Чтобы случилась авария водителям разрешалось идти на обгон

Обновлено: 07.07.2024

Одна из спорных ситуаций, в которой определение приоритета в движении явно не прописано в Правилах, а в случаях ДТП решение об определении виновника может быть как в пользу поворачивающего, так и в пользу обгоняющего. При определении виновника на месте или в группе разбора в большинстве случаев признают виновным, водителя который совершал поворот, с формулировкой “Не убедился в безопасности маневра”.

С появлением авторегистраторов и возможностью видеть видеозаписи обстоятельств ДТП практика в определенных случаях стала смещаться на сторону поворачивающего, а участники Интернет дискуссий разделились на две армии.

Мы встаем на вектор примирения армий и разберем ситуацию в соответствии с Правилами дорожного движения. Помните, если все участники дорожного движения будут следовать Правилам, то дорожно-транспортные происшествия исключены, а при обгоне и повороте налево траектории транспортных средств не пересекаются . Давайте выделим , какие требования предъявляются каждому из водителей связанные с пересечением траекторий. Чтобы не перегружать материал, рассматривать будем движение на перекрестке.

Требования для обгоняющего

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

При пересечении траекторий обгоняющий будет в процессе обгона, данное требование нельзя игнорировать по отношению к поворачивающему.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

11.4. Обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
на пешеходных переходах;
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Требования для поворачивающего

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Как видите, при выполнении этих правил, исключается пересечение траекторий. Обгон просто напросто запрещен, если поворачивающий выполнил все требования Правил.

Развеем небольшой миф. “Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.” Есть мнение, что данная фраза автоматически делает виновным поворачивающего, так как поворотник не дает преимущество. Мнение не верно. Включенный поворотник не дает преимущество, но и не обязывает уступать дорогу. В данном случае включенный поворотник запрещает выполнять обгон и такой обгон будет нарушением Правил.

Преимущество

Участник движения нарушающий Правила не имеет и не может иметь преимущества перед участниками, движение которых осуществляется в рамках ПДД. Это относится не только к обгону.

“Преимущество (приоритет)” – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Обратите внимание – право на движение . В случае нарушения Правил, у обгоняющего нет права на обгон, и нет права на движение, соответственно и не может быть преимущества. Ни у кого не возникает сомнений, что водитель, который едет прямо на красный сигнал светофора не имеет преимущества перед поворачивающими на зеленый сигнал. И никому не придет в голову обвинить поворачивающий автомобиль, так как он “не убедился в безопасности маневра” . Именно с такой формулировкой обвиняют водителя, поворачивающего налево, не смотря на то, что ее не существует в Правилах. Но она звучит убедительно и многие соглашаются с этим нарушением.

“При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.” – для поворачивающего и “в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения” – для обгоняющего – это общие требования для выполнения маневров. Определяющими они могут быть только в случае отсутствия специальных регулирующих норм. В обсуждаемой ситуации выполнение специальных норм исключает пересечение траекторий .

Включенный левый поворотник запрещает выполнять обгон, требования уступить дорогу обгоняющему в нарушение Правил нет и быть не может.

Мы пришли к простому и логичному выводу, виноват тот, кто нарушает.

Однако, существует одна ситуация, когда одновременно есть право обгона и право поворота налево с пересечением траекторий, а очередность проезда уже определяется по общим требованиям пунктов Правил 8.1 и 11.1. Об этом читайте в следующем материале.

ДТП при повороте

Суть ситуации заключается в следующем. По дороге едут одновременно 2 автомобиля (синий и черный). Синий едет впереди черного. Водитель синего автомобиля хочет повернуть налево, водитель черного хочет обогнать синюю машину. Оба водителя одновременно начинают маневр и происходит столкновение на встречной полосе.

Рассмотрим, кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля и как его можно избежать. Приступим.

Если рассматривать данный тип ДТП только теоретически, то понять, почему происходят подобные ДТП, довольно сложно. Поэтому для начала предлагаю Вам посмотреть видео. В данном случае видеорегистратор установлен на черном автомобиле, т.е. на обгоняющем:

Схема столкновения выглядит следующим образом:

ДТП при повороте налево

Обратите внимание, в данном случае не имеет значения, куда поворачивает синий автомобиль. Он может выполнять поворот на перекрестке, въезд на прилегающую территорию или парковаться на свободное место на левой стороне проезжей части. В любом случае он выполняет поворот налево.

Ситуация глазами водителя поворачивающего автомобиля

Водитель поворачивающего (синего) автомобиля видит ситуацию следующим образом. Скоро мне будет нужно повернуть налево. Место поворота издалека не видно, поэтому чтобы не проскочить его, поеду помедленнее.

Ошибка водителя синего автомобиля в данном случае заключается в том, что либо он вообще не смотрит в зеркала заднего вида, либо ошибочно предполагает, что черный автомобиль не успеет его догнать.

Ситуация глазами водителя обгоняющего автомобиля

Водитель обгоняющего (черного) автомобиля видит ситуацию по-иному. Ему кажется, что синий автомобиль движется слишком медленно без особых на то причин. Водитель черного автомобиля спешит, начинает нервничать и предпринимает необдуманную попытку обгона.

Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?

В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.

Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Нарушение водителя черного автомобиля:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Таким образом на практике ситуация сводится к тому, что нужно определить, кто из водителей раньше подал сигнал поворота.

1. Если водитель синего автомобиля включил поворотник раньше, то водитель черного автомобиля при попытке обгона нарушает пункт 11.2 ПДД.

2. Если водитель черного автомобиля включил поворотник раньше и начал обгон, то водитель синего автомобиля нарушает пункт 8.1 ПДД, т.к. создает помехи другому участнику дорожного движения.

3. Если же никто не подал сигнал поворота, то виновниками ДТП будут признаны оба водителя. Соответственно, они поделят между собой затраты на ремонт автомобилей.

Казалось бы, все просто. Нужно определить, кто из водителей первым подал сигнал поворота. При разборе подобного ДТП на практике это вызывает сложности. Даже если у каждого из водителей есть видеорегистратор, видеозаписи не позволят точно разобраться в ситуации.

Регистратор черного автомобиля может зафиксировать момент включения поворотника синего автомобиля. Однако включение поворотников на самом черном автомобиле не попадает в поле его зрения. Видеорегистратор синего автомобиля вообще "не видит" поворотники участников дорожно-транспортного происшествия.

Поскольку на практике возникают сложности с доказательством вины каждого из водителей, решение суда может быть любым. Виновником может быть признан как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Как избежать ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля

В рассматриваемой ситуации любой из водителей может избежать столкновения автомобилей:

1. Водитель синего автомобиля должен внимательно оценивать обстановку, в том числе и с помощью зеркал заднего вида. Если Вы видите сзади чересчур активного и агрессивного водителя, то не выполняйте поворот. Лучше остановитесь на обочине или у тротуара и дождитесь более благоприятной ситуации.

2. Водитель черного автомобиля имеет гораздо больше возможностей для предотвращения ДТП. В первую очередь не следует нервничать, если перед Вами медленно едет автомобиль, водитель которого, кажется, засыпает на ходу. Скорее всего водитель ищет место для какого-то маневра и готовится к нему приступить.

Если же Вам трудно с этим смириться, то представьте, что за рулем едущего впереди автомобиля сидит хронический алкоголик, действия которого не предсказуемы. Он может продолжить движение прямо, может повернуть, а может включить задний ход. Поэтому к медлительному автомобилю вплотную лучше не приближаться. Создайте после него комфортную дистанцию и двигайтесь с его скоростью. Обгон выполняйте только в том случае, если уверены, что маневрировать синий автомобиль не собирается.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что на практике любой из водителей может предотвратить ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля. Это нужно обязательно сделать, т.к. результаты разбора данного ДТП в ГИБДД и суде могут быть непредсказуемыми.

Большинство российских водителей на дорогах сталкиваются с довольно наглыми автомобилистами, которые пытаются проехать быстрее остальных, они совершают обгоны и стараются встроиться назад в свой ряд прямо перед вашим авто.

Могут ли оштрафовать, если вы не уступили дорогу обгонявшему авто?

Следует подчеркнуть, что подобное поведение зачастую становится причиной ДТП. Однако, если вы не пропустите такого лихача, вам может грозить штраф? Разберемся в этой статье.

Как по правилам? Вы не поверите, но, создавая препятствия обгонщику, вы нарушаете ПДД. Допустим, едете вы в плотном потоке, разумеется, находятся водители, желающие всех обогнать и встроиться в общую массу машин.

Могут ли оштрафовать, если вы не уступили дорогу обгонявшему авто? 3

А на загородной дороге лихачи иногда вообще идут на таран лишь для того, чтобы втиснуться. Некоторые попросту двигаются по встречной полосе, до того момента, как появится автомобиль.

По мнению большинства автомобилистов, подобный водитель нарушает ПДД, однако, по словам юристов, нарушение совершают и те, кто не пропускает гонщиков. Разумеется, водитель, совершивший обгон, должен, когда возвращается в свою полосу, пропустить находящихся там водителей. Однако, по правилам дорожного движения, автомобилист не может препятствовать обгону, увеличивая свою скорость либо создавая препятствие лихачу.

Так, если вы считаете, что обязаны проучить обгонщиков, то следует вас заранее предупредить, что за это вам могут выписать штраф в размере 1 500 рублей по части 1 статьи 12.12 КоАП - за того, что вы нарушили правила расположения машины на дороге.

По этой причине, как бы вам не надоедали гонщики, которые постоянно всех обгоняют и стараются встроиться перед вами в поток, лучше не создавать им препятствия во избежание штрафа, да и аварийной ситуации.

По практике, если такое дорожно-транспортное происшествие все-таки случится, виновником могут признать и обгонявшего автомобилиста, и водителя, не пропустившего в свой ряд. На российских дорогах довольно большое количество таких двояких случаев, когда крайне сложно разобраться, кто виноват.

Итог. Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к такому выводу, что как бы вам не хотелось наказать лихача, не пропустив его в свой ряд, это придется сделать, поскольку в противном случае вам могут выписать штраф на 1 500 рублей.

Получится, что вы себе и нервную систему испортите, и деньги потеряете из-за какого-то любителя обгонов. Поэтому стоит быть терпеливее и неохотно пропускать этих обгонщиков.

Будет ли считаться оставлением места ДТП погоня за виновником аварии — таким вопросом недавно задались сами инспекторы ГИБДД на одном из профильных форумов. Разбираемся с экспертами, что делать в такой ситуации


От ₽5 тыс. до лишения. ГИБДД напомнила водителям о серьезном штрафе

Вопросом о том, что грозит автомобилисту при погоне за виновником ДТП, который решил уехать с места аварии или просто ее не заметил, задались недавно инспекторы ГИБДД на одном из специализированных ресурсов. С одной стороны, такое поведение можно подвести под оставление место ДТП, но с другой — что делать, если обидчик едет мимо? Мнения самих опрошенных инспекторов ГИБДД разделились: каждый решил, что будет действовать по ситуации. Разбираемся, когда погоня может обернуться лишением прав, а в каком случае — оправдана.

Виновник ДТП уезжает. Можно ли бросаться в погоню?

По словам юриста, для ГИБДД этого будет достаточно, чтобы объявить автомобиль в розыск и отыскать нарушителя по камерам наблюдения.


В свою очередь специалист из Европейской юридической службы Дмитрий Безделин назвал ситуацию с преследованием спорной. Он напомнил, что в случае аварии ПДД предусматривает четкий порядок действий:

  • немедленно остановиться;
  • включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
  • не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав произошедшее;
  • по возможности записать информацию об очевидцах аварии.

Также участник ДТП должен сообщить о случившемся в ГИБДД для оформления ДТП. При этом, по словам юриста, закон не дает автомобилисту права пускаться в погоню не только для остановки обидчика, но и для того, чтобы лучше рассмотреть госномера его автомобиля.


Будет ли выплата по ОСАГО, если виновника ДТП не нашли?

Когда можно погнаться за другим водителем?

В исключительных случаях автомобилист все-таки может начать преследование, указали юристы. Но только если совершено уголовное преступление.

Читайте также: