Эргономика транспортных средств требования к рабочему месту водителя автобуса часть 3

Обновлено: 05.07.2024

Английское название: Ergonomic of vehicles. Requirements to the workplace of bus driver. Part 1. Basic requirements
Описание: Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение эргономичности и комфорта посадочного места водителя, способствующих сохранению здоровья водителя. Тщательный подбор размеров и установочных положений сиденья водителя, педалей и рулевого управления позволяет обеспечить водителю эргономичное рабочее положение (с углами, соответствующими приведенным диапазонам комфорта), и возможность несколько изменять свое положение
Ключевые фразы: эргономика, транспортное средство, рабочее место водителя, транспортное средство с низким расположением пола, рекомендуемые значения, требуемые значения, пяточная точка водителя, линия пяточной точки
Начал действовать: 01-12-2012
Статус: действующий

Ссылка на официальную страницу:

Тендеры с кодом ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011

Дата закупки: 19-11-2021
Поставка автобуса в 2021 году (среди СМП)

Дата закупки: 11-10-2021
Поставка комплектов деталей интерьера для трамвайных вагонов модели 71-623-04.01

Дата закупки: 30-09-2021
фрахтование транспортного средства с экипажем для осуществления перевозки пассажиров и их багажа для нужд ФГБОУ ВО "ЮГУ"

Дата закупки: 24-05-2021
Поставка автомобиля, адаптированного для перевозки маломобильных граждан

Дата закупки: 14-05-2021
Приобретение автотранспортного средства для маломобильных групп населения

Дата закупки: 30-04-2021
Поставка автомобиля, адаптированного для перевозки маломобильных граждан

Дата закупки: 06-04-2021
Поставка городских электробусов с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс"

Показаны последние результаты. Для того, чтобы посмотреть все записи зарегиструйтесь

ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011. Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления

Настоящий стандарт устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м

Автомобильный транспорт занимает ведущую позицию в осуществлении пассажирских и грузовых перевозок в России. При этом эффективная и безопасная работа автотранспортного средства во многом зависит от условий труда водителей. Безопасность при управлении автомобилем достигается не только путем правильного восприятия водителем дорожной обстановки, но и соблюдением гигиенических нормативов производственных факторов на рабочем месте, поддержанием исправного состояния транспортного средства, обеспечением работника специальной одеждой с учетом климатических условий региона. Выполнение этих требований и норм охраны труда при эксплуатации автотранспорта в перевозочном процессе является залогом безаварийной работы водителя, фактором, способствующим предупреждению профессиональных заболеваний и уменьшению случаев травматизма.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА

К управлению автомобилем допускается работник, прошедший в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж при приеме на работу, первичный инструктаж на рабочем месте, имеющий удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Водители, впервые принимаемые на работу или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки (п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 марта 2016 года № 59).

Количество часов стажировки устанавливается работодателем. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям. Стажировка водителей проводится на транспортном средстве того типа и модели, преимущественно на том маршруте, на котором он будет в дальнейшем самостоятельно работать. Прохождение стажировки согласно пункту 18 Порядка прохождения профессионального отбора подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:

  • номер стажировочного листа;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Стажировка проводится по утвержденной руководителем предприятия программе.
Применение труда лиц моложе 18 лет на рабочем месте водителя автомобиля запрещается (п. 2111 Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 163).

Согласно пунктам 387 и 388 Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162, также запрещен труд женщин при выполнении работ по профессии:

  • водитель автомобиля, работающий на автобусе с количеством мест свыше 14 (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены, при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта автобуса);
  • водитель автомобиля, работающий на автомобиле, грузоподъемностью свыше 2,5 т (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены, при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта грузового автомобиля).

Медицинские осмотры

В вопросах обеспечения безопасности движения следует отметить важность прохождение работником периодических медицинских осмотров.

Периодичность осмотров

Состав врачебной комиссии

Лабораторные
и функциональные исследования

Управление наземными транспортными средствами всех категорий

Невролог,
офтальмолог,
оториноларинголог,
хирург,
дерматовенеролог,
эндокринолог

Рост, вес, определение группы крови и резус-фактора (при прохождении предварительного медицинского осмотра).
Аудиометрия.
Исследование вестибулярного анализатора.
Острота зрения.
Цветоощущение.
Определение полей зрения.
Биомикроскопия сред глаза.
Офтальмоскопия глазного дна

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

В системе медицинского обслуживания водителей особое место занимают предрейсовые медицинские осмотры. Главной целью предрейсового медицинского осмотра является своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, что является одной из важнейших задач в обеспечении безопасности дорожного движения.

Предрейсовый медицинский осмотр включает:

  • сбор анамнеза;
  • определение артериального давления и пульса у работника;
  • определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;
  • при наличии показаний — проведение любых других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе.

Для водителей, больных гипертонической болезнью, определяется индивидуальная норма артериального давления по результатам замеров не менее чем 10 предрейсовых медицинских осмотров.

При решении вопроса о возможности допуска водителя к управлению автомобилем медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, учитывает принадлежность водителя к одной из групп риска, возраст, стаж работы в профессии, условия работы и характер производственных факторов 1.

Водители не допускаются к управлению автомобилем согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций в следующих случаях:

  • при выявлении признаков временной нетрудоспособности;
  • при положительной пробе на алкоголь, другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
  • при выявлении признаков воздействия наркотических веществ;
  • при выявлении признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

По результатам предрейсового медицинского осмотра ведется полицевой учет отстраненных от работы водителей, для чего используются бланки карт амбулаторного больного. В карту заносятся результаты освидетельствования (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).

В целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения проводятся послесменные, послерейсовые медицинские осмотры (п. 5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 835н).

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 6 Приказа № 835н).
Послесменный, послерейсовый медицинские осмотры проводятся в том же объеме исследований, что и предрейсовый медицинский осмотр.

Требования к техническому состоянию транспортных средств

Рабочим местом водителя является кабина или салон автомобиля. В соответствии с пунктом 6.1.2 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027–2003, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2003 года № 28, к салону или кабине автомобиля предъявляются следующие требования:
— боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;
— на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
— шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
— пол кабины, салона и кузова автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений;
— отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны.

Органы управления автотранспортного средства должны иметь исправные уплотнения, препятствующие проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах (п. 6.1.4 ПОТ РМ-027–2003).

Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена (п. 6.1.5 ПОТ РМ-027–2003).

Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений. Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

Автомобили, работающие на уборке урожая, должны иметь выпускные трубы, оснащенные искрогасителями.

Согласно пункту 6.1.6 ПОТ РМ-027–2003 все автомобили, без исключения, должны быть оснащены:

  • специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса;
  • широкой подкладкой под пяту домкрата;
  • медицинской аптечкой;
  • знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем;
  • огнетушителем.

Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть обеспечен следующими приспособлениями:

  • тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;
  • ровным полом без сквозных отверстий и щелей;
  • звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;
  • стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;
  • выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30–50 мм.
  • исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;
  • исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;
  • исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;
  • подножки, расположенные непосредственно под дверьми, для входа и выхода людей;
  • устройство для обогрева в холодное время года;
  • второй огнетушитель, расположенный в кузове.

Грузовой автомобиль, используемый для оказания технической помощи, должен дополнительно иметь:

Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь подъемные механизмы, устройства управления подъемом (опусканием) кузова, бортов, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова. Движущиеся детали (шестерни, ремни, цепи и т. п.) должны иметь исправное ограждение.

Грузовые автомобили с закрытым кузовом, предназначенные для перевозки горючих и токсичных веществ в мелкой таре и бочках, должны иметь естественную вентиляцию кузова.

Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз (п.6.2.13 ПОТ РМ-027–2003).

В редакции можно заказать материал полностью. В статье отражены следующие разделы

  1. Требования к техническому состоянию автомобилей, работающих на газовом топливе
  2. Вредные факторы производственной среды и трудового процесса
  3. Специальная оценка условий труда
  4. Перечень возможных профессиональных заболеваний
  5. Обеспечение водителей специальной одеждой и защитными средствами
  6. Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?

Быстрота и точность рабочих движений водителя современного автомобиля необходимы для обеспечения его надежности. Эти качества зависят и от рабочего места водителя, к которому относится кабина автомобиля со всем находящимся в ней оборудованием. Насколько удобно водителю в кабине, как свободно он пользуется рычагами, приборами, как облегчить его деятельность, сделать ее более продуктивной и надежной - вот вопросы, которые являются предметом исследования инженерной психологии - науки о взаимодействии человека и техники.

Рабочее место водителя характеризуется размерами кабины, обзорностью, удобством доступа к органам управления, положением сиденья и расположением по отношению к нему органов управления, наличием и информативностью контрольно-измерительных приборов, особенностями среды в кабине (микроклимат, освещенность, шум, вибрация). Для оптимального решения этих вопросов необходима рациональная организация рабочего места в соответствии с антропометрическими требованиями и психофизиологическими возможностями человека. В результате несоответствия рабочего места этим требованиям увеличивается расход энергетических ресурсов, что приводит к более быстрому утомлению, снижению работоспособности и, как следствие, к ошибкам при управлении автомобилем.

Основным требованием к конструкции сиденья является обеспечение положения тела водителя, исключающего излишнее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности. При правильной посадке (рисунок 2.3) водитель должен сидеть прямо, его спина должна полностью прилегать к спинке сиденья. Ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, должны быть слегка согнуты в локтях. При такой посадке водитель не утомляется даже при длительной поездке и затрачивает минимальные усилия при работе рулевым колесом, педалями и рычагами управления. Если спинка сиденья не обеспечивает достаточной опоры тела в области поясницы, то основные мышцы спины и шеи будут излишне напряжены.

Основные размеры, определяющие правильную посадку водителя

Рисунок 2.3 Основные размеры, определяющие правильную посадку водителя.

Мышечное усилие при нажатии на педали зависит от угла наклона спинки сиденья, от высоты и глубины сиденья, Чем больше наклон спинки, тем больших усилий требуется при нажатии на педали (рисунок 2.4). Расстояние от края сиденья до сгиба в колене должно быть не менее 15 % длины бедра. Основными показателями, по которым определяется степень соответствия сиденья требованиям инженерной психологии, являются: пространственное положение сиденья относительно органов управления; длина, ширина и глубина подушки; высота и наклон подушки по отношению к полу; высота спинки, система регулировки и виброзащиты, влаговоздухопроницаемость обивки, угол наклона спинки и др.

Зависимость мышечного усилия ног от положения сиденья

Рисунок 2.4 Зависимость мышечного усилия ног от положения сиденья:

а - нормальное положение; б - положение для больших усилий (400 Н и более)

Одной из характеристик рабочего места водителя является обзорность, которая зависит от размеров и конфигурации лобового и боковых стекол кабины и зеркал заднего вида, от их чистоты. Загрязнение, повреждение, завешивание стекол, а также подвешивание на них различных безделушек уменьшают поле зрения водителя. Использование панорамных зеркал заднего вида увеличивает обзорность до 350°.

Специалисты считают, что интерьеры кабины автомобиля не должны быть яркими и отвлекать его внимание от дороги и приборов, которые должны выделяться на общем темном фоне передней панели автомобиля.

Большое значение для самочувствия водителя и его работоспособности имеет микроклимат кабины - это совокупность температуры воздуха, его влажности и скорости передвижения. Оптимальные микроклиматические параметры в кабине и салоне для пассажиров должны обеспечиваться независимо от количества людей, погодных условий, географических широт и времени года. Температура воздуха в кабине зависит от температуры наружного воздуха, степени нагрева двигателя, термоизоляции, системы отопления и вентиляции. Температура в кабине должна быть в пределах 15…25°С. Наиболее благоприятная температура 18…20°С. Однако в летнее время года температура воздуха в кабинах автомобилей превышает температуру наружного воздуха на 4…12°С. Температура в кабинах грузовых автомобилей достигает 50…60°С.

Повышение или понижение температуры ухудшает самочувствие водителя и снижает работоспособность. При высокой температуре нарушаются функции мышления, внимания, памяти, увеличивается время и уменьшается точность сенсомоторных реакций. В результате водитель несвоевременно замечает изменение дорожной обстановки, запаздывает с выполнением необходимых управляющих действий, допускает ошибки, быстрее утомляется. Снижение быстроты и точности двигательных реакций при пониженной температуре возникает вследствие ухудшения работы мышц. Это выражается в скованности и неточности движения. Работа в теплой одежде стесняет движения, широкая валяная обувь затрудняет действия педалями, так как плохо ощущается их сопротивление при нажатии. Зависимость между температурой воздуха в кабине и количеством ДТП представлена на рисунке 2.5.

Зависимость между температурой воздуха t и количеством ДТП

Рисунок 2.5 Зависимость между температурой воздуха t и количеством ДТП

При оценке температуры воздуха в кабине необходимо также учитывать влажность воздуха, которая оказывает большое влияние на терморегуляцию организма и состояние водителя. Влажность воздуха определяется содержанием в нем водяных паров. Различают абсолютную влажность - содержание паров в воздухе при данной температуре, максимальную влажность - предельно возможное содержание водяных паров в воздухе при данной температуре и относительную влажность - отношение абсолютной влажности к максимальной в процентах.

Большая относительная влажность воздуха при высокой температуре может быть причиной перегрева организма человека. Особенно неблагоприятное влияние оказывает относительная влажность более 70…75 % при температуре воздуха, близкой к +30°С. В воздухе, насыщенном водяными парами, теплоотдача путем испарения невозможна или ограничена, так как пот не испаряется, а стекает по коже и охлаждающего эффекта не дает. Высокая влажность воздуха оказывает неблагоприятное воздействие на человека и при низкой температуре воздуха вследствие повышенной теплоотдачи с поверхности тела. Нормальная относительная влажность воздуха колеблется в пределах от 30 до 70 %.

Немаловажное значение для терморегуляции организма имеет и движение воздуха. Человек начинает ощущать воздушные потоки при скорости движения воздуха 0,25 м/с. Резкое движение холодного воздуха значительно увеличивает теплоотдачу с поверхности тела, что может вызвать переохлаждение организма.

Система вентиляции должна обеспечивать необходимый гигиенический микроклимат кабины и очистку воздуха кабины от вредных примесей (окиси углерода, паров бензина, пыли).

Содержание отработавших газов в воздухе связано со скоростью движения автомобиля. По данным НИИАТа, при движении автомобилей ЗИЛ - ММЗ-555 (с пробегом 106…130 тыс. км) на автомобильной дороге с твердым покрытием со скоростью 35 км/ч концентрация СО в воздухе кабины достигает 125 мг/м 3 . С повышением скорости до 50…60 км/ч концентрация СО снижается в течение 10…15 мин до 25 мг/м 3 . Это объясняется повышением воздухообмена в кабине автомобиля и быстрым уносом встречным потоком воздуха отработавших газов при выходе их из глушителей. Предельно допустимая концентрация СО, установленная для воздуха рабочих помещений, составляет 30 мг/м 3 . Наибольшее количество вредных примесей, в том числе и СО, содержится в отработавших газах при работе двигателя на холостом ходу, особенно если двигатель неисправен. В этом случае концентрация СО увеличивается в несколько раз и может достигать 625 мг/м 3 .

Возможность отравления отработавшими газами двигателей автомобиля предупреждается установкой резиновых прокладок, закрывающих отверстия в полу кабины, повышением эффективности системы отопления и вентиляции кабины. Вентиляцию необходимо использовать даже при низкой температуре воздуха.

При неисправности системы питания двигателя в кабину попадают пары бензина, которые вызывают острое или хроническое отравление водителя. Хроническое отравление, наступающее при длительном воздействии на организм малых концентраций, возникает чаще. Оно проявляется в повышенной раздражительности, головокружении и ослаблении сердечной деятельности. Чтобы исключить возможность отравления водителя бензином, следует систематически проверять исправность системы питания двигателя.

Определенное значение для успешной деятельности водителя имеют контрольно-измерительные приборы. Главное назначение приборов - помогать водителю управлять автомобилем и контролировать работу двигателя. Это обеспечивается достаточно высокой информативностью приборов, под которой понимается получение наиболее точных сведений в минимальное время. Исследованиями в области инженерной психологии установлено, что информативность приборов зависит от их размеров и компоновки, особенностей шкал и освещения.

Точность отсчета показаний приборов с увеличением их диаметра возрастает, а затем падает. Так, например, приборы с диаметром 60 мм читаются лучше, чем приборы с диаметром 80 мм, показания светящих приборов четче воспринимаются на черном фоне.

Во время работы на водителя воздействует звуковая среда, которая содержит полезную информацию от работающего двигателя, скрипа шин и тормозов, сигналы от других автомобилей и пр. В кабину проникает и шум, который оказывает вредное влияние на органы слуха и нервную систему человека. Шумом называют беспорядочное сочетание звуков, состоящих из большого количества тонов различной частоты и силы.

Колебательные движения воспринимаются органом слуха как ощущение звука. Частота звуковых колебаний определяет высоту звука и измеряется в герцах (Гц). Ухо воспринимает частоты в пределах от 17 до 20 тыс. Гц. Уровень звукового давления зависит от амплитуды колебаний и измеряется в децибелах (дБ). Шум внутри легковых автомобилей примерно соответствует нормам по шуму, принятым для производственных рабочих мест. В кабинах автомобилей, особенно тяжелых, интенсивность шума превышает эти нормы и может достигать значительных величин. Допустимым пределом шума в кабине автомобиля у нас принято считать 74…75 дБ при частоте 1000 Гц. Во Франции и США максимальный уровень шума для грузовых автомобилей установлен 90 дБ (рисунок 2.6).

Влияние шума на концентрацию внимания

Рисунок 2.6 Влияние шума на концентрацию внимания

1 - до воздействия шума; 2 - сразу после его воздействия; 3 - через 30 минут после воздействия; 4 - через 1 ч после воздействия шума; 5 - через 2 ч 5 минут после воздействия шума;

а и б - 60 дБ; в - 70 дБ; г - 80 дБ; д - 90 дБ; е - 100 дБ

При движении автомобиля основными источниками шума являются качение колеса, работа двигателя, карданного вала, подвески и т.п. Шум из внешней среды проникает в кабину через окна, стенки, пол, а также распространяется по металлическим конструкциям.

Шум оказывает отрицательное воздействие непосредственно на орган слуха и вызывает нарушение высшей нервной деятельности человека. Под влиянием шума увеличивается скрытый период двигательной реакции, снижается устойчивость ясного видения, ослабляется сумеречное зрение, нарушается концентрация внимания, координация движений и функций вестибулярного аппарата, быстрее развивается утомление. Чем выше звук, тем больше его утомляющее действие. Звуки частотой 2…4 тыс. Гц оказывают утомляющее действие при уровне звукового давления 80 дБ, а при уровне звукового давления 90 дБ утомление наступает и при отсутствии высоких частот. Влияние шума на концентрацию внимания водителей представлено на рисунке 7 (цифрами на оси абсцисс обозначены временные интервалы), из которого видно, что с увеличением шума снижается концентрация внимания.

Для снижения неблагоприятного влияния шума существуют следующие мероприятия: ослабление источников шума, шумопоглощение и шумоизоляции. Это осуществляется шумопоглощающей обивкой под капотом (поглощает шум двигателя), внутренней обивкой, звукопоглощающим покрытием металлических поверхностей, плотными прокладками, расположенными на внутренней поверхности крыльев (хорошо глушит шум), прокладками на раме двери, амортизированной подвеской различных деталей, плотной подгонкой стекол в окнах.

Однако водителя нельзя полностью изолировать от звуков, возникающих вне кабины, так как он должен воспринимать сигнальные звуки, необходимые для оценки дорожной обстановки. В больших городах с ростом интенсивности движения транспортных средств значительно увеличивается шум, в результате которого уровень звукового давления в дневное время достигает 120…130 дБ.

Вибрация - это колебания высокой частоты и малой амплитуды. Источники вибрации в автомобиле те же, что и шума, степень вибрационного дискомфорта зависит от состояния подвески шасси автомобиля, конструкции кабины и устройства сиденья. Ускорения, возникающие при вибрации, растут с увеличением скорости движения автомобиля, с ухудшением дорожного покрытия, а также с уменьшением полезной нагрузки. При этом кабина автомобиля может колебаться в продольном, поперечном и вертикальном направлениях. Вибрации в диапазоне 1…5 Гц особенно опасны. Они создают резонансные колебания отдельных частей тела человека, передающиеся голове. Это приводит к изменению ритма и частоты движения, повышению артериального давления, понижает остроту зрения, особенно бинокулярного. Под действием вибраций ухудшается восприятие, снижается внимание, замедляются психомоторные реакции, ухудшается точность действий.

Вибрации на частотах 75…120 Гц с амплитудой 0,01 мм человеком не ощущаются. При частоте 65…75 Гц и амплитуде до 0,02 мм они временно отвлекают от работы, при частоте 56…65 Гц и амплитуде 0,03 мм отвлекают постоянно, а при дальнейшем росте амплитуды создаются невозможные для работы условия.

Сиденье автомобиля является хорошим амортизатором колебаний, если оно относительно жесткое и хорошо сочетается с анатомическими особенностями человеческого тела, т.е. имеет с ним наибольшую площадь соприкосновения. Вибрации воспринимаются человеком поверхностью кожи и тканями всего организма. Водителю вибрации передаются через спину, таз и руки.


Сведения о стандарте

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004(подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1. Область применения. 3

2. Нормативные ссылки. 3

3. Термины и определения. 3

4. Климатические условия и вентиляция. 4

5. Шум внутри транспортного средства. 5

Приложение А (справочное) Рекомендуемые рабочие характеристики системы отопления. 5

Приложение В (справочное) Рекомендуемые рабочие характеристики типового воздушного фильтра кабины.. 6

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам) 6

Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, способствует увеличению физического и умственного напряжения водителя.

Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).

Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4).

Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Требования к рабочему месту водителя автобуса

Рабочая среда кабины

Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver. Part 4. Cabin work environment

Дата введения - 2012-12-01

Настоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам среды в кабине автобуса.

Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО5128 Акустика. Измерение шума внутри автомобилей(ISO 5128, Acoustics; Measurement of noise inside motor vehicles)

ИСО6549 Транспорт дорожный. Процедура определения точек Н иR (ISO 6549, Road vehicles - Procedure for H- and R-point determination)

ISO/TS 11155-1 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 1. Испытание на фильтрацию частиц(ISO/TS 11155-1, Road vehicles - Air filters for passenger compartments. Part 1: Test for particulate filtration)

ИСО 11155-2 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 2. Испытание на фильтрацию газов(ISO 11155-2, Road vehicles - Air filters for passenger compartments - Part 2: Test for gaseous filtration)

ИСО 16121-2:2011 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность(ISO 16121-2:2011, Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 2: Visibility)

SAE J381 Методика испытания систем обогрева ветрового стекла и требования к эксплуатационным характеристикам. Грузовые автомобили, автобусы и транспортные средства многоцелевого назначения(SAE J381, Windshield Defrosting Systems Test Procedure and Performance Requirements Trucks, Buses and Multipurpose Vehicles)

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, и имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.

3.2тестовый объем расхода воздуха (test air flow rate): Средний объем воздуха, проходящий через фильтр в единицу времени (в м 3 /ч).

3.3 коэффициент эффективности или проницаемости (фильтра) (efficiency or penetration): Относительное количество загрязняющего вещества, удаленного с помощью фильтра.

где С1 - концентрация загрязняющих веществ на входе фильтра;

С2 - концентрация загрязняющих веществ на выходе фильтра;

Коэффициент проскока = 1 - Коэффициент эффективности.

3.4 начало отсчета времени, t0(time zero, t0): Расчетная нулевая точка, определяемая по кривой увеличения объема проскока газа в единицу времени.

Примечание - Более подробная информация приведена в ИСО 11155-2.

4.1. Основные требования

Конструкция кабины и системы регулирования климатических условий должна обеспечивать в кабине условия, приемлемые для подавляющего большинства водителей, работающих в условиях, типичных для региона.

Обычная система должна включать отопление и вентиляцию воздуха с возможностью включения дополнительного отопления или кондиционирования, позволяющих создать необходимую рабочую среду.

Регулировка климатических условий и вентиляции в кабине водителя не должна зависеть от регулировки условий в пассажирском отделении.

4.2. Климатические условия в кабине водителя

4.2.1. Отопление

Комфортная внутренняя температура и время, необходимое для достижения этой температуры, в большой степени зависят от наружной температуры и климатических условий региона, где эксплуатируется транспортное средство. Поэтому внутренние климатические условия в транспортном средстве являются предметом соглашения между заказчиком и изготовителем 1) .

1 Параметры микроклимата в кабине водителя должны соответствовать требованиям Санитарных правил по гигиене труда водителя.

В приложении А приведены рекомендации по рабочим характеристикам системы отопления.

4.2.2. Кондиционирование воздуха (при наличии)

Заказчик и изготовитель должны рассмотреть вопрос о пригодности системы кондиционирования воздуха для поддержания комфортных условий в кабине водителя с учетом условий окружающей среды. Если системы кондиционирования нужны как в кабине водителя, так и в салоне автобуса и их обслуживает один компрессорный и конденсаторный узел, то управление кондиционированием в этих областях должно осуществляться при помощи отдельных воздуховодов.

В приложении А приведены рекомендации по характеристикам климатических условий.

4.3. Вентиляция

4.3.1. Вентилятор должен иметь как минимум три скоростных режима.

4.3.2. Необходимо предусмотреть дополнительные регулируемые воздушные сопла для направления воздушных потоков в сторону водителя. Воздушный поток должен быть таким, чтобы при необходимости сопла можно было закрыть.

4.4. Оттаивание и предотвращение запотевания ветрового стекла

4.4.1. Система размораживания и предотвращения запотевания ветрового стекла должна обеспечивать чистоту обзора спереди и по бокам при вождении. Особые измерения и требования к рабочим характеристикам необходимо выполнять в соответствии с SAE J381.

4.4.2. Необходимо уделить внимание предотвращению запотевания окна, предназначенного для обеспечения обзора сбоку в соответствии с п. 4.2 ИСО 16121-2.

4.5. Качество воздуха

Необходимо, чтобы рабочее место водителя можно было обдувать либо наружным воздухом, либо воздухом кабины. Особые требования к рабочим характеристикам должны быть согласованы между заказчиком и изготовителем 1) . В приложении Вприведен обзор типовых критериев рабочих характеристик, измеренных в соответствии с ISO/TS 11155-1 и ИСО 11155-2.

1) Параметры микроклимата в кабине водителя должны соответствовать требованиям Санитарных правил по гигиене труда водителя.

2) При применении настоящего стандарта следует помнить, что на территории Российской Федерации в области охраны труда приоритетными являются государственные нормативные требования.

5.1 Чтобы снизить до минимума воздействие на водителя шума на рабочем месте, необходимо выполнить следующие требования.

5.1.1 Шум при движении с постоянной скоростью Leq (замеренный в течение двух минут) на скорости 50 км/ч не должен превышать 70 дБ(А) на высоте уха водителя (метод измерения в соответствии с ИСО 5128). Уровень шума в неподвижном транспортном средстве или при движении на холостом ходу должен быть менее 60 дБ(А).

5.1.2 Уровень шума вентилятора в режиме минимальной производительности должен быть не более 55 дБ(А) на высоте уха водителя. Уровень шума вентилятора при выключенном двигателе в режиме средней производительности (обдув ветрового стекла для предотвращения запотевания) должен быть не более 65 дБ(А).

5.2 Необходимо избегать шумов с раздражающими и неприятными тональными характеристиками (грохота, скрежета, скрипа и т.д.).

Рекомендуемые рабочие характеристики системы отопления

А.1 Необходимая температура должна быть достижима при обычной эксплуатации в регионе с мягким климатом (например, Западной Европе), где средняя температура находится в пределах от -10 °С до + 25 °С.

А.2 Температура области вокруг водителя, когда сиденье находится в своем самом заднем верхнем положении, должна регулироваться в диапазоне по крайней мере от 18 °С до 25 °С. Это условие должно быть выполнено через 30 мин после запуска системы отопления при работающем двигателе и измерении в точке Н, определенной в соответствии с ИСО 6549.

А.3 Распределение температуры должно быть таким, чтобы в области головы она была на 1 °С - 3 °С ниже, чем в области ног при измерении температуры в точке V и в пяточной точке педали газа.

А.4 После того как достигнута заданная температура, должна быть возможность поддерживать ее при скорости движения воздуха 0,2 м/с рядом с областью тела. При необходимости следует предпринять специальные меры для предотвращения доступа воздуха снаружи автобуса при открытой передней двери, например, с помощью:

- высокой двери кабины, чтобы защитить область бедер водителя;

- вытяжки над дверью кабины;

- теплой воздушной завесы или специальных сопел теплого воздуха в области двери.

А.5 После того как достигнута заданная температура, необходимо обеспечить температуру всех соседних поверхностей более 15 °С (за исключением всех наружных окон).

Рекомендуемые рабочие характеристики типового воздушного фильтра кабины

В.1 Эффективность фильтрации частиц

Воздушные фильтры кабины (если они установлены) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации частиц, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200 м 3 /ч и измерении в соответствии с ISO/TS 11155-1.

Читайте также: