Как измерить глубину протектора шины

Обновлено: 03.07.2024


Шина автомобиля предназначена в первую очередь для обеспечения нормального сцепления с дорогой в любых условиях. Для этого на поверхности профиля располагается слой-протектор. Он имеет определенный рисунок, наиболее подходящий для конкретной ситуации. Шина выполняет роль своеобразного амортизатора, снижая нагрузку на неподрессоренные элементы подвески.


Протектор шины – для чего нужен, из каких элементов состоит

Как уже упоминалось верхняя часть профиля называется протектором. Выполнен он из плотной резины, в некоторых случаях с микропорами. Основной задачей является обеспечение хорошего сцепления с дорогой, защиту шины от повреждений при наезде на мелкие неровности дороги. Протектор состоит из следующих элементов.


  • Ребро. Это центральная часть протектора, делит профиль на две половины. Может быть выраженной в виде полоски или условной. Отвечает за удержание автомобиля на дороге при прямолинейном движении.
  • Центральная канавка. Обычно они парные. Расположены по краям от ребра. Может быть несколько, например, на дождевой резине. Помогают эффективнее отводить воду, косвенно оказывают влияние на курсовую устойчивость.
  • Водоотводные канавки. Это поперечные углубления, могут быть сплошными от центра к краям или короткими между круговыми канавками. Основная задача отводить воду из пятна контакта, избегая эффекта аквапланирования. Этот элемент наиболее активно выражен на дождевых покрышках.
  • Протекторные блоки (шашки). Элементы, отвечающие за сцепление с дорогой. Могут иметь разную форму, а также дополнительные элементы.
  • Плечевые блоки. Размещены по краям протектора. Отвечают за устойчивость автомобиля на мягком грунте. Обычно развиты на зимней и грязевой резине. Также выделяются на летних шинах для грунтовых дорог. На магистральных и скоростных шинах имеют минимальный размер.
  • Ламели. Надрезы на блоках. Помогают эффективнее зацепляться за скользкую поверхность. В основном применяются на зимней резине. Могут иметь различную форму.

Индикатор износа протектора шины


Производители авторезины заботятся о безопасности водителей. Поэтому, каждая покрышка имеет индикатор износа. Это позволяет самостоятельно определять состояние шины и своевременно заменять стертую резину. Под индикатором износа подразумевают любые метки, дающие понимание о высоте протектора. Это могут быть:

  • цветовые метки;
  • элементы рисунка протектора;
  • выпуклые участки в канавках.

Но, это только самые распространенные виды меток.


Аналогично работают и цветовые метки. Но, они могут быть двух типов. Наиболее распространенный вариант – это цветная резина на определенную глубину протекторного блока. Как только она исчезнет (сотрется) шину следует заменить. Но, иногда метки наносятся на боковины. Тут работает немного другой принцип. Как только резина сотрется до метки, это и означает необходимость смены покрышки.


Часто встречаются индикаторы в виде выпуклых участков в канавках. Они показывают минимально возможную глубину протектора. Как только блоки сравняются с выпуклостями, следует озаботиться заменой резины.

В некоторых случаях глубина протектора может отмечаться рисками, насечками и другими способами.

Сотрудники ГИБДД при проверке автомобиля на дороге не могут руководствоваться индикаторами на колесе. Они обязаны выполнять проверку только сертифицированными приборами.

Как измерить остаточную глубину протектора

Если хотите определить, можно ли эксплуатировать колесо с покрышкой, произведите замеры. Для этого существует несколько способов народных или вполне официальных. Рассмотрим более подробно как измерить глубину.


Для начала стоит уточнить, что производить замеры следует в нескольких точках. Это позволит обеспечить наиболее точный результат. Глубина рисунка протектора может отличаться в центре ската и на краю, это также стоит учитывать.

Часто водители пользуются народным методом замеров. Для этого берут монету и помещают ее в канавку. После чего зажимают пальцем место, где кончается протектор. Останется только померить полученные данные линейкой. Это не самый точный способ, если нет других вариантов, вполне подойдет.

Более точным и надежным будет использование штангенциркуля или линейки с глубиномером. Тут все довольно просто. Опускаем глубиномер в канавку и смотрим на показания. Это позволит замерить износ с точностью до миллиметра. В большей части случаев этого достаточно.


Также существуют электронные глубиномеры. Они могут быть простыми, для использования автолюбителями и профессиональными. Последними обычно пользуются сотрудники дорожной инспекции и на станциях техосмотра. Применение такого прибора позволяет добиться максимальной точности и решить может ли автошина эксплуатироваться дальше.

Какой должна быть остаточная глубина протектора


Встречаются зимние шины с агрессивным рисунком, достигающим высоты 12-15 мм.

Отдельно стоит уточнить, какой может быть минимальная глубина протектора. В текущей редакции ПДД этих данных нет, но они имеются в регламенте по обеспечению безопасности транспортных средств. Там и указана допустимая глубина. Вот эти данные.


  • Мототранспортные средства и мотоциклы – 0,8 мм.
  • Легковые автомобили – 1,6 мм. Сюда же относят легкие грузовики с массой до 3,5 тонны.
  • Грузовые автомобили – 1 мм.
  • Покрышки, помеченные как зимние (снежинки, M+S) должны иметь минимальную глубину в 4 мм.

Замеры нужно проводить в соответствии с рекомендациями технических специалистов и на всех колесах одновременно.

Какие факторы ускоряют износ шин


Машина должна иметь надежные и полностью исправные покрышки. Но, автомобильная резина имеет склонность к изнашиванию. Рассмотрим основные причины быстрого износа.

  • Превышение скоростного режима. Если брать статистику, то при скорости 120 км/ч авторезина стирается быстрее в два раза, по сравнению с движением на скорости 70 км/ч. Чтобы снизить степень износа, рекомендуется не превышать скоростной режим.
  • Температура дорожного покрытия. Также увеличивает износ. Но, тут водитель никак на это повлиять не может.
  • Спортивный стиль вождения. Часто приводит к пробуксовкам. Также негативно сказывается резкое торможение. Чтобы минимизировать вред стоит водить автомобиль в более спокойном стиле.
  • Перегруз. Эксплуатация шин с нагрузкой больше допустимой приводит к их быстрому повреждению. Всегда нагружайте машину на 10-15% меньше допустимой нагрузки на резину.
  • Низкое давление в шинах. Этот фактор значительно снижает срок эксплуатации покрышек. Всегда контролируйте давление.
  • Использование колесных дисков с нарушенной геометрией также приводит к ускорению износа.


Еще один момент, который стоит учитывать – неодинаковый износ резины на ведущей и ведомой оси. Чтобы продлить срок эксплуатации комплекта необходимо периодически менять шины местами.


Чтобы обеспечить оптимальный уровень безопасности при движении необходимо следить за состоянием протектора. Если он сильно изношен, нужно покрышки заменить. Правильная эксплуатация позволит продлить срок службы авторезины.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Как разбортировать колесо автомобиля?

Как отремонтировать шину своими руками

Как снять и установить колпаки с колес

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться


Когда пора менять шины на новые — признаки износа


Ширина колесных дисков — что это, на что влияет


Можно ли ездить на зимней резине летом?


Правила передвижения по дорогам общего пользования предназначены для обеспечения безопасности водителей, пассажиров и пешеходов. Законодательством, кроме прочего, установлены нормативы, регулирующие технические характеристики автомобильных шин и правила их эксплуатации, в зависимости от текущих обстоятельств. Главным критерием пригодности шин является наличие рельефа поверхности, соприкасающееся с дорожным полотном. Остаточная глубина рисунка протектора шин по категориям нормирована в ПДД.

Протектор шины: для чего нужен, из каких элементов состоит

Протектор – это внешний профиль резинового покрытия колеса автомобиля. От его конфигурации, а также от состава резины зависит целевое назначение покрышки. Протектор предназначен для сознания пятна контакта с покрытием дороги. Это обеспечивает безопасность передвижения в обычных и сложных условиях. Остаточная глубина протектора шин имеет решающее значение при определении его эффективности.

Составные элементы протектора:

  • ребро;
  • канавка центральная;
  • водоотводные каналы;
  • блоки протектора;
  • блоки плечевые (боковые);
  • ламели;
  • металлические шипы;
  • присоски.

Остаточная глубина рисунка протектора шин

Последние два элемента присутствуют только на шинах, предназначенных для передвижения в зимнее время года.

Индикатор износа протектора шины

Глубина протектора остаточная и начальная могут значительно отличаться. Низкая высота элементов рисунка шин означает, что покрышки подлежат замене. Некоторые производители резины для колес предусматривают специальный индикатор, который позволяет самостоятельно, без использования дополнительного оборудования проверить глубину протектора.

Индикаторы длятся на несколько видов:

  • выступы во внутренней части канавки;
  • отметки цветовые;
  • числовые обозначения;
  • характерный рисунок.

Наличие числового обозначения позволяет определить остаточную глубину протектора. Это дает возможность контролировать эффективность сцепления шин с дорогой без дополнительных приспособлений.

Как измерить остаточную глубину протектора

Если метки производителя отсутствуют, остаток протектора для зимней резины можно измерить самостоятельно. Для этого используются специализированные инструменты или подручные средства. От показателей измерения будет зависеть решение об использовании шин.

Основные моторы измерения глубины протектора:

  • специальный прибор с выдвижным штоком и измерительной шкалой;
  • штангенциркуль;
  • линейка;
  • любой предмет, который можно поместить в канавку.

Измерительные манипуляции проводятся в нескольких местах на каждой шине. Разница в показаниях допустима, если её значение не превышает одного миллиметра.

Это быстро и бесплатно!

Остаточная глубина рисунка протектора шин

Какой должна быть остаточная глубина протектора

Правилами дорожного движения установлена минимальная глубина протектора. Это сделано с учетом практических исследований эффективности той или иной высоты рисунка шин. В зависимости от целевого назначения покрышек, различаются и нормативы глубины протектора.

Таблица минимальных значений:

  • мотоциклы – 0,8 мм.;
  • легковой транспорт – 1,6 мм.;
  • грузовые машины – 1 мм.;

Минимальная высота для зимнего протектора любых автомобилей не должна быть меньше 4 мм. Снижение данного показателя говорит о том, что использование покрышек необходимо прекратить.

Какие факторы ускоряют износ шин

Глубина протектора шин зависит не только от естественного износа. Практикой выявлены дополнительные факторы, увеличивающие износ шин:

  • езда на высокой скорости;
  • повышенная температура окружающей среды;
  • превышение загруженности автомобиля;
  • снижение давления внутри покрышек;
  • неправильный/агрессивный стиль вождения;
  • нарушения геометрии обедов;
  • допущение иных факторов, на которые шины не рассчитаны производителем.

Остаточная глубина рисунка протектора шин

Колеса могут также изнашиваться в разной степени. На это влияют неисправности ходовой системы, разница давления в шинах или особенности дорожного покрытия участка, по которому автомобиль постоянно передвигается.

Компенсировать разницу в износе можно путем перемены места колес. Допускается переставлять шины с ведущих колес на ведомые. Первые, под воздействием тяги двигателя, изнашиваются быстрее, а вторые дольше сохраняют рисунок протектора целым. Перестановка позволяет уровнять высоту протектора и обеспечить надлежащую безопасность передвижения.

Штраф за шины с нарушением глубины протектора

Так как от состояния шин автомобиля зависит безопасность всех участников дорожного движения, контролирующие органы предъявляют особые требования к качеству покрышек. За нарушение глубины протектора, наличие порезов и иных повреждений предусмотрены санкции. Устанавливать на автомобиль шины разных производителей с разным рисунком и высотой протектора запрещено.

Статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает перечень мер пресечения, накладываемых при выявлении различных неисправностей эксплуатируемого автомобиля. К таковым неисправностям относится и ненадлежащее состояние покрышек. Водителю грозит на первый раз предупреждение, при повторном нарушении штраф в размере 500 рублей.

Рассмотрим несколько способов самостоятельно измерить минимальный остаток протектора, что такое индикатор износа и многое другое. Оставайтесь с нами, будет интересно.

Глубина протектора шин - сколько допускается и как ее измерить

Почему нельзя допускать сильного износа шин?

Как глубина рисунка протектора влияет на управляемость при аквапланировании

В такой ситуации машина теряет сцепление и становится неуправляемой. Это равносильно движению по гололеду, куда ни крути руль, авто будет ехать по своей траектории, независимо от вашего желания.

Эффект, подобный аквапланированию, наблюдается при езде по растаявшему снегу, во время оттепели. Снег, подобно воде, вбивается в покрышку и поднимает ее над дорогой. Чем больше скорость, тем медленнее колесо выталкивает снег из ламелей резины и покрышки в целом.

С уменьшением глубины протектора шины уменьшается размер пятна контакта покрышки с дорогой при аквапланировании и езде по снегу

Требования к глубине протектора шин по ПДД

Кроме собственной безопасности, минимальная остаточная глубина рисунка протектора повлечет за собой административное наказание со стороны инспектора ГИБДД – штраф. Предлагаю познакомиться с требованиями ПДД к остаточному значению глубины протектора. В правилах указаны нормативы к легковым и грузовым автомобилям, давайте на них посмотрим.

  1. Транспортные средства категории L. Минимально-допустимая глубина – 0,8 мм.
  2. Категории N2, N3, O3,O4 – 1 мм
  3. M1, N1, O1, O2 – 1,6 мм
  4. M2, M3 – 2 мм

Теперь расшифруем эти обозначения:

L – мотоциклы, мопеды и другая мототехника,
N2, N3, O3, O4 – грузовики и прицепы, масса которых больше 3,5 тонн,
M1, N1, O1, O2 – легковые автомобили и грузовики с массой менее 3,5 тонны,
M2, M3 – автобусы, вмещающие в себя более 8 пассажиров без водителя.

За несоблюдение требований к минимальной глубине рисунка протектора шин влечет либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей.

Для общего развития хотелось бы продолжить список запрещающих положений ПДД к покрышкам транспортных средств. Это больше относится к техническому состоянию резины и колеса в целом, за что может предъявить претензии инспектор ГИБДД.

  1. Покрышка имеет следы внешних повреждений. К ним относятся: порезы, разрывы. Всё, что может обнажить корт шины. Кроме этого, отслоение каркаса, протектора или боковой части.
  2. Не все крепежные болты колеса на своих местах. Нет одного или более болтов, крепящих колесо к ступице.
  3. Если диск имеет явные повреждения: трещины, изменена его форма и размер крепежных болтов.
  4. На одной оси автомобиля находятся колеса разного типоразмера и конструкции, с разным рисунком и глубиной протектора. Не допускается на одной оси шипованную и не шипованную резину, летнюю и зимнюю.

Зная требования, можно подготовиться, чтобы не попасть на штраф.

Как измерить глубину протектора – описание народных способов

Существует несколько способов. Рассмотрим каждый из них подробно.

По индикатору износа

На всех шинах есть специальные выступы, отливы в канавках, между рисунками протектора. Их высота составляет 1,6 мм, что является критическим значением износа покрышки.

Индикаторы износа шин показывают остаточную глубину протектора

Если протектор стерся до этих выступов, значит, покрышку уже нельзя эксплуатировать, как по соображениям безопасности, так и по правилам ПДД. Можно визуально оценить расстояние до индикаторов износа или потрогать рукой разницу между высотой рисунка шины и этими метками. В случае если эта высота одинаковая – пора менять колесо.

Протектор шины стерся до индикатора износа - пора покрышку менять

метка расположения на шине индикатора износа протектора

По цифрам, нанесенным на пятно контакта

В случае если нет подобных отливов в канавках шины, некоторых производители выжигают на рабочей поверхности покрышки цифры разной глубины. Они означают глубину протектора до его основания.

Числовой индикатор остаточной глубины рисунка протектора шины

То есть, индикаторы износа показывают нам момент, когда пора выкидывать шину, а цифры на ней, сколько у нас остался остаточный запас протектора в миллиметрах до полного стирания.

На видео понятным языком объяснено, как определить износ покрышки по индикаторам износа и маркировочным цифрам на шине:

При помощи штангенциркуля

Для более точного замера возьмем штангенциркуль с глубиномером. Все просто, измеряем глубину, как это делаем в обычной жизни. Он покажет остаточное значение в миллиметрах.

Как измерить остаточную глубину протектора шины с помощью штангенциркуля

Важно! Мерить нужно от самого основания протектора. Главное не упереться глубиномером штангенциркуля в индикатор износа. В противном случае показания будут неточными.

Видео, как замерить глубину рисунка протектора покрышки при помощи штангенциркуля:

Специальный измеритель для шин

В сети можно заказать специальный глубинный измеритель износа шин. На АлиЭкспресс его стоимость варьируется от 45 до 50 и выше рублей. Он оснащен выдвижным глубиномером и шкалой, указывающей остаточное значение глубины протектора покрышки.

Измеритель глубины рисунка протектора шины

Как пользоваться измерителем глубины протектора покрышки, купленного на АлиЭкспресс:

Им удобно пользоваться. Потому что на шкале нанесены не только цифры, показывающие глубину, но и минимальные допустимые значения по ПДД и рекомендациям производителей. То есть, красной чертой отмечено 1,6 мм – полный износ. Также обозначены критичные показатели для зимних и летних шин.

При помощи монеты

Этот способ определения остаточной глубины больше подходит для жителей Украины. Для этого берем монету номиналом в 10 копеек. Находим на покрышке индикатор износа и упираем монету в него.

Как монетой измерить глубину протектора покрышки

На видео наглядно показано, как применять этот способ:

Чтобы не обидеть жителей России, научимся измерять глубину рисунка 2-х рублевой монетой. Делаем все так же, как показано на видео выше и смотрим на скриншот ниже.

Как измерить глубину русинка шины монетой номиналом в два рубля

Важно! Производить замер нужно в нескольких точках, желательно по всей поверхности шины. Потому что в разных местах износ резины может быть разным, можно получить ложные данные.

Вывод

Будьте внимательны к состоянию своей резины. Зная минимальную глубину протектора можно избежать не только штрафов, но и ДТП, а это не только ваша жизнь, но и других участников движения. Поэтому важно научится самостоятельно определять износ покрышки, благо способов это сделать описано достаточно.

Глубина протектора шин

Допустимая глубина протектора — 1,6 мм достаточно?

Когда будет достигнута разрешенная законом глубина протектора, трудно сказать, сможет ли шина правильно двигаться по асфальту. У нее возникнет серьезная проблема со сливом воды с контактной поверхности, повысится вероятность эффекта аквапланирования, ухудшится сцепление с дорогой при движении на поворотах или значительно увеличится тормозной путь . И разница может быть большой. Согласно исследованию Continental, тормозной путь на скорости 80 км / ч для шин с глубиной протектора 3 мм составляет 51,8 метра. Когда шины имеют высоту протектора 1,6 мм, тормозной путь увеличивается почти на пятую часть — до 60,9 метра.


Итак, каков безопасный предел использования шин в автомобиле? Производители шин заявляют, что модели летних шин следует снимать с эксплуатации, как только протектор становится меньше 3 мм . У зимних моделей порог еще выше и достигает 4 мм. И хотя сама концепция высоты контакта протектора с дорогой вполне очевидна, водителю все же нужны некоторые знания о том, как проверять шины и как измерять глубину протектора. К счастью, процедура не требует специальных знаний или узкоспециализированного оборудования.

Как измерить глубину протектора? Есть простые способы!

Так как же измерить глубину протектора? Есть три способа.

  • Первый и самый интуитивно понятный на самом деле не требует от автомобилиста каких-либо специальных инструментов. Здесь следует сосредоточиться на так называемом TWI (индикаторе износа протектора). Это тонкие выступы или другие типы отметин, которые производитель наносит на структуру шины на этапе производства. Этот тип элемента обычно обеспечивает глубину рисунка протектора 1,6 мм. В ситуации, когда поверхность контакта с асфальтом в шинах находится на уровне индикатора TWI, водитель должен немедленно заменить автомобильные шины на новые. Это означает, что достигнута минимальная высота ступени, разрешенная законом.

Индикатор износа протектора

  • Второй способ также достаточно интуитивен и также не требует от водителя специального оборудования. Все, что ему нужно, это любая монета . Как с ее помощью измерить протектор шины? Достаточно вставить монету вертикально в отдельные углубления на поверхности шины. Когда ободок в них полностью спрятан, допустимая глубина протектора выдерживалась. Важно, чтобы осмотр проводился в нескольких точках протектора, включая как продольные, так и поперечные канавки. Благодаря этому водитель проверяет, гарантирует ли вся поверхность безопасную высоту блока и равномерно ли изнашивается шина во время работы.
  • В случае третьего способа ответ на вопрос, как измерить высоту проступи, определяется специальной линейкой . Вы можете купить ее практически в каждом автомобильном магазине за 50-100 рублей. Устройства этого типа чаще всего напоминают миниатюрный штангенциркуль и принцип их действия прост. Измерительная линия размещается внизу отдельных канавок. Верхняя часть шкалы фиксируется на верхней части блоков, значение высоты протектора. В этом случае, как и при измерении с помощью монеты, вы должны не забыть провести тест во всех канавках и в разных точках на поверхности шины. Только тогда исследование будет достаточно надежным.

Как измерить протектор шины? Вы можете попросить о помощи

Шины — один из ключевых компонентов безопасности в автомобиле. Благодаря им автомобиль сохраняет контакт с дорогой, и они определяют, например, работу передовых систем тяги . Их важность ни в коем случае нельзя недооценивать. Водителю следует регулярно проверять состояние шин. А для этого ему нужно знать, как измерить глубину протектора. Это один из основных параметров для оценки возможности безопасной эксплуатации шин.

Читайте также: