глубокий разряд без сульфатации и разрушения пластин;
  • выдерживать большое количество циклов заряд/разряд;
  • иметь длительный срок службы в тяжёлых условиях частого пуска.

Но чем отличается батарея, отвечающая таким требованиям, от обычной, стартерной? По принципу работы практически ничем — та же свинцово-кислотная АКБ с жидким электролитом. Но изготовлена она по особой технологии, наделяющей аккумулятор новыми качествами. Технология эта называется EFB (Enhanced Flooded Battery — улучшенная батарея с жидким электролитом).

Пластины EFB аккумулятора массивнее электродов своих обычных собратьев, и завернута каждая в свой ионопроницаемый пакет, предотвращающий сульфатацию при глубоком разряде и осыпании электродов, что существенно продлевает срок службы АКБ.

Конструкция EFB

Благодаря этим же пакетам и большой толщине пластин, электролита в батарее меньше, и она имеет более низкое внутреннее сопротивление. Это позволяет АКБ развивать большие пусковые токи, намного быстрее накапливать заряд — то, что нужно для аккумулятора, которому постоянно приходится запускать двигатель.

А вот с обслуживанием дело обстоит печальнее. Согласно техдокументации, идущей с автомобилем, аккумулятор необходимо заряжать стационарным ЗУ каждые 2 месяца. Нет, техобслуживание, конечно, проводить своему автомобилю нужно. Но каждые 2 месяца ставить АКБ на зарядку? Плюс нужно иметь это самое ЗУ, знать необходимый режим зарядки, следить за током и напряжением.

Как отключить i-stop?

режим i-stop

Но, оказывается, и навсегда можно. Самый простой вариант — отключить датчик тока, расположенный на минусовом наконечнике АКБ.

Выбор аккумулятора для Mazda CX5 с системой i-stop

На фото цифрами обозначены:

  • ноутбук;
  • сканер ELM327;
  • программа FORScan расширенной версии.

FORScan

модуль SSU

функция i-stop

При помощи мышки и клавиатуры меняем единички на нули.

код модуля SSU

Важно! Все предложенные манипуляции производим на свой страх и риск, осознавая, что если что-то сделаем не так, то превратим автомобиль в кучу мёртвого железа, оживить которое будет возможным только в специализированной мастерской.

Характеристики штатного аккумулятора для автомобиля Мазда CX-5

Кроссовер Мазда CX-5 начал свою жизнь в 2012 году и, в зависимости от модификации, имел под капотом следующие двигатели:

До 2014 года все автомобили комплектовались свинцово-кислотными оригинальными батареями Mazda:

Какой аккумулятор лучше поставить Mazda CX-5 и как его заменить

Чтобы подобрать АКБ и правильно заменить, требуется знать характерные особенности заводской батареи, а также принимать во внимание расположение и предъявляемые требования к аккумуляторам со стороны японского автопроизводителя.

Из-за высокой стоимости оригинальных стартерных аккумуляторов для Mazda CX-5 не все автомобилисты готовы их приобрести. На российском рынке можно найти много достойных аналогов, которые доступнее по цене, но ничем не уступают в плане технических характеристик.

Именно технические характеристики, заложенные с завода определяют, какой именно аккумулятор будет лучше и правильнее приобрести для кроссовера Мазда СХ-5.

Параметры штатного аккумулятора для SUV Мазда СХ5:

  1. Размер. Зависит от типа двигателя:
    • Для бензиновых 242х175х190 мм
    • Для дизельных 260х175х225 мм
  2. Емкость. Штатная ёмкость также зависит от двигателя:
    • Для бензиновых кроссоверы ставят АКБ на 60–65 Ач.
    • Для дизельных ДВС требование к емкости и пусковому току больше. Емкость должна быть в пределах 70–75 Ач.
  3. Пусковой ток. Ток холодной прокрутки дожен быть в пределах от 500 до 800 Ач.
  4. Тип аккумулятора. Для автомобилей Мазда СХ-5 предусматривается использование батарей азиатского типа. Это корпус со стандартными клеммами, которые выступают над верхней крышкой.
  5. Полярность. Допускается использование батарей только с обратной полярностью.

Штатный АКБ Mazda CX-5

Для автомобилей Mazda CX-5 выступ в нижней части АКБ необязателен. Батарея может быть с ним и без него, т.к. крепление производится с помощью верхней прижимной планки. Главное для АКБ в японском кроссовере, чтобы батарея вписывалась в рамки ограниченного посадочного гнезда под источник питания.

Подбор аккумулятора

Наибольшей популярностью пользуются для компактного городского кроссовера Mazda CX-5 от японского автопроизводителя такие производители аккумуляторных батарей, как:

  • Exide;
  • GS Yuasa;
  • Bosch;
  • Varta и пр.

Параметры АКБ для бензиновых двигателей

Параметры АКБ для дизельных двигателей

Ситуация с дизельными версиями несколько иная. Здесь характеристики подбираемого аккумулятора на замену штатной батареи такие:

Для автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями можно использовать аккумуляторные батареи 2 разных типоразмеров.

Подходящие модели АКБ

Для японского компактного кроссовера производства компании Мазда можно подобрать как достаточно бюджетную батарею, так и аккумулятор премиального класса стоимостью более 10–15 тысяч рублей.

Расположение АКБ Mazda CX-5

Аккумуляторы для бензиновых двигателей

Владельцам бензиновых версий Mazda CX-5 стоит присмотреться к следующим АКБ, представленным по мере возрастания стоимости:

  • Gentry 60R;
  • Тюмень Asia 60R;
  • Thomas Asia 60R;
  • Varta Blue D47;
  • Bosch S4 024;
  • Bost 70R;
  • TAB Polar S 65R;
  • Moratti Asia 65R;
  • Solite 65R;
  • Exide Premium EA654;
  • FB Super Nova 55D23L;
  • Exide Start Stop EFB EL604;
  • FB 7000;
  • Solite EFB Q85;
  • Deka 65R;
  • Alphaline AGM D23L;
  • Deka Intimidator AGM 60R;
  • Optima Yellowtop R3.7.

Диапазон цен представленных аккумуляторных батарей составляет от 4,5 до 18 тысяч рублей.

Аккумуляторы для дизельных двигателей

Ассортимент для дизельных версий популярного японского кроссовера Mazda CX-5 несколько иной. Здесь предпочтительными вариантами АКБ являются следующие модели батарей:

  • AkTex Classic Asia 70R;
  • Varta Blue E23;
  • Bosch S4 026;
  • Exide Excell EB704;
  • Solite 85R;
  • Cene 80R;
  • Exide Premium EA754;
  • FB Super Nova 80D26L;
  • Alphaline E-Nex DC24MF;
  • Bost EFB S95;
  • Solite EFB S95;
  • FB 9000;
  • Alphaline AGM D26L;
  • Deka Intimidator AGM 75R;
  • Optima RedTop R4.2.

Отличные аккумуляторы на любой бюджет. Но тут цены стартуют от 5,5 тысячи рублей, а самый дорогой из представленных вариантов обойдётся примерно в 17 тысяч рублей.

Что из всего этого разнообразия выбрать, каждый автовладелец будет решать самостоятельно.

Чтобы точно определить характеристики заводской АКБ и узнать все необходимые сведения, можно воспользоваться подбором по VIN-коду. Так, можно заказать оригинальную батарею, либо же отыскать максимально близкий по всем характеристикам аналог.

Замена аккумулятроа авто Mazda CX-5

Процедура замены и установки

Смена аккумулятора

В замене аккумулятора на Мазде СХ-5 нет абсолютно ничего сложного. Расположен АКБ в подкапотном пространстве. Его можно снять и вытащить буквально за несколько минут.

Если на многих авто можно лишь демонтировать и поставить аккумулятор, то в случае с современным кроссовером Mazda CX-5 дополнительно нужно ещё и прописывать новый источник питания.

Но для начала о том, как правильно снять аккумулятор с Мазды СХ-5. Для этого необходимо выполнить такие операции:


Типовыми размерами аккумуляторов на Mazda 5 являются изделия длиной 167-304 (мм), высотой 127-174 (мм) и шириной 202-227 (мм).

Как работает аккумулятор

Оригинальный аккумулятор Мазда СХ-5 устанавливается заводом-производителем. Он отвечает за работоспособность всех электрических компонентов автомобиля. Если АКБ приходит в неисправность, завести машину невозможно. Давайте разберёмся, в чем заключается принцип действия этой небольшой, но очень важной комплектующей.

Функционирование батарейки полностью построено на превращении химической энергии в электрическую и наоборот. Кроме этого, устройство обеспечивает постоянную силу тока, и именно благодаря стабилизации напряжения мотор может нормально работать.

АКБ оснащена двумя полюсами — положительным и отрицательным. Клеммы аккумулятора подключают к автомобилю, за счёт чего основные механизмы могут выполнять свои задачи безотказно. К компонентам, зависящим от дополнительного источника энергии относят:

  • двигатель;
  • аудиосистему;
  • кондиционер;
  • оптику;
  • стеклоочистители и пр.

Принцип работы аккумулятора заключается в особенностях его строения. Зачастую деталь состоит из 6 ячеек, в каждую из которых помещают по 2 электрода из металлических пластин. Этот гальванический элемент обеспечивает питание автомобиля.

Разновидности аккумуляторов

Хозяевам Мазды 5 нужно обратить внимание на следующие марки АКБ.

STORM Professional

Аккумуляторы, характеризующиеся высоким качеством. Производителем оборудования является завод AUTOPART (Польша). Внутренняя конструкция отличается повышенной прочностью. Это обусловлено формулой активной массы и структурой пластин. Батареи подходят для машин с повышенной энергоемкостью и большим количеством электрического оборудования. Аккумуляторы производят, используя систему Бартона.

Данная технология предусматривает применение окиси свинца. Главный компонент наносят путем распыления. Таким образом повышают срок эксплуатации, устойчивость к коррозии.

Аккумулятор STORM Professional

Среди преимуществ аккумулятора выделяют:

  • высокую прочность корпуса;
  • систему предупреждения протечек электролита;
  • доступную стоимость.

ECOSTART

АКБ предназначены для автомобилей, относящихся к среднему классу. В перечне преимуществ находится приемлемая стоимость, высокое качество, надежность, экономическая выгода, обеспечение дополнительного энергопотребления. Эти аккумуляторы изготавливают из кальциевого сплава.

Риск возникновения короткого замыкания минимален, что объясняется наличием конвертных сепараторов, сделанных из пористого полиэтилена. Инновационные технологии повышают максимальную эффективность электролита.

Благодаря высококачественному ударопрочному полипропилену происходит увеличения показателя прочности. Специальная крышка предназначена для защиты окружающей среды и подкапотного пространства от газообразных соединений серной кислоты. Батареи от Экостарт отличается оптимальной мощностью стартера, высокой морозоустойчивостью, минимальным уровнем саморазряда, взрывобезопасностью.

Autopart PLUS

Характеризуются универсальной структурой пластины. Ручки отличаются эргономичностью, наличием эффективной системы удаления воздуха. К дополнительным бонусам причисляют параметры запуска.

JP DYNAMIC

Эти аккумуляторы для Мазда 5 i-stop соответствуют всем международным стандартам. Оборудование производят, используя кальциевую технологию. Главным компонентом состава считается свинцовый порошок. Решетки, на которые наносят, производят из сплавов, состоящих из свинца, олова, кальция и селена. При этом применяют метод штамповки или литья. Сборка происходит автоматически.

Зарядку аккумулятора на Мазда 5 производитель осуществляет в ускоренном порядке. При этом он применяет водяное охлаждение. АКБ от JP Dynamic довольно популярны среди населения. Это обусловлено компромиссом между качеством и ценой.

Заключение

Замена аккумулятора на Мазда 5 может быть обусловлена следующими причинами, среди них:

  • проблемы с зарядкой;
  • наличие трещин и иных повреждений на корпусе;
  • выкипание, спровоцированное разрушением пластин;
  • недостаточный уровень жидкости;
  • нарушения в конструкции клемм.

Чтобы понять, какой аккумулятор подойдет для установки на Мазду 5 после поломки оригинала, необходимо определиться с суммой. Рекомендации производителя указаны в руководстве по эксплуатации. Их игнорирование приведет к появлению проблем с энергоемкой электроникой. В эту категорию входит навигационное оборудование, сигнализация, музыкальная система, кондиционер. АКБ должны отличаться надежностью и мощностью. Снимать аккумулятор с Мазды 5 нужно, следуя определенному алгоритму.

Работа АКБ в режиме i-stop

Аккумулятор для автомобиля Мазда СХ-5 подвергается огромным нагрузкам из-за работы системы i-stop. Это связано с постоянным выключением и запуском двигателя во время остановки авто. Таким образом, владелец получает пониженный расход топлива за счёт повышения износа АКБ.

Самая большая затрата тока осуществляется в момент запуска силового агрегата. В дальнейшем частичный разряд АКБ компенсируется подзарядкой от генератора. При езде по трассе аккумулятор кроссовера заряжается в стандартном авторежиме, а каждая остановка в черте города активирует i-stop (при этом генератор не работает).

От степени заряда зависит действие i-stop. При SOC ниже 65 % система отказывается функционировать.

Характеристики аккумулятора для автомобиля Мазда СХ-5

Автомобили с функцией i-stop и с двигателем Skyactiv-G-2,0 и Skyactiv-G-2,5 оснащаются аккумуляторной батареей Q-85, специально разработанный для этого режима. Двигатель Skyactiv-D-2,2 аккумуляторной батареей T-110.

Автомобили без i-stop, для двигателей Skyactiv-G, могут оснащаться любыми аккумуляторными батареями, которые подходят под характеристики производителя автомобиля: 12В-55Ач/20HR или 12В-65Ач/20HR.


Оригинальный аккумулятор на автомобиле Мазда СХ-5 для бензиновых двигателей
Q-85:

Артикул: PE1T185209B
аккумулятор, кальциевый (Ca/Ca)
Габариты (ВхДхШ)(мм): 222х230х173 мм
Полярность — обратная
Токовыводящие клеммы: 18 мм
Напряжение — 12 В
Ёмкость 55-65 Ah
Пусковой ток: 520 A

Оригинальный аккумулятор на автомобиле Мазда СХ-5 для дизельных двигателей

Артикул: T-110 (S-95):
Артикул: SH0218520B9D
аккумулятор, кальциевый (Ca/Ca)
Габариты (ВхДхШ)(мм): 222х255х173 мм
Полярность — обратная
Токовыводящие клеммы: 18 мм
Напряжение — 12 В
Ёмкость 80 Ah
Пусковой ток: 760 A

Другие названия:

На японском рынке автомобиль класса компактвэн Mazda 5 продается под названием Mazda Premacy, в других странах — Haima Freema.

Годы выпуска: годы производства всех модификаций модели: 2005-2016.

Длина аккумулятора Mazda 5 для разных годов выпуска.

Данные представлены в миллиметрах.


B (мм)
Ширина (B):

Ширина аккумулятора Mazda 5 для разных годов выпуска.

Данные представлены в миллиметрах.


H (мм)
Высота (H):

Высота аккумулятора Mazda 5 для разных годов выпуска.

Данные представлены в миллиметрах.


Год выпуска или модификация модели


D — (мм)
Диаметр клеммы -:

Диаметр плюсовой клеммы для Mazda 5 всех годов выпуска.

Данные представлены в миллиметрах.


Клемма H (мм)
Высота клеммы (H):

Диаметр минусовой клеммы для Mazda 5 всех годов выпуска.

Данные представлены в миллиметрах.


L (мм)
Длина (L):

Высота плюсовой и минусовой клеммы для Mazda 5 всех годов выпуска.

Данные представлены в миллиметрах.


B (мм)
Ширина (B):

Длина аккумулятора Mazda 5 для разных годов выпуска.

Данные представлены в миллиметрах.


H (мм)
Высота (H):

Ширина аккумулятора Mazda 5 для разных годов выпуска.

Данные представлены в миллиметрах.


Предостережение: несмотря на то, что данные представляют собой официальные цифры производителей, приведенная выше информация является справочной, и не гарантирует однозначной точности.

Технологические различия аккумуляторных батарей EFB от AGM. Видео

Порядок отключения, подключения и замены аккумулятора Мазда СХ-5

Необходимость замены аккумулятора на Мазда СХ-5 появляется, когда уровень заряда SOC падает ниже 25%. При таком показателе восстановление уже становится невозможным. Провести монтаж, подключить или снять аккумулятор Мазда СХ-5 сможет самостоятельно даже неопытный автовладелец.

Для демонтажа старой АКБ нужно:

  1. Отключить датчик тока от отрицательной клеммы, чтобы обесточить бортовой компьютер.
  2. Снять все клеммы.
  3. Убрать фиксирующую планку.

Монтаж новой АКБ рекомендуется выполнять через несколько минут после демонтажа старой. За это время память PCM должна быть стёрта.

Установка АКБ осуществляется в обратном порядке. Следующий шаг – прописка и инициализация аккумуляторной батареи.

Прописка и инициализация

Чтобы АКБ работала исправно, нужно знать, как прописать аккумулятор Мазда СХ-5. Процедура разнится в зависимости от наличия жидкокристаллического экрана. Итак, обладателям авто без TFT LCD необходимо придерживаться инструкции:

  • отключить двигатель;
  • перевести рычаг КПП в положение N;
  • нажать и удерживать педаль тормоза, выполняя дальнейшие действия;
  • длительным нажатием газа активировать индикатор АКБ;
  • трижды нажать и отпустить акселератор, чтобы деактивировать лампочку;
  • отпустить тормоз.

Для кроссовера с TFT LCD схема такова:

Также после подключения новой АКБ и его прописки необходимо пройти инициализацию аккумулятора Mazda CX-5, т. к. при отсоединении клемм происходит сброс настроек. Алгоритм следующий:

  • запустить и прогреть мотор;
  • зажать и удерживать i-stop на протяжении 10 секунд;
  • при закрытом капоте повернуть руль с одного крайнего положения в другое;
  • заглушить мотор.

Проверить, прошла ли инициализация можно нажатием кнопки i-stop. Если загорелся зелёный огонек, значит, АКБ вписалась в работу всех систем.


Возможные неполадки

Как и любая деталь, аккумулятор рано или поздно приходит в негодность. Если машина не заводиться (особенно в морозную погоду), стоит проверить работоспособность АКБ. Возможные проблемы:

  1. Отёк аккумулятора. В случае вздутия корпуса, устройство необходимо срочно заменить. Причиной деформации может стать повышенная температура эксплуатации.
  2. Неприятный запах серы. Это протечка аккумулятора. Поломка сопровождается также появлением ржавчины на клеммах.
  3. Низкий уровень жидкости. Если количество жидкости опустилось ниже свинцовых пластин, следует сделать долив либо заменить АКБ.

Чтобы аккумулятор, а вместе с ним и вся электроника функционировали исправно, нужно проводить диагностику. Спровоцировать поломку может: нарушение температурного режима при эксплуатации, недостаточная зарядка, некачественный электролит и многое другое.

Работа аккумулятора обеспечивает запуск двигателя и питание всех электронных систем. Для продления срока службы АКБ важно вовремя проводить его зарядку и придерживаться режимов эксплуатации. Если же необходимость замены уже возникла, необязательно обращаться за помощью на СТО. Монтаж, прописку и инициализацию самостоятельно может провести даже неопытный автовладелец.

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 12979
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Егор Головин

заказывал оригинальный маздовский- на нем была наклейка, производитель эксайд, все норм. Аком точно не стоит- доверия нет к данному производителю

Владимир Мороз

Егор Головин

Андрей Крутиков


Андрей Крутиков ответил Егору

Павел Морзов


Павел Морзов ответил Владимиру

Владимир Мороз

Ильфир Садртдинов

Афанасий Фет

Игорь Силаев

У меня два первых АКБ присутствуют. Ексайд 2 года отработал без нареканий, потом начал немного зимой в сильные морозы хандрить, вольтаж низковат был после нескольких дней простоя, купил Топлу, но пока всего полгода эксплуатируются, рано выводы делать, пока претензий нет.

Николай Андреев

А Varta что-то подходящее делает для cx-5 с i-stop? И нужно ли покупать аккум специальный, если не пользуюсь i-stop? Только случайно, если забыл выключить))

Daniil Zolotilov

Александр Владимирович

Daniil Zolotilov

☝

1) Это то что его не желательно устанавливать под капотом ,из за того что он там будет гораздо сильнее нагреваться и как следствие этому пересыхать(перегреваться)а для АГМ это губительно! Соответствующе его просто нужно будет чаще обслуживать и при этом доливать дистиллированную воду . 2)Это то что не все АГМ можно обслужить с доливом воды. Но именно Varta Silver Dynamic является обслуживаемым, поэтому сам такой поставил на СХ5!

Алексей Гаврилин

Максим Виталич

Родной заводской аккумулятор - GS-YUASA ER Q-85 (95D23L). Я советую именно его, сам поставил пару месяцев назад, полёт отличный.

Айдар Низамов

👍🏻

Максим, тоже его поставил

Павел Григоренко

Алексей Матвеев


Алексей Матвеев

Виктор Бочкарёв

👍

У меня стоит первый вариант, полёт нормальный

Алексей Свитайлов

Александр Владимирович

Купил на замену штатному эксайд. Поставил, он через неделю сел, отвез в магаз, те отправили на завод, оттуда вернули, типа все с ним нормально, зарядите. Зарядил и 3 года не знаю проблем, раз в полгода заряжаю.

Роман Каримов

Поставил Furukawa Battery FB9000 85D23L, пока норм. Родной после 3-х лет поменял, короткие поездки и Webasto сделали свое дело, + Север. (i-stop нет)

Павел Морзов


Павел Морзов

Антон Мнухин

Павел,
1) Родной АКБ mazda сдох за год .Высох и сказал привет.
2) Топла - обычный АКБ с завышенным ценником
3) Exide можно разряжать до 500 раз, срок службы 10-12 лет
4) с АКОМ связываться бы тоже не стал . Такое же гавно, как Енеус

Антон Чернолихов

Антон Чернолихов

Алексей Копылов

Я не понимаю, неужели есть ещё люди которые программно не отключили ай стоп. Просто интересно зачем он вам? Всё время владения маздой искать уникальный акб, или думать на каком пробеге у вас сдохнет генератор, и т.д. Отключи эту херню, поставь любой акб и забудь минимум лет на пять.
И будет тебе счастье!
Всем удачи на дорогах!

Mikhail Zonolskiy


Mikhail Zonolskiy

Алексей Сигарев


Алексей Сигарев

Алексей, ставь родной акум и будет счастье))) цена такаеже как и у других, и прописывать его не нужно в отличии от других

Алексей Копылов

Алексей Копылов

Алексей Сигарев


Алексей Сигарев ответил Алексею

Алексей Копылов

Алексей, у тебя НОВЫЙ оригинал будет с большим объёмом чем такой же оригинал с эксплуатацией 3,5 лет. Если у старого акб у тебя в остатке было 30-40ампер часов, то ты ставишь такой же новый с 60 ампер часами и не обнуляешь память, система не знает что он новый и адаптироваться она не умеет

Алексей Копылов

Алексей Копылов

Иван Козма

Алексей, а зачем его отключать? У меня пробег 165к я им все время пользуюсь. Вы прочитайте про istop, там спроектировано все так что генератор минимум задействован, а по поводу аккумулятора у меня стоит обычный.

Иван Козма

Митрофан Забалуев

Алексей Копылов

Иван, при чём тут машина Есть ненужные и нужные функции для каждого. Отключать или включать дело каждого. Но ездить на ай стоп а потом жаловаться на акб через пару лет - как минимум глупо. Не отключай, но тогда не жалуйся. Ни один человек на дроме не смог доказать пользу функции ай стоп для владельца. А про саму функцию прочитано было не мало и не мануалы от маркетологов мазды. И пробег тут значение не имеет, можно один раз завезти машину и топнуть на 2500 км без срабатывания ай стопа. А можно в пробках сотку накатывать пять дней с циклом включения и отключения 40 раз

Иван Козма

Алексей, вы пишите конкретно про проблемы с генератором, у меня пробег 165 тысяч, когда они должны начаться?

Читайте также: