Покрывает ли осаго повреждения дорожного ограждения

Обновлено: 30.06.2024

Живу в частном доме. Недавно мне повредили забор – девушка на L200 слишком увлеклась, сдавая задом. Нужно две секции менять. В страховую компанию по её ОСАГО приехал с документами от подрядчика. В них указана стоимость одной секции. Но мне сказали, что будет подъезжать их оценщик, всё фотографировать и считать. Сразу создаётся ощущение, что хотят обмануть. Если у меня есть документы, которые конкретно подтверждают стоимость имущества, разве не должны по ним платить?

В данном случае страховая компания действительно должна провести оценку. Представитель зафиксирует повреждения на фото и составит акт осмотра; далее будет производится расчёт суммы компенсации. Документы от подрядчика могут приниматься во внимание, но не считаются объективным основанием для оценки нанесённого вреда. При возникновении вопросов по сумме возмещения Вы имеете право ознакомиться с отчётом оценщика.

Целевым назначением полиса страхования ОСАГО при ДТП является право восстановления поврежденного имущества в результате аварии или получение компенсации по причине нанесения ущерба здоровью или даже жизни участника дорожного движения. Перечисление средств в результате наступления страхового случая определяется совокупностью факторов, среди которых особо выделяется невиновность автомобилиста в ДТП, степень полученных травм или повреждений, а также их непосредственная связь с имевшей место аварией.

Покрытие ОСАГО при ДТП

Ситуации, при которых можно претендовать на страховую выплату

Потерпевшему лицу можно рассчитывать на перечисление выплат от страховой компании в таких ситуациях:

  • Получение травм в результате наезда на пешехода транспортного средства;
  • Получение травм лицами, которые присутствовали в качестве пассажиров транспортного средства, столкнувшегося с виновником аварии;
  • Дорожно-транспортное происшествие стало причиной гибели лица;
  • Транспортное средство получило имущественный ущерб определенной степени при условии, что его собственник не признан виновным в случившемся.

Особенности выплат

Важным моментом является то, что даже при условии наличия полиса ОСАГО виновнику ДТП выплаты по страховке не положены.

Автомобилисты часто не задумываются о сути такой страховки и в результате ДТП полагают, что страховка должна покрыть причиненный ущерб как пострадавшей, так и потерпевшей стороне.

При этом суть такого полиса заключается именно в страхования автогражданской ответственности. То есть фактически страховая компания при подписании договора принимает на себя возможную ответственность, которую будет нести виновное лицо перед пострадавшей стороной. Конкретно это означает, что страховщик выплачивает сумму компенсации убытка, проведения ремонта или средств на лечение.

Сама же виновная сторона никаких выплат не получает, поскольку такой ситуации в страховом договоре не прописано. В связи с этим все имеющиеся повреждения транспортного средства она погашает самостоятельно.

экспертиза ущерба

Читайте: Независимая экспертиза и оценка ущерба по ОСАГО

Кроме того, если вина автомобилиста будет доказана, то при оформлении следующих страховых полисов его будет ожидать достаточно неприятный сюрприз – Согласно Указа Центробанка России №3384-У понижается его класс водителя, который принимается при определении итоговой стоимости страховки. Таким образом стоимость заключения договора будет уже выше, чем в предыдущем периоде. Такое положение вещей обусловлено риском страховых компаний, которые выплачивают страховые премии – чем чаще конкретный автомобилист становится виновником ДТП, тем больше вероятности в том, что в последующем пострадавшие от его действий еще не раз обратятся за выплатами.

Когда происходит возмещение ущерба

Перечень основных пунктов, при которых происходит возмещение ущерба или восстановление транспортного средства, представлен следующими пунктами:

  • Ремонт транспортного средства. При этом устраняются только те неисправности, которые имели место в результате дорожно-транспортного происшествия. Без ДТП компенсацию можно получить при наличии дополнительной страховки. В такой ситуации диагностическая карта, что предъявляется собственником транспортного средства при оформлении страховки, частично устраняет попытки автомобилистов приписать те поломки, которые уже присутствовали ранее, к последствиям аварии. Кроме того, принятию решения о той сумме, которая будет выделена на восстановление, предшествует тщательная экспертная оценка;
  • Восстановление или компенсация за причиненный ущерб. В таких случаях имущество не обязательно будет относиться к транспортному средству. Важным моментом будет являться основание для получения такой выплаты – доказательная база того, что оно пострадало именно в результате аварии.
  • Денежные средства, которые положены при условии повреждения здоровья. В такой ситуации требуется предоставление медицинского заключения, в результате рассмотрения которого оценивается степень полученных повреждений потерпевшим.

Максимальная сумма компенсации

Важным моментом при необходимости истребовании средств по страховому полису ОСАГО является установленный лимит выплат. На данный момент такие пределы отличаются в зависимости от того, причинен ущерб имуществу или здоровью:

  • Вред здоровью или жизни потерпевшего – 500 тыс. рублей;
  • Урон, который причинен имуществу пострадавшего лица – 400 тыс. рублей.

Страховые компании очень внимательно подходят к вопросу возмещения убытков. В первую очередь всесторонне оценивается причиненный ущерб и принимается решение о выплате компенсации только при условии наличия всех подтверждающих документов. Кроме того, при условии, что какие-либо пункты договора будут нарушены, потерпевшая сторона и вовсе может не получить компенсации. Такая ситуация является вполне законной, хоть и может быть впоследствии обжалована в суде.

Натуральная форма компенсации

Не так давно собственники транспортных средств получали компенсацию для устранения имеющих место повреждений транспортного средства в денежном выражении. Средства переводились на указанный автомобилистом счет и он уже самостоятельно занимался вопросом ремонта и восстановления.

Для тех же граждан, которые оформляли полисы начиная с марта 2017 года единственным вариантом возмещения ущерба является натуральное возмещение.

В таком случае страховая компания просто оплачивает ремонт машины на конкретном СТО. Такие станции технического обслуживания имеют заранее подписанные договора оказания услуг, на основании которых они осуществляют ремонт транспортного средства и замену необходимых деталей.

При условии возникновения каких-либо проблем со сроками восстановления или качеством выполненных работ автомобилист должен обращаться непосредственно к страховщику, поскольку он несет ответственность за все действия СТО.

Важным моментом является то, что установка деталей или замена частей не новыми, а бывшими в употреблении строго запрещено. В такой ситуации при наличии малейших подозрений в том, что в ходе ремонта были установлены не новые детали, необходимо немедленно предъявить претензии страховщику. Вполне возможно, что имеет место мошенническая схема со стороны СТО или ее отдельных сотрудников.

Исключения для выплат в денежном эквиваленте

Несмотря на законодательные нормы, определяющие необходимость возмещения убытка в натуральном выражении, определенные моменты позволяют автомобилистам получать именно денежные выплаты. Такими ситуациями могут стать следующие:

  • Если результатом аварии стало полное уничтожение транспортного средства или причинение ему таких повреждений, которые не подлежат восстановлению. Величина компенсации в такой ситуации приравнивается к стоимости машины на день ДТП, но все равно ограничивается размером средств в 400 тыс. рублей. Разумеется, такая сумма в редких случаях позволяет покрыть полную стоимость машины. При условии, что оцениваемый материальный ущерб, который был причинен потерпевшей стороне, выше такого максимального ограничения, законным правом каждого гражданина является обращение в суд. При условии вынесения положительного решения относительно него, сумма компенсации будут выплачена;
  • Ситуация, при которой транспортное средство принадлежит лицу, имеющему гражданство другой страны. Тогда полагающаяся выплата должна быть перечислена в полной мере – как на покупку запасных частей для машины, так и на оказание услуг автосервиса по ремонту авто.

Возмещение ущерба, причиненного здоровью

При покрытии ущерба, причиненного здоровью, будет действовать несколько иной принцип счета. В такой ситуации потерпевший в первую очередь предоставляет медицинское заключение, в котором отражены полученные травмы. Далее при расчете суммы компенсации страховая компания руководствуется установленными нормативами, согласно которых существует четкая градация.

Так, к примеру, при получении такой травмы, как сотрясение мозга, пострадавшему будет положено всего 3% от максимально возможной суммы компенсации. То есть от установленной величины в 500 тыс. рублей он получит всего 15 тыс. При условии необходимости дополнительной суммы денег на лечение или восстановление потребуется собрать все имеющиеся доказательства и предоставить их. Тогда потерпевший имеет возможность отсудить увеличенную суммы компенсации, которая в большинстве случаев происходит уже за счет средств самого виновника.

Смерть потерпевшего

При условии, что в результате дорожно-транспортного происшествия имел место случай со смертельным исходом, родственники погибшего имеют возможность получить компенсацию в размере 475 тыс. рублей и дополнительно 25 тыс. рублей, которые используются для покрытия расходов, связанных с похоронами.

Важным моментом является то, что при желании возмещения морального ущерба к страховой компании, которая выдала страховой полис, обратиться не удастся. Такого пункта в договоре не присутствует и с такой целью потерпевшей стороне придется обращаться исключительно в судебный орган.

Обоюдная вина и Европротокол

Довольно часто имеют место ситуации, при которых согласно оценке места аварии и факторов, сопутствующих ДТП, выносится заключение о присутствии обоюдной вины собственников авто. В таком случае они оба могут рассчитывать на получение возмещения, но общая сумма перечислений будет приниматься равной 400 тыс. рублей на двоих.

При условии, что дорожно-транспортное происшествие было оформлено автомобилистами без вызова сотрудников ГИБДД, пострадавшая сторона не сможет рассчитывать на большую сумму средств. Наличие Европротокола значительно ограничивает максимальную сумму выплаты – автомобилисты смогут получить не более 100 тыс. рублей.

Изменения 2019 года

Среди тех нововведений, которые планируется закрепить по отношению к ОСАГО в 2019 году, стоит выделить следующие:

  • Возможность отмены территориального коэффициента и коэффициента по мощности двигателя авто при установлении стоимости страховки;
  • Учет нового коэффициента нарушений водителя транспортного средства при установке цены ОСАГО;
  • Значительное расширение предельных границ цены полиса – минимальный показатель должен находиться на уровне 2750 рублей;
  • Увеличение максимального лимита выплат по страховке. При этом автомобилист будет иметь возможность выбрать его самостоятельно в пределах от 400 тыс. до 2 млн. рублей;
  • Присутствие скидок на страховку для лиц пенсионного возраста.

Оформление страхового полиса ОСАГО – прямая обязанность всех автомобилистов. Отсутствие заключенного договора становится основанием для привлечения к ответственности и выплаты определенной КоАП суммы штрафа. Кроме того, при попадании в ДТП компенсацию пострадавшей стороне придется выплачивать самостоятельно.

Несмотря на то что ОСАГО — это обязательное страхование, и существует эта система в России уже два десятилетия, водители все равно путаются, какие случаи можно назвать страховыми, а какие — нет. Полис ОСАГО поможет после ДТП и возместит ущерб другому автомобилю, пострадавшему человеку или юридическому лицу. А это значит, что ОСАГО пригодится, если водитель сбил шлагбаум, забыл о заправочном пистолете на АЗС, сбил животное, снес ограждение или забор, въехал в дерево или куст.

Если машина съехала в кювет и пострадал только автомобиль, не были задеты ограждения, деревья, животные и другие транспортные средства, то этот случай не считается ДТП. А значит, и страховым случаем его нельзя назвать.

А если был причинен ущерб кому-то, кроме виновника аварии, тогда правилами этот случай трактуется как ДТП. Пострадавший может получить компенсацию за ущерб от страховой компании виновника аварии. Об этом говорит представитель страховой компании:

Независимый эксперт АО АльфаСтрахование, экс-президент Союза страховщиков Татарстана

Если сбил животное

Авария с животными — не всегда страховой случай. Если водитель наехал на кошку или собаку во дворе, то исход будет зависеть от наличия владельца у животного. Если это было бездомное животное, то случай не страховой, так как не причинен ущерб третьей стороне. А если у животного есть хозяин, то случай уже считается ДТП с причинением ущерба третьим лицам.

В таком случае придется вызывать ГИБДД и оформлять протокол. Если будет доказана вина водителя, то страховая выплатит средства хозяину животного. Если же собака внезапно выскочила под колеса, то виновником признают владельца животного, и оплачивать ремонт автомобиля уже придется ему.

По теме

Если врезался в ограждение

Поскольку у дороги всегда есть владелец, которому принадлежат знаки, указатели, разделители и ограждения, то столкновение с забором будет считаться ДТП, и страховщик возместит ущерб.

Дорожные конусы и световые обозначения ремонтников тоже кому-то принадлежат, например, компаниям, которые занимаются ремонтом и обслуживанием дороги.

Не стоит пренебрегать этими конструкциями, стоят они недешево. Например, металлические ограждения, которые стоят вдоль трасс и скоростных магистралей, могут стоить до 6 млн рублей, а опоры для знаков над дорогой — до 200 тыс. руб.

Тот же принцип касается любого имущества на дороге или парковке: урны, парковочные столбики, будки с охраной, зеркала, фонари и пр.

Если въехал в дерево

Если водитель не справился с управлением, вылетел с дороги и врезался в дерево или сломал куст, въехал в клумбу с цветами, то еще рано закрывать глаза на повреждения третьей стороны. Зеленые насаждения могут кому-то принадлежать: муниципалитету, лесному или фермерскому хозяйству. Владелец дерева вправе обратиться за выплатой в страховую компанию водителя.

По теме

Если речь идет о стихийном лесе, территория которого не принадлежит юридическим лицам, значит, деревья и кусты принадлежат государству. Например, саженец липы стоит от 5 до 25 тыс. руб. Когда будут высчитывать полный ущерб, к стоимости саженца добавят еще расходы на удаление сломанного дерева, на почву для нового и на работу садовника.

Если забыл пистолет в баке на АЗС

Вставил пистолет в бак, пошел к кассе, оплатил, вернулся к машине, сел в нее и поехал, забыв вытащить пистолет из бака — в этом случае ущерб получает владелец АЗС.

По ГОСТу заправочные пистолеты должны быть оборудованы специальной разрывной муфтой как раз для таких случаев — пистолет не вырывается, а отрывается, причиняя минимум ущерба. Муфты бывают многоразовыми и одноразовыми. Одноразовые муфты стоят от 1,5 до 6 тыс. рублей — вряд ли это стоит того, чтобы оформлять ДТП и на следующий страховой год получать повышенный коэффициент по ОСАГО. Если же водитель покинет место аварии, то точно лишится прав — все АЗС оборудованы камерами видеонаблюдения.

Если сбил шлагбаум

У всех шлагбаумов есть собственники: компании, которые обслуживают частные парковки во дворах и платные стоянки в городах, владельцы торговых центров, где на въезде в паркинги установлены шлагбаумы, фирмы, обслуживающие дороги с пунктами оплаты и т. д. Водители часто не ждут полного открытия шлагбаума и врезаются в них. Собственникам придется ремонтировать или даже полностью заменить конструкцию. ОСАГО поможет водителю покрыть эти расходы.

Но если суд докажет, что водитель специально сломал шлагбаум или хотел проехать бесплатно, то страховая компания откажет в выплате или выставит нарушителю регресс (возместит ущерб пострадавшей стороне, а затем через суд взыщет ту же сумму с водителя).

«Во всех вышеперечисленных случаях - при столкновении со шлагбаумом или с деревом, при наезде на животное - происшествие будет признано ДТП. Важно ни в коем случае не уезжать с места происшествия. Иначе вас могут привлечь к административной ответственности за оставление места ДТП. Для фиксации ДТП нужно вызвать сотрудников ГИБДД.

В этих случаях причиненный вред должен возместить водитель - как владелец источника повышенной опасности. Даже если ДТП произошло не по его вине. Например, возместить ремонт поврежденного забора, шлагбаума и пр.

Если автолюбитель застрахован по ОСАГО, то выплаты за причиненный ущерб должна возместить страховая компания. Страховая может отказать в выплате только в случае, если водитель причинил вред умышленно или при оформлении ОСАГО были допущены ошибки в документах.

Авария с наездом на забор или открытыми воротами

Если с ситуациями при авариях на дороге всё чаще всего предельно понятно, то в случае с ДТП с забром, створками ворот и иными хозяйственными сооружениями зачастую возникает много вопросов, и не всегда виновник оказывается настоящим, а потерпевшему удаётся взыскать возмещение – по меньшей мере полноценное и справедливое. В этой статье мы рассмотрим, что делать при таких происшествиях, и что говорит законодательство 2022 года о виновности и обязанности оформления документов.

Можно ли не оформлять такое ДТП?

Если вы попали в аварию с любым сооружением в виде ворот или забора, либо зданием и вообще объектом, то первое, что необходимо сделать – вызвать сотрудников ГИБДД и оформить такое ДТП. Даже если виновный сразу предлагает оплатить причинённый вред.

Зачем же вызывать полицию при согласии на возмещение стоимости ущерба? А затем, что в этом случае перед вами виновный в такой аварии предлагает понести гражданскую ответственность. Но от этого ваша административная ответственность никуда не девается, если вы в данном ДТП – водитель автомобиля.

Как мы знаем, в нашей стране действуют 2 интересующих нас нормативных акта: Гражданский кодекс и КоАП РФ. И если первый обязывает причинившее вред лицо полностью возместить нарушенное право потерпевшего лица, то второй предусматривает наказания за нарушения, в результате которого такой вред причинён. И будьте уверены, если ДТП произошло, то нарушения в любом случае будут – как минимум, универсально приписываемое сотрудниками нарушение пункта 10.1 ПДД.

Если ДТП с наездом на ворота или, наоборот, на автомобиль воротами не оформлено, а водитель оставил место происшествия, то его могут наказать по части 2 статьи 12.27 КоАП с длительным сроком лишения прав и большим штрафом. И, обратите внимание, ДТП по определению считается любое событие с участием авто, при котором нанесён материальный ущерб или в котором пострадали или погибли люди.

Поэтому, если произошла авария, то ваши первые действия следующие:

  1. немедленно остановиться и не перемещать ни автомобиль, ни сами ворота и забор, если те не угрожают причинить больше повреждений или не создают дальнейшую опасность,
  2. включить "аварийку",
  3. выставить знак аварийной остановки (безусловно, находитесь вы на дороге ворота с забором стоят в поле, и вы в них въехали либо те упали, открылись или закрылись в вашу машину),
  4. позвонить в полицию по номеру 102 либо в дежурную часть, если вы знаете номер, и ожидать приезда сотрудников.

Оформление ДТП с воротами

Если есть пострадавшие или погибшие люди

Разумеется, если в аварии пострадали люди, то в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь. Но внимательно оцените характер увечий. Помните, что если формально ДТП будет оформлено как с пострадавшими, то будет 2 негативных последствия:

  • для виновника будет жёстче наказание, независимо от того, кто виноват – владелец забора или водитель, вплоть до уголовной, если вред здоровью судмедэкспертизой будет признан тяжким или результатом ДТП станет смерть людей,
  • для потерпевшего, даже при незначительном вреде здворовью пострадавших, время получения возмещения может затянуть до года и более, пока не будут закрыты все расследования (административное и/или уголовное).

Наезд на забор – что делать?

Если вы именно въехали в чужой забор (обратите внимание, даже если в свой, то оформлять ДТП по Правилам всё равно нужно), то виновность в этом происшествии лежит на вас.

И в ДТП с наездом на забор особенно важно, чтобы оно было оформлено сотрудниками – без этого потерпевшему просто не выплатят. И поэтому что делать в первую очередь? Верно, обязательно вызвать полицию для оформления!

И всё это работает аналогично с ущербом любому другому имуществу:

  • припаркованному автомобилю,
  • самому зданию дома, сарая, гаража или любого другого сооружения,
  • декоративным постройкам,
  • домашним животным или скоту,
  • и даже высаженным во дворе растениям.

Въехал в здание на машине

Если ГИБДД отказывается оформлять

Но в 2022 году бывают случаи, когда сотрудники полиции отказываются выезжать на место ДТП по той причине, что это не дорога, а прилегающая территория, и потому их компетенция здесь не действует.

Это в корне не верно, так как сам принцип действия ПДД распространяется на всю территорию России, вне зависимости от наличия дорог (пункт 1.1 ПДД), а, если машина изначально съехала с дороги, совершив наезд на забор, не справившись с управлением, к примеру, то здесь есть чёткое нарушение Правил, и полиция обязана на это реагировать (пп. 7.3 Административного регламента, введённого Приказом №664).

В этом случае ваши действия могут быть следующие:

  1. потребовать сообщить вам входящий номер вашего устного заявления,
  2. позвонить в дежурную часть и сообщить об отказе выезжать сотрудников ГИБДД, сообщив входящий номер,
  3. если и это не решит проблему, то можете вызвать местного участкового для оформления документов о ДТП.

По результату у потерпевшего на руках должны быть:

  • постановление, вынесенное в отношении виновника, либо соответствующее определение (если приезжали сотрудники ГИБДД,
  • сведения о ДТП (может быть другое название, но должно содержать все данные о происшествии, включая ФИО участников, данные автомобиля, место и время происшествия, его обстоятельства, информация о страховке водителя),
  • информация о вашей страховке – сообщите ему название страховой компании, где вы покупали полис, серию и номер полиса (хотя, эти данные также должны быть указаны в сведениях о ДТП).

У меня нет страховки

В этом случае водителю придётся оплачивать нанесённый забору ущерб из собственного кармана. И сделать это лучше всего, договорившись с владельцем сооружения без суда, так как в противном случае при выигрыше в суде с вас взыщут издержки, которые могут включать услуги представителя, госпошлину при её оплате и другие расходы истца.

Если вы добровольно выплачиваете сумму ущерба, то обязательно возьмите об этом расписку либо запишите передачу денег на видео, оглашая, за что, в какую дату и время и в какой сумме вы передаёте средства.

Если скрылись с места ДТП

Здесь разделим порядок действий для водителя и владельца забора.

Водителю, чтобы избежать административной ответственности за оставление места происшествия, достаточно не попасться инспекторам ДПС в течение срока давности привлечения к ответственности, который составляет 3 месяца с даты происшествия.

При этом, следует учесть следующие обстоятельства:

  • даже если вас вызовут в полицию для дачи показания, вы можете указать, что за рулём были не вы (если, конечно, же по камерам очевидно не удастся доказать вашу причастность), а другой человек, и на основании статьи 51 Конституции РФ отказаться свидетельствовать против себя и своих близких,
  • последствий за неявку в отделение для вас не никаких,
  • но если дело дошло до суда, то судья может назначить принудительный привод.

Обратите внимание, всё вышеуказанное подразумевает административное преследование. Если в ДТП с наездом на забор пострадали люди (в том числе пассажиры вашего авто или пешеходы), то здесь ситуация другая, и просто скрываться вряд ли поможет.

Наезд на забор – скрылись с места ДТП

Что делать в первую очередь при таком ДТП:

  1. вызвать полицию для возбуждения дела,
  2. выяснить, попало ли происшествие в объектив камер (видеорегистраторы свидетелей, камеры наружного наблюдения, в том числе ваших соседей),
  3. если камеры принадлежат организациям или госорганам, подать письменное ходатайство в ГИБДД, где возбуждено административное расследование, об истребовании видеозаписей, при этом, желательно предварительно попросить хозяев камер сохранить запись,
  4. попытатья "по свежим следам" от аварии найти автомобиль, вызвать ГИБДД и сфотографировать повреждения – главная задача здесь – доказать причастность именно этого авто к вашему ДТП.

Сколько стоит забор?

Порядок определения размера ущерба для возмещения виновником можно определить по имеющимся у вас чекам на стройматериал (например, профлист) и документам о проведённых работах по его монтажу.

Если таких документов нет, то придётся заказывать экспертизу, где специалист посчитает, сколько элементов повреждено, и затем по среднерыночны ценам документально подтвердит размер вреда. До экспертизы ремонтировать забор нельзя.

Это всё, разумеется, актуально, если вам не удастся договориться с водителем-виновником без суда.

Кто виноват в ДТП с воротами?

Тот, кто причинил ущерб, как бы абсурдно это ни звучало:

  • если на ворота наехал автомобиль, то вина лежит на водителе, и что делать в таком случае, описано полностью идентично ДТП с забором выше, когда виновен автолюбитель,
  • если створка открылась произвольно, то виноват ответственный за их эксплуатацию и техническое состояние (должностное лицо в организации или хозяин ворот, если это частная территория),
  • если кто-то открывал эти створки и ударил чужую машину, то ответственность лежит именно на нём,
  • а когда и авто двигалось, и ворота открывались/закрывались, то здесь может быть и обоюдная вина, однако, такие дела следует рассматривать в контексте, чьё нарушение конкретно привело к аварии и удалось бы избежать ДТП при отсутствии одного из предполагаемо виновных действий (например, если авто влетело в ворота на большой скорости, то уже не имеет значения, двигались ли их створки – происшествие в любом случае бы произошло).

Виновность и стоимость забора или ворот

Если автомобиль припарковался слишком близко

ПДД предписывают не затруднять и не загораживать въезды и выезды (пункт 12.4). Тем не менее, даже если кто-то открывал ворота, либо они приводятся в действие автоматически, то это не имеет значения. Ответственность, согласно судебной практике 2022 года, лежит именно на воротах.

Что делать?

Увы, но в данном случае, когда вина лежит на владельце ворот, ОСАГО для водителя не работает, потому что этот вид страхования работает в отношении ответственности перед другими при виновности в ДТП. А в данном случае водитель не виновен.

Поэтому требовать возмещения придётся в общегражданском порядке – с ответственного за его причинение. Для этого, в первую очередь, нужно также обязательно вызвать полицию и оформить происшествие. Без документов о ДТП суд с большой долей вероятности не примет правильное для вас решение. Аналогично забору для этого подойдёт и участковый.

Далее либо устно, либо письменным требованием попытайтесь договориться о возмещении вам ущерба. Для оценки здесь подойдёт любой жестянщик из автосервиса, который огласит стоимость ремонта автомобиля.

Если "полюбовно" договориться не удалось, то придётся заказывать экспертизу повреждений. Это платная услуга, но проигравшиая сторона возмещает стоимость в суде. Для оценки вреда следует воспользоваться среднерыночными расценами, а не Единой методикой ОСАГО – в этом случае стоимость запчастей будет больше.

Далее вам нужно подать досудебное требование с приложением результатов экспертизы. И в случае отказа в удовлетворении требования в разумный срок (10-20 дней, которые также указываются в "досудебке") подавать в суд по месту регистрации ответчика.

Можно ли оформить европротокол?

Нет. Одно из условий для оформления без сотрудников ГИБДД – если не причинено вреда иному имуществу, кроме автомобилей, а само происшествие произошло с участием 2 и более машин.

Поэтому, если вы решите разойтись с европротоколом, то в любом случае потерпевший не получит возмещение по ОСАГО.

Несколько важных тонкостей

  • В случае с ДТП с наездом на ворота или забор, когда виноват водитель машины, не работает источник повышенной опасности – это действует только когда автомобиль был таким источником по отношению к пешеходам, пассажирам или велосипедистам.
  • Если вы договорились о добровольном возмещении ущерба, это никак не отменяет состава по лишению прав и крупному штрафу за оставление места ДТП, поэтому поступать так можно только на свой страх и риск.
  • В любом происшествии, где причинён вред, не бывает невиновных по российскому законодательству 2022 года. Даже если машина сама скатилась в сооружение, то вина лежит на том, кто последним управлял.
  • На будущее, даже если вам кажется, что вы попали в обычную аварию с участием 2 автомобилей, обратите внимание на то неочевидное, что ещё могло пострадать: бордюры, столбы, люки, отбойники – даже если на них только царапины, формально это ущерб, и участников ДТП здесь уже более двух.

Читайте также: