Ямз 650 аналог рено

Обновлено: 02.07.2024

Двигатель ЯМЗ-650 является одним из немногих силовых агрегатов, который заработал популярность не только на просторах отечественно автомобильного рынка, но и далеко зарубежом. Так, некоторые китайские большегрузные тягачи эксплуатируются на этом силовом агрегате. Двигатель получил довольно широкое применение, и его устанавливают не только на грузовики, но и на вездеходы, а также военную технику.

Технические характеристики

Дизель, турбированный дизель

11 литров (11 120 см куб)

Евро 3
Евро 4
Евро 5

Мощность двигателя, л.с./об.мин

311/2000
320/2000
362/1900
362/1900
367/1900
412/1900
412/1900
422/1900

Крутящий момент, Нм/об.мин

1215/1100-1300
1569/1100-1400
1670/1100-1300
1765/1100-1400
1800/1100-1300
1870/1100-1300
1911/1200-1400
2000/1100-1300

Материал исполнения блока и головки

800 000 — 1 000 000 км пробега

МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501
Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902
Тонар-5422, 6528
МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007

Конструктивные особенности

Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке.
Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.

На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.

Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3.
Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.

Модификации

На базе основной модели выпускались модификации силового агрегата:

  • ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501.
  • ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501.
  • ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин.
  • ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
  • ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
  • ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин.
  • ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.

Обслуживание

Обслуживание двигателя ЯМЗ 650 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Двигатель ЯМЗ 650

Двигатель ЯМЗ-650.10-04, ЯМЗ-650.10-14 вид слева

Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 650 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.

6-цилиндровый дизельный силовой агрегат ЯМЗ-650 представляет собой русифицированную версию знаменитого французского мотора DCi11, создателем которого является Renault Trucks. Российские конструкторы приобрели лицензию на собственную сборку таких моторов в далеком 2006-м году, даже не подозревая о том, что их творение получит столь широкое распространение не только в РФ, но и на территории других стран СНГ.

  1. Происхождение двигателя
  2. Особенности производства и конструкции
  3. Где применяется ЯМЗ-650
  4. Технические характеристики
  5. Модификации
  6. Достоинства и недостатки
  7. Цены мотора

Силовой агрегат получил широкое распространение благодаря тяжелым грузовикам от компании Renault, однако он устанавливался не только на эти машины. О том, какие ТС еще оборудовались данным мотором, каковы его особенности и преимущества, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.

Происхождение двигателя

ЯМЗ-650

Выпуск моторов, ставших темой нашего разговора, налажен на Ярославском моторном заводе. Производитель изготавливает продукцию собственными силами, используя при этом французскую оснастку и технологическую линию, которая была специально закуплена во Франции. Таким образом, речь идет о собственном производстве, а не о сборке двигателей из поставляющихся из-за рубежа деталей.

Согласно договору, подписанному между российской и французской сторонами, оборудование для запуска производственной линии было закуплено в Лионе, а специалисты Ярославского завода прошли продолжительную стажировку на базе предприятия-создателя ЯМ3-650. Примечательно то, что после приобретения лицензии на выпуск движка россиянами французы прекратили производство DCi11 (а именно так называется эта модель там), заменив ее новинкой, в основу которой лег 9-литровый дизельный мотор от Volvo.

Роль российской производственной площадки, выпускающей столь востребованные на рынке силовые агрегаты, выполняет отдельное подразделение Ярославского завода, функционирующее в г. Тутаеве - ТЭР3.

С тех пор началась новая веха в истории двигателей, которые обрели огромную популярность не только в России, но и за ее пределами, ведь именно они устанавливаются на МАЗ – ЯМЗ-650 приводит в действие самый известный грузовик Беларуси.

Особенности производства и конструкции

Собираются моторы на напольном конвейере, состоящем из двух последовательных нитей, которые делятся на ¾ и ¼ соответственно. Сборка осуществляется поэтапно, процесс полностью автоматизирован, соединение деталей и их перемещение между постами происходит на специальных тележках, грузоподъемность которых увеличивается по мере того, как процесс сборки агрегата подходит к завершению.

Первый пост – это место, где роботизированная установка выполняет гильзовку цилиндров, далее двигатель оснащается поршнями и деталями, входящими в состав кривошипно-шатунного механизма. Следующий этап – установка коленвала, после которой начинается автоматическое тестирование на предмет прокручивания.

По завершению данного этапа устанавливаются шестерни распределителя, крышка и кратер, целый ряд других деталей, а дальше происходит монтаж топливного насоса ЯМЗ-650.

Дальнейшие шаги – поэтапное оснащение будущего движка такими важнейшими деталями, как клапаны ЯМЗ-650, форсунки, штанги и коромысло, крышка клапанов. Когда с этим покончено, начинается финальный этап производства, когда устанавливается поддон силового агрегата.

После успешного прохождения будущим мотором ¾-х конвейера проходит следующее тестирование – изделие проверяют на предмет герметичности полостей с использованием потока воздуха, подающегося под огромным напором. Далее двигатель поступает на последнюю часть производственной линии, где его оснащают навесным оборудованием, коллекторами (впускным и выпускным), электропроводкой и прочими деталями электрооборудования, а также турбиной.

В противовес французскому аналогу российский продукт адаптирован под местные реалии – впускной коллектор оборудован спиралями для нагрева холодного воздуха, обеспечивающими оперативный запуск мотора при минусовых температурах.

Дальнейшим этапом следует так называемая контрольная опрессовка, необходимая для того, чтобы убедиться в надлежащем качестве сборки. Максимум внимания при этом уделяется герметичности соединений и системе охлаждения.

Перед отправкой клиенту моторы поступают на специальный стенд, где осуществляется их горячая обкатка. Благодаря столь строгому контролю на каждом этапе моторы российского производства полностью соответствуют мировым стандартам.

Где применяется ЯМЗ-650

ямз 650

Ключевым потребителем моторов стал Минский автозавод. ЯМЗ-650 ставятся на 2-хосные тягачи МА3-544ОА9, эксплуатирующиеся с полуприцепами, на самосвалы, грузовики и шасси данного производителя с весом до 52-х тонн. Также двигатели прекрасно показали себя на автопоездах, общий вес которых не превышает 65 тонн.

Технические характеристики

Характеристики силовой установки, ставшей предметом нашего интереса, с момента ее изобретения практически не изменились. Единственное новшество – появление турбонаддува, системы выхлопа отработанных газов и системы питания. Более детально с техническими характеристиками мотора можно ознакомиться в таблице ниже:

Наименование характеристики Значение
Мощность, л. с. при об/мин 311 - 412 при 2000
Объем, куб. см 11120
Число цилиндров 6
Число клапанов 24
Момент вращения, Нм при об/мин 1870 при 1300
Степень сжатия 16,4 : 1
Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Расположение цилиндров Рядное
Подача горючей смеси Непосредственный впрыск
Норма выхлопных газов Евро 3
Охлаждение Жидкостное

Модификации

Модификации мотора выполнены по аналогии с базовой моделью, различия состоят разве что в регулировке топливного оборудования.
ЯМЗ-650 – это базовая версия, соответствующая стандарту Евро-3. Мощность мотора – 412 лошадиных сил, крутящийся момент – 1900 об. в мин.
ЯМ3-651 – несколько модернизированная базовая версия, оборудованная турбиной, EGR-клапаном, форсунками и катализатором. Помпа у этой модификации характеризуется более высокой производительностью, несколько изменены также ЭБУ-настройки.

Достоинства и недостатки

 ямз

Как бы странно это ни звучало, но в процессе подготовки данного материала нам так и не удалось найти недостатков этих моторов. Владельцы транспортных средств, под капотами которых установлены такие силовые агрегаты, единогласны во мнении о том, что двигатели от Ярославского завода полностью адаптированы под отечественные условия, они с легкостью наматывают по 300, а то и больше тысяч километров.

Ремонт ЯМЗ-650 также не вызывает никаких проблем, ведь комплектующих на рынке достаточно. Силовые установки тяговитые, они с легкостью справляются со своими функциями, обеспечивая свободное перемещение тяжелой груженой техники на большие расстояния в любых условиях эксплуатации.

Цены мотора


ЯМЗ-650 являлся лицензионной копией французского Renault Trucks и изначально он собирался из французских деталей. Но постепенно Ярославский моторный завод заменяет французские детали на российские.

ЯМЗ-650 относится к 4-хтакктным дизелям. Порядок работы цилиндровой группы характерен для моторов Отто. Цилиндровая группа отлита из серого чугуна, а передняя крышка – из алюминия. Коленвал и шатун – стальные. У зубчатого венца чугунного маховика для запуска мотора установлен модуль 3,175.

У цилиндропоршневой группы гильзы цилиндра изготовлены из чугуна, составной поршень изготовлен из легированной стали и алюминиевого сплава. Головка цилиндра общая, с постоянной затяжкой. Коленчатый вал стальной, штампованный, с 7-ю опорами, с шестеренчатым приводом.

У масляного насоса передаточное число 1,31:1. Охлаждение моторной смазки происходит в трубчатом масляно-жидкостном теплообменнике. Фильтрация масла выполняется двумя фильтрами – полнопоточным и центробежным.

Топливная аппаратура c электронным управлением изготовлена компаний Common Rail System. Она поддерживает впрыск топлива под давлением вплоть до 140 МПа. Шестеренчатый топливный насос с передаточным отношением 0,5:1 оснащен парой плунжерных секций высокого давления. Фильтрация топлива выполняется двумя фильтрами – грубой и тонкой очистки.

На базовой версии – двигатель ЯМЗ-650 – установлен турбокомпрессор с центробежным компрессором и с радиальной центростремительной турбиной. На модификациях может быть установлен турбокомпрессор другого типа.

Ярославский моторный завод рекомендует использовать дизельное топливо стандарта EN-590 и марки моторного масла Total стандарта Renault Truck Oil. В качестве дублирующих марок моторного масла можно использовать Exxon Mobil Delvac, Fuchs Titan Truck Plus, Shell Rimula Super, Лукойл Авангард.

Технические характеристики

Технические и эксплуатационных характеристики двигателя ЯМЗ-650 и его модификаций:

  • Максимум мощности в 311-412 л.с. достигается на 1900-2000 обор./мин.;
  • Максимум крутящего момента в 1870, 1670 и 1215 Нм (указаны для модификаций ЯМЗ-650.10, 6501.10 и 6502.10) достигается на 1200 обор./мин.;
  • Частота оборотов холостого хода минимальная – 700 обор./мин., максимальная – 2400 обор./мин.;
  • Минимальная удельная экономичность – 143 гр./л.с.*ч достигается на 1300 обор./мин.;
  • Расход топлива на номинальной мощности – 160 гр./л.с.*ч;
  • Часовой расход топлива на номинальной мощности – 67,5/60/52 кг/ч (для модификаций ЯМЗ-650.10, 6501.10 и 6502.10).

Двигатель ЯМЗ 650

На ЯМЗ-650 устанавливается следующее дополнительное оборудование:

  • Вентилятор системы охлаждения со встроенной виско-муфтой от немецкой фирмы Behr;
  • Электрогенератор Mitsubishi. Характеристики электрического тока – 28 вольт, 90 ампер;
  • Электрический стартер Mitsubishi. Запитывается от аккумуляторной батареи;
  • Свечи зажигания (4 штук) немецкой компании Beru;
  • Реле включения средства облегчения запуска Tyco Electric;
  • Пневматическая заслонка выпуска отработанных газов английской компании GT Precision. Она работает от пневматического клапана фирмы Parker;
  • Двухцилиндровый поршневой компрессор пневмотормозов от компании Knorr Bremse (Россия);
  • Насос рулевого гидроусиления от фирмы Ixetic;
  • Механические коробки передач ZF 16S 1820 TO, ЯМЗ-1809 и 1909. Смена в них трансмиссионных масел производится через 1 или 2 года (через 60, 120, 160, 240 или 300 тыс.км пробега) в зависимости от условий эксплуатации двигателя.

Сфера применения

Дизельный двигатель ЯМЗ-650 устанавливается на МАЗ-5440 и 6430, Урал-6370 и 63685, КрАЗ-С20.2 и Н23.2.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Двигатель ЯМЗ-650.10

Технические характеристики ЯМЗ-650.10
Мощность, кВт (л.с.) 303/412
Частота вращения, мин-1 1900±25
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1870/191
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1200±100
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 190 или 140
Габаритные размеры, мм (длина/ ширина/ высота) 1286/935/1126
Масса, кг 970
Назначение, потребитель Автомобили МАЗ 4×2, 6×4; седельные тягачи МАЗ-5440А9-320-030/031; МАЗ-6430А9-320-010/020; бортовые а/м, шасси МАЗ-6303А9, -6312А9, самосвалы МАЗ-5516А9, -6501А9

Двигатель ЯМЗ-6501.10

Двигатель ЯМЗ-6502.10

Технические характеристики ЯМЗ-6502.10
Мощность, кВт (л.с.) 230 / 311
Частота вращения, мин-1 2000±25
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1215 / 124
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1200±100
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 194,5 или 143
Габаритные размеры, мм (длина/ ширина/ высота) 1286/935/1126
Масса, кг 970
Назначение, потребитель Автомобили МАЗ, Урал

Двигатель ЯМЗ-651

Технические характеристики ЯМЗ-651
Мощность, кВт (л.с.) 303 (412)
Частота вращения, мин-1 1900±25
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1911 (195)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1200-1400
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 193 (142)
Габаритные размеры, мм (длина/ ширина/ высота) 1286/955/1136
Масса, кг 1150
Назначение, потребитель МАЗ грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т

Двигатель ЯМЗ-652

Технические характеристики ЯМЗ-652
Мощность, кВт (л.с.) 303 (412)
Частота вращения, мин-1 1900±25
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1870 (191)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1200-1400
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 190 (140)
Габаритные размеры, мм (длина/ ширина/ высота) 1286/935/1126
Масса, кг 1100
Назначение, потребитель МАЗ грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т

Читайте также: