При установке пожарного автомобиля на водоисточник водитель обязан

Обновлено: 02.07.2024

При установке пожарных автомобилей на водоисточники необходимо обращать внимание на согласованность действий водителя, пожарных и соблюдение ими • правил техники безопасности. Водителю следует снимать всасывающие рукава только после того, как колонщик подойдет к насосу и будет подготовлен для снятия всасывающих рукавов, во избежание попадания рукавов не мешать им снимать заднюю рукавную катушку и выдвижную лестницу.

Отработку упражнений с использованием гидроэлеватора следует проводить на небольших расстояниях от цистерны до водоема. Воду забирают с небольшой глубины водоема, в дальнейшем расстояние и глубину его надо увеличивать.

При выполнении упражнений отделение строят - в одну шеренгу, между насосом и водоисточником, при работе с водоуборочным гидроэлеватором - у водоема фронтом к работающему расчету. Особое ' внимание командир отделения должен обратить на действия водителя, от которого зависит регулирование подачи воды к гидроэлеватору и работающим стволам.

Установка колонки на гидрант. Для установки колонки на гидрант автомобиль ставят в 3- 3,5 м от гидранта насосом к нему. По команде "Колонку - ставь" пожарный берет с автомобиля крюк для открывания крышки колодца, подбегает к гидранту, подхватывает крюком ушко крышки и сильным рывком отбрасывает ее на землю. Крюк кладет на землю, опускается на колено, снимает крышку гидранта. Затем возвращается к автомобилю, открепляет колонку и подносит ее к гидранту, ставит на стояк гидранта, вращает колонку по ходу часовой .стрелки до отказа (рис. 10). Ручку центрального ключа берет обеими руками и плавно вращает против часовой стрелки (справа налево), в результате чего стояк гидранта и колонка наполняются водой.


Рис. 10. Установка колонки на гидрант

Для подачи воды от колонки в насос через всасывающие рукава или в напорную линию по команде "Воду - дать" пожарный открывает запорные вентили колонки. Вода поступает от колонки по всасывающим рукавам к насосу.

По команде "Колонку - убрать" пожарный берется обеими руками за ручку центрального ключа и вращением по ходу часовой стрелки (слева направо) закрывает клапан гидранта. Затем за патрубки колонки вращает колонку сплава налево до отказа, поднимает колонку вверх, подносит ее к автомобилю, укладывает в ящик. После этого возвращается к гидранту, закрывает откидную крышку стояка и крышку колодца гидранта.

Установка автонасоса (автоцистерны) на гидрант. Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта. Автонасос (автоцистерна) ставится на гидрант по команде "Автонасос (автоцистерну) на гидрант № (указать способ соединения насоса с гидрантом) - ставь".

При соединении насоса с колонкой двумя мягкими рукавами пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, затем берет два мягких рукава из ящика автомобиля и присоединяет их к патрубкам колонки, водитель отсоединяет заглушку, присоединяет водосборник •к всасывающему патрубку насоса, присоединяет мягкие рукава к водосборнику. Затем пожарный наполняет стояк гидранта и колонку водой, открывает вентиль колонки, водитель готовит насос для подачи воды в напорную рукавную линию.

Пуск воды в рукавную линию от насоса производится по команде "Воду (указать давление) - дать". Водитель открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, затем другого и постепенно дает двигателю необходимую частоту вращения, доводя давление по манометру до величины, указанной в команде.

Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Водитель переводит работу двигателя на малую частоту вращения, выключает сцепление двигателя с насосом и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводят на малую частоту вращения и вентиль напорного патрубка насоса закрывают.

По команде "Отбой" автонасос (автоцистерна) снимается с водоисточника.

Установка автонасоса (автоцистерны) на водоем. По команде "Автонасос (автоцистерну) на водоем № (указать количество всасывающих рукавов) - ставь" водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка насоса, становится на подножку автомобиля, освобождает крепление всасывающих рукавов. Пожарный подбегает к автомобилю, берет из ящика всасывающую сетку, с веревкой, относит их к водоему и кладет на землю, подбегает к автомобилю, останавливается против водителя и вместе с ним снимает (последовательно один за другим) всасывающие рукава, которые кладут на землю - один у насоса, второй - за первым в сторону водоисточника; водитель подбегает к насосу, поднимает рукав, присоединяет его к всасывающему патрубку и, заворачивает ключом до отказа головку. Пожарный поднимает обеими руками рукав, зажимает его коленями и присоединяет к нему сетку, затем водитель и пожарный соединяют рукава между собой и завинчивают головку. После этого пожарный берет сетку с концом рукава, разматывает веревку, опускает рукав в воду так, чтобы она покрыла сетку, и привязывает свободный конец веревки за любой ближайший предмет. Водитель готовит насос для подачи воды в рукавную линию.

Забор воды из открытого водоисточнику с помощью гидроэлеватора Г-600. По команде "Автоцистерну для забора воды из водоема (реки) при помощи гидроэлеватора - ставь" пожарный № 1 прокладывает рукавную линию Л от насоса к гидроэлеватору. Пожарный № 2 берет гидроэлеватор, подносит к водоему, присоединяет рукава к гидроэлеватору, опускает его в водоем, наблюдает за работой гидроэлеваторной системы. Пожарный № 3 прокладывает рукав Л от гидроэлеватора к автоцистерне. Пожарный № 4 опускает рукав Л в горловину цистерны и следит за уровнем воды в цистерне. Водитель готовит насос для забора воды и при полной готовности гидроэлеваторной системы включает в работу насос.

Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем. Расчет 3 человека - водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде "Пожарную насосную станцию на водоем - ставь" моторист-дизелист- включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку от моториста, относит ее на 8 м от насоса в сторону водоисточника, кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки. Затем водитель отвинчивает заглушки от всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав, моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса и поддерживают рукав так, чтобы при навинчивании рукава на всасывающий патрубок насоса не было перекосов, присоединяют его к всасывающему патрубку, водитель завинчивает ключом накидную гайку до отказа. Снимают второй рукав и кладут его между всасывающей сеткой и рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, а водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго рукава. Далее моторист и пожарный соединяют всасывающую сетку с рукавом. Моторист держит рукав, пожарный- сетку, водитель соединяет сетку с рукавом.

Пожарный присоединяет трос лебедки к середине 2-РО всасывающего рукава. Водитель и моторист при помощи лебедки поднимают всасывающий рукав и сетку 'на нужную высоту для забрасывания сетки в водоем.

Затем водитель садится в кабину, подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдает за движением автомобиля и рукавов, после чего моторист и пожарный при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее 1 м. Водитель готовит насос для забора воды. По команде "Отбой" пожарная насосная станция снимается с водоема. Производятся действия, обратные установке станции на водоем.

Установка переносной и прицепной мотопомп на водоем с подачей воды. Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу (указывается место) - ставь". Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу;

переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.

Прицепную мотопомпу устанавливает на - водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу на водоем - ставь". Моторист и пожарный отсоединяют мотопомпу от автомобиля; пожарный присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем, моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.

Пуск воды в рукавную линию производится по команде "Воду (указывается давление) -дать". Водитель (моторист) заводит мотопомпу, забирает воду, повышает давление, открывает вентиль напорного патрубка насоса и постепенно повышает давление, указанное в команде.

Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами "Давление три (четыре, пять) и т. д. - дать". Водитель (моторист), регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление в насосе. Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Моторист переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с мотопомпой и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. &о команде "Мотопомпу - убрать" моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.

Определение тактических возможностей пожарных подразделений с установкой их машин на водоисточники

Подразделения, вооруженные пожарными автоцистернами, осуществляют боевые действия на пожарах с установкой машин на водоисточники в случаях, когда водоисточник находится рядом с горящим объектом (примерно до 40 - 50 м), а также когда запаса огнетушащих средств, вывозимых на машине, не достаточно для ликвидации пожара и сдерживания распространения огня на решающем направлении. Кроме того, с водоисточников работают подразделения на автоцистернах после израсходования запаса огнетушащих средств, а также по распоряжению руководителя тушения пожара, когда они прибывают на пожар по дополнительному вызову. Пожарные автонасосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные насосные станции, мотопомпы и другие пожарные машины, которые не доставляют на пожар запас воды, устанавливаются на водоисточники во всех случаях.

При установке пожарных машин на водоисточники тактические возможности подразделений значительно возрастают. Основными показателями тактических возможностей подразделений с установкой машин на водоисточники являются: предельное расстояние по подаче огнетушащих средств, продолжительность работы пожарных стволов и генераторов на водоисточниках с ограниченным запасом воды, возможные площадь тушения горючих жидкостей и объем в здании при заполнении его воздушно-механической пеной средней кратности.

Предельным расстоянием по подаче огнетушащих средств на пожарах считают максимальную длину рукавных линий от пожарных машин, установленных на водоисточники, до разветвлений, расположенных у места пожара, или до позиций стволов (генераторов), поданных на тушение. Число водяных и пенных стволов (генераторов), подаваемых отделением на тушение пожаров, зависит от предельного расстояния, численности боевого расчета, а также от сложившейся обстановки.

Для работы со стволами в различной обстановке требуется неодинаковое количество личного состава. Так, при подаче одного ствола Б на уровне земли необходим один человек, а при подъеме его на высоту - не менее двух. При подаче одного ствола А на уровне земли нужно два человека, а при подаче его на высоту или при работе со свернутым насадком - не менее трех человек. Для подачи одного ствола А или Б в помещения с задымленной или отравленной средой требуется звено газодымозащитников и пост безопасности, т. е. не менее четырех человек и т. д. Следовательно, число приборов тушения, работу которых может обеспечить отделение, определяется конкретной обстановкой на пожаре.

Предельное расстояние для наиболее распространенных схем боевого развертывания (см. рис. 3.2) определяют по формуле:

где l пр - предельное расстояние, м; H н - напор на насосе, м; H пр - напор у разветвления, лафетных стволов и пеногенераторов. м (потери напора в рабочих линиях от разветвления в пределах двух - трех рукавов во всех случаях не превышает 10 м, поэтому напор у разветвления следует прини­мать на 10 м больше, чем напор у насадка ствола, присоединенного к данному разветвлению); ± Z м - наибольшая высота подъема (+) или спуска (—) местности на предельном расстоянии, м; ± Z пр - наибольшая высота подъема или спуска приборов тушения (стволов, пеногенераторов) от места установки разветвления или прилегающей местности на пожаре, м; S - сопротивление одного пожарного рукава (см. табл. 4.5); Q 2 - суммарный расход воды одной наиболее загруженной магистральной рукавной линии, л/с; SQ 2 - потери напора в одном рукаве магистральной линии, м (приведены в табл. 4.8).

Полученное расчетным путем предельное расстояние по подаче огнетушащих средств, следует сравнить с запасом рукавов для магистральных линий, находящихся на пожарной машине, и с учетом этого откорректировать расчетный показатель. При недостатке рукавов для магистральных линий на пожарной машине необходимо организовать взаимодействие между подразделениями, прибывшими к месту пожара, обеспечить прокладку линий от нескольких подраз­делений и принять меры к вызову рукавных автомобилей.

Продолжительность работы приборов тушения зависит от запаса воды в водоисточнике и пенообразователя в заправочной емкости пожарной машины. Водоисточники, которые используют для тушения пожаров, условно подразделяются на две группы: водоисточники с неограниченным запасом воды (реки, крупные водохранилища, озера, водопроводные сети) и водоисточники с ограниченным запасом воды (пожарные водоемы, брызгательные бассейны, градирни, водонапорные башни и др.).

Продолжительность работы приборов тушения от водоисточников с ограниченным запасом воды определяют по формуле:

где V в - запас воды в водоеме, л; N пр - число приборов (стволов, генераторов), поданных от всех пожарных машин, установленных на донный водоисточник; Q пр - расход воды одним прибором, л/с.

Продолжительность работы пенных стволов и генераторов зависит не только от запаса воды в водоисточнике, но и от запаса пенообразователя в заправочных емкостях пожарных машин или доставленного на место пожара. Продолжительность работы пенных стволов и генераторов по запасу пенообразователя определяют по формуле;

где V по - запас пенообразователя в заправочных емкостях пожарных машин. л; N СВП(ГПС) - число пенных стволов или генераторов, поданных от одной пожарной машины, шт.; Q СВП(ГПС) – расход пенообразователя одним пенным стволом или генератором, л/с.

По формуле (3.11) определяют время работы пенных стволов и генераторов от пожарных автоцистерн без установки их на водоисточники, когда количество воды на машине достаточно для полного расхода пенообразователя, находящегося в баке.

Возможные площади тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей при установке пожарных машин на водоисточники определяют по формуле (3.6). Вместе с тем надо помнить, что объем раствора определяют с учетом израсходования всего пенообразо­вателя из пенобака пожарной машины по формуле (3.5) или

где Кр-ра - количество раствора, получаемого из1 л пенообразователя (Кр-ра = К + 1 при 4 %-ном растворе Кр-ра = 25 л, при 6 %-ном Кр-ра = 16,7л )

Возможный объем тушения пожара (локализации) определяют по формуле (3.8). При этом количество раствора находят по формулам (3.5) или (3.12), а объем пены - по (3.7).

Для ускоренного вычисления объема воздушно-механической пены низкой и средней кратности, получаемой от пожарных машин с установкой их на водоисточник при расходе всего запаса пенообразователя, используют следующие формулы.

При тушении пожара воздушно-механической пеной низкой кратности (К = 10), 4- и 6 %-ном водном растворе пенообразователя:

где V п - объем пены, м 3 ; V по - объем пенообразователя пожарной машины, л; 4 и 6 - количество пенообразователя, л, расходуемого для получения 1 м 3 пены соответственно при 4- и 6 %-ном растворе.

При тушении пожара воздушно-механической пеной средней кратности (К = 100), 4- и 6 %-ном водном растворе пенообразователя

Ориентировочно можно считать, что при работе пенных стволов и генераторов с напором на них 40 м получаем 4 %-ный раствор пенообразователя, а с напором 60 м - 6 %-ный раствор.

Примеры. Обосновать основные тактические возможности отделения, вооруженного насосно-рукавным автомобилем АНР-40(130) 127А.

1. Определить предельное расстояние по подаче одного ствола А с диаметром насадка 19 мм и двух стволов Б с диаметром насадка 13 мм, если напор у стволов 40 м, а максимальный подъем их 12 м, высота подъема местности составляет 8 м, рукава прорезиненные диаметром 77 мм:

l пр = [ H н – ( H пр ± Z м ± Z пр)/ SQ 2 ] ´ 20 =[100 — (50 + 8 + 12)/0,015 ´ 14,8 2 ] ´ 20 =180 м.

Полученное предельное расстояние сравним с числом рукавов на АНР-40(130) 127А (33 рук. ´ 20 м = 660 м).

Следовательно, отделение, вооруженное АНР(130)127А, обеспечивает работу стволов по указанной схеме, так как число рукавов, имеющихся на машине, превышает предельное расстояние по расчету.

2. Определить продолжительность работы двух стволов А с диаметром насадка 19 мм и четырех стволов Б с диаметром насадка 13 мм при напоре у стволов 40 м, если АНР-40(130)127А установлен на водоем с запасом воды 50 м3:

t =0,9 V в/ N пр Q пр 60 = 0,9 ´ 50 ´ 1000/(2 ´ 7,4+4 ´ 3,7) ´ 60 = 25 мин.

3. Определить продолжительность работы двух ГПС-600 от АНР-40(130)127А, установленного на реку, если напор у генераторов 60 м.

По табл. 3.30 находим, что один ГПС-600 при напоре 60м расходует пенообразователя 0,36 л/с

t = V по/ N ГПС Q ГПС 60 = 350/2 ´ 0,36 ´ 60 = 8,1 мин.

4. Определить возможную площадь тушения горючих жидкостей воздушно-механической пеной низкой кратности. Для этой цели необходимо найти 6 %-ный объем раствора по формуле (3.5)

5. Определить возможную площадь тушения керосина пеной средней кратности

в. Определить возможную площадь тушения бензина воздушно-механической пеной средней кратности

7. Определить возможный объем тушения (локализации) воздушно-механической пеной средней кратности, если использовался 4 %-ный раствор пенообразователя при коэффициенте заполнения К3 = 2,5. Определяем объем раствора и объем пены

V п = V р-ра К = 8750 ´ 100 = 875000 л или 875 м 3 ;

V т = V п /К = 875/2,5 = 350 м 3 .

Следовательно, отделение, вооруженное АНР-40(130)127А, при установке машины на водоисточник может обеспечить работу ручных и лафетного стволов, одного - двух ГПС-600 или СВП-4 в течение 16 - 8 мин, потушить горючую жидкость воздушно-механической пеной низкой кратности на площади до 65 м 2 , а пеной средней кратности на площади до 200 м 2 , ликвидировать горение легковоспламеняющейся жидкости пеной средней кратности до 120 м 2 и ликвидировать (локализовать) пожар пеной средней кратности при 4 %-ном растворе пенообразователя в объеме до 350 м 3 .

Таким образом, зная методику обоснования тактических возможностей пожарных подразделений с установкой пожарных машин на водоисточники, можно заблаговременно определить возможный объем боевых действий на пожаре и организовать успешное их осуществление.

Перекачку воды насосами пожарных машин применяют, если рас­стояние от водоисточника до места пожара велико (до 2 км), напор, развиваемый одним насосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и для создания рабочих пожарных струй.

Перекачка применяется также, если невозможен подъезд к водоисточнику для пожарных автомобилей (при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах, при вымерзании пруда или реки у берегов и т.д.). Для этого способа перекачки применяют переносные технические устройства с уста­новленными на них насосами (переносные пожарные мотопомпы).


Рис. 1. Схема подачи воды в перекачку


Hн = 90÷100 м – напор на насосе АЦ,

Hразв = 10 м – потери напора в разветвлении и рабочих рукавных линиях,

Hст = 35÷40 м – напор перед стволом,

Hвх ≥ 10 м – напор на входе в насос следующей ступени перекачки,

Zм – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) местности (м),

Zст – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) стволов (м),

S – сопротивление одного пожарного рукава,

Q – суммарный расход воды в одной из двух наиболее загруженной магистральной рукавной линии (л/с),

L – расстояние от водоисточника до места пожара (м),

Nрук – расстояние от водоисточника до места пожара в рукавах (шт.).

Пример . Для тушения пожара необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм, максимальная высота подъема стволов 10 м. Ближайшим водоисточником является пруд, расположенный на расстоянии 1,5 км от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 12 м. Определить количество автоцистерн АЦ−40(130) для перекачки воды на тушение пожара.

Решение:

1) Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.

2) Определяем предельное расстояние от места пожара до головного пожарного автомобиля в рукавах.

NГОЛ = [HН − (НР ± ZМ ± ZСТ )] / SQ 2 = [90 − (45 + 0 + 10)] / 0,015 · 10,5 2 = 21,1 = 21.

3) Определяем предельное расстояние между пожарными автомобилями, работающими в перекачку, в рукавах.

NМР = [HН − (HВХ ± ZМ )] / SQ 2 = [90 − (10 + 12)] / 0,015 · 10,5 2 = 41,1 = 41.

4) Определяем расстояние от водоисточника до места пожара с учетом рельефа местности.

NР = 1,2 · L/20 = 1,2 · 1500 / 20 = 90 рукавов.

5) Определяем число ступеней перекачки

6) Определяем количество пожарных автомобилей для перекачки.

NАЦ = NСТУП + 1 = 2 + 1 = 3 автоцистерны

7) Определяем фактическое расстояние до головного пожарного автомобиля с учетом установки его ближе к месту пожара.

NГОЛ ф = NР − NСТУП · NМР = 90 − 2 · 41 = 8 рукавов.

Следовательно, головной автомобиль можно приблизить к месту пожара.

Однако при Zм > 40 метров данный способ не совсем верный, подробнее можно прочитать в статье Расчет сил и средств для перекачки огнетушащих веществ к месту пожара на местности с подъемом

Методика расчета потребного количества пожарных автомобилей для подвоза воды к месту тушения пожара.

Если застройка сгораемая, а водоисточники находятся на очень боль­шом расстоянии, то время, затраченное на прокладку рукавных линий, будет слишком большим, а пожар скоротечным. В таком случае лучше подвозить воду автоцистернами с параллельной организацией перекачки. В каждом конкретном случае необходимо решать тактическую задачу, при­нимая во внимание возможные масштабы и длительность пожара, рас­стояние до водоисточников, скорость сосредоточения пожарных автомо­билей, рукавных автомобилей и другие особенности гарнизона.

Подвоз воды осуществляется при удалении водоисточника на расстоянии более 2 км или, если имеются сложности в заборе воды и отсутствии технических средств, позволяющих забрать воду в неблаго­приятных условиях.


L – расстояние от места пожара до водоисточника (км);

1 – минимальное количество АЦ в резерве (может быть увеличено);

Vдвиж – средняя скорость движения АЦ (км/ч);

Wцис – объем воды в АЦ (л);

Qп – средняя подача воды насосом, заправляющим АЦ, или расход воды из пожарной колонки, установленной на пожарный гидрант (л/с);

Nпр – число приборов подачи воды к месту тушения пожара (шт.);

Qпр – общий расход воды из приборов подачи воды от АЦ (л/с).


Рис. 2. Схема подачи воды способом подвоза пожарными автомобилями.

Подвоз воды должен быть бесперебойным. Следует иметь в виду, что у водоисточников необходимо (в обязательном порядке) создавать пункт заправки автоцистерн водой.

Пример. Определить количество автоцистерн АЦ−40(130)63б для подвоза воды из пруда, расположенного в 2 км от места пожара, если для тушения необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм. Заправку автоцистерн осуществляют АЦ−40(130)63б, средняя скорость движения автоцистерн 30 км/ч.

Решение:

  1. Определяем время следования АЦ к месту пожара или обратно.

tСЛ = L · 60 / VДВИЖ = 2 · 60 / 30 = 4 мин.

2) Определяем время заправки автоцистерн.

tЗАП = VЦ /QН · 60 = 2350 / 40 · 60 = 1 мин.

3)Определяем время расхода воды на месте пожара.

t РАСХ = VЦ / NСТ · QСТ · 60 = 2350 / 3 · 3,5 · 60 = 4 мин.

4) Определяем количество автоцистерн для подвоза воды к мусту пожара.

NАЦ = [(2tСЛ + tЗАП ) / tРАСХ ]+ 1 = [(2 · 4 + 1) / 4] + 1 = 4 автоцистерны.

Методика расчета подачи воды к месту тушения пожара с помощью гидроэлеваторных систем.

При наличии заболоченных или густо заросших берегов, а так же при значительном расстоянии до поверхности воды (более 6,5-7 метров), превышающем глубину всасывания пожарного насоса (высокий крутой берег, колодцы и т.п.) необходимо применять для забора воды гидроэлеватор Г-600 и его модификации.

1) Определим требуемое количество воды VСИСТ, необходимое для запуска гидроэлеваторной системы:

VСИСТ = NР ·VР ·K ,

NР = 1,2·(L + ZФ) / 20,

где NР − число рукавов в гидроэлеваторной системе (шт.);

VР − объем одного рукава длиной 20 м (л);

K − коэффициент, зависящий от количества гидроэлеваторов в системе, работающей от одной пожарной машины (К = 2 – 1 Г-600, K =1,5 – 2 Г-600);

L – расстояние от АЦ до водоисточника (м);

ZФ – фактическая высота подъема воды (м).

Определив требуемое количество воды для запуска гидроэлеваторной системы, сравнивают полученный результат с запасом воды, находящимся в пожарной автоцистерне, и выявляют возможность запуска данной системы в работу.

2) Определим возможность совместной работы насоса АЦ с гидроэлеваторной системой.

И = QСИСТ / QН ,

QСИСТ = NГ (Q1 + Q2),

где И — коэффициент использования насоса;

QСИСТ − расход воды гидроэлеваторной системой (л/с);

QН − подача насоса пожарного автомобиля (л/с);

NГ − число гидроэлеваторов в системе (шт.);

Q1 = 9,1 л/с − рабочий расход воды одного гидроэлеватора;

Q2 = 10 л/с − подача одного гидроэлеватора.

При И 2 ) · 20 (м),

где HН − напор на насосе пожарного автомобиля, м;

НР − напор у разветвления (принимается равным: НСТ +10) , м;

ZМ − высота подъема (+) или спуска (−) местности, м;

ZСТ − высота подъема (+) или спуска (−) стволов, м;

S − сопротивление одного рукава магистральной линии

Q − суммарный расход из стволов, подсоединенных к одной из двух наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.

Таблица 1.

Определение напора на насосе при заборе воды гидроэлеватором Г−600 и работе стволов по соответствующим схемам подачи воды на тушение пожара.


6) Определим общее количество рукавов в выбранной схеме:

NР = NР .СИСТ + NМРЛ ,

где NР.СИСТ − число рукавов гидроэлеваторной системы, шт;

NМРЛ − число рукавов магистральной рукавной линии, шт.

Пример. Для тушения пожара необходимо подать два ствола соответственно в первый и второй этажи жилого дома. Расстояние от места пожара до автоцистерны АЦ−40(130)63б, установленной на водоисточник, 240 м, подъем местности составляет 10 м. Подъезд автоцистерны до водоисточника возможен на расстояние 50 м, высота подъема воды составляет 10 м. Определить возможность забора воды автоцистерной и подачи ее к стволам на тушение пожара.

Решение:

1) Принимаем схему забора воды с помощью гидроэлеватора (см. рис. 3).


Рис. 3. Схема забора воды гидроэлеватором Г-600.

2) Определяем число рукавов, проложенных к гидроэлеватору Г−600 с учетом неровности местности.

NР = 1,2· (L + ZФ) / 20 = 1,2 · (50 + 10) / 20 = 3,6 = 4

Принимаем четыре рукава от АЦ до Г−600 и четыре рукава от Г−600 до АЦ.

3) Определяем количество воды, необходимое для запуска гидроэлеваторной системы.

VСИСТ = NР ·VР ·K = 8· 90 · 2 = 1440 л 2 ) · 20 = [80 − (46 +10 + 6) / 0,015 · 7 2 ] · 20 = 490 м.

Следовательно, насос автоцистерны будет обеспечивать работу стволов т.к. 490 м> 240 м.

7) Определяем необходимое количество пожарных рукавов.

NР = NР .СИСТ + NМРЛ = NР .СИСТ + 1,2 L / 20 = 8 + 1,2 · 240 / 20 = 22 рукава.

Перекачку воды насосами пожарных машин применяют, если рас­стояние от водоисточника до места пожара велико (до 2 км), напор, развиваемый одним насосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и для создания рабочих пожарных струй.

Перекачка применяется также, если невозможен подъезд к водоисточнику для пожарных автомобилей (при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах, при вымерзании пруда или реки у берегов и т.д.). Для этого способа перекачки применяют переносные технические устройства с уста­новленными на них насосами (переносные пожарные мотопомпы).


Рис. 1. Схема подачи воды в перекачку


Hн = 90÷100 м – напор на насосе АЦ,

Hразв = 10 м – потери напора в разветвлении и рабочих рукавных линиях,

Hст = 35÷40 м – напор перед стволом,

Hвх ≥ 10 м – напор на входе в насос следующей ступени перекачки,

Zм – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) местности (м),

Zст – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) стволов (м),

S – сопротивление одного пожарного рукава,

Q – суммарный расход воды в одной из двух наиболее загруженной магистральной рукавной линии (л/с),

L – расстояние от водоисточника до места пожара (м),

Nрук – расстояние от водоисточника до места пожара в рукавах (шт.).

Пример . Для тушения пожара необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм, максимальная высота подъема стволов 10 м. Ближайшим водоисточником является пруд, расположенный на расстоянии 1,5 км от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 12 м. Определить количество автоцистерн АЦ−40(130) для перекачки воды на тушение пожара.

Решение:

1) Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.

2) Определяем предельное расстояние от места пожара до головного пожарного автомобиля в рукавах.

NГОЛ = [HН − (НР ± ZМ ± ZСТ )] / SQ 2 = [90 − (45 + 0 + 10)] / 0,015 · 10,5 2 = 21,1 = 21.

3) Определяем предельное расстояние между пожарными автомобилями, работающими в перекачку, в рукавах.

NМР = [HН − (HВХ ± ZМ )] / SQ 2 = [90 − (10 + 12)] / 0,015 · 10,5 2 = 41,1 = 41.

4) Определяем расстояние от водоисточника до места пожара с учетом рельефа местности.

NР = 1,2 · L/20 = 1,2 · 1500 / 20 = 90 рукавов.

5) Определяем число ступеней перекачки

6) Определяем количество пожарных автомобилей для перекачки.

NАЦ = NСТУП + 1 = 2 + 1 = 3 автоцистерны

7) Определяем фактическое расстояние до головного пожарного автомобиля с учетом установки его ближе к месту пожара.

NГОЛ ф = NР − NСТУП · NМР = 90 − 2 · 41 = 8 рукавов.

Следовательно, головной автомобиль можно приблизить к месту пожара.

Однако при Zм > 40 метров данный способ не совсем верный, подробнее можно прочитать в статье Расчет сил и средств для перекачки огнетушащих веществ к месту пожара на местности с подъемом

Методика расчета потребного количества пожарных автомобилей для подвоза воды к месту тушения пожара.

Если застройка сгораемая, а водоисточники находятся на очень боль­шом расстоянии, то время, затраченное на прокладку рукавных линий, будет слишком большим, а пожар скоротечным. В таком случае лучше подвозить воду автоцистернами с параллельной организацией перекачки. В каждом конкретном случае необходимо решать тактическую задачу, при­нимая во внимание возможные масштабы и длительность пожара, рас­стояние до водоисточников, скорость сосредоточения пожарных автомо­билей, рукавных автомобилей и другие особенности гарнизона.

Подвоз воды осуществляется при удалении водоисточника на расстоянии более 2 км или, если имеются сложности в заборе воды и отсутствии технических средств, позволяющих забрать воду в неблаго­приятных условиях.


L – расстояние от места пожара до водоисточника (км);

1 – минимальное количество АЦ в резерве (может быть увеличено);

Vдвиж – средняя скорость движения АЦ (км/ч);

Wцис – объем воды в АЦ (л);

Qп – средняя подача воды насосом, заправляющим АЦ, или расход воды из пожарной колонки, установленной на пожарный гидрант (л/с);

Nпр – число приборов подачи воды к месту тушения пожара (шт.);

Qпр – общий расход воды из приборов подачи воды от АЦ (л/с).


Рис. 2. Схема подачи воды способом подвоза пожарными автомобилями.

Подвоз воды должен быть бесперебойным. Следует иметь в виду, что у водоисточников необходимо (в обязательном порядке) создавать пункт заправки автоцистерн водой.

Пример. Определить количество автоцистерн АЦ−40(130)63б для подвоза воды из пруда, расположенного в 2 км от места пожара, если для тушения необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм. Заправку автоцистерн осуществляют АЦ−40(130)63б, средняя скорость движения автоцистерн 30 км/ч.

Решение:

  1. Определяем время следования АЦ к месту пожара или обратно.

tСЛ = L · 60 / VДВИЖ = 2 · 60 / 30 = 4 мин.

2) Определяем время заправки автоцистерн.

tЗАП = VЦ /QН · 60 = 2350 / 40 · 60 = 1 мин.

3)Определяем время расхода воды на месте пожара.

t РАСХ = VЦ / NСТ · QСТ · 60 = 2350 / 3 · 3,5 · 60 = 4 мин.

4) Определяем количество автоцистерн для подвоза воды к мусту пожара.

NАЦ = [(2tСЛ + tЗАП ) / tРАСХ ]+ 1 = [(2 · 4 + 1) / 4] + 1 = 4 автоцистерны.

Методика расчета подачи воды к месту тушения пожара с помощью гидроэлеваторных систем.

При наличии заболоченных или густо заросших берегов, а так же при значительном расстоянии до поверхности воды (более 6,5-7 метров), превышающем глубину всасывания пожарного насоса (высокий крутой берег, колодцы и т.п.) необходимо применять для забора воды гидроэлеватор Г-600 и его модификации.

1) Определим требуемое количество воды VСИСТ, необходимое для запуска гидроэлеваторной системы:

VСИСТ = NР ·VР ·K ,

NР = 1,2·(L + ZФ) / 20,

где NР − число рукавов в гидроэлеваторной системе (шт.);

VР − объем одного рукава длиной 20 м (л);

K − коэффициент, зависящий от количества гидроэлеваторов в системе, работающей от одной пожарной машины (К = 2 – 1 Г-600, K =1,5 – 2 Г-600);

L – расстояние от АЦ до водоисточника (м);

ZФ – фактическая высота подъема воды (м).

Определив требуемое количество воды для запуска гидроэлеваторной системы, сравнивают полученный результат с запасом воды, находящимся в пожарной автоцистерне, и выявляют возможность запуска данной системы в работу.

2) Определим возможность совместной работы насоса АЦ с гидроэлеваторной системой.

И = QСИСТ / QН ,

QСИСТ = NГ (Q1 + Q2),

где И — коэффициент использования насоса;

QСИСТ − расход воды гидроэлеваторной системой (л/с);

QН − подача насоса пожарного автомобиля (л/с);

NГ − число гидроэлеваторов в системе (шт.);

Q1 = 9,1 л/с − рабочий расход воды одного гидроэлеватора;

Q2 = 10 л/с − подача одного гидроэлеватора.

При И 2 ) · 20 (м),

где HН − напор на насосе пожарного автомобиля, м;

НР − напор у разветвления (принимается равным: НСТ +10) , м;

ZМ − высота подъема (+) или спуска (−) местности, м;

ZСТ − высота подъема (+) или спуска (−) стволов, м;

S − сопротивление одного рукава магистральной линии

Q − суммарный расход из стволов, подсоединенных к одной из двух наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.

Таблица 1.

Определение напора на насосе при заборе воды гидроэлеватором Г−600 и работе стволов по соответствующим схемам подачи воды на тушение пожара.


6) Определим общее количество рукавов в выбранной схеме:

NР = NР .СИСТ + NМРЛ ,

где NР.СИСТ − число рукавов гидроэлеваторной системы, шт;

NМРЛ − число рукавов магистральной рукавной линии, шт.

Пример. Для тушения пожара необходимо подать два ствола соответственно в первый и второй этажи жилого дома. Расстояние от места пожара до автоцистерны АЦ−40(130)63б, установленной на водоисточник, 240 м, подъем местности составляет 10 м. Подъезд автоцистерны до водоисточника возможен на расстояние 50 м, высота подъема воды составляет 10 м. Определить возможность забора воды автоцистерной и подачи ее к стволам на тушение пожара.

Решение:

1) Принимаем схему забора воды с помощью гидроэлеватора (см. рис. 3).


Рис. 3. Схема забора воды гидроэлеватором Г-600.

2) Определяем число рукавов, проложенных к гидроэлеватору Г−600 с учетом неровности местности.

NР = 1,2· (L + ZФ) / 20 = 1,2 · (50 + 10) / 20 = 3,6 = 4

Принимаем четыре рукава от АЦ до Г−600 и четыре рукава от Г−600 до АЦ.

3) Определяем количество воды, необходимое для запуска гидроэлеваторной системы.

VСИСТ = NР ·VР ·K = 8· 90 · 2 = 1440 л 2 ) · 20 = [80 − (46 +10 + 6) / 0,015 · 7 2 ] · 20 = 490 м.

Следовательно, насос автоцистерны будет обеспечивать работу стволов т.к. 490 м> 240 м.

7) Определяем необходимое количество пожарных рукавов.

NР = NР .СИСТ + NМРЛ = NР .СИСТ + 1,2 L / 20 = 8 + 1,2 · 240 / 20 = 22 рукава.

Читайте также: