Не уступил дорогу автомобилю движущемуся по главной и совершил дтп

Обновлено: 05.07.2024

Водитель стоИт перед перекрёстком, перед знаком "Уступи дорогу".

Очевидно, что нужно уступить дорогу всем, кто едет по пересекаемой дороге.

Водитель так и делает. Тщательно смотрит по сторонам, уступая всем дорогу.

И только когда главная дорога совершенно опустела, никого не видно и не слышно, водитель въезжает на перекрёсток.

И вот, когда перекрёсток пройден наполовину или на две трети и водитель готов ужЕ его покинуть, на главной дороге внезапно появляется мчащийся автомобиль и врезается в движущегося по второстепенной.

Конечно, на мой взгляд, это весьма странно. Почему-то в дорожных историях, происходящих в России, да и в других странах, откуда-то ниоткуда возникают автомобили, велосипеды, пешеходы. Они появляются, словно это не материальные объекты, а привидения.

Вопрос: кто будет виновен в таком ДТП?

Обычно признают виновным того, кто двигался по второстепенной, за то, что он не уступил дорогу, хотя при въезде на перекрёсток главная дорога была пуста (на второстепенной был только один автомобиль, а именно виновник ДТП).

Но хотелось бы услышать мнения автомобилистов, да и простых граждан тоже.

Да, такое случается. И такие ситуации достаточно сложно однозначно идентифицировать. С одной стороны тот, кто на второстепенной, обязан всех пропустить. И самое вероятное, что его признают виновником ДТП. Но если второй автомобиль появляется внезапно "ниоткуда" - это может говорить о превышении скорости, и порой значительном. В такой ситуации тому, кто выехал со второстепенной дороги, нужно попытаться оспорить вменяемую ему вину. Как? Свидетели, записи с видеорегистраторов, записи с возможных камер. Сложно, но возможно. Хотя чаще могут просто вменить обоюдную вину.

Помните, особенно в сложных неоднозначных ситуациях - инспекторы ГАИ могут только посчитать кого-то виновным. А виновника может определить только суд. И при обоюдке установить степень вины каждого - прерогатива только судьи.

Да, тут имеется момент, связанный с превышением скорости.
Есть и другой момент: возможно, движущийся по главной дороге выехал из-за поворота. Есть такие перекрёстки, на которых дорога поворачивает откуда-то из-за угла и поэтому обзор для водителя, находящегося на второстепенной дороге, был закрыт.
Я не водитель и не знаю, как водители решают такие ситуации. Наверное, должен быть какой-то выход. — 7 лет назад

Оспорить,навряд ли!Превышение скорости? Не уступил дорогу? Вроде две разные пункты Правил Дорожного Движения, ничем не связанные? Хоть и докажете, что он превысил скорость, но это не означает, что Вы не должны уступать, тому кто движется по главной дороге,его оштрафуют за скорость(за ремень и т.п.), но кто не уступил,все равно будет виноват. Во всех случаях виноват,кто выехал со второстепенной дороги. Есть понятия мертвой зоны, вот это надо учитывать и быть осторожным, при совершении маневра.Как-то показывали в новостях РФ, сюжет, где водитель автобуса(профессионал), при медленном повороте, задавил пешехода, который оказался в мертвой зоне видимости. Водитель просто не увидел пешехода. Хотя, если пофантазировать, и Вы добудете доказательства, что у него была сверхзвуковая, гиперзвуковая скорость и докажете следственно-причинную связь, почему не уступили дорогу, так как ваше зрение не могло увидеть(проанализировать, дать импульс мозгу, мозг-импульс мышцам и т.п) это авто, из-за того что скорость была высокая,но для этого мне кажется надо быть не только юристом, но и физиком,математиком, биологом,чтоб на суде на математических расчетах доказать свою правоту).

ДТП

В этой статье будет рассмотрен довольно распространенный вид дорожно-транспортных происшествий - столкновение на перекрестке неравнозначных дорог. А именно, речь пойдет о выезде со второстепенной дороги на главную.

Практически все водители помнят правила проезда неравнозначных перекрестков. Уступить дорогу должен водитель автомобиля, приближающегося по второстепенной дороге. Это одно из самых простых и понятных требований ПДД. Тем не менее аварии на нерегулируемых перекрестках происходят с завидной регулярностью. Рассмотрим причины таких столкновений:

ДТП с автомобилем на главной

В первую очередь рассмотрим типовое ДТП на перекрестке:

ДТП

Оранжевый автомобиль выезжает со второстепенной дороги и происходит столкновение с белой машиной. Причины в данном случае могут быть разными: невнимательность водителя, ограниченная видимость (припаркованные автомобили, строения, кусты или деревья), неправильная оценка дорожной ситуации.

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Т.е. виновником данного столкновения является водитель оранжевого автомобиля и именно он будет оплачивать ремонт белой машины.

ДТП с обгоняющим автомобилем

Рассмотрим более сложную ситуацию:

ДТП с обгоняющим

Итак, водитель оранжевого автомобиля выезжает на главную дорогу. При этом он убедился в том, что автомобили слева находятся на расстоянии, достаточном для совершения маневра. Однако при выезде на перекресток происходит столкновение с микроавтобусом, который начинает обгон перед нерегулируемым перекрестком.

На первый взгляд кажется, что водитель оранжевого автомобиля не мог предугадать подобное развитие событий. Тем не менее красный микроавтобус выполняет обгон с соблюдением требований правил. Т.е. виновником столкновения является водитель оранжевого автомобиля (пункт 13.9 ПДД, рассмотренный выше).

Как избежать подобного ДТП:

  1. Водитель оранжевого автомобиля должен знать, что возможно подобное развитие событий, и быть к нему готовым. Если Вы изучили приведенную выше схему, то сюрпризом выезд другого автомобиля на встречную для Вас не будет.
  2. Водитель оранжевой машины при повороте направо должен смотреть не только налево (на белый автомобиль), но и направо. Т.е. выполнять поворот нужно контролируя ситуацию со всех сторон. Как правило причиной ДТП является то, что водитель выезжает на главную, однако смотрит при этом в левую сторону (через окно).
  3. Водителю микроавтобуса следует просто отказаться от обгона на перекрестке. В данном случае его вины в аварии нет, однако на оформление документов и ремонт автомобиля придется потратить кучу времени. На практике лучше полностью избежать ДТП, чем оказаться в нем невиновным.

Столкновение на второстепенной дороге

Еще одна ситуация, связанная с нерегулируемыми перекрестками:

ДТП на второстепенной

Оранжевый автомобиль выезжает на главную дорогу не спеша, т.к. видимость ограничена, а автомобили по главной дороге едут с высокой скоростью. Сзади к нему приближается черная машина, водитель которой смотрит налево (на главную дорогу), происходит столкновение.

Предотвратить аварию можно точно так же как и в предшествующем примере. Достаточно, чтобы водитель черного автомобиля в первую очередь смотрел туда, куда едет его автомобиль, а не выезжал на перекресток с повернутой головой.

В описанной ситуации виновником ДТП будет водитель черного автомобиля (пункт 10.1 ПДД):

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Подводя итоги данной статьи хочу заметить, что для предотвращения большинства дорожно-транспортных происшествий вполне достаточно того, что водители ранее уже изучили схемы аналогичных аварий. В результате водитель знает, откуда следует ожидать опасность, и ведет себя более осторожно.

Удачи на дорогах!

Рекомендуем также прочитать: ДТП при повороте налево на зеленый сигнал светофора ДТП при обгоне на перекрестке Знаки обгон запрещен, подача звукового сигнала запрещена, ограничение максимальной скорости ДТП при повороте фуры ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля Правила подачи звукового сигнала

Самые частые ДТП из приведенных в статье изображены на 1 и 3 рисунках.

.А если ситуация, что на главной сплошная перед перекрестком и микроавтобус обгоняет с нарушением. Кто виноват? Обоюдно, т.к оба нарушили или все равно оранжевый, т к при выезде на главную дорогу он обязан уступить всем?

Следующая ситуация. Оранжевый автомобиль выехал на главную, белый был на приемлемом расстоянии, но оранжевый медленно разгоняется. А белый едет быстро и в него врезается. Где граница между "не уступил дорогу белому" и "белый не выдержал дистанцию и врезался". Т.е если авария произошла на перекрестке, то оранжевый не уступил, это ясно. А если чуть дальше перекрестка? То уже врезавшийся не выдержал дистанции? А сколько это дальше? 5м, 25м, или 100?

Гость-2,

2. "ПДД. Уступить дорогу - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать . движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость."

Т.е. тот даже скорость не должен понижать, а Вы говорите - врезался!)

И важно будет не сколько указанное расстояние, а не поддал ли тот газку и умышленно наехал - в этом случае помогут свидетельские показания.

Т.е. тот даже скорость не должен понижать, а Вы говорите - врезался!)

По такой логике любой выехавший тихоход заставит заднего рано или поздно снизить скорость и будет виноват, что в корне неправильно.

Одна машина едет 90 км в час по главной за 500м от перекрестка. Выезжает вторая со второстепенной и со скоростью 20 км в час начинает ехать по главной не ускоряясь. Через 20 сек первая машина достигла перекрестка и еще через 4 секунды достигает второй машины и либо оттормаживается либо врезается. Второй за это время уехал на 100м от перекрестка, но т.к вынудил изменить скорость другого участника то все равно виновен?

А если бы расстояния были иные и первая ехала за 1000м, а второй за это время уехал бы уже на 200м от перекрестка, то все равно виноват второй, т.к все равно заставил заднего изменить скорость или машины уже считаются равнозначно едущими по главной дороге?

это не логика, а процитированное требование ПДД. И если Вы ещё раз внимательно перечитаете этот пункт, то поймёте, на какой участок дороги он распространяется. Или Вы хотите как-то возразить данному требованию Правил?

Гость-2:

1. В описанной ситуации оба водителя нарушили правила дорожного движения. Степень вины участников при этом должен определить суд. Так что не факт, что каждый из водителей выплатит за ремонт одинаковую сумму.

Рекомендую Вам прочитать статью ДТП при повороте налево при заторе. Там ситуация несколько отличается, однако Верховный суд признает виновником только одного из водителей.

2. Применительно к этой ситуации нужно рассмотреть пункт 10.1 ПДД:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Как только водитель белого автомобиля видит, что перед ним выехал оранжевый, он должен начать тормозить. Если столкновение произойдет во время торможения (даже вне перекрестка), то виноват в ДТП оранжевый автомобиль.

Удачи на дорогах!

Добрый день. Хочу пояснить, что бывают еще ситуации когда обгонять автомобилю двигающемуся по главной дороге на перекрестке нельзя, если там имеется сплошная линия разметки.

Подскажите пожалуйста, при выезде со второстепенной дороги на главную (поворот на лево) убедилась, в безопасности совершения маневра, езжу с детьми, поэтому всегда аккуратно, пересекла одну полосу движения и с крайней левой полосы вылетела машина (скорость примерно 100-120км/ч, произошло столкновение, у меня второстепенная у него главная, в дтп пострадал мой ребенок, сидевший в кресле за водительским сидением, второй ребенок, сидевший за пассажирским сидением не пострадал, я тоже была госпитализирована с ушибами. Водитель другого т/с не пострадал. Удар пришелся по стойке прямо по центру машины слева. Кто будет по закону виноват в дтп, если дело дойдет до суда? И кто должен нести ответственность, если ребенок получил тяжелые травмы и предстоит долгое лечение и реабилитация? И еще один момент, справа по главной дороге один автомобиль начал поворот налево, то есть если бы я стояла на перекрестке, не выехала бы на перекресток, машина ехавшая слева на большой скорости, врезалась бы в автомобиль совершающий поворот налево по встречной полосе движения, и скорее всего оба автомобиля рухнули бы на мой автомобиль.

Записи к сожалению нет, примерно расскажу, встав перед перекрестком и приготовившись поворачивать налево, включив сигнал поворота, я сначала посмотрела налево, слева в моем направлении даигался автомобиль по крайней правой полосе, ехал в метрах 500 от меня спокойно, по крайней левой полосе встречного транспорта не было. Затем я посмотрела направо, и увидела, что с крайней левой полосы машина начала поворот в мою сторону, то есть на лево. Оценив ситуацию, и убедившись в том, что я успеваю повернуть налево, я выехала на перекресток, пересекла одну полосу движения и поняв, что вот вот произойдет столкновение, я вывернула руль вправо, чтоб избежать лобового столкновения, удар пришелся в бок. Сзади сидели двое детей, один в автокресле за водительским сиденьем, второй пристегнутый удерживающим устройством за пассажирским сидением. От удара нас развернуло и выкинуло на обочину, сразу же не дожидаясь скорой мы на попутной машине поехали в больницу, куда были госпитализированы с ребенком, он был в очень тяжелом состоянии, прошел месяц лечения и операции перенесли, сейчас в реабилитационном центре. В момент оформления дтп и при составлении схемы я не присутствовала, под всем подписалась в больнице, куда приехали сотрудники гаи. заниматься всем этим и возможности не было, мы все время в больнице. Понимаю, что рано или поздно встанет вопрос - кто виновен в дтп и в причинении тяжкого вреда здоровью ребенка, поэтому обратилась за помощью

Оценив ситуацию, и убедившись в том, что я успеваю повернуть налево, я выехала на перекресток

дтп на главной дороге

Немалое количество аварий возникает из-за того, что автомобилисты, выезжая на главную дорогу, не пропускают тех, кто уже движется по ней. В результате столкновение может произойти прямо на перекрестке или чуть дальше. И виновник в такой ситуации очевиден, как бы он не пытался оправдываться.

ДТП на перекрестке, главная дорога

Если перекресток оборудован светофором, движение регулируется его сигналами. И спорной ситуации с тем, кто кому должен уступить, не возникает. Очевидно, что при столкновении прав водитель, который ехал на зеленый свет.

Иначе все выглядит, когда перекресток нерегулируемый. Он может быть пересечением неравнозначных путей, то есть главного (основного) и второстепенного. Первый обозначается символом в виде желтого ромба с белой каймой. Машины, движущиеся по нему, имеют преимущество проезда.

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Виновным в большинстве подобных ситуаций признают того, кто ехал по второстепенному пути. Его накажут за нарушение по части 2 статьи 12.13 КоАП:

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Компенсировать материальный и физический ущерб, нанесенный другому участнику ДТП, будет страховщик виновника. Это определяется пунктом 1 статьи 12 Закона об ОСАГО:

Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред…

Если же возможно прямое возмещение убытков, платит фирма, выдавшая полис пострадавшему.

Авария, выезд на главную дорогу

ДТП при участии машин с неравнозначных направлений может случиться, когда обязанный уступить автомобиль уже выехал на приоритетный путь. Здесь ситуация с определением виновника не так однозначна. Понять, как все будет оцениваться, легче на примерах:

  • Автомобиль с второстепенной дороги (под условным обозначением АВ) начал поворачивать направо и выехал на главную. А в него врезалась уже едущая по ней машина (АГ), обгоняющая другое ТС. Второго водителя при таких обстоятельствах могут признать виновным. Ведь он не дал АВ завершить начатый маневр, что противоречит правилам.
  • Если же АГ пошел на обгон первым, а водитель машины, выезжающей с второстепенной дороги, не заметил этого и стал поворачивать, виновник определяется иначе. АВ не уступил там, где был обязан это сделать. Следовательно, он виноват, его страховая компания и заплатит за нанесенный ущерб. А сам водитель выложит штраф 1000 р.

Обе ситуации достаточно спорные, одну легко принять за другую. Каждому водителю придется доказывать свою правоту. Но, как показывает практика, выехавшему с не главного направления это сделать труднее. Поэтому ему стоит обратиться за помощью к юристу.

Еще одна ситуация, при которой возможно ДТП, это выезд на приоритетную дорогу со двора или прилегающему к ней участку (заправочной станции, автостоянки и т.д.). Здесь автомобилисты должны руководствоваться пунктом 8.3 ПДД:

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней…

То есть в случае столкновения виновником назовут автомобилиста, не пропустившего едущие по главной ТС. Хотя в такой ситуации чужая машина врезается в него, а не наоборот.

ДТП на второстепенной

Перекресток неравнозначных направлений без светофора опасен еще и тем, что столкновение может произойти на второстепенной дороге. Так бывает, если на основном пути движение транспорта плотное. И поворачивающий на него с другого направления автомобиль вынужден ехать медленно.

Приближающаяся к нему сзади машина перемещается по той же дороге. Ее водитель с большой долей вероятности будет контролировать скорее главное направление, глядя налево. И столкнется с автомобилем, идущим впереди.

дтп на главной

В такой аварии могут оказаться задействованы несколько машин. Но виновником является тот, кто ехал за первым ТС по второстепенной дороге. Ему следовало быть внимательнее, контролировать оба направления движения. Но прежде всего обращать внимание на ту сторону, куда он собирался свернуть.

Можно ли избежать ДТП

Предотвратить аварию на перекрестке неравнозначных дорог или на одном из таких направлений реально. Ведь подобные ДТП случаются в типичных ситуациях:

  • при повороте с второстепенной на главную;
  • при выезде со двора;
  • при проезде через перекресток.

пример дтп

Как вести себя автомобилистам, чтобы избежать столкновения:

  • Выезжающему с второстепенного направления или с прилегающей к дороге территории стоит помнить, что в случае аварии он находится в заведомо невыгодной для себя ситуации. Поэтому не стоит спешить, скорость ТС должна быть невысокой. Важно также контролировать машины с правой и левой сторон главной дороги. Ведь они могут появиться внезапно отовсюду, заметить оппонента слишком поздно и врезаться в него.
  • Автомобилисту с второстепенного направления нужно учитывать также имеющиеся на перекрестке кусты, парковку и другие предметы, которые загораживают обзор водителям с главного пути. Ведь последние едут с большей скоростью и благодаря преимуществу могут не среагировать на опасность. Оценка дорожной обстановки поможет спрогнозировать вероятность ДТП и избежать его.
  • Водителям, едущим по главной дороге, тоже лучше двигаться с умеренной скоростью, даже если на этом отрезке нет требующих ее снизить знаков. Так больше шансов заметить выруливающего с другой дороги автомобилиста.
  • При интенсивном движении едущему по главному направлению не стоит совершать обгон на перекрестке, несмотря на допустимость маневра. Он часто приводит к аварийным ситуациям. И не всегда потом обвиняют второго автомобилиста.
  • Всем водителям следует учитывать, что основная дорога может определяться не только по знаку 2.1, но и по типу покрытия. Если перекрещиваются широкая асфальтированная полоса и грунтовая, преимущество имеют те, кто едет по первой. Она является главной.

О том, как избежать ДТП при выезде на перекресток со второстепенной дороги, смотрите в этом видео:

Всегда ли виноват водитель со второстепенного направления

При авариях на перекрестках неравнозначных дорог ответственность чаще возлагается на автомобилиста, который не уступил проезд, хотя был должен. Но оказаться виновным может и тот, кто двигался по приоритетному пути, если:

  • он превысил скорость, разрешенную на данном участке пути;
  • знак 2.1 был повален или временно снят, и перекресток рассматривается как пересечение равнозначных направлений.

дтп на главной

А иногда в таких случаях ответственность признается обоюдной на радость страховым компаниям. Потому что им не приходится платить возмещение за разбитые машины ни тому, ни другому владельцу.

Определение главной дороги в ПДД

Из него следует, что от второстепенной ее может отличать не только наличие дорожного символа. Иногда его вовсе не бывает, а пути тем не менее не равнозначны.

Понять, какое направление приоритетное, нетрудно чисто визуально, по типу поверхности. Но иногда проблемой может стать снег или гололед, когда покрытия не видно. А определение преимущественного пути по ширине проезжей части тоже не всегда возможно, ведь он бывает одинаковым на обоих пересекающихся отрезках. Тогда водителю следует ехать таким образом, как будто он находится на второстепенном. Это поможет избежать опасной ситуации, аварии.

  • на таких участках есть знак, требующий уступить, остановиться перед продолжением следования, или символы примыкания к приоритетному отрезку;
  • возможно отличие по типу покрытия, оно практически всегда более дешевое и менее качественное;
  • второстепенная та, что пересекается с обозначенной символом 2.1, даже в отсутствие 2.4 или 2.5.

Направление главной дороги

Направление следования по главной дороге не всегда прямое, она может и уходить в любую сторону. Тогда перед поворотом стоит знак 8.13, относящийся к группе дополнительных. Именно поэтому он всегда сочетается с одним из символов:

Знаки могут стоять на перекрестке или перед примыканием преимущественного и второстепенного отрезков пути. Жирной чертой на 8.13 указано, куда сворачивает первый. На знаке схема должна быть такой же, как в реальности. От особенностей траектории зависят правила следования через участок. И кто уступает при съезде с наиболее значимой дороги, определяется тем, в какую сторону она поворачивает.

дтп на главной

Важны и следующие нюансы:

  • знак 2.1 не отменяет требований символа ограничения скорости, если он тоже там есть;
  • траектория преимущественной дороги на круговом движении всегда идет по кольцу, то есть оно и является более важным по значению;
  • сочетание символа направления первостепенной дороги и светофора приводит к необходимости слушаться последнего, так как он отменяет знаки приоритета.

Конец главной дороги

Конец участка главной дороги обозначается:

  • Символом 2.2, который устанавливается перед перекрестком. Тогда последний становится пересечением равнозначных путей.
  • Тем же знаком в сочетании с 2.4. В этом случае на перекрестке снова сходятся приоритетное и второстепенное направление. Но то, что прежде имело статус первого, утрачивает его.

дтп на главной

Зачем нужен знак 2.2: без него значение пересекающихся путей не изменить. То есть наличие перекрестка без символа или начала (завершения) населенного пункта не превращают автоматически дальнейшую дорогу во второстепенную и не приравнивают ее по статусу к более важному примыкающему отрезку. То есть территорию действия символа 2.1 может ограничить только 2.2.

Поворот главной дороги

Поворот в какую-либо сторону по главной дороге требует от водителя соблюдения п. 13.10 ПДД:

В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

При этом выполнение маневра должно сопровождаться занятием соответствующего крайнего положения в ряду или крайнего ряда, если дорога многополосная.

Кто уступает при съезде с приоритетного направления, зависит от того, как меняется его траектория, какое местонахождение у автомобилей при многополосном движении. Если по нему транспорт следует направо, он имеет преимущество, но только когда поворачивает из регламентированного правилами крайне правого ряда. В ином случае он пропускает тех, кто едет прямо по этой полосе.

При движении по приоритетной налево машина должна уступить тому, кто не меняет направление движения и следует попутно поворачивающему. Так осуществляется проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных путей по правилам. Они работают, если иных действий от водителей не требует руководящий движением сотрудник ГИБДД.

Поворот более значимой по статусу дороги и светофор, находясь рядом друг с другом, все меняют. Приоритет при проезде имеет тот, для кого загорелся зеленый свет. То же значение имеют и команды регулировщика, они важнее требований дорожных символов.

Если нужно выполнить разворот на преимущественном направлении, руководствуются п.13.12 ПДД:

При … развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Изменение направления главной дороги

Изменение прямого направления главной дороги, то есть ее поворот, делают необходимыми принятие во внимание следующих положений:

  • ее пересечение со второстепенной превращается в равнозначное;
  • этим и руководствуются водители автомобилей, следующих по обоим путям;
  • на перекрестке работает правило правой руки, то есть преимущество имеет машина, приближающаяся к оппоненту справа по преимущественному пути;
  • если ТС меняет траекторию движения, нужно включить поворотник;
  • выполнение этого маневра из второго либо третьего ряда считается нарушением.

Пересечение со второстепенной дорогой

Пересечение приоритетного пути со второстепенной дорогой обозначается специальными символами. Иногда на самом перекрестке просто есть знаки 2.1 (на преимущественной) и 2.4, 2.5 (на пересекающей ее). Если приоритетное направление идет прямо, следующие по нему машины не обязаны уступать. Им разрешен и обгон. Если обозначенный символом 2.1 путь поворачивает, правила меняются так, как говорилось выше.

Главная дорога, поворот налево

Главная дорога, меняющая направление на поворот налево, делает обязательными соблюдение правил:

  • Если машина едет по ней, и нужно проследовать прямо, никого пропускать не надо. Ведь те, кто может приближаться справа, едут по второстепенной.
  • При необходимости свернуть направо уступать тоже некому. Маневр выполняется из крайней полосы. И справа никого не должно быть вообще.
  • Если надо уехать влево, автомобиль опять-таки имеет преимущество. Ведь и повернув он оказывается на отрезке, где действует символ 2.1. А приблизившиеся с правой стороны машины едут по пути, имеющим более низкий статус.

Только разворот, когда маневр уже завершается, может потребовать уступить транспорту, приближающемуся справа. Ведь он тоже следует по приоритетной дороге.

Знак пересечения с главной дорогой

На пересечение с главной дорогой указывает знак 2.4 или 2.5. Есть также символ 2.3.1, предупреждающий, что скоро будет перекресток с второстепенной. Но его устанавливают на приоритетном пути. О примыкании второго по значимости отрезка указывают также символы 2.3.2-2.3.7. Изображения на каждом повторяют особенности местности.

дтп на главной

Символы 2.4 и 2.5 предупреждают, что на данном участке недопустим обгон, и нужно готовиться уступить проезд машинам, едущим по пересекаемой дороге. Тем, у кого на пути оказались 2.3.1-2.3.7, маневр разрешен. И в проезде эти авто имеют преимущество. Ведь приоритетная дорога не сворачивает, наоборот, к ней примыкает второстепенная.

Разворот на главной дороге: кого пропускать

Если нужно выполнить разворот на главной дороге, судить о том, кого пропускать, нужно по обстоятельствам:

  • При совершении маневра вне перекрестка уступают всем, кто следует по приоритетной дороге по пути или навстречу. Ведь они находятся в равных условиях с разворачивающимся транспортом.
  • При выполнении действия на перекрестке, где приоритетный путь не меняет направления, нужно пропустить всех следующих по нему. А те, кто въезжает на участок с второстепенного, обязаны уступить разворачивающемуся авто.
  • При осуществлении действия на перекрестке, где приоритетная поворачивает налево, нужно пропустить тех, кто едет по ней и приближается справа. Здесь участок считается пересечением равнозначных дорог.
  • При выполнении разворота на перекрестке, где приоритетное направление уходит вправо, тоже действует условие правой руки. Но уступают лишь тем машинам, которые приближаются с этой стороны и одновременно едут по равнозначной.

И все же собирающимся развернуться следует делать это, не забывая о п.8.1 ПДД. То есть сначала следует убедиться, что оппонент понимает намерения и сигналы, успеет затормозить, чтобы уступить проезд, как того требуют правила. Не стоит начинать маневр, если он создаст на участке опасную ситуацию.

Главная дорога поворачивает направо: кто кому уступает

Если главная дорога поворачивает направо, определять, кто кому уступает, следует так:

  • При следовании вправо пропускать никого не придется. Здесь работает п.13.11. Но с правой стороны от этого ТС чисто физически никто не окажется даже на многополосной дороге. Ведь поворот должен осуществляться из крайнего ряда.
  • При движении по прямой нужно уступить машинам, едущим с преимущественной дороги и одновременно приближающимся справа. Все остальные ждут.
  • При повороте налево пропускают авто, которые въезжают на перекресток с приоритетного пути и в то же время находятся справа. Другие обязаны уступать.

Рекомендуем прочитать о классификации ДТП. Вы узнаете о видах и причинах ДТП, классификации ДТП по типу предотвратимости.

А здесь подробнее о штрафе за выезд на перекресток.

В аварии на перекрестке неравнозначных направлений или на главном из них нередко сильнее страдает автомобиль виновника, а не потерпевшего. Поэтому именно водителю, едущему по второстепенной дороге, следует быть особенно осторожным. От этого может зависеть не только сохранность его машины, но и сама жизнь.


Мы уже рассматривали несколько разных ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД не предоставляет преимущество на дороге: например, говорили о ситуациях, когда он не уступает дорогу автобусу, автомобилям экстренных служб или другим машинам на перекрестке или при перестроении. Однако в жизни возможны и другие сценарии – давайте рассмотрим их все, собрав в единый список.

Участок дороги с кольцевым движением по правилам считается перекрестком, так что на него распространяется та же статья КоАП, что упомянута в предыдущем пункте. По правилам, утвержденным в конце 2017 года, кольцо считается главной дорогой, если только знаками не предусмотрено иное, и если не уступить дорогу машине, движущейся по кольцу, можно получить штраф в размере 1 000 рублей.

Правила предусматривают обязанность водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по переходу или на перекрестке на свой зеленый свет. Водитель, не пропустивший пешехода, может быть наказан по статье 12.18 КоАП: «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Читайте также: