Причины стрессовых состояний современного водителя

Обновлено: 04.07.2024

По данным исследований в России примерно 70% населения постоянно находятся в состоянии стресса, из них 30% - в состоянии сильного стресса. Проведенные исследования показали, что 7 из 10 россиян хотя бы раз в жизни сталкивались с синдромом хронической усталости.

Важно понимать, что стресс становится опасен только тогда, когда он чрезмерен и/или постоянен. Необходимо помнить, что даже отрицательный опыт полезен. Он не только несет негативные эмоции, но при этом способен стимулировать нас к активной деятельности и принятию важных решений. Полностью избежать стресса невозможно, это сделало бы жизнь скучной и неинтересной.

Для лучшего понимания стресса необходимо знать, что сами по себе жизненные события не являются его причинами. Главное здесь то, как человек воспринимает ситуацию. Все по-разному реагируют на происходящее, например, для кого-то публичные выступления являются источником сильного стресса, в то время как для других это нейтральная или даже приятная ситуация. Причины возникновения стресса разнообразны, а формы проявления индивидуальны.

Симптомы дистресса:


  • мышечное напряжение, особенно в шее и плечах;
  • расстройство желудка;
  • головная боль;
  • бессонница;
  • переедание, употребление алкоголя, курение;
  • учащенное сердцебиение;
  • усталость;

  • раздражительность;
  • депрессия;
  • гнев;
  • тревога;
  • перепады настроения;
  • ощущение усталости;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • забывчивость;
  • негативные, повторяющиеся мысли.

Для того, чтобы однажды возникший негативный стресс не стал постоянным спутником, необходимо соблюдать некоторые правила, которые помогут Вам стать более устойчивым к стрессу, а взгляд на ситуацию сделать менее негативным.

Вот несколько способов повысить стрессоустойчивость:

  • обратите внимание на возникшую проблему, не игнорируйте ее и не ждите, что она разрешится сама собой;
  • постарайтесь определить, что именно в ситуации вызывает стресс;
  • подумайте, что значит для Вас эта ситуация;
  • помните, что стресс можно уменьшить. Подумайте, как это можно сделать. Сделайте перерыв, смените обстановку, отвлекитесь на что-то.
  • научитесь контролировать собственные эмоции. Постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны – так ли она катастрофична, как кажется на первый взгляд? Поговорите о проблемной ситуации с близкими людьми, попросите о помощи и поддержке.
  • постарайтесь контролировать ваше физическое состояние. В трудной ситуации дышите глубоко и медленно, это нормализует сердечный ритм, сделайте несколько релаксационных упражнений, чтобы снять мышечное напряжение. Также не забывайте о регулярных занятиях спортом и правильном питании, постарайтесь снизить потребление никотина и кофеина и правильно чередуйте работу с отдыхом.
  • научитесь эффективно использовать Ваше время. Составляйте план дел на день, старайтесь ничего не оставлять на потом, выполнять все в срок.
  • будьте внимательны и терпеливы к себе.

Если Вы чувствуете, что ваши попытки снизить переживаемый стресс не приводят к успеху, обратитесь за психологической помощью к специалисту.

Даже если реальная вина водителя при ДТП сводится к нулю — остается тяжелая душевная травма. Сильный стресс или мощный дистресс вызывают расстройство адаптации и психосоматические реакции (ухудшается психологическое и физического самочувствие). Как преодолеть нервное напряжение?

​ДТП со смертельным исходом (даже по вине пешехода) вызывает у водителя стрессовое или дистрессовое состояние. Уменьшить их воздействие поможет психологическая готовность к внештатным ситуациям

Стресс и дистресс

Доктор медицинских наук, профессор, академик Академии Наук Высшего Образования Украины, психиатр и психотерапевт Олег Чабан рассказал, что стресс (давление, нагрузка, напряжение) частый гость в жизни каждого из нас. Благодаря ему мы адаптируемся и учимся (при необходимости) амортизировать, то есть справляться со сложными проблемами и ситуациями. Иначе говоря, через положительный стресс и через свое тело мы приспосабливаемся к окружающей реальности. Однако при этом происходит выброс адреналина, кратковременный спазм сосудов и повышение артериального давления…

Существует также понятие отрицательного стресса, или по-другому — дистресса. Он настолько мощный, что человеку крайне трудно его побороть. Последствия: расстройство адаптации к внешним факторам и психосоматические реакции — тревожные состояния, подавленность, бессонница, стойкое повышение давления, головные боли и боли в спине, недомогание, слабость…

Если человек не готов к тому, что в его жизни может произойти внештатная ситуация, то уровень посттравматического расстройства всегда достаточно высок. И наоборот, высокая внутренняя готовность к неприятностям значительно уменьшает психологическую травму. Поэтому водители должны четко понимать, что на дорогах возможны стрессовые и дистрессовые ситуации, вплоть до ДТП со смертельным исходом, ведь автомобиль за долю секунды остановить невозможно.

Как помочь себе

​Посттравматический синдром после наезда с летальным исходом приводит к тому, что многие водители отказываются садиться за руль.

Совет №1. Снизьте уровень стресса. Восстановите дыхание. Для этого несколько раз медленно и глубоко вдохните и выдохните, выпейте воды и не суетитесь. Помните: нельзя сидеть или стоять, хватаясь за голову. Обязательно пройдитесь размеренным шагом, ведь любые действия всегда снимают напряжение (стресс), то есть с ними приходит определенное успокоение. Кроме того, действием, когда в душе все кипит, можно считать телефонный звонок другу или коллеге, который понимает, о чем идет речь. Он передаст свое спокойствие, например, скажет, что в жизни все бывает и он тоже попадал в ДТП…

Совет № 3. Обратитесь за психологической помощью. Действенное переключение — беседа с профильным психологом. Лучше, если консультация состоится по свежим следам (без отсрочек на неделю или, тем более, месяц). Это нужно для того, чтобы не перейти на другие способы разрядки, например, алкоголь, ведь большинство мужчины именно таким образом (подчеркну: ошибочно) пытаются снять стресс. Причем получают лишь краткосрочный эффект, а после отрезвления негатив усиливается. Кроме того, в состоянии опьянения появляются самые дурацкие мысли — вплоть до суицидальных, поэтому и рекомендуется сразу обратиться к профессионалу. Если такой возможности нет, то обязательно поговорите с людьми, которым доверяете.

Программа по профессиональному модулю составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальностям:

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 383)

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 354)

Содержание

  1. Паспорт программы профессионального модуля
  2. Структура и содержание программы профессионального модуля
  3. Условия реализации программы профессионального модуля
  4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля ПМ.04 МДК.04.01, МДК 04.02

1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи профессионального модуля ПМ. 04

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен уметь:

  • Определять временной диапазон своей работоспособности за рулем.
  • Выходить из состояния утомления.
  • Эффективно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения.
  • Прогнозировать развитие дорожной ситуации.
  • Грамотно считывать и правильно интерпретировать дорожную информацию.
  • Предотвращать развитие конфликтов, возникающих в дорожной ситуации.

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен знать:

  • Особенности физиологии человека влияющие на формирование психомоторных навыков управления автотранспортным средством.
  • Значение высших психических функций (память, мышление, внимание, восприятие) для безопасного управления автотранспортными средствами.
  • Факторы, влияющие на изменение концентрации внимания.
  • Признаки наступающего утомления и снижения работоспособности.
  • Влияние собственного темперамента на будущий стиль вождения.
  • О социальном давлении при формировании стиля вождения.
  • Общепринятые этические нормы современного водителя.
  • Нормы общения и взаимодействия водителей в условиях современного транспортного потока.
  • Факторы, способствующие возникновению конфликтов на дороге.
  • Этапы развития конфликтов и способы их нейтрализации.
  • Причины стрессовых состояний современного водителя.
  • Психологические техники совлдания со стрессовым состоянием.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

  • всего-12 часов
  • теоретические занятия — 8 часов
  • практические занятия -4 часа

2.1.Объем профессионального модуля и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 12 часов
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) 12 часов
в том числе:
практические занятия 4 часа
контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
рефераты, доклады, конспекты, расчетная работа
Итоговая аттестация в форме

Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация,

распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять

внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние

усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки

транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы

и водителя; свойства личности и

темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством;

Представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя;

ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

Приобретение практического опыта оценки собственного психического

Практическое занятие №2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ профессионального модуля ПМ.04

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Оборудование учебного кабинета: удобные парты и стулья, которые можно передвигать, доска.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, плакаты, таблицы, схемы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий

Основные источники:

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Контроль оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий.

· Особенности физиологии человека влияющие на формирование психомоторных навыков управления автотранспортным средством.

· Значение высших психических функций (память, мышление, внимание, восприятие) для безопасного управления автотранспортными средствами.

· Факторы, влияющие на изменение концентрации внимания.

· Признаки наступающего утомления и снижения работоспособности.

· Влияние собственного темперамента на будущий стиль вождения.

· О социальном давлении при формировании стиля вождения.

· Общепринятые этические нормы современного водителя.

· Нормы общения и взаимодействия водителей в условиях современного транспортного потока.

· Факторы, способствующие возникновению конфликтов на дороге.

· Этапы развития конфликтов и способы их нейтрализации.

· Причины стрессовых состояний современного водителя.

· Психологические техники совладания со стрессовым состоянием.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· Определять временной диапазон своей работоспособности за рулем.

· Выходить из состояния утомления.

· Эффективно взаимодействовать с другими участниками дорожного

· Прогнозировать развитие дорожной ситуации.

· Грамотно считывать и правильно интерпретировать дорожную

Написание конспектов, как дополнительное задание.

Контрольные и самостоятельные работы, тесты.

Практические занятия и упражнения.

Вопросы для контроля знания по профессиональному модулю

МДК.04.01, МДК 04.02

Вопрос 1. Как влияет алкоголь на время реакции водителя?

1.Время реакции уменьшается.

2.Время реакции увеличивается.

3.Алкоголь на время реакции не влияет.

Вопрос 2. Как влияет утомление водителя на его внимание и реакцию?

1.Внимание притупляется, время реакции уменьшается.

2.Внимание притупляется, время реакции увеличивается.

3.Внимание не притупляется, время реакции увеличивается.

Вопрос 3. Каковы типичные признаки наступившего утомления водителя?

1.Сонливость, вялость, притупление внимания.

3.Головокружение, резь в глазах, повышенная потливость.

Вопрос 4. Принято считать, что среднее время реакции водителя составляет:

1.Примерно 0,5 секунды.

2.Примерно 1 секунду.

Вопрос 5. Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?

Примерные темы для обсуждения в группе при проведении психологического практикума:

Данная рабочая программа состоит из: титульного листа, тематического плана, содержания учебной дисциплины, плана самостоятельной работы студентов, перечня литературы и средств обучения, списка вопросов для контроля знаний . А также имеется перечень практических работ на изучаемые темы по дисциплине.

Распределение учебного времени по разделам и темам соответствует образовательному минимуму содержания рабочей программы по психологии и этике профессиональной деятельности образовательной программы СПО. По каждой изучаемой теме четко указаны знания и умения, которые должен приобрести студент. В каждом разделе обозначены цели и задачи.

Преподавателем спланирована максимальная нагрузка студентов на весь период изучения дисциплины, а также продумана форма отчетности по ней.

Стрессом называется состояние повышенной напряжённости человеческого организма, вызванное различными неблагоприятными факторами окружающей среды или психологическими факторами. В результате стресса происходит нарушение саморегулирования человеческого организма и его нервной системы.

девушка за рулем

Вождение автомобиля особенно в мегаполисах или оживлённых магистралях при ряде факторов может вызвать стресс у водителя. Начинающие автомобилисты особенно подвержены воздействию стресса, после очередной поездки многие не могут прийти в себя длительное время.

Основные факторы стресса у водителя

Дорожная обстановка и так требует постоянной концентрации, повышенного внимания, но особое напряжение вызывают загруженность и необустроенность дорог, хамство участников дорожного движения. Всё это вызывает повышенное нервное напряжение у водителей и особенно у новичков. По мнению психологов наиболее доминирующими являются три стрессовых фактора:

  • Фактор ответственности;
  • Фактор неожиданности;
  • Фактор неопределённости.

Всем этим факторам подвержены автолюбители вне зависимости от опыта вождения автомобиля, пола и темперамента.

Результат пошуку зображень за запитом

Неожиданность

При передвижении по нашим дорогам в любой момент может произойти любое непредвиденное событие. Ремонтные дороги без соответствующих предупреждающих знаков, или знаки, предупреждающие о ремонте, который закончен несколько месяцев назад. Выскакивающие на красный сигнал светофора или обгоняющие через две сплошные полосы вам навстречу автомобили. Гул и рёв тюнинговых автомобилей, зачастую оснащённых непонятной светомузыкой. Пробки, заторы в неожиданных местах, выскакивающие перед автомобилем пешеходы, животные и другие неожиданности вызывают мощнейшие эмоции.

Неопределённость

Организация дорожного движения на наших дорогах оставляет желать лучшего. Противоречащие друг другу дорожные знаки и разметка, в которых довольно сложно разобраться и опытному водителю, что же говорить о новичках за рулём. Загруженность перекрёстков и развязок, не указывающие повороты автомобилисты могут привести к замешательству и потере ориентации. Постоянно меняющиеся правила дорожного движения и наказания за их нарушения так же способствуют появления фактора неопределённости у водителей.

Ответственность

Автомобиль является устройством повышенной опасности, и при его управлении каждый должен осознавать к чему приводят последствия нарушений на дороге. Учитывая, что водитель имеет слабую социальную защищённость, и в случае чего может рассчитывать только на самого себя.

плотное движение

Культура вождения и стресс

Культура вождения определяется личностью водителя и его поведением. Следует признать, что культура на наших дорогах находится на достаточно низком уровне. Хамство на дороге стало обычным явлением. Вам могут запросто нахамить в самой обычной ситуации, прекрасно осознавая, что сами не правы. В некоторых случаях дело может дойти даже до серьёзных ссор и массовых драк, причиной которых могут стать просто пустяки: не пропустил вперёд, не так припарковался или просто не так ехал. Хамство – это реакция на ваше неправильное поведение с точки зрения оппонента. Нервно реагирующих на чужие ошибки за рулём можно разделить на две категории:

  • Постоянно любящих учить как надо себя вести;
  • Собственников собственных территорий.

Учителя

К этим водителям относятся люди с завышенной самооценкой или стремящимся её повысить. В большинстве случаем они пытаются указать на ошибки других водителей нервными гудками, сигналами фар, необычными перестроениями и изменением скоростного режима. В некоторых случаях такая учёба может перейти в неуправляемую агрессию, в результате которой может пострадать ваше транспортное средство, вы или ваши пассажиры.

нервная дама

Собственники

Данные водители считают что дороги, парковки, дорожная инфраструктура создана только для него одного, а территория вокруг автомобиля неприкасаемая зона безопасности. В большинстве случаев данные водители считают себя неприкосновенными и исключительными, и привыкли отстаивать собственные интересы любыми доступными, по их мнению, способами. Как и учителя, они тоже могут нахамить, по любой незначительной причине, а в некоторых случаях быстро перейти в рукопашную, невзирая на возраст и пол.

Если нет желания заработать нервный срыв, поучаствовать в неприятных разборках или драке то не стоит вступать с этой категорией водителей в словесные перепалки, соревнования, кто знает больше неприличных знаков, или провоцировать иными способами. Всё это может привести к серьёзным судебным разбирательствам. Автохамы с большим удовольствием вступают в словесные перепалки, всё более распаляясь в ходе ссоры, и в какой-то момент теряют контроль над собой, не осознавая свои дальнейшие поступки. Для того что бы не получить стресс и прочие неприятности следует воспринимать таких водителей как нечто неизбежное на дороге, но при этом отгородиться от них глухим забором и отвлечься на что-то другое. Не получая отпор они в большинстве случаев утрачивают интерес к конфликту и переключаются на поиски другой жертвы своего эго.

стресс за рулем

Влияние пассажиров и пешеходов на стресс у водителя

Немалый стресс могут вызвать поведение пешеходов и пассажиров автомобиля. Если от пассажиров ещё можно как-то отгородиться или просто по возможности не ездить с ними, то пешеход неизбежный участник дорожного движения, причём в некоторых случаях не всегда адекватный.

Пассажиры

От личности пассажира во многом зависит состояние стрессовое состояние водителя, особенно если это поездка на дальнее расстояние. С некоторыми пассажирами легко и приятно путешествовать, за приятными разговорами дорога обычно пролетает незаметно. Но если пассажир затрагивает неприятные темы или начинает рассказывать, как правильно управлять автомобилем, комментирует все ваши ошибки на дороге, то это может вызвать раздражение и стресс. Если поведение пассажира начало надоедать, то есть несколько способов прекратить его надоедливую болтовню. Можно включить радио по громче и предложить послушать музыку, через раз отвечать или игнорировать его вопросы или просто сказать, что его разговор отвлекает вас от дороги, а это не безопасно. В некоторых случаях можно просто прекратить совместную поездку досрочно.

спокойное вождение

Пешеходы

В отличие от пассажиров, пешеход полноценный участник дорожного движения и игнорировать его действия не получится. У большинства этой категории участников дорожного движения нет чёткого представления, какую опасность представляет собой автомобильный транспорт. Зачастую им кажется, что автомобиль может мгновенно остановиться, в темноте они хорошо видимы, и водители ни на что не отвлекаются от дороги. Особенно беспечны подростки, они переходят дорогу с наушниками и в тёмных очках. От нетрезвых пешеходов можно ожидать любых неожиданностей. Игнорирование автомобиля как источник опасности зачастую приводит к аварийной ситуации и мощному стрессу у водителя. Есть пешеходы, которые специально провоцируют водителей – умышленно задерживают дорожное движение, переходя по нерегулируемым переходам, просто перебегают дорогу, показывают неприличные жесты и т.д. Чтобы избежать стресса следует помнить, что от пешехода можно ожидать любых неадекватных поступков и при обнаружении их у края проезжей части быть готовым к непредсказуемым действиям с их стороны. Не стоит вступать с ними в перепалки, а действовать, так как и в случаях с автохамами.

пешеходы

Движение к стрессу

Длительное движение по дорогам особенно в темное время суток приводит к появлению усталости и как следствие нервное напряжение. Длительное движение в темноте, свет фар встречных и попутных автомобилей, ограниченная видимость приводят к предпосылке стресса. А он может возникнуть по любой причине – нет любимого сорта кофе в придорожном кафе или терминала для оплаты срочного телефонного разговора. Для борьбы с этим следует ограничивать длительность непрерывного движения, делая через 1,5 -2 часа кратковременные привалы, а через 4 часа движения более длительные остановки.

Результат пошуку зображень за запитом

Как избежать стресса

Гарантированно дать советы как избежать стресса практически не возможно. Для любого водителя существует фактор, который в конечном итоге приводит к стрессу, его слабое место. Для предотвращения стресса причины вызывающие раздражение за рулём следует брать на заметку и проводить работу по снижению нервного напряжения. Для предотвращения стресса имеется несколько простых способов:

  • Продышаться, если это не помогает, остановиться у края проезжей части и выпустить пар (прокричаться, поприседать, попинать колесо);
  • Не раздувать проблему до крайности, считать её как обычную бытовую неприятность;
  • Не обращать внимание на внешние раздражители, отгородиться от них стеной;
  • Чаще хвалить себя за выдержку, находчивость и терпение. Можно с юмором обсудить создавшуюся ситуацию.

Следует никогда не забывать, о том что стресс наш постоянный спутник на дорогах и выработать личную тактику борьбы с ним при проявлении первых признаков.

Читайте также: