Методы восстановления работоспособности стартера

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрим все возможные неисправности стартера которые делятся на электрические и механические, каждая из них имеет определенные симптомы, благодаря которым достаточно легко определить род поломки. Так же расскажем как опрелить неисправность стартера.

neispravnosti startera

Содержание:

Стартер представляет собой тяговый электродвигатель постоянного тока. С помощью него заводится двигатель автомобиля.

Поэтому в случае неисправности этого узла завести машину будет сложно или вообще невозможно.

Также нужно помнить, что проблемы с запуском не всегда возникают по вине стартера.

Причиной могут служить также вышедший из строя или разряженный аккумулятор, неполадки в системе подачи топлива.

Но хороший автомеханик легко определит в чем дело.

Принцип работы стартера и его устройство

Стартер – это электродвигатель с приводом, обеспечивающим его соединение с ротором двигателя. Через него устройство раскручивает мотор внутреннего сгорания.

Поршневая группа приходит в движение, происходит компрессия и воспламенение топливной смеси в камере сгорания. После этого двигатель начинает работать самостоятельно.

Современные стартеры достаточно просты по устройству.

Они состоят из нескольких деталей:

  1. Корпус с обмотками статора.
  2. Носок корпуса (не на всех моделях).
  3. Бендикс.
  4. Ротор.
  5. Втягивающее реле.
  6. Щеточный узел.
  7. Задняя крышка.
  8. Вилка.
  9. В некоторых моделях также имеется редуктор, увеличивающий скорость вращения шестеренки бендикса.

ustroistvo startera

Чтобы завести мотор, первым делом водитель включает стартер поворотом ключа в замке зажигания, запуская следующую цепь процессов:

  1. При замыкании контактов на замке, в него подается ток на втягивающее реле стартера.
  2. В реле возбуждается магнитное поле, которое втягивает в корпус шток, сжимая при этом пружину.
  3. На конце штока находится контактная пластина из меди, с силой прижимающаяся к медным контактам, один из которых подсоединен к обмоткам электродвигателя стартера, а второй – непосредственно к плюсовому выводу аккумулятора.
  4. При замыкании контактов на обмотки подается ток и ротор стартера приводится во вращение.
  5. Одновременно с замыканием контактов, втягивающее реле с помощью вилку выдвигает вперед бендикс, шестеренка которого входит в зацепление с зубцами на венце маховика. Маховик раскручивается, поршни приходят во вращение и двигатель запускается.
  6. Чтобы после начала работы двигателя стартер не стал тормозить двигатель, бендикс имеет устройство, позволяющее вращаться ему только в одном направлении, проскальзывая в другом. Это позволяет маховику свободно крутиться, обгоняя вращение бендикса.
  7. После выключения стартера поворотом ключа, подача тока на обмотки реле прерывается, магнитная сила исчезает. Шток возвращается в обычное положение под воздействием обратной пружины, что приводит к размыканию питающих контактов стартера и выводу шестеренки бендикса из зацепления с венцом маховика.

Электрические причины неисправности

При неисправностях этого типа свидетельствует о том, что стартер или совсем не крутится или вращается неохотно.

Первым делом нужно проверить следующее:

Если при повороте ключа не слышно щелчка втягивающего реле, то на него не идет напряжение, пропала масса или реле вышло из строя.

Если щелчок есть, но стартер не крутится или делает это медленно, а АКБ хорошо заряжен, то деталь придется снимать для проверки и разборки.

Самые частые электрические неисправности:

  1. Изношенные, неплотно прилегающие к коллекторному кольцу щетки.
  2. Выгоревший коллектор.
  3. Неисправность втягивающего реле.
  4. Замыкание или обрыв обмоток статора или ротора.

iznohenie scetki

Изношенные щетки, нуждающиеся в замене.

Электрические проблемы решаются путем замены поломанного узла. Отремонтировать обмотки, реле, ротор можно, но стоить это будет намного дороже, чем замена.

Механические неисправности

В основном механические проблемы проявляют себя тем, что стартер работает, но коленвал не вращается.

Однако есть одно исключение – изношенные вкладыши подшипника скольжения.

В этом случае может исчезнуть зазор между ротором и обмоткой статора и стартер перестанет вращаться вообще.

Эта поломка определяется после снятия узла – достаточно попробовать – не ходит ли в носке вал ротора.

Если вращение есть, но на коленвал оно не переделается, виноваты могут быть следующие детали:

  • Сносились ролики в зажимном устройстве бендикса.
  • Износились зубцы шестеренки бендикса.
  • Сломалась подающая вилка.
  • На венце маховика двигателя обломалось несколько зубцов.

Проблема с маховиком определяется по скрежету при запуске. Особенно характерно, когда маховик приходит во вращение и тут же перестает крутиться с возникновением скрежета.

Часто проблема в износившейся вилке, которая соскочила со своего места и не выдвигает бендикс вперед.

На стартер подается мощный ток, поэтому пятаки контактов подвергаются значительному воздействию искровой коррозии.

Через некоторое время их поверхность выгорает, со временем приводя к отсутствию контакта.

podgorevhie pjtki startera

Подгоревшие пятаки контактов.

Подгоревшие контакты – самая распространенная причина того, что стартер перестает крутить или то вращается, то нет, при этом реле исправно срабатывает.

Для ремонта нужно:

  • Снять крышку реле, для этого нужно выкрутить крепеж, удалить гайки на медных болтах, также понадобится распаять контакты и развальцевать корпус отверткой.
  • С помощью наждачной бумаги тщательно очистить выгоревшие контакты.
  • При сильной коррозии контакты чистятся при помощи наждачного круга или нуждаются в полной замене.
  • Контактную пластину на штоке достаточно повернуть гладкой обратной стороной.

Иногда случается ситуация, когда стартер не отключается, а продолжает работать несмотря на разомкнутые контакты в замке зажигания.

Это происходит по вине:

  • Заедания втягивающего реле.
  • Слипшихся контактов на реле.
  • Рычага привода (заевшего, слетевшего с креплений).
  • Обратная пружина ослабла или сломалась.

Для починки придется глушить мотор, и снимать узел для разборки.

Обычно о скорых проблемах со стартером можно узнать заранее, если быть внимательным.

О будущей поломке могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • Включить стартер удается только после нескольких поворотов ключа. При этом звук втягивающего реле слышен. Пора чистить подгоревшие контакты.
  • Стартер с трудом крутит маховик, при этом аккумулятор исправен и хорошо заряжен. Скорее всего стерлись щетки, выгорел коллекторный узел или из-за выработки подшипника появилось биение ротора.
  • При выключении питания стартера он не сразу выходит из зацепления с маховиком. Причинами могут быть износившиеся зубцы шестерни маховика или бендикса, а также ослабшая возвратная пружина.

Как определить неисправность стартера

Большинство поломок стартера достаточно легко определяются по характерным признакам.

Для удобства наиболее распространенные неисправности узла и их симптомы сведены в таблицу:

Симптомы неисправности Суть проблемы Причина появления
Стартер исправно крутится, но маховик стоит на месте

Часто задаваемые вопросы

Какие у стартера могут быть неисправности?

Ответ: Все поломки делятся на электрические и механические. Электрические связаны с окислением и подгоранием контактов, замыканием в обмотках, обрыве кабелей.

Основные 5 механических следующие:

  1. Износ щеток.
  2. Износившиеся втулки подшипников.
  3. Поломка бендикса.
  4. Заедание бендикса в винтовой нарезке на якоре.
  5. Ослабшая возвратная пружина или соскочившая вилка подачи бендикса.

Когда менять стартер?

Ответ: Стартер – узел, хорошо поддающийся восстановлению. Меняют его обычно, когда ремонт уже проводился не раз, а количество поломок становится излишне частым.

Также пора купить новый, если:

  • На корпусе или крышках появились трещины или сколы.
  • Заклинил ротор.
  • Сгорела обмотка статора.

Почему не вращается стартер?

Ответ: В первую очередь нужно проверить аккумулятор – часто виноват он из-за недозаряда, недостаточной плотности электролита, его утечки, старения пластин.

В самом стартере самые частые причины – это:

  • Окисленные клеммы на батарее и подсоединении к стартеру.
  • Замыкания в обмотках статора или ротора.
  • Поломка втягивающего реле.
  • Заклинивший ротор.
  • Чрезмерный износ втулок.
  • Критический износ щеток.

Как понять, что щетки износились?

Ответ: Обычно при изношенных щетках стартер начинает работать нестабильно, включаясь после нескольких попыток, причем даже заработав, он может внезапно перестать работать.

Иногда слышны треск или небольшой стук, от стартера немного пахнет гарью. Реле срабатывает, что определяется по характерному щелчку, но стартер остается неподвижным.

Как понять, что износились втулки?

Ответ: На снятом стартере попробуйте пошевелить вал на носке. Если износ есть, то вал будет чуть ходить из стороны в сторону.

Также появляются следы задевания ротора за обмотки стартера. В особо запущенных случаях якорь могут сгореть статор и якорь.

Иногда якорь заклинивает и не проворачивается вообще или сделать это можно только со значительным усилием.

Не пытайтесь сами поменять втулки, для этого нужен опыт. Даже минимальный перекос приведет к тому, что ротор будет тяжело вращаться и стартер быстро сгорит после ремонта.

Стартер то вращается, то нет. Почему это происходит?

Ответ: Обычно такое поведение связано с неисправностью втягивающего реле, а точнее в подгоревших щетках контакта.

Проверить это очень легко. Достаточно замкнуть контакты стартера напрямую, например, отверткой.

Только не забудьте поставить автомобиль на нейтральную передачу, иначе машина поедет. Вторая возможная причина – сильный износ щеток.

Заключение

Стартер в зависимости от модели имеет ресурс 70-200 тысяч километров общего пробега автомобиля, зависит он от состояния двигателя, электросистемы.

Ресурс может быть серьезно продлен при условии периодической профилактики и немедленного облуживания узла при появлении первых признаков неисправности или ненормальной работы.

Возможные причины неисправностей автомобильного стартера и методы их устранения. Видео о неисправностях стартера.

Неполадки с электроникой стартера

Неполадки с электроникой стартера

Причину того, что включение стартера не приводит к активации тягового реле, движению ротора или достаточному вращению маховика двигателя, стоит поискать в электрооборудовании пусковой установки автомобиля. К наиболее типичным неполадкам такого типа относятся:

  • люфт на щётках стартера;
  • износ коллектора якоря;
  • поломка стартерного реле.

Итак, в ситуации, когда стартеру не удаётся запустить мотор автомобиля, прежде всего нужно обследовать бортовую сеть машины на участке от АКБ до пускового устройства. При этом контролируется выполнение следующих условий:

Износ щёток стартера

Износ щёток стартера

Случается, что после включения зажигания стартер только щёлкает, а не заводится. И только с 5-10 раза его удаётся запустить. Такое поведение агрегата явно указывает на износ щёток.

Некоторые автолюбители пытаются расшевелить стартер лёгким постукиванием молотком по корпусу устройства. Но здесь важно не переусердствовать, чтобы не выбить из статора агрегата полюсные магниты, которые иногда заменяют обмотку возбуждения.

Когда щётки изнашиваются, они порой начинают постукивать или потрескивать. Бывает, что при такой неисправности щёлкает тяговое реле, наблюдается запах горелого, а стартер маховик не крутит.

Особенности ремонта втягивающего реле

Особенности ремонта втягивающего реле

Это устройство управляет электропитанием якоря стартера. А ломается реле в основном по трём причинам:

Нередко такие неполадки возникают из-за попадания воды внутрь втягивающего реле. Поэтому при его поломке выходом из ситуации может стать разборка с последующей проверкой состояния контактных пластин и обмоток. Однако чаще всего неисправное устройство просто меняют на новое.

Подгоревшие пятаки

Подгоревшие пятаки

Нагар на контактных пластинах втягивающего реле – типичная причина того, почему по утрам порой не заводится машина. Другими словами – при подгоревших пятаках двигатель на холодную часто не запускается.

Интересно, что по отдельности втягивающее реле и остальная часть стартера могут нормально работать, а вот в сборе – вместо запуска двигателя только щёлкать. Восстанавливается работоспособность пятаков примерно так:

  • клеммы на стартерном реле распаиваются;
  • с использованием отвёртки производятся развальцовывание и вскрытие картера реле;
  • пятаки очищаются от нагара;
  • расположенная на штоке перемычка поворачивается и устанавливается противоположной стороной.

Механические неисправности стартера

Механические неисправности стартера

Даже при крутящемся якоре мотор может не завестись, поскольку не вращается маховик. Причиной тому вполне может оказаться механическая неисправность стартера, например:

  • проскальзывание муфты;
  • неполадки с отключающей вилкой, которая может просто соскочить с оси;
  • износ поводка обгонной муфты;
  • неправильная работа разделительной пружины.

Если запуску мотора аккомпанирует какой-то скрежет, то, вероятно, износились зубья на кромке маховика. В этом случае рекомендуется проверить исправность привода шестерни стартера и состояние разделительной пружины. Вообще, при возникновении посторонних шумов в ходе работы пускателя его желательно обследовать из ямы и со стороны капота, поскольку такое поведение устройства может быть вызвано одной из следующих неполадок:

  • износ шеек на валу ротора;
  • ослабление креплений стартера;
  • деформация зубьев шестерни;
  • удары якоря о статор.

При стуках, соответствующих последнему пункту перечня, обычно на деталях хорошо видны следы контакта. Такие удары возникают при износе втулок стартера. Если вовремя их не поменять, агрегат станет нагреваться, что чревато расплавлением бакелита, находящегося на поверхности проводов, входящих в состав обмотки. А следом — межвитковым соединением и выходом её из строя.

Восстановление бендикса

Последовательность передачи вращения от стартера к мотору следующая: ротор – фривил – шестерня – маховик. По принципу работы обгонная муфта сходна с задней втулкой велосипеда, но отличается от последней тем, что ремонту обычно не подлежит.

  • стартер жужжит, но мотор не запускается;
  • якорь вращается, а маховик – нет;
  • посторонние шумы в стартере при запуске мотора.

Здесь стоит отметить, что скрип стартера может оказаться следствием поломки не только бендикса, но ещё и планетарного редуктора. А отсутствие взаимодействия шестерни с маховиком – неправильной работы направляющего рычага.

Неполадки с якорем

В основном затруднения с вращением якоря возникают по причине износа подшипников скольжения, на которых крепится эта деталь. Образовавшийся люфт позволяет ей достать до статора, что увеличивает трение ротора о неподвижные детали. В результате снижается КПД всего стартера.

Стартер не выключается

Стартер не выключается

Мало того, что неполадки могут возникнуть на этапе раскрутки стартера, порой они дают о себе знать и в ходе дальнейшей его работы. Нередко даже после запуска двигателя пускатель не отключается, а продолжает вращать якорь. Такое случается по следующим причинам:

  • заклинивание бендикса или его вилки;
  • неисправность стартерного реле – например, залипание его контактов;
  • износ возвратной пружины замка зажигания;
  • неправильная работа пружины обгонной муфты.

Если стартер продолжает работать параллельно с уже заведённым мотором, нужно побыстрее отключить питание пускателя. Далее можно приступить к выяснению факторов, приведших к такой неполадке.

Тревожные звонки

Ремонт стартера

Бывает, что стартер мотор заводит, но ведёт себя как-то странно. Всё же лучше не дожидаться, когда пускатель сломается окончательно, а выяснить, что с устройством не так.

Например, если стартер запускается далеко не с первого раза, и при этом доносятся щелчки, то вероятно, неисправность связана со втягивающем реле. Проверить такую версию можно, подсоединив пусковое устройство к питанию напрямую. Трюк удался и якорь закрутился – значит, неполадку следует искать в следующих элементах:

  • реле стартера;
  • проводка, примыкающая к реле;
  • замок зажигания.

Заключение

Вообще-то стартер используется только при подготовке машины к поездке, в ходе самой езды этот агрегат простаивает. Но если он сломается, завести транспортное средство можно будет разве что с разгона.

Видео о неисправностях стартера:

Зимой аккумуляторная батарея подвержена замораживанию, в результате чего запустить автотранспортное средство становится тяжелее. Повышается нагрузка на генерирующее устройство, которое должно отдавать максимальное количество тока. Для того, чтобы запустить двигатель в зимний промежуток времени, потребуется также выполнить замену технической жидкости соответствующей вязкости.

Восстановление работоспособности стартера - последовательность

ремонт стартеров

Для того, чтобы обеспечить беспроблемный запуск автотранспортного средства в зимний промежуток времени, потребуется следить за техническим состоянием всех узлов и агрегатов. Зимой аккумуляторная батарея подвержена замораживанию, в результате чего запустить автотранспортное средство становится тяжелее. Повышается нагрузка на генерирующее устройство, которое должно отдавать максимальное количество тока. Для того, чтобы запустить двигатель в зимний промежуток времени, потребуется также выполнить замену технической жидкости соответствующей вязкости.

В составе – статор, ротор, втягивающее реле, муфта, подшипники и другие узлы. Эти механизмы в результате интенсивной и неправильной эксплуатации подвержены повышенному износу. Особенно важно производить своевременное техническое обслуживание владельцам автотранспортных средств, оснащенных дизельным двигателем внутреннего сгорания.

Это комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы восстановить работоспособность оборудования, выполнив демонтаж, разбор основных узлов, замену и обратную установку. Рекомендуем доверить процедуры опытным компаниям, а не выполнять восстановление самостоятельно. Это минимизирует риск возникновения опасной ситуации.


При включении стартера тяговое реле срабатывает, но якорь не срабатывает или вращается недостаточно интенсивно. Причинами могут быть:

Для проверки работоспособности тягового реле стартера в цепь питания обмотки тягового реле вводят вольтметр или амперметр, устанавливают между ограничительным кольцом и шестерней привода прокладку толщиной от 12,8 до 15,0 мм. Толщина прокладки зависит от типа стартера. Затем включают реле. Сила тока питания обмотки не должна превышать 23 А, а напряжение — 9 В. Если эти значения больше, значит, обмотки реле или привода стартера неисправны. Если имеются отклонения рабочих параметров стартера от номинальных, обмотку необходимо проверить, нет ли в ней замыкания.

• пробуксовка муфты свободного хода;
• поломка рычага выключения муфты или выскакивание его оси;
• поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины;
• заедание или тугое перемещение привода на винтовой нарезке вала якоря стартера.

Стартер не отключается после пуска двигателя. Основными причинами могут быть:

• заедание рычага привода;
• заедание привода на валу якоря стартера или слипание контактов тягового реле;
• поломка возвратной пружины выключателя зажигания;
• ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода или тягового реле стартера;
• заедание тягового реле.

Если двигатель заработал, а стартер не выключается, необходимо немедленно выключить зажигание, открыть капот и отсоединить провод, ведущий к реле стартера. Возможной причиной неисправности может быть и перекос стартера. Тогда следует подтянуть болты крепления его корпуса к двигателю.
Основными причинами повышенного шума стартера при вращении якоря могут быть:

• износ втулок подшипников или шеек вала якоря;
• ослабление крепления стартера;
• повреждение зубьев шестерни привода или венца маховика двигателя;
• поломка крышки со стороны привода;
• ослабление крепления полюса в корпусе стартера — якорь при вращении задевает за полюс.

Перед разборкой стартер необходимо очистить от пыли и грязи волосяной щеткой и сухой ветошью. При разборке применяют специальные съемники, тиски, прессы. После разборки все узлы и детали промывают и высушивают. Металлические детали моют в ванне со щелочным раствором или керосином. Детали с проводами или обмоткой протирают тряпкой, смоченной в бензине, и продувают сжатым воздухом. После продувки их сушат в электрических сушильных шкафах при температуре 95—100°С в течение часа—полутора. Уплотнительные прокладки из войлока и фетра промывают в чистом бензине.

Изношенные рабочие поверхности коллекторов и контактных колец протачивают на станке, а затем шлифуют шкуркой.

Основные дефекты крышек, такие как замыкания, трещины, отколы, износ подшипников, поломка или потеря упругости щеткодержателей, износ щеток подлежат ремонту, а изношенные подшипники заменяют новыми. Замыкание на крышку проверяют контрольной лампой, щеткодержатели изолируют от крышки, трещины и отколы в крышках заваривают, а затем зачищают заподлицо.

Читайте также: