Митсубиси рвр регулировка холостого хода

Обновлено: 06.05.2024

Mitsubishi с 4G63, 4G63-Turbo, 4G64/ Hyundai G4JP, G4JS/ Great Wall/ Chery/ Derways

Mitsubishi с 4G63, 4G63-Turbo, 4G64/ Hyundai G4JP, G4JS/ Great Wall/ Chery/ Derways

Mitsubishi с 4G63, 4G63-Turbo, 4G64/ Hyundai G4JP, G4JS/ Great Wall/ Chery/ Derways-_hf.jpg

Книга подробно описывает ключевые особенности автомобилей Mitsubishi с двигателями 4G63, 4G64 и 4G63-Turbo, Hyundai с двигателями G4JP и G4JS, Грейт Волл /Чери / Дервейс, с объемом двигателя 2,0 и 2,4л. Издание содержит подробное описание устройства, технического обслуживания и ремонта автомобилей и дает пошаговые описания всех процедур.

Разделы книги, содержащие тщательно прописанную информацию, помогут разобраться с тормозной системой и системой питания, отрегулировать двигатель, провести диагностику электрооборудования и подскажут, что стоит предпринять в случае выявления неисправностей.

Данное издание содержит подробные описания всех важнейших элементов автомобилей Mitsubishi, Hyundai, Грейт Волл /Чери / Дервейс и будет незаменима для владельца, ремонтирующего свой автомобиль в гаражных условиях, а также для работников СТО и ремонтных мастерских.

Содержание

Идентификация . 3
Технические характеристики двигателей. 3
Сокращения и условные обозначения. 3
Общие инструкции по ремонту. 3
Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки. 4
Интервалы обслуживания . 4
Моторное масло и фильтр . 4
Проверка и замена воздушного фильтра. 6
Охлаждающая жидкость. 6
Замена топливного фильтра. 8
Аккумуляторная батарея . 8
Свечи зажигания и высоковольтные провода. 10
Проверка угла опережения зажигания . 11
Проверка частоты вращения холостого хода . 11
Проверка повышенной частоты вращения холостого хода при включении кондиционера. 12
Проверка состава отработавших газов на режиме холостого хода . 12
Проверка компрессии . 12
Проверка разрежения во впускном коллекторе. 13
Проверка и регулировка ремней привода навесных агрегатов. 14
Проверка состояния ремня привода ГРМ . 16
Двигатели серии 4G6 — общие сведения. 17
Описание двигателей . 17
Особенности двигателей. 17
Система охлаждения . 18
Система смазки. 20
Система снижения токсичности ОГ . 20
Система зажигания . 20
Двигатель — механическая часть . 21
Проверка гидрокомпенсаторов . 21
Ремень привода ГРМ и ремень привода балансирного механизма . 22
Распределительные валы и сальники. 35
Замена сальников коленчатого вала. 42
Головка блока цилиндров (замена прокладки) . 44
Двигатель в сборе. 55
Двигатель — общие процедуры ремонта. 64
Оси коромысел и распределительный вал (двигатели SOHC) . 64
Коромысла клапанов и распределительные валы (двигатели DOHC) . 66
Головка блока цилиндров и клапаны . 69
Поршень и шатун . 73
Блок цилиндров, коленчатый вал, маховик и пластина привода гидротрансформатора. 78
Опоры силового агрегата (Mitsubishi Airtrek, Outlander, Lancer IX и Lancer Evolution VII — IX) . 83
Опора двигателя . 83
Опора коробки передач . 83
Центральная продольная балка и опоры силового агрегата . 85
Поперечная балка передней подвески. 85
Опоры силового агрегата (Mitsubishi RVR выпуска с 1997 г.
и Space Runner . 89
Опора двигателя. 89
Опора коробки передач. 89
Опоры силового агрегата. 90
Поперечная балка передней подвески . 90
Система охлаждения. 92
Проверка и замена охлаждающей жидкости. 92
Проверки на автомобиле . 92
Термостат . 92
Насос охлаждающей жидкости. 94
Шланги и трубки системы охлаждения . 95
Радиатор и вентилятор системы охлаждения (модели с электровентилятором). 99
Радиатор и вентилятор системы охлаждения (модели с приводом вентилятора от ремня) . 108
Система смазки. 110
Моторное масло и фильтр. 110
Датчик аварийного давления масла . 110
Проверка давления масла в системе смазки . 110
Датчика и клапаны. 110
Масляный поддон, корпус масляного насоса и уравновешивающие валы. 111
Маслоохладитель (двигатель 4G63T). 118
Система впрыска топлива (MPI) . 120
Общие правила при работе с электронной системой управления. 120
Диагностика системы впрыска топлива . 121
Общая информация. 121
Стандартная схема поиска неисправностей. 122
Проверка индикатора "CHECK ENGINE"
(проверь двигатель) . 128
Считывание кодов неисправностей без тестера (тип STD) . 128
Считывание диагностических кодов неисправностей с помощью тестера . 129
Удаление диагностических кодов неисправностей без тестера . 130
Диагностика автомобиля с системой OBD-II (EOBD) . 130
Рекомендации к поиску неисправностей по кодам.130
Проверка с использованием функций "SERVICE DATA" и "ACTUATOR TEST" тестера. 130
Данные текущего состояния двигателя ("стоп-кадр"). 130
Поиск неисправностей при дорожных испытаниях.130
Пояснения по работе системы в аварийном режиме (замены некорректных сигналов). 131
Периодическое обслуживание. 156
Проверка и регулировка троса педали акселератора. 156
Стравливание остаточного давления из топливопровода высокого давления. 156
Проверка работы топливного насоса . 157
Очистка корпуса дроссельной заслонки (кроме Outlander, Airtrek, Lancer IX и Lancer Evolution VII — IX) . 158
Очистка корпуса дроссельной заслонки (Outlander,
Airtrek, Lancer Evolution VII — IX, Lancer IX). 159
Регулировка положения винта заводской регулировки (кроме Outlander,
Airtrek, Lancer IX и Lancer Evolution VII — IX). 159
Регулировка базовой частоты вращения холостого хода (кроме Outlander с 4G63T). 159
Содержание Содержание 323
Регулировка датчика положения дроссельной заслонки (кроме Outlander с 4G63T). 160
Регулировка датчика положения педали акселератора и датчика-выключателя полностью отпущенной педали акселератора (Outlander с двигателем 4G63Т) . 162
Проверка давления топлива. 162
Проверка компонентов системы впрыска топлива (MPI) . 164
Расположение компонентов системы . 165
Главное реле системы впрыска и реле топливного насоса. 165
Резистор топливного насоса (Lancer Evolution IV — IX) . 172
Реле сервопривода дроссельной заслонки (Outlander с двигателем 4G63T) . 172
Датчик температуры воздуха на впуске. 172
Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе (Lancer Evolution IX) . 172
Датчик температуры охлаждающей жидкости. 173
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 173
Датчик положения дроссельной заслонки (кроме Outlander с двигателем 4G63T) . 174
Датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки . 174
Датчик положения педали акселератора (Outlander с двигателем 4G63T) . 174
Датчик-выключатель полностью отпущенной педали акселератора (Outlander с двигателем 4G63T) . 174
Кислородный датчик (RVR выпуска с 1997 г.,
Space Runner, Galant и Eclipse) . 175
Кислородный датчик (Outlander, Airtrek,
Lancer IX, Lancer Evolution VII — IX) . 175
Кислородный датчик (Delica и L200) . 177
Форсунки. 177
Сервопривод дроссельной заслонки (Outlander с двигателем 4G63T) . 178
Резистор форсунок (Lancer Evolution IV — IX) . 179
Сервопривод регулятора оборотов холостого хода (кроме Outlander с двигателем 4G63T) . 179
Электромагнитный клапан регулирования давления топлива (модели с двигателем 4G63T). 180
Клапан VVT — электромагнитный клапан управления подачей масла (Lancer Evolution IX) . 180
Датчик дифференциального давления в топливном баке (модели для Северной Америки) . 180
Проверка компонентов системы впрыска топлива с помощью осциллографа. 181
Датчик массового расхода воздуха. 181
Датчик положения распределительного вала и датчик положения коленчатого вала . 181
Форсунки . 181
Сервопривод регулятора оборотов холостого хода (кроме Outlander с двигателем 4G63T). 182
Катушка зажигания и силовой транзистор . 182
Проверки на разъеме электронного блока управления двигателем. 183
Форсунки. 212
Корпус дроссельной заслонки. 214
Топливный бак . 216
Электронный блок управления двигателем (Outlander, Airtrek, Lancer и Lancer Evolution VII — IX). 227
Блок резисторов и реле (Lancer Evolution VII — IX) . 228
Система снижения токсичности ОГ. 229
Общая информация. 229
Система принудительной вентиляции картера . 229
Система улавливания паров топлива . 230
Система рециркуляции отработавших газов . 235
Системы впуска, выпуска и турбонаддува. 241
Система турбонаддува (двигатель 4G63Т) . 241
Проверка компонентов системы подачи воздуха на выпуск (Mitsubishi Lancer Evolution) . 244
Воздушный фильтр . 244
Промежуточный охладитель наддувочного воздуха (двигатель 4G63T) . 247
Система подачи воздуха на выпуск (Mitsubishi Lancer Evolution) . 247
Ороситель промежуточного охладителя наддувочного воздуха (Lancer Evolution VII, VIII и IX) . 247
Впускной коллектор. 252
Выпускной коллектор (кроме двигателя 4G63T) . 267
Выпускной коллектор и турбокомпрессор (двигатель 4G63T) . 270
Трубы системы выпуска, глушитель и каталитический нейтрализатор . 275
Система зажигания. 281
Общая информация . 281
Проверки . 281
Свечи и катушки зажигания . 284
Датчики. 286
Система запуска. 289
Общая информация . 289
Проверки и регулировки. 289
Стартер . 290
Система зарядки. 296
Общая информация . 296
Меры предосторожности при обслуживании. 296
Проверка падения выходного напряжения генератора. 296
Проверка тока отдачи генератора. 296
Проверка регулируемого напряжения. 297
Генератор. 298
Снятие и установка . 298
Разборка . 304
Проверка деталей генератора . 304
Сборка. 305
Проверка формы сигнала выходного напряжения генератора на мотор-тестере (осциллографе). 306
Схемы электрооборудования . 307
Пояснения к схемам электрооборудования . 307
Схемы электрооборудования (Mitsubishi Airtrek).310
Система пуска двигателя. 310
Система зарядки. 310
Система зажигания. 310
Система управления электровентиляторами. 311
Система управления двигателем . 311
Система управления двигателем . 314
Схемы электрооборудования (Mitsubishi RVR выпуска с 1997 г.) . 316
Система запуска . 316
Система зажигания. 316
Система зарядки. 317
Система управления электровентиляторами. 317
Система управления двигателем 4G63-T/C (модели с МКПП) . 318
Система управления двигателем 4G63-T/C (модели с АКПП). 320
Содержание . 322


Lore-in-Lei

Dancing in the dark

Попереключайте коробку пока у вас 2700 и плюс ко всему коробас нагнется. Это ж какая нагрузка на коробку. Или не трогаться пока машина не прогреется и только тогда ехать.

если, кстати, сразу после завода машины перевести коробку в положение "задний ход" или режим D, то обороты сразу приходят в норму. Но, я думаю, если я так буду "играться" с коробкой, то добью и ее. Уже не знаю, что лучше, то ли на 2700 машину 3 минуты греть, то ли в режим R коробку ставить и прогревать на нормальных оборотах. Нет, знаю, конечно, лучше на сто ехать и ремонтировать, только вот не знаю, к кому ехать. Никто уже доверия не внушает.

Так я не совсем поняла про лямбда-зонд? что значит отключить? а разве машина будет без него ездить?


Lore-in-Lei

Dancing in the dark

еще вопрос а какой объем бензобака rvr sport gear 93 г ? 55 л или 60?


REPS

еще вопрос а какой объем бензобака rvr sport gear 93 г ? 55 л или 60?

бак 55 л , а про повышенные (если не заедает тросик заслонки) или пониженные обороты , глохнет , причина одна это МОТОРЧИК ХОЛОСТОГО ХОДА , это болезнь ММС , новый стоит дорого , б/у брать лотерея , семь лет у меня такая машина ,


Lore-in-Lei

Dancing in the dark

REPS, спасибо за инфу. На выходные планирую на сто ехать, нашла по рекоммендациям, вроде, более менее адекватных. Скажу им про моторчик, пусть размышляют. А то я уже устала думать

а вы новый брали? Они на заказ идут?


REPS

REPS, спасибо за инфу. На выходные планирую на сто ехать, нашла по рекоммендациям, вроде, более менее адекватных. Скажу им про моторчик, пусть размышляют. А то я уже устала думать

а вы новый брали? Они на заказ идут?

В карсити три года назад 65000 тен стоил ,сейчас вроде дешевле , я взял б/у за 20000, менял сам .


Lore-in-Lei

Dancing in the dark

если все-таки это моторчик, то тоже б/у брать будем


REPS

65 000. не хило .

если все-таки это моторчик, то тоже б/у брать будем

б/у в сборе с заслонкой надо смотреть , обрезанные трубки и провода торчат ,TPS датчик установлен, желательно чтоб с японии а не сместного разбора. в Аксае , Мамышулы Домостроительная где троллейбус разворачивается есть разбор


Lore-in-Lei

Dancing in the dark

так-с..я как раз живу на момышулы домостроительной.

все, поняла, где это. Спасибо!


oleghwang

такой моторчик стоит 12-14000 на карсити подходит от хундай


oleghwang

Лорелея после чего стали прыгать обороты, не после чистки дроссельной заслонки?

Если да, то там происходит нехорошее действо, после которого нужно дня три поездить с такими оборотами и потом все приходит в норму, но большая часть людей не дожидаются, включая меня, и они начинают крутить все болты, упорный, байпас, и сам дроссель, и ловят от этого гемор, после которого нужно долго и муторно все настраивать взад, совет съездить на встречу рврводов, там все подскажут. зы ох и гемора я отхватил с ээтой авто, и до сих пор хватаю, даже в жопу вчера въехали


REPS

Лорелея после чего стали прыгать обороты, не после чистки дроссельной заслонки?

Если да, то там происходит нехорошее действо, после которого нужно дня три поездить с такими оборотами и потом все приходит в норму, но большая часть людей не дожидаются, включая меня, и они начинают крутить все болты, упорный, байпас, и сам дроссель, и ловят от этого гемор, после которого нужно долго и муторно все настраивать взад, совет съездить на встречу рврводов, там все подскажут. зы ох и гемора я отхватил с ээтой авто, и до сих пор хватаю, даже в жопу вчера въехали

Я сам чистил , продувал ,вдувал , ждал когда он настроится , кучу инфы прочитал , заменил и всё стало в норму , а когда долго не встают обороты на место после отключения аккумулятора это уже повод замены МХХ.


zhabass

Такой узел был поистине революционным. Скажу больше, ММС внедрил полностью независимый электронный дроссель. У Toyota или Nissan электронный дроссель на первых моделях все же имел физическое тросовое управление,что давало, и при отключении узла в нештатных ситуациях, управлять заслонкой в районе 10%. У ММС это управление было реализовано при помощи изменения подачи топлива (с оговоркой на исправность датчика положения педали акселератора). На фотографиях примеры заслонок разных двигателей GDI.

Дроссельная заслонка ММС pajero
Дроссельная заслонка ММС pajero1


Электронный дроссель позволил реализовать тонкое управление питания воздухом двигателя при различных режимах работы. Но, как и в любой системе в процессе эксплуатации выявилось множество недостатков, проблем и недоработок. Мы покажем и расскажем, как диагностировать электронный дроссель и правильно с наименьшими затратами исправлять его проблемы. Рассмотрим эти проблемы более детально.

Диагностика системы:

При эксплуатации происходит постепенное загрязнение дроссельной заслонки продуктами сгорания как по линии электромотора EGR, так и по линии вентиляции картера. При этом обороты мотора постепенно занижаются, двигатель на перекрестках, при резком сбросе газа, нередко останавливается. Владельцу автомобиля приходится балансировать между двумя педалями тормоза и газа,чтобы двигатель не заглох. Данная проблема выявляется на компьютерной диагностике - по изменению на сканере в текущих данных параметра положения дросселя . Данные сканера о положении TPS - пограничные значения для очистки TPS(Main) 750мв. На фото выстроенные параметры на мониторе сканера для анализа работы электронной дроссельной заслонки. Два канала датчиков TPS, APS, признак холостого хода, режим сгорания. По этим данным в графическом режиме можно протестировать работоспособность датчиков их настройку. Примеры параметров на экране монитора диагностического сканера.

Показания датчиков на мониторе сканера.
Датчики заслонки

датчики заслонки 4G93GDI
 Датчики заслонки 4G64GDI

Пример показаний датчиков для анализа работы дросселя
Анализ работы датчиков в графическом режиме

При диагностировании и по показаниям сканера - загрязнение дросселя оценивается визуально по наличию в раструбе заслонки грязи (пыльномасляных отложений). Затем, для подтверждения данных, нужно проверить заслонку на заклинивание - нажать на заслонку до упора и отпустить.

PA221
PB094

PB226
PB180217

P026
P038

hot 6

Проблемы дросселей и методы устранения.

DTC 0004
DTC 0013

DTC 0000


На заслонках с круговым магнитом определить срыв можно визуально или при помощи обычного компаса. На фото заслонка сильно приоткрыта. На следующем фото правильный угол открытия заслонки10-12гр относительно вертикальной оси.


На заслонках следующего поколения с трапециевидным сердечником процедура проверки аналогичная. Предварительно диагност должен проверить положение на сканере по параметрам датчика положения заслонки. Физически проверяют положение заслонки и её возврат при нажатии. Если нет пружинного возврата (при условии чистой заслонки) или заслонка стоит с большим углом открытия – значит, есть проблемы с магнитами.На круговом магните смещение определяют по заводским каплям клея. При смещении виден разрыв капли. Примеры срыва магнитов заслонок разных двигателей. Небольшое смещение - и сильное смещение.

P513
P260

PA319
PB085

PC056
PB125


Ремонт заключается в ориентации кругового магнита в правильном положении по прежним отметинам клея, либо по градусам совместно с компасом. И последующей фиксации магнита к сердечнику. Для ориентации демонтируют железный сердечник, магнит обматывают изолентой и пассатижами прокручивают магнит в нужном направлении.

Потеря данных адаптации заслонки.

Регулировка датчика положения заслонки TPS.

Датчик положения дроссельной заслонки – это переменный резистор. Он изготовлен по технологии напыления на керамическую подложку резистивного слоя (дорожки). По слою двигается контакт. На фото примеры расположения датчиков на заслонках. И описание контактов для регулировки.

PB329
P598


Для стабильности работы системы в датчике применены два канала. В процессе эксплуатации слой стирается или разрушается - работа блока дросселя нарушается. При замене датчика TPS его положение нужно правильно отрегулировать. Устанавливаем датчик на корпус, отключаем электромагнит, включаем зажигание - прижимаем диск до упора и выставляем показания на сканере или по вольтметру- 450мВ по второму каналу для двигателя 4G93(94). 520мВ для двигателя 4G63(64). Затем фиксируем положение датчика болтами. Выключаем зажигание, подключаем электромагнит. Далее стираем ошибки. И прописываем новые показания, обучением заслонки - как описывалось выше.

Поломка блока управления заслонки

На фото примеры блоков управления заслонками.


В моей практике были случаи, когда выходил из строя блок управления заслонкой. При этом предсказать поведение заслонки становилось невозможно. Происходит хаотичное движение заслонки (дрожание), а сама заслонка может издавать пищащий звук.

Во время движения машины отдачу мотора, то есть обороты вращения коленвала регулирует водитель, нажимая на педаль акселератора. В принципе, так же можно было бы поступить и с работой силового агрегата на холостых оборотах, но это крайне неудобно, поэтому и возникло само понятие холостого хода – режима, при котором двигатель работает на минимальных оборотах и не глохнет. Регулировка оборотов на холостом ходу производится по-разному на моторах с инжекторной системой впрыска и карбюратором: в первом случае за это отвечает бортовой компьютер в паре с регулятором ХХ, во втором – сам карбюратор. Но периодически их настройки сбиваются, что приводит к необходимости осуществления регулировки холостого хода вручную – если этого не сделать, двигатель будет работать в режиме ХХ нестабильно или и вовсе глохнуть.

Как отрегулировать холостой ход

Почему требуется регулировка холостого хода

В инжекторных автомобилях режим холостого хода обеспечивается тандемом ЭБУ – РХХ. Именно бортовой компьютер, руководствуясь данными, поступающими от датчиков, руководит процессом подачи воздуха в камеру сгорания. Если возникает необходимость в увеличении/уменьшении мощности мотора, он отдаёт соответствующую команду на исполнительное устройство, которое соответствующим образом изменяет объёмы воздушного потока, направляемого в камеру сгорания.

В идеале эта система самодостаточна, но в процессе эксплуатации возникают неполадки, приводящие к сбоям в работе – в результате ЭБУ получает недостоверную информацию и соответствующим образом управляет работой мотора.

Отметим, что на инжекторных авто конструкция системы впрыска может различаться, поэтому и комплекс причин, приводящих к неполадкам работы силового агрегата на ХХ, может быть разным.

Причины неправильной работы мотора на холостом ходу могут быть вызваны неполадками в работе следующих агрегатов:

На холостом ходу дроссельная заслонка перекрыта, двигатель работает без её участия. Но если тросик, являющийся связывающим звеном между педалью акселератора и ДЗ, слишком перетянут, имеет заломы, закис или есть другие проблемы в данной цепи, будет иметь место эффект нажатия педали газа без участия водителя. Другими словами, двигатель будет работать на ХХ на повышенных оборотах, пока неисправность не будет устранена.

В современных автомобилях увеличенные обороты вращения коленвала на холостом ходу при непрогретом моторе обеспечиваются специальным устройством, которое работает в паре с датчиком температуры, определяя, прогрет ли силовой агрегат в достаточной мере, чтобы понизить частоту его вращения путём уменьшения подачи воздуха. Неисправность в работе самого температурного датчика, а также исполнительного механизма данной системы приведёт к тому, что в холодном режиме двигатель будет глохнуть.

Датчик температуры двигателя

Датчик температуры двигателя

Канал холостого хода присутствует на практически всех инжекторных авто. Он представляет собой альтернативный путь доставки воздуха в КС и работает в обход основного, поскольку при холостом ходу дроссельная заслонка перекрыта. Его засорение – ещё одна причина уменьшения количества оборотов работы силового агрегата на ХХ.

Наконец, причиной нестабильной работы мотора без нагрузки может заключаться в неисправности датчика ХХ. Принцип работы регулятора холостого хода, устанавливаемого в упомянутый выше канал, заключается в обеспечении изменения зазора между камерой сгорания и впускным клапаном посредством поступательного движения штока. Последнее, в свою очередь, работает под управлением бортового компьютера, который и отсылает на регулятор соответствующие команды. Проще говоря, задачи РХХ следующие:

  • обеспечить плавный переход на режим холостого хода при отпускании педали акселератора,
  • повышение оборотов при пуске холодного мотора,
  • увеличение подачи воздуха, если на ХХ выросла нагрузка на двигатель (при включении автокондиционера, мощного медиапроигрывателя, световых приборов, подогрева сидений/зеркал).

Неисправность РХХ также становится причиной проблем с работой мотора в данном режиме.

Если говорить о карбюраторных силовых агрегатах, то здесь дела обстоят ещё хуже, поскольку никакой автоматики здесь не предусмотрено, а все регулировки осуществляются непосредственно на самом карбюраторе. За это ответственен специальный регулировочный винт, вращение которого позволяет увеличить/уменьшить подачу воздуха, соответственно обедняя или обогащая топливо-воздушную смесь. Сбитая настройка этого винта часто становится причиной нестабильной работы двигателя на ХХ.

Второй распространённой причиной подобных проблем может быть воздушная заслонка, которая по ряду причин может полностью не открываться.

Наконец, к плавающим оборотам СА на холостом ходу может привести заслонка первой камеры – её механический дефект или неправильно настроенный привод станут причиной её неполного закрытия.

На карбюраторных авто причиной увеличения/уменьшения оборотов ХХ может стать и неисправности механизма обеспечения хода поплавка, что приводит к повышению/понижению уровня горючего в поплавковой камере с соответствующими последствиями.

В любом случае отклонения в работе двигателя транспортного средства на ХХ не должны оставаться без внимания, однако процедура регулировки частоты вращения силового агрегата сильно разнится для инжекторных и карбюраторных авто.

Регулировка ХХ на карбюраторе

Обладатели автомобилей с карбюраторной дозировкой топливовоздушной смеси наверняка не единожды сталкивались с необходимостью выполнения процесса регулировки этого устройства. Строго говоря, в этой процедуре нет ничего сложного, и это одно из немногих преимуществ карбюратора над инжектором.

Перед тем, как приступать к настройке холостого хода, подготовьте минимально требуемый набор инструментов (потребуются отвёртка и гаечные ключи, конкретные размеры которых зависят от типа и модели карбюратора). Принцип осуществления регулировки заключается в выставлении такого количества оборотов ХХ, при которых будет обеспечена стабильная работа силового агрегата на минимальных оборотах коленвала.

Впрочем, и в этом случае выход есть – подключении к бортовой электросети внешнего прибора. В принципе, многие водители на показания тахометра не смотрят, руководствуясь слухом и другими внешними признаками при определении необходимой частоты вращения коленвала. Однако наиболее точно выставить обороты ХХ удаётся только на машинах с тахометром.

Регулировка ХХ на карбюраторе

Итак, процедура регулировки уровня ХХ на карбюраторном двигателе выполняется в следующей последжовательности:

Обычно на нём устанавливается пластиковая заглушка, которую придётся демонтировать. Проблема в том, что голыми руками этого не сделать. Обычно в пластик закручивают саморез и затем его вытаскивают вместе с заглушкой. Второй способ заключается в прокалывании пластика посредством шила, а в образовавшееся отверстие можно вставить крючок или что-нибудь похожее.

Перед регулировочными работами посредством кручения винта качества необходимо убедиться, что момент зажигания выставлен правильно, что высоковольтные провода и свечи зажигания находятся в исправном состоянии. Необходимо также удостовериться, что отсутствует подсос воздуха извне. Приготовьтесь к тому, что производить тонкую регулировку, возможно, придётся не единожды.

Алгоритм настройки ХХ винтом качества ТВС:

  • первый этап – вращение винта до достижения оборотов коленвала максимальных значений. Крутить винт следует или против, или по направлению часовой стрелки – заранее определить необходимое направление вращения затруднительно. Главное – уловить момент, когда обороты холостого хода окажутся максимальными. При наличии тахометра это сделать намного проще, но и без прибора ориентироваться можно на слух,
  • теперь необходимо, вращая винт количества, добиться значения порядка 850-900 оборотов/минуту. Вращая винт по направлению часовой стрелки, мы добиваемся приоткрытия ДЗ и увеличения количества оборотов, вращение в противоположном направлении даёт обратный эффект. Наша задача – найти и зафиксировать такое положение винта, когда частота оборотов коленвала будет соответствовать указанному выше значению. И здесь без тахометра или мультиметра уже не обойтись,
  • теперь опять переходим к работе с винтом качества – вращаем его, чтобы показания тахометра зафиксировали 750-800 оборотов. Возможно, с первого раза этого добиться не удастся – тогда следует повторить предыдущие две итерации.

Отметим, что операция регулировки ХХ после выполнения таких процедур, как прочистка жиклёров или замена регулировочных винтов, не говоря об установке нового карбюратора, требует выполнения предварительных действий. Нужно закрутить до упора винт качества (по ЧС), после чего открутить на три-четыре оборота.

После осуществления процедуры регулировки холостого хода карбюратора убедитесь в стабильной работе мотора транспортного средства на ХХ и под нагрузкой. При этом быстрое нажатие на педаль акселератора не должно приводить к провалам в функционировании силового агрегата, а резкое отпускание педали не должно стать причиной остановки двигателя.

Если упомянутые провалы имеются, нужно повторить процесс регулировки ХХ, причём максимальное внимание следует уделить винту качества смеси. Допустимо увеличить их до девятисот оборотов, если это поможет решить проблему. Примите к сведению, что чем точнее вы выполните процедуру настройки, тем ниже будет степень токсичности выхлопа, что для карбюраторных ДВС является более актуальной проблемой, чем для инжекторных.

Довольно редко возникают ситуации, когда расширенная регулировка с использованием винтов количества/качества ТВС не даёт положительных результатов. Обычно в таких случаях реакция на вращение отвёрткой регулировочных винтов не соответствует требуемой или вообще отсутствует. Это говорит о том, что в режиме отсутствия нагрузки на мотор смесь поступает в камеру сгорания, минуя систему ХХ.

Наиболее частая причина возникновения подобной ситуации – не до конца зажатый электромагнитный клапан или наличие повреждений/дефектов в заглушке данного устройства. В таких случаях топливо попадает в КС, проходя мимо жиклёра ХХ. Более редки случаи установки данного жиклёра с размерами, несоответствующими конкретной модели карбюратора.

Для проверки работоспособности электромагнитного клапана отсоединяем на работающем двигателе провод, идущий к ЭК. Силовой агрегат должен заглохнуть, иначе это свидетельство неисправности клапана.

Проблема с уровнем горючего (излишним/недостаточным) в поплавковой камере решается проверкой работоспособности игольчатого клапана с его заменой и последующим выставлением нормального уровня, после чего регулировку ХХ следует повторить.

Регулировка ХХ на инжекторе

На автомобилях, оснащённых инжекторными двигателями, система подачи топлива считается более надёжной, однако и здесь бывают проблемы. Но возникают они, как правило, не внезапно, прогрессируя по мере эксплуатации машины. Наиболее частые проявления неисправностей подобного рода – задержки с реакцией СА на утопленную педаль акселератора, скачущие обороты при работе в режиме ХХ, потеря приёмистости, увеличения расхода горючего, невозможность работы мотора в нормальном режиме на определённых режимах.

Плохо то, что подобная симптоматика характерна для большого числа неисправностей, относящихся к самым разным узлам авто, поэтому самый простой способ локализировать причину нестабильной работы силового агрегата – провести компьютерную диагностику, которая может исключить большую часть неисправностей – от неработоспособности датчиков ЭСУД до загрязнения форсунок, от неправильного формирования топливной смеси до подсоса воздуха.

Если диагностика не выявит неисправных узлов и агрегатов, имеет смысл выполнить настройку ХХ.

Итак, приводим примерный алгоритм действий, объясняющий, как отрегулировать холостые обороты на инжекторном двигателе.

Начинаем с проверки работоспособности датчик (который правильнее назвать регулятором) холостого хода. Это устройство представляет собой комбинацию миниатюрного шагового моторчика с исполнительным механизмом в виде штока с конусообразным наконечником. Регулировка РХХ осуществляется следующим образом:

  • отключаем плюсовую клемму АКБ,
  • демонтируем РХХ (как правило, он крепится к корпусу мотора двумя винтами),
  • производим тщательную очистку установочного отверстия датчика, используя компрессор,
  • производим разборку РХХ, что позволит оценить состояние направляющего штока. Он может быть деформирован или изношен. В этом случае проще поменять сам датчик, чем возиться с его ремонтом,
  • необходимо проверить также конусную иглу – она не должна иметь видимых признаков повреждений. Если дефекты имеются – регулятор также подлежит замене,
  • используя мультиметр, проверяем, нет повреждений в обмотке катушки датчика ХХ. Возможно, потребуется произвести очистку контактной группы,
  • собираем прибор и устанавливаем его на штатное место, запускаем мотор и проверяем его работу на всех режимах, включая, естественно, холостой ход.

Регулировка ХХ на инжекторе

Другими словами, вручную что-то регулировать не требуется – бортовой компьютер самостоятельно производит все необходимые регулировки после каждого отключения положительной клеммы аккумулятора (или отключении питающего напряжения от РХХ).

Впрочем, достаточно часто плохая работа мотора на ХХ является причиной поломки не самого регулятора, а именно сбоев в функционировании программного обеспечения. Кстати, многие параметры, оказывающие влияние на работу системы жизнеобеспечения двигателя, можно регулировать программно. Осуществляется это посредством использования специального прибора – автосканера. Зная, как работает регулятор холостого хода, устанавливаемый на инжекторном силовом агрегате, можно самостоятельно менять некоторые из его характеристик, предварительно выполнив диагностику автомобиля сканером, подключаемым к ЭБУ с использованием стандартного OBD разъема.

Если диагностика показывает, что с регулятором всё в порядке, возможно, причина заключается в несовместимости ПО с конкретной моделью РХХ. Если замена последнего на правильный вариант не решает проблему, придётся выполнить перепрошивку БК. Такая процедура в среде специалистов называется чип-тюнингом. По идее, если такая процедура выполняется профессионалами, она должна не только решить проблему нестабильной работы мотора на ХХ, но и адаптировать работу ЭБУ под конкретного автовладельца. Самостоятельно перепрошивать бортовой компьютер не рекомендуется – это может привести к появлению множества новых проблем, и далеко необязательно, что будут исправлены старые.

Читайте также: