Обязанности водителя социального такси

Обновлено: 05.07.2024

Социальное такси - "молодая" социальная услуга, набирающая обороты. Услуга сразу стала пользоваться огромной популярностью. Какие реальные условия предоставления услуги "социальное такси"?

Согласитесь, человеку с ограниченными возможностями здоровья порой очень тяжело добраться из одной точки в другую, тем более в большом городе. А ведь надо посетить врача, пройти обследование или лечение, посетить социальные ведомства. Везде требуется личное присутствие. Дистационно пока мало вопросов можно решить, да и не все вопросы можно решать дистационно. И что делать в этом случае?

Именно для этих целей решили внедрить услугу социального такси. К сожалению, мало где эта услуга есть.

Какие условия предоставления услуги социального такси?

Для кого услуга?

Услуга социального такси предоставляется людям с ОВЗ и старшего возраста (пенсионерам). Есть и другие категории граждан, кому положена услуга, но я описываю только эти категории граждан.

Как часто и для каких целей можно пользоваться социальным такси?

Социальное такси предоставляется:

  • 1 раз в месяц;
  • 2 поездки - туда и обратно;
  • для посещения лечебного или социального учреждения.

Если Вы где-то прочитаете, что услуга предоставляется чаще - не верьте, это миф ! За деньги - да, бесплатно - нет.

Где оформить?

Оформить услугу можно в социальной защите вашего района. Для начала, конечно, стоит уточнить, предоставляют ли ее в вашей соцзащите.

Еще услугу можно оформить в негосударственном социальном центре, если такой есть в вашем районе. Если такой центр есть и он предоставляет данную услугу Вас туда направят из государственной социальной защиты.

Стоимость

Услуга социального такси, оформленная через государственную социальную защиту или негосударственный социальный центр, предоставляется БЕСПЛАТНО один раз в месяц!

Если кто-то предлагает Вам услугу социального такси со скидкой - это миф . За деньги эта услуга не имеет никакого отношения к государственным услугам, а относится к обычным коммерческим! Любой перевозчик, по своим нормативным документам может делать скидки людям с инвалидностью или пенсионерам - это уже на усмотрение компании. Естественно, у коммерческой компании могут быть автомобили, приспособленные для перевозки людей с ОВЗ (в т.ч. колясочников), но это опять прерогатива самой компании.

При получении государственной услуги "социального такси" Вам предоставляют автомобиль, приспособленный для перевозки людей с ОВЗ. Помощь при погрузке / выгрузке не входит в обязанности водителя.

Обратитесь в свою соцзащиту, узнайте предоставляется ли услуга социального такси. В некоторых службах услуга предоставляется путем компенсирования затрат на такси, это тоже 1 раз в месяц, поездка туда и обратно в социальное или медицинское учреждение.

Будет ли развитие услуги социального такси дальше?

Сложно сказать. Услуга пользуется большим спросом, но почему-то наши государственные учреждения решили "поужаться". Машин становится меньше.

Одни мои знакомые, обслуживающиеся в одном не государственном социальном центре рассказали, что в центре очень интересная ситуация: перевозчик готов предоставить больше машин, спонсор негосударственного социального центра готов оплатить нужное количество. Но Министерство социальной защиты, почему-то решило, что людям с ОВЗ и пенсионерам эта услуга не очень-то и нужна. И именно от гос.учреждения нет разрешения на увеличение количества машин социального такси для инвалидов и пенсионеров. Вот такой парадокс.

К сожалению, развития в городах России у этой услуги пока нет. Да и не во всех районах Москвы предоставляют услугу социального такси бесплатно.

Удачи всем и здоровья!

Ставьте "лайк", если считаете нужной услугу социального такси!

Подписывайтесь на наш канал. Узнайте о всех причитающихся Вам социальных услугах и льготах, к кому обращаться и как их оформить.

- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);

- Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – Устав);

Устав определяет следующие понятия, используемые в Правилах перевозки пассажиров:

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

перевозчик (фрахтовщик) - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом является одним из видов деятельности, для осуществления которого требуется наличие лицензии. Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.

Правила перевозки пассажиров легковым такси в Российской Федерации предусматривают определенный перечень требований, предъявляемых к водителю и используемому автомобилю.

  1. Требования, предъявляемые к легковому такси

Автомашины, осуществляющие таксомоторные перевозки, должны отвечать требованиям, утвержденным Правилами перевозки пассажиров.

Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.

Разрешение на право оказания услуг легковым такси, выдаваемое уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта, должно находиться в салоне и предъявляться по требованию пассажира (№69-ФЗ).

  1. Информация, которая должна быть размещена в легковом такси

В соответствии с Правилами перевозки пассажиров на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Заказ может приниматься с использованием любых средств связи. При этом предварительно согласовывается время отправления, вид транспортного средства и стоимость предоставления услуги. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ в журнале регистрации и сообщить фрахтователю (потребителю) номер заказа.

По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает заказчику местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров.

Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

Плата за пользование легковым такси определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Водитель такси выдает пассажиру в салоне транспортного средства проездной документ (кассовый чек или квитанцию) для проезда в общественном транспорте, подтверждающий оплату пользования услуг легкового такси.

Указанная квитанция (чек) должна содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

б) наименование фрахтовщика (перевозчика);

в) дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;

г) стоимость пользования легковым такси;

д) фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

  1. Защита прав пассажиров, пользующихся услугами легкового такси

Договор фрахтования является разновидностью договора оказания услуг, поэтому правоотношения в этой области регулируются Законом №2300-1. Исполнитель (фрахтовщик) обязан оказать услугу в надлежащие сроки и надлежащего качества. Если в договоре фрахтования нет пункта о качестве оказываемых услуг, перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода.

Пассажир, которого не устроило качество перевозки, вправе предъявить требования в соответствии со ст. 29 Закона №2300-1 и по своему выбору потребовать:

  • Устранения недостатков услуги в процессе поездки;
  • Уменьшения цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;
  • Возмещения расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.

Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества.

Помимо права на оказание услуг по перевозке надлежащего качества пассажир имеет следующие права:

Транспортный устав обязывает транспортные компании незамедлительно сообщать потребителю информацию о стоимости услуги, о времени прибытия транспорта, стоимости перевоза багажа и пр. Непредставление достоверной информации может привести к тому, что пассажир понесет убытки, и исполнитель обязан не только нести ответственность за непредставление информации, но и возместить пассажиру понесенные убытки.

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам в письменном виде по месту их нахождения.

К претензии прилагаются следующие документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке:

а) коммерческий акт - в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;

б) акт общей формы - в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе перевозчика;

в) договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (квитанция об оплате услуг) - в случае непредоставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу.

Перевозчики (фрахтовщики) обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии.

В случае неудовлетворения претензии, порядок предъявления искового заявления к перевозчикам, вытекающего из договоров перевозки, предъявляется в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ст. 30 ГПК РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок

исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.

  1. Любой гражданин в случае нарушения его прав как потребителя может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (надзор за нарушениями в области транспортной безопасности);
  • Управление Роспотребнадзора по г. Москве и его территориальные отделы в административных округах (нарушение прав пассажиров при оказании транспортных услуг, недоведение информации об услуге и т.д.);
  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения (нарушение правил дорожного движения);
  • Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (непредоставление квитанции (чека) об оплате пассажиру);
  • Органы полиции (в случае совершения неофициальных перевозок).

ВАЖНО! ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей Вы можете обратиться в

Управление Роспотребенадзора по г. Москве

Адрес: 129626, г. Москва, Графский пер., д.4, стр.2.

Работник, а не ИП: как защищают права таксистов и курьеров

Право следует за развитием технологий. Сначала появились интернет-агрегаторы для заказа такси и доставки еды, а потом выяснилось, что статус таксистов и курьеров не до конца определен. Формально они индивидуальные предприниматели и подрядчики. Фактически они зависят от компании-заказчика, которая их контролирует по интернету. Поэтому законодатели и суды за рубежом задумались, как защитить права таксистов и курьеров. Российские юристы признают, что правила пригодятся и у нас.

Тест на подрядчика

  • свободен от контроля со стороны юрлица, которое его нанимает - как по условиям договора, так и по факту;
  • выполняет ту работу, которая не является основной деятельностью нанимающей компании;
  • на постоянной основе самостоятельно ведёт торговлю, бизнес, или иную деятельность в ходе выполнения работы по договору подряда.

Второе положение подразумевает, что если компания-агрегатор выполняет роль диспетчера такси, то её подрядчик не может быть таксистом. Договор подряда здесь уместен, если такая фирма наймёт строителей для отделки помещений, сисадминов для обеспечения бесперебойной связи. Но таксисты, согласно результату теста, будут входить в категорию наёмных работников.

В конце августа власти региона приняли ещё один закон — AB-2257. Новый акт уточняет ранее принятый и вносит в него некоторые коррективы.

Так, AB-2257 предусматривает исключения из профессий, которые проходят тест. Сюда, в частности, входят работники творческой сферы: авторы текстов песен, композиторы, продюсеры и режиссёры, художники. В этом списке оказались также строительные подрядчики, переводчики, оценщики недвижимости и жилищные инспекторы, а также преподаватели мастер-классов, которые проводят их в течение не более, чем одной недели. Что касается интернет-агрегаторов — под исключение попали лишь посредники, работающие с другими электронными ресурсами.

Агрегаторы против перемен

Они утверждали, что AB-5 нарушает право на равную защиту, поскольку предусматривает более жёсткие требования для агрегаторов такси и курьерских служб доставки еды, по сравнению с компаниями из ещё около двадцати других сфер деятельности.

При этом никакой компенсации за прекращение работы курьеры не получили: весь предыдущий период агрегатор не делал никаких отчислений в страховые фонды, и курьеры остались без работы, и без пособия по безработице.

В итоге стороны договорились заключить мировое соглашение. По нему зависимые подрядчики получили в общей сложности $3,46 млн компенсации.

Положение подрядчиков в России

В России нет законодательного регулирования, аналогичного тому, что вводится сейчас в США, Канаде и ряде других стран.

По словам управляющего партнёра FTL Advisers FTL Advisers Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × Марии Чумановой, наиболее близкий аналог — это возможность переквалифицировать гражданско-правовые отношения в трудовые, но только в отношении физических лиц.

Эксперт уверена, что такая регламентация нужна — прежде всего с точки зрения защиты интересов потребителей услуг. По её словам, некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: агрегаторов обязали сообщать клиентам данные о фактических исполнителях.

Чуманова говорит, что после решения Мосгорсуда многие агрегаторы начали добровольно страховать пассажиров.

Но и после этого решения, и после введения обязанности раскрывать подрядчика, суды иногда отказывают с обоснованием, что агрегатор оказывал только информационные услуги.

При этом, и Кожемякина, и Чуманова сходятся на том, что вырастет и ответственность работника. Так, по словам Кожемякиной, у работников появятся чёткие графики работы, а вместе с тем и меньше возможностей для подработок.

С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

Таблица 1. Категории водительских удостоверений

Транспортное средство

Категория водительского удостоверения

Легковые автомобили (легковые такси)

Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

Вид транспорта

Опыт работы (стаж) водителя

Не менее трёх лет

Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля

Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

Рекомендуем

На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.


Услуги такси являются в настоящее время очень востребованными. Поэтому потребителю данных услуг необходимо знать некоторые правила их предоставления.

При этом предварительно согласовывается время отправления, вид транспортного средства и стоимость предоставления услуги.

  • Устранения недостатков услуги в процессе поездки;
  • Уменьшения ценыуслуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;
  • Возмещения расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.

Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества. Требования потребителя излагаются в виде письменной претензии.

Водитель имеет право отказать в перевозке пассажиров, в тех случаях, если:

  • пассажиры находятся в состоянии алкогольного опьянения;
  • имеют неопрятный вид и могут испачкать салон авто;
  • если пассажиров больше, чем мест в машине;
  • если пассажир едет с животными, которые перевозятся неправильно, например, собака без намордника (п.114 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112 (Далее – Правила).

При пользовании услугами такси помните, что в легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отделении такси.

Перевозка людей, багажа или груза – это очень ответственная процедура. От неё зависит человеческая жизнь, целостность клади и транспортного средства. Поэтому водитель должен с особой ответственностью относиться к своей работе и не допускать нарушений.

Читайте также: