Обязанности водителя автомобиля в рб ектс

Обновлено: 07.07.2024

Стоимость консультации адвоката: 75 рублей

Ранее квалификация водителей автомобиля определялась квалификационными классами (1, 2 и 3-ий классы). С 1 января 2015 г. вступило в силу Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, которым утверждена тарификация по разрядам водителей автомобилей (4, 5, 6 и 7-му разрядам).

До 1 января 2015 г. водителям автомобилей необходимо было присвоить квалификационные разряды с учетом категории транспортного средства, закрепленного за водителем автомобиля, без вызова работников на заседание квалификационной комиссии.

Уведомлять работников за 1 месяц об изменении существенных условий труда не нужно было, так как данный случай подпадает под приведение условий трудового договора в соответствие с законодательством.

Порядок действий:

1. Издание приказа с указанием ФИО водителей, транспортных средств, закрепленных за ними, таблицы соответствия категорий транспортных средств квалификационным разрядам.

Пример:

таблицы соответствия категорий транспортных средств квалификационным разрядам

Ф.И.О. водителя автомобиля

Закрепленное транспортное средство (транспортные средства)

2. Утвердить таблицу соответствия категорий транспортных средств квалификационным разрядам с 01.01.2015

Категория транспортного средства

Директор ______________________ ФИО

2. Издание приказа о присвоении водителям автомобилей квалификационных разрядов.

Пример:

ФИО - ____ разряд;

ФИО - ____ разряд.

2. Должность ФИО в трехдневный срок произвести соответствующие записи в трудовых книжках работников.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на должность ФИО.

ст.19 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Директор ______________________ ФИО

С приказом ознакомлен: _____________________

Если за водителем автомобиля закреплено несколько транспортных средств, то квалификационный разряд присваивается по транспортному средству, которое относится к наибольшему разряду.

3. Внесение изменений в трудовые договоры (контракты) путем заключения дополнительных соглашений к ним.

Пример:

Наименование организации в лице ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­директора ____________________________________________, действующего на основании­­­­­­­­­­_____________ (далее - Наниматель), и гражданин ____________________________(далее - Работник) заключили настоящее дополнительное соглашение к контракту о нижеследующем:

1. Изложить пункт _____ в следующей редакции:

2. Остальные условия контракта остаются неизменными.

3. Соглашение составлено в 2 экземплярах - по одному для каждой из Сторон.

4. Соглашение вступает в силу с 01.01.2015 и является неотъемлемой частью контракта.

4. Внесение записи в трудовую книжку.

таблица

5. Внесение изменений в рабочие инструкции, штатное расписание, локальные нормативные акты.

Заработная плата сохраняется прежней, её уменьшение, отмена каких-либо видов выплат водителям автомобилей не допускается.

После 1 января 2015 г. присвоение квалификационного разряда водителям автомобиля осуществляется с учетом требований Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного Постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34.

Понятие классности сохранено (за исключением 3-го класса), но теперь классность означает профессиональное мастерство, а не уровень квалификации. Водителям, имеющим класс, после 1 января 2015 года подтверждать его не нужно. Классы присваиваются с 1 января 2015 года в порядке, утвержденном локальными нормативными правовыми актами, по решению квалификационной комиссии. Требования для присвоения классов согласно Постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 Об утверждении выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих:

1) для присвоения 2-го класса требуются непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее двух лет и отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних двух лет работы;

2) для присвоения 1-го класса требуются непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее одного года и отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних трех лет работы.

Водители автомобиля: перетарификацию провели, вопросы по оплате остались

Водители автомобиля: перетарификацию провели, вопросы по оплате остались

Перетарификация водителей автомобилей проводилась в связи со вступлением в силу постановления № 94, которое коренным образом изменило действовавшую систему их тарификации.

Если до этого момента тарификация водителей и выполняемых ими работ осуществлялась по классам, то после введения в дей­ствие постановления № 94 – по разрядам с сохранением классов.

Согласно Разъяснению Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь к постановлению № 94 (далее – Разъяснение) установленные с 1 января 2015 г. водителям автомобилей разряды определяют сложность выполняемой работы по управлению механическими транспортными средствами, а классы устанавливаются в зависимости от опыта их безаварийной работы в качестве водителей автомобилей и соблюдения ими правил дорожного движения.

В новой редакции тарифно-квалификационной характеристики водителя автомобиля были приведены конкретные требования для присвоения соответствующих разрядов и классов.

Требования к присвоению разрядов

Тарифно-квалификационная характеристика водителя авто­мобиля содержит следующие показатели для присвоения разрядов при:

Кроме того, для управления автомобилями, оборудованными специальной световой и звуковой сигнализацией, дающей право на преимущество при движении на дорогах, необходим стаж управления механическим транспортным средством в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным сред­ством соответствующей категории, не менее 1 года.

Справочно:
стаж работы в качестве водителя автомобиля подтверждается при приеме его на работу записями в трудовой книжке, а при необходимости – справками с предыдущих мест работы, заверенными копиями приказов или трудовых договоров (конт­рактов). Стаж управления автомобилем подтверждается водительским удостоверением и документами, удостоверяющими владение и пользование автомобилями.

Требования к присвоению классов

Для присвоения 2-го класса требуются:

– непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответ­ствующей категории, не менее 2 лет;

– отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 2 лет работы.

Для присвоения 1-го класса требуются:

– непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным сред­ством соответствующей категории, не менее 1 года;

– отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 3 лет работы.

Согласно примечанию к тарифно-квалификационной характеристике водителя автомобиля порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются нанимателем в локальном нормативном правовом акте. При этом классы, присвоенные водителям автомобилей в установленном порядке до 1 января 2015 г., сохранялись.

Перетарификация водителей автомобилей

Практическая реализация новых положений по тарификации водителей автомобилей была осуществлена через их перетарификацию. В соответствии Разъяснением наниматели до 1 января 2015 г. должны были издать приказы о перетарификации с установлением каждому конкретному водителю автомобиля соответ­ствующего разряда в зависимости от управляемого типа и категории механического транспортного средства, без вызова работников на заседание квалификационной комиссии.

Согласно Разъяснению при осуществлении в организациях пере­тарификации водителей автомобилей наниматели должны были использовать таблицу перевода классов, установленных в квалификационных характеристиках, действующих до 1 января 2015 г., на разряды, установленные с 1 января 2015 г. в тарифно-квалификационных характеристиках (см. табл. 1).


При закреплении за водителем автомобиля нескольких автомобилей разного типа и категорий механического транспортного средства разряд устанавливается по наибольшему удельному весу выполняемой работы, если иное не определено законодатель­ством.

По результатам перетарификации наниматели должны были внести в трудовые книжки водителей автомобилей запись о присвоении им соответствующего разряда.

В дальнейшем присвоение разрядов и классов должно производиться нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным правовым актом, в соответствии с законодательством через соответствующую квалификационную комиссию.

Переквалификацию наниматели провели, однако до сих пор возникают вопросы о правильной организации оплаты труда водителей автомобилей. Давайте рассмотрим эту тему более подробно.

Определение тарифных ставок водителей автомобилей

Напомним, что Указ № 181 предоставил право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) при определении условий оплаты труда работников.

Исходя из этого и с учетом Рекомендаций № 67, тарифные ставки (оклады) работников могут устанавливаться на основе:

– тарифной сетки, определенной тарифным (локальным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее – ТС);

– без применения ЕТС или ТС.

Определяем тарифные ставки на основе ЕТС

При формировании размеров тарифных ставок на основе ЕТС наниматель может определять их путем последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ (п. 9 Рекомендаций № 67).

Для водителей автомобилей кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда определены в приложении 3 к Рекомендациям № 67, а коэффициенты повышения по технологическим видам работ не предусмотрены.

Что касается тарифных коэффициентов, то по результатам пере­тарификации водителям автомобилей теперь присвоены разряды, а значит, у нанимателя появилась возможность определить тарифные ставки и исходя из тарифных коэффициентов ЕТС. Однако следует заметить важную особенность: тарифные коэффициенты, соответствующие присвоенным водителям автомобилей разрядам, заметно ниже кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда, что влечет снижение тарифных ставок.

Например, 4-му разряду ЕТС соответствует тарифный коэффициент 1,57, в то время как кратный размер тарифной ставки 1-го разряда по легковому автомобилю определен в Рекомендациях № 67 равным 2,08.

Следует обратить внимание, что проведение перетарификации работ в соответствии с нормами постановления № 94 не обязывало нанимателей изменять действующую в организации систему оплаты труда водителей автомобилей. При этом снижение размеров заработной платы, отмена каких-либо видов выплат водителям автомобилей в связи с перетарификацией работ, в т.ч. надбавки за классность, не допускались.

Таким образом, тарифные ставки водителей автомобилей могут определяться исходя как из тарифных коэффициентов ЕТС, так и из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда.

При определении тарифных ставок водителей автомобилей исходя из тарифных коэффициентов ЕТС наниматель не должен допустить снижения их заработной платы по сравнению с уровнем заработной платы, исчисленной исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда. Для недопущения указанного снижения с учетом финансовых возможностей организации наниматель вправе:

– установить водителям автомобилей иной размер тарифной ставки 1-го разряда, более высокий, чем действующий в организации для других категорий работников;

– воспользоваться основаниями для повышения тарифных ставок, предусмотренными подп. 9.5 п. 9 Рекомендаций № 67, установив их в локальном нормативном правовом акте;

– увеличить водителям автомобилей размер надбавки за классность и т.д.

Из практики можно сказать, что на сегодняшний день многие наниматели по-прежнему в расчете тарифных ставок водителей автобусов продолжают использовать кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда. При этом специалисты полагают, что кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда наиболее полно отражают соотношение размеров тарифных ставок водителей автобусов в зависимости от класса и типа автобуса, его габаритной длины, сложности и специфики управления автобусом. Данные кратные размеры приведены в табл. 2.


Пример 1

Для оплаты работников в организации применяется ЕТС. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда установлена в размере 2 500 000 руб.

Водитель работает на автобусе МАЗ-104, габаритная длина которого 11,985 м, на городском маршруте в г. Минске. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для данного автобуса определен по табл. 2 – 2,96. В контракте, заключенном с водителем автобуса, предусмотрено повышение его тарифной ставки в размере 20 %.

Месячная тарифная ставка, определенная исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда, составит 8 880 000 руб. (2 500 000 × 2,96 × 1,2).

Месячная тарифная ставка, определенная исходя из тарифного коэффициента по ЕТС, составит 5 700 000 руб. (2 500 000 × 1,9 × 1,2).

В этом случае, чтобы не произошло снижение заработной платы водителя автобуса, наниматель должен увеличить размеры повышения тарифной ставки по контракту с 20 до 50 % и тарифной ставки 1-го разряда с 2 500 000 до 3 116 000 руб. Месячная тарифная ставка составит 8 880 600 руб. (3 116 000 × 1,9 × 1,5).

Определяем тарифные ставки на основе ТС

При определении тарифных ставок водителей автомобилей на основе ТС наниматель может использовать те же приемы и методы их исчисления, что и при определении на основе ЕТС, в т.ч. их повышение в соответствии с финансовыми возможностями организации (п. 10 Рекомендаций № 67).

При разработке ТС наниматель может установить другое количество разрядов по сравнению с ЕТС, увеличить межразрядное соотношение (например, не 7 %, как в ЕТС, а 15 %), предусмотреть иные тарифные коэффициенты по сравнению с ЕТС. Таким образом, разрабатывая свою ТС, наниматель может максимально приблизить тарифные разряды водителей автомобилей к ранее дей­ствовавшим кратным размерам тарифной ставки 1-го разряда.

В табл. 3 приведен пример установления тарифных коэффициентов водителям автомобилей соответствующих разрядов действующей в организации ТС.


Пример 2

До тарификации его месячная тарифная ставка определялась исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда, равного 2,12. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда – 2 400 000 руб. В контракте, заключенном с водителем автомобиля, предусмотрено повышение его тарифной ставки в размере 30 %. В этом случае его месячная тарифная ставка будет равна 6 614 400 руб. (2 400 000 × 2,12 × 1,3).

После перетарификации месячная тарифная ставка водителя автомобиля определена исходя из тарифного коэффициента 2,00, действующего в организации (см. табл. 3), и составит 6 240 000 руб. (2 400 000 × 2,00 × 1,3).

В целях недопущения снижения заработной платы водителя автомобиля наниматель увеличил размер повышения тарифной ставки, предусмотренный в контракте, с 30 до 38 %. Месячная тарифная ставка составила 6 624 000 руб. (2 400 000 × 2,00 × 1,38).

Определяем тарифные ставки без применения ЕТС или ТС

Тарифные ставки водителей автомобилей без применения ЕТС или ТС могут определяться нанимателем путем установления им фиксированных либо плавающих тарифных ставок (п. 11 Рекомендаций № 67).

Пример 3

Коммерческая организация не применяет в оплате труда ЕТС и ТС.

Водителям автомобилей установлены плавающие тарифные ставки в кратных размерах установленного бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. Это предусмотрено в Положении об оплате труда работников организации.

Расчет месячной тарифной ставки водителя автомобиля-фургона Mercedes-410 грузоподъемностью 3 т приведен в табл. 4.


По результатам перетарификации для отдельных водителей авто­мобилей наниматель может установить персональные условия оплаты труда, которые предусматриваются в контрактах, заключенных с этими водителями автомобилей.

Пример 4

В контракте, заключенном с Петровым П.П., ему установлены следующие условия оплаты труда:

– месячная тарифная ставка в размере среднемесячной заработной платы по организации;

– повышение месячной тарифной ставки по контракту в размере 25 %;

– надбавка за классность в размере 30 % месячной тарифной ставки.

В декабре 2015 г. среднемесячная заработная плата по организации составила 6 000 000 руб.

Заработная плата Петрова П.П. составит 9 300 000 руб. (6 000 000 × 1,25 + 6 000 000 × 0,3).

При приеме сотрудника на работу в соответствии с требованиями трудового законодательства нанимателю необходимо в определенной последовательности выполнить ряд действий.

Алгоритм приема на работу водителя автомобиля будет следующим.

Рассмотрим действия нанимателя по приему на работу соискателя более подробно.

1. Определить соответствие категории механического транспортного средства тарифному разряду водителя.

Согласно п. 392 Правил перевозки опасных грузов водители механических транспортных средств, осуществляющие перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, должны проходить подготовку в порядке, установленном Инструкцией о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.11.2013 № 51, и иметь при перевозке опасных грузов свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов по установленной форме.

Перечень категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу (далее – Перечень № 23/243/104), утвержден постановлением Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104 (далее – постановление № 23/243/104).

Согласно п. 13 Перечня № 23/243/104 к таким работникам относятся водитель автомобиля, кандидат в водители, водитель мототранспортных средств.
На основании п. 2 постановления № 23/243/104 работники, профессии и должности которых указаны в Перечне № 23/243/104, проходят профилактический наркологический осмотр при поступлении на работу в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работающих.

Медосмотры проводятся в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).

Предварительный медосмотр лиц, поступающих на работу, осуществляется по направлению нанимателя, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса.

По окончании предварительного медосмотра лицу, прошедшему медосмотр в соответствии с приложениями 1-3 к Инструкции № 47, выдается медицинская справка о состоянии здоровья установленного образца с указанием годности к работе в данной профессии в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса.

  1. документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
  2. трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
  3. документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
  4. направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
  5. индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
  6. декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
  1. водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. При приеме на работу наниматель обязан убедиться в наличии у кандидата на должность водителя водительского удостоверения соответствующей категории. Такая обязанность нанимателя предусмотрена п. 6 части первой ст. 26 ТК, параграфом 1а выпуска 52 ЕТКС;
  2. медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством с правом найма на работу.

3. подтверждение подготовки по слесарному делу.
В соответствии с частью седьмой п. 8 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34, рабочие, непосредственно занятые управлением и обслуживанием транспортных средств, по условиям выполняемой работы должны владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих в процессе работы транспортных средств.
Согласно параграфу 1а выпуска 52 ЕТКС к характеристикам работ водителя автомобиля относится устранение возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.
Квалификация слесаря по ремонту автомобиля может подтверждаться соответствующим свидетельством или записью в трудовой книжке о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

6. Ознакомить работника с локальными нормативными правовыми актами.
При приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника под роспись с локальными нормативными правовыми актами (ЛНПА). Такая обязанность нанимателя установлена в п. 2 и 3 части первой ст. 54 и части первой ст. 194 ТК.
Как правило, к каждому ЛНПА прилагается лист ознакомления, включающий графы для личной подписи работника, даты ознакомления и расшифровки подписи (Ф.И.О.).

К ЛНПА нанимателя относятся правила внутреннего трудового распорядка, должностные (рабочие) инструкции, коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, положение об отделе (службе) организации, положение о коммерческой тайне, положение и инструкции по охране труда и др.

Необходимо разъяснить работнику, что ЛНПА необходимо внимательно прочитать, т.к. за неисполнение многих из них в дальнейшем он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по снятию, установке и креплению тентов автомобилей и прицепов утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.09.2014 № 33.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2003 № 130 утверждена Типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля.

7. Заключить трудовой договор в письменной форме.
С работником, принимаемым на работу, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой – хранится у нанимателя.
Примерная форма трудового договора утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155.

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных ТК.
По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться без учета требования к срочным трудовым договорам, указанному выше, с лицами, принимаемыми на работу к индивидуальному предпринимателю, в микроорганизацию.
Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Примерная форма контракта нанимателя с работником утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180.

Содержание и условия трудового договора перечислены в ст. 19 ТК.

  • дату приема на работу;
  • наименование должности (специальности, профессии);
  • наименование структурного подразделения;
  • условия приема на работу и характер работы;
  • систему оплаты труда;
  • срок предварительного испытания, если оно устанавливается при заключении трудового договора.

Порядок ведения трудовых книжек, в т.ч. их заполнение, выдачи трудовых книжек (вкладышей к ним), дубликатов трудовых книжек, расчетов за трудовые книжки (вкладыши к ним), их учет и порядок хранения нанимателем определен Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40.

10. Сформировать личное дело работника (при необходимости).
Порядок формирования, ведения и хранения личных дел работников установлен Инструкцией о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников (далее – Инструкция № 2), утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2.
Согласно п. 2 Инструкции № 2 личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь.
Также необходимо сформировать личное дело, если это установлено локальными нормативными правовыми актами нанимателя.

11. Заполнить личную карточку работника (при необходимости).
В настоящее время заполнять личные карточки на каждого работника не обязательно. Однако для некоторых категорий работников заполнение личной карточки является обязательным.

Согласно подп. 21.6 части второй п. 21 Инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21, личная карточка является основным документом персонально-первичного учета военнообязанных в организациях.
Наниматель может самостоятельно разработать форму и порядок ведения такой карточки. Также можно воспользоваться формой Т-2.

12. Произвести допуск к работе.
Согласно ст. 17 Закона об охране труда работодатель обязан осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.
При приеме на работу наниматель обязан провести вводный инструктаж по охране труда (п. 4 ч. 1 ст. 54 ТК).
Порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).

В соответствии с требованиями п. 46 Инструкции № 175 со всеми работающими при приеме их в организацию необходимо провести вводный инструктаж по охране труда.

Первичный инструктаж по охране труда также проводится с работающими, принятыми на работу. Однако согласно п. 55 Инструкции № 175 службой охраны труда с участием профсоюза составляется и утверждается руководителем организации Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа.

Также необходимо установить, необходимо ли работнику проходить стажировку по охране труда.
Согласно п. 25 и 37 Инструкции № 175 руководитель организации с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов утверждает Перечень профессий рабочих, а также Перечень должностей специалистов, которые должны проходить стажировку, и устанавливает ее продолжительность (не менее двух рабочих дней) в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ.

Порядок проведения стажировки водителей механических транспортных средств, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут, определен Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.10.2012 № 46.

Допуск рабочих к самостоятельной работе осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом, распоряжением либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции № 175.

  • вести учет призывников и военнообязанных, работающих (обучающихся) в этих организациях, и в месячный срок сообщать сведения о приеме на работу (поступлении на учебу) граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, и об их увольнении с работы (отчислении из учреждений образования (организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования) в военные комиссариаты (обособленные подразделения).

О приеме каждого нового работника наниматель обязан сообщить в ФСЗН.
Общий порядок ведения учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного социального страхования установлен Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования (далее – Правила № 837), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837.

В соответствии с требованиями п. 9 Правил № 837 форма ПУ-2 заполняется и представляется в т.ч. по застрахованным лицам, работающим по трудовому договору, – работодателем на основании приказов (распоряжений) о приеме на работу и увольнении с работы.


Алексей Иванович Штейнер, юрист, специалист по трудовому законодательству

Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции водителя

Должностная инструкция водителя автомобиля

І. Общие положения

1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.

1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.

1.4. Непосредственный руководитель водителя – директор предприятия.

1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.

1.6. Водитель должен быть знаком с :

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка оргаизации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании;
  • правилами дорожного движения, штрафными санкциями за те или иные нарушения ПДД;
  • дорожными картами региона.

1.7. Водитель обязан владеть:

  • полными сведениями о внутреннем устройстве автомобиля, принципах его работы;
  • информацией об оснащенности автомобиля, его технических характеристиках, приборах, механизмах и агрегатах, а также о их назначении и обслуживании;
  • способами и методами выявления неисправностей, а также их устранения подручными средствами;
  • знаниями о последствиях тех или иных поломок и неисправностей в работе двигателя и прочих системах автомобиля;
  • нормами по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе мойке, чистке кузова и салона, содержанию в гараже и т.п.

ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:

  • управление автомобилем,
  • своевременное прибытие на рабочее место и подача автомобиля к подъезду организации, а также постановка автомобиля в гараж после рабочей смены;
  • своевременная заправка топливом, доливка масла, и добавление прочих жидкостей, нужных для работы автомобиля;
  • следование правилам дорожного движения, соблюдение всех дорожных знаков, своевременное ознакомление со всеми изменениями, законодательно вносимыми в ПДД;
  • обеспечение безопасности пассажиров во время нахождения за рулем и движения автомобиля;
  • обеспечение сохранности имущества, находящегося в багажнике автомобиля;
  • контроль за сохранностью и целостностью самого автомобиля, в том числе оставление его на парковках и стоянках только с включенной сигнализацией, блокировка всех дверей и окон как во время движения, так и во время остановок;
  • ежедневный осмотр технического состояния автомобиля, своевременное устранение выявленных неисправностей собственными силами или при помощи специализированных автосервисов;
  • содержание автомобиля в чистоте и порядке, в том числе ежедневное утреннее мытье автомобиля на автомойке и еженедельная химчистка салона;
  • заблаговременная подготовка к дальним поездкам, ознакомление с картой местности и дорожными картами, выбор наиболее коротких маршрутов;
  • исключение употребления любых лекарств, препаратов, продуктов и жидкостей, способных повлиять на работоспособность водителя, концентрацию внимания, координацию движений и реакцию;
  • работа с маршрутными и путевыми листами, в том числе внесение сведений в документы по километражу, расходованию бензина и масла, пунктах назначения поездок и т.д., своевременное предоставление документации для отчетности;
  • выполнение распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
  • бережное отношение к вверенному автомобилю.

ІІІ. Права

3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:

  • делать руководству аргументированные и обоснованные предложения по улучшению и оптимизации работы как себя лично, так и организации в целом;
  • самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности как себя лично, так и пассажиров при движении автомобиля;
  • требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
  • получать всю необходимую информацию от работников автосервисных предприятий о ремонте автомобиля;
  • вносить предложения по оптимизации маршрутного движения, в т.ч. для сокращения финансовых затрат на поездки;
  • участвовать в любых корпоративных мероприятиях (совещаниях, обсуждениях, собраниях), непосредственно касающихся его деятельности;
  • вносить конструктивные предложения для устранения выявленных в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
  • вступать в коммуникации с представителями любых структурных подразделений компании для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
  • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

ІV. Ответственность

Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:

4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,

4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.

4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.

4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.

4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.

4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

Для чего нужна должностная инструкция водителя

Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.

Основные правила составления должностной инструкции водителя

Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:

При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.

Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре, но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.

Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.

Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.

Составление должностной инструкции водителя

В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.

Основные разделы

Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.

После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.

Читайте также: