Чем отличается медицинское освидетельствование от медицинского осмотра водителей

Обновлено: 01.07.2024

Административная ответственность, предусмотренная статьями 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Соотношение между мг/л и промиллями = 0,45

1 промилле = 0,45 мг/л

сохраняя пропорцию 0,16 мг/л=0,16 / 0,45 = 0,3555

0,16 мг/л = 0,356 промилле

С учетом всех погрешностей алкотестера показания не должны превышать 0,16 мг/л или 0,356 промилле

Существует два вида освидетельствования.

Медицинское освидетельствование (МОСО)— проводит врач (в сельской местности — фельдшер) в соответствии с нормативными документами Минздрава РФ.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ОСАО)- проводится инспектором ДПС в присутствии двух понятых или фиксации процедуры на видео.

Водитель может отказаться от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, тогда он подлежит направлению на медицинское освидетельствование или инспектор может отпустить водителя.

Согласно изменениям в указанный приказ Минздрава РФ, врач выносит заключение о состоянии опьянения несмотря на отсутствие или наличие клинических признаков опьянения.

Требоваиня предъявляемые к процедуре медицинского освидетельстваования на состояние опьянения (МОСО).

Освидетельствование может проводиться:
– в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг;
– в специально оборудованном для проведения медицинского освидетельствования передвижном медицинском пункте, соответствующем установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

В приказе Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" содержатся требования к передвижному медицинскиму пункту:
– салон должен быть оборудован резиновой дорожкой шириной 0,6 м и длиной не менее 3 м для проведения пробы на устойчивость походки;
- высота салона при этом должна быть не менее 1,85 м;
– проемы дверей должны быть оборудованы подножками;
– салон должен быть оборудован 2 рабочими сиденьями для медицинского персонала, сиденьем для освидетельствуемого и рабочим столом. Встроенная мебель должна иметь в своем составе вешалку для верхней одежды;
– бортовой холодильник для хранения биологических проб должен иметь объем не менее 10 л;
– салон ППМО должен быть оборудован умывальником с запасом чистой воды не менее 7 л и емкостью для сбора отработанной воды объемом не менее 10 л, биотуалетом, а также съемным пластмассовым (герметичным) мусоросборником не менее 30 л;
– передвижной пункт (автомобиль) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения должен иметь регистрационное удостоверение Минздрава России.

Медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом – фельдшером), прошедшим на базе наркологического учреждения подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, утвержденной приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308. Данная подготовка у врача должна подтверждаться документом с указанием даты выдачи, подписью руководителя наркологического учреждения и печатью учреждения. Срок действия такого документа составляет 3 года.

Процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения состоит из двух этапов:
– проведение клинического обследования (описывается поведение человека, его реакции, давление, нистагм и прочие признаки) ;
– использование специальных приборов для определения алкогольного или забор биологической жидкости для определения наркотического опьянения.

При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе отбирается проба биологического объекта (моча) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение в соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 20 декабря 2006 г. № 6840-ВС. Средство (вещество), вызвавшее опьянение, за исключением алкоголя, определяется по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта, проводимого на средство (вещество) или его метаболиты в установленном порядке. Определение наличия наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ (услуг). Результаты химико-токсикологических исследований при определении наличия наркотических средств или психотропных веществ оформляются справкой о результатах химико-токсикологических исследований, форма и инструкция по заполнению которой утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475).

В случае, когда состояние опьянения установлено , согласно ст. 27.13 КоАП РФ производится задержание транспортного средства путем его направления на специализированную стоянку либо предоставление для управления транспортным средством иного лица (при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством). Водителю задержанного транспортного средства сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства и порядке его возврата при вручении копии протокола об административном правонарушении или протокола о задержании транспортного средства.

Если по результатам освидетельствования состояние опьянения не установлено, то транспортное средство не задерживается, а производство делу прекращается путем вынесения постановления.

В связи с тем, что точное определение наркотического вещества, которое вызвало опьянение, занимает продолжительное время (до 12 часов), транспортное средство задерживается. По готовности результатов исследования водитель вызывается для составления протокола о правонарушении или вынесении определения о прекращении производства по делу.


Предсменный медосмотр проводят с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов (далее — приборы), и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств и других веществ (далее — экспресс-тесты) либо путем лабораторного исследования биологических образцов, забранных у работающих.

Освидетельствование проводится путем предложения работающему совершить необходимые манипуляции в присутствии уполномоченного работника в соответствии с инструкцией по эксплуатации прибора и (или) экспресс-теста, принятой изготовителем (п.7 Инструкция об освидетельствовании работающих).

— определение наличия или отсутствия наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее — наркотические и другие вещества) в организме работающего (в случае, если имеются признаки состояния опьянения, однако состояние алкогольного опьянения не определено) (п.5 Инструкции о предсменном медосмотре).

Это загадки для студентов. О каком рабочем времени до 9 часов может идти речь, если у нас 40 часовая рабочая неделя. Тем более опасное и вредное производство. Да еще и то что в рабочее время входит все подготовительные мероприятия как обязательный медосмотр.
И спрашивается правомочны ли такие нововведения.

Действия работодателя нарушают права работников, поскольку при вредных и опасных условиях труда установлена 30-часовая рабочая неделя в соответствии с. ТК РФ «Статья 330.6. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на подземных работах.
Пишите жалобу в прокуратуру о нарушении трудовых прав работников.
Заранее благодарен за отзыв.

Вообще на уровне федерального законодательства данный вопрос не регулируется Предсменый медицинский осмотр оператор котельной должен будет проходить, только в том случае если такой осмотр предусмотрен локальнми нормативными актами организации, где работает оператор ст 8 ТК РФ.

На нашем предприятии в одном служебном автобусе едут люди у которых рабочий день начинается с 7.30 и с 8.00. Таким образом, одних привозят прямо к 7.30 и у них предсменный медосмотр и инструктаж уже включены в рабочее время, как и положено по ТК РФ, а другие, получается, прибывают на смену за 30 минут до ее начала и медосмотр и инструктаж, получается, проходят в нерабочее время, задолго до начала смены. Это как-то должно учитываться и будет ли считаться сверхурочной работой?

Медицинские осмотры и освидетельствования водителей: в чем разница между профессионалами и любителями

Необходимость проходить медосмотр определяется видом работ или вредными факторами на рабочем месте. Наличие вредных факторов устанавливают в процессе проведения спецоценки. Если работодатель не знает, имеются ли вредные факторы, можно сопоставить виды работ с Перечнем, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Пришедшие в негодность СИЗ нужно списать с составлением акта. Его рекомендуемая форма приведена в СанПиН 2.2.8.46-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 октября 2003 г. № 157.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Пять отличий медицинского осмотра от освидетельствования


В конце января т. г. вступило в силу совместное постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ, которым утверждены 2 инструкции о проведении предсменного медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Освидетельствование – совокупность действий работника, уполномоченного руководителем организации (далее – работник, уполномоченный на проведение освидетельствования), производимых в порядке, установленном Инструкцией об освидетельствовании работающих, по выявлению наличия состояния алкогольного опьянения, наркотического или токсического опьянения.

Справочно: Инструкция о порядке освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 02.12.2013 № 116/119 (далее – Инструкция об освидетельствовании работающих).

В случае использования сотрудником при исполнении государственной функции фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора, он уведомляет об этом участников дорожного движения (лиц, присутствующих при осуществлении административных процедур).

В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

В медицинском учреждении при освидетельствовании в постановление о направлении на мед. освидетельствование понятые расписались, но при них никто не предлагал прохадить освидетельствование, в суде понятые сообщили что просто расписались где им указали, при этом подтвердили то что при них мне проходить освидетельствование не предлагали! Что теперь делать? Судья вынесла решение все таки о лишении водительского за отказ от медицинского освидетельствования!

Добрый день!
Ну, что сказать. изменения в правила действий сотрудников ДПС говорят о том, что наличие (в определенных границах) понятых не требуется! Достаточной съемки на видеокамеру. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования — суть признание вины. Скорее всего будет лишение и прав и штраф.

Чем отличается психиатрическое освидетельствование от медицинского осмотра

3. ОПО и ПМО проводятся разными врачебными комиссиями. ОПО проводится врачебной психиатрической комиссией, созданной органом управления здравоохранения (то есть его вправе проводить только государственные и муниципальные медицинские организации). ПМО – врачебной комиссией по предварительным и периодическим медицинским осмотрам медицинских организаций любой формы собственности.


допускает работника к исполнению служебных обязанностей только при наличии заключения по результатам ОПО об отсутствии медицинских психиатрических противопоказаний к тем производственным факторам и видам работ, которые были указаны работодателем в направлении;

выдает работнику (будущему работнику) направление на ОПО, в котором в обязательном порядке указываются пункты перечня постановления Правительства РФ № 377, в отношении которых работник обязан пройти ОПО;

4) лицензирующие органы-уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование;
татья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации в области лицензирования и полномочия лицензирующих органов

3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;

Меня лишили прав за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, как штраф висит не оплаченных мною 30 000 рублей и как судебная задолжность еще (как вид наказания) 30 000 рублей. Подскажите пожалуйста, по истечению срока лишения — я могу не оплачивая штраф и судебную задолжность восстановить права? Или я могу сдать на права только оплатив 60 000 рублей?

Все работники предприятия проходят предварительное медицинское освидетельствование при поступлении на работу и периодический медицинский осмотр согласно Приказа минздрава №302 н от 12.04.2011 г.
Должны ли они проходить дополнительное психиатрическое обследование согласно постановления Правительства №695 от 23.09.2002 г. и №377 от 28.04.1993 г.

Здравствуйте. С учетом того, что на работу необходимо приходить трезвым, а опьянение — это нарушение трудовой дисциплины — конечно имеет право — чтобы удостовериться пьян ли сотрудник или нет.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 апреля 2019 года N ДЗ-514-ПГ

[О проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств]

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 (в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 N 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, действующая редакция приказа Минтранса России N 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

Ранее, приказом Минтранса России N 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.

Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России N 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка);

дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

При этом в соответствии с требованиями приказа Минтранса России N 152 установлено, что:

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Вместе с тем путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.

Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, приказом Минтранса России N 152 не установлен запрет на оформление одного путевого листа на нескольких водителей.

Однако, по мнению Департамента, в данном случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России N 152.

С 1 апреля вступает в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 №29н (далее – Порядок №29н) проведения медицинских осмотров.

Новые правила проведения медосмотров с 2021 года

Что изменилось? Изучаем отличия Порядка №29н от Порядка №302н

Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.

Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:

  • работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
  • работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).


Справка. Учтите, что в новом Порядке №29н отсутствует расширенный перечень информации, которую можно было взять за основу при составлении списка воздействующих на работника опасных и вредных производственных факторов. Согласно требований Порядка №29н ориентирами будут являться результаты СОУТ и само приложение Порядка №29н.

3. Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в соответствии с п.22 Порядка №29н теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:

  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

4. Обязательным требованием стало указание стажа работника в поименном списке.

6. Несмотря на отсутствие утвержденной формы направления на медосмотр, установлен список обязательных данных, которые в нем необходимо указывать: пол сотрудника, телефон и электронный адрес выбранной медицинской организации и работодателя, номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медстрахования.

7. Пунктом 11 Порядка №29н определено, что работник при прохождении медосмотра дополнительно должен иметь при себе Полис обязательного (добровольного) страхования. Раньше такого требования не было.

8. Законодательно утверждена (п.12 Порядка №29н) возможность объединения первого этапа диспансеризации (проф.осмотра) с проводимым медицинским осмотром. Результаты будут учитываться врачебной комиссией при подготовке медицинского заключения, а расходы будут подлежать оплате посредством системы обязательного медицинского страхования.

10. В новом Порядке №29н отсутствует ряд утвержденных обязательных форм (направления, списков работников), которые были присущи старому Порядку №302н.


Порядок проведения медосмотров

1. Меняем документацию
Как мы уже поняли из первого раздела, изменились новые формы документов, но не сильно. Для начала нам необходимо:

  1. Переработать список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
  2. Составить список работников, подлежащих периодическим осмотрам.
  3. Определить поименный список работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.
  4. Заполнить и выдать направление на предварительный или периодический медицинский осмотр.

2. Взаимодействуем с медорганизацией и Роспотребнадзором

а) направляем списки в Роспотребнадзор, если ваша организация подпадает в список, указанный в пункте 22 Порядка №29н. Если в списке вас нет, то переходим сразу к следующему подпункту;
б) взаимодействуем с медорганизацией:


Лайфхак. Для формализации процесса и для того, чтобы не возникало лишних вопросов, необходимо издать внутренний по организации приказ о медосмотре, в котором прописать сроки проведения, ответственных лиц, приложить календарный план и за десять рабочих дней на основании п.27 Порядка №29н ознакомить работников с приказом.

Запомните, что работник также должен поставить подпись в направлении, а ваша организация согласно п.9 Порядка №29н должна учитывать выданные направления. Порядок учета устанавливается самостоятельно, но удобнее всего завести журнал учета. Для удобства вышеуказанный пункт Порядка №29н предполагает электронный учет направлений.

в) контролируем прохождение медицинского осмотра, корректируем календарный план по необходимости, решаем организационные вопросы проведения медосмотра (подготавливаем кабинеты, если медосмотр будет проходить на вашей территории, следим за социальным дистанцированием и масочным режимом).

Если у вас и медорганизации была прописана возможность передачи данных в виде электронных заключений, то они должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью и передаваться по защищенным каналам связи. Также в пяти экземплярах и не позднее тридцати дней после периодического медосмотра должен быть выдан заключительный акт (раньше было три). Его должны передать:

  • работодателю в срок до пяти рабочих дней с момента утверждения;
  • в центр профессиональной патологии;
  • в Фонд социального страхования;
  • в Роспотребнадзор.

Свой экземпляр медицинская организация на основании п.47 Порядка №29н должна хранить 50 лет.


Справка. Пунктом 16 Порядка №29н прописано, что в заключении должна стоять отметка о выявленных медицинских противопоказаниях, если таковые имеются. Так было и раньше, но случалось, что врачи забывали ставить эти отметки, и затем это выявлялось при проверках надзорными органами.

В новом заключительном акте появился дополнительный пункт (п.45 Порядка №29н), в котором медорганизация теперь должна указать перечень впервые установленных инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.


Лайфхак. Зачастую при установлении профессиональных заболеваний Роспотребнадзор (п.2 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 №967) может затребовать от организации результаты проводимых медосмотров. Поэтому установите срок хранения заключительного акта не более трех-пяти лет.


Как мы видим, изменения в новом Порядке проведения есть, но они не меняют кардинально всю структуру проведения медицинского осмотра. Появились организационные моменты, на которые мы должны обратить свое внимание и учитывать их согласно новым требованиям. Как говорится, дорогу осилит идущий. Главное — не бояться.

Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор?

Изменилась ли форма поименного списка?

Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор?

Нужно ли отправлять список школам?

Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией?

  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору.

Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор.

Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ.

Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр?

Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр?

Студенты ранее проходили мед осмотр по п.16 Порядка №302н, сейчас должны проходить по п.25 Порядка №29н (если идут на практику детский сад)?

Подскажите, по Порядку №302н дошкольные организации проходили медосмотр по пункту 2.20, в новом Порядке №29н по дошкольным организациям пункта нет. Какой пункт указывать при прохождении медицинского осмотра дошкольных организаций?

Обязательна ли медицинская книжка работникам? В списке документов для прохождения медосмотра её нет.

Договор на периодический медицинский осмотр уже заключен на год. Работники проходят по графику согласно Порядка № 302н. С 1 апреля необходимо будет направлять работников на медосмотр по новым требованиям? Какие изменения необходимо внести в список для прохождения осмотров?

Если заключен договор с медицинской организацией на весь год, то целесообразно будет подписать дополнительное соглашение с 01.04.2021 о проведении медосмотров по новым требованиям Порядка №29н.

Списки также необходимо будет подвергнуть пересмотру согласно новых требований и ввести их в действие с 01.04.2021.

Читайте также: