Новые правила освидетельствования водителей маломерных судов

Обновлено: 30.06.2024

Вода не прощает безответственности, халатности и беспечности. Об этом стоит напомнить в связи с наступлением тёплой погоды и купального сезона. В этот период народ не только посещает пляжи, но также занимается и рыбной ловлей, и активным отдыхом на воде, применяя для этого различные плавательные средства. При этом зачастую нарушаются Правила пользования маломерными судами и Правила плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь, что нередко приводит к аварийным случаям. Так именно с использованием маломерных судов на территории Витебской области в 2020 году погибло 7 человек.

Государственная инспекция по маломерным судам Витебской области информирует судоводителей и жителей региона о том, что обязательной регистрации и классификации подлежат маломерные суда, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов (соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26 апреля 2010 года). Под маломерными судами понимаются суда длиной – 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы.

Зарегистрировать маломерное судно, владелец должен в течение 30 календарных дней со дня покупки маломерного судна или приобретения его на ином законном основании. Для этого владелец предъявляет в ГИМС следующие документы:

-маломерное судно с мотором;

-руководство по эксплуатации (паспорт) на судно и двигатель с отметкой о продаже, правоустанавливающие документы;

-квитанцию о внесении платы за регистрацию;

-паспорт, удостоверяющий личность.

До начала эксплуатации маломерного судна техническое освидетельствование проводится в течении 10 дней после его государственной регистрации и классификации, либо в день государственной регистрации и классификации при условии нанесения на маломерное судно регистрационного номера.Судовладелец обязан представлять маломерное судно для прохождения технического освидетельствования до начала и в процессе его эксплуатации.

Периодичность прохождения технического освидетельствования маломерных судов:

- для маломерных гребных судов, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска - 5 лет;

- для маломерных судов с двигателем мощностью менее 3,8 кВт и свыше 22 кВт, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска - 3 года;

- для иных маломерных судов и гидроциклов, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска - 2 года;

- для маломерных судов, с года выпуска которых прошло 10 и более лет - 1 год.

Эксплуатация маломерного судна без прохождения в установленные сроки и порядке технического освидетельствования: запрещается.

Позаботьтесь заранее о готовности Вашего судна к безопасной эксплуатации. Счастливого Вам плавания, и не забудьте, что Вас ждут дома.

Медицинская справка о годности к управлению маломерным судном выдаётся после прохождения медкомиссии и получения заключения от врачей. Перед тем, как приступить к курсу обучения, каждому студенту понадобится получить сертификат управления маломерным судном, подтверждающий годность владельца к управлению, в соответствии с его состоянием здоровья.

Существуют сложности с получением справки: куда именно идти, к каким специалистам, как долго остаётся действительным этот документ. Рекомендуется узнать необходимую информацию по этому поводу для предупреждения проблем при посещении инспектора в ГИМС.

Кому нужна справка

По приказу Минздрава России от 15.06.15, свидетельство нужно каждому, кто желает получить права водителя на машину, на катер с мотором. Осуществляется выдача справки типа 003В/у на управление маломерным судном, которая подходит для сдачи экзаменов в ГАИ, Госинспекции или Гостехнадзоре. Но есть особенность – в заключение делается отметка о том, какой транспорт можно эксплуатировать на водных объектах. Если клиника не запрашивает у судовладельца про это, то он должен сообщить самостоятельно свой тип судна.

Новая медсправка в ГИМС для замены прав понадобится по окончанию периода её действия или после лишения удостоверения судоводителя. Без получения заключения врача о состоянии здоровья, выдача справки из клиники будет невозможна.

Где выдают медицинскую справку?

Для получения заключения о состоянии здоровья, необходимо обратиться в государственную поликлинику или частную медицинскую организацию. Справка для ГИМС не может быть получена без прохождения освидетельствования. Не рекомендуется доверять организациям, предлагающим купить сертификат без консультации с врачом.

Выданные документы заносят в БД, в которой указывается учреждение, выдавшее медицинскую справку, номер лицензии и многое другое. Если выяснится, что она была получена незаконно, то судоводительская лицензия будет признана недействительной. Кроме того, подделка документов предусматривает уголовную ответственность.

Продолжительность оформления справки

Обычно комиссия продолжается около 1-2 дня, но в платных клиниках медосмотр занимает несколько часов. Отчет об обследовании выдается в тот же день, и в нем указывается только, подходит ли человек для управления или нет. Перед прохождением комиссии предлагается ознакомиться со списком докторов:

  • отоларинголог;
  • невролог;
  • терапевт;
  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • нарколог.

Необходимые документы и обследования

военный билет, если экзамен проводится по мужчине;

справка из поликлиники, где выявляют заболевания, определяют диагноз расстройства, ставят на учет;

выписка от нарколога, если у обследуемого не обнаружено пристрастия к алкоголю или наркотикам;

медицинская карта полная;

информация о вакцинации;

фотографии две 3×4 см цветные на матовой бумаге без угла. Иногда может потребоваться подпись на обратной стороне ФИО;

старое удостоверение водителя судна;

заявление (не требуется при оформлении заявки и отправлении в онлайн);

Составление справки

Сертификат (водительское удостоверение) можно получить после 18 лет. Человек должен иметь постоянную регистрацию, а также справку из диспансеров. Специалистов посещают по месту регистрации, но в некоторых медицинских учреждениях в определенные дни работают врачи для выдачи справки. Необходимо предоставить паспорт и 1 фотографию размером 3х4 см на бумаге матового типа.

К справке о пригодности к эксплуатации малого судна предъявляются особые требования по заполнению. Документ по форме и составу медицинской комиссии идентичен водительскому удостоверению. Однако при регистрации, судовладельцу необходимо сообщить о том, какими транспортными средствами планирует пользоваться. Бланк свидетельства о пригодности к управлению малым судном заполняется следующими данными:

  • наименование медицинского учреждения;
  • постоянный адрес проживания;
  • место работы или учебы;
  • место стоянки судна;
  • свидетельство о пригодности;
  • регистрация заверяется подписями главных врачей и печатью.

Как получить медсправку в ГИМС

Срок действия документов

Срок действия медсправки устанавливается приказом Минздрава, и он составляет 1 год со дня выдачи. Медицинскую справку судоводителя для ГИМС для замены прав можно сделать заранее, чтобы по окончании действия прав сразу посетить Госинспекцию и получить новый документ водителя маломерного судна, не тратя время на посещение врачей.

Удостоверение на право управления маломерным судном имеет срок действия, как и остальные виды таких документов, — 10 лет. Зимой 2015 права были изменены, поэтому если они выданы до первого января 2015 года, их действие еще продолжается. Заменить права нужно через 10 лет.

Образец

Как уже упоминалось ранее, новый эталонный образец выглядит иначе. Наверняка многие водители помнят, что перед документом были перечислены все врачи, которых нужно было пройти для получения результата. Рядом с именем стояло место для подписи и печати.

Теперь пациенту выдают карточку, где записываются данные обследования. После прохождения всех специалистов, главный врач подписывает медсправку с заключением в ГИМС для возможности дальнейшей эксплуатации небольшого судна.

Как получить медсправку в ГИМС

На лицевой стороне расположены следующие колонки:

  • наименование учреждения, выдавшего медицинскую справку и номер лицензии;
  • имя, фамилия и отчество;
  • дата рождения;
  • дата выдачи сертификата;
  • медицинская справка (наличие противопоказаний).

Со второй стороны – разрешенные категории, ограничения и указания для управления различными транспортными средствами. Две страницы дублируют серию и выходной номер. Образец медицинской справки о пригодности для осмотра малого сосуда показывает, что фотография приклеена к бланку.

Стоимость оформления медицинского заключения

Новый год несет не только череду волшебных праздников, но и зачастую важные изменения в законодательстве и укладе жизни. Поэтому справив наступление очередного года и отдыхая от рабочих будней, не будет лишним проверить есть ли значимые поправки в законодательстве, которые касаются важных аспектов вашей жизни. Сегодня мы предлагаем рассмотреть новые правила ГИМС для маломерных судов 2019 и узнать, поменялось ли в них что-то в отношении регистрации плавательных средств, получении прав и ответственности судоводителей при управлении водным транспортом.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2019 — правовая база

Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2019 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2018 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2019 года.

По нормам, которые ввели правила водного движения маломерных судов от 2018 года, обязательной регистрации в госинспекции подлежат судна, соответствующие следующим параметрам.

  1. Следует регистрировать маломерные суда, используемые с моторами мощностью более 8 кВт (до 10,8 л.с.).
  2. Регистрации подлежат судна, полная масса которых превышает норму в 200 кг.

И если по первому пункту все предельно ясно, то по второму возникают вопросы и разночтения. Например, что считать за полный и максимально разрешенный вес лодки? Некоторые инспекции производят расчет по следующей схеме:

  • масса данной лодки+ вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак

Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но, центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л.с. и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л.с., то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л.с.!

Конечно, такое положение вещей вызывает множество споров и разногласий, поэтому порядок регистрации в новом проекте правил управления маломерным судном 2019 обязательно должны подкорректировать. Но вот какими будут эти изменения и с какого года они начнут действовать пока достоверно неизвестно.

К слову заметим, что по новым правилам регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ/постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.

  1. Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.
  2. Перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна.
  3. При перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
  4. Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.).
  5. Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

Бортовой номер маломерного судна

Важные изменения претерпели в 2018 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов:

  • 2 буквы;
  • 4 цифры;
  • Цифровое обозначение региона России;
  • Буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.

Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.

В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.

Неисправности, запрещающие эксплуатацию маломерок

Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2019 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей.

  1. Сквозные пробоины корпуса.
  2. Разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие.
  3. Повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля.
  4. Отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива.
  5. Повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора.
  6. Отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.
  7. Несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.

Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т.е. на судоводителя и владельца плавательного средства.

Управление маломерными судами – есть ли изменения в правилах ГИМС 2019

Как отмечалось выше, редакция правил ГИМС 2018, по которой выдвигает государственная инспекция требования к маломерным судам пока действительна и для 2019 года. Касается это и раздела выдачи удостоверения судоводителя. Еще раз пройдемся по основным моментам получения прав на лодку, и отметим, кому они нужны, как их оформить и во сколько это обойдется.

Права на управление маломерными судами

Так, маломерное судно – это плавательное средство, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей, перевозимых на борту, составляет не более 12 человек. При этом, маломерные суда подлежат обязательной регистрации в ГИМС, если на них используются моторы мощностью выше 10, 88 л.с. или масса укомплектованного судна превышает 200 кг.

Тем судовладельцам, чьи лодки и катера не подходят под данные требования, обращаться в госинспекцию не требуется. А вот если плавсредство необходимо вносить в государственный реестр маломерных судов, то и судоводитель должен обладать официальными документами, подтверждающими право на управление водным транспортом. Выдают морские права также в ГИМС, только для их получения необходимо пройти через несколько этапов.

Сдача экзаменов и порядок получения прав

Получить права на управление маломерным судном могут все граждане России, достигшие возраста 18 лет и годные по состоянию здоровья. При этом, прежде чем подтвердить свою квалификацию судоводителя на экзамене в ГИМС, претендентам на получение прав необходимо пройти обучение в специальной школе.

Занятия по подготовке водителей маломерных судов проводят автономные организации, получившие аккредитацию и лицензию на данный вид деятельности. Формат обучения поделен на 2 части: наработка теоретических знаний и применение их на практике. Весь курс рассчитан примерно на 1 месяц занятий, после чего ученики обычно сдают выпускной экзамен и получают официальное свидетельство о прохождении курсов судоводителей маломерных судов. Стоимость такого обучения зависит от расценок школы, но в среднем цена варьируется в пределах 10-20 тысяч рублей.

Здесь стоит заметить, что теоретически существует возможность получения прав в ГИМС экстерном. Для этого необходимо обратиться к главному инспектору отделения ГИМС по месту жительства, и подать соответствующее заявление. В таком случае, претендент обязуется самостоятельно изучить азы теории и практики, и явиться в назначенный день для прохождения экзамена на получение судоводительских прав. Однако заметим, что на практике данное решение почти не применяют: и ГИМС не всегда соглашается на такую процедуру, и ученики без помощи школы редко способны успешно выдержать госэкзамен.

По завершению обучения выпускники судоходных школ отправляются в ГИМС, где подают заявление на оформление судоводительского удостоверения. Для этого при себе необходимо иметь следующий пакет документов:

  • Паспорт РФ;
  • Фотографии 3х4 в количестве 2 шт. (цветные или ч/б);
  • Медицинскую справку, подтверждающую допуск к управлению водным транспортом по состоянию здоровья (обычно оформляется во время обучения в школе);
  • Сертификат о прохождении курсов судовождения.

Инспектор регистрирует подачу заявления, проверяет соответствие документов и назначает даты теоретического экзамена и выхода на воду для оценивания практических навыков. При условии успешной сдачи обеих частей, документы претендента направляются в отдел выдачи судоводительских прав государственного образца. Ученикам же останется выполнить последнее требование ГИМС – оплатить госпошлину на выдачу удостоверения судоводителя. На 2019 год ее размер составляет 1300 рублей.

Квитанцию об оплате пошлины следует зарегистрировать у инспектора ГИМС, после чего останется только ждать выписки документов. Обычно процедура оформления, регистрации и выдачи судоводительских прав занимает 7-10 дней. При этом сроки действия удостоверений судоводителя, выданные ГИМС, рассчитаны на 10 лет с момента выдачи.

Если же в 2019 году у вас истекает срок действия судоходных прав, то вам надлежит обратиться в отделение госинспекции маломерных судов по месту жительства для переоформления удостоверения. При этом также потребуется оплатить госпошлину, но ее размер составит уже всего 650 рублей.

Штрафы ГИМС для маломерных судов в 2019 году

Правонарушения, совершаемые владельцами маломерных судов, влекут за собой наложение санкций, предусмотренных Административным кодексом Российской Федерации. Законодательных положений предусмотрено много, но мы выделим лишь основные из них.

Административные проступки

Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).

Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:

  • Опасное маневрирование;
  • Превышение скорости;
  • Несоблюдение правил плавания;
  • Игнорирование навигационных знаков;
  • Остановка в запрещенных для стоянки местах;
  • Невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.

Также в размере от 500 до 1000 рублей накладывается штраф на судоводителей, перевозивших на борту число пассажиров, превышающее установленную норму. Еще здесь стоит отметить такие правонарушения, как игнорирование границ акваторий разрешенного судовождения и закрытых для плавания районов. И, наконец, до 1 тысячи рублей придется заплатить в случае, если при проверке инспекторы выяснят, что используемое плавсредство имеет запрещенные правилами судоходства неисправности.

Более строго карается передача управления судном лицу, не имеющему судоводительских прав. Такой проступок облагается штрафом до 2000 тысяч рублей. К слову, во столько же оценивается управление водным транспортом с просроченным удостоверением судоводителя.

Экологические правонарушения

Законодательством запрещена эксплуатация маломерных суден, в выбросах которых содержится повышенное количество вредных веществ, равно как и использование плавсредств, производящих слишком сильный шум (нормы показателей приведены в профильном Госстандарте РФ). За нарушение подобного рода инспектор ГИМС вправе выписать протокол на уплату штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей.

При этом, если установлен факт того, что судовладелец знал о нарушениях своим судном экологических норм и продолжал его эксплуатацию, то к выписанному штрафу добавляются дополнительные санкции. Их размер варьируется от 100 до 300 рублей.

Отстранение от управления маломерным судном

Ранее такую жесткую санкцию инспекторы применяли только в отношении лиц, управляющих судном в состоянии опьянения. Но штрафы ГИМС для маломерных судов 2019 года ужесточились, и теперь отстранение также может применяться при:

При этом судно отправляется на госстоянку, а на владельца составляется протокол. В течение 2 месяцев проводится судебное разбирательство, и, зависимости от тяжести правонарушения, суд может установить штрафные санкции вплоть до лишения судоводительских прав на срок до 2 лет.

Не справка, а медицинское заключение формы № 003-В/у

Медицинское заключение (водительская справка), форма № 003-В/у

Кроме названия есть целый ряд отличий не особенно нам важных (добавлены новые категории транспортных средств, не требуется Ваша фотография и т.д.).

Главное же отличие в том, что справка действует не 3 года как раньше, а 12 месяцев с даты выдачи.

Для замены (получения) удостоверения на право управления маломерным судном тоже нужна форма 003-В/у. Так что статья актуальна и для судоводителей.

Усложнение процедуры получения водительских справок

С 1 июля 2020 года меняется порядок получения водительских и судоводительских справок для ГИБДД и, соответственно, для ГИМС.

Теперь гражданин, чтобы получить данную справку в обязательном порядке обязан будет сдать кровь на определение концентрации маркера хронического алкоголизма — CDT и мочу на определение наличия в ней следов психоактивных веществ.

История новшества + медико-юридические детали

Процесс медицинского обследования водителей и кандидатов в водители на предмет годности к управлению транспортными средствами именуется медицинское освидетельствование.

Сдайте анализы, уважаемый водитель!

10 сентября 2019 года Министр В.И. Скворцова подписывает приказ Министерства здравоохранения РФ № 731н, который вносит изменения в приказ № 344н.

Согласно внесенным изменениям, для получения медицинского заключения о годности к управлению транспортным средством водитель в обязан пройти следующие лабораторные исследования:

  1. Определение наличия психоактивных веществ в моче (пп. 8 пункта 6 Приказа № 344 – далее Приказ).
  2. Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови (пп. 9 пункта 6 Приказа).

По первоначальному плану Минздрава РФ данные нововведения должны были применяться, начиная с 22 ноября 2019 года. Однако, ввиду возникшего ажиотажа граждан накануне указанной переломной даты, а также неготовности некоторых медучреждений к проведению новых анализов, всё это было решено перенести на лето:

Подпункты 8 и 9 пункта 6 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного настоящим приказом, в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. N2 731н, вступают в силу с 1 июля 2020 года.

Пункт 5 редакции Приказа № 731 с изменениями от 21.11.2019

Таким образом, о полном отказе от своего плана (как это преподнесено в некоторых СМИ) проводить обязательное исследование крови и мочи водителей Минздрав не заявлял. Просто на семь с небольшим месяцев перенесена дата вступления в силу нового порядка выдачи водительских медицинских справок.

Научно-популярно о сути нововведений

1. Химико-токсикологическое исследование мочи

Моча водителя (кандидата в водители) исследуется на следующие психоактивных химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги (п. 6.2 Приказа):

  1. опиаты;
  2. каннабиноиды;
  3. фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин);
  4. синтетические катиноны;
  5. кокаин;
  6. метадон;
  7. бензодиазепины;
  8. барбитураты;
  9. фенциклидин.

Некоторые из этих веществ могут оказаться в вашем организме после приёма лекарств по рецепту психиатра, невролога или кардиолога. Так что уточняйте у врача, который выписывает нечто, успокаивающее нервную систему, не будет ли проблем с водительской справкой из-за выписанных лекарств.

Определение психоактивных веществ в моче из списка, указанного выше производятся следующим образом (п. 6.1 Приказа 344н).

Сначала производится предварительные химико-токсикологические исследования (ХТИ), иммунохимическими методами.

В случае выявления психоактивных веществ проводится подтверждающее ХТИ мочи более точными методами и только на те вещества, которые были обнаружены при проведении предварительного исследования.

Достоверность иммунохимического метода исследования мочи на психоактивные вещества

В своем отзыве в ходе рассмотрения проекта правил проведения химико-токсикологических исследований (ХТИ) специалисты Московского научно-практического центра наркологии, выражают сомнения по поводу достоверности данного метода 1 .

Вот что там говорится:

2. Лабораторное исследование крови

Кровь исследуется на концентрацию CDT, который является маркером хронической алкогольной нагрузки. Т.е. из-за чего могут быть неприятности с этим анализом объяснять не надо.

CDT или Carbohydrate-deficient Transferrin — это сывороточный белок, участвующий в процессе образования эритроцитов. Путешествует в кровяном русле. Основная рабочая специальность – перенос ионов железа (отсюда и название – trans ferrin). В русском наречии — карбогидрат-дефицитный трансферрин (далее трансферрин).

При систематическом употреблении алкоголя концентрация трансферрина в крови возрастает.

Согласно Приказу 344н Минздрава России, при концентрации CDT больше 1,2% , освидетельствуемый направляется на медицинское обследование, проводимое в специализированной медицинской организации. Т.е. в наркологический диспансер.

Достоверность результатов CDT теста

Зарубежные источники 2 предполагают, что у людей, систематически употребляющих алкоголь, концентрация CD трансферрина в сыворотке крови будет больше 1,7-1,8%. Таким образом, данное значение является пороговой концентрацией CDT.

В основном (если не в 100% случаях) нарко-диспансеры для определения концентрации трансферрина в сыворотке крови используют систему Capillarys-2 Flex Piercing французского производителя Sebia.

Sebia рекомендует оценивать результаты, исходя из пороговой концентрации CDT >= 1,3% в сыворотке крови.

На основании чего Минздрав устанавливает пороговое значение CDT 1,2% мне выяснить не удалось.

Так же есть зарубежные публикации 3 , в которых авторы по результатам проведенных исследований говорят о наличии как ложноположительных (CDT повышен у лиц, не употребляющих алкоголь), так и ложноотрицательных (CDT не повышен алкоголиков) результатов. При этом особенно много ложных результатов у курящих людей и людей с избыточным весом. На основании этого авторы делают вывод, что CD трансферрин не является надежным маркером алкоголизма.

Личное мнение

Понятия не имею почему об этом нигде не пишут и не говорят вслух, но мне, как медику, очевидно, что CD трансферрин не является специфическим маркером продолжительной алкогольной нагрузки. Именно специфическим, т.е. характерным только для наличия алкоголизма у обследуемого лица.

Да, постоянное введение в организм этанола поднимает уровень CDT. Но почему это происходит? Потому что, говоря упрощенно, алкоголь усиливает гемолиз (разрушение эритроцитов) с освобождением (в конечном итоге) большого количества железа.

Организму нужно восполнять эту повышенную потерю эритроцитов, значит, в том числе, нужно больше доставлять необходимого для их синтеза железа в органы кроветворения – костный мозг и селезенку.

Итак, повышение гемолиза вызывает повышение уровня CDT. И вот мы подошли к сути.

Дело в том что повышенный гемолиз является следствием не только постоянного употребления алкоголя, но и любой другой хронической интоксикации. В качестве примера такой интоксикации можно привести табакокурение, постоянный контакт с красками, да, в конце концов, наша экология городов с выхлопными газами.

Кроме того повышает гемолиз:

  • лечение некоторыми антибиотиками и еще целым рядом лекарственных препаратов;
  • повышенная физическая нагрузка;
  • стресс;
  • инфекционные заболевания и еще масса других заболеваний не таких уж и редких.

Этот список можно долго продолжать, но вывод тут один: чтобы гарантированно иметь концентрацию CDT ниже порога, установленного Минздравом, просто не употреблять алкоголь может оказаться мало. Ещё нужно быть здоровым, бодрым и уравновешенным человеком, без вредных привычек, желательно молодым и из сельской местности.

Money-money-money

Справочно: стоимость прибора Capillarys-2 превышает 2 млн. рублей. Б\у можно найти за 1600000-1700000 руб. Периодическая закупка реагентов к данной системе, как и её обслуживание, тоже влетает в копеечку.

Подобным образом обстоят дела и с оборудованием для химико-токсикологического исследования мочи.

Поэтому стоимость вышеописанных лабораторных исследований крови и мочи не может быть низкой.

Кто платит?

Обязательное медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).

Точно такое же содержание имеет пункт 5 Приказа № 344н Минздрава.

Сколько будет стоить водительская справка?

Я не стал смотреть и сравнивать цены на лабораторные анализы во всех наркодиспансерах нашей необъятной Родины.

Остановился на первом, что попалось – прайс-листе на платные услуги Наркологического диспансера Минздрава Краснодарского края.

Согласно этому документу стоимость обсуждаемых лабораторных анализов следующая:

Определение наличия психоактивных веществ в моче с помощью тест-полоски (10 веществ) – 1350 руб.

Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови методом капиллярного электрофореза – 2840 руб.

Итого — 4190 руб. за оба анализа.

Сам прием нарколога стоит 420 руб. Пробежаться по другим специалистом обойдется Вам от 700 до 2000 руб. в зависимости от медучреждения.

Таким образом, после 1 июля 2019 года медицинское заключение (водительская справка) возможно будет стоить от 5000 до 7000 руб.

Госпошлина за выдачу национального водительского удостоверения составляет 2000 руб.

Таким образом, не исключено, что все расходы на получение (замену водительского удостоверения) с 01.07.2019 г. составят 7000-9000 тыс. руб.

Читайте также: