Что делать если водитель потерял сознание за рулем пассажиру

Обновлено: 02.07.2024

Ответы на вопрос:

В данной ситуации могу только посоветовать полностью признать вину и заявить ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке судебного производства. Тут скорее всего суд пойдет навстречу вам. Объясняйте как было на самом деле-что вы потеряли сознание. Кстати вариант предложенный вашим адвокатом с экспертизой относительно потери сознания советую вам принять к сведению, но дело она к сожалению не развалит, а всего лишь смягчит наказание.

УК РФ Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.

Если медицинских данных по поводу проблем со здоровьем, которое могло вызвать потерю сознания нет, то не вижу смысла выбирать данную линию поведения. Можно даже пройти экспертизу, но она сто процентов будет не в вашу пользу. Отсюда вывод такой - лучший способ прекратить дело - примирение с супругой-потерпевшей на основании ст.25 УПК РФ и как следствие, отсутствие судимости. Хотя конечно пятнышко в биографии останется, поскольку прекращение дела по данному основанию является нереабилитирующим.

Артем! Ваш адвокат Вам все верно говорит.

Лучшее решение,-примирение сторон.

Да, можно конечно пытаться доказать, что это непреодолимая сила.- (именно Вы должны это доказать). Можно сделать экспертизу. Но.. неизвестно какой будет результат,-и сможете ли Вы доказать то, что хотите.. А если не сможете,-то непризнание вины только ухудшит вашу ситуацию.

А примирение сторон,-это прекращение дела, пусть и по нереабилитирующим основаниям (ст. 76 УК РФ).. но все же прекращение дела и отсутствие судимости..

Что делать после ДТП пострадавшему?

В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего. В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.

Пострадавший – водитель

В авариях пострадать могут и водители, и пассажиры, и пешеходы. Часто виновники пытаются уйти ответственности или скрыться с места ДТП. Это отягчающее обстоятельство, ужесточит наказание в будущем. Порядок действий в ДТП с пострадавшими, если водитель также получил травмы:

  1. Заглушить двигатель и включить аварийные сигналы, ручной тормоз;
  2. Осмотреть себя и пассажиров на предмет повреждений;
  3. Если травмы незначительные, убедиться, что во втором автомобиле нет пострадавших;
  4. Если водитель сильно пострадал, вызвать скорую помощь по мобильному телефону или попросить об этом пассажиров, участников аварии или прохожих;
  5. Выставить знаки аварийной остановки за 15 м до автомобиля в черте города, за 30 м за городской чертой;
  6. Вызвать сотрудников ГИБДД, по возможности сфотографировать место аварии для фиксации точного положения автомобилей.

При первой возможности необходимо убрать автомобили с дороги, не создавать препятствия движению (пункт 2.6.1 ПДД РФ). Когда всем участникам оказана помощь и водители удостоверились, что жизни окружающих в безопасности, нужно позвонить в страховую компанию и юристу. Юрист поможет скоординировать дальнейшие действия. Поведение в первые часы после происшествия очень важны. Адвокат подскажет правильный порядок действий при ДТП: какие документы проверить, какие контакты взять, что можно говорить и т.д.

Дополнительно

Люди реагируют на стрессовые ситуации по-разному. Дорожно-транспортное происшествие способно напугать, ввести в состояние аффекта или ступор. Важные рекомендации сразу после аварии:

  • Если предметы и автомобили, оставшиеся на месте происшествия, не угрожают окружающим, их нельзя трогать. Даже если другие участники аварии или прохожие просят убрать с дороги транспорт, этого нельзя делать. Водитель рискует стать жертвой автоподставы или остаться без компенсации. Рекомендуется настаивать на соблюдение ПДД.
  • Если другая сторона ведет себя агрессивно, вместе с медицинской помощью нужно вызвать полицию. В случае угроз, попыток применить физическое насилие, необходимо закрыться в автомобиле и заблокировать двери.
  • Выходя из автомобиля на оживленной трасе, соблюдайте осторожность.

При серьезных травмах водителю нельзя передвигаться самостоятельно. Постарайтесь оставаться на месте, пока не прибудет помощь.

Пострадавший – пассажир

Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:

  1. Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
  2. Проверить свое состояние;
  3. Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
  4. Вызвать скорую помощь при необходимости;
  5. Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.

Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.

Ответственности виновника ДТП с пострадавшими

Ответственность водителя и последующее наказание за ДТП с пострадавшими зависят от тяжести травм, полученных участниками происшествия. В зависимости от обстоятельств ДТП и характера травм участников, виновнику инкриминируется определенный тип ответственности (гражданская, административная, уголовная). Что грозит обвиняемому в правонарушении на дороге:

  • Выплата компенсации жертвам. Ответственность носит гражданско-правовой характер. Выплата вносится страховой компанией по полису ОСАГО. Определить, в какую страховую обращаться при ДТП, можно по полису виновника. На нем вписано название и контакты компании, которая выплатит компенсацию.
  • Штраф или лишение прав. Административное правонарушение квалифицируется в случаях, когда участники получили легкие или средние травмы. Наказание за ДТП с пострадавшими определяется в соответствии со статьей 12.24 КоАП РФ.
  • Уголовное наказание. Наказание в соответствии с нормами УК РФ вменяется, если в ДТП есть люди с тяжкими увечьями или погибшие.

Если по мнению жертв виновник не был привлечен к ответственности в достаточной мере, они вправе обратиться в суд после первичных разбирательств. Также суд поможет получить компенсацию, если страховая выплата не покрыла все расходы. В судебных процессах важно выбрать опытного юриста. Адвокаты со специализацией на ДТП и помощи пострадавшим приведут клиента к успешному разрешению дела с большей вероятностью.

Ответственность за ДТП по степени тяжести

Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.

Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:

  • Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
  • Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
  • Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.

Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.

Если пострадавший оставил место ДТП

Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний. Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.

Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб. Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля. Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.

Куда обращаться после ДТП с пострадавшими

Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:

  • Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
  • Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.

Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.

Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб. В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия. Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.

Должен ли виновник ДТП выплачивать деньги пострадавшим

Автоматических выплат со стороны виновного в аварии законом не предусмотрено. Гражданский Кодекс четко регламентирует, кто платит пострадавшему: страховая компания при наличии полиса ОСАГО. Как получить выплату страховщика:

Обратите внимание, страховые компании не компенсируют моральный ущерб. Компенсации причиненных душевных страданий взыскиваются в судебном порядке непосредственно с виновника. По иску возможно взыскание дополнительных средств, если выплаты страховщика недостаточно для полного восстановления здоровья пострадавшего.

Сколько длится дело по ДТП с пострадавшими

Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:

  • При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
  • Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
  • Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.

Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года. Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу. По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.

Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.

Остались вопросы?
Заполните форму и адвокат свяжется с вами


Какие симптомы говорят о возможной потери сознания за рулем.

Наш организм не идеален. Редко встретишь человека с давлением 120/80, которое будет соответствовать всем нормам, если только он не космонавт. Никто не застрахован от гриппа, каких-либо патологий или потери сознания. Даже если вчера вы чувствовали себя отлично, не факт, что сегодня не потеряете сознание от переутомления. Чаще в такие ситуации попадают водители, ведь именно во время управления автомобилем мозг использует все свои возможности на максимум, начиная от концентрации и заканчивая контролем мышц.

Обратимся к скучной статистике: 30% аварий происходит из-за потери сознания за рулем. И это не потому, что кому-то запрещено ездить на автомобиле. Дело в том, что от усталости, укачивания, переутомления и нехватки кислорода потерять сознание может каждый.

А сколько людей, у который есть хронические заболевания типа гипертонии, диабета, невралгии и остальных серьезных патологий?

Все это в совокупности может привести к потере сознания за рулем. И, как следствие, к реанимации или летальному исходу.

А теперь поговорим подробнее.

Стресс

Стресс – это серьезная встряска для организма. В таком состоянии вы, как бы того не хотели, не сможете нормально рассуждать и быть сконцентрированными на дороге. Все мысли будут направлены на решение проблемы, вызвавшей эмоциональное потрясение. Концентрация будет нулевая, и, как итог, шансы доехать на автомобиле целым и невредимым снижаются в геометрической прогрессии.

Лекарственные средства

Вспомните, когда последний раз вы читали инструкцию по применению валерьянки или сиропа от кашля? В голове большинства людей четко засела мысль о том, что если продают без рецепта, то инструкцию можно не читать. Никогда так делайте! В некоторых сиропах содержится вещество под названием кодеин. Он способен тормозить реакцию, рассеивать внимание и вызывать сонливость. Люди, с высокой восприимчивостью к препаратам, могут даже видеть галлюцинации.

Температура

Почему-то все знают, что пьяным за руль садится нельзя, более того, понимают из-за чего. А то, что вождение с температурой по состоянию внимания приравнивают к вождению в нетрезвом состоянии, знают немногие.

Обезволивающие

Лекарства от боли в желудке

Доказано, что многие препараты от боли в желудки могут расширяют зрачки, тем самым искажая общую картинку, которую видит водитель.

Принимая любое лекарство за рулем, обязательно прочтите инструкцию. Ведь лучше подождать час или два, пока усвоится препарат, чем подвергнуть себя большому риску.

"Вам интересен случай, когда экспертиза доказала факт инсульта, а суд обвиняет водителя в том, что он заснул?" - такое письмо пришло в редакцию, и, конечно, мы не могли им не заинтересоваться. Прежде всего потому, что резкое непредсказуемое расстройство здоровья может случиться с каждым. Есть ли шанс после этого доказать свою невиновность? Как стоит поступать в подобных случаях?

Все знают, что ПДД запрещают водителям "управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения". Это прописные истины, казалось бы, простые и понятные. Ведь никто "в здравом уме и крепкой памяти" не захочет по собственному желанию стать участником ДТП, рискнуть жизнями пассажиров и других людей, волей случая оказавшихся не в том месте не в то время.

И все же ДТП, когда водители теряют контроль над ситуацией из-за того, что уснули или потеряли сознание, не становится меньше.


Особенно часто теряют сознание водители рейсовых автобусов. Так, в 2013 г. в Ивацевичском районе перевернулся автобус "Радзiмiч" с 12 пассажирами, четверо были госпитализированы. А в сентябре 2015-го в Могилеве по такой же причине автобус выехал на встречную полосу.

Осенью того же года водитель Hyundai, ставший виновником ДТП на Партизанском проспекте, утверждал, что потерял сознание.

Один из самых нашумевших случаев, связанных с резким расстройством здоровья водителя, произошел 12 мая 2016 года на ул. Могилевской в Минске. Автомобиль Citroёn, за рулем которого находился 50-летний водитель, вылетел на тротуар и совершил наезд на двигавшихся в это время двух девушек. В результате ДТП одна из них скончалась на месте, вторая - на следующий день в больнице от полученных травм. В ходе следствия выяснилось, что мужчина страдал заболеванием, симптомом которого является систематическое кратковременное нарушение сознания, в том числе потеря сознания.

Впрочем, формулировки "болезненное" и "утомленное" состояние достаточно абстрактны и индивидуальны. В промилле их не измеришь. Но одно дело осознавать степень своей усталости (например, если долго не спать), отдавать отчет в побочных эффектах принятых препаратов или знать особенности своего заболевания. И совсем другое - внезапно утратить контроль над телом или потерять сознание.

Андрей, написавший нам письмо, утверждает, что именно это с ним и произошло.

"Андрей, машина!"

"Зимой 2015 года мы с супругой и нашим знакомым решили съездить на выходные в Вильнюс. В последний момент он решил взять с собой спутницу. Выдвинулись 12 декабря на моем автомобиле Lexus RX. Жена сидела на переднем пассажирском сиденье, попутчики - сзади. Стартовали из Минска примерно в 4.30. Решили ехать на пограничный пункт "Бенякони". Спустя час остановились на заправке, немного отдохнули, выпили чай, кофе, покурили. Примерно в 5.50 выехали с АЗС по направлению к границе. Двигались по дороге Дуды - Ивье в сторону города Ивье с обычной скоростью около 90. Я сказал пассажирам, что до границы еще километров 50, они могут вздремнуть. Потом ничего не помню. Очнулся, когда уже стоял возле машины, кто-то меня поддерживал".


Позже водитель узнал, что его Lexus RX, минуя три "лежачих полицейских", выехал со второстепенной дороги на перекресток, врезался в КАМАЗ-5308 "Любава", который следовал по главной дороге. В результате грузовик перевернулся, а Lexus вылетел в кювет.

У самого водителя - лишь небольшие порезы на лице, а травмы пассажиров были оценены судебными медиками как тяжкие. За перенесенные физические и моральные страдания женщина-пассажир потребовала с водителя 130 млн неденоминированных рублей. Другие участники ДТП претензий к водителю не предъявляли.

Следствию и суду предстояло выяснить, что же стало причиной аварии.

Мужчина-пассажир рассказал, что ни в начале пути, ни во время остановки на АЗС признаков плохого самочувствия у водителя не заметил. После того как они продолжили путь, он еще немного поговорил с водителем, а потом отвлекся на свой телефон. Спустя 2-3 минуты молчания он почувствовал удар о первый "лежачий полицейский". Он отложил свой телефон и увидел, что водитель "клюет носом", а автомобиль выезжает на скорости на перекресток. Мужчина стал кричать водителю: "Андрей, проснись!" Пассажиру показалось, что в последний момент водитель очнулся и успел вывернуть руль чуть-чуть вправо, пытаясь избежать столкновения. Однако он не может с достоверностью определить: или это водитель повернул руль, или это вышло случайно ввиду собственного движения автомобиля. При этом мужчина отметил, что водитель, по его мнению, заснул за рулем, потому что сел в теплый автомобиль после нахождения на уличном холоде.


Пассажирка, сидевшая на заднем сиденье, ничего не помнила, а супруга сообщила, что после заправки они разговаривали, уточняли маршрут поездки, муж поменял диск, включил навигатор и сказал: "До таможни осталось 50 километров". Она решила поспать и открыла глаза только после того, как услышала крик: "Андрей, машина!" Муж на крик не реагировал, как он выглядел в этот момент, женщина сказать не может, потому что "ее сковал страх", она смотрела на машину, перегородившую им путь. После аварии очнулась от слов "водитель-труп, ему уже ничем не поможешь". Выскочила из машины и увидела, что муж висит на дверце автомобиля без сознания, только хрипит, все лицо в крови. Когда муж пришел в себя, ему помогли выбраться из машины, он был "неадекватен, ничего не помнил, еле-еле стоял на ногах".

Водитель и пассажир КАМАЗа вспомнили, что нашли водителя Lexus "зажатым в двери и без сознания", он "как бы висел на дверях". А вот водитель, следовавший за грузовиком, дополнил, что светил висевшему на дверях водителю в глаза фонариком, пытаясь привести его в чувство. У водителя в это время был открыт один глаз, который не реагировал на свет. Водитель очнулся после того, как свидетель посветил ему фонариком четвертый раз.

Экспертиза за экспертизой

Кроме свидетельских показаний суд изучал и результаты проведенных экспертиз. Вот наиболее значимые выводы экспертов-автотехников:

  • угол взаимного расположения ТС в момент первоначального удара составил 97 градусов;
  • скорость автомобиля Lexus RX в момент столкновения была 50-59 км/ч.

Следственный эксперимент доказал, что с момента выезда с АЗС до места аварии машина находилась в пути 4 минуты 24 секунды.

Впоследствии эти данные каждый будет использовать как доказательство своей правоты. Суд сочтет, что угол столкновения, отличный от 90 градусов, говорит о том, что водитель в последний момент пытался уйти от столкновения. А водитель будет доказывать, что заснуть за 4 минуты, две из которых были проведены в разговорах, невозможно.


Но самое интересное в этом деле, конечно, кроется в сфере медицины. Суду в отношении всех участников ДТП были представлены выписки из Ивьевской ЦРБ. Затем в феврале 2016 года полученные повреждения каждого из них исследованы судебно-медицинскими экспертизами. Потерпевшую пассажирку после этого исследовали еще дважды: в апреле и ноябре 2016 года. К слову, последнее заключение имеет существенные отличия от двух предыдущих: в дополнение к уже названным травмам эксперт засвидетельствовал переломы еще трех ребер, два из которых с другой стороны.

Дополнительному комплексному исследованию состояния здоровья подвергся и водитель. Сам он отмечает, что этого ему удалось добиться только после жалобы в Государственный комитет судебных экспертиз и признания предыдущей экспертизы недостаточно обоснованной:

"Эксперт провел три экспертизы и даже не запрашивал медицинские исследования - КТ, МРТ, ангиографию, которые имелись в отношении меня в медучреждениях, где я проходил лечение. Ведь после аварии как было? Нас отвезли в Ивьевскую больницу, там нам оказали медицинскую помощь и сказали жене: нужен детальный осмотр нейрохирурга. Мы попросили знакомого приехать за нами и направились в Минск. По пути мне стало плохо, на въезде в город меня уже забрала "скорая". Так я оказался в реанимации в Больнице скорой помощи. Там были проведены все исследования и поставлен диагноз "спонтанное внутрижелудочковое кровоизлияние (от 12.12.2015) при артериальной гипертензии (возможно, за счет перивентикулярной каверномы или ангиомы)". Затем в марте я проходил лечение в РНПЦ неврологии и нейрохирургии, заключительный диагноз был идентичным. Но чтобы эти данные были приняты во внимание, мне пришлось буквально требовать привлечения комиссии профессиональных в этой области медиков".


В итоге мнение трех докторов с опытом работы от 26 до 7 лет, среди которых два кандидата медицинских наук, было единогласно: причиной внутрижелудочкового кровоизлияния, которое произошло 12 декабря, стала кавернозная ангиома (вид сосудистых мальформаций). Эта особенность, как правило, является врожденной и может себя никак не проявлять до момента разрыва стенки сосуда. Такое кровоизлияние сопровождается потерей сознания, определить время возникновения не представляется возможным.

Доказательства и их оценка

Из всего накопленного материала суд принял во внимание то, что:

  • эксперты так и не установили, "до, во время или после ДТП произошло кровоизлияние";
  • один из потерпевших сообщил, что водитель, по его мнению, "клюет носом", и полагает, что водитель заснул, попав в теплую машину после нахождения на холодном воздухе;
  • угол между автомобилями был не 90, а 97 градусов;
  • скорость автомобиля Lexus во время движения, по свидетельским показаниям, была около 90 км/ч, а в момент удара - на 40 км/ч меньше, что, "в свою очередь, свидетельствует о том, что водитель предпринял попытку экстренного торможения".


Опираясь в совокупности на эти данные, суд назвал утверждения водителя о потере сознания голословными, признал его виновным и приговорил к трем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, лишил права заниматься деятельностью, связанной с управлением ТС, на 5 лет и обязал выплатить пассажирке 10 тысяч деноминированных рублей.


"Каждый из названных судом аргументов всего лишь предположение! - возмущен Андрей. - Да, никто из медиков не смог поручиться, что кровоизлияние произошло до ДТП. Но ведь и обвинение не смогло доказать, что оно произошло после. Потерпевший предположил, что я уснул, но свидетели ведь указали, что я был без сознания. Обращают внимание, что скорость у автомобиля резко упала, но при этом суд игнорирует факт, что нигде в документах или схеме нет ни слова о тормозном пути, "следов торможения и качения моего автомобиля" не обнаружено по заключению технической экспертизы с места ДТП. Суд не стал оценивать, что водитель фуры повернул левее, чтобы предотвратить столкновение (отсюда угол 97), что заснуть за 4 минуты таким крепким сном, чтобы не проснуться на крик потерпевшего и на "лежачих полицейских", невозможно, и не обратил внимания, что у пострадавшей спустя 11 месяцев после ДТП "сломались" еще три ребра!"

По словам водителя, он намерен продолжать борьбу. Для читателей же эта история достойна внимания еще и потому, что от подобных резких расстройств здоровья не застрахован никто, а данный пример демонстрирует, насколько сложно потом что-либо доказать.

Адвокат: "Сомнения толкуются в пользу обвиняемого"


Высказать компетентное мнение по этому вопросу мы попросили Павла Колтуновича, адвоката по ДТП и автоспорам, партнер адвокатского бюро "Осипова, Колтунович и партнеры".

- Известны ли вам подобные случаи, когда суду приходилось решать вопрос о том, уснул водитель или был факт кратковременного расстройства здоровья?

- Да. Все хорошо помнят трагедию на улице Могилевской, когда погибли две девушки (об этом мы писали в материалах "Гособвинитель: "Страдал приступами нарушения сознания". Судят водителя, насмерть сбившего двух студенток" и "Водитель, насмерть сбивший девушек на улице Могилевской, получил 5 лет лишения свободы"). В данном деле как раз было установлено расстройство здоровья.

- Давайте посмотрим на историю, описанную выше. В данном случае ни одно из доказательств не свидетельствует точно о том, что явилось причиной ДТП. Такая ситуация характерна для подобного рода дел или это исключение? Учитывая, что медицина не в состоянии точно сказать, когда (до ДТП, после или во время) произошел инсульт, какие факты имеют решающее значение?

- В данном случае ключевым является вывод №6.7 заключения экспертизы, в котором сказано, что внутрижелудочковое кровоизлияние могло возникнуть "до ДТП, во время него, или после" и что "оно могло вызвать потерю сознания на короткий промежуток времени ввиду своего небольшого объема и, таким образом, могло повлиять на "поведение, возможность управлять транспортным средством".

Позиция защиты логична и последовательна: внутрижелудочковое кровоизлияние могло возникнуть до ДТП, вызвать потерю сознания на короткий промежуток времени, могло повлиять на "поведение, возможность управлять транспортным средством".

В соответствии с частью 3 статьи 16 УПК Республики Беларусь сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого.

Таким образом, если обвинение не смогло доказать, что внутрижелудочковое кровоизлияние не могло возникнуть до ДТП, не могло вызвать потерю сознания на короткий промежуток времени, не могло повлиять на "поведение, возможность управлять транспортным средством", в силу вышеупомянутого принципа презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу обвиняемого.

- С какими трудностями приходится сталкиваться при поиске доказательств по таким делам?

- Потеря сознания и обморочные состояния - явления мало изученные в отечественной медицине, в связи с чем следствие сталкивается с дефицитом инструментария по доказыванию вины водителя, что может использоваться для выстраивания линии защиты по такого рода делам. В последнее время следствием накоплен определенный опыт в расследовании дел с потерей сознания: следствием истребуется и анализируется вся медицинская документация в отношении водителя, выявляется не находился ли водителя в болезненном или утомленном состоянии, проводятся следственные эксперименты, назначаются судебно-медицинские экспертизы.

***
На момент опубликования материала мы узнали, что Гродненский областной суд отказал автовладельцу в поданной жалобе. Тот, впрочем, останавливаться на этом не собирается. Мы будем следить за ситуацией и надеемся, что медицинский и юридический накопленный опыт все же помогут расставить точки над "i" не только в этом не самом запутанном деле, но и в других схожих с ним.

Читайте также: