Плохая балансировка колес признаки

Обновлено: 30.06.2024

Балансировку колёс многие автовладельцы совершают не менее одного раза в год – когда меняют шины с летних на зимние и наоборот. Впрочем, так поступают далеко не все. Кто-то балансирует только передние колёса, иные и вовсе имеют два комплекта покрышек на дисках. В последнем случае велик риск постепенной разбалансировки колёс. Объясняем, каковы его последствия.

Сейчас непосредственно в сам процесс балансировки колёс из автолюбителей вдаются единицы. Работу обычно выполняют шиномонтажники – на современных компьютеризированных стендах. Качество выполнения таких работ стабильно высокое. Выехав из шиномонтажа, можно быть уверенным, что колёса на машине действительно качественно огружены, а значит, автомобиль может развивать без последствий максимально возможную для него и для его шин скорость.

Балансировка при современных скоростях движения почти всегда требуется даже абсолютно новым дискам с новыми шинами. Повлиять на поведение автомобиля может даже незначительный дисбаланс в пяток-десяток граммов. Абсолютно новые шины и диски изначально имеют небольшую неравномерность по весу и свою собственную развесовку. Одна сторона или борт всегда оказывается чуточку тяжелее или легче. При этом каждое из колёс имеет свой собственный дисбаланс. Иными словами, центры масс колёс без дополнительной огрузки не совпадают с осью вращения. Чем выше скорость движения автомобиля, тем активнее это проявляется. Более того, из-за высокой ширины автомобильных колёс им требуется динамическая балансировка – по внешней и по внутренней стороне.

По теме

Чтобы понять, к чему приводит разбалансировка хотя бы одного колеса машины, достаточно понаблюдать за барабаном стиралки, работающей в режиме перегруза. Да-да, автомобиль приплясывает по дороге точно так же, как стиралка в ванной! Только разбалансированных барабанов у автомобиля не один и даже не два – их может быть сразу четыре.

При разбалансировке одного или нескольких колёс автомобиль теряет ряд важных свойств. Он становится гораздо менее устойчивым, даже когда просто движется по прямой. Управляемость серьёзно ухудшается, появляется биение на руле. Увеличивается при дисбалансе и тормозной путь. При сильной разбалансировке возможна даже полная потеря контроля над автомобилем. И это – только ощущаемые водителем, видимые процессы.

Опасные вибрации не просто снижают ездовой комфорт. Они напрямую влияют на работу электронных помощников - ABS и ESP. Резина на неотбалансированных колёсах также ускоренно изнашивается. Притом неравномерно, проплешинами. Это часто приводит к расслоению силового каркаса и появлению грыж, а со временем – к полному разрушению покрышек.

По теме

При езде на высоких (негородских) скоростях частота вращения колёс возрастает настолько, что они могут войти в резонанс с кузовом. В этот момент ощущаются максимальные колебания, а шина начинает в буквальном смысле плясать по дороге, почти её не касаясь. Трясутся руль и педали, ослабляются крепления сидений, страдают все элементы – сайлентблоки подвески, шаровые опоры, рулевые тяги и наконечники, пружины, амортизаторы и многое-многое другое. Первыми таких издевательств обычно не переживают ступичные подшипники – они начинают выть из-за износа шариков и обойм. Затем расшатывается рулевое управление. Падает точность на руле, увеличиваются люфты. Автомобиль начинает вести себя нестабильно в любых ситуациях, особенно при экстренном торможении. Безопасность эксплуатации такого транспортного средства серьёзно снижается. В конечном счёте это приводит не просто к дорогостоящему ремонту автомобиля, но и к возникновению аварийных ситуаций.

Пренебрегать балансировкой колёс чревато. Проверять колёса рекомендуется не реже раза в 15 тыс. км пробега или одного раза в год. Балансировать нужно не только передние, но и задние колёса. Стоит такая процедура сущие копейки, при этом она действительно помогает повысить комфорт и безопасность, а также избежать дорогостоящих ремонтов.

Часто водители халатно относятся к балансировке колес, пропуская эту процедуру при сезонной замене шин или вовсе считая ее лишней. Вместе с тем, неправильное колебание колес, вызванное статическим или динамическим балансом приводит к негативным последствиям.

В чем наибольшая опасность плохой балансировки и как часто ее нужно выполнять, об этом мы и поговорим в данной статье.

Качественная балансировка с выездом к клиенту для бмв

рис. Процесс балансировки колес на автомобиле

Балансировка – зачем нужна?

Одной перестановки шин при смене сезона недостаточно.

В процессе эксплуатации авто колеса подвергаются жестким испытаниям. В результате наезда на бордюры, ямы, резкого торможения может нарушаться распределение массы груза относительно оси вращения. Что, в свою очередь, приводит к неравномерному распределению веса автомобиля. Это не видно невооруженным глазом, но явно ощущается при езде.

Имейте в виду, что дисбаланс вызывает неравномерное истирание резины, вредит подвеске и амортизаторам.

Посещение мастерской и проверка отцентровки в итоге обойдется владельцу авто гораздо дешевле, чем устранение тех негативных последствий, которые могут быть вызваны плохой балансировкой.

биение руля после плохой балансировки

рис. Вибрация руля — один из признаков плохой балансировки

Балансировка необходима при:

  • замене поврежденной резины;
  • сезонной смене шин;
  • наезде на бордюр или в яму;
  • неравномерном истирании протектора;
  • вибрациях руля;
  • подозрении на повышенный расход бензина;
  • утрате маневренности авто.

Есть и нормы по профилактическим мерам.

Балансировку необходимо делать каждые 5 тысяч километров пробега. При езде по дорогам с плохим покрытием и ямами чаще.

Любой водитель подтвердит, что дисбаланс груза на ободе сильно снижает комфорт во время путешествия и маневренность транспортным средством.

Пока никто не доказал, что какая-то автомобильная авария была вызвана дисбалансом, но при высокой скорости возможна утрата управления. Кроме того, игнорирование этого факта увеличивает расходы на эксплуатацию авто: топливо, преждевременная замена амортизаторов, подвески и подшипников.

Почему возникает разбалансировка?

Если опытные водители сразу распознают неисправность, то для многих новичков может стать настоящей проблемой поиск причин дискомфорта во время езды.

плохая управляемость, после некачественной балансировки на фото

рис. Утрата маневренности авто

  1. Вибрация кузова.
  2. Подергивание руля.
  3. Необычный износ протектора.
  4. Дрейф машины на одну сторону.
  5. Чрезмерный акустический шум из-под колес.

Это явные признаки того, что необходима регулировка и проверка на станке.

Игнорирование этих симптомов значительно снижает производительность авто, увеличивает расходы на бензин и приводит к другим печальным последствиям, вплоть до выхода из строя амортизаторов и подвески.

Своевременное обращение на СТО и проверка колес на станке избавит от ненужных расходов и позволит с комфортом ездить на машине.

Как узнать, что ваша балансировка сделана плохо?

Несбалансированные колеса могут напрямую влиять на поведение транспортного средства во время вождения, даже если манера вождения автомобиля на первый взгляд не вызывает никаких возражений.

Первым заметным сигналом о том, что колеса вышли из равновесия, является сотрясение всего кузова. Особенно это заметно становится, при развитии скорости до 80 километров в час.

Нарушенный центр тяжести колеса приводит к нарушению ритма вращения вокруг своей оси. Когда скорость превышена, вибрации становятся настолько беспокоящими, что могут даже помешать безопасному вождению.

выездной шиномонтаж балансирует и меняет шины на машине

Что касается вибрации при искривленных тормозных дисках, то симптомы будут несколько иными.

Колеса могут быть разбалансированы в разной степени.

В одном случае мы вряд ли это почувствуем, а в следующий раз вождение автомобиля станет пыткой, напоминающей работу строительной машины, уплотняющей землю. Если наше транспортное средство не показывает вышеупомянутые признаки, и колеса не были уравновешены в течение долгого времени, возможно, что его компоненты повреждены "тайно" от владельца. Поэтому следует помнить, что неправильная балансировка или ее полное отсутствие может привести к неравномерному и чрезмерному износу шин, подшипников и некоторых компонентов подвески или системы рулевого управления.

Возникает вопрос: как часто водитель должен балансировать колеса в своей машине? Для этого нет конкретного рецепта. Конечно, если у нас только один комплект дисков, мы меняем шины с зимы на лето или наоборот два раза в год.

Проверка необходима при любом таком изменении. Как правило, это входит в стоимость самой замены шины.

Как выполняется балансировка?

Балансировка осуществляется на специальном станке, предназначенном только для этой цели. С помощью монитора мастер отслеживает дисбаланс и путем размещения различных весов проводит регулировку.

Балансировка колес на выездном шиномонтаже

рис. Балансировка на станке

Стальные и алюминиевые диски балансируются одинаково, разница только в весе. В случае стальных ободков это стальные грузы различной массы (например, 5, 10 или 25 грамм), которые закреплены на внешнем и внутреннем ободе в соответствующих местах, указанных устройством. Оправы из сплавов уравновешиваются аналогичным способом, но гири изготавливаются из алюминия в форме стержня, состоят из соединенных гирь и приклеиваются с внутренней стороны обода.

Многие водители считают балансировку дисков излишней и не придают ей особого значения. Это особенно относится к людям, которые имеют два комплекта дисков с зимними и летними шинами.

специальные грузики использующиеся для балансировки колес

рис. подвеска компенсирующих грузов

Процедура повторяется для каждого колеса отдельно.

Некоторые вулканизационные установки делают это в спешке, без очистки дисков и шин от грязи. Учитывая, что колеса сбалансированы с точностью до 5 г, даже небольшой камешек, застрявший в протекторе, может иметь большое значение.

Нередки случаи, когда после посещения СТО проблема вибрации руля повторяется уже спустя несколько километров. Если все в порядке сразу после замены шин, а после нескольких километров пробега возникают вибрации, потенциальная проблема - это деформированная шина. Причина – механическое повреждение, деформация диска или

Как это предотвратить? Шины должны храниться в вертикальном положении, на протекторе и поворачиваться каждые несколько недель. Благодаря этому шины будут сохранять свою форму в течение многих месяцев.

Сколько стоит отбалансировать колеса?

Независимо от стиля вождения и частоты эксплуатации, проверка равновесия колес должна проводиться не реже одного раза в год.

Ощутив вибрацию, передающуюся от колес на руль, педаль тормоза и кузов машины, автовладелец задается вопросом, о том что представляет собой балансировка колес и как часто нужно её делать для предотвращения неприятных последствий.

Автор статьи: mudriy_lev
Специализация: ремонт автогенераторов и сервоприводов в автомобиле.
Место работы: сервисный центр. Стаж: 2 года.
Образование: высшее — инженер-электромеханик, среднее специальное — слесарь механосборочных работ.

К чему приводит разбалансировка колес

В результате воздействия центробежной силы на вращающееся колесо возникает биение, интенсивность и частота которого меняется в зависимости от скорости автомобиля. Эксплуатация машины после появления дисбаланса колес чревата следующими последствиями:

  • Утрата комфорта при пользовании автомобилем. В случае если биение резонансно увеличивается на определенной скорости, сносно ездить на авто возможно, только избегая соответствующих показаний спидометра. Но если вибрации сохраняются в большом диапазоне скоростей, то говорить о каком-либо комфорте невозможно.
  • Неравномерность износа протектора. В результате повышенных нагрузок, эффекта пробуксовки шин и дополнительно возникающих сил трения возникает ускоренный износ. Это приводит к уменьшению интервала между заменами покрышек, что увеличивает затраты на эксплуатацию автомобиля.
  • Понижение безопасности автомобиля. Обусловлено двумя факторами: ухудшением управляемости и возможным разрушением важных деталей на скорости, например, подшипника ступицы. Уменьшение площади и стабильности контакта покрышки с дорогой значительно увеличивает тормозной путь.
  • Более быстрый износ элементов тормозной системы и рулевого управления. Поэтому для предотвращения дорогостоящего ремонта балансировка колес должна быть произведена в кратчайшие сроки.
  • Разрушение элементов подвески, так как на нее помимо гашения ударов, возникающих из-за неровностей дорожного покрытия, возлагается справляться и с вибрациями, вызванными разбалансировкой колес.

Виды дисбаланса колес

В зависимости от координатного расположения осей вращения и инерции выделяют два вида разбалансировки колес:

  • Статическая, когда оси вращения и инерции находятся в одной плоскости и параллельны друг другу. В таком случае наблюдается смещения центра тяжести колеса. Для диагностики дисбаланса колес необходимо раскрутить колесо вокруг оси и отследить наличие маятникообразного вращения.
  • Динамическая, которая характеризуется отсутствием совпадения между осью вращения и осью инерции. Возникает он в результате неоптимального распределения массы по ширине колеса. Для диагностики достаточно визуально осмотреть вращающееся колесо на поддомкраченом автомобиле.

Причины возникновения дисбаланса колес

Появление разбалансировки возможно в процессе обычной эксплуатации автомобиля, но обычно этому предшествуют следующие события:

  • попадание колеса в существенную ямку, либо проезд по дороге с большим количеством выбоин;
  • удар колесами о бордюр, например, при неудачной парковке;
  • смена покрышек, вызванная сезонностью или износом старой резины;
  • большое количество грязи на колесах, например, после выезда за город;
  • тюнинг автомобиля некачественными пластиковыми колпаками с нарушенной развесовкой;
  • процессы усадки, возникающие после обкатки новой покрышки;
  • проводились реставрационные операции с диском;
  • произошел прокол покрышки.

Периодичность необходимости балансировки колес

Балансировку необходимо обязательно делать, если произошла одна или несколько ситуаций описанных выше и способных стать причиной для создания дисбаланса колеса.

Помимо этого, балансировку необходимо делать в таких случаях:

  • Пробег автомобиля после последней проверки составляет 10-15 тысяч километров. Цифра, когда делать балансировку, индивидуальна и отдельно указывается автопроизводителем для каждой выпускаемой модели. Обычно необходимость проведения балансировки по причине смены сезона нивелирует балансировку из-за пробега, так как мало автовладельцев достигают 10-15 тысяч километров за полугодие. Агрессивный стиль езды сокращает интервал проведения балансировки до 7-8 тысяч километров пробега, не зависимо от рекомендаций автогигантов. Более точно определить, как часто делать балансировку, возможно только комплексно анализируя все факторы.
  • Дальняя поездка. До и желательно после поездки на расстояние более 2000 километров необходимо произвести балансировку колес, что бы разрушающая вибрация не появилась во время преодоления расстояния.
  • Возникновение вибраций на руле, педали тормоза, кузове автомобиля. Не зависимо от предшествующих факторов и километраже пробега, в случае возникновения перечисленных симптомов, необходимо в кратчайшие сроки посетить шиномонтаж.

Периодичность необходимости балансировки задних колес

Дисбаланс задних колес вызывает намного меньший дискомфорт водителю, чем разбалансировка передних колес. Обусловлено это тем, что вибрация не передается на рулевое управление. В случае биения педали тормоза, оно имеет небольшую амплитуду и проявляется крайне редко. Именно по этим причинам разбалансировка задних колес достаточно частое явление.

Не смотря на меньшее уменьшение комфорта при управлении автомобилем, последствия дисбаланса задних колес аналогичны разбалансировке передних, так как все перегрузи, возникающие на одном колесе, успешно передаются на другие колеса. Поэтому балансировку передних и задних колес необходимо производить одновременно. Исключением являются только случаи, если балансировка производится в результате повреждения исключительно передних колес.

Симптомы, когда нужно делать балансировку колес, могут появится как резко, так и постепенно усиливаясь день ото дня, в зависимости от причин возникновения разбалансировки. Визит в шиномонтаж не должен затягиваться, независимо от природы возникновения дисбаланса.

Проще просто делать балансировку при каждом монтаже покрышек на диски.

Дисбаланс можно определить по таким признакам — вибрация автомобиля на определенной скорости движения, увод от прямолинейного движения, боковой снос авто при крутых поворотах, визуально — при неравномерном износе покрышек, особенно если износ идет не равномерно по одной стороне, а пятнами. Все эти признаки могут быть вызваны и другими причинами, в частности, неправильными углами развала-схождения, агрессивным стилем вождения, неправильным подбором покрышек.

Так же нужно учитывать плохое качество дорог, приводящее к повышенному износу покрышек, поэтому на балансировку рекомендуется заезжать пару раз за сезон между сменами покрышек зима-лето.

Если появилось биение руля или машину "бросает", проблему нужно искать в колесах или подвеске. Если происходит биение руля на высоких скоростях — это, однозначно, результат плохой/неправильной балансировки колеса/колес. Практически каждый автомобилист знает, чтобы вибрация колеса была сведена к минимуму, его масса должна быть равномерно распределена относительно центра. Специалисты рекомендуют при биении руля в диапазоне скоростей от 80 до 120 км/ч, что является явным признаком нарушения балансировки, прямиком отправляться в хороший шиномонтажный сервис или вызывать выездной шиномонтаж .

Чем грозит биение руля при неправильной балансировке?


Биение руля при неправильной балансировке колес может привести к довольно печальным последствиям:
— о хорошей управляемости и о безопасности езды можно забыть
— рулевое управление постепенно разобьется
— выйдут из строя амортизаторы
— придется менять ступенчатые подшипники и другие детали подвески.
Все это происходит в результате того, что по всему кузову разносится вибрация из-за дисбаланса колеса. Следует отметить, что биение руля может быть вызвано как плохой балансировкой, так и дефектами диска, покрышек (повреждение корда, грыжи и т.д). Но можно практически с абсолютной уверенностью сказать, что если биение руля идет на высоких скоростях, причина — дисбаланс переднего колеса, причем привод автомобиля тут совершенно не имеет значения. Разбалансировка задних колес, как правило, не отображается на руле.

Наиболее часто проблема биения руля проявляется после сезонной смены шин. Многие водители совершенно не обращают внимание на то, как и на каком оборудовании проводится процедура балансировки колес. А это очень важно. Например, результат балансировки может быть сведен к нулю уже через 200-300 км, если в шиномонтаже при проведении балансировки не вымыли хорошо колесо — грязь отвалится, и колесо снова окажется разбалансировано . Часто проблема биения руля возникает из-за того, что установлен не качественный грузик . В результате, при воздействии центробежной силы он просто оторвется и биение руля сразу себя проявит.

При сборке колес, правильная, высокоточная балансировка — гарантия того, что вы будете избавлены от проблемы биения руля и его печальный последствий. Именно поэтому следует особое внимание уделять такой, казалось бы, простой процедуре, как балансировка колес. Она не является особо дорогой, и экономить на ней просто нецелесообразно, так как в результате некачественной, неправильной балансировки колес и, как ее следствия — биения руля, придется тратиться на дорогой ремонт.

Правильная балансировка колес: как распознать?

На колесе должны быть установлены груза, как с внутренней, так и с внешней стороны. Если на фазе диска невозможно или не хочется их устанавливать, грузик устанавливается как можно ближе к внешней стороне (около спиц) с внутренней стороны. Возможна балансировка и одним грузом, но в силу ее сложности она используется редко. Навешиваемая масса ( грузики ) должны не превышать 60 грамм на колесе (новом) и располагаться рядом. Если масса больше, то причина может быть в неправильной сборке колеса, а также, если диск имеет дефекты (погнутый) или слежавшаяся покрышка.

Безопасность передвижения на транспортном средстве зависит от ряда факторов, в том числе от состояния колес. Многие автомобилисты, которые только садятся за руль, не знают о таком понятии, как балансировка. Колесо может утратить балансировку по разным причинам. К примеру, во время активной езды по плохим дорогам теряются не только грузики, но и колпаки. Диск получает сильные удары и в некоторых случаях деформируется. Именно эти вмятины выступают основной причиной разбалансировки.

82548d4f460eda7e2de34d8d7f98737a_w650.jpg

Балансировка колес - обязательная процедура, которая применима даже к новым элементам

Главный симптом такой проблемы - появление вибрации, которая нарушает комфорт в поездках и может повлиять на работу большинства электронных систем - ABS, ESP и прочие. Кроме того, в процессе эксплуатации пострадать могут покрышки - образование грыж, потеря однородности материала. Это тоже приводит к разбалансировке колес. Но нужно ли сразу отправляться в автосервис или в запасе есть несколько тысяч км?

Балансировка колес - обязательная процедура, которая применима даже к новым элементам. На этапе создания шин невозможно идеально распределить их вес относительно центра оси вращения. В структуре есть несколько слоев, поэтому она не может быть однородной. Металлический корд и защитная основа могут идти волнами, из-за чего центр масс не совпадает с центром вращения. Из-за инерции покрышка отдает вибрацией. Если рассматривать шины современного формата, которые выпускаются на профильном оборудовании, вибрация не такая значительная, но она все равно будет. На менее качественных моделях такой дефект проявляет себя активнее.

fc3fe0232d050c8f32d2f5827390a05c_w650.jpg

Если колесо разбалансировано, через пару тысяч км начнет выть ступичный подшипник

Как правило, вибрация проявляет себя на скорости более 60 км/час. В таком режиме движения могут трястись все элементы транспортного средства - руль, кресла, приборная панель.

Подшипник. Для любого механизма высокочастотное колебание представляет повышенную опасность. При вхождении в резонанс автомобиль может начать вибрировать всей своей конструкцией. В этот список входят и элементы крепления вместе с подшипниками. Самое страшное последствие - появление течей различных технических жидкостей. Если колесо разбалансировано, через пару тысяч км начнет выть ступичный подшипник.

Ступица перегревается из-за большего трения роликов и полностью разрушается. Транспортное средство начинает тянуть в сторону, а управляемость резко снижается. От вибрации может расшататься и рулевая рейка вместе с наконечниками.

Сцепление колес с дорогой сократится. В экстремальном режиме может наблюдаться проскальзывание шин при боковой перегрузке. Не каждый автомобиль сможет ощутить данное явление, но есть один симптом, который укажет на проблему - неравномерный износ резины.

0842851ec8788a7ce80f7fe83f6ee987_w650.jpg

Канавки на покрышках могут провоцировать неполадки в работе системы ABS

Поперечные канавки. Это еще одна проблема, которая возникает при повышенных вибрациях кузова. Из-за этого нарушается водоотвод, а само колесо не способно выполнять те же функции, которые выполняло ранее. Есть вероятность заноса в самый неподходящий момент. Канавки на покрышках могут провоцировать неполадки в работе системы ABS, из-за чего тормозной путь может значительно увеличиваться. Даже если во время движения не ощущается вибрация, это не говорит о том, что с колесами все в порядке. Поэтому специалисты рекомендуют проводить проверку ходовой части регулярно.

Итог. Разбалансировка колес - серьезная проблема, которая влечет за собой ряд поломок. Есть несколько признаков, указывающих на дефект, но не все автомобилисты обращают на них внимание.

Балансировать колеса нужно всегда, причем даже новые. В процессе производства покрышки невозможно идеально распределить ее вес относительно центра оси вращения. Многослойная структура колеса всегда неоднородна, металлический корд и защитная основа идут волнами, отчего центр масс не совпадает с центром вращения. Силы инерции заставляют шину вибрировать. На новых покрышках, произведенных на современных заводах с высоким уровнем точности, эти вибрации несильные. На менее качественных колесах они более заметны. С возрастом при износе резины и при использовании поврежденных дисков биения усиливаются.

Предположим, на автомобиле установлены неотбалансированные колеса, то есть центр масс геометрически смещен относительно оси вращения. Пока автомобиль движется на маленькой скорости, биение не чувствуется и никак не влияет на безопасность движения.

Однако с ростом скорости свыше 60 км/ч частота вращения колеса возрастает и входит в резонанс с кузовом. Колебания усиливаются и достигают пика.


Водитель чувствует, как трясется сиденье, руль, педали. Амортизаторы, пружины, сайлентблоки и иные детали переживают не лучшие минуты. Вибрации ослабляют крепления, усиливают напряжение, наносят технике вред.

Причины дисбаланса колес

Поскольку автоколесо вращается, оно должно иметь:

  • ось симметрии;
  • центр тяжести, который находится на оси вращения;
  • равноудаленные от центра тяжести точки окружности.

Балансировка колес — это процедура, позволяющая максимально уменьшить дисбаланс. Выполняют ее так: на обод добавляются специальные гранулы, которые притягиваются к резиновой поверхности. Благодаря такому уравновешиванию признаки разбалансировки колеса устраняются.

Только когда признаки разбалансировки колеса устранены, можно быть уверенным в том, что езда на автомобиле будет не только комфортной, но и безопасной. Если время от времени проводить балансировку, можно предотвратить появление таких неприятных последствий разбалансировки, как выход из строя элементов подвески: стойки, рулевого механизма и подшипников.

Разбалансировка автоколес подразделяется на 2 типа:

  • Статическая разбалансировка. Наблюдается, когда центр тяжести смещен относительно оси вращения. Распределение по окружности массы происходит неравномерно. Можно заметить вертикально направленную вибрацию. В результате происходит неравномерный износ автопокрышек. Ездить на такой машине некомфортно и небезопасно.
  • Динамическая разбалансировка. Возникает, когда пересекаются оси инерции и вращения. Центр тяжести находится на оси вращения. Последствия динамической разбалансировки: неодинаковое рассредоточение массы по колесу.

Встречается также и комбинированная разбалансировка. В этом случае происходит смещение и наклонение относительно друг друга осей инерции и тяжести колеса.

Причины дисбаланса колес

Почему возникают признаки разбалансировки:

  • автопокрышка изношенна;
  • диск помят;
  • погрешности при производстве шины или диска, например шаг рисунка протектора автопокрышки разный, в диске есть отверстия;
  • боковые стенки разной ширины;
  • автошины были отремонтированы неправильно.

То, насколько сильной будет разбалансировка, зависит от состояния автопокрышек. Ведь структура резины сложная и неравномерная, все это влияет на точность отцентровки.

Что такое балансировка?

Многие автовладельцы недооценивают значение правильного распределения массы вокруг оси и достаточно халатно относятся к данной услуге. Вместе с тем множество причин, связанных с дискомфортом низкой маневренности, повышенного расхода бензина или преждевременного износа деталей связаны как раз с этим.

Колесо вращается, поэтому оно должно иметь:

  • правильный центр тяжести;
  • ось симметрии;
  • равномерно удаленные от центра точки.

Балансировка приводит симметрию в равновесие и уменьшает между ними дисбаланс.

“В магазине заметили значительное биение”

Павел: “Купил в январе четыре летних колеса 245/40 R18, которые поставил на автомобиль в начале апреля этого года. Шины новые, но, несмотря на это, каждую неделю стал посещать шиномонтаж из-за того, что колеса постоянно разбалансировались и становились “яйцом”. Машину при езде начинало трясти.

_1.jpg

Хотел сдать эти колеса продавцу, ведь чек и гарантийный талон есть. Приехал в магазин, где покупал шины. Там крутанули их на стенде – действительно, на двух колесах было замечено значительное биение. Но мне сказали, мол, покатайся еще, деньги пока не вернем. Я обратился к ним с устным заявлением об урегулировании спора в досудебном порядке, чтобы не нести денежные потери обеим сторонам, на что получил ответ, что по нашему законодательству не регламентируется биение и отклонение резины свыше 17-го диаметра. Деньги мне не возвращают.

Куда идти, кому писать? Получается, что покрышки свыше 17-го диаметра можно продавать кривыми и что это относится к недоказуемому по законодательству?”

Виды дисбаланса

Существует всего две разновидности дефектов балансировки:

  • Статический дисбаланс колёс — в этом случае автомобильная покрышка сдвигает ось вращения относительно центра тяжести диска в строго параллельном направлении. Итогом статического дефекта будет только радиальное биение. Под его влиянием покрышка скачет вверх-вниз до тех пор, пока лишняя резина не сотрется о дорогу.
  • Динамический тип дисбаланса — в этом случае автошина сдвигает ось вращения под углом к оси инерции, пронизывающей центр тяжести. Динамическому дисбалансу присущи и радиальные и торцевые биения. В этом случае колесо авто колеблется относительно горизонтали и вертикали, что приводит к износу протектора и вибрации.

Неправильная динамическая балансировка считается более опасной, чем статическое радиальное биение. И если она превышает допустимые пределы, колесо отправляют на балансировочный станок. С его помощью можно устранить причины, которые вызывают биение в торцевой и радиальной плоскости.

Зачем балансировать колеса?

Балансировка, выполняемая мастерами автосервиса, позволяет свести разновес к минимуму, поскольку идеала добиться невозможно. Благодаря данной процедуре минимизируется продольное и поперечное биение скатов. Если пренебрегать этим явлением и ездить на несбалансированных колесах, то нужно готовиться к таким последствиям:

Статья в тему: Самостоятельная установка подогрева руля в автомобиле

Во времена СССР, когда балансировочные станки считались диковинкой, водители довольно часто выбрасывали автомобильные шины с одинаковым дефектом – стертым в одном месте протектором. Это подтверждает необходимость балансировки.

Вибрация, длящаяся годами, снижает ресурс кузова и ослабляет все резьбовые соединения. Когда, забравшись под машину, вы обнаруживаете открученные болты и потерянные гайки, есть повод задуматься о техническом состоянии колес. Вот зачем нужна балансировка, избавляющая узлы и агрегаты вашего автомобиля от преждевременного износа.


Экономить на балансировке – непозволительная роскошь. Одна работающая вразнос шина быстро сотрется сама и нанесет вред другим деталям, заставляя вас чаще тратить деньги на ремонты. Кстати, небольшой дисбаланс могут вызвать даже пластиковые декоративные колпаки сомнительного качества.

Завыл подшипник

Высокочастотные колебания для любых механизмов представляют опасность. При вхождении в резонанс вибрирует автомобиль целиком, в том числе болты и гайки, крепления хомутов, ступичные и опорные подшипники. Машина идет в разнос. Могут появиться течи технических жидкостей или ослабнуть соединения в системе охлаждения мотора.

Через несколько тысяч пробега на разбалансированном колесе рискует завыть ступичный подшипник. Ступица греется из-за возросшего трения роликов и разрушается. Затем автомобиль начинает тянуть в сторону, нарушается управляемость.

От вибраций постепенно расшатывается рулевая рейка и ее наконечники, появляется люфт, наблюдается выработка трущихся деталей.

Сцепление колес с дорогой снижается, и в экстремальных режимах, на пределе сцепления резины, вибрации способствуют проскальзываниям протектора при боковых перегрузках. Однако не каждый автомобилист их почувствует, ведь подавляющее большинство водителей не доводят машину до пограничных режимов в виражах. Однако все сталкиваются с неравномерным износом шин.


Как часто делать балансировку колес

Когда комплект колесных дисков у вас один и для зимы, и для лета, то проводить балансировку придется обязательно. Иначе возникнут признаки разбалансировки. Задумываться о том, стоит ли делать балансировку, могут лишь те автомобилисты, у которых есть 2 комплекта колесных дисков: для зимы и для лета.

Нужна ли балансировка колес после сезонной смены резины?

Обратимся к инструкции по эксплуатации транспортного средства. Там должно быть указано, что балансировку необходимо выполнять каждые 10 000–15 000 километров. Ваш сезонный пробег меньше? Тогда теоретически балансировка не требуется, за исключением нижеописанных ситуаций.

Как быть, если автовладелец самостоятельно меняет колеса дважды в год? Придерживайтесь нижеследующих советов. Установите новый комплект автоколес, несколько дней покатайтесь на них. В течение этого времени деформация на резине, которая возникла во время хранения, исчезнет. Признаки разбалансированного колеса отсутствуют, вибрирующих колебаний нет, причем не важно, быстро или медленно вы едете? Значит, балансировка не нужна.

Однако без этой процедуры не обойтись, если:

  • сезонный пробег вашего авто более 15 000 км;
  • после того как автоколесо было отбалансировано, вы наехали на яму на большой скорости;
  • ощущали небольшую вибрацию ранее, но балансировку не провели;
  • у вашей машины нет ABS, при этом вы нередко тормозите, юзом двигаясь по асфальту;
  • у вас небольшой опыт вождения, и вы не можете выявить признаки разбалансировки.

Балансировка – в чем заключается?

Для данной процедуры используется специальное устройство.

Такой станок можно найти в каждом объекте вулканизации. Колесо ставится на специальную машину, которая измеряет и проверяет его равновесие. При необходимости устройство указывает, в каком месте недостает груза для правильного вращения.

Станок для балансировки колес

рис. Станок для балансировки колес

В случае наиболее популярного типа дисков, то есть алюминия, используются специальные ремни с грузом различной массы, обычно от 5 до 20 г.

Суть работы состоит в добавлении специальных гранул груза на различные точки обода для достижения оптимального положения.

Существует два основных вида:

  1. Статический. В этом случае центр тяжести смещается относительно оси вращения, из-за чего масса по окружности обода распределяется неровно. Ездить в такой ситуации становится некомфортно, увеличивает расход топлива и быстрее изнашивается резина.
  2. Динамический. В такой ситуации оси инерции и вращения между собой пересекаются, что также приводит к неправильному распределению массы.

Статический и динамический дисбаланс

рис. Статический и динамический дисбаланс

Также в практике встречаются комбинированные типы.

Следует помнить, что при любой смене покрышек или дисков необходимо проверять равновесие. Проверка необходима после въезда в большую яму на дороге или даже в течение длительного времени на неровных поверхностях, таких как разбитая дорога, глубокая грязь или сильный снег.

Это также относится к сезонной смене летних и зимних шин – если предположить, что летние и зимние шины для одного комплекта, каждое такое изменение потребует повторной балансировки всего набора покрышек. Чтобы не тратить время в очередях и предупредить негативные последствия плохого равновесия, вызовите сервис мобильного шиномонтажа на дом или на работу.

Обратите внимание, что мониторинг колебания производится для каждого колеса отдельно. Лучший результат показывает работа на специальном станке. Такой высокоточный анализ демонстрирует отличные показатели.

Неотбалансированные колеса чем грозит

Чтобы шины выполняли свои функции должным образом, нужно провести их балансировку. Для этого на балансировочном станке к ободу колеса прикрепляют грузы-компенсаторы, после чего колесо можно устанавливать на автомобиль. Эта процедура обеспечивает баланс колес. При дисбалансе управление автомобилем становится во многих отношениях затруднительным делом.


Наиболее часто встречающийся признак дисбаланса колес – это вибрация. Как только баланс колеса нарушается, вибрация начинает перемещаться из ходовой части автомобиля в салон. Интенсивность таких колебательных движений зависит от того, насколько сильно нарушен баланс, а также от состояния дорожного покрытия и скорости движения автомобиля. Вибрация проявляется по-разному. Это может быть едва заметный характерный шум, а может быть и тряска, которая настолько ощутима, что процесс вождения становится крайне неприятным

В зависимости от типа вибрации, с которым столкнулся владелец автомобиля, можно определить, какие именно колеса плохо отбалансированы. Если это передние колеса, то колебания будут ощущаться, в первую очередь, водителем, так как большая ее часть придется на руль автомобиля. Если же проблема коснулась задних колес, то обычно в этом случае тряска возникает под задними сидениями.


Если балансировка шин не произведена, то при кручении колес определенные участки шин подвергаются более сильному давлению, чем все остальные. Неравномерное движение колеса дает вибрацию. Кроме того, эти участки изнашиваются быстрее. Ко всему этому добавляется то, что изношенная часть шины со временем теряет прочность. Разбалансированные шины, которые к тому же истерты в некоторых местах, с большей вероятностью будут спускаться.

Если расход топлива автомобиля внезапно увеличился, то, возможно, причина также кроется в неотбалансированных колесах. Чем выше дисбаланс, тем больше бензина тратит машина. При разгоне до высокой скорости увеличение расхода более заметно, чем при медленной езде.

Электронная балансировка колёс в автотехцентрах Shell ЗАО Москвы составляет от 250 рублей за единицу.

Народ подскажите пожалуйста, чем чревато ездить без балансировки или с плохо отбалансированными колесами? при том, что езжу я обычно 60-70 км по городу. На трассах не бываю. Заранее спасибо)

Поперечные канавки

Вибрации способствуют возникновению на протекторе поперечных канавок, похожих на те, что оставляют волны прибоя на песке. Водоотвод нарушается, колесо перестает столь же надежно держать дорогу, есть риск возникновения заноса. Канавки на протекторе провоцируют еще большее биение колеса и неправильное срабатывание ABS. Тормозной путь растягивается.

Для того чтобы исключить негативное влияние дисбаланса, следует незамедлительно найти причину биения и отбалансировать колеса в шиномонтажной мастерской.

Даже если вибрации не ощущаются, то это не значит, что колеса в порядке. Необходимо проводить проверку балансировки хотя бы раз в год или 1 раз на 10 тыс. км пробега. В особенности это важно для тех водителей, которые часто ездят на дальние расстояния и подвергают машину вибрациям по несколько часов подряд.

Оставить комментарий (0)

Как часто нужно делать балансировку

В устранении дисбаланса нуждаются все виды шин, это делают не только при установке новой резины. Ее заказывают и по мере износа шин, компенсируя негативное влияние стирающегося протектора.

Когда нужно проверять балансировку:

  • Установка новых шин. Процедуру повторяют после 500-километрового пробега на новой резине.
  • Замена шин по сезону.
  • При езде на всесезонных моделях нужно делать проверку хотя бы раз в год.
  • После ремонта подвески. Аналогичным образом поступают при восстановлении автомобиля после ДТП.
  • Каждые 5000 километров.

К этим советам стоит прислушаться всем владельцам новых авто. А если ваш автомобиль доживает последние годы — вам стоит проходить балансировку через каждые 2-3 тысячи километров пробега. Так вы предупредите тяжелые травмы подвески и возможные аварийные ситуации. И не бойтесь потерять деньги и время. Авария обойдется намного дороже, а современные разновидности балансировок сокращают время проведения этой процедуры в несколько раз.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Читайте также: