Немцы использовали новые модели танков и сау тигры пантеры фердинанды

Обновлено: 07.07.2024

Закрепляя успех

Огромный вклад в наступательные (и позднее, в оборонительные) действия в ходе Киевской операции внесли танкисты, показавшие не только хорошее знание местности, но и мастерски владевшие бронированными машинами.

Именно знание киевских улиц, площадей и переулков, а также понимание возможностей противника в отдельных районах города и пригородных населенных пунктах помогли советским войсками относительно быстро прорвать оборону занятого немцами города. Уже через два дня после начала наступления, 5 ноября, вместе с небольшим отрядом пехоты в Киев ворвался первый танк с красной звездой на башне.

Танковый ас

Подвиги советских танкистов — Зиновия Колобанова и Дмитрия Лавриненко — воспеты в десятках книг и сотнях исторических материалов. Однако в 1943 году во время Житомирско-Бердичевской наступательной операции имел место абсолютно уникальный танковый бой, в реальности которого историки и специалисты по бронетанковому вооружению сомневались долгие десятилетия.

После расстрела танков и целой роты вражеских солдат и офицеров у боевой машины и экипажа закончились снаряды и патроны к пулемету, а танк с большим трудом пережил шесть тяжелых попаданий. Все четыре члена экипажа, включая контуженного и посеченного осколками командира танка, были тяжело ранены, однако о прекращении короткого, но важного броска на позиции противника даже не думали.

Через пару минут с гитлеровскими противотанковыми орудиями было покончено — пушки замолчали навсегда, а части и соединения РККА получили возможность, не опасаясь обстрела подойти к селу и закрепиться на зачищенных от противника позициях.

Выйти живыми из боя члены экипажа танка под командованием Ивана Голубя не смогли — все, включая самого командира, погибли от тяжелых ранений. За проявленную храбрость и героизм, благодаря которым батальон получил возможность продвигаться дальше на Запад. Младшему лейтенанту Ивану Платоновичу Голубу из 13-й гвардейской танковой бригады посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Советский танковый ас Иван Голубь вместе с четырьмя другими танкистами-героями Советского Союза — полковником Василием Ивановичем Шибанковым, младшим сержантом Василием Ивановичем Пешехоновым, сержантом Андреем Александровичем Тимофеевым и младшим лейтенантом Василием Антоновичем Ермолаевым навсегда зачислены в списки частей гвардейской танковой Кантемировской дивизии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


1. История разработки и производства

Первый Тигр был ответом на советские тяжелые танки. |Фото: tr.pinterest.com.

Еще в 1942 году началась разработка нового танка. |Фото: yaplakal.com.

2. Защитные характеристики

Самый бронированный танк Второй мировой войны. |Фото: weaponsandwarfare.com.

Схема бронирования короля. |Фото: alternathistory.com.

3. Вооружение

Танк получил лучшую пушку. |Фото: Pinterest.

Мощнее орудия во Вторую мировую войну не было. |Фото: panzer-travelandhistory.blogspot.com.

Лучшее вооружение. |Фото: Pinterest.

4. Ходовые характеристики

Проходимость была неплохой. |Фото: wwii48.su.

Грозная машина войны. |Фото: Pinterest.

Торможение машины осуществлялось при помощи дисковых механических бортовых тормозов Argus Motoren LB 900.4 . Танк использовал 12-ступенчатую коробку передач безвального типа с постоянным шестерным зацеплением, индивидуальными торсионами и центральной синхронизацией разработки фильмы Maybach модели OLVAR OG(B) 40 12 16B .

5. Боевое применение и оценка эффективности

Королевский тигр не оказался серьезного влияния на исход боев. |Фото: colonelcassad.livejournal.com.

Последний был подбит в Берлине. |Фото: forum.onliner.by.

Видео с нашего канала расскажет про малоизвестный отечественный пулемет Березина:

Уже во время ведения боевых действий на Восточном фронте немецкая армия столкнулась с превосходными советскими танками КВ и Т-34. Они заметно превосходили имеющиеся на то время немецкие аналоги. Поскольку уступать немцы не собирались, в конструкторские бюро многих немецких компаний поступили заказы на создание нового типа техники - тяжелого истребителя танков. Этот заказ впоследствии и стал началом сотворения такой машины, как "Фердинанд", или "Элефант".

История создания машины

Опыт боев на Восточном фронте показал, что многие немецкие танки из серии Pz уступают по своим характеристикам советским боевым машинам. Поэтому Гитлер приказал немецким конструкторам начать разработку новых тяжелых танков, которые должны были сравниться или даже превзойти танки Красной Армии. Этим занялись две большие фирмы - "Хеншель" и "Порше". Прототипы машин от обеих компаний были созданы в кратчайшие сроки и 20 апреля 1942 года представлены фюреру. Ему так понравились оба прототипа, что он распорядился серийно выпускать обе версии. Но в силу ряда причин это было невозможно, поэтому решили выпускать только модель фирмы "Хеншель" - VK4501 (H), которая впоследствии стала известна как Pz.Kpfw VI Tiger. Версию конструктора Фердинанда Порше - VK 4501 (P) - решили оставить как запасной вариант. Гитлер приказал построить всего 90 машин.

Но выпустив лишь 5 танков, "Порше" прекратил их производство по приказу фюрера. Два из них впоследствии переделали в ремонтные машины Bergerpanzer, а три получили стандартное вооружение - пушку калибра 88 мм. KwK 36 L/56 и два пулемета MG-34 (один спаренный с орудием, а второй - курсовой).

Примерно в это же время появилась еще одна необходимость - в истребителе танков. При этом требовалось, чтобы машина имела лобовую броню в 200 мм толщиной и пушку, способную бороться с советскими танками. Имеющиеся на то время немецкие противотанковые средства немцев были либо неэффективными, либо откровенно сымпровизированными. При этом ограничение по весу будущей САУ составляло 65 тонн. Поскольку прототип Порше проиграл, конструктор решил использовать свой шанс. Он попросил фюрера достроить запланированные 90 шасси как раз для использования их как базы будущей установки. И Гитлер дал добро. Именно эта работа конструктора и стала машиной, которая стала известна как танк "Фердинанд".

Процесс создания и его особенности

Итак, 22 сентября 1942 года министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер приказал начать создание необходимой армии боевой машины, которая первоначально носила название 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjaeger Tiger (Р) SdKfz 184. В процессе работы название меняли несколько раз, пока наконец-то танк не получил официальное имя.

Танк Фердинанд

Машину проектировали фирма "Порше" совместно с заводом "Алкетт", расположенным в Берлине. Требования командования были таковыми, что САУ должна была использовать противотанковую пушку Pak 43 калибра 88 мм. Она обладала большой длиной, поэтому Порше составил компоновку таким образом, что боевое отделение располагалось в задней части танка, а двигатель - в средней. Корпус был модернизирован - в него добавили новые станины для двигателя и установили переборку, призванную остановить пожар внутри машины, если будет такая необходимость. Переборка разделяла боевое и силовое отделения. Шасси, как уже говорилось, было взято из прототипа тяжелого танка VK 4501 (P), ведущим колесом являлось заднее.

В 1943 году танк был готов, и Гитлер распорядился начать его выпуск, а также присвоил машине имя "Фердинанд". Танк, очевидно, получил это имя как знак уважения конструкторскому гению Порше. Решили производить машину на заводе "Нибелунгенверке".

Начало серийного производства

Изначально планировалось выпустить 15 машин в феврале 1943 года, еще 35 - в марте - и 40 в апреле, то есть проводилась стратегия наращивания производства. Изначально все танки должен был выпускать "Алкетт", но затем это дело перепоручили "Нибелунгенверке". Это решение было вызвано рядом причин. Во-первых, для перевозки корпусов САУ были необходимы больше железнодорожные платформы, а все они на тот момент были заняты доставкой танка "Тигр" на фронт. Во-вторых, корпуса VK 4501 (P) переделывались медленнее, чем требовалось. В-третьих, "Алкетту" пришлось бы переналадить производственный процесс, так как в тот момент на заводе велась сборка противотанковых машин StuG III. Но "Алкетт" все же поучаствовал в сборке машины, отправив в Эссен, где находился поставщик рубок - завод Krupp - группу слесарей, имевших опыт сварки башен для тяжелых танков.

Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а уже к 8 мая были готовы все запланированные танки. 12 апреля одна машина была направлена на прохождение испытаний в Куммерсдорф. Впоследствии состоялся смотр техники в Рюгенвальде, где и был показан первый "Фердинанд". Обзор танка вышел удачным, и машина понравилась Гитлеру.

Фердинанд танк

Как заключительный этап производства была проведена комиссия Heeres Waffenamt, и вся техника ее успешно прошла. Ее обязаны были пройти все немецкие танки Второй мировой войны, "Фердинанд" в том числе.

Самоходка в бою

Машины подоспели как раз к началу Курской битвы. Следует отметить один забавный факт: все советские фронтовики, участвовавшие в этом сражении, в один голос твердят, что танк "Фердинанд" применялся массово (чуть ли не тысячами) по всему фронту. Но реальность не соответствовала этим словам. В действительности, в боях участвовали только 90 машин, при этом их применяли только на одном участке фронта - в районе железнодорожной станции Поныри и поселка Теплое. Там сражались два дивизиона самоходок.

Танк Фердинанд описание

В целом можно сказать, что "Фердинанд" прошел боевое крещение успешно. Немаловажную роль сыграла боевая рубка, которая была хорошо бронирована. Из всех потерь наибольшее количество произошло на минных полях. Одна машина нарвалась на перекрестный обстрел нескольких противотанковых орудий и семи танков, но в ней обнаружили всего одну (!) пробоину. Еще три самоходки были уничтожены бутылкой с зажигательной смесью, попаданием авиабомбы и крупнокалиберным гаубичным снарядом. Именно в этих боях Красная армия и ощутила на себе всю мощь такой грозной машины, как танк "Фердинанд", фото которого были сделаны тогда впервые. До этого никакой информацией о машине русские не располагали.

В ходе боев были выяснены достоинства и недостатки машин. Например, экипажи жаловались на то, что отсутствие пулемета снижает живучесть на поле боя. Эту проблему пытались решить оригинальным способом: ствол пулемета вставлялся в незаряженное орудие. Но можно представить себе, как это было неудобно и долго. Башня не вращалась, поэтому наводка пулемета осуществлялась всем корпусом.

Немецкие танки Второй Мировой Войны - Фердинанд

Другой способ был тоже остроумным, но неэффективным: к задней части самоходки приваривали железную клетку, где располагалось 5 гренадеров. Но "Фердинанд", танк крупный и опасный, всегда привлекал к себе огонь противника, поэтому долго они не жили. Пытались установить пулемет на крышу рубки, но обслуживающий его заряжающий рисковал жизнью так же, как и гренадеры в клетке.

Танк Фердинанд характеристики

Из более значительных изменений - провели усиленную герметизацию топливной системы двигателя машины, но она увеличивала вероятность возникновения пожара, что подтвердилось в первые недели боев. А еще выяснили, что ходовая сильно восприимчива к повреждениям от мин.

Успехи машин и результаты сражения

Как уже было упомянуто, на Курской дуге сражались два дивизиона, которые были созданы специально для того, чтобы использовать танк "Фердинанд". Описание боевых действий в отчетах гласит, что оба дивизиона, воевавшие в составе 656 танкового полка, за время боев на Курской дуге уничтожили 502 танка противника всех типов, 100 орудий и 20 противотанковых пушек. Таким образом можно увидеть, что Красная Армия понесла в этих боях серьезные потери, хоть и проверить эту информацию не представляется возможным.

Дальнейшая судьба машин

Всего уцелело 42 "Фердинанда" из 90. Поскольку конструктивные недостатки требовали исправления, их отправили на модернизацию в Сан-Пельтен. Туда же вскоре пришли и 5 поврежденных самоходок. Всего реконструировали 47 машин.

Работы велись на все том же "Нибелунгенверке". До 15 марта 1944 года было готово 43 "Элефанта" - так теперь называли эти машины. Чем же они отличались от своих предшественников?

В первую очередь - удовлетворили просьбу танкистов. В переднюю часть рубки установили курсовой пулемет - танковый MG-34 на шаровидной установке. В том месте, где располагался командир самоходки, установили башенку, которая прикрывалась одностворчатым люком. Башенка обладала семью фиксированными перископами. Усилили дно в передней части корпуса - туда поставили бронеплиту толщиной 30 мм для защиты экипажа от противотанковых мин. Несовершенная бронемаска орудия получила защиту от осколков. Изменилась конструкция воздухозаборников, на них появились бронекожухи. Перископы водителя оснастили солнцезащитными козырьками. Усилили буксирные зацепы в передней части корпуса, на борта поставили крепления для инструментов, которые можно было использовать для маскировочной сетки.

Изменения коснулись и ходовой: она получила новые гусеницы с параметрами 64/640/130. Изменили систему внутренней связи, добавили крепления для дополнительных пяти снарядов внутри рубки, поставили в задней части и на бортах боевой рубки крепления для запасных траков. Также весь корпус и его нижняя часть были покрыты циммеритом.

В таком виде самоходки широко использовались в Италии, отражая наступление союзных войск, а в конце 1944 были переброшены обратно на Восточный фронт. Там они сражались на Западной Украине, в Польше. О том, как сложилась судьба дивизионов в последние дни войны, единого мнения нет. Тогда они были прикомандированы к 4-й танковой армии. Предполагают, что они воевали в районе Цоссена, другие утверждают, что в горных областях Австрии.

В наше время осталось всего два "Элефанта", один из которых находится в танковом музее в Кубинке, а другой - в США, на полигоне Абердина.

Танк "Фердинанд": характеристики и описание

В целом конструкция этой самоходной артиллерийской установки была удачной, отличаясь лишь незначительными недостатками. Стоит внимательнее рассмотреть каждую из составных частей, чтобы оценить боевые возможности и эксплуатационные качества трезво.

Немецкий танк Фердинанд фото

Корпус, вооружение и оборудование

Боевая рубка представляла собой четырехгранную пирамиду, усеченную сверху. Она производилась из цементированной морской брони. По техническим требованиям лобовая броня рубки достигала значения 200 мм. В боевое отделение устанавливалась противотанковая 88 мм пушка Pak 43. Ее боекомплект составлял 50-55 выстрелов. Длина пушки достигала 6300 мм, а вес - 2200 кг. Орудие стреляло различными типами бронебойных, фугасных и кумулятивных снарядов, которые успешно пробивали почти любой советский танк. "Фердинанд", "Тигр", поздние версии StuG оснащались именно этим орудием или же его модификациями. Горизонтальный сектор, который мог обстреливать "Фердинанд" без поворота шасси, - 30 градусов, а угол возвышения и склонения орудия был 18 и 8 градусов соответственно.

Корпус истребителя танков был сварным, состоящим из двух отделений - боевого и силового. Для его изготовления использовались гетерогенные бронеплиты, внешняя поверхность которых была тверже внутренней. Лобовая броня корпуса изначально составляла 100 мм, позже ее усилили дополнительными бронепластинами. В силовом отделении корпуса находился двигатель и электрогенераторы. В кормовой части корпуса расположили электродвигатель. Чтобы комфортно управлять машиной, место механика-водителя оборудовали всем необходимым: приборами контроля двигателя, спидометром, часами и перископами для осмотра. Для дополнительной ориентации в левой части корпуса имелась смотровая щель. Слева от механика-водителя находился стрелок-радист, который обслуживал радиостанцию и вел огонь из пулемета. На САУ этого типа ставились рации моделей FuG 5 и FuG Spr f.

Задняя часть корпуса и боевое отделение вмещали остальной экипаж - командира, наводчика орудия и двух заряжающих. Крыша рубки имела два люка - командирский и и наводчика - которые были двустворчатыми, а также два небольших одностворчатых люка для заряжающих. Еще один большой люк круглой формы был сделан сзади рубки, он предназначался для загрузки боекомплекта и входа в боевое отделение. В люке была небольшая бойница для защиты самоходки сзади от противника. Следует сказать, что немецкий танк "Фердинанд", фото которого сейчас можно легко найти, очень узнаваемая машина.

Танк Фердинанд Тигр

Двигатель и ходовая часть

В качестве силовой установки использовались два карбюраторных двигателя с жидкостным охлаждением Maybach HL 120 TRM, двенадцатицилиндровые верхнеклапанные установки мощностью 265 л. с. и рабочим объемом 11867 куб. см.

Шасси состояло из троих тележек двухколесного строения, а также направляющего и ведущего колеса (один борт). У каждого опорного катка была независимая подвеска. опорные катки имели диаметр 794 мм, а ведущее колесо - 920 мм. Гусеницы были одногребневыми и одношкворневыми, сухого типа (то есть траки не смазывались). Длина опорной области гусеницы - 4175 мм, колея - 2310 мм. В одной гусенице было 109 траков. Для улучшения проходимости можно было установить дополнительные антипробуксовочные зубцы. Выполнялись гусеницы из сплава марганца.

Покраска машин зависела от местности, в которой велись боевые действия, а также от времени года. По стандарту их окрашивали оливковой краской, на которую иногда накладывали дополнительный камуфляж - темно-зеленые и коричневые пятна. Иногда использовали трехцветный танковый камуфляж. Зимой применялась обыкновенная смываемая белая краска. Такой тип окраски не регламентировался, и каждый экипаж красил машину по своему усмотрению.

Итоги

Можно сказать, что конструкторам удалось создать мощное и эффективное средство борьбы со средними и тяжелыми танками. Немецкий танк "Фердинанд" не был лишен недостатков, но его преимущества перекрывали их, поэтому неудивительно, что самоходки очень берегли, использовали только в значимых операциях, избегая их эксплуатации там, где без этого можно было обойтись.

Фердинанд (нем. Ferdinand) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась Элефант (нем. Elefant— слон), 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger(P), Sturmgeschütz mit 8,8 cm Pak 43/2 и Sd.Kfz.184. Эта боевая машина является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, она приобрела очень широкую известность, с ней связано большое количество легенд.

Характеристики
Боевая масса, т 65,0
Экипаж, чел. 6
Количество выпущенных, шт 90

Размеры
Длина корпуса, мм 8140
Ширина корпуса, мм 3380
Клиренс, мм 485

Бронирование
Тип брони катаная и кованая поверхностно закаленная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 190(85+105)/12
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200/-35
Борт корпуса (верх), мм/град. 82/0
Борт корпуса (низ), мм/град. 60/0
Корма корпуса (верх), мм/град. 82/-40
Корма корпуса (низ), мм/град. 82/0
Днище, мм 20-50
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 200/25
Маска орудия, мм/град. 125
Борт рубки, мм/град. 82/30
Корма рубки, мм/град. 82/30
Крыша рубки, мм/град. 30/5

Подвижность
Тип двигателя два V-образных 12-цилиндровых карбюраторных
Модель двигателя Maybach HL 120 TRM
Мощность двигателя, л.с. 2x265
Запас хода по шоссе, км 150
Запас хода по пересечённой
местности, км 90
Удельная мощность, л.с./т 8,2
Тип подвески торсионная
Ширина гусеницы, мм 640
Скорость по шоссе, км/ч 20
Скорость по пересечённой
местности, км/ч 10—15
Уд. давление на грунт, кг/см2 1,2
Преодолеваемый подъём, град. 22
Преодолеваемая стенка, м 0,78
Ширина преодолеваемого рва, м 2,64
Преодолеваемый брод, м 1,0

СУ-100, артиллерийская установка, Советская армия

СУ-100, танк Т-34-85, Вторая мировая война

СУ-100, СУ-85, танк Тигр

СУ-100, САУ, пушка

СУ-100,фугасный снаряд

Что касается калибра 107 мм, то такая танковая пушка ЗИС-6 была разработана еще в апреле 1941 г. для вооружения танков КВ-3 и КВ-5. Причем между началом проектирования и первым отстрелом опытного образца прошло всего 42 дня. Однако после изготовления в июлеавгусте 1941 г. пяти серийных орудий ЗИС-6 их производство было отменено ввиду отсутствия самих танков КВ-3 и КВ-5.

СУ-100, танк КВ-3

СУ-100, УЗТМ, пушка С-34

Надо заметить, что Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под руководством В. Грабина было организовано всего около года тому назад (5 ноября 1942 г. И. В. Сталин подписал постановление ГКО о создании ЦАКБ) и занималось проектированием самых различных артиллерийских систем. Так, в тематическом плане ЦАКБ на 1943 г. было свыше пятидесяти основных тем. Среди них — полковые, дивизионные, зенитные, танковые и казематные орудия, пушки для САУ, кораблей и подводных лодок. Неудивительно, что при таком разнообразии и универсализме не все шло гладко. Когда конструкторы-танкисты на УЗТМ получили из ЦАКБ чертежи пушки С-34, оказалось, что она для установки в корпус новой самоходки (использовалось шасси и МТО СУ-85) не годится.

Для начала пушка имела существенно большую ширину, чем предусматривалось заданием. В результате ограничивался ее угол наведения в левую сторону, так как механизмы пушки упирались в детали подвески шасси. Броневая маска больших размеров не оставляла на лобовом листе САУ достаточно места для люка механикаводителя, который и так был уменьшен по сравнению с Т-34. В довершение всего С-34 имела правое расположение наводчика, а это требовало перекомпоновки всего боевого отделения, так как на СУ-85 наводчик располагался слева.

СУ-100, вооружение

В данной сложной ситуации танкостроители обратились в артиллерийское КБ завода № 9, где по их просьбе к февралю 1944 г. была разработана 100-мм пушка Д-10С с той же баллистикой морской зенитной пушки Б-34. Д-10С оказалась легче С-34 и размещалась в серийном корпусе самоходки СУ-85 без его существенных переделок и значительного увеличения массы машины.

СУ-100, лейтенант Алферов

С учетом выводов Государственной комиссии с середины апреля 1944 г. на УЗТМ приступили к подготовке серийного производства СУ-100 и ликвидации отмеченных недостатков. Однако выяснилось, что 100-мм морская зенитная пушка Б-34, принятая в качестве прототипа для самоходного орудия, имеет в своем боекомплекте только осколочно-фугасные и дистанционные гранаты, а разработка бронебойного снаряда может быть реализована не ранее второго полугодия 1944 г. Эта отсрочка была использована для постройки доработанного по результатам госиспытаний эталонного для будущей серии образца СУ-100 с орудием Д-10С. Также, по настоянию руководства ЦАКБ, был изготовлен и опытный образец самоходки с доработанной 100-мм пушкой С-34. Данная машина получила индекс СУ-100-2. Обе самоходки прошли испытания в июне-июле 1944 г., и по их результатам СУ-100 с пушкой Д-10С Постановлением ГКО № 6131 от 3 июля была принята на вооружение взамен СУ-85.

СУ-100, Берлин

К выпуску СУ-100 на УЗТМ приступили в августе 1944 г. Внешне Су-85 и СУ-100 были очень похожи, но корпус последней имел весьма важные особенности. В первую очередь была увеличена толщина лобовой брони — с 45 до 75 мм, для более удобного наблюдения за местностью ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-4, также на крыше установили второй вентилятор, что было необходимо для очистки боевого отделения от увеличившегося количества пороховых газов. Благодаря преемственности конструкции только 16,5 % деталей СУ-100 были спроектированы заново, остальные заимствовались от Т-34-85, СУ-122 и СУ-85.

СУ-100, танк Pz.Kpfw

СУ-100 имела классическую компоновку, при которой боевое отделение, совмещенное с отделением управления, располагалось в передней части корпуса (в рубке), а моторно-трансмиссионное отделение — в корме. В боевом отделении размещались органы управления, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, передние топливные баки, радиостанция. В его переднем левом углу располагалось место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе имелся прямоугольный посадочный люк. За сиденьем механика-водителя было организовано место наводчика, а в левом заднем углу боевого отделения — заряжающего. Место командира машины — справа от пушки. В крыше боевого отделения было сделано два прямоугольных люка для экипажа. Справа приваривалась неподвижная командирская башенка. В крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика устанавливались перископические смотровые приборы Мк IV.

СУ-100, Германия

100-мм пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров устанавливалась в лобовом листе корпуса, ближе к правому борту. Практическая скорострельность пушки составляла 5-6 выстрелов в минуту. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочнофугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1 500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню. Прицеливание осуществлялось с помощью двух прицелов — телескопического и панорамного.

Установленный в моторно-трансмиссионном отделении дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л. с. обеспечивал СУ-100 массой 31,6 т скорость до 50 км/ч. Здесь же располагались: главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи, а также два топливных бака и два инерционно-масляных воздухоочистителя.

СУ-100, Москва, парад 1945, сау второй мировой

С ноября 1944 г., когда, наконец, был освоен выпуск 100-мм бронебойных снарядов Б-412Б, началось перевооружение средних самоходно-артиллерийских полков Красной армии новыми СУ-100. По штату каждый полк имел 21 машину.

Боевое крещение СУ-100 получили в январе 1945 г. в Венгрии. В состав отправленного туда 1-го гвардейского танкового корпуса для усиления ввели сразу три самоходно-артиллерийских полка, всего 59 новейших СУ-100. 7 января под Жамбеком немцы предприняли наступление на позиции, обороняемые 49-й стрелковой дивизией, соединения которой начали отступать. Оставшись наедине с противником, экипажи 382-го самоходно-артиллерийского полка были вынуждены отбиваться всеми имеющимися средствами. Немецкое наступление было остановлено, но при этом было уничтожено 9 и подбито еще 2 самоходки. В общей сложности, с 19 по 25 января было потеряно 17 СУ-100. Такие потери во многом объяснялись тем, что в ряде случаев самоходки использовались в качестве штурмовых орудий и действовали без поддержки пехоты и танков.

СУ-100, самоходка

СУ-100, рубка

Выпуск СУ-100 на УЗТМ продолжался по март 1946 г., за это время было изготовлено 3 037 самоходных установок.

Статья была опубликована в майском номере журнала "Наука и техника" за 2019 год

Читайте также: