А верите ли вы что прибор который помогает определить стороны света называется спидометр

Обновлено: 03.07.2024

Туристическая викторина для детей школьного возраста

Эту интересную туристическую викторину можно провести со школьниками, её можно использовать при составлении сценария турслёта.

Верители вы?

Верите ли вы, что:

• прибор, который помогает определить стороны света, называется спидометр? (Нет, компас)

• кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? (Да)

• грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

• если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа — юг, а слева — восток? (Нет, за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад)

• пчелы ориентируются по солнцу? (Да)

• попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (Да)

• если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень — с севера на юг? (Да)

• местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (Нет, картой)

• правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да)

• олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев? (Нет)

• ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (Нет, с юга)

• цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем? (Да)

• в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

• в полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет)

• на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной тянется вдоль ствола темная полоса? (Да)

• мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов деревьев? (Нет, с северной)

Исследование проводились на базе средней общеобразовательной школы № 45 г. Ульяновска в 3 “А” классе. Для эксперимента использовалась комплексная игра “Сообщества” и экологическая игра “Суд над комаром”.

Комплексная игра “Сообщества”

Цель: повторить знания по данной теме.

Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.

Оборудование: по желанию учителя на доске могут находиться подсказки в виде таблиц.

“Это я, это я, это все мои друзья”

Цель: повторить правила поведения в лесу, на лугу, на водоёме и расширить кругозор учащихся.

Ход игры: учитель читает стихи. Если учащиеся согласны с действиями в стихотворении, то отвечают дружно ”Это я, это я, это все мои друзья!” Если нет, то молчат.

“Лес - природное сообщество. Охрана”

Мухомор увидев, я,

Мимо прохожу друзья.

Выпал птенчик из гнезда,

Трогать нам его нельзя!

Кто бруснику собирает,

С корнем клюкву вырывает?

По тропинкам кто шагает,

На жуков не наступает?

Веточки мы не ломаем,

Когда по лесу гуляем.

Съедобные грибы мы топчем и сбиваем,

А несъедобные в корзинку собираем.

Муравейник мы найдём,

Понаблюдаем и уйдём.

Магнитофон мы взяли в лесок,

И заглушили птичек голосок.

В лес собачек мы возьмём,

Спокойней птичкам будет в нём!

Ландышей нарву в лесу,

На праздник маме принесу.

Мы ежонка видали,

И домой его забрали.

“Водоём - природное сообщество”

Кто, придя на водоём,

Лилии срывает в нём?

Кто водоём не загрязняет?

Бутылки в воду не бросает.

Кто на глади зеркальной, речной,

Не нарушает уток покой.

Вот незнакомый водоём,

Буду я купаться в нём!

Если ловим мелкую рыбёшку,

То мы её бросаем кошке.

Мы улиток охраняем,

Прудовиков не обижает?

Мы машины в реке моет,

Копоть, грязь с неё отмоем.

Мы кувшинки охраняем,

И рогоз не обрываем.

“Луг - природное сообщество”

Летом по лугу гуляем,

И цветочки собираем.

Гнездо в траве мы увидали

И с птенцами поиграли.

Их в траве не обижаем.

Мы цветочки собираем,

Сачком бабочек гоняем.

Будем луг оберегать,

Его глазами изучать.

В траве полёвок мы нашли,

Понаблюдали и ушли.

Поджигаем на лугу

Весною старую траву.

Мы любуемся цветами,

Не срываем их с корнями.

Мы костёр не разжигаем,

На землю мусор не бросаем.

“Кто как весну встречает”

Игра проводится при прохождении темы “Животные весной”. Игра может быть проведена как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления изученного материала.

Оборудование: карточки с текстом на доске и на парте у учащихся.

Животные весну встречают,

Что-то в жизни изменяют.

И он вылез из берлоги.

Белка серую дублёнку

Вылез из норочки раньше всех погреть иголочки.

Вода подмочила мишке ноги

Меняет костюм на серенький.

Сменила на рыженькую дублёнку

После долгого сна выползают на прогретые солнцем места.

Лиса тёпленькую шубку

В лужице, в пруду, вымётывают икру.

Поменяла на лёгенькую шкурку.

В лесной хатке появляются волчатки.

Вылезает из норы делать новые ходы.

Списочный состав 2 “А” класса.

1. Констатирующий этап. На констатирующем этапе были поставлена следующая цель: выявить уровень развития познавательных процессов у учащихся в данном классе.

Таблица 1 - Итоговая ведомость. Оценки за тест 3 “А” класса.

Номер ответа на вопрос

1. Пахолков Дима

5. Пластинина Ксюша

6. Сёмушева Рита

7. Марченко Дима

9. Бадархаев Дима

10. Машанова Саша

11. Лиховидова Аня

13. Распутина Маша

14. Носкова Даша

15. Вахрушева Настя

16. Марьясова Катя

17. Царегород-цева Оля

Итого, общее количество набранных баллов и средняя оценка класса составила

Средняя оценка учащихся составила:

Исходя из максимальных показателей, которых бы мог набрать класс, результат работы составил бы тогда 85 баллов за ответы на вопросы и 5 баллов за проделанную работу. Здесь можно произвести расчет в процентном соотношении (в расчет берутся правильные ответы):

Всего вопросов в тесте

Не правильные ответы

Количество вопросов, N

По итогам проведённой работы видно, что 3 “А” класс обладает невысоким познавательным уровнем развития. В классе у большинства детей возникли проблемы с ответами на последние восемь вопросов, вероятно, это связано с тем, что учащиеся изучали эти темы недостаточно внимательно. В связи с этим возникает необходимость повторения учащимися 3 “А” класса ранее изученных тем и более осознанному изучению новых Необходимо обратить внимание на развитие и расширение кругозора.

2.. Формирующий эксперимент

На формирующем этапе была поставлена следующая цель: в 3 “А” классе применить экологическую игру “Суд над комаром”, направленную на развитие памяти, внимания и расширение кругозора по экологическому материалу.

С данной целью на формирующем этапе исследовательской работы, опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе, была проведена экологическая игра “Суд над комаром”. Стоит отметить, что при подготовке к игре учащиеся в течение двух недель изучали необходимую литературу и готовились подать заявку на участие. Помимо этого на уроках обществознания постоянно шел процесс повторения ранее изученного материала.

познакомить детей со специфическими особенностями добывания пищи комарами;

установить взаимосвязь между объектами живой и неживой природы;

вызвать интерес к спорному вопросу и углубить знания о насекомых;

вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; развивать творческие способности учащихся.

используя дополнительные информации, углубить знания детей о насекомых (комарах);

учить детей самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Здравствуйте, леса, реки, моря и озёра, поля и горы!

Здравствуй, всё живое!

- Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово ведущему!

- Молодость свою комар проводит в воде, а зрелость - в воздухе.

Самка комара откладывает крохотные яички куда придётся: в болото, в лужу, или в бочку с водой. Но если есть выбор, она предпочтёт места с запахом сероводорода или дрожжей.

Из яйца выходит похожая на червячка личинка. Чтобы добыть себе пищу, за сутки она процеживает сквозь себя целый литр воды. Дышит личинка сквозь трубочку, которая находится у неё на “хвосте”, выставив её над водой.

Личинка превращается в куколку, а из неё выходит взрослый комар. Его тонкое тело поддерживают длинные ноги. На голове заметны длинный хоботок и пара изящных усиков. От этих новых комаров ещё через 2 недели опять появятся комары.

- Слово главному обвинителю.

- Сколько неприятностей от комаров: они больно кусаются, место укуса распухает, а как пищат надоедливо!

Комары мучают не только людей. Двукрылые кровопийцы заставляют медведей лапами в кровь разбивать себе морду. Из-за комаров в тайге собаки жалобно скулят по ночам. Телят, жеребят, лосят кровопийцы иногда так обескровливают, что заедают насмерть!

У комаров есть уникальные рецепторы, с помощью которых обнаруживают своих жертв. Буквально “вынюхивают” их, чтобы полакомиться кровью.

- Слово предоставляется защите.

- Комары-самцы не пьют кровь, а питаются лишь соком растений. А вот комарихам кровь необходима - без неё нельзя отложить свои яички и оставить потомство. Поэтому-то и нападают они на людей и животных!

- Слово главному обвинителю!

- Комарих привлекает тёплая кожа животных и запах молочной кислоты, выделяемой кожей.

В поисках еды самки пролетают около 3 километров, а с помощью ветра - до 50! Для уточнения маршрута пользуются глазами, но видят они плохо. Ночью самки руководствуются лишь запахом. Тёплую кожу комарихи находят с помощью антенн. Самки до тех пор изменяют направление полёта, пока обе антенны не получат одинаковое количества тепла - обед прямо по курсу!

При укусе самка комара своим хоботком протыкает кожу. Комариха может выпить примерно 5 миллиграммов крови.

- Слово предоставляется подзащитным!

- Всех комаров можно разделить на 2 вида: кровососущие и некровососущие. Я принадлежу к первым. Да, комары приносят много неприятностей! Мы способны перенести возбудителей более 50 вирусных и бактериальных инфекций.

Нас уничтожают безжалостно: личинки истребляют, орошая поверхность водоёмов. Истребляют и взрослых насекомых.

Узнав точно, что малярию распространяют комары, люди объявили нам войну. Они осушают болота, разводят рыб, поедающих личинок комара, применяют вещества, уничтожающие комаров и личинок. Уничтожив нас, вы причините гораздо больше вреда, чем мы!

- Давайте выслушаем свидетелей со стороны защиты.

- Улетая из луж, болот комары уносят тонны химических элементов. Чего только нет в их маленьких тельцах: углерод, азот, фосфор, кальций, железо, марганец, молибден, бор. Комариные тучи - единственный биологический транспорт для микроэлементов в зоне тайги. Без этих микроэлементов теряют силу и травинки, и многие деревья! Деревьям, травам нужны комары!

Если уничтожить комаров, начнут голодать птицы, плохо придётся рыбам, летучим мышам. Ведь все они питаются комарами или их личинками Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты может поймать и съесть 160-170 комаров.

Нельзя допустить уничтожение комаров!

- Какое решение нам принять? Прошу внимания!

Внимательно изучив материалы дела, мы установили:

если уничтожить комаров, то исчезнут рыбы, летучие мыши, насекомоядные птицы. Это приведёт к большим бедам в природе!

насекомые всякие важны и нужны

не трогайте, не обижайте, не убивайте всё живое, которое вам встретится на пути!

помните: человек в природе - гость, а все живые существа - хозяева!

каждое насекомое делает в природе своё полезное дело!

2.. Контрольный эксперимент

На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:

  • 1. Определить результат сформированности и проанализировать уровень развития познавательных процессов.
  • 2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах.

С этой целью в классе было проведено очередное тестирование, с тем же вопросником, что был на констатирующем этапе

Чтобы ориентироваться по растениям, нужно всего лишь обращать внимание на детали, и тогда вам не будет страшно заблудиться в лесу, ведь с помощью растений и животных можно сориентироваться и продолжить путь.

Такой ориентир, как мох, является одним из самых распространенных, среди лесных указателей. Внимательно осмотрите и даже ощупайте мох, даже если дождь прошел только что и мхом покрыт весь объект, будь то огромный булыжник или ствол дерева, на северной стороне заросль мха будет плотнее, а кроме этого более увлаженной. Особенно очевидным это становится, если исследовать низ растения. То же самое, относится и к камням, валунам, разрушенным и поваленным деревьям, покрытым зарослями мха.


Если вы заблудились, предположим, на поляне, то обратите внимание на кору растущих деревьев, с южной стороны она будет светлее, суше и теплее. Именно на этой стороне находится смола, выделяемая деревом. Особенно хорошим ориентиром будет береза, по ее светлой коре можно сразу определить, что там, где она светлее южная сторона, а ее наклон поможет понять направление ветра.

Если вы потерялись в сосновом лесу, приглядитесь к коре сосен, там, где образовался слой темной растрескивающейся коры, находится север. Если прошел дождь, то сосновый ствол потемнеет с северной стороны. Из-за недостаточного количества солнечных лучей, именно эта сторона дерева будет дольше всего сохнуть, что поможет вам понять нахождение северной стороны горизонта.

Но не только стволы могут помочь сориентироваться. Если перед вами только спиленный пень, присмотритесь к кольцам, в местах, где расстояние между ними больше всего находится юг, и соответственно там, где такое расстояние минимально находится север.

Трава

Если вблизи нет деревьев и пеньков и валунов с мхом, ориентирование на местности поможет осуществить трава. В весеннее время на северной стороне поляны травы будет больше, там она будет расти заметно гуще, чем в южной стороне.

В случае когда деревья на месте вашего нахождения все же растут, приглядитесь к траве, растущей под ними, на южной стороне от дерева ее будет заметно больше, а на северной стороне она дольше не будет вянуть. Поэтому сравните состояние растительности и выберите нужную вам сторону горизонта.

Чаще всего вместе с травой растут и ягоды, присмотритесь и к ним тоже. Обратите внимание, где ягоды спелее, ярче и слаще, а где наоборот, не спелые и кислые. Так, на южной стороне ягодки спеют быстрее, чем на севере.

Если вы заблудились и поняли, что вам придется остаться в лесу на ночь, то вам пригодится информация о том, как переночевать в лесу.

Школа АБВ

Цель игры: повторить знания по данной теме.

Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.

Оборудование: по желанию учителя на доске могут находиться подсказки в виде таблиц.

  1. А верите ли вы, что прибор, который помогает определить стороны света называется спидометр? /нет, это компас/

Как ориентироваться по животным

Не во всех лесах есть много живности, в любом случае нужно смотреть за их следами, в этом случае они могут привести к ним в домик и определить южную сторону горизонта, так как именно на этой стороне теплолюбивые животные чаще всего строят свое жилище.

Можно ориентироваться по птицам, так, известный факт – весной перелетные птицы летят на север, а вот осенью на юг. Некоторые птицы, такие как горлицы, перепелки, болотные совы и кулики перелетают только в особый момент. Если вы увидели стаю этих пернатых обитателей дикой природы, значит, ветер дует с юга.

Если перелетных птиц поблизости нет, поищите птичьи домики, так, ласточки гнездятся только с северной стороны, а вот совы, дятлы и некоторые другие птицы вьют гнезда на юге.

В том случае, когда вы находитесь не в лесостепной зоне, ориентирование на местности с помощью птиц также может вам пригодиться. Только здесь стоит обратить внимание на звуки, во время тумана птиц крик усиливается? Значит, берег неподалеку.

Ориентирование в пространстве по животным Чтобы

Ориентирование в пространстве по животным

Чтобы найти выход из сложной ситуации Человек, бывая в природе, попадая в сложные ситуации, должен владеть определенными навыками ориентирования в пространстве. Способов ориентирования в пространстве много: по компасу, небесным светилам, растениям. Еще можно назвать такой способ, как ориентирование по особенностям поведения животных. Поведение животных, их особенности жизни могут быть признаками для определения сторон горизонта.

Необходимо помнить, что определяя стороны горизонта по особенностям растений и животных, не нужно ограничиваться одним способом. Чтобы не ошибиться при ориентировании в пространстве используйте несколько известных способов ориентирования. При ориентировании по любому признаку проверьте несколько раз правильность вашего вывода. Тогда вы найдете выход из сложной ситуации. Используйте в своей жизни способы ориентирования в пространстве по поведению животных. Ориентирование по насекомым Насекомые иногда совершают перемещения в пространстве в определенном направлении, часто в зависимости от небесных светил. Наблюдая за ними, можно определить стороны горизонта. Некоторые насекомые строят свои жилища, ориентируя их по сторонам горизонта. При определенных сложностях с определением своего места нахождения, наблюдая за насекомыми, например, в лесу можно найти выход из сложной ситуации По муравьям По месту нахождения муравейников относительно деревьев, пней, кустов человек может определить основные стороны горизонта север — юг. Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев, пней и кустов. С южной стороны солнце лучше пригревает, что благоприятно для жизни этих маленьких лесных жителей. Обратите внимание на то, что южная сторона муравейника всегда пологая, а северная более крутая. Рыжие муравьи могут ориентироваться по Луне и по ландшафту при возвращении домой. По их направлению движения человек в определенной ситуации может сориентироваться.

Ориентирование по пчелам В степи дикие пчелы делают свои гнезда с южной стороны склона, камней, скал. Степные пчелы устраивают свои гнезда на камнях, склонах с южной стороны. По этому признаку человек может найти южное направление и остальные направления сторон горизонта. Домашние пчелы чаще всего летят из улья и в улей сверяя свой маршрут полета по Солнцу. Из улья чаще всего летят в южном направлении.

Ориентирование по бабочкам

По сложенным крыльям, сидящей на цветке бабочки, можно определить все стороны горизонта. Если бабочка долго сидит на одном месте и переместившееся солнце начинает светить ей в бок, то она меняет положение. Бабочка поворачивает крылья узким краем к солнцу, поэтому у отдыхающих бабочек рано утром сложенные крылья направлены к востоку. В полдень сложенные крылья направлены к югу, а вечером к западу. Прекрасный способ нахождения сторон горизонта. Ваши наблюдения за поведением бабочки в теплое время года помогут в каких то сложных ситуациях.

Ориентирование по птицам Направление перелетов, их крики, места их гнезд, птичьи базары могут помочь человеку сориентироваться в пространстве. Перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг. Они ориентируются по магнитным силовым линиям Земли и по Солнцу.

Кулики, горлицы, перепелки, болотные совы, вяхири обычно совершают перелеты в безоблачную погоду и при направлении ветра с юга.

По гнездам птиц Ласточки устраивают свои гнезда под карнизами домов преимущественно с северной стороны. Сирийский поползень гнездится на обрывистой скале, обращенной на восток.

Трехпалые чайки живут на скалах огромными стаями. Они гнездятся в скалах на западных и северо-западных берегах островов. Дятлы ,совы и многие другие птицы делают свои гнезда с южной стороны.

По крику птиц Человеку, находящемуся в Арктике, Антарктике, на море, в прибрежной зоне следует обратить внимание на поведение птиц. Человек должен обратить внимание на крики птиц, шум птичьих базаров, направление перелетов, места гнезд. Если во время тумана усиливается крик птиц — рядом находится берег. Шум птичьих базаров слышен- рядом берег.


Как ориентироваться по насекомым

Ориентироваться на местности можно и с помощью насекомых, ведь они тоже двигаются не хаотично, а согласно различным правилам и, смотря за ними, можно выяснить, где какая сторона горизонта. Например, муравьи строят свои домики в южной стороне лесных объектов, потому что именно там теплее, солнце светит намного лучше и способствует их благоприятному существованию. Подробнее о том, как ориентироваться по муравейнику, можно почитать у нас на сайте.

Важно! С южной стороны муравейник пологий, а с северной крутой!

Но определить стороны горизонта можно не только с помощью муравьев. Дикие пчелы тоже строят свой улей на южной стороне. Внимательно осмотрите деревья, камни, валуны, если вы где-то обнаружите пчелиный дом, значит, это южная сторона.

Важно! Когда пчелы летят из улья, чаще всего они это делают именно в южную сторону!

Бабочки тоже лесные проводники, по ним можно определить север, юг, запад, восток. Если бабочка слишком долго находится на одном месте, присмотритесь к ее крыльям, в 12:00 они направлены к югу, а вечером повернуты к западной стороне. А вот с утра ее крылья смотрят на восток.

Если вам необходимо задержаться в лесу на длительное время, вам пригодится статья о том, как добыть пропитание в лесу, прочитать можно у нас на сайте.

Самое важное во всех этих правилах, это помнить о том, что использование только лишь одного способа может не принести необходимого результата. Примените все известные и доступные вам способы, чтобы определить сторону горизонта!

Автор публикации

не в сети 3 года

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.

Очень часто, когда я находился на рыбалке, охоте или в походе в незнакомой местности вставал вопрос о необходимости определения своего местоположения относительно сторон горизонта. В этом мне помогал такой прибор как компас.


Прибор для определения сторон света

До открытия компаса абсолютно все мореплаватели могли ориентироваться исключительно при помощи звезд. Этот способ являлся очень ненадежным, т.к. пользоваться им можно было только в ясную погоду. Многие историки современности считают, что компас изобрели в древнем Китае в 1 веке до нашей эры. В то время компас изготавливали из небольшого кусочка металла, который специально намагничивали. Этот кусочек металла прикрепляли к дощечке, расположенной в сосуде с водой.

В последующие века компас совершенствовался и видоизменялся несколько раз. В настоящее время используется компас, который состоит из пластмассового или металлического корпуса в виде круга, ровно посередине этого круга расположена острая игла. На игле в свободном положении находится магнитная стрелка. Корпус компаса закрыт стеклом, внутри которого находится тормоз. Тормоз плотно прижимает стрелку к стеклу. В нижней части компаса расположен лимб, который посередине пересекается двумя линиями под прямым углом. На концах этих линий расположены буквы С, Ю, З, В. Буквы обозначают названия сторон горизонта.


Какие виды компасов существуют

Существуют различные виды компасов, вот некоторые из них:

  • обычный компас (магнитный);
  • компас электронный;
  • горный компас или геологический.


Магнитным компасом пользуются военные, туристы, охотники и многие другие. Такие факторы как простота и надежность играют весомую роль при выборе компаса.

Электронный компас - это технически весьма сложный прибор, работа которого основана на действии специальных датчиков.


Эти датчики включаются в работу спутниковой навигации при поиске нужных координат. Большим недостатком такого вида компаса является то, что это технически сложный прибор, и при нечаянном падении или ударе он может выйти из строя.

Читайте также: