Регулировка тормозного крана маз

Обновлено: 04.07.2024

Автомобили Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом.

Рабочая тормозная система Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля. Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес.

В приводе тормозных механизмов установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов.

Стояночная и запасная тормозные системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействуют на тормозные механизмы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами (рисунок 25). Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя.

Стояночная тормозная система выполняет также функции запасной. Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается (поворотом) в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу и пружины приводят в действие тормозные механизмы.

При включении запасной тормозной системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении.

С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.

Вспомогательная тормозная система воздействует на трансмиссию автомобиля путем создания противодавления в системе выпуска газов с помощью дроссельной заслонки с пневматическим приводом. Она предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог.

Автомобиль Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудован системой ограничения скорости движения, состоящей из цилиндра 15 (рисунок 27) и пропорционального клапана 14, а также противобуксовочной системой, состоящей из электропневматического клапана и двух двухмагистральных клапанов.

Управление этими системами - электронное. Воздух на цилиндр ограничения подачи топлива подается через пропорциональный клапан, который управляется электронной противобуксовочной системой и системой ограничения скорости.

При торможении автомобиля-тягача рабочей или стояночной (запасной) системами происходит одновременное торможение полуприцепа (прицепа).


Рис.25. Тормозная камера автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинным энергоаккумулятором

1.7- пружины; 2 - диск. 3 - диафрагма; 4 - толкатель. 5 - цилиндр; 6 - поршень; 8 - болт; 9 подпятник;10 - шток

Тормозные механизмы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Тормозные механизмы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным тормозным барабаном.

В тормозных колодках (напротив зацепов стяжной пружины) выполнены специальные отверстия для обеспечения снятия пружины при замене тормозных колодок (накладок).

На автомобилях Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 установлен регулировочный рычаг со встроенным автоматическим регулятором зазора (рисунок 26).

Тормозные камеры диафрагменные, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля при включении рабочей тормозной системы.

Тормозные камеры автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинными энергоаккумуляторами (рис.25) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего и среднего мостов при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем.

При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличается от передних тормозных камер.

При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 6, который под действием силовой пружины 7 движется вниз и перемещает толкатель 4, последний через подпятник 9 воздействует на диафрагму 3 и шток 10 тормозной камеры, в результате чего происходит торможение автомобиля.

При выключении стояночной тормозной системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 сжатый воздух подается под поршень 6, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружину и давая возможней и, штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины 1 вернуться в исходное положение.

При торможении запасной системой воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления.

Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения.


Рис.26 - Регулировочный рычаг тормоза Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1 - корпус; 2 - толкатель, 3 - полумуфта подвижная; 4 -полумуфта неподвижная; 5 - пружина; 6 - заглушка; 7 - вал - червяк; 8, 9, 10 - уплотнительные кольца; 11 - винт; 12 -крышка; 13 - поводок 14 - управляющее кольцо; 15 - шестерня;

Пневматический тормозной привод автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Принципиальная схема пневмопривода тормозной системы показана на рисунках ниже.

Регулировка рабочего тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Исходное положение педали тормоза (размер 245 мм), регулируется болтом 6 путем вворачивания или выворачивания последнего. При этом болт 6 должен касаться своим торием щитка педалей.

Свободный ход педали тормоза (3+1J мм регулируется штоком 4 - путем вращения за шестигранник толкателя 2 при отпущенной контргайке 3.

Уход за пневматическим приводом тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 необходимо следить прежде всего, следите за герметичностью системы в целом и ее отдельных элементов.

Особое внимание следует обращать на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов и места присоединения шлангов, так как здесь чаще всего возникают утечки сжатого воздуха.

Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а места слабой утечки - с помощью мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Утечка устраняется подтяжкой соединительных гаек моментом: для трубопроводов, диаметром 6 мм - 9,8 - 12,3 Нм (1 - 1,25 кг/см), 10 мм -21,6-27,5 Нм (2,2 - 2,8 кг/см); 15 мм - 49 - 60,8Нм (5 - 6,2 кг/см).

Если после подтяжки утечка не устраняется, необходимо заменить резиновые уплотнительные кольца.

Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек и др. арматуры не должен превышать 30 -50 Нм (3 - 5кг/см).

Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в пневмоприводе 588кПа (6,0 кгс/см2), включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре.

Падение давления от номинального в воздушных баллонах не должно превышать 30 кПа (0,3 кгс/см2) в течение 30 мин., при свободном положении органов управления привода и в течение 15 мин. при включенном.

Уход и обслуживание камер с пружинными энергоаккумуляторами автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке герметичности и работы тормозных камер, подтяжке гаек крепления к кронштейну.

Момент затяжки должен быть 177 - 196 Нм (18 - 20 кг/см) для пружинных энергоаккумуляторов и 108 - 137 Нм (10,8 - 13,7 кг/см) для передних тормозных камер. Проверку пружинно - пневматических тормозных камер на герметичность проводите при наличии сжатого воздуха в контуре привода аварийного или стояночного тормоза и в контуре привода тормозов задней тележки.

Для проверки аварийного или стояночного тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 на герметичность оттормозите стояночный тормоз автомобиля. При этом цилиндры наполнятся сжатым воздухом. Затем определите утечку воздуха.

Наличие утечки воздуха указывает на повреждение уплотнительных элементов цилиндра. В этом случае замените цилиндры с тормозными камерами.

Рис.27. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с рессорной подвеской (двигателя ЯМЗ).

Рис.28. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 4x2 с рессорной подвеской (двигатель ЯМЗ).


Рис.29. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с пневмоподвеской (двигателя ЯМЗ).


Рис.30. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 4x2 с пневмоподвеской (двигатель ЯМЗ).


Рис.31. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз с двигателем MAN или Дойц.

Рисунок 27-31. Схема пневмопривода тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1 - компрессор: 2 - регулятор давления с адсорбером; 3 - ресивер регенерации: 4 - клапан четырехконтурный; 5 - буксирный клапан; 6 - ресивер потребителей; 7 - ресивер переднего контура; 8 - ресивер заднего контура; 9 - ресивер стояночного контура; 10 - кнопка моторного тормоза; 11 - ЭПК противоугонной системы и моторного тормоза; 12 - пневмоцилиндр заслонки моторного тормоза; 11 - пневмоцилиндр ограничения подачи топлива; 14 - клапан ограничения скорости; 15 - пневмоцилиндр ограничения скорости; 16 - кран тормозной; 17 - модулятор АБС переднего контура; 18 - камера тормозная передняя: 19 - модулятор АБС заднего контура; 20 - камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором; 21 - регулятор тормозных сил со встроенным ускорительным клапаном; 22 - клапан двухмагистральный; 23 - клапан ПБС; 24 - клапан управления тормозами прицепа; 25 - головка соединительная управляющая (желтая крышка); 26 - головка соединительная питающая (красная крышка); 27 - кран стояночной тормозной системы; 28 - клапан обратный; 29 - клапан ускорительный стояночной тормозной системы; 30 - клапан контрольного вывода; 31 - блок датчиков; 32 - клапан слива конденсата; 33 - датчик включения моторного тормоза; 34 - клапан ускорительный рабочей тормозной системы; 35 - цилиндр системы энергосбережения двигателя; 36 - регулятор тормозных сил без встроенного ускорительного клапана.

Пневматический привод тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 скомплектован из пневматических приборов, которые не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке.

Герметичность соединения во многом зависит от правильного центрирования поршня соединительной головки тягача в уплотнительной манжете соединительной головки прицепа (полуприцепа).

Проверку герметичности соединительных головок проводите при сцепке автомобилях полуприцепом последовательно в заторможенном и отторможенном положениях.

В пневматическом приводе тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 применен регулятор давления, объединенный с адсорбционным осушителем сжатого воздуха.

Замена фильтрующего элемента (патрона) осушителя сжатого воздуха производится по мере необходимости, когда в ресиверах пневмосистемы обнаруживается наличие конденсата. В зависимости от условий эксплуатации и технического состояния приборов пневмопривода периодичность замены
может составлять от одного до двух лет.

Поэтому периодически следует проверять наличие конденсата в ресиверах тормозной системы. При спуске конденсата из баллонов во избежание забрызгивания рук необходимо пользоваться крючком, изготовленным из проволоки.

Замену фильтрующего элемента (патрона) осушителя сжатого воздуха Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить в следующем порядке:

- очистить поверхность осушителя от грязи;

- ослабить резьбовое соединение нагнетательного трубопровода от компрессора (подвод 1) и выпустить из него воздух;

- отвернуть патрон вращением против часовой стрелки;

- протереть внутри корпус осушителя, не допускается при этом попадания грязи в обратный клапан;

- установить новый патрон, для осушителя Вабко № 432410 020 2, для осушителя КНОРР № II 17793 или 1140100 F. (для осушителя БелОМО - ремкомплскт 8673.00.00.000 - 01 или патрон Вабко или КНОРР ), слегка смазав маслом уплотняющую прокладку; - затянуть патрон рукой (моментом не более 15 Нм).

Уход за колесными тормозами Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в периодической замене тормозных накладок по мере их износа. Степень износа накладок можно контролировать через смотровые отверстия в щитках.

На торцах накладок имеется линия предельного износа, позволяющая визуально определять необходимость их замены.

Если замена накладок производилась со снятием ступицы колеса, то после установки ее необходимо нажать отверткой или другим аналогичным предметом на торец колесного датчика АБС и привести его в соприкосновение с индуктором (зубчатым венцом), после чего провернуть ступицу на 2 - 3 оборота.

Зазоры между накладками и барабаном регулируются автоматическим регулировочным рычагом, работа которого во многом зависит от правильной его установки.

Ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 38 - 44 мм (при подаче максимального давления). После замены накладок, а также при замене регулировочного рычага или тормозной камеры необходимо отрегулировать ход штоков тормозных камер.

Регулировка ход штоков тормозных камер Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329:

- установить регулировочный рычаг на вал разжимного кулака так. чтобы расстояние от вилки тормозной камеры до рычага было 20 - 80 мм. При этом рычаг должен располагаться заглушкой вперед по ходу штока тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала - червяка к тормозной камере (при замене на заднем мосту тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами должны быть расторможены);

- вращая шестигранный конец вала - червяка против часовой стрелки, при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода, совместить отверстия вилки штока камеры и рычага и соединить рычаг с вилкой пальцем. При этом вал разжимного кулака должен оставаться в исходном положении под действием стяжной пружины колодок;

- повернуть поводок рычага до упора (в сторону вращения рычага при торможении), и закрепить в этом положении фиксатор;

Уход за регулировочным рычагом (рисунок 26) заключается в периодической его смазке через пресс - масленку 18 до выхода смазки из предохранительного клапана 19.

При снятии тормозного барабана Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 для увеличения зазора между тормозными колодками и барабаном допускается вывернуть пробку с резьбой К1/8" из корпуса рычага, тонкой отверткой вывести из зацепления храпового соединения подвижную полумуфту и повернуть ось червяка за шестигранник по часовой стрелке, после чего установить пробку на место.

После установки тормозного барабана необходимо отрегулировать ход штока тормозной камеры, как указано выше.

В процессе эксплуатации периодически контролировать работу рычагов, замеряя ход штока камеры. Разность ходов штоков не должна превышать 5 мм.

В случае обнаружения увеличенного хода проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности и устранить ее, для чего произвести разборку рычага с очисткой и промывкой деталей.

Разборка рычага тормозного барабана Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производится в следующем порядке:

- вывернуть заглушку 6, предварительно расстопорив ее;

- вынуть пружину 5 с полумуфтой 3;

- снять крышку 12 с поводком 13 и управляющим кольцом 14 в сборе и прокладкой 17, толкатель 2;


моза (после обратного клапана 24) пружинные энергоаккумуляторы сра-
батывают автоматически, и автомобиль затормаживается. В этом случае
для растормаживания автомобиля необходимо вывернуть болты 8 рису-
нок 54 на всех тормозных камерах.

При аварийном падении давления в заднем контуре воздух из ресивера

9 (рисунок 58) стояночной системы и прицепа (полуприцепа) выходит че-
рез клапан 24 в неисправный контур, что приводит к постепенному затор-
маживанию прицепа (полуприцепа). При этом сохраняется возможность
остановки автомобиля с помощью исправного переднего контура и запас-
ной тормозной системы. После этого заполнение ресивера стояночной
системы возможно только после устранения возникшей неисправности.

1— педаль; 2 — болт; 3,5 — гайка; 4 — шток.

Рисунок 59 — Привод тормозного крана

Уход за тормозами и их регулировка. В приводе тормозного крана угол

(рисунок 59) регулируется болтом 2. После регулировки гайку 3

затянуть моментом (11,8—15,7) Нм. Свободный ход педали должен быть
(17—27)мм. Он определяется по началу появления давления в передних
тормозных камерах. Регулировка производится изменением длины што-
ка 4. После регулировки гайку 5 затянуть моментом (23,5—35,3)Нм.

После замены накладок, а также при замене регулировочного рычага

или тормозной камеры необходимо отрегулировать ход штоков тормоз-
ных камер.

При установке регулировочного рычага (рисунок 56) ход штоков тормоз-

ных камер должен быть в пределах (25—40) мм. При увеличении хода
штоков до 45 мм тормоза должны быть отрегулированы. При этом раз-
ница в ходе штоков тормозных камер на каждой оси не должна превы-
шать 8 мм.

Регулировка хода штоков тормозных камер производится в таком по-

— поднять домкратом колесо;
— ослабить болт 6 и сдвинуть вверх стопорную пластину 7 регулировоч-

ного рычага разжимного кулака; вращая червяк 3 (при этом шток тормоз-
ной камеры не должен перемещаться из камеры), развести тормозные
колодки до прилегания их к рабочей поверхности барабана;

— повернуть червяк в обратную сторону примерно на (1/3 — 1/2) оборо-

та, застопорить ось червяка, сдвинув в исходное положение пластину и
закрепив ее болтом;

— проверить соответствие величины хода штока допустимым преде-

— проверить отсутствие задевания барабана за колодки в растормо-

женном положении. Проверку хода штоков тормозных камер произво-
дить при давлении воздуха в контурах пневмосистемы не менее (0,56±0,04)
МПа. Рычаг регулятора тормозных сил при замерах должен быть повер-
нут вверх на максимально допустимый конструкцией угол.

При установке регулировочного рычага (рисунок 57) ход штоков тормоз-

ных камер должен быть в пределах (38—44) мм.

Регулировку хода штока производится в таком порядке:
— установить регулировочный рычаг на вал разжимного кулака так, что-

бы расстояние от вилки тормозной камеры до рычага было (20—80) мм.
При этом рычаг должен располагаться заглушкой вперед по ходу штока
тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала-червя-
ка к тормозной камере (при замене на заднем мосту тормозные камеры с
пружинными энергоаккумуляторами должны быть расторможены);

— вращая шестигранный конец вала-червяка против часовой стрелки,

при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода, совместить

отверстия вилки штока камеры и рычага и соединить рычаг с вилкой
пальцем. При этом вал разжимного кулака должен оставаться в исход-
ном положении под действием стяжной пружины колодок;

— повернуть поводок рычага до упора (в сторону вращения рычага при

торможении) и закрепить в этом положении фиксатор;

— отрегулировать ход штока тормозной камеры последовательно на-

жимая на педаль тормоза до упора при давлении сжатого воздуха в сис-
теме 0,65 МПа, не менее, до установления постоянной величины хода
штока в пределах (38—44) мм.

Уход за регулировочным рычагом (рисунок 57) заключается в периоди-

ческой его смазке через пресс-масленку 18 до выхода смазки из предох-
ранительного клапана 19.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ДРУГИХ СМАЗОК, КРОМЕ ПРИВЕДЕН-

НЫХ В ХИММОТОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ.

При снятии тормозного барабана для увеличения зазора между тор-

мозными колодками и барабаном допускается вывернуть пробку с резь-
бой К1/8

из корпуса рычага, тонкой отверткой вывести из зацепления

храпового соединения подвижную полумуфту и повернуть ось червяка за
шестигранник по часовой стрелке, после чего установить пробку на место.

После установки тормозного барабана необходимо отрегулировать ход

штока тормозной камеры, как указано выше.

В случае появления увода в сторону автомобиля при торможении необ-

ходимо проверить ход штока тормозных камер. Если ход штока (при пода-
че давления 0,65МПа) не выдержан в размере (38—44)мм или разность
ходов штоков на одной оси (мосту) превышает 5мм, проверить правиль-
ность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособ-
ности и устранить ее, для чего произвести разборку рычага с очисткой и
промывкой деталей.

Разборка производится в следующем порядке:
— вывернуть заглушку 6, предварительно расстопорив ее;
— вынуть пружину 5 с полумуфтой 3;
— снять крышку 12 с поводком 13 и управляющим кольцом 14 в сборе и

прокладкой 17, толкатель 2;

— вынуть червяк 7 с полумуфтой 4 в сборе;
— вынуть шестерню 15.
При обнаружении поврежденных деталей рычаг заменить.
Сборка рычага производится в обратной последовательности. Заглуш-

ку 6 завернуть до упора моментом (2—3) Нм и отвернуть на (15—20)

застопорить обжатием бобышки корпуса рычага. Смазать рычаг через
пресс-масленку 18 до выхода смазки из клапана 19.

Установка в один тормозной механизм (на один мост, на одну ось)

тормозных колодок с накладками из разных материалов не допускает-
ся.

Конструкция тормозных механизмов предусматривает легкосъемный

тормозной барабан и возможность визуального определения состояния
тормозных накладок через люки в щитах 11 (рисунок 31, 32). Для замены
изношенных накладок поднять домкратом колесо, снять шину и, отвернув
гайки, снять диск с болтов 16, свести тормозные колодки. Затем ввернуть
два демонтажных болта М16 длиной (40—60) мм в демонтажные резьбо-
вые отверстия барабана 10 и равномерным вворачиванием болтов снять
барабан. После этого снять стяжные пружины, отвернуть болты 8 и, отведя
колодки 15 от разжимного кулака 14, снять их с осей 12. Заменив изношен-
ные накладки новыми, установить колодки на место в обратном порядке.
При установке колодок смазать оси 12 смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87.

После замены колодки в сборе с накладками должны быть обработаны

на оси (мосту) по наружному диаметру до номинального размера, если
барабан не растачивался под ремонтный размер. Если барабан растачи-
вался под ремонтный размер, то колодки должны быть обработаны под
такой же номер ремонтного размера.

Уход за пневматическим приводом тормозов
При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля

прежде всего следить за герметичностью системы в целом и ее отдель-
ных элементов. Особое внимание обращать на герметичность соедине-
ний трубопроводов и гибких шлангов и места присоединения шлангов, так
как здесь чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места сильной
утечки воздуха определяются на слух, а места слабой утечки — с помощью
мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устра-
няется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Утечка устраняется подтяжкой соединительных гаек моментом: для

трубопроводов диаметром 6 мм — (9,8—12,3) Нм, 10 мм — (21,6—27,5)
Нм; 15 мм — (49—60,8) Нм.

Если после подтяжки утечка не устраняется, необходимо заменить ре-

зиновые уплотнительные кольца.

Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных

аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек и др. арматуры не
должен превышать (30—50) Нм.

Проверку герметичности следует проводить при номинальном давле-

нии в пневмоприводе не менее 0,65 МПа, включенных потребителях сжа-
того воздуха и неработающем компрессоре.

Падение давления от номинального в воздушных баллонах не должно

превышать 0,05 МПа в течение 30 минут, при свободном положении орга-
нов управления привода и в течение 15 минут при включенном.

Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.

Схема томозной системы

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

Схема

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Сжатый воздух подается по пневмопроводу в ресиверы. В ТС в зависимости от модели может использоваться 3 или 4 воздушных баллона различной емкости. Каждая пара колес (ось) имеет свой ресивер: передняя и средняя — по 40 л каждый, задняя — 20 л. Отдельным 20-литровым баллоном оборудована стояночная система.

Устройством тормозной системы МАЗ предусмотрена установка тормозов барабанного типа.

Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего вследствие прилегания колодок, расположенных на неподвижном суппорте к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Выполнен он из чугунной отливки диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.

Тормозной барабан

Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху установлены фрикционные накладки из материала не содержащего асбест. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие посредством диафрагменных тормозных камер (ТК). На задних осях усилие на колодки передается пружинными энергоаккумуляторами.

Управляющий воздух подводится на исполнительные механизмы тормозным краном через четырехконтурный клапан. Это приводит в действие тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа, для предотвращения его наезда на тягач, установлен клапан управления тормозами прицепа, который позволяет срабатывать тормозам несколько быстрее, чем на тягаче.

Тормоза МАЗ —схема, тормоз стояночный, ручной — ТД Спецмаш

— рабочая; — вспомогательная; — запасная; — стояночная.

Схема тормоза МАЗ

На примере последней расскажем о том, что нужно делать, чтобы не допустить проблем в системе, и предупредить поломки…

Особого ухода ручной тормоз МАЗ и его привод не требуют, но о некоторых правилах следует помнить:

• обязательно периодически нужно осматривать тросы привода и шарнирные соединения на предмет появления признаков износа, и в случае их появления незамедлительно проводить замену; • не допускайте ослабления креплений и загрязнения соединений; • при смазывании строго придерживайтесь карты смазки, рекомендованной производителем, но не забывайте вносить в нее коррективы при отклонениях в условиях эксплуатации; • перед каждым выездом дополнительно убедитесь в том, что стояночный тормоз МАЗ функционирует без сбоев и способен удержать автомобиль в предусмотренных пределах.

Схема тормоза МАЗ

схема тормоза маз.jpg

Неисправности

При эксплуатации ТС автомобиля могут возникнуть следующие поломки:

  • низкая эффективность торможения;
  • неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
  • заедание рабочих или стояночных тормозов (клинит тормоза);
  • увеличенный ход ручки стояночного тормоза.

Увеличение тормозного пути может произойти из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), вследствие износа колодок или недостаточного выхода штока при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то существует большая вероятность замасливания фрикционного материала либо внутренней поверхности ТБ.

В большинстве случаев занос автомобиля во время торможения возникает из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси либо заклинки вала во втулках разжимного кулака в блоке тормозных колодок.

Медленное оттормаживание чаще всего происходит по причине поломки или заклинки возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть и неправильная регулировка тормозной педали. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Вследствие поломки стягивающих пружин тормозных колодок возможно возникновение самопроизвольного торможения, а при движении будет слышен характерный стук в колесе.

Тормозные колодки

При движении грузовика с прицепом может возникнуть запаздывание торможения последнего. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца в тормозном кране. Такая же поломка характерна для заклинки поршня в воздухораспределителе прицепа.

Необходимо помнить, что поломка в рулевом управлении приведет только к потере управления машиной, а отказ ТС — к невозможности ее остановки, что неминуемо окончится аварией.



Принцип действия тормозной пневмосистемы

В основу заложен принцип использования энергии сжатого воздуха, нагнетаемый процессором и сохраняемый в емкостях. Если описывать просто, то воздух из емкостей передается в компрессор.

Зажимая педаль тормоза, сила передается на кран, создающий давление в тормозных камерах, задействующиеся рычагом тормозного устройства. Когда водитель отпускает педаль, рычаг слабеет, и процесс останавливается.

Современные тягачи оборудованы системой Wabco, Knorr-Bremse, Haldex. Wabco зарекомендовала себя надежной и эффективной системой благодаря АБС. Двухосные полуприцепы снабжены антиблокировкой 2S/2M, трехосные – 4S/3M. Независимо от модели и предназначения, энергоаккумулятор полуприцепа установлен в каждом. Компания Wabco выпускает диагностические приборы и программное обеспечение, которые позволяют обнаружить дефекты и произвести тестирование.

Как снять тормозной барабан

Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются как накладки тормозных колодок, так и внутренняя поверхность барабана. В результате этого теряется эффективность торможения. В этом случае необходимо демонтировать барабан и заменить колодки. Работа по демонтажу несложная, но потребует приложения некоторых физических усилий, т.к. детали имеют большой вес.

Для снятия тормозного барабана необходимо произвести следующее:

  • установить машину на ровной поверхности и зафиксировать от возможного перемещения;
  • поддомкратить колесо;
  • отвернуть гайки и снять его;
  • вкрутить 3 болта М10 в отверстия на крышке барабана и отжать его;
  • снять деталь со ступицы.

Снятие устройства

Необходимо помнить, что ТБ изготовлен из чугуна, поэтому применять для снятия молоток нужно с большой осторожностью.

Замена накладок

Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического тела и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который с помощью заклепок устанавливался на металлическую часть. Моторесурс таких деталей был мал и составлял 40-50 тыс. км. Сегодня применяются новые фрикционные материалы, которые могут пройти без замены 180-200 тыс. км. Поэтому замену тормозных накладок проводить нет смысла, а колодки меняются комплектом.

После снятия барабана для демонтажа элементов необходимо выполнить следующие действия:

  • снять пружину, стягивающую колодки;
  • демонтировать чашки с пружинами, прижимающие детали к защитному кожуху;
  • снять колодки с посадочных мест.

Замена детали

Если принято решение заменить только фрикционные накладки, то к перечисленным действиям необходимо выполнить дополнительно:

  • демонтаж остатков фрикционного материала;
  • зачистку поверхности детали;
  • установку новых накладок;
  • обработку на токарном станке до необходимого размера.

Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, при запасе накладки до головки заклепки 3.5 мм. Зазор между фрикционным материалом и телом колодки допускается не более 0,1 мм. Выполнить такие работы можно без специальных приспособлений на слесарных тисках с соблюдением требуемых размеров и допусков.

Регулировка

В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.

Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • постановку оси на домкрат;
  • освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
  • поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
  • вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Защитные клапаны

При необходимости выполните замену. В двойном клапане может нарушиться герметичность уплотнителя поршня или обратного клапан. Также могут ослабнуть болты крепления. Необходимо внимательно осмотреть все указанные элементы, очистить от загрязнения, подтянуть болты и при необходимости произвести замену колец или всего клапана.


моза (после обратного клапана 24) пружинные энергоаккумуляторы сра-
батывают автоматически, и автомобиль затормаживается. В этом случае
для растормаживания автомобиля необходимо вывернуть болты 8 рису-
нок 54 на всех тормозных камерах.

При аварийном падении давления в заднем контуре воздух из ресивера

9 (рисунок 58) стояночной системы и прицепа (полуприцепа) выходит че-
рез клапан 24 в неисправный контур, что приводит к постепенному затор-
маживанию прицепа (полуприцепа). При этом сохраняется возможность
остановки автомобиля с помощью исправного переднего контура и запас-
ной тормозной системы. После этого заполнение ресивера стояночной
системы возможно только после устранения возникшей неисправности.

1— педаль; 2 — болт; 3,5 — гайка; 4 — шток.

Рисунок 59 — Привод тормозного крана

Уход за тормозами и их регулировка. В приводе тормозного крана угол

(рисунок 59) регулируется болтом 2. После регулировки гайку 3

затянуть моментом (11,8—15,7) Нм. Свободный ход педали должен быть
(17—27)мм. Он определяется по началу появления давления в передних
тормозных камерах. Регулировка производится изменением длины што-
ка 4. После регулировки гайку 5 затянуть моментом (23,5—35,3)Нм.

После замены накладок, а также при замене регулировочного рычага

или тормозной камеры необходимо отрегулировать ход штоков тормоз-
ных камер.

При установке регулировочного рычага (рисунок 56) ход штоков тормоз-

ных камер должен быть в пределах (25—40) мм. При увеличении хода
штоков до 45 мм тормоза должны быть отрегулированы. При этом раз-
ница в ходе штоков тормозных камер на каждой оси не должна превы-
шать 8 мм.

Регулировка хода штоков тормозных камер производится в таком по-

— поднять домкратом колесо;
— ослабить болт 6 и сдвинуть вверх стопорную пластину 7 регулировоч-

ного рычага разжимного кулака; вращая червяк 3 (при этом шток тормоз-
ной камеры не должен перемещаться из камеры), развести тормозные
колодки до прилегания их к рабочей поверхности барабана;

— повернуть червяк в обратную сторону примерно на (1/3 — 1/2) оборо-

та, застопорить ось червяка, сдвинув в исходное положение пластину и
закрепив ее болтом;

— проверить соответствие величины хода штока допустимым преде-

— проверить отсутствие задевания барабана за колодки в растормо-

женном положении. Проверку хода штоков тормозных камер произво-
дить при давлении воздуха в контурах пневмосистемы не менее (0,56±0,04)
МПа. Рычаг регулятора тормозных сил при замерах должен быть повер-
нут вверх на максимально допустимый конструкцией угол.

При установке регулировочного рычага (рисунок 57) ход штоков тормоз-

ных камер должен быть в пределах (38—44) мм.

Регулировку хода штока производится в таком порядке:
— установить регулировочный рычаг на вал разжимного кулака так, что-

бы расстояние от вилки тормозной камеры до рычага было (20—80) мм.
При этом рычаг должен располагаться заглушкой вперед по ходу штока
тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала-червя-
ка к тормозной камере (при замене на заднем мосту тормозные камеры с
пружинными энергоаккумуляторами должны быть расторможены);

— вращая шестигранный конец вала-червяка против часовой стрелки,

при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода, совместить

отверстия вилки штока камеры и рычага и соединить рычаг с вилкой
пальцем. При этом вал разжимного кулака должен оставаться в исход-
ном положении под действием стяжной пружины колодок;

— повернуть поводок рычага до упора (в сторону вращения рычага при

торможении) и закрепить в этом положении фиксатор;

— отрегулировать ход штока тормозной камеры последовательно на-

жимая на педаль тормоза до упора при давлении сжатого воздуха в сис-
теме 0,65 МПа, не менее, до установления постоянной величины хода
штока в пределах (38—44) мм.

Уход за регулировочным рычагом (рисунок 57) заключается в периоди-

ческой его смазке через пресс-масленку 18 до выхода смазки из предох-
ранительного клапана 19.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ДРУГИХ СМАЗОК, КРОМЕ ПРИВЕДЕН-

НЫХ В ХИММОТОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ.

При снятии тормозного барабана для увеличения зазора между тор-

мозными колодками и барабаном допускается вывернуть пробку с резь-
бой К1/8

из корпуса рычага, тонкой отверткой вывести из зацепления

храпового соединения подвижную полумуфту и повернуть ось червяка за
шестигранник по часовой стрелке, после чего установить пробку на место.

После установки тормозного барабана необходимо отрегулировать ход

штока тормозной камеры, как указано выше.

В случае появления увода в сторону автомобиля при торможении необ-

ходимо проверить ход штока тормозных камер. Если ход штока (при пода-
че давления 0,65МПа) не выдержан в размере (38—44)мм или разность
ходов штоков на одной оси (мосту) превышает 5мм, проверить правиль-
ность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособ-
ности и устранить ее, для чего произвести разборку рычага с очисткой и
промывкой деталей.

Разборка производится в следующем порядке:
— вывернуть заглушку 6, предварительно расстопорив ее;
— вынуть пружину 5 с полумуфтой 3;
— снять крышку 12 с поводком 13 и управляющим кольцом 14 в сборе и

прокладкой 17, толкатель 2;

— вынуть червяк 7 с полумуфтой 4 в сборе;
— вынуть шестерню 15.
При обнаружении поврежденных деталей рычаг заменить.
Сборка рычага производится в обратной последовательности. Заглуш-

ку 6 завернуть до упора моментом (2—3) Нм и отвернуть на (15—20)

застопорить обжатием бобышки корпуса рычага. Смазать рычаг через
пресс-масленку 18 до выхода смазки из клапана 19.

Установка в один тормозной механизм (на один мост, на одну ось)

тормозных колодок с накладками из разных материалов не допускает-
ся.

Конструкция тормозных механизмов предусматривает легкосъемный

тормозной барабан и возможность визуального определения состояния
тормозных накладок через люки в щитах 11 (рисунок 31, 32). Для замены
изношенных накладок поднять домкратом колесо, снять шину и, отвернув
гайки, снять диск с болтов 16, свести тормозные колодки. Затем ввернуть
два демонтажных болта М16 длиной (40—60) мм в демонтажные резьбо-
вые отверстия барабана 10 и равномерным вворачиванием болтов снять
барабан. После этого снять стяжные пружины, отвернуть болты 8 и, отведя
колодки 15 от разжимного кулака 14, снять их с осей 12. Заменив изношен-
ные накладки новыми, установить колодки на место в обратном порядке.
При установке колодок смазать оси 12 смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87.

После замены колодки в сборе с накладками должны быть обработаны

на оси (мосту) по наружному диаметру до номинального размера, если
барабан не растачивался под ремонтный размер. Если барабан растачи-
вался под ремонтный размер, то колодки должны быть обработаны под
такой же номер ремонтного размера.

Уход за пневматическим приводом тормозов
При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля

прежде всего следить за герметичностью системы в целом и ее отдель-
ных элементов. Особое внимание обращать на герметичность соедине-
ний трубопроводов и гибких шлангов и места присоединения шлангов, так
как здесь чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места сильной
утечки воздуха определяются на слух, а места слабой утечки — с помощью
мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устра-
няется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Утечка устраняется подтяжкой соединительных гаек моментом: для

трубопроводов диаметром 6 мм — (9,8—12,3) Нм, 10 мм — (21,6—27,5)
Нм; 15 мм — (49—60,8) Нм.

Если после подтяжки утечка не устраняется, необходимо заменить ре-

зиновые уплотнительные кольца.

Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных

аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек и др. арматуры не
должен превышать (30—50) Нм.

Проверку герметичности следует проводить при номинальном давле-

нии в пневмоприводе не менее 0,65 МПа, включенных потребителях сжа-
того воздуха и неработающем компрессоре.

Падение давления от номинального в воздушных баллонах не должно

превышать 0,05 МПа в течение 30 минут, при свободном положении орга-
нов управления привода и в течение 15 минут при включенном.

Читайте также: