Каков срок проведения занятий повышения профессионального мастерства водителей

Обновлено: 02.07.2024

В народе техминимум известен как ежегодное обучение водителей по 20-часовой программе.

✔ осуществляют коммерческие перевозки (по договорам перевозки или фрахтования);

✔ перевозят пассажиров или грузы в автобусах или грузовых автомобилях для собственных нужд.

Как видим, исключение здесь только одно: предприятия, использующие легковые автомобили для собственных нужд. Все остальные работодатели обязаны заботиться о повышении квалификации своих водителей.

О том, что повышение квалификации водителей должно быть ежегодным, говорят 2 документа:

Можно ли отменить техминимум для водителей?

В марте этого года Минтранс опубликовал свое Письмо от 12.03.20 N Д3-511-ПГ, которое вызывало бурное обсуждение. Многие поняли так, что обязательная сдача техминимума для большей части водителей отменяется.

Действительно, в Письме сообщается, что обязательное повышение квалификации необходимо для тех водителей, которые:

✔ перевозят опасные грузы,

✔ водят автомобили, оборудованные устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов: скорая помощь, полиция, аварийно-спасательные службы и т.п.

Про остальных водителей сказано, что они могут , но не обязаны повышать свою квалификацию, то есть вопрос отдается на волю руководителей предприятий. То есть, ежегодная 20-часовая программа для водителей преподносится как необязательная.

На деле всё гораздо сложнее. Ведь Письмо Минтранса не имеет законодательного статуса. При этом оба РД, которые регламентируют обязательность техминимума для водителей, действуют.

Полтора года назад в Сулейман-Стальском районном суде (это Республика Дагестан) рассматривалось дело N 12-68/2018.

Директор школы подавал апелляцию, жалуясь на то, что школа — это не перевозчик, никакого административного правонарушения они не совершили, и у них нет денег платить такой огромный штраф.

Апелляция дала результат, в том смысле, что суд над ними сжалился и на первый раз штраф заменил предупреждением. Но подчеркнул, что правонарушение всё же было совершено (Решение от 25 декабря 2018 г. по делу N 12-68/2018).

То есть, если инспектор придет к ним с проверкой еще раз, и водитель опять не будет иметь удостоверение о прохождении техминимума — штрафа не избежать.

Так проходить ли техминимум?

Ситуация с законодательными актами в отношении техминимума не совсем понятная. Но поэтому-то безопаснее все-таки обучать водителей: пока нет внятного закона на эту тему, лучше подстраховаться, чтобы не дрожать при проверках.

Кроме того, регулярное повышение квалификации водителей — это и требование рынка. Многие крупные заказчики, а также государственные и муниципальные, работают только с теми организациями, где водители проходят техминимум.

Допустим, компания планирует войти в сеть муниципального транспорта, заниматься пассажирскими перевозками — и участвует в соответствующем конкурсе. Как показывает практика — муниципалитеты при этом ставят условие: все водители должны иметь свидетельство о 20-часовом обучении. Газпром, Роснефть и прочие крупные работодатели тоже часто указывают удостоверение о техминимуме как обязательное условие для трудоустройства.

Поэтому ежегодный техминимум для водителей пока остается с нами. Что будет дальше? Поживем — увидим.

С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

Таблица 1. Категории водительских удостоверений

Транспортное средство

Категория водительского удостоверения

Легковые автомобили (легковые такси)

Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

Вид транспорта

Опыт работы (стаж) водителя

Не менее трёх лет

Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля

Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

Рекомендуем

На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.

20 часовая программа обучения водителей по бдд

На сегодняшний день 20 часовая программа обучения водителей по безопасности дорожного движения, с точки зрения закона, висит на волоске.

Я имею ввиду следующее. То как нам предъявляет требование надзорный орган (УГАДН), выглядит вообще не убедительно и даже очень спорно.

Ситуация по 20 часовой программе, а именно обучение водителей по РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.), находится на переломном моменте.

Как всегда, обо всем по порядку.

20 часовая программа обучения водителей. Позиция УГАДН

Логическая цепочка и правовая связка надзорного органа такая:

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

Вот такой набор выкатывает нам надзорный орган, когда приходит с надзорной проверкой и выписывает Предписание.

И самое интересное, я посмотрел судебную практику, и увидел, что чаще всего суды встают на сторону надзорного органа. И в мотивационной части суда зачастую нет глубокого анализа этих документов.

И есть судебная практика, где суд считает, что надзорные органы выписали предписание не законно. Например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда (Дело № А66-8046/2014)

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа. Анализируем нормативную базу

Итак, давайте будем теперь смотреть трезво на ту цепочку, которая, как вы сейчас поймете, висит на волоске.

1. Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, и на которое в судах ссылается надзорный орган (УГАДН), оказывается отменено еще в 2002 году.

Вот этот нормативный документ: Министерство Транспорта Российской Федерации Приказ от 16 октября 2002 года N 132.

Текст посмотреть можно: ЗДЕСЬ

20 часовая программа обучения водителей

То есть мы Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, вычеркиваем из своей текущей работы.

Но обращаю внимание на эту цитату:

…В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год…

То есть периодичность устанавливает Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который тоже утратил силу с 29 марта 2011 года.

20 часовая программа обучения водителей

3. О ежегодности проведения занятий с водителями говорит еще один нормативный документ на который ссылается УГАДН.

Но позвольте, давайте прочитаем пункт 1.1 Общего положения этого РД, цитирую:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Ну, во-первых, здесь нет ничего о легковых автомобилях. А во-вторых, и это главное, нет теперь такого Министерства. А если даже и предположить, что это нынешнее Министерство Транспорта РФ, то у Министерства нет предприятий.

И не забываем главное, что законную силу нормативному акту придает регистрация в Минюсте и официальное опубликование.

20-chasovaya-programma-obucheniya-voditelej

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

И когда мы берем судебную практику и официальные комментарии Министерства транспорта о том, что

…Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01, могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству…

то мы понимаем, что надо сделать правильные выводы по 20 часовой программе обучения водителей.

То есть вывод такой — нормы из этих РД не должны противоречить действующему законодательству, и они могут (но не обязаны) применяться…

Поэтому я и говорю, что позиция надзорных органов в той связке, которую они представляют, держится на законодательном волоске.

В вопросе обучения по 20 часовой программе нужно просто правильно все прочитать и применить нормы которые будут не противоречить друг другу, а дополнять друг друга.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения. Повышение квалификации

К вопросу повышения квалификации водителей я зайду с другой стороны.

Напомню, что обучение по 20 часовой программе с водителями не что иное как повышение профессионального мастерства водителя.

Под мастерством мы понимаем умение управлять автомобилем и умение правильно оценивать дорожно-транспортные ситуации, применяя накопленный опыт.

И мы приблизились вплотную к такому понятию как профессиональная компетенция водителя.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при управлении транспортным средством.

И теперь, мы понимаем, что обучение по 20 часовой программе это не что иное как профессиональное обучение.

…4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня…

И мы понимаем, что нашим водителям может пригодиться профессиональное обучение в виде повышения квалификации. То есть необходимо

…совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации…

А теперь главный момент. По какой программе проводится профессиональное обучение в виде повышения квалификации водителей?

…Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации…

Программу профессионального обучения разрабатывает и утверждает образовательное учреждение. Так как профессионального стандарта по водителям пока не утверждено, то на основе профессиональных требований и разрабатывается такая программа.

И под это дело, как раз и стыкуется Учебно-тематический план РД-26127100-1070-01 (20 часовая программа обучения), основа которого не противоречит Квалификационным требованиям, а как раз отражает тематику этих требований.

Это значит, сам план и 20 программа обучения обучения водителей очень хорошо подходит для профессионального обучения в виде повышения квалификации.

Наряду с 20 часовой программой обучения водителей, могут быть разработаны и другие программы. Каждое образовательное учреждение может разработать свою программу (закон это не запрещает).

Главное, чтобы содержание программы соответствовало профессиональному стандарту или квалификационным требованиям.

И вы имеете право выбирать среди предложенных вам программ.

Но, реальная действительность сегодня такова, что тематика 20 часовой программы обучения устраивает всех: надзорные органы, образовательные учреждения и обучающихся.

Также, 20 часовая программа обучения водителей хороша и актуальна тогда, когда встает вопрос о том, кто может обучать.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения водителей. Кто может обучать

Напомню, мы ведем речь не просто о повышении квалификации в целом, а анализируем конкретную ситуацию с 20 часовой программой обучения, которая представляет собой один из вариантов повышения квалификации водителей.

Мне на глаза не попадалась судебная практика, где бы надзорный орган предписывал проводить обучение только в образовательных учреждениях.

Что по этому поводу говорят законы.

Снова Глава 9. Профессиональное обучение.

…Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц…

Давайте также обратимся к новому ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда).

20 часовая программа обучения водителей

Здесь есть две главы:

6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе

…6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций…

7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях

…7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения…

А также мы знаем, что нормы РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) могут применяться если не противоречат действующему законодательству.

Цитирую пояснительную записку к РД-26127100-1070-01:

…Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий, по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении заносятся в личное дело водителя…

Таким образом делаем вывод, что проводить обучение по 20 часовой программе, как профессиональное обучение в рамках повышения квалификации (совершенствования и/или получения новой компетенции), можно либо по месту работу с привлечением специалистов, либо в образовательном учреждении.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа. Периодичность

ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда) на эту тему пишет так:

…7.3 Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой…

Что же нам говорит национальное законодательство?

В статье 20 пункте 1, нет даже намека на сроки и периодичность.

О ежегодности мы можем прочитать в РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).

Но там идет цитата о ежегодности из утратившего силу Приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27.

Но, как я написал выше, в этом РД речь идет о повышении мастерства водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Вроде не противоречит действующему законодательству. Но явно не про нас.

Пока дела обстоят именно так. А как вы думаете на этот счет? Жду от Вас комментарии. Комментарии можно оставить в самом низу страницы.

Комментарии можете оставлять внизу.

Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

комментариев 28

Если вдуматься, то работодатель не оказывает услуг работнику. Потому что они действуют в рамках Трудового договора. А услуги оказываются в рамках гражданско-правового договора. То есть если работодатель обучает работника соседней организации, то рождается договор об оказании услуг, что автоматически подразумевает наличие лицензии.

Поэтому с одной стороны квалификационный экзамен после профессионального обучения проводить надо, но с другой сотороны нужен ли он, если вы водителю не устанавливаете после обучения ни разряда, ни класса, ни категории.

Поэтому не все так гладко как кажется надзорным органам, да и нам с вами. Еще раз спасибо за комментарий.

По вине водителей, пешеходов и других участников дорожного движения происходит основная часть ДТП, поэтому в работах по повышению безопасности движения водитель является объектом самого пристального внимания.

  • - организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • - создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и надземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Основными требованиями по обеспечению безопасности при перевозках пассажиров и грузов регламентируются следующие аспекты деятельности водителя:

  • - наличие у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории и документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования, а также о соответствии его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок;
  • - прохождение стажировки лицами, впервые нанимаемыми на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водителями, имеющими перерыв в водительской деятельности более одного года, водителями, назначаемыми для работы на горных маршрутах, а также водителями, переведенными на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров;
  • - стажировка водителей;
  • - поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей;
  • - обеспечение здоровья, режима труда и отдыха водителей.

К управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

К работе на горных маршрутах допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех лет при условии прохождения стажировки на этих маршрутах сроком не менее шести дней. При переводе с одного горного маршрута на другой проводится стажировка водителей на новом маршруте в течение одного-двух дней; при переводе с одной марки автобуса на другую - в течение трех-четырех дней. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

В целях приобретения твердых навыков вождения водители, поступившие на работу после окончания учебы из других предприятий либо имевшие длительный перерыв в работе на транспортных средствах тех или иных марок, проходят стажировку.

Продолжительность стажировки водителей автобусов, подготовленных по специальной программе категории Д, составляет 32 рабочих дня. После стажировки им присваивается квалификация водителя II класса.

После переподготовки водителей III класса (категорий В и С) для работы на автобусах (категория Д) стажировка на предприятии продолжается 15 дней.

Водители II и I классов, имеющие разрешающие отметки на управление транспортными средствами категории В, С, Д, но не работавшие ранее и впервые назначаемые на работы на автомобилях-такси или автобусах, обязаны пройти специальную подготовку в учебном комбинате и стажировку в АТП продолжительностью три дня для работы на автомобилях-такси и восемь дней - для работы на автобусах.

Водители-наставники, осуществляющие стажировку, назначаются приказом по предприятию из числа лучших водителей II и I класса со стажем работы не менее пяти лет, без ДТП по их вине в течение последних трех лет и без нарушений трудовой и транспортной дисциплины, а также имеющие хорошие показатели работы, способные воспитывать и обучать водителей.

Профессиональное мастерство водителя включает в себя не только технические навыки и умения, но и способность анализировать дорожно-транспортные ситуации, определять степень их опасности и на этой основе принимать обоснованные решения по управлению автомобилем.

В результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны за последнее десятилетие подверглись значительным изменениям и дополнениям нормативные правовые документы,

регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения,

совершенствовалась нормативная техническая база, требования к конструкции транспортных средств и ее элементам, влияющим на безопасность движения. Качественно изменился и значительно увеличился парк эксплуатируемых транспортных средств. Все более заметнее влияние на состояние транспортного сектора большинства городов и населенных пунктов оказывает процесс активной автомобилизации населения, появился новый участник дорожного движения - индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе.

Столь значимые преобразования не могли обойти стороной условия трудовой деятельности водителей транспортных средств и, следовательно, сформировали потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанных с повышением профессионального мастерства водителей.

Для совершенствования знаний по БД и повышения профессионального мастерства водителей предприятия автомобильного транспорта должны ежегодно проводить дополнительные занятия с водителями по 20-часовой программе.

Программой ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций должно предусматриваться изучение следующих тем, которые характеризуют ее направленность:

  • - состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильномтранспорте;
  • - конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие

- профессиональное мастерство водителя транспортного средства (ТС) и

  • - основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях (ДТС) повышенной опасности в системе А - В - Д - С;
  • - одиночное движение по загородной дороге; встречный разъезд; следование за лидером; обгон; объезд;
  • - особенность управления ТС в сложных дорожных условиях;
  • - проезд перекрестков железнодорожных переездов, транспортных путей;
  • - ДТС с участием пешеходов, велосипедистов; посадка и высадка пассажиров;
  • - маневрирование в ограниченном пространстве; буксировка ТС;
  • - общие требования к водителю в нормативных документах;
  • - проверка знаний водителями;
  • - ДТП и виды ответственности;
  • - первая помощь при ДТП;
  • - виды и формы поражения пострадавших при ДТП; приемы первой медицинской помощи;
  • - практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи, состав аптечки;
  • - анализ маршрутов движения ТС и выявление опасных участков на маршруте;
  • - прогнозирование и предупреждение возникновения опасных ДТП на маршрутах движения ТС.

Элементы профессионального мастерства водителя приведены на рис. 1.3.

Подготовка и повышение квалификации водительских кадров в настоящее время связаны с применением ситуационного обучения (в том числе обучения действиям в критических ситуациях), получением систематизированных знаний о типичных опасных ситуациях, характерных для конкретных условий профессиональной деятельности. При этом главное внимание уделяется обучению навыкам выделения момента возникновения опасности, распространения этого момента на начальных стадиях дорожно- транспортных ситуаций и прогнозирования развития ситуации.

Анализ процесса накопления профессионального опыта водителем позволяет рекомендовать некоторые принципы целенаправленного формирования навыков прогнозирования дорожных ситуаций:

Рис. 1.3. Элементы совершенствования профессионального мастерства

Могут быть предложены к рассмотрению следующие ситуации:

  • - проезд перекрестков;
  • - проезд железнодорожных переездов;
  • - встречный разъезд автомобилей;
  • - выполнение обгона;
  • - проезд мимо остановок общественного транспорта;
  • - вынужденная стоянка на дороге (обочине);
  • - движение на закругленных участках;
  • - засыпание водителя за рулем автомобиля.

Попадая в какую-либо из перечисленных ранее ситуаций, водитель заранее должен уметь предвидеть их потенциальную опасность, чтобы избежать тяжелых последствий. Для этого прежде всего ему необходимо уже на ранней стадии процесса развития дорожной ситуации уметь принимать правильное решение.

При ситуационном методе обучения выделяется четыре стадии: предопасная, нештатная (опасная), аварийная (момент ДТП) и послеаварийная.

На предопасной стадии опасность еще только едва наметилась, однако ее обнаружение и принятие мер по ее предотвращению позволят водителю достаточно легко, без предельного напряжения физических и нервных сил избежать ДТП. Именно на этой стадии опытные водители предвидят и предотвращают наступление опасных стадий развития ситуаций.

На опасной стадии водителю приходится действовать при полном напряжении сил в условиях дефицита времени. В этом случае требуется почти мгновенно принять и осуществить единственно правильное решение, что, естественно, требует определенного опыта и навыков управления автомобилем.

Аварийная стадия — это непреднамеренное, практически мгновенное усложнение дорожной обстановки, при котором водитель не может избежать ДТП. В этом случае время, которым располагает водитель для оценки обстановки и принятия решения, очень ограничено.

В программах подготовки и повышения квалификации водителей всех категорий предусмотрена тренировка действий в критических ситуациях, возникающих при возможных поломках и отказах автомобильной техники, ухудшении метеорологической и дорожной обстановки, ошибочных действий других участников дорожного движения.

В зависимости от их последствий критические ситуации могут быть следующими:

- внезапное появление подвижной или неподвижной помехи на проезжей части;

  • - ухудшение метеорологических условий (дождь, туман, гололед и т.д.);
  • - изменение состояния водителя (ослепление, сонливость и т.д.);
  • - опасное состояние проезжей части (ямы, открытые колодцы, ухабы и т.д.);
  • - поломка и отказы агрегатов автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения (повреждение тормозного или рулевого механизма, пробой переднего колеса и т.д.).

По каждой стадии занятия ведутся в три этапа. Первый этап — теоретические занятия в классе. Второй этап -практические занятия на специализированном тренажере, где имитируются стрессовые ситуации. Третий этап - тренировочные занятия на автодроме, в процессе которых отрабатываются действия в критических ситуациях. При этом моделируются:

Читайте также: