Оборудование для установки автозвука

Обновлено: 07.07.2024

Очень часто можно встретить мнение, что качественные и грамотные автозвуковые системы - это достаточно дорогое удовольствие. Чаще всего эту инфу распространяют люди, у которых система собрана другого формата - в частности SPL (на громкость или на громкий звук). И одним из оправданий для себя или каких то советов из инета они как раз дают инфу, что SQ (системы на качество звука) - это безумно дорого, зачем туда лезть, зачем это делать.

На самом деле эта инфа не правдивая, я бы даже сказал немного лживая, потому что грамотная система SPL будет стоить значительно дороже любого SQ проекта.

SQ - saund quality.

Cтандартное обозначение автомобильных систем,

строящихся для достижения максимального качества

звучания.

SPL - saund Pressure Level.

Направление в АвтоЗвуке, когда в жертву качеству -

достигается максимальная громкость.

Впрочем, помимо звука в жертву приносится также Ваши

уши и другие жизненно важные органы.


Лично я настоятельно не рекомендую увлекаться SPL и поберечь Ваше здоровье. Желание подъехать с громким сабом к Вашему ПТУ со временем пройдет, а вот необратимые изменения с организмом продавцы SPL Вам вряд ли вернут.

Итак давайте же все же посчитаем сколько будет стоить по минимум качественная и грамотная автозвуковая система. Чтобы подсчитать сколько стоит собрать звук, мы будем использовать новые компонеты. Но если вы собираете из б\у компонентов ,то эта стоимость будет значительно падать. Но опять же, Вы должны понимать, что этот риск останется за Вами. Также я здесь не буду касаться темы проводов и всего, что связано с проводами, с их качеством и т.д. И конечно я не буду касаться стоимости установки системы по простой причине - в каждом регионе эта цена будет сильно варьироваться, ну а кто-то эту систему решит собрать сам.

Если вы хотите построить систему именно на качество звука, вы должны запомнить самое главное - не важно какая цена этой системы, дешевая она, дорогая, очень дорогая, средней цены, не важно, собираете вы ее сами или вам кто-то помогает, Важное правило номер Один - это не ее цена и другие аспекты, а то что бы она была собрана грамотно и сбалансировано.

Начнём считать (подсчет в евро Вы будете видеть на наших картинках таблицах ниже): грамотная музыкальная система в обязательном порядке должна в себя включать - источник звука, автомобильный звуковой процессор,который будет полностью управлять нашей системой, управлять задержками, добавлять срезы на каждый динамик отдельно, работать с эквалайзером. Поскольку наша система будет профессиональной, поканальной, то на каждый рабочий динамик нам потребуется по каналу усиления. Поэтому, если мы стремимся к минимальному бюджету, то это двух полосная система поканальная (спереди у нас будут стоять твитеры и мидбас и сабвуфер сзади). Поэтому нам понадобится или четырехканальный усилитель на фронт на работу с мидбасами+твиттерами +моноблок на саб или все возможные варианты с пятиканальным усилителем или с 3-2-канальными усилителями. Или же вариант с 4 канальным усилителем, который будет работать на мидбасы и мостом на саббуфер+двухканальный, который будет работать на твиттеры. В любом случае - это 6 отдельно регулируемых каналов.


схема качественного автозвука
автозвуковая сзхема для любого авто

Ту систему, которую я вам предложу, как образец, не будет включать в себя какие то названия определенных марок. Мы будем обсуждать только вопросы ценовые и в какую цену тот или иной компонент может поместится.При этом эта система будет играть очень классно и скорее всего будет играть в 4-5 раз лучше более дорогих проектов, которые собираются в студиях, но безграмотно. Также, эта система будет такого класса, при котором не стыдно будет выехать например на АвтоЗвуковые соревнования и показывать там очень хороший результат.

источники звука в автомобиле



Первое звено нашей системы - это источник звука. В роли источников звука может в нашем случае служить несколько устройств - это или ваша штатное головное устройство или некая брендовая магнитола (Пионер) или стороннее устройство (Кар ПС), которые вы можете имплантировать или в штатную систему, выведя картинку с компа на штатный экран.

Если допустим, мы берем штатную голову, то нужно понимать такой аспект, что в любом случае штатное ГУ потребуется распаять (доработать), что возможно в 90% случаев.


распайка доработка штатной магнитолы

Доработать - это вывести аналоговый сигнал с ЦАПА, в обход штатного усилителя этой магнитолы (внешнего или встроенного в магнитофон) Иными словами, мы из штатной головы выводим обычные 2 тюльпаньчика , которые пойдут у нас дальше.Такая процедура стоит небольших денег и на технические свойства ГУ не влияет, кроме того - мы получим с него максимально чистый звук.

Стоит обратить внимание, что если мы все-таки меняем головное устройство на какое-то брендовое, то нужно выбирать то ГУ, которе в себе будет содержать автомобильный звуковой процессор.Это сэкономит бюджет очень значимо т.к. нам не нужно будет покупать аудиопроцессор, как отдельный блок.

Мы можем пойти по нескольким путям. Это или распайка штатного ГУ или ставим некое стороннее ГУ от хорошего производителя или мы устанавливаем КАРПС.

Следующее звено нашей системы - это автомобильный звуковой процессор. Именно он позволит нам полностью поканально управлять абсолютно всеми источниками звука и всеми излучателями звука (или попросту говоря каждым динамиком в системе по отдельности). Отдельно позволит управлять мидбасами, твиттерами, сабом, также отдельно сможет выставлять на каждый динамик задержку звуковую, срезы, отдельно сможет работать с эквалайзером. То есть аудиопроцессор - это мозг нашей музыкальной системы.


сколько стоит атвозвук схема рассчет

Следующее звено после звукового процессора - это усилитель. Усиливать нам придется отдельно мидбасы, твиттеры, сабы. Для этого нам понадобится 5 каналов усиления (пара твитеров, пара мидбасов и один сабвуфер).

сколько динамиков нужно для звука в автомобиле



В итоге, вариантов у нас несколько - или мы берём 4- канальный усилитель, который у нас будет работать на мидбасы и на твиттер + некий моноблок, который будет работать на саб. Или мы берем некий 5-канальный усилитель, который у нас будет работать с первыми 4-мя каналами на мидбасы и на твиттеры и одним каналом на саб.

Перейдем теперь к акустике. Поскольку у нас 2-полосная акустическая система будет стоять спереди, нам понадобятся мидбасы и твиттеры. Что касается мидбасов, то именно этому компоненту надо уделить особое внимание. По факту, данный компонент у нас должен очень хорошо играть и на басах и при этом очень хорошо отыгрывать и средние частоты в том числе, поскольку среднечастотников в нашей системе т.к. она двухполосная нету. Всё же система трехполосная со среднечастотником дополнительным будет сильно выбиватсья за рамки минимального бюджета на качественный и грамотный автозвук.

Что касается мидбасов, если мы будем рассматривать варианты не азиатского производства, а динамики, которые произведены в Европе, то в целом неплохой мидбас для 2-х полосной системы можно купить за вполне гуманные деньги.


цена самой бюджетой системы на качество звука в автомобиле

Также нам понадобятся твиттеры (высокочастотники). Что касается твиттеров, то здесь немного попроще. Даже азиатского производства твиттера от многих производителей играют более чем достойно. Но Вы должны обратить внимание на то, что в 2-полосной системе твиттер должен играть как-можно ниже по частотному диапазону и выдерживать при низких срезах хорошую нагрузку. С другой стороны количество на рынке твиттеров, которые могут играть низко и выдержать при этом нагрузки при достаточно хорошей громкости более чем достаточно от многих производителей. Также из вариантов можно рассмотреть в составе 2-полосной системы так называемые широкополостные динамики.

Что касается саббуфера - на него возлагается не самая сложная задача. Он нам должен воспроизводить самый низкочастотный тракт дополняя нашу фронтальную музыкальную систему. Зачастую даже азиатские простые сабы играют более чем достойно и более чем хорошо. Саббуфер - это один самых простых компонентов в подборе. Так же обратите внимание с сабами, что они могут быть 2 типов корпусов. Это тип корпуса или закрытый ящик или фозенвертор.



Подведем итог. Мы имеем несколько вариантов по источникам звука, каждый из которых будет обладать определенной ценой, мы имеем также аудиопроцессор, пятиканальный усилитель, фронтальные мидбасы, фронтальные твиттеры или широкополосники и саббуфер. Из этих компонетнов можно сорбать очень хорошую, а главное грамотную
музыкальную систему, которая будет вас радовать каждый день. Все компонеты имеют достаточно долгий срок
работы и вы будете пользоваться ими не только в одной автомобиле, но и в следующем.

P.s. Если бюджет увеличить на 20-30%, из системы начального уровня, мы поднимемся на уровень хороших "середнячков". Не оспоримым плюсом такой системы является тот момент, что в случае если Вы "загоритесь"

улучшить систему и допустим перейти с 2 полосного фронта на 3-полосный, Вам потребуется не так много дополнительных затрат, т.к. данная система хорошая стартовая база для каких-то больших начинаний.


Что такое плохой и хороший звук, сколько динамиков должно быть в салоне, за какие деньги можно купить действительно хорошую систему и что в ней должно быть, помимо колонок? Секретами делится наш эксперт.

Чем плоха штатная аудиосистема?

Поскольку аудиосистема не влияет прямо ни на безопасность, ни на надежность автомобиля, автопроизводители традиционно не стараются сделать ее звучание лучше: главное, чтобы "музыка" была надежной и не портила статистику поломками. Как правило, на конвейере автомобили комплектуются аудиокомпонентами известных брендов — Blaupunkt, Clarion, Panasonic, Philips. Но не стоит покупаться на "доброе имя" — в штатные комплектации идут самые простые версии оборудования без цели угодить меломанам.

Штатная акустика обычно имеет узкий частотный диапазон, воспроизведение с "пластмассовым" или "картонным" призвуком и плоскую, необъемную звуковую сцену. Кроме того, на высокой громкости динамикам нередко начинают "подыгрывать" детали отделки интерьера, "украшая" фонограмму трелями и вибрациями фрагментов торпедо и дверных карт.

Конечно, тут мы не говорим об автомобилях премиум-сегмента, которые "с завода" комплектуются компонентами элитных марок (Harman Kardon, Bang & Olufsen, Bose), отличаются специальной подготовкой кузова, наличием усилителей, сабвуфера и тщательно рассчитанным размещением динамиков.

Что такое качественный звук в автомобиле?

Это возможность не только насладиться вокалом поп-звезд, но и оценить мастерство исполнителей отдельных инструментальных партий, солистов с широким диапазоном голоса. "Правильные" динамики точно передают все оттенки звучания инструментов, не приукрашивая звучание и не скрадывая его особенностей. Хороший звук должен быть чистым, без примесей в виде резонанса деталей салона. Конечно, нештатная музыка может быть еще и громче, чем "родная", но это нельзя считать основным фактором качественной инсталляции.

Кому стоит оставить штатную аудиосистему?

При всех ее минусах штатная аудиосистема обычно надежна, обладает достаточной громкостью, неплохо воспроизводит звук в диапазоне человеческой речи и многих популярных музыкальных жанров. Так что если вы на недорогой машине гоняете с утра до вечера по разбитым дорогам в компании разговорчивых пассажиров, слушаете шансон или FM-радио и дорожите оригинальным состоянием интерьера, скорее всего, штатная акустика как раз для вас.

Сколько динамиков должно быть в машине?

Количество громкоговорителей — отнюдь не самый важный фактор, гораздо важнее — тип акустической системы. Для точной передачи всех нюансов фонограммы акустика должна быть компонентной — как минимум с двумя частотными каналами. Фактически каждый такой громкоговоритель состоит из двух динамиков: высокочастотного твитера ("пищалки") и низко-среднечастотника — мидбаса, а также из частотного фильтра-кроссовера.

Depositphotos_11617818_l.jpg

Необходимый минимум в автомобиле — одна пара таких двухканальных комплектов, размещенная в передней части. Это так называемый фронт, которого в целом достаточно для того, чтобы "почувствовать разницу" на фоне штатной системы. Для лучшего воспроизведения низких частот желательно разместить в задней части салона еще одну пару обычных (однокомпонентных) громкоговорителей диаметром побольше (не менее 16 см или "овалы" 6х9 см).

В идеале это должен быть специальный низкочастотный динамик — сабвуфер, подключенный к отдельному каналу. Дальнейшее наращивание количества динамиков повлияет не столько на качество звучания, сколько на лучшую слышимость в разных точках салона.

Как подбирать параметры динамиков?

Первая проблема при подборе динамиков на замену штатным — размеры, ведь штатные часто бывают меньше стандартных по диаметру и глубине. Кроме геометрии, громкоговорители должны подходить по электрическим параметрам.

Особо важны две характеристики — сопротивление и чувствительность. Если мы говорим о подключении акустики по-бюджетному — напрямую к головному устройству (без усилителя), то сопротивление должно быть не менее 4 Ом, а чувствительность — порядка 92 децибел.

3-komponentnaia_akustika.jpg

Как выбрать недорогие, но качественные динамики?

У большинства производителей car audio с мировыми именем в ассортименте присутствует акустика всех трех ценовых групп. Исключений немного, например, Focal с его исключительно топовыми моделями или JBL с его бюджетной ориентацией. Комплект недорогих фронтальных динамиков (два твитера, два мидбаса и два кроссовера) хорошей марки будут стоить порядка $45-50.

При этом аналогичные по характеристикам громкоговорители от неизвестного производителя можно купить и за $15, но, как правило, работают такие не больше года. В случае, когда речь идет о недорогой аудиосистеме, рекомендуется обратить внимание на попадающие в диапазон $45–50 американские бренды (Polk Audio, MTX, Kicker). Они традиционно рассчитаны на использование в свободном объеме двери, багажника и т.п.

Untitled-1.jpg

Что нужно сделать, кроме замены динамиков?

Первое условие — правильно выбрать место для динамиков. Высокочастотники-твитеры нужно размещать повыше, поближе к слушателю и направлять на него. Мидбасы (динамики средне-низкочастотного диапазона) обычно располагают ниже, сабвуфер может стоять в любой части салона.

Также важно обеспечить жесткое крепление динамика к массивной детали кузова. Если это будет не штатный пластиковый подиум, то придется изготавливать как минимум кольца-проставки, к примеру, из толстой фанеры.

И, наконец, существенно улучшит звучание громкоговорителя даже локальная виброшумоизоляция. Если нет возможности обработать специальными материалами все панели двери, в которую установлена акустика, нужно наклеить лоскут поглощающего материала хотя бы напротив тыльной стороны динамика. Это в значительной мере устранит нежелательные призвуки от вибрирующего металла.

vibro_shumoizoliasia_polki.jpg

podium_usilenie_paneli.jpg

Насколько дорога акустика высокого уровня?

Акустические системы среднего ценового уровня авторитетных брендов продаются по цене $100–120 за комплект, топовые модели — в среднем $250–300. Существует также акустика премиум-уровня ценой порядка $900 – 1 000 за пару. Это динамики ручной работы для настоящих гурманов автозвука и для высокопрофессиональных установщиков.

Такие комплекты выпускаются под заказ и, интересуясь их ценой, нужно помнить также о цене работ по их инсталляции в автомобиль (а это может быть и $1 000, и $2 000) — только установщики высокого класса помогут полостью реализовать потенциал таких динамиков.

Depositphotos_1660459_l.jpg

Чем отличается простая аудиосистема от дорогой?

Кроме более дорогих громкоговорителей, аудиосистема высокого класса отличается способом их установки. Если у недорогой системы динамик "играет" на объем двери, багажника или всего салона (смотря где установлен), то для каждого (за исключением некоторых твитеров) динамика Hi-Fi-системы создается собственная камера, объем которой определяется производителем или установщиками.

В продвинутой системе обязательно есть сабвуфер ($60 – 600), несколько усилителей мощности ($70 – 12 000) для поканального усиления сигналов фронта, тыла, сабвуфера. Все компоненты соединены специальной проводкой ($100 – 1000). Весь автомобиль подвергается работам по шумоизоляции с полной разборкой салона и багажника ($400 – 1 000). Естественно, при таком подходе головное устройство не остается штатным, и его или заменяют ($60 –1 500), или подвергают апгрейду (от $100).

Наконец, профессионалы автозвука окончательно настраивают звуковую сцену, меняя угол оси громкоговорителей на считанные градусы, регулируя уровень и частотный диапазон сигнала каждого динамика. В итоге мало-мальски качественная аудиосистема обойдется в сумму не менее $2-3 тыс., а действительно совершенная легко может стоить и $10 тыс.


Пожалуй, изо всех околоавтомобильных увлечений автозвук — самое бесполезное в практическом отношении. Динамические качества, как силовой тюнинг, не улучшает. Новые горизонты, как внедорожная подготовка, не открывает. Но вот хотят, понимаешь ли, люди громкого и качественного звука. И что делать, если за последние год-полтора стоимость отдельных комплектующих выросла на 60–70%? Не гнаться за брендами и дороговизной, а выстраивать систему по принципу разумной достаточности. Сегодня мы поговорим о том, как создать автозвук, ограничившись минимальным бюджетом.



Кто-то считает, что и среди бюджетных автомобилей можно встретить примеры музыки не по статусу. Скажем, Hyundai Solaris обоих поколений в богатых оснащениях имеет отнюдь не убогое головное устройство.







И все же нам назвали пару китайских брендов, которые зарекомендовали себя неплохо — Teyes и Aura.


Что касается уровня головного устройства, то можно замахнуться на кое-что посерьезнее — взять магнитолу с кроссовером и процессором. Первый отвечает за то, что делит весь диапазон частот на низкие, средние и высокие и подает сигнал на соответствующие динамики. С помощью второго можно предельно точно настроить аудиосистему. Из именитых подобные стоят от 13 000 рублей. По мнению некоторых специалистов, хит в этом сегменте — Pioneer DEH-S5000BT. Несколько лет назад стоил в районе 11 000 рублей, теперь 18 000.


Формат размера — 1DIN или 2DIN — в плане звучания значения не имеет. Вопрос в том, как это будет выглядеть на консоли.


Акустика: куда, какую и сколько

Как и по головным устройствам, здесь тоже существуют определенные предпочтения автопроизводителей. Причем не только по фирмам-поставщикам, но и по расположению и количеству динамиков. На моделях не премиальных брендов, но классом повыше, можно встретить динамики внизу передних дверей. Это мидбасы, выдающие частоту в пределах 80–5000 Гц, то есть часть низких и средние частоты. А также твитеры в углах оконных рамок — высокочастотники, покрывающие диапазон от 5000 до 20 000 Гц.



В автомобилях/оснащениях простых спереди и вовсе по одному динамику внизу дверей. Причем, например, у бюджетных Renault они диаметром 13 см (фото внизу), хотя общепризнанный стандарт — 16 см.



На что менять заводскую акустику в том, другом и третьем случае? С последним все максимально просто. В единственные на сторону штатные места, укладываясь в небольшой бюджет, нужно устанавливать коаксиальные, то есть широкополосные динамики. Они охватывают широкий диапазон частот — от 80–100 до 20 000 Гц — и по качеству звучания уступают компонентной акустике. Однако даже самые простые устройства (от 2000 рублей) качественнее тех, что установлены на заводе.



Вторые — от 12 000. При этом можно выбрать комплект с кроссовером — порядка 8000 рублей для двухкомпонентных и 20 000 рублей для трех.


Если же в дверях одно штатное место или пара, а вы хотите поставить два или три динамика, то придется изготавливать под них подиумы. Это недешевая ручная работа, с учетом которой система перестанет быть бюджетной.



Выбирать акустику можно еще и по ее типу. Помимо обычной существует так называемая эстрадная акустика. Внизу на обоих фото она справа. Как видим, традиционной диффузор имеет приличный ход, которого напрочь лишен эстрадный динамик.





Что касается сабвуферов, то они продаются в виде отдельного элемента (от 5500 рублей).


И сразу в корпусе (от 6000 рублей). При этом зачастую последние являются активными — имеют встроенные усилители.


По корпусам есть три варианта. Самый простой — закрытый ящик.


Следующий — фазоинвертор. В нем колебания находятся не в закрытом объеме, а частично выходят через тоннель, который рассчитывается по длине и сечению.




Третий тип — полосовой громкоговоритель или бандпасс. Это симбиоз закрытого корпуса и фазоинвертора.



Наконец, усилитель обязателен не только для получения громкого звука. В реальности едва ли не основная его функция — обеспечивать четкость звучания.


Но в бюджетных системах порой можно обойтись и без него. Выслушаем мнения специалистов.


Как понятно из видео, слоев звукоизоляции должно быть пять.




При этом нет необходимости использовать дорогой материал, как на фото ниже. Это удел отнюдь не бюджетных инсталляций.



Акустику надо устанавливать вот через такие кольца из березовой фанеры, которую обязательно нужно покрывать лаком или краской — чтобы не впитывала влагу. Кольца гасят вибрации и в ряде случае позволяют дверному стеклу опускаться до конца.


Самая простая акустика — коаксиальная от 2000–3500 рублей или компонентная от 3000–5500 рублей — как правило, лучше заводской. Тем более если речь идет о каких-то недорогих автомобилях. Есть, кстати, 13-сантиметровые динамики для Renault.



Обязательно надо заменить и проводку, причем на медную (5000 рублей). Конечно, алюминиевая дешевле (1500–2000), но она окисляется за год. Кто-то советует с ней устанавливать конденсаторы (еще 3000 рублей). Но с медной в них нет необходимости.

Сабвуфер лучше приобретать в виде открытого динамика. У корпусных невысоко качество как коробки, так и самой акустики. Так что лучше доверить изготовление корпуса специализированным фирмам. У нас закрытый ящик стоит 3000–5000 рублей. Фазоинвертор — от 6500 рублей. Бандпасс сложнее, дороже, крупнее. Его устраивают в соревновательных системах, на шоу-карах. При покупке сабвуфера надо обращать внимание на номинальную мощность. К примеру, у каких-нибудь Sony Xplod или Mystery можно найти такое значение — 1300 Вт. Но их они выдают кратковременно. А номинально имеют лишь 350 Вт.

В итоге, строя систему без сабвуфера, можно уложиться менее чем в 40 000 рублей. С ним — чуть больше чем в 50 000.

Приведем еще одну точку зрения.


— Шумоизоляция, разумеется, обязательна. Ведь автомобильный кузов, по сути, представляет собой корпус как у сабвуфера. И он должен быть заизолирован. Можно сделать в три-четыре слоя, но лучше в пять, укрыв шумо- и виброизоляцией не только металл двери, но и ее карту. В зависимости от количества слоев цена за четыре двери будет 10 000–14 000 рублей. Нет необходимости пользоваться профессиональным (на фото ниже) 4-мм материалом, который при монтаже греют паяльной лампой. Не для соревнований достаточно толщины в 2-3 мм.


Динамики, естественно, нужно устанавливать через проставочные кольца из фанеры, в обязательном порядке с их покраской. Потому что дерево впитывает влагу, и со временем от вибрации они просто развалятся.


Важно в первую очередь знать вкусы владельца — музыку каких стилей он слушает. Выбор компонентов изначально делается в сторону жанровых предпочтений. Универсальная компонентная акустика умеет воспроизводить более широкую полосу, но не особо громко. А вот эстрадная акустика удивляет максимальной громкостью, однако фактически не воспроизводит басовый диапазон.






Aura — российский бренд и, несмотря на то, что выпускается в Китае, имеет неплохое качество, хорошее звучание и функционал. AMH-77DSP, помимо этого, обладает процессором. А стоит всего 5500 рублей. Сопоставимые по характеристикам Pioneer, Alpine, JBL и прочие заметно дороже — от 16 000 рублей. При этом того качества звучания, что было прежде, уже не дают.

Китайские Андроиды вообще ставить не рекомендую — ни дешевые, ни дорогие. Люди вынуждены их покупать, желая расширить сильно урезанный функционал штатной магнитолы.


В подобных ситуациях как раз и нужно устанавливать отдельный процессор или Bluetooth-модуль. Звук пойдет уже от них.


Есть альтернативный вариант — установка дополнительной магнитолы, например, в бардачок. Той же процессорной Aura (вся инсталляция стоит порядка 10 000 рублей). В таком случае сохраняется заводской вид консоли и весь ее функционал. А управляется установленная магнитола со штатных кнопок на руле, для чего в систему внедряется коммутатор.


Наконец, при замененной или дополнительной магнитоле можно установить усилитель (от 4000 рублей). Что касается акустики, то, безусловно, даже самая бюджетная — коаксиальная DL Audio за 1890 рублей — в большинстве случаев лучше штатной. Двухкомпонентные Best Balance стоят от 5000 рублей, трехкомпонентные — от 12 000. С кроссовером — от 20 000.



Но и при двухкомпонентной те же твитеры нужно разворачивать в сторону звуковой сцены. На Ford Explorer мы отказались от штатной трехполосной. Вместо нее вниз установили овалы 6х9 и в новых корпусах повернули твитеры.



Эстрадная акустика хороша для уличного применения. Но если использовать процессор, то ее можно зажать в определенном диапазоне частот, и она будет хорошо звучать в салоне автомобиля.

Сабвуфер дает глубину звука. Когда система правильно отстроена, вы не будете знать, что он есть — звук будет идти словно из передних динамиков. Активные сабвуферы, то есть те, что продаются уже в корпусах и с усилителем, брать не стоит. Там используются самые дешевые компоненты, и со временем владельцы от них отказываются. Корпус для закрытого у нас стоит в районе 3000–5000 рублей. Фазоинвертор — от 6000 до 16 000 рублей.




Как правило, в масс-маркете автопроизводители подбирают аудиосистемы, ориентируясь на среднего потребителя: главное, чтобы можно было слушать радио, иногда подключить телефон через Bluetooth или флешку через USB. Инженеры не рассчитывают, что вы будете слушать музыку на максимальной громкости и что у вас исключительный музыкальный слух.

Правила хорошего автозвука

Даже если производитель ставит пару дополнительных динамиков, это не приводит к существенному улучшению качества звучания. И установка владельцем купленного в ближайшем супермаркете сабвуфера тоже не решит проблемы. Ездить, дребезжа багажником и мигая фарами от просадок напряжения в бортовой сети, совсем не круто. Аудиоподготовка в автомобиле — процесс последовательный. Сначала делают виброизоляцию, потом меняют динамики, а после добавляют сабвуфер. Если этапы поменять местами, например, поставить хорошую акустику, но не подготовить двери, эффект только ухудшится.

Правила хорошего автозвука
Правила хорошего автозвука

ВИБРОИЗОЛЯЦИЯ

Правила хорошего автозвука
Правила хорошего автозвука

Громкая музыка сломала зеркала.

ЗАМЕНА АУДИОСИСТЕМЫ

Правила хорошего автозвука
Правила хорошего автозвука

Ниша под запасное колесо.

Чтобы обезопасить себя от возможного короткого замыкания, ставится предохранитель на плюсовой провод не дальше 40 см от аккумулятора. С обратной стороны, в усилителе, уже есть свой предохранитель.

Динамики лучше выбирать эстрадные. Они обладают большим запасом громкости, при этом достаточно качественно играют. Диаметр динамиков будет зависеть от возможности установки в вашем автомобиле: 16 либо 20 см. Рассчитывать стоит на сумму от 20 000 рублей, и это без учета стоимости установки.

ВЫБИРАЕМ САБВУФЕР

Правила хорошего автозвука

В бюджетном и среднем ценовом сегменте (когда, например, стоимость сабвуфера не более 20 000 рублей) не стоит обращать внимания на указанную максимальную мощность динамика – это маркетинговый ход для привлечения покупателей. При такой мощности он способен проработать всего пару секунд.

Очень рекомендуем установку вольтметра на видном месте в салоне автомобиля — это позволит следить за просадками напряжения в сети. Подключать необходимо на самый большой потребитель — усилитель для сабвуфера. Усилители работают правильно только при напряжении не менее 12 вольт. Если штатного аккумулятора не хватает, то лучше заменить на AGM. Этот тип аккумуляторов способен отдавать больший ток, и, соответственно, будет меньше просадок при нагрузке.

Правила хорошего автозвука

AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что дает ряд преимуществ в их работе. Минусы такого типа аккумуляторов — это цена и большой вес. Но плюсов больше: высокая отдача, очень быстрый заряд (для полной подзарядки им достаточно выходного напряжения бортовой сети 13,8–14,5 В), выносливость, способность нормально работать до –30 градусов, герметичность (можно положить на бок и не переживать о вредоносных парах кислоты, что важно при установке аккумулятора в багажнике).

Общий бюджет переделок на текущий момент составит порядка 80 000 рублей. За эти деньги вы получите очень хороший, детальный звук. Двери больше не будут подыгрывать в такт музыке. В багажнике будет установлено два усилителя — один для акустики, другой для сабвуфера. Запас громкости позволит озвучивать небольшой пляж летом, а в салоне от низких частот будет трястись зеркало заднего вида. Но если этого мало, посмотрите до чего можно дойти в поисках идеального автозвука на примере моего личного автомобиля.

OPEL ASTRA: НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ, ИЛИ ЗВУК ЦЕНОЙ С АВТОМОБИЛЬ

Правила хорошего автозвука
Правила хорошего автозвука

Основа всего в автозвуке — правильное питание. Большая потребляемая мощность (в этой машине суммарно около 7 кВт) требует особых условий эксплуатации. Под капотом установлен генератор повышенной производительности на 270 А (штатный выдавал всего 120 А). Заряжает он три AGM-аккумулятора суммарной емкостью 250 Ач, один под капотом и два вместо запасного колеса. На подключение аккумуляторов, генератора и усилителя ушло около 40 метров провода 50 мм 2 — толщина каждого с большой палец.

Изначально тут стояли другие сабвуферы, менее мощные, и более слабый усилитель. Позже я заменил сабвуферы, а усилителей сменил уже три штуки. Первый был мощностью 2 кВт, теперь уже на 5,5 кВт. Сейчас звуковое давление в салоне моего автомобиля достигает 151 дБ. При таких цифрах прирост каждого децибела на слух — повышение громкости в два раза, а по деньгам сумма увеличивается в геометрической прогрессии. Например, смена усилителя на более мощный с улучшением результата на 1,5 дБ обошлась мне в 70 000 рублей.

Правила хорошего автозвука

В дверях установлена эстрадная акустика: по два среднечастотных динамика и один рупорный — отыгрывает верхние частоты. Под установку такого количества динамиков были вручную изготовлены дверные карты и обтянуты кожзамом.

Штатное головное устройство точно бы не справилось, поэтому его заменили магнитолой с процессором: он позволяет отправлять на каждый динамик тот диапазон частот, на который они рассчитаны. Система отбалансирована так, как мне нравится. Но есть специальный регулятор под рукой, позволяющий добавить низких частот, когда их не хватает.

Бюджет такой конфигурации совсем не низок. Много ручной работы, установленных профессиональных компонентов. Стоимость доработок на этот момент составила уже порядка 270 000 рублей, фактически сравнявшись с ценой самого автомобиля. Но меня эта сумма не смущает, я уже заказал другие аккумуляторы, чтобы прибавить пару десятых децибел. И пока вы читаете, сумма уже могла сильно измениться.

Читайте также: