Как проверить работает ли стартер

Обновлено: 02.07.2024

Авто не заводится без видимых на то причин при том, что ещё вчера мотор запускался с одного проворота ключа? Проверьте стартер! Сделать это можно с помощью нескольких простых инструментов, которые всегда стоит возить с собой в багажнике — совсем не обязательно буксировать транспорт на СТО. Как выглядит эта операция на практика? Разберемся детально.

Проверяем стартер на работоспособность, не снимая с машины

Сначала необходимо найти место, где находится стартер. На большинстве автомобилей до него можно дотянуться рукой. Перед проверкой стартера нужно определить, заряжен ли аккумулятор. Есть вероятность, что вы не выключили зажигание и какой‐то электронный прибор в автомобиле. Если с аккумулятором все хорошо, и он заряжен, то вам понадобится вольтметр.

Для проверки стартера на исправность вам понадобится длинная отвертка с резиновой или пластмассовой ручкой (чтобы не ударило током). Отсоединяем, затягиваем провод на реле, идущий от выключателя. Концом отвертки необходимо закоротить плюсовую клемму реле. Данные действия приведут к подаче тока напрямую от аккумулятора к реле, благодаря этому автомобиль скорее всего заведется. В случае, если автомобиль завелся, это значит, что проблема с замком или повреждено само реле.

Проверка втягивающего реле стартера

Если вы не услышали щелчка или шестерня не начала движение, можно снять реле и разобрать его отдельно от стартера. В подобных ситуациях профессионалы рекомендуют заменить данный элемент. Стоит оно недорого. Когда отправитесь в магазин за покупкой нового реле, возьмите старое — для сравнения, чтобы быть уверенным, что проблема только в реле проверьте также отдельно стартер.

Проверка якоря стартера

Когда бендикс почти не вращается или вообще не крутится, при наличии рабочего и заряженного источника энергии, дело может быть в якоре.Для проверки якоря нужно вытащить его из корпуса стартера. Измерьте сопротивление между роторным корпусом и обмоткой – в этом заключается проверка работоспособности якоря. Если сопротивление изоляции показывает негативный результат (всего пару Омов), придется заменить якорь или убрать проблему замыкания (это не всегда возможно сделать).

Берет стартер на себя ток или нет?

Бывают случаи, когда при запуске стартера лампочки, которые питаются от бортовой сети, теряют свою яркость — это признак того, что идет посадка тока. Данная ситуация говорит о наличии проблем со стартером.

Чаще всего причиной оказывается чрезмерная выработка втулок — она приводит к частичному касанию якоря к самому стартеру при наличии вращения. В свою очередь, этот фактор приводит к разрушению других деталей автомобиля. Внутренний редуктор может быть еще одной из причин заедания, чтобы этого избежать его необходимо смазывать.

Ремонтировать стартер самостоятельно, не обладая при этом опытом и определенными знаниями, тяжело. Не имея опыта в данной сфере, при проверке стартера можно случайно повредить проводку или соседние детали. Повреждение других деталей может привести к многочисленным поломкам, которые в недалеком будущем будут очень дорого стоить. Для максимально быстрого и экономного решения проблемы стоит обратиться в специальные сервисные центры. Также рекомендуется провести полную диагностику автомобиля, которая поможет избежать дальнейших поломок других деталей. После проведения полной диагностики автомобиля вам могут предложить отремонтировать или заменить поврежденные детали.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

В предыдущей статья мы рассказывали про устройство стартера, а сегодня расскажем о том, как проверить его на неисправности и отремонтировать.

При отказе стартера запустить двигатель автомобиля становится достаточно проблемным, а в большинстве случаев и невозможным. Поэтому для владельцев авто желательно знать самые простые способы проверки и ремонта автомобильного стартера, которые можно выполнить своими руками, не обращаясь к профессионалам автосервиса.

На фото - редукторный стартер

На фото — редукторный стартер

Так как стартер относится к электромеханическому изделию, то его отказ вызван только двумя неисправностями: механическими или электрическими.

Для проверки понадобится минимальный набор инструментов, перечень которых есть у большинства автолюбителей. А именно:

Паяльник и мультиметр

Паяльник и мультиметр

• Отвертки (простая и крестовая);

• Гаечные ключи или головки (в большинстве 13Х14 и 17Х19).

Проверку стартера можно выполнить как на двигателе, не снимая его, так и на верстаке, после его демонтажа.

Проверка на автомобиле

Без снятия стартера можно проверить следующие моменты:

• Наличие напряжения на силовой контакт реле от аккумуляторной батареи;

• Питание на управляющий контакт реле от замка зажигания;

• Сколько приходит от батареи и сколько передается напряжение на электродвигатель стартера при срабатывании реле в момент включения стартера от замка зажигания;

• Пусковые обороты (например, медленно крутится якорь);

• Состояние нагрева корпуса статора и запаха горелого бакелита, которым обрабатываются обмотки;

• Исправность электродвигателя можно проверить путем подачи 12V с аккумулятора минуя реле на вывод стартера (второй вывод реле, идущий к стартеру). Если двигатель крутит, то все в порядке.

Из чего состоит стартер

Из чего состоит стартер

Проверка на снятом изделии

После демонтажа стартера проверяются такие его элементы, как:

• Обмотка статора. С помощью мультиметра на предмет межвиткового или короткого замыкания, или обрыва, а также следов возможного затирания якоря об ламели (полюса) статора (например, при сильном износе втулок якоря) или отпускания полюсов от корпуса.

Обмотка статора

Обмотка статора

С помощью мультиметра проверяется сопротивление между корпусом и обмоткой — проводимость должна отсутствовать.

• Обмотка якоря. Аналогично проверке статора, плюс состояние пластин коллектора на предмет их износа, распайки.

Проверяем якорь

Проверяем якорь

Обмотку проверяют таким же образом, как и обмотку статора. Контрольку с лампой включают в сеть 220 В и один конец подают на пластину коллектора, вторую на сердечник якоря. Загорание лампы покажет, что необходима перемотка обмотки либо замена ротора. Пробой обмотки на корпус выявляется с помощью мультиметра. Распайку выводов коллектора выявляют путем визуального осмотра.

На исправном якоре между проточками пластин коллектора должна быть глубина не менее 0.5 мм.

• Втулки якоря. Зазор между валом якоря и втулками.

• Щеточный узел. Состояние щеток, пружин и свободность передвижения щеток в щеткодержателях.

Щеточный узел в плохом состоянии

Щеточный узел в плохом состоянии

Проверяется сопротивление между щеткодержателем и основной пластиной, при это сопротивление должно уходить в бесконечность. В зависимости от конструкции, щетки могут быть с креплением к корпусу, либо припаянные. В последнем случае потребуется паяльник.

На заводе выполняется соединение точечной сваркой, поэтому нужно просто обрезать провод от старой щетки и припаять провод от новой

• Обгонная муфта (бендикс) и шестеренка. Муфта должна проворачиваться только в одну сторону, в другую сторону только вместе с валом якоря. Шестерня не должна иметь сколов или выработки зубьев.

Старый и новый бендикс стартера

Старый и новый бендикс стартера

Для проверки обгонная муфта (ее корпус) зажимается через мягкий материал в тиски. Далее пробуется прокручивание шестерни бендикса туда и обратно, она на должна вращаться в обе стороны.

Проверяем бендикс - вращается или нет.

Проверяем бендикс — вращается или нет.

• Втягивающее реле. Обмотки на предмет обрыва или короткого замыкания (при условии, что реле разбирается). Также состояние возвратной пружины сердечника.

Проверка втягивающего реле

Проверяем втягивающее реле

• Вилка бендикса. Целостность самой вилки и износа ее кроев, где они входят в зацепление кольца обводной муфты.

Вилка с бендиксом

Вилка с бендиксом

• Шестерни редуктора (редукторный стартер). Целостность наружной и внутренних шестерен.

Ремонт стартера

• Статор. При обнаружении неисправностей в обмотке статора (пробой изоляции, обрыв) либо производится ремонт обмоток полюсов, либо выполняется замена статора. Для ремонта необходимо открутить крепеж полюсов к телу корпуса.

Обмотка статора отмечена стрелками

Обмотка статора отмечена стрелками

При необходимости заменяется старая изоляция, где надежнее зарекомендовала себя лента из лакоткани, чем лента из хлопчато-бумаги с пропиткой лаком.

В редукторном стартере полюса выполнены постоянными магнитами, которые крепятся к корпусу с помощью клея или иным способом. Проверяется их надежность. Для восстановления магнитов (при их отпадании) рекомендуется использовать композиционный клей, как более надежный.

• Якорь. При выявлении проблем с обмоткой якоря или пластин коллектора выполняется их реставрация, либо замена якоря.

Якорь стартера

• Втулки. В большинстве случаев выполняется замена втулок с последующей их развертки под диаметр вала.

• Щеточный узел. Замеряются щетки на предмет их высоты, свободности передвижения в щеткодержателях. Изношенные щетки заменяются новыми.

• Бендикс. При обнаружении любой неисправности обводная муфта подлежит замене.

• Втягивающее реле. В случаях, когда реле разборное, то оно разбирается и зачищаются или меняются силовые контакты. При поломке возвратной пружины сердечника реле, производится ее замена. Когда же оно не разборное, то меняется реле в сборе.

Втягивающее реле

• Вилка привода. При любом износе вилки необходима ее замена;

Вилка бендикса

Вилка бендикса

• Шестерни редуктора. При неисправности выполняется замена изношенных шестерен, либо весь их набор в сборе.

В случаях, когда обнаружится трещина в передней крышке стартера (редко, но бывает), то производится ее замена.

В заключение

Как видим, практически все работы по ремонту стартера можно выполнить своими руками, сэкономив свое время на поездку в сервис, а также собственные финансы.
При правильном же использовании и своевременном обслуживании стартера его ресурс может составлять порядка 200 тыс. километров, поэтому для длительной эксплуатации рекомендуем периодически проверять его состояние.

В нашей статье расскажем о том, как проверить стартер, а также работоспособность его составляющих при помощи мультиметра, и другими способами.

kak proverit starter

Содержание:

Эта деталь системы зажигания автомобиля отвечает за запуск силовой установки.

Она состоит из нескольких компонентов, каждый из которых может выйти из строя по причине естественного износа или некорректной эксплуатации авто.

Как проверить стартер аккумулятором

Для начала напомним, что стартер системы зажигания автомобиля является электротехническим устройством, и все случающиеся у него неисправности могут быть соответственно электрическими или механическими.

Несмотря на разницу в размерах, формах все автомобильные стартеры обладают схожей конструкцией, имеют одни и те же неисправности.

О том, что эта деталь вышла из строя, говорят следующие факторы:

  1. Двигатель машины не заводится, стартер крутится, однако сил у него для запуска агрегата не хватает.
  2. Запуск авто происходит после многократных поворотов ключа в замке зажигания.
  3. Вращение стартера осуществляется с трудом при полностью заряженной аккумуляторной батарее. Во время работы слышится посторонний шум.
  4. После запуска силового агрегата он с трудом отключается или не разъединяется вовсе.
  5. Автомобиль не набирает должной мощности в прогретом состоянии.
  6. Двигатель не запускается при повороте ключа, никаких звуков не слышно.

При обнаружении перечисленных симптомов владелец машины должен заняться проверкой работоспособности детали.

Прежде чем приступить к этим действиям, напомним о конструкции электротехнического устройства.

Стартер состоит из:

  • Электродвигателя.
  • Втягивающего реле.
  • Бендикса (шестерёнки на шлицевом соединении, вращающей маховик мотора).
  • Статора электродвигателя.
  • Якоря.
  • Щёткодержателей со щётками.
  • Вилки.

Все компоненты защищены от внешнего воздействия металлическим кожухом.

ustroistvo startera

Устройство стартера.

Первые стартеры начали устанавливаться на автомобили в начале десятых годов прошлого столетия.

Огромный опыт производства таких деталей позволяет производителям выпускать эти компоненты системы зажигания машины с большим рабочим ресурсом, около 200 тыс. км.

Однако по указанным в начале статьи причинам они выходят из строя. Проверить работоспособность стартера и его элементов можно разными способами.

Один из популярных вариантов – аккумулятором.

Все подобные действия под напряжением нужно выполнять аккуратно.

Если деталь рабочая, то шестерёнка, бендикс, выходит из своего месторасположения, начинает крутить маховик мотора.

Как проверить втягивающее реле

Примерно таким же способом проверяется исправность втягивающего реле.

Мерилом работоспособности будет и в этом случае бендикс. При подключении он должен с характерным щелчком выйти со своего места.

Если этого не случилось, значит реле нужно заменить.

proverka vtjgivascei obmotki

Проверка втягивающей обмотки.

proverka uderzivaschei obmotki

Проверка удерживающей обмотки.

proverka pjtakov

Проверка пятаков.

Бендикс остаётся без движения по следующим причинам:

  1. Клинит якорь.
  2. Подгорели контакты втягивающего реле.
  3. Неисправность обмоток (подгорели, обрыв) реле, стартера.

Замена реле поможет устранить неисправность.

Как проверить щетки стартера

На эти небольшие по размеру компоненты стартера выпадают повышенные нагрузки.

Поэтому часто они являются причиной выхода из строя детали.

schetki startera

Счетки стартера.

Проверка щёток стартера может осуществляться различными методами:

1. Визуально. В этом случае выполняется осмотр всего узла.

Щётки, коллектор, втулки, а также якорь со статором проверяются на износ, наличие видимых повреждений.

К примеру, повышенная выработка втулок способствует нестабильной работе электродвигателя детали.

Дефектный коллектор станет причиной преждевременного износа самих щёток.

2. При помощи мультиметра. Стартер необходимо разобрать. Щётки проверяются на предмет короткого замыкания с массой.

Для этого прибор устанавливается на Омах, концы проводов мультиметра прикладываются к пластине и щёткодержателю.

При замере его стрелка должна указывать на бесконечность.

3. Проверка с лампочкой 12 В. Один конец с неё прикладывается к корпусу, другой – щёткодержателю.

Свет лампочки показывает, что щётки неисправны, их необходимо сменить.

Как проверить бендикс

Для проверки этой составляющей стартера не потребуется подачи напряжения.

Исправность детали определяется с помощью визуального осмотра, проверкой вручную его состояния.

Обгонную муфту бендикса нужно зафиксировать, например, зажать в тисках. Чтобы не повредить поверхность детали при зажиме, её нужно проложить мягким материалом.

ustanovka bendiksa v teskah

Установка бендикса в тесках.

После этого следует проверить возможность вращения бендикса. Если оно есть – причина неисправности в обгонной муфте.

При большом износе зубьев, заклиниванивании механизм стартера будет вращаться сам по себе, не входя в зацеп.

Степень выработки определяется при помощи визуального осмотра.

Причину залегания механизма можно посмотреть только после того, как его разберешь.

Как правило, основной причиной неисправности в этом случае, является засохшая смазка или грязь.

Устранив их, нужно попробовать вновь бендикс в работе. Обычно проведения такого обслуживания хватает для возвращения работоспособности детали.

Как проверить обмотку стартера

Для проверки обмоток статора и ротора нужно использовать обычную электрическую лампочку 220 В мощности до 100 Вт. Она соединяется последовательно с обмоткой.

Один конец с лампочки фиксируется на корпусе, второй на конце обмотки, вначале на одном, затем – на другом. Если лампочка не горит – с обмоткой всё в порядке.

Свечение обозначает её неисправность.

Обмотку статора можно проверить и другим способом, мультиметром. Переключатель следует установить на килоомах.

Стрелка прибора должна показывать при целостности обмотки сопротивление около 10 кОм.

Обмотка ротора исследуется такой же лампочкой похожим методом. Она подключается к сети 220 В.

Один провод подключается к сердечнику, другой – фиксируется на пластине коллектора. Свечение лампы сигнализирует о дефекте.

Для возвращения работоспособности испорченную обмотку можно перемотать, либо сменить ротор.

Как проверить якорь стартера

Для проверки этой детали используют напряжение бортовой сети 12 В. Подключение проводится напрямую, минуя реле.

Если после этого якорь начинает работать, значит с ним всё в порядке. В противном случае нужно его заменить, либо проверить щётки.

proverka jkorj startera multimetrom

Проверка якоря стартера мультиметром.

Возможны следующие неисправности якоря стартера:

  1. Обмотка замыкает на корпус. Подобный дефект определяется при помощи мультиметра.
  2. Короткое замыкание между витками обмотки. Данную неисправность можно обнаружить только после подключения специального устройства: прибора проверки якоря (ППЯ).
  3. Неисправность контактов коллектора – определяется визуально.

С помощью визуального осмотра можно также обнаружить и другие дефекты: наличие металлического сора между ламелями, прогоревшие ламели.

При осмотре коллектора нужно обратить внимание на вид его износа. Неравномерная выработка может стать причиной преждевременного выхода щёток из строя, отказа в работе стартера.

При осмотре нужно помнить, что расстояние между проточками коллектора может быть не меньше половины миллиметра.

Если этот показатель меньше, нужно менять деталь.

Как проверить стартер мультиметром

Как видно из написанного материала, для проверки работоспособности стартера необходим мультиметр.

Чтобы определить исправность элементов стартера, производится с помощью прибора замер сопротивления между ними.

В замерах участвуют:

  • Пластины и щётки.
  • Сердечник якоря и коллекторные пластины.
  • Обмотки и корпус.
  • Обмотка и корпус стартера.

В исправном состоянии стрелка должна находиться на отметке один – полтора Ома.

Также необходимо замерить этим прибором втягивающую обмотку реле. Её параметр в рабочем состоянии: 2 – 2,5 Ома.

Мультиметр будет нужен для проверки наличия обрыва между обмотками. Все ламели должны прозваниваться между собой.

Наличие мультиметра, а также ППЯ и контрольной лампочки, позволит своими силами проверить состояние стартера в автомобиле не прибегая к услугам работников автосервиса. Для этого нужны навыки пользования мультиметром.

Читайте также: