Как восстановить протектор на покрышке своими руками

Обновлено: 05.05.2024

Для чего нужен протектор? Правильно, для обеспечения сцепления колеса с дорогой.

Но что делать, если стертый рельеф шины не дает должного уровня сцепления? В этом случае нужно взять грувер для нарезки протектора и восстановить уровень сцепления. Как это сделать? Об этом читайте в нашей статье.

Как восстановить резину

Заводская нарезка ламелей в автомобильных шинах предполагает создание канавок с достаточным углублением, но со временем их высота тает, стираясь об асфальт и грунтовое покрытие.

Минимально допустимая глубина накатки не может быть меньше:

  • 1,6 миллиметра у легковых авто;
  • 1 миллиметра у грузовых автомобилей;
  • 2 миллиметров у автобусов;
  • 0,8 миллиметра у мотоциклов.

Чтобы восстановить резину, вам понадобится специальный нож-грувер и хороший глазомер. При наличии навыков и специального инструмента, вы сможете нарезать протектор своими руками буквально за один-два часа, сэкономив неплохие деньги. Однако такая технология работает далеко не со всеми автошинами.

Фото шины автомобиля марки УАЗ до нарезки

Фото шины УАЗ после нарезки

Какие виды шин можно восстанавливать

Повсеместное увлечение экологией и угроза глобального потепления климата изменила судьбу изношенных колес. Раньше такие покрышки образовывали рукотворные горы на каждой свалке. Сегодня, согласно распространенным в Евросоюзе требованиям, обязательному восстановлению подлежат следующие виды автошин:

  • грузовые покрышки формата R-16С — R-22.5;
  • все цельнолитые шины на спецтехнику;
  • большинство болотных (грязевых) покрышек для внедорожников.

Восстановление грузовых автошин и болотных автопокрышек для внедорожников возможно только при содействии производителя, предусмотревшего совместимость с технологией нарезки на этапе производства резины. Поэтому разрезать шины в домашних условиях можно только в том случае, если на их бортах читается надпись — REGROOVABLE.

Если вы не видите такой надписи — обратитесь в автомастерскую или откажитесь от идеи восстановления протектора. Ведь колесо легкового авто качают до 2,5 атмосферы, а в покрышку грузовика задувают до 8 бар, поэтому даже малейшая ошибка при нарезке снизит срок службы шины в несколько раз.

Оборудование для резки ламелей

Прежде чем нарезать новые углубления на протекторе, вам нужно найти подходящий случаю прибор. В автомастерских для этих целей используют особый станок для автомобильных шин, а домашнее мастера предпочитают резать покрышку руками, используя ножи или машинки.

Самая популярная машинка для нарезки протектора — электрический регрувер. Этот гибрид ножа и паяльника режет канавки глубиной от 0,5 до 5 миллиметров, формируя новый рисунок протектора. Перед таким резаком не устоит даже литая покрышка. Причем комбинированное (тепловое и механическое) воздействие на резину не предполагает больших усилий при резке. Профессиональный прибор для восстановления ламелей отличается от инструмента для гаражных умельцев возможностью менять режущие насадки. Производители таких машинок выпускают особые комплекты насадок для каждого бренда легковых или грузовых автомобильных шин. Некоторые инструменты позволяют нарезать в одно движение сразу несколько ламелей.

Как сделать покрышку устойчивее на дороге — основы процесса нарезки

Уменьшение глубины протектора снижает сцепление автошины с дорогой, поэтому для повышения устойчивости нужно углубить существующие канавки, не расширяя их. Для этих целей вам нужно найти специальную насадку на регрувер или изготовить самодельный нож для легковых покрышек и грузовых протекторов.

Если покрышки нарезают автомобильным регрувером, инструмент перемещается от центра протектора к его краю. При этом нужно контролировать положение локтя — он должен оставаться в плоскости, параллельной пятну контакта. Если вы поднимите или опустите локоть во время реза — на протекторе появится лишняя ямка или невыбранный по глубине участок.

С наступлением осени многие российские водители обнаружили, что их сменная зимняя резина далека от идеальной. Если ваш бюджет ограничен, то зимнюю "шиповку" и "липучку" можно не покупать, а восстановить. "РГ" разобралась в нюансах этого вопроса.

 Фото: depositphotos.com

Собрались менять летнюю резину на зимнюю "шиповку", отходившую пару сезонов, осмотрели комплект колес и обнаружили безрадостную картину - добрая треть шипов выпала. Знакомая ситуация? В этом случае у вас есть как минимум три варианта действий - продолжить эксплуатировать "беззубые" покрышки (это, к слову, с некоторыми оговорками, вполне допустимо), купить новый комплект, или же сделать повторную ошиповку покрышки.

Если вы выбрали третий вариант, то у вас опять-таки есть выбор. Вы можете обратиться в сервис или шиномонтаж, где выпавшие "зубы" при помощи специальных пистолетов "вставят" профессионалы. Или же - можно дошиповать старую резину собственными силами, воспользовавшись обычными инструментами,- отверткой, плоскогубцами или шуруповертом.


Услуга по запрессовыванию ремкомплектных шипов в зимнюю резину в наши дни - никакая не экзотика, а достаточно распространенное явление. Во многих сервисах и шиномонтажах установка одного шипа обойдется в сумму от 20 до 40 рублей (шипы+работа). По статистике, в среднем в комплекте из четырех зимних колес, эксплуатировавшихся два-три года, потеряно порядка 200 шипов.

Фото: depositphotos.com

Если стоимость одного шипа вместе с работой составляет 30 рублей, соответственно, дошиповка в сервисе обойдется вам в 6 000 рублей. При этом вы должны быть готовы к тому, что в большинстве случаев для доустановки используют универсальные стальные круглые шипы. Лишь небольшое число компаний использует нестандартные детали.

Например, российская фирма Rossvik применяет шестигранный сердечник. Некоторые сервисы используют для ремонта также винтовые шипы, которые при помощи специальной насадки вкручиваются в протектор на нужную глубину при помощи шуруповертов. Такие "саморезы" больше подойдут для внедорожников, грузовых автомобилей, мотоциклов и других видов техники с большим индексом нагрузки (читай - с более мощным протектором, чем на "легковушках"). Как правило, винтовые шипы имеют форму шурупа длиной 1,2 см.

Фото: Егор Алeев / ТАСС

В любом случае, вы можете не опасаться, что шина лишится ремонтного запрессованного или вкрученного шипа через пару сотен километров пробега. Новые "зубы" будут надежно удерживаться в "разбитом" отверстии благодаря уникальным свойствам ремонтных шипов.

К слову, хорошие ремонтные шипы имеют металлическую основу, твердосплавный сердечник и износостойкую пластиковую втулку, которые снижают шум от езды и увеличивают "ходимость" шипа. Как правило, диаметр ремонтного шипа составляет 12 мм вместо штатных (заводских) 8 мм, а высота составляет от 8 мм до 9 мм - с учетом износа протектора.

Возможно, не все знают, что многие производители зимней резины выпускают шины-полуфабриакты - с отверстиями для шипов-саморезов.

Их "домашняя" ошиповка практически не отличается по технологии от шипования подержанной шипованной резины. Если покрышка подержанная, сначала из нее удаляются грязь и остатки старых шипов. Затем замеряется глубина посадочного места для шипа (остаточная величина протектора). Она должна быть не менее 7 мм. И, наконец, на место старых шипов запрессовывается ремонтный шип. Это можно сделать в том числе и с помощью обычных плоскогубцев и отвертки. Но удобнее задействовать шуруповерт, причем специальную насадку на шуруповерт приобретать не надо.

Можно освоить также работу с более дорогим (порядка 15 000 рублей) шиповальным пистолетом, который быстро загоняет шип в гнездо под давлением. В любом случае, производя установку шипов на шины своими руками, следует помнить, что корпус шипа должен быть полностью утоплен в резине и лишь твердосплавная напайка должна выступать над поверхностью не более чем на 2 мм.

Что касается стоимости шипов, то, как правило, их продают большими партиями. Качественный набор из 100 штук обойдется вам примерно в 2000 рублей. Впрочем, на интернет-форумах сегодня можно найти множество объявлений о ремонтных шипах китайского производства. Такие можно купить в два и даже в три раза дешевле любых "некитайских".

Поскольку высота ремонтных шипов обычно чуть меньше, чем у штатных, разница в сцеплении старых и новых шипов, хоть и небольшая, но будет. Как правило, у ремонтных шипов сцепные свойства на льду ухудшены на 10 - 15% в сравнении с заводскими.

Фото: depositphotos.com

Однако использование ремонтных шипов все равно гораздо лучше, чем дыры в покрышке. После ремонта покрышка восстанавливает свой потенциал по торможению на 80%.

В любом случае, после того, как вы установили шипы (на сервисе или сами), не будет лишним обкатать отремонтированную резину. Если все сделать правильно, установленные шипы продержатся в вашей резине от 30 000 до 45 000 километров пробега, то есть примерно два-три зимних сезона.


Зимняя фрикционная резина, она же "липучка", также может быть подвергнута ремонту. В советские времена такой способ "реанимации" был широко распространен. Сегодня, однако, целесообразность такой процедуры не всегда очевидна, но многие конторы все же предлагают услугу по восстановлению "липучек". Просто целевая аудитория в данном случае - владельцы коммерческой техники и компании со своим автопарком, где данная услуга позволяет серьезно сэкономить на новой резине.


Как правило, крупные компании и автопарки используют для ремонта "липучек" передовое импортное оборудование - например, американской компании Bandag (Bridgestone Bandag LLC), используются также полимеры высокого качества. Лучший вариант - материалы марок Nokian (Финляндия), Veguma (Эстония) и Kraiburg (Германия).

Технология "наварки" бывает при этом "холодной" и "горячей". Восстановление холодным способом применяется, если каркас покрышки хорошо сохранился. Сначала с помощью спецоборудования проверяется состояние шин (так удается выяснить, произошло ли отслаивание резины от брекера).

Затем на так называемом шероховальном станке происходит удаление остатков старого каркаса, после чего при помощи клея для ремонта шин устраняются дефекты (проколы, порезы и т.п). После этого накладывается слой жидкой резины, а затем уже на эту основу под высоким давлением клеится протекторная лента - заготовка, которая станет новым протектором. Потом следует вулканизация, когда шина помещается в так называемый автоклав, где создается давление в шесть-восемь бар, а также температура около 115ºC. В результате протектор и каркас прочно соединяются между собой. После такого "холодного" ремонта шины тщательно осматривается и проверяются под давлением.

Фото: Юрий Зубко / РГ

Что касается восстановления шин "горячим" способом, здесь каркас шины также очищается от старого протектора и точно также подвергается шерохованию. Затем на шину одевается брейкерный слой и накладывается новый протекторный слой. Финальный этап - вулканизация, которая происходит в пресс-форме, подобной пресс-форме для производства новых шин. Здесь происходит формирование нового протектора и окончательная вулканизация. Температура "выпекания" в данном случае составляет около 160 градусов по Цельсию. В итоге из камеры выходит практически новая резина, не отличающаяся по свойствам от заводской.

При профессиональном подходе к делу и холодный, и горячий способы дают отличные результаты и высокую ходимость шин. Отметим, что сегодня в России восстановленные шины должны иметь сертификат, подтверждающий их соответствие действующему регламенту о безопасности транспортных средств.

Насчет цен на восстановленные "липучки": их разброс достаточно велик и зависит от типоразмеров резины. Если речь идет, скажем, о грузовой покрышке 385/65 R22,5, то такая восстановленная (наварная) шина обойдется примерно в 9 000 рублей. При этом стоимость каркаса в этой цене составляет примерно 2 500 рублей.

Копеечный инструмент для нарезки протектора на автомобильных шинах


Если покрышки автомобиля или мотоцикла стерлись, восстановить их протектор можно вручную очень простым в изготовлении инструментом. Это позволит экономить кучу денег, продлевая срок использования старого комплекта резины.

Что потребуется:

  • деревянная рейка или брусок;
  • лезвия для безопасной бритвы;
  • хомуты с червячным механизмом – 2 шт.

Процесс изготовления инструмента


Рейку или брусок нужно застрогать так, чтобы заготовка удобно ложилась в руку. Один ее торец необходимо скруглить под диаметр хомутов.

Копеечный инструмент для нарезки протектора на автомобильных шинах

Копеечный инструмент для нарезки протектора на автомобильных шинах

Копеечный инструмент для нарезки протектора на автомобильных шинах


На заготовку натягиваются 2 хомута. Затем нужно разделить лезвие на 2 половины, и загнуть одну из них в дугу.

Копеечный инструмент для нарезки протектора на автомобильных шинах

Копеечный инструмент для нарезки протектора на автомобильных шинах


Теперь данным инструментом можно резать протектор по старому истертому контуру. Его глубину регулируется вылетом лезвия.

Копеечный инструмент для нарезки протектора на автомобильных шинах

Копеечный инструмент для нарезки протектора на автомобильных шинах

Копеечный инструмент для нарезки протектора на автомобильных шинах

Смотрите видео



Наварка шин — процесс восстановления протектора покрышек, обретающий все большую популярность среди автовладельцев.

Причиной повышенного спроса является возможность увеличить ресурс резины и уменьшить расходы на приобретение нового комплекта, то и дело растущего в цене.

Главное преимущество наварки — возможность восстановления без изменения конструкции каркаса.

Но насколько этот процесс эффективен? Как выполняется наварка шин? В каких случаях она применяется? Рассмотрим эти моменты детальнее.

Для чего нужна наварка шин

В процессе эксплуатации автомобильная резина имеет свойство изнашиваться, что приводит к снижению ее эффективности на дороге.


Благодаря применению современного оборудования, удается восстановить покрышку без особых затрат времени и сил. При этом известно, что активнее всего истирается только внешние несколько миллиметров, а сам каркас не страдает.

Наварка шин позволяет восстановить изделие до первичного состояния и продолжить его эксплуатацию.




Как отличить восстановленные шины?

Если подобного маркера на поверхности колеса нет, это значит, что резину могли восстанавливать где угодно. Поэтому от подобного приобретения лучше воздержаться. Разница в стоимости восстановленной и новой покрышки одной модели и производителя колеблется в пределах от 30-ти до 70-ти процентов. При этом все желающие сэкономить должны отдавать себе отчет, что реконструкцией протекторной части добиться изначальных характеристик резины не получится. Кроме того, использование автопокрышек различных производителей, пусть и одного типоразмера, и с одинаковыми наваренными протекторами, ведёт к снижению курсовой устойчивости и управляемости.



На каких авто чаще всего применяется

Рассматриваемый процесс получил наибольшее распространение в секторе грузового транспорта. Причина заключается в высокой стоимости резины, частая покупка которой не всегда представляется возможным.

Восстановление покрышки выглядит более привлекательно, ведь так удается сэкономить до 40% стоимости нового изделия.


Более того, применение современных материалов позволяет не только вернуть первоначальный протектор, но и улучшить качество резины, повысить ее ресурс и износостойкость.


Имеется еще одна причина, почему наварка шин применяется именно в отношении грузовых авто — лучшая ремонтопригодность такой резины.

Покрышки большегрузных машин отличаются более крупным и жестким кордом, который подвержен более медленному износу и легче наваривается.


Что касается шин легковых автомобилей, процесс наварки доступен и здесь, но конечная эффективность работ зависит от многих параметров — массы машины, категории резины и прочих.

При этом наварка шин для таких случаев доступна только один раз, после чего не избежать покупки нового комплекта.


Достоинства и недостатки восстановленных покрышек


Если перед автовладельцем встал выбор покупки новых либо восстановленных шин, он должен быть осведомлен обо всех рисках, которым подвергаются ранее использованные покрышки. Как уже было выше сказано, существует несколько методов восстановления автомобильной резины. На такое мероприятие затрачивается немало средств, поскольку необходимо специализированное оборудование, качественные восстановительные материалы и обученный персонал.


Ни для кого не тайна, что большинство автомобилистов больше ориентированы на продукцию, импортированную из-за рубежа, ведь изношенная шина, отремонтированная нашими материалами, получает спорную надежность и качество. Однако применять зарубежные расходники довольно дорого.

Восстанавливать легковые покрышки позволяется лишь при небольшом износе, однако, как показывает практика, это попросту невозможно, и реставрации подлежат только единицы с оптимальными внешними данными. К тому же, не всегда удается выполнить балансировку колес с восстановленными покрышками, а это значительный недостаток.

Рекомендуем: Как слить ОЖ и промыть систему охлаждения двигателя на ВАЗ 2114

Преимущества и недостатки наварки шин

Процесс восстановления резины востребован по нескольким причинам:

  • Универсальность
    — главное преимущество наварки шин. При желании можно восстановить почти любую изношенную резину, вне зависимости от типа. Единственное, что будет различаться, так это стоимость работы.
  • Возможность многоразового восстановления
    . Если корд изделия имеет жесткую конструкцию (как на шинах грузовых авто), наварка может выполняться до двух-трех раз без потери эксплуатационных качеств шин. Соответственно, и ресурс покрышки также возрастает в разы.
  • Улучшение конечных характеристик шины
    . Благодаря применению современных материалов, восстановленное изделие становится более износостойким, а срок его службы увеличивается.



По сказанному выше можно судить, что наварка шин имеет множество преимуществ. Несмотря на это, у многих автовладельцев она не пользуется большим спросом.

Причин здесь несколько:

  • Наварке подлежат не все виды автомобильной резины. В первую очередь ограничения касаются покрышек для легковых автомобилей.
  • После восстановления нельзя быть уверенным в полной безопасности, а особенно, если наваркой занимались люди с небольшим опытом. При нарушении технологии или применении некачественных материалов ездить на восстановленных шинах опасно. Вот почему рекомендуется не экономить на этой процедуре и отдавать предпочтение только квалифицированным мастерам.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как заряжать аккумулятор в домашних условиях

Восстановленная покрышка имеет пониженный индекс нагрузки и скорости, поэтому для легковых автомобилей данные шины требуется применять с осторожностью. Однако для грузового и коммерческого транспорта такая резина является идеальным вариантом, так как автомобилю не требуется перемещаться на увеличенной скорости, а стоит восстановленная резина намного дешевле новой.

Так что, если вы предпочитаете быструю и маневренную езду, лучше воздержаться от эксплуатации восстановленных шин и купить покрышки с надежным протектором.

Способы наварки и восстановления шин (холодный и горячий)

Современная практика подразумевает применение двух типов восстановления покрышек:

Такой способ доступен для покрышек, имеющих определенный тип каркаса (с оглядкой на его состояние). Первоначально производится осмотр резины с анализом текущих повреждений.

Важно, чтобы боковые и внутренние части покрышки не имели серьезных порезов или разрывов. В противном случае холодное наращивание невозможно.

Если шина подлежит наварке, удаляется старый протектор, после чего изделие помещается в специальный аппарат. На нем производится накачивание шины воздухом и удаление внешнего слоя резины.


По завершении процесса производится шерохование, при котором определяется уровень износа и возможность наращивания.

Сущность холодного способа заключается в применении жидкой резины, благодаря которой удается скрыть имеющиеся повреждения и обеспечить качественный контакт каркаса и протектора.

Далее колесо грунтуется с помощью экструдера и на подготовленное полотно укладывается протектор с требуемым узором.


После завершения работ шина накачивается, а лишняя резина обрезается. Завершающий этап наварки шины — вулканизация и диагностика, после чего мастера выдают талон гарантии на 100 тысяч пробега.

Преимущество холодного наращивания — возможность восстановления резины большого диаметра, применяемой на грузовых машинах, внедорожниках и крупной техники.


Имеет много общего с технологией, которая описана выше. В частности, здесь производится первичная проверка, шероховка, основной ремонт и накладывание нового слоя.

Разница в том, что подходы в организации этих процессов отличаются.

Принцип восстановления заключается в накладывании на резину дополнительного слоя, который не подвергался вулканизации.

При этом нанесение нового протектора производится на этапе вулканизирования, с применением специальных форм и под воздействием температуры в 140 градусов Цельсия.

Сегодня такой способ восстановления почти не применяется. Он характерен для покрышек легковых машины и микроавтобусов, имеющих резину диаметром 13-16 дюймов.






Восстановление протектора при помощи наварки

Для начала следует уяснить, что восстановленной именуется авторезина, изношенная протекторная часть которой подверглась навариванию нового слоя. Сразу же отметим, что таким образом восстанавливают исключительно верхний слой протектора, в то время как шины с отработавшими своё боковинами для подобной реставрации не пригодны в 90%!случаев.

В процессе наварки рисунок протектора меняется, но при этом изменения не касаются брекера, каркаса, а также других силовых элементов конструкции шины. По сути – это косметический ремонт покрышки, при котором аналогичные протекторы могут быть наварены на изделия любых производителей. При этом полного совпадения полученных характеристик в двух, внешне одинаковых, восстановленных шинах никто не гарантирует. Поэтому устанавливая их на одну ось, есть риск, что помимо сниженных (сравнительно с новыми шинами) характеристик, наваренные покрышки скорее всего будут иметь различный вес и жёсткость, а также прочие параметры, к примеру температурный режим эксплуатации.

Этапы работы, применяемое оборудование

Ниже подробнее рассмотрим этапы наварки шин и применяемое оборудование.

Восстановление производится в несколько этапов:

    Осмотр шины
    — наиболее важная составляющая работ. Здесь производится детальный осмотр каркаса с последующим определением возможности его восстановления. Оценке подвергаются коронки, боковые части и борты. Все дефекты отмечаются, после чего оформляется специальная карточка покрышки. Если, по мнению мастера, восстановить резину нельзя, она утилизируется.







ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Гелевые автомобильные аккумуляторы, устройство, принцип работы

Производственный цикл наварки шин показан на схеме ниже.


Таким образом, для восстановления шин применяются следующие станки:

    Для микропористого осмотра;








Читайте также: