Психологические особенности водителей общественного транспорта

Обновлено: 05.07.2024

Оглавление диссертации кандидат наук Коношенко Богдан Александрович

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования психологических особенностей труда водителей такси мегаполиса

1.1. Основная проблематика исследований сферы такси в отечественной науке

1.2. Анализ исследований труда водителей такси мегаполиса

в отечественной психологии

1.3. Теоретическая модель психологической системы

Выводы по Главе

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических

особенностей труда водителей такси мегаполиса

2.1. Организация и методика сравнительного эмпирического исследования психологических особенностей труда водителей такси мегаполисов и малых городов

2.2. Психологические особенности труда водителя такси мегаполиса, детерминированные подсистемами «водитель

2.3. Психологические особенности труда водителя такси, детерминированные их личностными характеристиками и

Выводы по Главе

Глава 3. Совершенствование профессиональной подготовки

водителей такси к труду в условиях мегаполиса

3.1. Основные направления, пути и методы профессиональной и психологической подготовки водителей такси в условиях мегаполиса

3.2. Итоги формирующего эксперимента по конструктивному разрешению водителями такси мегаполиса конфликтных ситуаций с участниками их трудового социального

Выводы по Главе

Коммуникативные свойства человека как фактор эффективности его работы в сфере обслуживания (на примере водителей такси) 1984 год, кандидат психологических наук Отюгов, Александр Александрович

Совершенствование перспективного планирования объемов работы автомобилей-такси в городах 1984 год, кандидат экономических наук черняковски, Здислав

Экономическое регулирование предпринимательской деятельности на рынке таксомоторных перевозок 1999 год, кандидат экономических наук Малашенко, Анна Владимировна

Совершенствование организации работы легковых автомобилей-такси 1984 год, кандидат технических наук Герами, Виктория Дарабовна

Метод обоснования требований к рациональной структуре парка автомобилей-такси в крупных городах 2018 год, кандидат наук Бородина Юлия Всеволодовна

Актуальность темы исследования. В 2017 году исполнилось 110 лет российскому такси. Пройдя длительный путь развития, сфера такси России в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся секторов оказания услуг населению страны. Разрешения на право заниматься таксомоторными перевозками в Москве получили более 100 тысяч человек, а в целом в России - более 700 тыс. человек. По данным Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, в нашей стране на протяжении последних пятнадцати лет профессия водителя по массовости находится на первом месте - водителями работают свыше 5 млн. человек [40]. Другими словами, каждый седьмой водитель в России - это водитель такси.

Естественным и закономерным является тот факт, что бурное развитие сферы такси настоятельно требует повышенного внимания к себе не только

властей различного уровня, законодательного регулирования, но и научно обоснованных рекомендаций по оптимизации данного вида труда.

Степень разработанности темы исследования. Проблематика водительского труда традиционно находится в центре исследований в психофизиологии и психологии труда, медицине, экономических и технических науках. В первой половине ХХ века начали формироваться основы транспортной психологии (В.Н. Арбузов, Ф.Н. Браиловский, С.М. Василевский, П.В. Венециан, В.Н. Ланин, Д. Клебельсберг, Ж.М. Лям, Г. Мюнстенберг, К.В. Старков). В дальнейшем активно исследованием данного вида труда занимались такие ученые, как А.Л. Буцык, Н.М. Васильев, Н.Е. Водопьянова, С.Л. Гапонова, Э.Л. Гастилайте, М.А. Котик, А.А. Шлыков.

Выполнены многочисленные исследования в психофизиологии (А.А. Абдурахманов, М.В. Кошелев, А.А. Штыков), медицине (И.Н. Митин, Т.А. Пешкова, И.Г. Шевкун), экономических (Ж.Р. Бибанов; В.Д. Герами; А.Е. Тимошенков; А.Ю. Турукин) и технических (А.П. Лопатин; А.В. Малашенко; В.И. Прусова; К.К. Соколов) науках.

В то же время лишь фрагментарными являются исследования психологии труда водителя такси (Н.М. Васильев, Н.А. Игнатов, А.М. Зимичев, В.М. Курганов, В.М. Мишурин, М.С. Фактор). Известно единственное психологическое диссертационное исследование, выполненное А.А. Отюговым в рамках социальной психологии еще в 1984 году.

Таким образом, в ходе реализации исследования были выявлены следующие противоречия: между ростом потребности в качественном обслуживании пассажиров и невысоким профессионализмом водителей такси мегаполисов, связанного в основном с текучестью кадров в данной сфере; между потребностью в разработке новых научных рекомендаций по совершенствованию данного вида труда и почти полным отсутствием таких исследований в психологии труда; между массовым распространением информационных технологий в данном виде труда и падением интереса к нему профессиональных водителей в связи с

интенсификацией самого труда и снижением роли материального стимулирования водителей такси мегаполиса.

Объект исследования: труд водители такси мегаполиса России. Предмет исследования: психологические особенности труда водителей такси мегаполиса.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: на основе сравнительного анализа труда водителей такси мегаполисов и малых городов выявить психологические особенности труда водителя такси мегаполиса.

1. Провести библиографический и содержательный анализ исследований сферы такси в психологии труда и в целом в отечественной науке.

2. Проанализировать труд водителя такси мегаполиса и выявить его специфику по сравнению с трудом водителей такси малых городов.

4. Эмпирически определить и описать психологические особенности труда водителей такси мегаполиса.

5. Разработать и апробировать программу психологического просвещения как основу профессиональной подготовки водителя такси мегаполиса.

Гипотеза исследования. Труд водителя такси мегаполиса имеет свою специфику, которая отличает его от труда водителей такси других городов. Данная специфика неизбежно порождает психологические особенности, как водителей такси мегаполиса, так и самого их труда. Игнорирование этих особенностей ведет к возникновению негативных последствий для психики личности водителя такси, снижает эффективность его труда.

Реализация в рамках профессиональной подготовки специальной программы психологического просвещения водителей такси мегаполиса способствует снижению воздействия негативных психологических факторов труда водителей такси мегаполиса, в т. ч. уровня конфликтности с пассажирами.

Научная новизна исследования заключается в том, что в его рамках:

- разработана авторская классификация профессионально важных качеств (далее - ПВК) водителя такси мегаполиса;

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

- проведена систематизация междисциплинарных научных знаний проблематики такси, предложена авторская периодизация диссертационных исследований отечественных ученых в данной научной сфере;

- изложены психологические особенности труда водителей такси мегаполисов и малых городов;

- доказаны положения, расширяющие представления о психологии труда водителя такси мегаполиса;

- раскрыты особенности формирования ПВК водителей такси;

Практическая значимость работы заключается в том, что:

- разработаны и внедрены авторский опросник по определению специфики труда водителя такси мегаполиса, авторский опросник по определению приоритетности ПВК водителя такси

- определены перспективы использования теории на практике с водителями такси мегаполиса различными службами таксомоторного предприятия, особенно службой по управлению персоналом;

- создана программа психологического просвещения как основа профессиональной подготовки водителя такси мегаполиса;

- определены перспективы практического использования полученных данных психологами-практиками при индивидуальном психологическом консультировании водителей такси мегаполисов с целью коррекции негативных факторов труда водителя такси мегаполиса.

Методология и методы исследования.

При проведении исследовании исходными позициями являлись следующие теоретико-методологические основания:

- методологические принципы: единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев); системности (Б.Ф. Ломов; В.А. Барабанщиков); полисистемности (Б.Ф. Ломов), субъекта (С.Л. Рубинштейн); смысла (А.Н. Леонтьев, В. Франкл);

- методологические психологические подходы: комплексный (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев); системный (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов); деятельностный (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); субъектный (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.В. Знаков); ценностно-смысловой (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу);

- общепсихологические концепции: модусов существования человека (Б.Г. Ананьев); личностного развития и межличностных взаимодействий (Б.Г. Ананьев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов); психологических механизмов (Б.Г. Ананьев, В.С. Агеев, В.Г. Леонтьев); моделирования в психологии (В.Н. Дружинин; И.Н. Носс; В.А. Толочек);

- концепции психологии труда: профессионального развития (Е.П. Ильин, Е.А. Климов, С.Л. Леньков, Ю.П. Поваренков); профессиональной деятельности (А.В. Карпов, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков); 3) профессиографии (Е.М. Иванова, И.Н. Носс, Е.С. Романова); профессионализма и профессиональной пригодности (В.А. Бодров, Д.В. Гандер, С.А. Дружилов, В.Г. Зазыкин, Ю.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина).

Положения, выносимые на защиту.

2. Трудовое социальное взаимодействие - это система контактов, возникающих у водителя такси по поводу и в связи с организацией его труда. Среди шести основных субъектов трудового социального взаимодействия водителя такси мегаполиса (пассажиры, менеджмент и сотрудники таксомоторной компании, другие участники дорожного движения, работники ГИБДД, члены его семьи) наиболее интенсивным является взаимодействие с пассажирами, а также с руководством таксомоторной компании.

составляющих элементов позволили выявить и описать значимые психологические особенности труда водителей такси мегаполисов.

- водители такси мегаполисов отличаются более значительным жизненным и профессиональным опытом, в том числе в сфере такси;

- более прочная профессиональная идентичность со своей таксомоторной компанией, что свидетельствует о более высокой корпоративной культуре;

- мотивация выбора труда носит прагматично-личностный характер;

- являясь в основном семейными людьми, рассматривают труд водителя такси как основной источник дохода семьи. Стремясь оставаться в выбранной профессии, значительно реже меняют профессию и место работы;

- отношения собственности к используемому в процессе труда автомобилю является индикатором не только более высокого материального благополучия водителей такси мегаполисов, но и стремления к меньшей зависимости от работодателя, более свободной организации своего труда;

- их труд характеризуется большей интенсивностью и напряженностью, что ведет к возникновению раздражения, как процессом самого труда, так и трудовым социальным окружением.

Личностные особенности водителей такси мегаполисов:

- развитость коммуникативных свойств, умений общаться с незнакомыми людьми, к клиентам относятся доброжелательно, но без доверия;

- характерен умеренный уровень лидерского потенциала и низкий уровень потребности в достижении цели, что свидетельствует о комфортном восприятии ценности своего труда, слабых карьерных устремлениях;

- более свойственно достижение успеха в решении несложных проблем, успешное решение практических задач, способности к творческой, детальной разработке идей, выдвинутых другими;

- большая оперативность в принятии решений в профессиональных ситуациях. Водители такси мегаполисов больше ценят время, а водители малых городов -логику правильных решений;

- в целом преобладают (со значимым превышением) регуляторные свойства личности (самоконтроль, дисциплина);

- в качестве доминирующих ПВК выделяют такие качества, как содержание техники в исправном состоянии, общительность, а также психологическая устойчивость.

В сфере трудового социального взаимодействия:

- постоянная психическая напряженность в трудовом социальном взаимодействии;

- доминирование в напряженных межличностных ситуациях таких стратегий поведения, как: компромисс, избегание и сотрудничество;

Степень достоверности результатов.

Достоверность результатов исследования обеспечена применением комплекса апробированных научных методов, адекватным цели и задачам, использованием валидных психодиагностических методик, наличием объема эмпирической выборки, достаточного для выявления статистически значимых зависимостей, публичной апробацией полученных результатов.

Основные результаты и выводы диссертации отражены в 13 научных публикациях, в числе которых 7 статей [86; 87; 88; 89; 91; 92; 94] в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Соответствие научной специальности.

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования

психологических особенностей труда водителей такси мегаполиса

1.1. Основная проблематика исследований сферы такси в отечественной науке

Проведенное исследование показало, что собственно научное изучение проблематики такси в нашей стране началось в середине ХХ века.

Данный факт совсем не значит, что до этого в нашей стране данная сфера была вне интересов ученых. Начиная с 30-х годов ХХ века сравнительно большими тиражами выходили многочисленные пособия, методические рекомендации, обзоры, монографии ученых и специалистов-практиков.

Достаточно назвать фамилии таких авторов, как А.П. Александров, Б.Н. Будрин, Л.А. Бронштейн, А.Х. Зильберталь, А.В. Поляков.

В период 50-70 гг. ХХ века издавались различные справочники, инструкции и памятки для водителей легкового такси [67; 68; 166; 167]. Однако первым диссертационным исследованием была выше упомянутая работа М.Д. Блатнова.

Выявлено, что за период с 1950 года по сентябрь 2019 года в нашей стране Высшей аттестационной комиссией РФ в результате успешных защит было выдано 49 дипломов докторов и кандидатов наук за новаторские работы по изучению проблематики такси: 43 - кандидатских и 6 - докторских (см. Приложение 1). Правда, из 6 докторских диссертаций 5 были посвящены проблемам городского пассажирского транспорта, но в каждой из них, как минимум, глава или раздел обязательно была посвящена рассмотрению проблематике сферы такси. А в одной докторской диссертации - А.С. Игнатенко -разработаны научные основы, методы организации и управления перевозочным процессом легкового таксомоторного транспорта [64]. Диплом был выдан в 1992 году российским ВАКом, т.к. украинский ВАК был учрежден только в конце 1992 года.

Хронологическое распределение времени защиты диссертационных работ выглядит следующим образом (см. Рис. 1.1.1).

Анализ представленных данных позволил четко выделить четыре периода в научном исследовании сферы такси в нашей стране.

Первый период - 50-60-е годы ХХ века. В это двадцатилетие было подготовлено всего три диссертации по исследованию эксплуатации таксомоторного пассажирского транспорта (М.Д. Блатнов), организации таксомоторных перевозок (С.К. Сыртанов) и экономической эффективности применения радиосвязи для диспетчерского руководства работой такси (А.Д. Рубец). Это составило 6% от общего количества диссертаций по проблематике такси.

Водители-психи: Как и кто проверяет психологическое состояние водителей общественного транспорта?

Двое погибших и двенадцать раненых – таков печальный итог столкновения автобуса с поездом в поселке Бина. Предварительные итоги расследования данного происшествия говорят о том, что водитель оказался наркоманом, к тому же с судимостью за то, что он сбил человека.

Получается, что за рулем общественного транспорта у нас сидят совершенно случайные, а порой и опасные люди. Существует ли некий механизм психологической проверки водителей общественного транспорта и практикуется ли психологическое тестирование водителей перед приемом на работу?

Для того, чтобы внести ясность в данный вопрос Media.Az обратился в Бакинское транспортное агентство. Однако на наши вопросы пресс-служба данной структуры так и не ответила, что уже наводит на определенные размышления.

В свою очередь эксперт по вопросам транспорта Азер Аллахверанов в беседе с Media.Az отметил, что компании, занимающиеся предоставлением населению услуг по пассажироперевозкам, просто обязаны проводить психологическое тестирование водителей, которых они принимают на работу.

По словам А.Аллахверанова, сегодня бизнес-структуры особо не проверяются, так как в стране созданы свободные условия для развития предпринимательства и это, безусловно, с одной стороны хорошо, но с другой стороны, недобросовестные компании могут злоупотреблять той возможностью, которую им предоставило государство.

По его словам, на данный момент в Азербайджане работает около 40 различных компаний, занимающихся пассажироперевозками.

Депутат Милли Меджлиса Муса Гулиев в беседе с Media.Az в первую очередь выразил соболезнования семьям погибших в недавней аварии в поселке Бина.

По его словам, это уже третья авария за прошедший месяц в Баку с участием общественного транспорта, а это говорит о том, что в данном сегменте имеются большие проблемы. По мнению депутата, транспортные компании в Азербайджане должны быть более внимательны при приеме на работу водителей.

«Они обязаны изучить все анкетные данные, документы водителя. К работе по их тестированию должны быть привлечены психологи, которые будут оценивать их психическое состояние. Водители не должны выходить на работу со штампом о профпригодности, который был поставлен чисто символически. Судя по всему сегодня многие транспортные компании именно так и поступают.


Учет психофизиологических особенностей водителей при управлении автомобилем в сложных условиях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложно недооценивать значимость человеческого фактора в обеспечении возрастания интенсивности автоперевозок в соответствии критериям безопасности на автомобильных дорогах. Снижение рисков может быть достигнуто только при достаточно продуманной и реализованной организации дорожного движения и значительно ощутимом снижении дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Если вести речь про настоящее время, то во многих государствах с высоким уровнем автомобилизации ДТП по прежнему становятся причиной больших человеческих жертв и материальным потерям.

Интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков, что сказывается на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей. Без достижения результата по этой задаче не удастся достигнуть качественного снижения ДТП и, что закономерно, повысить безопасность движения.

Актуальность: Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в сложных условиях относится к числу приоритетных социальных, медицинских и технологических проблем во всем мире.

Анализ основных видов нарушения правил дорожного движения (ПДД) показывает, что ведущими связанными непосредственно с вождением и приводящими к наиболее тяжким последствиям, являются грубые нарушения ПДД. Это свидетельствует о том, что определяющим выполнение действий, приводящих к ДТП, является недостаточность психических и психофизиологических механизмов регуляции деятельности водителей.

Степень изученности темы работы.К настоящему времени, учет системы профессиональной деятельности функционируют в авиации, энергетике, атомной энергетике, на предприятиях ядерно-оружейного комплекса, железнодорожном транспорте, МЧС, МВД, МО России. Изучение состояния здоровья и психофизиологических характеристик водителей, определяющих профессиональную пригодность и безопасность труда, имеет достаточно давнюю предысторию, как в медицине, так и в смежных областях науки. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует единое мнение на задачи, методы и процедуру психофизиологического обследования в системе медицинского обеспечения водителей.

Объект исследования - система подготовки водителей по безопасности движения на автомобильном и городском транспорте.

Предмет исследования - психофизиологические компоненты подготовки водителей по безопасности движения на автодорогах в сложных условиях.

Цель работы заключается в изучении связи риска возникновения дорожно-транспортных происшествий с уровнем психофизиологической адаптации и психофизиологических характеристик водителей; научное обоснование введения в систему обучения водителей по безопасности движения психофизиологической подготовки, как самостоятельного вида, и разработке рекомендаций, направленных на повышение безопасности вождения;

Для достижения целей работы, были поставлены следующие задачи:

1)аналитическое исследование психофизиологических причин дорожно-транспортных происшествий;

Глава 1 Роль человеческого фактора

Важность движения каждым становится более более . Это с плотности автомобилей прочих средств улицах ростом легковых среди . Именно ощутимо процесс смешанного потока дорогах [4].

фаза важном восприятия на водителем - изменение езды траектории транспортного . Очень реакция на - либо дорожной направлена на скорости , а усиление напряженности, которой не момент ее признаков, по распространения в головного [11]. Поэтому часто ошибки в возникновения ситуации, через время, , казалось , благополучного из . Этим, частности, концентрация -транспортных (ДТП) на опасном дороги, на удалении него. человеческого в движении выявление роли обеспечении движения из крупных .

На этапе связи постоянно скоростью интенсивностью в дорог необходимость возможностей в опасности принятии мер. связи этим понятие " расстояние ", включающее себя только путь , но путь, автомобилем время водителя.

принятием качестве из параметров реакции появилась при дорог безопасность инженерными : устранение неожиданного во движения дороге (каких- препятствий разрушений части) предоставление времени на оценку ситуации, принятие и реализацию решения. При этом, естественно, из-за отсутствия специальных дорожных исследований возможная величина времени реакции водителя была заимствована из психофизиологических исследований, и для случая неожиданного сигнала была принята 1 с.[7]

Этот показатель оставался долгое время единственным, численно представляющим человека во всей теории проектирования дорог, а параметры трассы дороги рассчитывались исходя из систем уравнений, основанных на геометрии и механике, обеспечивающих устойчивость автомобиля при движении с расчетной скоростью. Возможность выбора параметров расчетных формул с позиций удобства движения появилась после введения коэффициента поперечной силы, позволившего количественно выразить ощущение человеком нагрузок при движении автомобиля по закруглению[7]. Расчетная формула для определения минимального радиуса кривой в плане с учетом заданной степени комфортабельности движения (рис. 1), предложенная А.В. Макаровым в 1939 г. используется и в настоящее время.

Рисунок 1- Формула расчета минимального радиуса кривой и его изображение

Для второго этапа, начавшегося в послевоенные годы, характерно более глубокое изучение степени воздействия условий аварийность и движения [2]. было тем, , несмотря соблюдение проектировании требований условий в назначения параметров и поперечного , на построенных в процессе выявлялось участков с аварийностью и скоростью .

Это о недостаточном в принятых и методах дорог восприятия дорожной . В развернутых сам выступал в неявной : в качестве степени дорожных на движения изменения или движения и статистики -транспортных .

Третий характеризуется изучением водителем обстановки. в работах рода практически с появления автомобиля. за , оценка -транспортной полностью на . Но сенсорная , все функции под скоростей к нему и необходимой ответной , которые для перемещения с собственных . Сенсорные и возможности превышают необходимые, определенный в скорости информации и реагирования, ему среде в условиях. эти не и исчерпываются, правило, при скоростях 60…70 км/ч. во движения помогать в дорожных , подсказывать тактику автомобилем. надежным средством при этом является сама дорога.

До тех пор пока напряженность работы водителя, вызываемая скоростью и плотностью движения потока, стала оптимальные , для безопасности достаточно при технических учитывать общие психологии человеком мира, числа главными с точки являются представление за обеспечения расстояния и учет ответного водителя [5]. изучаемых расширился, в дорожных стали электрокардиограмму () как показатель состояния . Большая работ направлена выявление между в ЭКГ и дорожной .

Необходимость комплексных восприятия дорожных , оценки эмоциональной и функционального центральной системы появление лабораторий, в процессе фиксировать движения и целый психофизиологических : электроэнцефалограмму, , кожно- реакцию, .

Проблема фактора в безопасности движения в необходимости механизмов и характеристик и переработки информации о обстановке, влияния продуктивность и деятельности дорожных и разработке и методов, учитывать возможности при дорог и движения.

1.1 Пригодность к вождению основе психофизиологических факторов

психофизиологическими, по определяют к вождению ,является ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно на чувств ( ощущение , слуховые, , кожные, , вибрационные и .);

восприятие - развития чувств, определения отношений и интервалов, переработки ;

психомоторная - скорость и реакции в критических , четкая координация;

- широкий и распределение , его переключаемость и , правильная внимания выполнении ;

эмоционально- реакция - стойкость, уровень волевых (самообладание, , настойчивость);

мышление - оценки обстановки и решений, к быстрому прогнозированию, оперативная и ее ;

личностные - активность и личности, к технике, , смекалка, , интерес к работе . Недостаточное одних особенностей может развитием и проявляться в сложных условиях, предотвращение и разрядка дорожной зависят скорости ситуации, применить управления , от и от реакции, , решительности и . Мастером дела считать того , который правильно и оценивать обстановку, ее изменения и не в сложные , а при избежать , - максимально опасную .

Опыт и водитель постепенно, же характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя, помимо темперамента, который исследовался в моих прошлых научно-исследовательских работах, особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Рисунок 2 – Скорость реакции водителя в зависимости от сложности ситуации

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне (рис. 2).

Рисунок 3 – Схема сложной ситуации на дороге

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью (рис. 3). Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Глава 2 Действия водителя в сложных условиях

Что бы наглядно увидеть, как водитель видит дорогу, в зависимости от скорости движения ТС, приведена следующая схема:

Рисунок 4 – Поле зрения водителя в зависимости от скорости движения

Видно прямую зависимость сужения поля зрения водителя при увеличении скорости (рис. 4). А скорость зависит от дорожной обстановки и темперамента водителя, что в следствии влияет на безопасность дорожного движения для всех его участников.

Во время сложных условий на дороге навыки и состояние водителя являются одними из важнейших факторов, которые предопределят благополучное окончание поездки.

Важной автомобильной дорогой проходящей через Саратовскую область является трасса Р158. По данным статистики за 2018 г., приведенным в открытых источниках, на большей части протяженности трассы Р158 Нижний Новгород - Арзамас происходит большое количество ДТП, по различным причинам (рис. 5). Обще количество процентов превышает 100%, т.к. часто ДТП происходит из-за нескольких причин одновременно.

Рисунок 5 – Диаграмма причин ДТП в России по данным ГИБДД

Многие из них заканчиваются летальным исходом, что говорит о том, что на этой трассе имеют место быть многие недочеты в проектировании и эксплуатации. Явные эти ошибки заметны в том, что трасса не соответствует требованиям безопасности для загородной автодороги, на которой существует большой поток транспортных средств всех видов. Так же дорога в основном имеет одну полосу для движения в каждом направлении, встречные потоки не разделены барьером или другим строительно-техническим образом. Большой перепад высоты между проезжей частью и обочиной, отсутствуют отбойники с краю дороги и не продублированы знаки запрещающие обгон по левой стороне дороги.

2.1 Междугородние пассажирские перевозки

Зима 2019 года в Саратовской области началась с сильных снегопадов, которые повлияли на многие сферы жизни людей, в том числе и на дорожную ситуацию. Практическим примером применения знаний о темпераменте водителя, его физическом и психическом состоянии стала поездка из Саратова в областной город в сложных дорожных условиях.

В качестве наглядного примера рассмотрим мои наблюдения за действиями водителя междугороднего рейса Саратов-Петровск. В этот день многие рейсы были отменены из-за сложных погодных условий (рис. 6). Саратов и Петровск соединяет трасса Р158. Она является дорогой федерального значения. Протяженность трассы 610 километров, а отрезок соединяющий Саратов с Петровском – 98 километров.

Рисунок 6 – Фото дороги Р158 зима 2019 г.

Водитель Колдин В.С. является профессионалом 1 класса (При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав. Водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.).

Поездку осложняла плохая видимость (туман и снегопад), сильный боковой ветер, большое количество снежных масс на проезжей части и обочинах, как видно на фото выше.

Существует множество рекомендаций и инструкций о том, как обезопасить вождение в зимний период:

Обязательно использовать зимнюю резину;

Автомобиль должен быть очищен от снега (особенно лобовое и боковые стекла);

Обязательно должны быть включены фары;

Стиль вождения должен быть плавным;

Не превышать скоростной режим, поддерживать оптимальную скорость движения ТС;

При потере управления автомобилем, продолжать действия во избежание заноса.

Как видно, эти рекомендации просты. Их в силах соблюдать любой человек, в отличии от более глобальных мероприятий по реконструкции дороги и ее проектированию. Исполнение рекомендаций для водителей поможет предотвратить ДТП, сохранить жизни и здоровье людей.

Хочу отметить, что водитель, за которым велось наблюдение по управлению автомобилем в сложных дорожных условиях, на протяжении всего пути сохранял сосредоточенность, осторожность и внимательность.

В заключении еще раз отмечу, что интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков. Это однозначно влияет на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей.

В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей, который значительно влияет на поведение водителя при движении на дороге, особенно при управлении ТС в сложных условиях.

Балмаков А.И. За рулем без аварий./ Балмаков А.И., Звонов В.Ф. – Минск.: Беларусь, 2014;

Василенко В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. / Василенко В. А. — 2016. — №2

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Клебельсберг Д. , под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 2018.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2015.

Лаппи Отто, Диссертация, факультет поведенческих наук,/ Лаппи О., университет Хельсинки, 2010 г.

Лобанов Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. / Лобанов Е.М. - М.: Транспорт, 2013

Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии: учебник для техн. вузов / Ломов Б.Ф. - М.: Высш. шк., 2016.

Мишурин В.М., Надежность водителя и безопасность движения / Мишурин В.М., Романов А.Н., 166, -.М. - Транспорт 2012 г.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2012


Ключевые слова: общественный транспорт, водитель, пассажир, Госавтоинспекция, культура водителей, межличностный конфликт, психологическая профилактика, семинар-тренинг, саморефлексия, программа профилактики

Abstract: The paper is devoted to the possibilities of and approaches to the psychological prevention of interpersonal conflicts on public transport. The authors pay special attention to the need for the improvement of passenger service quality, decrease of the number of complaints about transport services, and provision for the fail-safety of public transportation. Among the methods of “driver-passenger” relations development the authors offer to improve the psychological work with public transport drivers. The authors develop and test the program of psychological prevention of interpersonal conflicts on public transport consisting of four two-hours’ long lessons. The lessons should be held in the form of seminars-trainings combining the discussion of topical issues of driver-passengers interaction, and training activities containing the typical problem situations which drivers encounter during their work. The psychological prevention program efficiency has been assessed during the experiment with the control and experimental groups. The validity of the results has been verified with the help of a “Student’s” t-test. Thus, the psychological prevention allows the drivers to acquire new experience, to form the skills of conflict-free communication in problem situations, to develop the skills of behavior control. The authors suppose that it will improve the quality of passenger service in the sphere of public transportation and enhance the road safety.

public transport, driver, passenger, State Traffic Inspectorate, drivers' culture, interpersonal conflict, psychological prevention, seminar-training, self-reflection, prevention program

Конфликты – это одно из явлений и реалий жизни современного общества. Всем хорошо известно, что жизнедеятельность человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп [1, 3] . К сожалению, возникают межличностные конфликты. Они затрагивают различные сферы жизнедеятельности людей. Не является исключением и сфера обслуживания на городском транспорте, поскольку в ней объективно существуют факторы межличностной (профессиональной) напряженности – тесные, постоянные, разнонаправленные интересы и контакты (например, в связи с необходимостью оплаты проезда), особенности взаимодействия (например, в ситуации нарушения общественного порядка пассажирами в транспорте).

Конфликты в сфере обслуживания пассажиров на городском транспорте ухудшают отношения в обществе, дискредитируют имидж автотранспортного предприятия, вызывают сильные личностные переживания, ставят под угрозу безопасность дорожного движения. Оставлять столь важный для общества вопрос без внимания означает генерализацию конфликтов между людьми на иные сферы жизнедеятельности. Поэтому психологическая профилактика конфликтов в общественном транспорте должна рассматриваться как важнейшая задача не только для отдельного автоперевозчика, но и для всей сферы общественных городских перевозок, а также как предмет пристального внимания Госавтоинспекции России.

Необходимость повышения качества обслуживания пассажиров, снижения числа жалоб и обращений, обеспечения безаварийности общественных перевозок при недостаточной проработанности вопроса обусловливают актуальность темы соответствующего научного исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в 2014-2015 гг. на базе одного из автопредприятий Московского региона. Все участники были разбиты на две подгруппы: 1) экспериментальная (30 чел., с водителями этой подгруппы профилактические мероприятия проводились); 2) контрольная (30 чел., психологическая работа не проводилась). Мы стремились обеспечить начальную эквивалентность групп – по полу, возрасту и стажу водительской работы, уровню конфликтности. Организация эксперимента предусматривала оповещение водителей о проводимом эксперименте, мотивирование к работе с психологом, сотрудничество с руководителями, а также применение специальных методик психологического исследования.

Рассмотрим суть авторской программы, основу которой составил семинар-тренинг (4 занятия по 2 часа).

Целевая аудитория: водители общественного транспорта.

Краткая аннотация (информация для психологов, проводящих занятие). Конфликты снижают продуктивность и эффективность деятельности и создают атмосферу, в которой работники оказываются не в состоянии проявить свои компетенции. Поэтому важно уметь распознавать и разрешать конфликты, если они уже возникли.

Семинар-тренинг включает в себя такие базовые аспекты, как:

Ø своевременное распознание конфликта и поведения водителя в нем;

Ø освоение приемов проактивного разрешения проблем конфликтного взаимодействия;

Ø изучение способов предотвращения потенциальных конфликтов.

Цель семинарской части занятия – повышение общей культуры водителей, психологическое просвещение участников. Достигается путем проведения дискуссии по таким вопросам как:

1.Из-за чего преимущественно возникают конфликты с пассажирами?

2.Как поступать водителю, если его провоцируют пассажиры?

3.Существует ли истина в конфликте?

4.Можно ли ответить грубостью на действия пассажира, виновного в конфликте?

5.Как вести себя с пьяным пассажиром-дебоширом?

6.Можно ли водителю управлять своим психоэмоциональным состоянием в ситуации конфликта?

7.Есть ли оправдание конфликтующим сторонам при возникновении значимых последствий?

8.Каким образом можно оценить намерения пассажира в конфликте?

9.Можно ли прогнозировать последствия конфликта с пассажиром?

10. Есть ли оптимальный стиль поведения в конфликте?

Цели тренинговой части занятия:

Ø овладение знанием и анализ опыта по проблемам связанным с конфликтами в общении;

Ø развитие навыков саморефлексии и саморегуляции эмоционального состояния в конфликте с пассажиром;

Ø преодоление коммуникативных барьеров в конфликте.

Основные положения упражнений, используемых на занятиях:

1. Феноменология конфликта.

Ø Признаки конфликта, причины возникновения. Структура и механизм действия конфликта.

Ø Конфликтность как личностная черта. Психологические преимущества конфликта.

Ø Навыки и умения, необходимые для управления конфликтом.

Ø Поведение, провоцирующее конфликт.

2. Работа с возражениями в конфликте .

Ø Техники выявления сомнений, методы преодоления возражений и сомнений.

Ø Умение выходить из-под психологического давления.

Ø Формирование и развитие навыков снижения эмоционального напряжения.

3. Применение навыков и техник в конфликтной ситуации.

Ø Техники коммуникации в конфликтной ситуации, основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Ø Управление эмоциями в состоянии конфликта. Особенности регулирующих воздействий на личностном, поведенческом и эмоциональном уровнях.

Ø Навыки эффективного взаимодействия с конфликтными людьми и выигрышные стратегии взаимодействия.

Ø Особенности поведения в конфликтной ситуации и модели успешного разрешения конфликтов в сфере общественных перевозок.

Ø Методы манипулирования в конфликте и способы защиты.

Ø Овладение навыками эффективного взаимодействия, направленного на снижение вероятности возникновения конфликтных ситуаций.

Ø Агрессивное, уверенное, неуверенное поведение и их влияние на развитие конфликта.

Ø Разрешение конфликтных ситуаций.

Ø Эмпатия: умение поставить себя на место другого как средство борьбы с межличностными конфликтами.

Ø Ассертивное несогласие: ассертивные техники для улучшения взаимопонимания и снижения риска конфликта.

Ø Конструктивная критика: навыки, необходимые для эффективной обратной связи и конструктивной критики.

Ø Техники задавания вопросов в конфликтной ситуации.

Ø Перевод деструктивного конфликта в конструктивный.

Для эффективного усвоения участниками теоретического материала в программу включается большое количество проблемных ситуаций конфликта в общественном транспорте для решения в группе, ролевых и деловых игр [2, 4] . Приведем примеры некоторых авторских упражнений.

Аналогичные упражнения предлагаются самими участниками тренинга после постановке перед ними вопроса о типовых проблемных ситуациях, с которыми они сталкивались в работе. Главное – убедить водителей в том, что проигрывание конфликтных ситуаций взаимодействия позволит им обрести новый опыт, сформировать умения и навыки бесконфликтной коммуникации, умения управлять собственным поведением.

Оценка эффективности программы профилактики возникновения межличностных конфликтов в общественном транспорта потребовала проведения формирующего эксперимента. Был проведен опрос водителей о том, сколько раз, в течение месяца у них возникали конфликты с пассажирами (табл. 1). Отмечено, что у водителей общественного транспорта после проведения профилактической работы по программе преодоления конфликтности значительно снизилось количество конфликтов с пассажирами (группа 1). Водители стали более сдержанными и перестали поддаваться на провокации пассажиров, стали разумно подходить к разрешению конфликтных ситуаций, что положительно отражалось и на деятельности водителей и на их психологическом состоянии.

Читайте также: