Предрейсовый инструктаж для водителей образец

Обновлено: 04.07.2024

Внимание!
Обучение ведется на русском языке

Оценка качества услуг

Независимая система оценки качества оказания услуг организациями

Секретариат

Информация

Дошкольное образование

Последние материалы

Инструкция №15 предрейсовый инструктаж водителя перед перевозкой детей

Представляем инструкцию водителя перед перевозкой детей.

ИНСТРУКЦИЯ №15
предрейсовый инструктаж водителя
перед перевозкой детей на школьных автобусах

Водитель автобуса должен помнить, что при перевозке детей ему доверяется самое дорогое, самое драгоценное, а следовательно, он должен быть здоровым, собранным, чувствовать себя уверенно и выполнять следующие требования:

- остановить автобус, затормозить его ручным тормозом, без промедления выключить двигатель и открыть все двери салона;

- руководить эвакуацией пассажиров из салона автобуса; дать команду сопровождающим и детям исходя из степени угрожающей опасности, о порядке эвакуации из автобуса, создающем наиболее благоприятные условия и исключающем панику;

Команда об эвакуации должна предусматривать:

  • разделение детей, начиная с середины салона, на две группы и направление выхода для каждой группы через ближайшую дверь;
  • первоочередной выход детей, получивших травму;
  • выход остальных детей.

Для детей в автобусах, имеющих только один выход, команда об эвакуации должна предусматривать первоочередной выход детей, получивших травму, а затем выход детей, начиная с задних мест салона автобуса.

В случаях, когда по характеру дорожно-транспортного происшествия (опрокидывание автобуса, пожар в салоне) отсутствует возможность открыть двери или эвакуация через двери не обеспечивает спасения всех пассажиров, водитель автобуса:

Качественная работа профессионального водителя не представляется возможной без мероприятий, связанных с обеспечением безопасности и охраны труда. Особая роль при этом отводится соблюдению правил дорожного движения (ПДД). Иными словами, профилактика нарушений ПДД считается обязательным условием трудовой деятельности любого водителя, занимающегося регулярными перевозками и работающего в автотранспортной компании.

В любой организации, имеющей непосредственное отношение к транспортной логистике, есть специалист по охране труда, одной из обязанностей которого является проведение предрейсового инструктажа для штатных водителей по безопасности дорожного движения (БДД). Процедура такого инструктирования регламентируется отдельными нормами российского законодательства.

Предрейсовый инструктаж необходим, поскольку он способствует обеспечению безопасности на дороге и позволяет ограничить риски, связанные с эксплуатацией транспортного средства.

Когда нужен предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения?

Отдельными положениями трудового законодательства и нормативно-правовыми актами Министерства транспорта РФ определен перечень возможных оснований, при наличии одного из которых осуществляется предрейсовый инструктаж по БДД.

Так, водителя нужно инструктировать перед началом рейса в следующих типичных ситуациях:

  1. Водитель перевозит несовершеннолетних детей. Предрейсовый инструктаж в этом случае всегда проводится для водителя перед каждым его выездом на линию. Особое внимание нужно уделять действиям при чрезвычайных происшествиях и порядку оказания первой медицинской помощи. Важно учесть, что именно водитель отвечает за здоровье и жизнь детей в процессе их перевозки.
  2. Водителю предстоит управлять другим транспортным средством. Необходимость предрейсового инструктирования объясняется в данном случае тем, что новый транспорт имеет свои особенности, связанные с управлением, функционированием и техническим состоянием. Условия вождения могут ощутимо поменяться, если водитель пересаживается с автотранспорта одной категории на транспорт другой категории. Вся информация о новом транспорте предоставляется водителю в рамках предрейсового инструктажа.
  3. Водитель перевозит опасные или, как вариант, крупногабаритные грузы. К опасным грузам, например, могут относиться химические, горючие или пожароопасные вещества. Перед каждым выездом (рейсом) водителя нужно инструктировать, разъясняя специфику перевозимого груза. Сотрудник, который управляет транспортом, должен знать свойства такого груза, правила вождения в данной ситуации, а также меры, которые потребуются для профилактики чрезвычайных происшествий в пути. Чтобы перевозить подобные грузы, у водителя должно быть особое разрешение.
  4. У водителя изменился маршрут. В данной ситуации потребуется инструктирование, касающееся безопасности дорожного движения. Сотруднику следует разъяснить специфику нового маршрута. Внимание необходимо акцентировать на особенностях движения, дорожной обстановке, условиях климата, географии местности.

Так, во всех четырех ситуациях, перечисленных выше, предрейсовый инструктаж по БДД должен проводиться для водителя в обязательном порядке.

В любых других случаях подобное инструктирование может выполняться по инициативе работодателя – руководителя компании, деятельность которой связана с перевозками.

При приеме нового сотрудника на должность водителя с ним должен быть проведен вводный инструктаж по БДД и охране труда.

При смене сезона и климатических условий для повышения безопасности дорожного движения с водителями проводится сезонный инструктаж, с последующим занесением данных о его проведении для водителей в специальный журнал учета.

Также в ряде случае с водительским составом проводится специальный инструктаж, порядок проведения которых нужно организовать с учетом следующих правил.

В каких случаях не проводится?

Перед рейсом водителя можно не инструктировать по вопросам безопасности дорожного движения, если одновременно соблюдаются все нижеперечисленные условия:

  1. Маршрут движения (перевозки) у данного водителя не меняется.
  2. Перевозимый груз не считается опасным или крупногабаритным.
  3. Управляемое транспортное средство остается прежним, то есть не меняется.
  4. Речь не идет о перевозке несовершеннолетних.

Если нет оснований для обязательного предрейсового инструктажа по БДД, руководитель компании вправе самостоятельно инициировать его проведение.

Какие документы нужно оформить для проведения?

Чтобы провести предрейсовый инструктаж водителей, их работодатель должен заранее подготовить следующую документацию:

  1. Приказ руководства о проведении данного инструктирования. Как правило, этот распорядительный акт издается работодателем по инициативе специалиста, занимающегося охраной труда, если на предприятии возникли надлежащие основания (например, будут перевозиться опасные грузы). Приказом должны быть оговорены сроки инструктирования, его периодичность, порядок проведения, круг инструктируемых, список документов-оснований, а также лица, ответственные за процедуру и являющиеся её исполнителями (начальник соответствующего цеха/отдела, специалист по охране труда).
  2. Программа, разработанная специалистом по охране труда в соответствии с типовыми (стандартными) положениями официальных госорганов (Минтруда РФ, Минтранспорта РФ). При этом нужно учесть, что некоторые акты этих госорганов имеют рекомендательный характер. К составлению данной программы привлекается начальник водительского подразделения компании.
  3. Приказ руководства об утверждении разработанной программы предрейсового инструктажа.

Если все вышеперечисленные документы готовы, можно приступать к самому инструктированию водительского состава.

Порядок проведения

На предприятии предрейсовый инструктаж проводится с водителями по следующему алгоритму:

  1. Специалист по охране труда инициирует проведение инструктирование для водительского состава, ссылаясь на соответствующие обстоятельства или обязательные основания.
  2. Руководитель компании издает приказ об инструктировании по безопасности дорожного движения, регламентирующий все организационные моменты данной процедуры.
  3. Специалист по охране труда формирует программу. Начальник водительского подразделения оказывает ему при этом полное содействие.
  4. Составленная программа утверждается распорядительным актом руководителя компании.
  5. С инструктируемыми сотрудниками проводятся теоретические и практические занятия, касающиеся тех или иных аспектов БДД. При этом учитывается специфика основания (обстоятельства), побудившего к проведению такого инструктирования. Например, инструктаж при перевозке детей будет отличаться от процедуры инструктирования при транспортировке опасных (горючих) грузов.

Инструктаж перед рейсом может являться как разовым мероприятием, так и систематической практикой. Это зависит от того, как часто в компании возникают соответствующие основания.

Факт прохождения водителем предрейсового инструктажа фиксируется в регистрационном журнале.

Каждая запись в журнале должна отражать дату обучения, а также подпись инструктируемого водителя и подпись ответственного лица (инструктора).

Выводы

Предрейсовый инструктаж по вопросам обеспечения БДД обязательно проводится для водителей предприятия при наличии соответствующих оснований (обстоятельств).

Данными основаниями являются перевозка несовершеннолетних, перевозка опасных грузов, изменение маршрута, изменение транспортного средства.

Если такие основания отсутствуют, инструктирование может выполняться по инициативе руководства компании, имеющей водительское подразделение.

Процедура оформляется документально – должны быть все приказы руководителя, программа. Факт прохождения четко регистрируется в отдельном журнале. Каждая запись в таком журнале доказывает, что руководство компании неукоснительно соблюдает требования законодательства.

Инструктажи для водителей транспортных средств являются неотъемлемой частью работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Рассмотрим следующие виды инструктажей водителей:

  • Инструктажи по безопасности перевозок (БДД);
  • Инструктажи по охране труда.

Инструктажи по охране труда

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить:

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Инструктажи по охране труда проводятся с абсолютно всеми сотрудниками организации, в том числе и с водителями, и предназначены для предупреждения травматизма и улучшения условий пребывания на рабочих местах.

Руководителям, специалистам в области охраны труда и ответственным за обеспечение БДД, в своей деятельности следует руководствоваться следующим документом:

Разберем эти документы более подробно.

  • Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
  • Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
  • Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
  • Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Вводный инструктаж проходят:

  • все принимаемые на работу лица;
  • командированные в организацию работники выполняющие работы на выделенном участке;
  • работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке;
  • обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику;
  • другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

  • со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
  • с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
  • с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Повторный инструктаж проходят все работники, прошедшие первичный инструктаж, с периодичностью не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится:

  • при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
  • при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);
  • по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

  • На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств (далее — организация-изготовитель) работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Ниже представлен примерный перечень инструкций которые должны быть включены в положение о проведении инструктажей с водителями транспортных средств:

  • Инструкция об особенностях работы водителя в весенне-летний период;
  • Инструкция об особенности работы водителя ТС в осенне-зимний период;
  • Инструкция по мерам безопасности при движении в темное время суток;
  • Инструкция по безопасности движения и технике безопасности для водителей, направленных в командировки и дальние рейсы;
  • Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
  • Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
  • Инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте;
  • Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

Положение о проведении инструктажей вместе с инструкциями необходимо утвердить приказом по организации.

Согласно Постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29:

  • Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Формы журналов не определены, но более конкретно о формах журналов инструктажей по охране труда сказано в ГОСТ 12.0.004-2015 утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст:

Журнал регистрации вводного инструктажа:

  • Дата;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения;
  • Профессия и должность инструктируемого;
  • Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего;
  • Подпись инструктирующего;
  • Подпись инструктируемого.

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый):

  • Дата;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения;
  • Профессия, должность инструктируемого;
  • Вид инструктажа (первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый);
  • Причина проведения внепланового инструктажа;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего, допускающего;
  • Подпись инструктирующего;
  • Подпись инструктируемого;
  • Данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).

Журнал регистрации целевого инструктажа:

  • Дата;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения;
  • Профессия, должность инструктируемого;
  • Причина проведения целевого инструктажа;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего, допускающего;
  • Подпись инструктирующего;
  • Подпись инструктируемого.

Инструктажи по безопасности перевозок

  • На основе Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка.

Согласно пункту 3 Правил, при организации и осуществлении перевозок пассажиров или грузов, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать проведение следующих видов инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов:

Описывать виды инструктажей смысла нет, так как в пунктах 7.1, 7.2, 7.3 и 7.4 приказа Минтранса № 145 всё подробно описано.

Вводный инструктаж

7.1. При приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее — вводный инструктаж).

В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

  • общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
  • требования по безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
  • права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев);
  • порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров;
  • порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость);
  • основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
  • порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
  • документы, необходимые для осуществления перевозок.

Предрейсовый инструктаж

7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).

Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:

  • протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
  • погодные условия движения на маршруте;
  • конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
  • расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
  • безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Сезонный инструктаж

7.3. Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее — сезонные инструктажи).

Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Специальный инструктаж

7.4. При необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее — специальный инструктаж).

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.

Журнал учета инструктажей по безопасности перевозок

Согласно пункту 7 Правил, информация о прохождении инструктажей вносится в Журнал учета инструктажей водителей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Журнал должен содержать следующую информацию:

  • дату проведения инструктажа;
  • вид инструктажа;
  • должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
  • подпись лица, проводившего инструктаж;
  • фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
  • подписи водителей.

Напомню, к организациям эксплуатирующим только легковые автомобили и только для собственных нужд, приказ Минтранса № 145 отношения не имеет. То есть, организации эксплуатирующие только легковые автомобили и только для собственных нужд не обязаны исполнять положения приказа № 145 касающиеся проведения инструктажей по безопасности перевозок.

Итог

Для того чтобы полностью закрыть вопрос инструктажей по охране труда и безопасности перевозок необходимо иметь следующую документацию:

  • Программа вводного инструктажа по охране труда;
  • Программа инструктажа на рабочем месте по охране труда;
  • Инструкции для проведения инструктажей по охране труда;
  • Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
  • Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый);
  • Журнал регистрации целевого инструктажа по охране труда;
  • Программа вводного инструктажа по безопасности перевозок;
  • Программа предрейсового инструктажа по безопасности перевозок;
  • Инструкции для проведения инструктажей по безопасности перевозок (сезонных, эксплуатация в сложных погодных и дорожных условиях, и т.д.);
  • Журнал регистрации инструктажа по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.

Представляю вашему вниманию образец инструкции по безопасности дорожного движения для проведения инструктажа водителя при выполнении им работ согласно профессии и квалификации.

Инструкция состоит из следующих разделов

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по безопасности дорожного движения для водителя.

1.2. Водителю необходимо выполнять требования по безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.3. На водителя могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

вредные вещества (антифриз и другие);

недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.4. Водитель извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.5. К работе водителем допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.6. Водителю необходимо проходить обучение по охране труда в виде: вводного, предрейсового, периодического, сезонного, специального инструктажей.

1.7. Допуск водителей к работе на линию без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

1.8. Организация инструктажа, контролирование его полноты своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия,

1.9. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждаются приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале или в личной карточке водителя.

2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

2.1. Вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие.

2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасности движения;

порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

3. ПРЕДРЕЙСОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ

3.1. Предрейсовый инструктаж проводится с водителями, обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристско-экскурсионных).

3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник колонны (отряда).

3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие сведения:

условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

состояние погодных условий;

режим движения, организация отдыха и приема пищи;

порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

особенности перевозки детей и учащихся.

3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

переводе водителей на другую марку автомобилей;

управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

4. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУКТАЖ

4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии,

4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения ежемесячно по графику, утвержденному руководителем предприятия.

4.3. Периодический инструктаж содержит:

информацию водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

осуществление противоугонных и противопожарных мер;

действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

5. СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ

5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля, в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

6. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

6.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях:

при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

при получении информации о совершенных происшествиях;

при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

7. ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ

удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

регистрационные документы на транспортное средство (техталон, техпаспорт и т.д.);

путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз, а также лицензионную карточку.

7.2. Водитель обязан:

перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

7.3. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), негорящих фарах и задних габаритных огнях (на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), не действующем со стороны водителя стеклоочистителе (во время дождя или снегопада).

проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;

предоставлять транспортное средство:

- сотрудникам ГИБДД для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезду к месту стихийного бедствия;

- сотрудникам ГИБДД, федеральных органов государственной безопасности;

- медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи;

- медицинским работникам, сотрудникам полиции и федеральных органов государственной безопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

7.4. Водитель у лиц, воспользовавшихся транспортным средством, должен потребовать справку или произвести запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования организации, а от медицинских работников получить талон установленного образца.

7.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);

не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации места объезда ДТП;

сообщить о случившемся в милицию и в свое предприятие;

записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.

7.6. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, болезненном или утомленном состоянии, не записанным в путевом листе и не имеющим при себе водительского удостоверения данной категории транспортного средства;

оставлять на дороге предметы (груз), создающие помехи для движения других транспортных средств.

7.7. При выезде на линию водитель обязан:

следовать только по указанному маршруту. Соблюдать установленные нормы вместимости автобуса и грузоподъемности автомобиля;

начинать движение и двигаться только с закрытыми дверями автомобиля, кроме предусмотренных случаев движения с открытыми дверями (по ледовым переправам);

избегать резких маневров, плавно трогаться с места и так же плавно тормозить, увеличивать и замедлять скорость движения постепенно, не делать крутых поворотов;

поддерживать скорость движения с учетом дорожных, погодных условий и требований дорожных знаков;

при возникновении неисправности автомобиля, угрожающей безопасности движения, принять меры к ее устранению, а если это невозможно, вызвать техническую помощь;

во время движения не отвлекаться от управления автомобилем, не вступать в разговоры с пассажирами, не оставлять рабочее место до полной остановки автомобиля;

при вынужденной остановке убедиться, что автомобиль находится в безопасности и не создает помех для других транспортных средств, заглушить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить низшую передачу, а в горных условиях, кроме того, подложить под колеса башмаки (лучше клиновидные);

на спусках не разобщать трансмиссию от двигателя, перед затяжными спусками-подъемами остановиться для проверки действия тормозов;

при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости, не меняя полосы движения, немедленно снизить скорость, включить аварийную световую сигнализацию и остановиться;

в случае дорожно-транспортного происшествия оказать помощь пострадавшим и как можно скорее сообщить о случившемся на свое предприятие и в ГИБДД;

выполнять указания ГИБДД - по требованию остановить автомобиль и предъявить путевую документацию, соблюдая правила остановки;

в темное время суток и при недостаточной видимости включить фары дальнего или ближнего света;

не продолжать движение в дремотном состоянии;

при движение не пользоваться разгоном-накатом, не отсоединять двигатель от трансмиссии, за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при скорости движения не более 40 км в час;

проезжать остановки общественного транспорта и пешеходные переходы, двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, или остановиться, пропустить пешеходов, вступивших на переход;

7.8. Водителю запрещается:

превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой автомобиля, а также указанную на опознавательном знаке "Ограничение скорости", установленном на автомобиле;

перевозка людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля,

Шобохонова М. В.

В практику российских организаций и ИП вернулись инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, какие виды инструктажей необходимо организовать, какие требования установлены к инструктирующему

Для кого обязательны инструктажи по БДД

Новые правила Минтранс утвердил Приказом № 145 от 30.04.2021. Требования обязательны для физических лиц, которые работают на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и ИП, которые:

  • работают на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
  • работают на основании договора перевозки грузов;
  • перевозят людей и грузы автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Эти работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение БДД и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.

Новые правила не действуют в отношении:

  • органов государственной и муниципальной власти,
  • аварийно-спасательных служб,
  • иностранных (международных) грузовых и пассажирских перевозок,
  • перевозок грузов внутренним промышленным транспортом.

Какие инструктажи по БДД должен проводить работодатель

Работодатели обязаны организовывать инструктажи четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Программа инструктажа по БДД зависит от его вида.

  1. Вводный инструктаж проводится при приеме на работу.

В этот момент водитель получает сведения о видах перевозок, особенностях грузов, составе пассажиров, установленных в этой организации. На вводном инструктаже знакомят с нормами загрузки грузовых транспортных средств, рассказывают о типичных для организации рисках, наиболее частых причинах аварий.

В программу нужно также включить алгоритм действий в случае дорожно-транспортного происшествия, инструкцию о том, как вызвать аварийного комиссара в рамках обязательного страхования гражданской ответственности и сообщить об этом ответственным сотрудникам работодателя. Во время вводного инструктажа расскажите и о порядке предрейсового медосмотра на вашем предприятии.

  1. Предрейсовый инструктаж. Если в этот день по одному маршруту несколько рейсов, инструктаж проводят при первом выезде. Если маршруты разные — перед каждым рейсом.

Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать, какова протяженность маршрута, в каких дорожных условиях придется управлять ТС, какие опасные участки встретятся по пути и как обеспечить свою безопасность и безопасность перевозимых грузов или пассажиров.

  1. Сезонные инструктажи проводятся два раза в год: весной и осенью.

Во время весеннего инструктажа рассказывают о том, как двигаться в условиях таяния снега, возможных подтоплений, схода лавин. На осеннем инструктаже — об особенностях работы в условиях гололеда, снегопада, тумана, пониженной видимости, при движении по ледовым переправам.

Сезонные инструктажи содержат сведения о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении и в случае ДТП.

  1. Специальный инструктаж по БДД проводится при вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на работу водителей. Например, меняют правила движения в составе сопровождаемой колонны или детских перевозок.

Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД

Богданова

Татьяна Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда:

Для проведения всех видов инструктажей работодатель обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательным условием является успешная аттестация сотрудника (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283).

Квалификационные требования к назначаемому сотруднику:

Как оформить инструктажи с водителями

Работодателям придется завести журнал учета инструктажей водителей, где отмечать все проведенные мероприятия. В журнале надо указать дату и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы проводившего инструктаж, фамилии и инициалы проинструктированных водителей и их подписи. Правила допускают применение электронной цифровой подписи, если работодатель уже ввел электронное оформление инструктажей.

Мы рекомендуем расширить объем журнала. Если работодатель решит вести инструктажи в электронном виде, то и журнал должен содержать ЭЦП ответственного и водителя. Для крупного бизнеса это выгодно, а ИП могут проводить инструктажи и в бумажном виде.

Пример заполнения журнала инструктажей по БДД вы найдете в нашей шпаргалке.

Читайте также: