Принцип работы вакуумного насоса на ассенизатор газ 3309

Обновлено: 02.07.2024

Роторно-пластинчатый насос КО-503 применяется для нагнетания давления в вакуумных ассенизаторских машинах, устанавливаемых на платформе ГАЗ. Вакуумные машины применяются в хозяйстве для чистки частных выгребных ям и устранении засоров в городских системах канализации. Для того, чтобы эффективно применять специализированную технику для различных ассенизаторских работ, специалист должен знать устройство вакуумного насоса КО 503, его принцип действия и особенности эксплуатации.

Устройство и характерные особенности агрегата

Насосный вакуумный агрегат КО-503 эксплуатируется при откачке септиков, прочистке засоров канализации и других видах работ. Конструкция состоит из стального корпуса, ротора с независимыми подшипниками, технических лопаток, изготовленных с применением текстолита. Вращающийся ротор насоса создает разрежение воздуха, вследствие чего жидкость поступает во всасывающий рукав.

Также одним из вариантов качественного оборудования для откачки септиков является насос Джилекс 260/10Н

С помощью К0-503 осуществляется наполнение и опустошение цистерн и других емкостей. Сам насос не контактирует с жидкостями, так как их прохождение осуществляется через специальные шланги и рукава.


Насосный аппарат КО-503 обладает следующими характеристиками:

  • максимальная мощность энергопотребления – 6,0 кВт;
  • производительность 20 м3/ч;
  • частота вращения роторного механизма – 1450 об/мин;
  • эксплуатационное давление – 0,6 мПа;
  • КПД – 0,9.

Дополнительное оборудование, которым оснащен агрегат, помогает выполнять все возложенные на него функции по откачке жидких отходов, и называется соединительной арматурой.

Принцип работы вакуумного насоса КО-503

Устройство функционирует по принципу перемещения воздуха с помощью вращающихся текстолитовых лопаток, насаженных на эксцентрик роторного механизма. Лопатки плотно прилегают к корпусу вакуумного насоса, поэтому механизм нуждается в регулярном смазывании и бесперебойной подаче масла от масленки.

За счет угловой центробежной скорости технические лопатки изменяют форму и прилегают к внутренней стенке корпуса. Это приводит к изменению объема воздуха в цистернах и уменьшению или увеличению давления жидкости.

Смазочная система предусматривает винты, при помощи которых можно настроить подачу масла. Регулярная смазка лопаток позволяет существенно увеличить эксплуатационный ресурс.

Возможные неисправности и способы их устранения

Ремонт насоса ассенизатора лучше доверить квалифицированному мастеру сервисного центра. Это поможет избежать грубых ошибок и продлить работу изделия. Однако на практике бывает, что срочный ремонт оборудования приходится выполнять своими руками.

Перед тем, как разобрать насос КО-503, следует тщательно изучить устройство и возможные неисправности агрегата:


Нелёгкий путь к успеху

Впервые ассенизаторская машина появилась на постсоветском пространстве в начале 60-х годов прошлого столетия. Именно в этот период возникают первые звонки с неприятной экологической обстановкой. Принцип работы ассенизаторской машины должен был эффективно решить вопрос откачки нечистот и прочих ЖБО не только из выгребных ям, но и из других технологических объектов, например очистка строительной площадки, очистка прудов, засохших водоемов и т.д.

Современные варианты комплектации вакуумных ассенизаторских машин оснащены улучшенными моделями насосного оборудования, специальными сигнальными предохранительными устройствами, технологическим резервуаром накопительного типа, автономным трубопроводным комплексом и гофрированным шлангом. Отметим, что навесное оборудование легко и без проблем монтируется на шасси многих автомобилей отечественного производства, например КАМАЗ, ЗИЛ, а самой известной моделью, которая изначально разрабатывалась для коммунальной сферы, стал ассенизатор КО 53.

Как работает ассенизаторская машина и другое оборудование?

Когда мы определились с тем, что такое ассенизатор, пришло время ответить на не менее важный вопрос о том, что такое ассенизаторская машина. Этот вид техники – основной инструмент для откачки стоков и их последующей транспортировки к месту утилизации.

Основу для машины составляет грузовой автомобиль. Наиболее часто используются модели от ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ. Но грузовик – это только колеса для перевозки содержимого. Основное ассенизаторское оборудование состоит из следующих элементов:

  • Цистерна. Герметичный резервуар, внутрь которого закачиваются нечистоты. Отличается по строению и объему. Чем больше максимальная вместимость, тем выше требования к грузоподъемности автомобиля, на котором закреплен бак. При изготовлении выбирается материал, который легко дезинфицировать мощными агрессивными составами. Обычно внешние стенки окрашиваются в яркий цвет, чтобы транспорт был заметен на дороге.
  • Насосный узел. Вакуумный насос отвечает за главную функцию машины – забор стоков. Благодаря большой мощности всасывания, удается быстро поднимать нечистоты с разной высоты. Так можно опорожнять даже глубокие септики и ямы. Допускается работать с нечистотами, загрязненными крупными посторонними включениями.
  • Шланг для забора стоков. Изготавливается из прочного, стойкого к дезинфицирующим средствам и агрессивным средам, материала. В зависимости от его длины, отличается максимальное удаление места размещения машины от опорожняемого резервуара.

Кроме перечисленного, в состав ассенизаторского комплекта могут входить и дополнительные элементы – система контроля и сигнализирования о заполненности цистерны, коробка отбора мощности, дополнительный задний отбойник и многое другое.


Виды ассенизаторской техники

На заре развития ассенизаторской техники было реализовано два модельных ряда спецтехники. К первой группе относились машины, которые осуществляли отсос коллекторским способом, то есть, за счёт коллекторского двигателя. Второй вариант спецтехники, это встроенная вакуумная помпа, который чуть позже был признан технологичным и рациональным. В коммунальной сфере санитарные нормы для ассенизаторской машины отлично были реализованы на реализованной вакуумной технологии отсоса.


Вакуумный насос согласно общему технологическому строению создаёт разряжение внутри рабочей цистерны (полностью герметичная установка), вследствие чего происходит эффект всасывания ЖБО по специальному приёмному шлангу. Встроенные специальные датчики в автоматическом режиме управляют и регулируют режим наполняемости внутри цистерны, и при достижении определённого уровня емкости автоматически отключают работу вакуумного насоса.


Продолжительность работы системы всасывания зависит от общего объёма резервуара, согласно техническим данным спецтехники, средняя продолжительность полного заполнения цистерны составляет от 4 до 12 минут. По окончании процесса всасывания, транспорт своим ходом следует в пункт утилизации ЖБО или ТБО, производится опорожнение резервуара, причём самотёком или при помощи насоса.

В целом виды и типы спецтехники ассенизаторской машины имеют одинаковую схему работы, но отличаются по:

  • Объёму наполняемости цистерны;
  • Общая технологическая наполняемость емкости;
  • Габариты и размеры ассенизаторской машины;
  • Марка шасси, на которую устанавливается навесная техника.

Общее конструкционное строение спецтехники включает в себя несколько элементов:

  • Цилиндрический резервуар, который имеет монтаж под небольшим углом конструкционного наклона, для удобства слива самотёком;
  • Вакуумная помпа специального принципа действия;
  • Сигнальное звуковое и световое предохранительное оборудование;
  • Отсек с приёмным люком и встроенным всасывающим гофро-шлангом;
  • Технологический кран для работы системы трубопровода;
  • Вспомогательное навесное и электрооборудование.

Принципиальная часть работы ассенизаторской техники

Как указывалось выше, ассенизаторская машина обустроена резервуаром или герметичной ёмкостью для утилизации откачанных ЖБО, вакуумным насосом, гофрированной трубой для откачки жидкости из септиков любой конструкции, выгребных ям, дренажный общих колодцев, сливных технологических комплексов, предусмотренные для станций автомоек, а также для природных водоёмов, небольших по размерам прудов и т.д. Общий принцип работы заключается в следующем:

  • Один конец рабочего рукава шланга подключают к цистерне машины, а второй конец опускают в место откачки ЖБО или иной жидкой суспензии;
  • При помощи вакуумного насоса происходит всасывание жидкости внутрь цистерны, причём допускается ее полное заполнение. Сигнально-предохранительное устройство автоматически отключит работу насоса в случае полного заполнения резервуара;
  • По окончании работы машина самоходом направляется на специальную площадку по утилизации, которая отвечает высоким санитарным нормативным требованиям экологической безопасности.

Ассенизаторская машина и её применение


Автомобиль-ассенизатор может выкачивать практически любые нечистоты (за исключением взрывоопасных и горючих жидкостей). Содержимое туалетов, выгребных ям, отстойников — со всем этим справляется ассенизаторская машина. Цена на такой транспорт варьируется в зависимости от марки автомобиля, типа вакуумного насоса, а также объёма цистерны.

При помощи труб и насоса загрязнённая жидкость транспортируется в герметичную ёмкость. Далее все нечистоты завозятся на специальную точку переработки. Процесс ассенизации способствует предотвращению кучи неисправностей, связанных с канализационной системой. Ведь при заполнении канализации различными фекалиями через некоторое время вся жидкость польётся обратно, откуда стекала. Чтобы предотвратить этот неприятный момент, и используются машины — ассенизаторы.


Помимо очищения выгребных ям и отстойников от нечистот, ассенизаторская машина может выполнить функцию осушения водоёма, очистки колодца или же просто вывезти трудноперерабатываемые отходы. И это только краткий список всех сфер применения ассенизатора.

Зачастую во многих крупных городах ассенизаторская машина практически не используется. Чаще всего этот транспорт заказывают жители частных домов для откачки фекалий из выгребных ям. Для некоторых людей, которые пользуются услугами ассенизатора (в частности и владельцев загородных домов), данная услуга является недёшевым удовольствием.


Применение ассенизаторской машины имеет много плюсов. Основной из них – это поддержка экологической чистоты в окружающей среде. Ассенизация помогает избежать множества природных проблем, оздоровляя при этом город и страну в целом.

Учитывая надёжность, удобство в эксплуатации, ремонтопригодность и остальные достоинства ассенизаторской машины, цены на неё вполне демократичны.

При выборе ассенизаторской машины каждый житель России может остановиться как на государственной, так и на частной организации. Но, заказывая государственную службу, не надейтесь на её быстрый приезд (впрочем, если у вас есть свободное время, можете смело ждать). Зато цены на услуги чуть ниже, чем у частных фирм. Конечно, лучше всего потратить больше денег и вызвать именно частную организацию. Машина приедет очень быстро и сделает всю работу за пять минут.

Принцип работы

В основе принципа работы машины-ассенизатора лежит применение сильного разрежения, засасывающего нечистоты из выгребной ямы или септика. Чтобы наполнить емкость отходами, применяют вакуумный насос, который и создает требуемое разряжение. От мощности насоса и наполненности цистерны зависит скорость закачки. Опустошают автомобиль самотеком. Чтобы выполнить это, шланг машины фиксируется в самой нижней части бочки.

Двигатель приводит в движение насос. Для этого силовая установка имеет специальный вал отбора мощности. Для нормальной работы машины этого оказывается достаточно.

Работа

Чтобы понять, как работает ассенизаторский автомобиль, нужно знать, что существует два типа таких машин:

Работа автомобиля в общих чертах выглядит следующим образом. Техника подъезжает к месту выполнения очистки. Водитель готовит ее к работе, разворачивая шланг и опуская его в люк или колодец.

Если требуется, длину шланга можно нарастить. Потом заводится мотор и запускается насос. Работа ассенизаторского автомобиля много времени не требует. В зависимости от консистенции отходов или жидкости, процедура выборки одного куба может продолжаться от пары минут до десяти.

Если предполагается очистка выгребной ямы, то рекомендуется после первой откачки заполнить ее водой. После этого еще раз выполнить откачку. Такая последовательность дает возможность выполнить чистку качественнее и надежнее. Так из ямы извлекаются даже нижние слои грязи и ила.

Заканчивается рабочий цикл сливом отходов. Выполняется это самотеком. Но куда придется их сливать нельзя. Все отходы жизнедеятельности оставляются только в специально отведенных местах. После слива они очищаются вместе с другими канализационными водами. На сегодняшний день существуют специальные пункты утилизации, в которых жидкие отходы очищают и частично перерабатывают. Но в такие спецприемники принимают далеко не все виды нечистот и отходов.

Должностные обязанности

На водителя ассенизационной машины возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Выполнение маршрутного задания по откачке выгребных ям, канализационных колодцев и туалетов.

2.2. Выставление, мойка и снятие туалетных кабин.

2.3. Очищение колодцев.

2.4. Транспортировка и выгрузка в местах утилизации жидких бытовых отходов, не содержащих горючих и взрывоопасных веществ.

2.5. Заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.

2.6. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении.

2.7. Обеспечение корректного профессионального вождения автомобиля.

2.8. Строгое выполнение всех распоряжений непосредственного руководителя.

2.9. Прохождение ежедневных предрейсовых медицинских осмотров.

2.10. Ежедневное ведение путевых листов с указанием маршрута следования, пройденного километража, расхода топлива, а также количества отработанного времени.

2.11. Своевременная сдача путевых листов.

2.12. Осуществление контроля за техническим состоянием автомобиля, своевременное прохождение технического обслуживания и технического осмотра.

Ассенизаторская машина – это транспортное средство, обустроенное установкой по откачке жидкости из канализаций, преимущественно на базе отечественных грузовиков. На автомобиль устанавливается бак, в который перекачиваются отходы. Внутри находится вакуумный насос на ассенизаторскую машину ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ или УРАЛ. Спецтехника используется для решения следующих задач:

  • откачка отходов из выгребных ям;
  • прочистка засоров канализационных коммуникаций;
  • откачка жидкости для доступа к ремонтному участку инженерных систем;
  • промывка трубопроводов различного назначения.


Данная спецтехника способна функционировать в широком температурном диапазоне: от -20 до +40 градусов С. Машины применяются жилищно-коммунальными службами и частными предприятиями, оказывающими профильные услуги. Чаще других моделей используется вакуумный насос для ассенизатора ГАЗ 53, ГАЗ 3309 и ГАЗ 3307.


Ассенизаторская машина на базе шасси ГАЗ

Ассенизационные машины применяются везде, где есть необходимость откачки жидкостей, содержащих большое количество органических и неорганических примесей – песка, ила, фекальных масс. Собственно этим и определяется сфера их применения:

  • откачка септиков систем локальной канализации;
  • очистка сливных систем автомоек, ливневых канализаций;
  • осушение дренажных и смотровых колодцев, подземных магистралей;
  • осушение буровых отверстий, небольших водоемов.

Виды вакуумных насосов

К устройствам применимы две классификации. По устройству вакуумные насосы для ассенизаторской машины подразделяются на следующие типы:

  • паромасленные помпы используют в работе масло;
  • мембранные модели функционируют на принципе энергии сжатого воздуха;
  • водокольцевые устройства используют воду;
  • роторно-пластинчатый вид работает с помощью выдвижных лопаток.

Насос на ассенизаторскую машину ГАЗ, УРАЛ и другие модели также классифицируются по параметрам создаваемого давления:

Технические характеристики

Чтобы спецтехника могла эффективно выполнять задачи, а операторы не жаловались руководству, что плохо качает насос на ассенизаторской машине, важно обращать внимание на следующие технические параметры помпы:

  • частота вращения агрегата;
  • скорость откачки;
  • габариты;
  • давление при запуске;
  • давление на выходе;
  • максимальные значения вакуумного давления;
  • степень сжатия устройства;
  • значения остаточного давления;
  • производительность;
  • вес.


Особенности эксплуатации

Чтобы сохранить работоспособность и эффективность устройства ассенизаторской машины, следует руководствоваться следующими правилами:

  • перед началом работ необходимо проверить техническое состояние устройства;
  • опустить рукав в канализационную систему;
  • открыть вентиль подачи масла;
  • включить помпу;
  • по завершению откачки проделать те же операции в обратном порядке.

Вакуумный насос необходимо поддерживать в чистоте, поскольку загрязнения являются одной из распространенных причин поломок. Персонал должен постоянно следить за уровнем масла, при минимальном объеме нарушается режим работы механизма. Большинство вакуумных насосов могут непрерывно работать только в течение 1 часа, затем необходимо сделать перерыв, согласно рекомендациям производителя насоса. Целесообразно регулярно проводить техническое обслуживание помпы, это продлит ее срок службы с сохранением технических характеристик.

Популярные модификации

Вакуумные помпы для ассенизаторских работ используются с 30-х годов прошлого века. Сегодняшние насосы критично отличаются от своих предшественников, как по возможностям, так и по исполнению. В РФ преимущественно применяют три модели:

  • насос вакуумный КО 503 для ассенизаторской машины используется с 50-х годов прошлого века, он проверен в эксплуатации и прекрасно зарекомендовал себя. выполнен в чугунном корпусе, ротор двигается вправо, способен перекачать 250 м3/час, максимальное давление – 6 нПа;

Устройство и ТТХ

Грузовик построен на основе рамного шасси. Передняя подвеска оснащена рессорами с двумя дополнительными амортизаторами. Задний ведущий мост оборудован полуэллиптическими рессорами с дополнительными листами. Двигатель размещен в передней части автомобиля, закрыт отдельным капотом. Кабина для водителя и 2 пассажиров располагается за силовым агрегатом.

Габариты и технические характеристики ГАЗ-3309:

  • грузоподъемность — 4520 (вариант без тента);
  • допустимая масса — 8180 кг;
  • длина — 6435 мм;
  • ширина (по кромкам зеркал) — 2700 мм;
  • высота (версия с тентом) — 2905 мм;
  • колесная база — 3770 мм;
  • дорожный просвет (с полной нагрузкой) — 265 мм;
  • максимальная скорость — 95 км/ч.

Силовая установка

Используемый на грузовике ГАЗ-3309 дизель Д-245 позаимствован у колесных тракторов МТЗ. Двигатель оснащен 4-цилиндровым чугунным блоком и турбокомпрессором с промежуточным радиатором для охлаждения воздуха. В зависимости от настроек топливной системы мотор развивает мощность 119 или 125 л.с. Для подачи солярки используются форсунки с электронным управлением. Топливный насос высокого давления оборудован отдельной подкачивающей помпой. Расход топлива ГАЗ-3309 при полной загрузке и скорости 60 км/ч не превышает 15,5 л на 100 км пути.

Мотор грузовика ГАЗ

Двигатель оснащен закрытой системой жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией и отдельным расширительным бачком. Для поддержания температуры в заданных пределах установлен термостат. К системе охлаждения подключается штатная система отопления кабины водителя. Масляный радиатор установлен на картере двигателя.

На части машин, обозначаемых ГАЗ-33098, устанавливается модернизированный дизельный двигатель ЯМЗ 5344, развивающий мощность 135 л.с. Агрегат имеет уменьшенный до 4,43 л рабочий объем, система подачи горючего в цилиндры не отличается от агрегатов Д-245. Расход топлива на 100 км лежит в пределах 15,5-19 л. В системе запуска двигателя используются нагреваемые электрическим током элементы, которые облегчают начало работы дизеля при низкой температуре окружающей среды.

Оба типа двигателей оснащены системой рециркуляции отработавших газов, которая обеспечивает выполнение экологических требований Евро 3. Работа клапана регулируется электронным блоком управления.

Для очистки подаваемого воздуха используется сменный бумажный фильтр. В конструкции имеется сигнализатор, предупреждающий водителя о необходимости замены элемента.

Тормозная система

В схему тормозной системы ГАЗ входит комбинированный 2-контурный привод, работающий от сжатого воздуха и гидравлики. На части грузовиков применяется антиблокировочная система. Для торможения используются барабанные механизмы. При повреждении одного из контуров замедление осуществляется при помощи оставшегося, при этом тормозной путь несколько увеличивается.

Дополнительно установлена стояночная система, работающая от рычага, размещенного в кабине водителя. Рычаг связан тросами с колодками задних колес, которые прижимаются к внутренней поверхности барабанов.

На автомобилях используется 5-скоростная коробка передач, в устройство которой входят синхронизаторы для передач переднего хода. Для передачи крутящего момента от двигателя применено 1-дисковое сцепление сухого трения, оборудованное гидравлическим приводом управления. Схема переключения передач нанесена на верхней поверхности рукоятки управления, на части машин имеется специальная пояснительная табличка, наклеенная на панель приборов.

Коробка переключения передач

На боковой поверхности картера расположен люк, предназначенный для установки механизма отбора мощности. Подобный агрегат используется для привода насосных станций на бензовозах или вакуумных машинах. Переоборудование грузовиков осуществляется сторонними фирмами.

Электрооборудование

Электрическая схема ГАЗ-3309 рассчитана на постоянный электрический ток, номинальное напряжение составляет 24 В. Источниками электроэнергии являются генератор и 4 свинцовые батареи, соединенные последовательно и параллельно. На части машин применяются 2 батареи увеличенной емкости, которые соединены последовательно.

Электросхема построена по принципу использования кузова автомобиля в качестве отрицательного полюса. Для защиты электропроводки от коротких замыканий используются плавкие предохранители, расположенные в панели приборов. Под капотом установлен блок силовых плавких вставок, которые защищают наиболее нагруженные участки. Если на грузовике не крутит стартер, то распространенной причиной является сгоревший предохранитель или севшая батарея.

Для организации электропроводки грузовиков ГАЗ используются медные многожильные провода с цветной изоляцией. В состав схемы электрооборудования автомобилей, соответствующих нормативам Евро 3, входит электронный контроллер системы управления двигателем. Дополнительно установлен блок системы АБС, оснащенный индивидуальными предохранителями.

Электросхема

Рулевое управление

На грузовиках используется рулевой редуктор полуинтегрального типа, который оснащен многоступенчатой зубчатой передачей. Общее передаточное отношение составляет 23,09 (при среднем положении управляемых колес). Конструкцией предусмотрен гидроусилитель руля с отдельным расположением исполнительного цилиндра. Насос усилителя на моторах Д-245 имеет шестеренную конструкцию, на дизелях ЯМЗ применен более производительный и надежный пластинчатый насос.

Поворотные кулаки со ступицами расположены на концах передней балки. При помощи продольной рулевой тяги обеспечивается изменение положения управляемых колес. Для синхронного поворота колес используется поперечная штанга регулируемой длины.

Размеры, масса и заправочные емкости

Стандартный бортовой кузов на ГАЗ-3309 имеет габаритные размеры:

  • длина — 3490 мм;
  • ширина — 2170 мм;
  • высота борта — 510 мм.

Грузовик ГАЗ

Назначение насоса КО-503

Насос вакуумный КО-503 предназначен для создания вакуума в цистернах ассенизаторских машин на базе шасси ГАЗ-3307, ГАЗ-3309, ГАЗ-53 (модификации КО-503В, КО-503В-2, КО-503В-3, КО-503В-АБС, КО-503-2-АБС, КО-503В-3-АБС). Так же вакуум-насос используется и в вакуумных цистернах ПЦФ-3, ПЦФ-4. На вакуумную машину КО-503В (ГАЗ-3307) устанавливается насос КО-503 с вращением ротора против часовой стрелки, а на вакуумную машину КО-503В-2 (ГАЗ-3309) устанавливается насос КО-503 с вращением ротора по часовой стрелки. Насос может работать при температуре от -20 до +40°С. С помощью разряжения, создаваемое насосом, происходит заполнение и опорожение цистерны.

Насос КО-503 состоит из чугунного ребристого корпуса. Корпус закрывается двумя крышками, в которых расположены два подшипника. На подшипниках вращается ротор, в пазах которого установлены текстолитовые лопатки. В корпусе насоса имеются отверстия для принудительной смазки насоса. На корпусе насоса крепится масляный бак системы смазки, из которого поступает масло для смазки рабочих поверхностей насоса. Количество подаваемого масло регулируется регулировочными винтами.

Маркировка: Насос КО-503 0214100 левое вращение ротора, Насос КО-503 0214100-02 правое вращение ротора.

Модификации

Топливозаправщик на базе ГАЗ-3309 оснащается стальной цистерной, рассчитанной на 4900 л жидкости. Емкость разделяется на несколько индивидуальных секций, внутри установлены волноломы. Заправка осуществляется через горловину или при помощи шлангов и штатного насоса. Производительность установленной на машине помпы достигает 700 л/мин. Выхлопной коллектор двигателя имеет измененную форму, глушитель с искрогасителем выведен под передний бампер. В штатное оборудование входят заземляющее устройство и 2 огнетушителя.

Автовышка на базе ГАЗ оснащается телескопическим, коленным или комбинированным подъемником. Оборудование обеспечивает поднятие обслуживающего персонала на высоту до 28 м. Для повышения устойчивости на шасси устанавливаются выносные опоры. Корзина подъемника оборудуется полом из специального изолятора, грузоподъемность устройства достигает 300 кг. Техника оснащается 2 пультами управления, размещенными на основании подъемника и в грузовой люльке. Все приводы работают от бортовой гидравлической системы с шестеренной насосной станцией.

Автовышка

Самосвал ГАЗон-3309 оснащен металлической платформой, которая разгружается в 3 стороны. Для установки оборудования используется специальное шасси с укороченными лонжеронами и перемещенными вспомогательными элементами. Органы управления самосвальным кузовом размещаются в кабине водителя. Для изменения угла наклона применяется многосекционный гидравлический цилиндр.

Эксплуатация насоса КО-503

При эксплуатации насоса необходимо соблюдать следующие правила:

-Содержать насос в чистоте;

-Производить периодическую промывку системы смазки и заполнять её только чистым фильтрованным маслом;

-Постоянно следить за расходом масла. При нормальной работе насоса, расход масла должно быть 50 капель в минуту (90г/час);

-Использовать отработанное масло запрещается;

-Время непрерывной работы насоса КО-503 не более одного часа!

Принцип работы спецмашины

Ассенизатор ГАЗ 3309

Емкости удерживаются на машине за счет прочной стальной рамы. Негорючие отходы и другие жидкости поступают внутрь посредством выдвижного рукава. Движение происходит под воздействием вакуумной тяги. Функционирование ГАЗа осуществляется за счет насоса-компрессора, который производится в нескольких модификациях. Управление этим элементом конструкции осуществляется с использованием рукояток и кранов.

Определить момент переполнения цистерны можно по сигнальному маяку. В нужное время он автоматически прекращает работу насоса. После того как спецтехника вернется на полигон, опорожнение цистерны может происходить самотёком или под рабочим давлением помпы-насоса, то есть принудительным путем. Сама база, используемая под ассенизатор, не отличается по строению от серийных грузовиков.

Основные характеристики насосов

Параметры, характеризующие работу определенной модели вакуумного насоса для откачки канализации:

  • скорость откачивания. Это количество откачиваемого содержимое за единицу времени. Определяется во входном разрезе приемного трубопровода;
  • давление запуска максимальное. Этот параметр характеризует предельное давления на входе, при котором начнется откачка;
  • предельное выпускное давление. Это показатель давления на выпуске оборудования, когда насос будет все еще способен откачивать субстанцию с номинальной скоростью;
  • производительность устройства по выкачке пара. В процессе работы по откачке жидкости количество паров считается в весовых единицах;
  • остаточное давление максимальное. Это теоретическая величина, к которой приближается рабочее давление при стандартных условиях;
  • давление пара максимальное. Это наибольшая величина давления пара на входе насоса. Этот показатель учитывают при откачивании пара;
  • степень сжатия насоса. Показатель характеризует отношение объема газа, сжимаемого во время его компрессии.

Особенности эксплуатации вакуумного оборудования

В процессе эксплуатации вакуумного оборудования необходимо соблюдать некоторые условия, благодаря которым оборудование будет исправно работать длительное время:


Нелёгкий путь к успеху

Впервые ассенизаторская машина появилась на постсоветском пространстве в начале 60-х годов прошлого столетия. Именно в этот период возникают первые звонки с неприятной экологической обстановкой. Принцип работы ассенизаторской машины должен был эффективно решить вопрос откачки нечистот и прочих ЖБО не только из выгребных ям, но и из других технологических объектов, например очистка строительной площадки, очистка прудов, засохших водоемов и т.д.

Современные варианты комплектации вакуумных ассенизаторских машин оснащены улучшенными моделями насосного оборудования, специальными сигнальными предохранительными устройствами, технологическим резервуаром накопительного типа, автономным трубопроводным комплексом и гофрированным шлангом. Отметим, что навесное оборудование легко и без проблем монтируется на шасси многих автомобилей отечественного производства, например КАМАЗ, ЗИЛ, а самой известной моделью, которая изначально разрабатывалась для коммунальной сферы, стал ассенизатор КО 53.

Как работает ассенизаторская машина и другое оборудование?

Когда мы определились с тем, что такое ассенизатор, пришло время ответить на не менее важный вопрос о том, что такое ассенизаторская машина. Этот вид техники – основной инструмент для откачки стоков и их последующей транспортировки к месту утилизации.

Основу для машины составляет грузовой автомобиль. Наиболее часто используются модели от ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ. Но грузовик – это только колеса для перевозки содержимого. Основное ассенизаторское оборудование состоит из следующих элементов:

  • Цистерна. Герметичный резервуар, внутрь которого закачиваются нечистоты. Отличается по строению и объему. Чем больше максимальная вместимость, тем выше требования к грузоподъемности автомобиля, на котором закреплен бак. При изготовлении выбирается материал, который легко дезинфицировать мощными агрессивными составами. Обычно внешние стенки окрашиваются в яркий цвет, чтобы транспорт был заметен на дороге.
  • Насосный узел. Вакуумный насос отвечает за главную функцию машины – забор стоков. Благодаря большой мощности всасывания, удается быстро поднимать нечистоты с разной высоты. Так можно опорожнять даже глубокие септики и ямы. Допускается работать с нечистотами, загрязненными крупными посторонними включениями.
  • Шланг для забора стоков. Изготавливается из прочного, стойкого к дезинфицирующим средствам и агрессивным средам, материала. В зависимости от его длины, отличается максимальное удаление места размещения машины от опорожняемого резервуара.

Кроме перечисленного, в состав ассенизаторского комплекта могут входить и дополнительные элементы – система контроля и сигнализирования о заполненности цистерны, коробка отбора мощности, дополнительный задний отбойник и многое другое.


Виды ассенизаторской техники

На заре развития ассенизаторской техники было реализовано два модельных ряда спецтехники. К первой группе относились машины, которые осуществляли отсос коллекторским способом, то есть, за счёт коллекторского двигателя. Второй вариант спецтехники, это встроенная вакуумная помпа, который чуть позже был признан технологичным и рациональным. В коммунальной сфере санитарные нормы для ассенизаторской машины отлично были реализованы на реализованной вакуумной технологии отсоса.


Вакуумный насос согласно общему технологическому строению создаёт разряжение внутри рабочей цистерны (полностью герметичная установка), вследствие чего происходит эффект всасывания ЖБО по специальному приёмному шлангу. Встроенные специальные датчики в автоматическом режиме управляют и регулируют режим наполняемости внутри цистерны, и при достижении определённого уровня емкости автоматически отключают работу вакуумного насоса.


Продолжительность работы системы всасывания зависит от общего объёма резервуара, согласно техническим данным спецтехники, средняя продолжительность полного заполнения цистерны составляет от 4 до 12 минут. По окончании процесса всасывания, транспорт своим ходом следует в пункт утилизации ЖБО или ТБО, производится опорожнение резервуара, причём самотёком или при помощи насоса.

В целом виды и типы спецтехники ассенизаторской машины имеют одинаковую схему работы, но отличаются по:

  • Объёму наполняемости цистерны;
  • Общая технологическая наполняемость емкости;
  • Габариты и размеры ассенизаторской машины;
  • Марка шасси, на которую устанавливается навесная техника.

Общее конструкционное строение спецтехники включает в себя несколько элементов:

  • Цилиндрический резервуар, который имеет монтаж под небольшим углом конструкционного наклона, для удобства слива самотёком;
  • Вакуумная помпа специального принципа действия;
  • Сигнальное звуковое и световое предохранительное оборудование;
  • Отсек с приёмным люком и встроенным всасывающим гофро-шлангом;
  • Технологический кран для работы системы трубопровода;
  • Вспомогательное навесное и электрооборудование.

Принципиальная часть работы ассенизаторской техники

Как указывалось выше, ассенизаторская машина обустроена резервуаром или герметичной ёмкостью для утилизации откачанных ЖБО, вакуумным насосом, гофрированной трубой для откачки жидкости из септиков любой конструкции, выгребных ям, дренажный общих колодцев, сливных технологических комплексов, предусмотренные для станций автомоек, а также для природных водоёмов, небольших по размерам прудов и т.д. Общий принцип работы заключается в следующем:

  • Один конец рабочего рукава шланга подключают к цистерне машины, а второй конец опускают в место откачки ЖБО или иной жидкой суспензии;
  • При помощи вакуумного насоса происходит всасывание жидкости внутрь цистерны, причём допускается ее полное заполнение. Сигнально-предохранительное устройство автоматически отключит работу насоса в случае полного заполнения резервуара;
  • По окончании работы машина самоходом направляется на специальную площадку по утилизации, которая отвечает высоким санитарным нормативным требованиям экологической безопасности.

Ассенизаторская машина и её применение


Автомобиль-ассенизатор может выкачивать практически любые нечистоты (за исключением взрывоопасных и горючих жидкостей). Содержимое туалетов, выгребных ям, отстойников — со всем этим справляется ассенизаторская машина. Цена на такой транспорт варьируется в зависимости от марки автомобиля, типа вакуумного насоса, а также объёма цистерны.

При помощи труб и насоса загрязнённая жидкость транспортируется в герметичную ёмкость. Далее все нечистоты завозятся на специальную точку переработки. Процесс ассенизации способствует предотвращению кучи неисправностей, связанных с канализационной системой. Ведь при заполнении канализации различными фекалиями через некоторое время вся жидкость польётся обратно, откуда стекала. Чтобы предотвратить этот неприятный момент, и используются машины — ассенизаторы.


Помимо очищения выгребных ям и отстойников от нечистот, ассенизаторская машина может выполнить функцию осушения водоёма, очистки колодца или же просто вывезти трудноперерабатываемые отходы. И это только краткий список всех сфер применения ассенизатора.

Зачастую во многих крупных городах ассенизаторская машина практически не используется. Чаще всего этот транспорт заказывают жители частных домов для откачки фекалий из выгребных ям. Для некоторых людей, которые пользуются услугами ассенизатора (в частности и владельцев загородных домов), данная услуга является недёшевым удовольствием.


Применение ассенизаторской машины имеет много плюсов. Основной из них – это поддержка экологической чистоты в окружающей среде. Ассенизация помогает избежать множества природных проблем, оздоровляя при этом город и страну в целом.

Учитывая надёжность, удобство в эксплуатации, ремонтопригодность и остальные достоинства ассенизаторской машины, цены на неё вполне демократичны.

При выборе ассенизаторской машины каждый житель России может остановиться как на государственной, так и на частной организации. Но, заказывая государственную службу, не надейтесь на её быстрый приезд (впрочем, если у вас есть свободное время, можете смело ждать). Зато цены на услуги чуть ниже, чем у частных фирм. Конечно, лучше всего потратить больше денег и вызвать именно частную организацию. Машина приедет очень быстро и сделает всю работу за пять минут.

Принцип работы

В основе принципа работы машины-ассенизатора лежит применение сильного разрежения, засасывающего нечистоты из выгребной ямы или септика. Чтобы наполнить емкость отходами, применяют вакуумный насос, который и создает требуемое разряжение. От мощности насоса и наполненности цистерны зависит скорость закачки. Опустошают автомобиль самотеком. Чтобы выполнить это, шланг машины фиксируется в самой нижней части бочки.

Двигатель приводит в движение насос. Для этого силовая установка имеет специальный вал отбора мощности. Для нормальной работы машины этого оказывается достаточно.

Работа

Чтобы понять, как работает ассенизаторский автомобиль, нужно знать, что существует два типа таких машин:

Работа автомобиля в общих чертах выглядит следующим образом. Техника подъезжает к месту выполнения очистки. Водитель готовит ее к работе, разворачивая шланг и опуская его в люк или колодец.

Если требуется, длину шланга можно нарастить. Потом заводится мотор и запускается насос. Работа ассенизаторского автомобиля много времени не требует. В зависимости от консистенции отходов или жидкости, процедура выборки одного куба может продолжаться от пары минут до десяти.

Если предполагается очистка выгребной ямы, то рекомендуется после первой откачки заполнить ее водой. После этого еще раз выполнить откачку. Такая последовательность дает возможность выполнить чистку качественнее и надежнее. Так из ямы извлекаются даже нижние слои грязи и ила.

Заканчивается рабочий цикл сливом отходов. Выполняется это самотеком. Но куда придется их сливать нельзя. Все отходы жизнедеятельности оставляются только в специально отведенных местах. После слива они очищаются вместе с другими канализационными водами. На сегодняшний день существуют специальные пункты утилизации, в которых жидкие отходы очищают и частично перерабатывают. Но в такие спецприемники принимают далеко не все виды нечистот и отходов.

Должностные обязанности

На водителя ассенизационной машины возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Выполнение маршрутного задания по откачке выгребных ям, канализационных колодцев и туалетов.

2.2. Выставление, мойка и снятие туалетных кабин.

2.3. Очищение колодцев.

2.4. Транспортировка и выгрузка в местах утилизации жидких бытовых отходов, не содержащих горючих и взрывоопасных веществ.

2.5. Заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.

2.6. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении.

2.7. Обеспечение корректного профессионального вождения автомобиля.

2.8. Строгое выполнение всех распоряжений непосредственного руководителя.

2.9. Прохождение ежедневных предрейсовых медицинских осмотров.

2.10. Ежедневное ведение путевых листов с указанием маршрута следования, пройденного километража, расхода топлива, а также количества отработанного времени.

2.11. Своевременная сдача путевых листов.

2.12. Осуществление контроля за техническим состоянием автомобиля, своевременное прохождение технического обслуживания и технического осмотра.

Читайте также: