Руководство по эксплуатации электронных спидометров

Обновлено: 04.07.2024

ЧТО ТАКОЕ АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПИДОМЕТР?

Автомобильный спидометр — это измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения автомобиля. Показания выводятся в километрах в час (км/ч), или, как в Америке, — мили в час. В основном, бывают двух видов: аналоговые (или механические) и цифровые спидометры.

Что показывает спидометр? На заднеприводных автомобилях спидометр контролирует вращение вторичного вала коробки передач и по нему рассчитывается скорость. Значит, показания зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и собственной погрешности прибора.

Среднее значение погрешности у современных спидометров — 10% на скорости в 200 км/ч.Причем зависимость, как правило, нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч, а на скоростях до 60 км/ч погрешности почти нет или она минимальная.

Как сказываются шины нештатного размера на показания спидометра? Замена шины 185/60R14 на шину 195/55R15 или наоборот меняет показания спидометра на 2,5%. Немного? Но вопрос еще в том, как эта ошибка сложится с погрешностью самого спидометра, как скажется износ шин, давление в них. Низкое давление также искажает показания спидометра.


Если спидометр автомобиля показывает скорость в милях в час, то как перевести в километры в час? Особенно, это касается машин из Америки, где изначально спидометры калибруются в милях в час. Считайте, что 1 миля равна 1,6 км. Значит, если спидометр показывает скорость 90 миль в час, то это 144 км/ч (90 х 1,6 = 144 км/ч). Обратный подсчет из км/ч в миль/ч производиться путем деления на 1,6.

Типы современных спидометров

Все спидометры можно разделить на три большие группы:

  • Механические спидометры;
  • Электромеханические спидометры;
  • Электронные спидометры.

Эти спидометры отличаются способами измерения скорости и отображения результатов измерений.

Механические спидометры. Это традиционное и самое простое решение. В спидометрах этого типа и процесс измерения скорости (а также пройденного расстояния), и индикация производится с помощью механических устройств. В качестве датчика выступает специальная шестерня, соединенная с вторичным валом КПП, а в качестве индикатора — скоростной узел магнитоиндукционного типа со стрелочным указателем и барабанный счетчик (одометр). Ранее использовались барабанные и ленточные спидометры, однако они вышли из употребления 30-40 лет назад.

Электромеханические спидометры. В таких приборах измерение скорости производится с помощью различных электронных или электромеханических датчиков, подключенных к КПП или непосредственно к колесу. Индикация скорости в электромеханических спидометрах осуществляется с помощью миллиамперметра или модифицированного скоростного узла механического спидометра, а индикация пройденного расстояния — счетным барабаном, приводимым в движение шаговым электромотором.

Электронные спидометры. Это дальнейшее развитие электромеханических спидометров, главное отличие заключается в замене одометра — в электронном спидометре он полностью цифровой (на основе ЖК-дисплея). Также некоторое распространение получили спидометры с цифровой индикацией скорости, однако они значительно уступают стрелочным приборам.

Устройство и работа механического спидометра

Механический спидометр состоит из следующих основных частей:

  • Шестеренчатый датчик скорости автомобиля (ДСА);
  • Гибкий вал, передающий вращение от датчика на спидометр;
  • Скоростной узел спидометра (собственно, спидометр);
  • Счетный узел спидометра (одометр).


  1. магнитный диск
  2. алюминиевый колпак
  3. возвратная пружина

Основу спидометра составляет магнитоиндукционный скоростной узел, который состоит из обычного постоянного магнита, закрепленного на приводном валу, и катушки, представляющей собой просто плоский алюминиевый цилиндр. Катушка соединена с осью, на конце которой закреплена стрелка спидометра, ось удерживается в подшипниках и соединена с цилиндрической пружиной. Сверху катушка закрыта металлическим экраном, который предотвращает возникновение ложных показаний из-за наличия внешних магнитных полей.

Работа этого скоростного узла основана на эффекте магнитной индукции, порождающей вихревые токи в немагнитном материале. Здесь все очень просто: при вращении магнита в катушке (алюминиевом цилиндре) возникают вихревые токи, которые взаимодействуют магнитным полем этого магнита, и в результате катушка тоже начинает вращаться, однако из-за пружины она только отклоняется на тот или иной угол. Этот угол зависит от скорости вращения магнита, то есть — чем быстрее вращается магнит, тем сильнее отклоняется катушка, и тем большую скорость показывает закрепленная на катушке стрелка.

Крутящий момент на магнит передается от ДСА через гибкий вал. Сам датчик представляет собой шестерню, которая входит в соединение шестерней, закрепленной на вторичном (ведущем) валу коробки передач. Почему выбран именно вторичный вал? Потому что от скорости его вращения зависит и скорость вращения ведущих колес, а значит — и скорость автомобиля.

Однако ДСА в коробке ставится преимущественно на заднеприводных автомобилях, а на машинах с передним приводом датчик устанавливается на привод переднего левого колеса.

От приводного вала во вращение также приводится и одометр. Для этого предусмотрен несложный редуктор, который обеспечивает поворот крутящего момента от гибкого вала и передачу его на счетный узел одометра. Обычно редуктор выполнен на червячных передачах и имеет большое передаточное число — от 600:1 до 1700:1 и более.

Механические спидометры просты и надежны в работе, однако они нередко дают большие погрешности, также некоторые проблемы создает гибкий вал, поэтому сегодня все большее распространение получают электромеханические и электронные спидометры.

ЭЛЕКТРОННЫЙ СПИДОМЕТР

В электронном счетчике отсутствует механическая связь между показаниями на приборной панели и вторичным валом КПП. Способ реализации во многом зависит от устройства датчика скорости, который бывает двух типов:

  • оптоэлектронный. В корпусе КПП, как и в случае с механическим спидометром, устанавливается скоростная часть с тросиком. Вот только показания скорости автомобиля рассчитывается на основании импульсов, формирующихся фотопрерывателем. Частота импульсов пропорциональна скорости вращения троса, что позволяет высчитать фактическую скорость автомобиля;
  • безтросовый. В корпусе КПП устанавливается магнитно-резистивный элемент (МРЭ). Многополюсный магнит вращается вместе с ведомым валом КПП. Возникающие изменения магнитного поля увеличивают/уменьшают сопротивление МРЭ, которое преобразовывается мостовой схемой в импульсы.

Еще большее распространение получил электронный спидометр, работающий на эффекте Холла. Если к проводнику или полупроводнику прямоугольной формы приложено постоянное напряжение и его пронизывает под прямым углом линии магнитного поля, на противоположных плоскостях проводника возникает напряжение, которое и было названо в честь первооткрывателя Эдвина Холла.

Частота изменения выходного напряжения будет пропорциональна скорости вращения задающего диска. Именно частота импульсов напряжения позволяет ЭБУ высчитывать фактическую скорость автомобиля. Стоит заметить, что ранее главная функция датчика скорости – показывать скорость движения авто, стала теперь по большей мере сервисной. Датчик скорости используется системой питания двигателя в определенных режимах работы. Поэтому при поломке или некорректной работе электронного датчика мотор может глохнуть при смене передач, неустойчиво работать, терять тягу.

Устройство и работа электромеханического спидометра

Электромеханические спидометры — это большое разнообразие конструкций и технических решений. Независимо от конструкции все электромеханические спидометры имеют те же функциональные узлы, что и механические — датчик, скоростной узел и счетный узел. Однако существует несколько различных реализаций этих узлов, а значит — множество видов и разновидностей спидометров. Поэтому удобнее провести классификацию электромеханических спидометров по типу используемых в них датчиков и скоростных узлов.

В электромеханических спидометрах используется три основных типа датчиков:

  • Традиционные шестереночные датчики, соединенные со вторичным валом КПП или приводом левого переднего колеса;
  • Импульсные датчики, работающие на основе эффекта Холла;
  • Индукционные датчики, работающие на основе эффекта электромагнитной индукции;
  • Комбинированные датчики (включают в себя шестереночный датчик, соединенный с КПП, и любой из электронных датчиков, сигнал от которых и служит для измерения скорости автомобиля).

Что касается скоростных узлов, то их разнообразие меньше:

  • Модифицированные скоростные узлы магнитоиндукционного типа с индикацией с помощью магнитоэлектрического прибора (миллиамперметра) — используются только в паре с обычным шестереночным ДСА;
  • Счетные узлы на основе электронного блока и с индикацией с помощью миллиамперметра — работают только в паре с электронными и комбинированными датчиками.

В модифицированных магнитоиндукционных скоростных узлах изменение направления силовых магнитных линий от вращающегося магнита измеряется с помощью специализированной микросхемы или датчика, этот сигнал усиливается и преобразуется электронным блоком, и подается на миллиамперметр. Величина тока, поступающего на прибор, пропорциональна скорости движения автомобиля, поэтому стрелка отклоняется на ту или иную отметку спидометра.

В скоростных узлах второго типа электронный блок преобразует сигнал, поступающий непосредственно от датчика скорости, а индикация скорости производится так же, как описано выше — с помощью миллиамперметра.

Важно отметить, что в электромеханических спидометрах используются классические барабанные одометры. Их привод осуществляется с помощью шаговых электродвигателей, а управление двигателем обеспечивается тем же электронным блоком, который управляет спидометром.


Сегодня наибольшее применение получили электромеханические спидометры с электронными датчиками. Они обеспечивают более точные показания, просты в настройке и калибровке (например, при установке нового спидометра или спидометра иного типа, чем был установлен ранее, его калибровка производится с помощью специального сканера без вмешательства в механическую и электронную часть), а передача сигналов от датчиков осуществляется по проводам, которые более удобны и надежны, чем гибкий вал обычных спидометров. При этом в современных автомобилях может использоваться несколько датчиков скорости (обычно это датчики ABS), которые повышают точность измерения скорости и надежность работы спидометра в целом.

НЕИСПРАВНОСТИ СПИДОМЕТРОВ

Чаще всего встречаются следующие неисправности:

  • обрыв или повреждение тросика;
  • соскакивание наконечника тросика с ведомой шестерни;
  • неисправность механического или электронного индикатора;
  • неисправность датчика импульсов;
  • плохой контакт или обрыв провода, который соединяет датчик и индикатор или компьютер.

ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ МЕХАНИЧЕСКОГО СПИДОМЕТРА

  • Для диагностики вам понадобятся:
  • моторчик на 12 Вольт;
  • плоская и крестовая отвертки;
  • фонарик; домкраты и подставки;
  • инструкция по ремонту или обслуживанию вашего автомобиля.

Для проверки спидометра приподнимите переднюю пассажирскую сторону автомобиля с помощью домкрата. О том, как делать это безопасно, читайте в статье (Замена и восстановление амортизаторов). Снимите переднюю панель (торпедо), чтобы добраться до комбинации приборов. На некоторых моделях автомобилей можно обойтись без этой операции, поэтому внимательно изучите инструкцию по ремонту и эксплуатации вашей машины. Снимите комбинацию приборов и открутите фиксирующую гайку тросика от индикатора, заведите двигатель и включите 4 передачу. Проверьте, крутится ли тросик в защитном кожухе? Если да, заглушите двигатель, вставьте и закрутите наконечник тросика, после чего снова заведите мотор, включите 4 передачу и посмотрите на показания индикатора. Если стрелка не меняет положения, неисправен индикатор, его необходимо заменить.

Если при работающем двигателе и включенной передаче тросик не крутится, необходимо заглушить мотор и снять тросик с привода, расположенного на коробке переключения передач со стороны водителя. Вытащите тросик из подкапотного пространства и осмотрите наконечники, не повреждена ли форма (квадрат). Покрутите наконечник с одной стороны тросика и наблюдайте за наконечником другой стороны. Если оба наконечника вращаются синхронно, без усилий и грани наконечников не слизаны, то проблема в изношенной шестеренке привода, поэтому ее необходимо заменить. Эта операция описана в инструкции по ремонту и эксплуатации автомобиля.

Диагностика и ремонт электронного спидометра

Для диагностики и ремонта вам понадобятся:

  • плоская и крестовая отвертка;
  • тестер;
  • набор ключей;
  • сканер для инжекторного двигателя (вместо него можно использовать обычный осциллограф).

Запустите самодиагностику бортового компьютера (БК). На большинстве инжекторных автомобилей, которые произведены после 2000 года, БК поддерживает эту функцию. Если БК выдаст ошибку, необходимо расшифровать ее с помощью специальной таблицы, которая находится в инструкции по обслуживанию и ремонту вашего автомобиля. Но, результаты диагностики покажут, работает вся система спидометра, или нет. Для устранения неисправности придется искать повреждение самостоятельно. Для этого приподнимите автомобиль, как описано выше. Присоедините осциллограф к среднему контакту датчика скорости (установлен на месте привода спидометра) и плюсовому контакту аккумулятора. Заведите двигатель и включите 1 передачу.

Исправный датчик будет выдавать импульсный сигнал напряжением не меньше 9 Вольт с частотой 4 – 6 Герц. Если датчик исправен, необходимо выключить передачу и с помощью тестера проверить провод, который соединяет датчик с контроллером электронного блока управления (ЭБУ). Или с помощью осциллографа проверить сигналы датчика на входе ЭБУ. Если сигналы есть, необходимо проверить клеммы и провод, который соединяет ЭБУ и комбинацию приборов (индикатор спидометра). Если есть специальный сканер, то желательно проверить индикатор спидометра, это позволит точнее определить причину неисправности.

Чаше всего спидометр перестает работать из-за попадания в клеммы воды и грязи, а также из-за обрыва или перелома сигнальных проводов. Поэтому в большинстве случаев достаточно высушить и почистить контакты. Если по результатам проверки выявится неисправность датчика скорости, потребуется его замена. Подробно эта процедура, а также замена поврежденного индикатора, описана в инструкции по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля.

Особенности эксплуатации спидометров

У спидометров есть одна особенность — они имеют довольно высокую погрешность измерения, при этом точность измерения зависит от ряда факторов.

Наибольшей погрешностью обладают спидометры с механическим приводом (с шестереночным датчиком), причем с течением времени неточность показаний прибора повышается. Это связано с износом шестерни датчика и в некоторой степени с износом шестерни привода датчика на вторичном валу КПП. Погрешность может достигать 10% и более, а в какой-то момент датчик и вовсе перестанет нормально работать. Электронные спидометры с импульсными или индукционными датчиками лишены этого недостатка, так что они отличаются лучшей точностью.

Но никакой из типов спидометров не застрахован от ошибок, возникающих вследствие различных факторов. Например, погрешность в 2,5% и более возникает при установке на автомобиль колес уменьшенного или увеличенного диаметра, а также при езде на спущенных покрышках. Ошибка возникает из-за того, что датчики скорости отсчитывают количество оборотов, совершенных вторичным валом или валом привода ведущего колеса за единицу времени. Так, при уменьшении диаметра колес (или при слишком низком давлении в покрышках) количество оборотов вторичного вала КПП, совершенное за километр пути, будет больше, чем при езде на колесах увеличенного диаметра. А значит, на колесах малого диаметра спидометр будет показывать увеличенную скорость, а одометр будет отсчитывать увеличенный пробег.


Дополнительную погрешность измерения скорости и пройденного расстояния дают спидометры на переднеприводных автомобилях. Дело в том, что скорость вращения переднего колеса неодинакова при разных углах поворота угла: при повороте влево показания уменьшаются, при повороте вправо — увеличиваются (речь идет, напомним, о левом переднем колесе).

Однако даже на автомобилях, оснащенных колесами рекомендованного диаметра, спидометр может давать погрешность до 10%. Максимальная ошибка возникает на больших скоростях (до 200 км/ч и более) — спидометр завышает показания на 10-20 км/ч., однако при скоростях до 60-70 км/ч показания прибора точные. Эта погрешность вносится в спидометры осознанно в целях безопасности — высокие показания заставляют водителя снизить скорость, да и в реальных условиях показания спидометра более 120 км/ч, в общем-то, и не нужны, а в городе практический предел показаний и вовсе лежит в пределах 40-60 км/ч.

Особое внимание необходимо уделять выбору нового спидометра, который будет установлен на автомобиль в случае поломки старого. Необходимо ставить те спидометры и датчики, которые рекомендованы производителем автомобиля, в противном случае прибор будет выдавать показания с большой ошибкой. Современные электронные спидометры в этом плане более универсальны — их можно настроить (прописать в компьютере автомобиля) с помощью специального прибора.

При эксплуатации автомобиля необходимо помнить об этих особенностях, а при поломке спидометра как можно скорее делать его ремонт или замену. И в этом случае у водителя не будут возникать проблемы с соблюдением скоростного режима и противоречия с приложениями к ПДД.

Отличия: спидометр и одометр

Счётчик показаний пробега монтируется непосредственно в сам спидометр. По этой причине многим кажется, что устройство является единым прибором. На самом деле это не так:

  • спидометр показывает только скорость движения автомобиля;
  • одометр — указывает пройденный путь в км.

Функционал обоих приборов не взаимосвязан, а комбинирование обеих шкал сказывается всего лишь на удобстве водителя.

Особенности расположения

Датчики скорости имеют различное расположение в механизмах автомобилей. Однако, российские производители авто отличаются своей стабильностью, поэтому Камаз старого образца имеет практически идентичные компоненты, что и Камаз 5320 нового типа.

Словом, всего один компонент, имея один функционал, может служить частью совершенно разных систем. Каждая по-своему важна, однако передача данных спидометру пока остается самой популярной задачей, распространенной на восьмидесяти процентах современных отечественных тягачах Камаз. Зарубежные новые грузовики работают по более усовершенствованным системам, однако напичканные электроникой, они требуют постоянного технического профессионального обслуживания, в то время как владелец отечественного грузовика может обслужить во многом тягач самостоятельно.

ДСА — аббревиатура датчика скорости автомобиля, — являясь традиционным приводом спидометра, просто монтируется внутрь коробки передач, раздаточную коробку или редуктор ведущего моста, отслеживая скорость вторичного или промежуточного вала. Следующий этап процесса — передача данных на контроллер измерения скорости.

Почему не работает

Если отказал или не работает спидометр, причины могут быть следующими:

Скорость измеряют вращением одной оси главной передачи, а при повороте колесо, расположенное на внутреннем радиусе, проходит меньший путь, чем внешнее.

Но основная причина неточности данных заключается в размере колес. Чем больше колесо, тем большее расстояние машина пройдет за 1 оборот вала.

Измерители ошибаются на 5-10 км/ч. Иногда неточность данных бывает причиной ДТП. Поэтому изготовители машин, осуществляя калибровку электронных аппаратов, делают так, чтобы прибор на новой машине не показывал заниженную скорость.

Видовые особенности

Современные двигатели имеют электронные блоки контроля, которые считывают информацию датчиков. Схема спидометра любой старой модели Камаза покажет непосредственное подключение. Первый вариант сейчас наиболее приоритетный, ведь возможность поместить датчик непосредственно в двигатель внутреннего сгорания дает больший объем информации о работе всех систем автомобиля. ДСА формирует импульсный сигнал, частота импульсов пропорциональна количеству оборотов вала, соответственно, скорости движения. Таким образом, измерение скорости — это подсчет контроллером частоты вращения за единицу времени.

Неисправность датчика определения скорости — комплексная проблема. На современном транспортном средстве редко встречаются системы, работающие совершенно автономно, поэтому дистрой одной неизбежно влечет ряд проблем, которые необходимо оперативно решить. Например, неисправный ДСА может спровоцировать потерю данных скоростного режима, пройденного километража (спидометры часто конструктивно связаны с одометрами), нарушить работу силового агрегата, влекущего нестабильный холостой ход, повышенный расход топлива, потерю мощности, нестабильную работу гидроусилителя руля.

Контактные датчики Камаза являются менее надежными ввиду взаимодействия нескольких запчастей. Однако именно такие компоненты устанавливаются наиболее часто, заменяя механический спидометр, модернизируя систему тормозов. Иногда вместо контактных агрегатов используются задающие диски либо роторы — бесконтактные модели. Современные Камазы оснащены именно ими.

  • Контактные датчики представляют собой микросхему со специальной пластинкой, усилительной схемой. Небольшие разъемы магнита позволяют считывать показатели приборов. Данный принцип установлен на старой модели Камаза 5320.
  • Бесконтактные модели работают на эффекте Холла (система частотных импульсов, подающихся определенными интервалами). Колеса вращаются, вырабатывая определенную импульсную амплитуду. Механика высчитывает показатели, отображая данные на приборной панели. Обычно расчет исходит из шести тысячи сигналов на пройденный километр. Самый сложный, точный считается ДСА Евро, заимствованный у зарубежных грузовиков. Строение данного механизма настолько непростое, что рекомендуется, например, Евро 3 ремонтировать только на специализированных сервисах.

Данные датчики служат достаточно долго, однако каждый механизм имеет свойство изнашиваться. Постепенно появляются проблемы холостого хода, внешние очевидные признаки поломки — коррозия контактов. После выявления наличия неисправности обязательно необходимо устранить ее, иначе можно нажить массу дополнительных проблем:

  • Отсутствие информации о скорости, пройденном километраже.
  • Ухудшение работы мотора (холостой ход, потребление топлива резко увеличивается, мощность падает).
  • Ухудшение работы системы безопасности: гидроусилителя руля, АБС (если системы связаны).

Электронный датчик — маленькая деталь внутри большого тягача, может играть очень важную роль. Как правило, диагностика работы, замена ДСА производится только после возникновения первичных признаков некорректной работы. Заменить деталь необходимо оперативно, хотя во время движения поломка данной запчасти не нарушает жизненно важных функций.

Типовые особенности

Контактные типы датчиков признаны самыми ненадежными. Ввиду соприкосновения с другими деталями, они намного быстрее изнашиваются. Постоянные вращения, трения, вибрации способны вывести из строя даже качественную аналоговую деталь. Однако данный тип устройства используется часто, устанавливаются вместо привода механического спидометра, модернизируют тормозные механизмы. Контактные модели проще подобрать, однако недолгий срок эксплуатации является их очевидным минусом.

Безконтактная установка интегрирует датчик от вращающегося вала. Скорость измеряется благодаря наличию задающего диска либо ротора. Безконтактные модели служат дольше, поэтому именно им конструкторы современных Камазов при проектировании отдают свое предпочтение.

Самое современное решение — датчик скорости Камаз ZF, созданный по современным стандартам. Основой работы является современная раздаточная коробка, позволяющая получать более точные технические характеристики транспортного средства. Благодаря современным технологиям сбора, обработки данных, именно эти системы используются современными отечественными разработчиками грузовиков, помогая двигателю выбирать более экономичный режим для меньшего расхода топлива, минимизации вредных выбросов.

Поломка ДСА может быть выявлена по ряду признаков.

  • Водитель потеряет информацию о текущей скорости, пройденном километраже. Перестанет работать спидометр, на некоторых моделях Камазов комплексно отключится тахометр. Так как сам прибор проверить сложнее (придется разбирать приборную панель), лучше обратить внимание на ДСА, возможно, причина кроется именно там.
  • Мотор станет работать хуже (неравномерные обороты холостого хода, мощность будет скакать, резко падать, сильно увеличится расход топлива). Иногда тягач может просто беспричинно начать глохнуть.
  • Могут хуже начать работать системы безопасности, повышенного комфорта: гидроусилитель руля, АБС.
  • Большую роль играет визуальная целостность ДСА. Система расположения компонента имеет открытый тип, поэтому иногда узел поражается коррозией, со временем разъедающей элементы микросхемы. Наиболее подвержены коррозии хрупкие контакты.

При возникновении первых признаков неисправности, необходимо обратиться к специалистам сертифицированного сервисного центра Камаз, имеющим специальное диагностическое оборудование. Благодаря компьютеризированной системе, специалисты подключатся к бортовому компьютеру тягача, выявят код ошибки, после чего компьютер определит тип неисправности, локацию неисправного узла.

Важная особенность маленькой, но такой необходимой детали — возможность помочь водителю соблюдать режим дорожного движения, чтобы избежать транспортного происшествия. Крупногабаритные автомобили нуждаются в фиксации скорости, потому что для высоконагруженных двигателей существуют свои оптимальные режимы, позволяющие сохранить мотор в рабочем состоянии как можно дольше. Безопасность выбранных режимов, передача актуальных данных, своевременное реагирование — основные задачи ДСА, которыми оснащены практически все современные автомобили марки Камаз.

В современных автомобилях большинство узлов компьютеризированы. Именно автоматизация многих процессов позволяет современным автомобилям быть более совершенными с точки зрения экономии расхода топлива, экологичности, быстроты ремонта. Во многом компьютеризация определяется по работе датчиков. Чиповая система распространена практически повсеместно, поэтому большинство узлов современных Камазов посылают информацию о своей работе центральному блоку управления, распределяющему нагрузки соответствующим образом.

Схема датчика скорости камаз

Хотя в последнее время все больше водителей предпочитают, чтобы на их авто был установлен именно спидометр КамАЗ электронный


Здесь большее значение имеет схема спидометра КамАЗ, то есть, каким образом информация о движении попадает на измерительные приборы и трансформируется в понятные человеческому глазу (и уму) показатели – посредством электронных сигналов или гибкого привода. Основная суть же и предназначение одинакова для обоих вариантов — измерять скорость движения автомобиля посредством подсчета скорости вращения. Просто в одном случае информация снимается с колес, а в другом с трансмиссии.



Один и тот же спидометр может использоваться на разных автомобилях, а на одном авто можно использовать разные варианты спидометров, главное не забывать соответственно настраивать приборы. Разность в величине колес может сыграть нехорошую шутку с человеком, забывшим убедиться в том, что привод спидометра КамАЗ отрегулирована под конкретное авто. Точно так же, на показания приборов может влиять тип используемой главной передачи, а также то, какие датчики применяются в системе.

Камаз 43118 2дв. бортовой, 260 л.с, 10МКПП, — замена датчика скорости

Датчик скорости (сокращенно ДС или ДСА) устанавливается на всех современных автомобилях и служит для измерения скорости автомобиля и передачи этой информации на ЭБУ.

Как заменить датчик скорости (ДС)

-Прежде всего нужно заглушить двигатель, остудить его и обесточить систему, скинув клеммы с аккумуляторной батареи. Это очень важно сделать, дабы избежать травм при проведении ремонтных работ; -если есть детали, которые затрудняют допуск к детектору, необходимо их отсоединить. Но, как правило, данное устройство находится в доступности; -от ДС отключается блок проводов; -после чего демонтируется непосредственно сам прибор. В зависимости от марки машины и типа датчика, он может крепиться при помощи резьбы, либо защелок-фиксаторов; -на место неисправного датчика устанавливается новый; -производится сбор системы в обратном порядке; -остается завести автомобиль и убедиться в том, что новый прибор исправен. Для этого достаточно немного проехать — если показания спидометра соответствуют фактической скорости движения, значит ремонт прошел успешно.

При покупке ДС необходимо четко соблюдать маркировку прибора, чтобы установить именно ту модель датчика, которая будет исправно функционировать. К некоторым из них можно подобрать аналоги, но необходимо внимательно изучить каждый из них, чтобы быть уверенным в их взаимозаменяемости.

Сам процесс замены детектора не сложен, но если нет уверенности в то, как произвести замену, либо проблема возникла у начинающего автолюбителя, стоит обратиться на станцию техобслуживания и доверить свое авто специалистам.

В любом случае, прежде чем приступать к самостоятельному ремонту, нужно тщательно изучить инструкции и руководства, а также строго следовать рекомендациям и схемам, описанным в мануалах.

Признаки неисправности датчика скорости

Самый распространенный признак того, что вышел из строя датчик скорости, – это проблемы с холостыми оборотами. Если машина глохнет на холостых (при переключении передач или при движении накатом), в числе прочего стоит обязательно проверить датчик скорости. Еще один признак того, что датчик скорости вышел из строя, – это вообще не работающий или некорректно работающий спидометр.

Чаще всего проблема заключается в обрыве цепи, так что первым делом необходимо визуально осмотреть датчик скорости и его контакты. При наличии следов коррозии или грязи их нужно удалить, контакты зачистить и нанести на них Литол.

Проверку датчика скорости можно выполнить двумя способами: со снятием и без снятия ДСА. В обоих случаях для проверки и диагностики датчика скорости потребуется вольтметр.

Первый способ проверки датчика скорости:

-снять датчик скорости, -определить, какая клемма за что отвечает (всего у датчика три клеммы: заземление, напряжение, импульсный сигнал), -входящий контакт вольтметра подключить к клемме испульсного сигнала, второй контакт вольтметра заземлить на металлическую деталь двигателя или корпуса автомобиля, -при вращении датчика скорости (для этого можно накинуть кусок трубки на ось датчика) напряжение и частота в вольтметре должны увеличиваться.

Второй способ проверки датчика скорости:

-поддомкратить автомобиль, чтобы одно колесо не касалось земли, -соединить контакты вольтметра с датчиком так же, как описано выше, -крутить поднятое колесо и следить за изменением напряжения и частоты.

Обратите внимание, что эти способы проверки подходят только для датчика скорости, использующего в работе эффект Холла.

Технические характеристики Камаз 43118 в кузове 2 дв. бортовой с двигателем 260 л.с, 10МКПП выпускающихся c г.


Так как сам с этим делом некоторое время повозился собирая любую маломальскую информацию, а толком ничего не находилось, то решил написать на эту тему отдельный опус. Может кому пригодится в будущем.

Итак, первое. Датчик скорости. У меня такой, 344.3843 на 10 импульсов.


Так как посадочный размер у наших КПП и РК больше чем у датчика, то берём вот эту деталь и тупо её обтачиваем до требуемых размеров.


Токарки у меня нет, потому банальный наждак в помощь, уж его точно в любом селении найти можно. )

Сам датчик дабы не соскочил и не улетел пропиливаем и обжимаем хомутом.


Всё, с этим разобрались.

Теперь подключение. С датчиком просто и ясно, “+”, “-“, “сигнальный провод”. На разъёме всё подписано, промазать сложно.
Так как в машине 24В, а датчику нужно 12В, но со спидометра я его брать не стал (в нём выход вроде как предусмотрен, но что-то оттуда напряжение не дотягивает до требуемого), то взял 12В из сети преобразователя, от которого кормятся магнитолы-шмагнитолы и прочие двенадцативольтовые устройства.

Спидометр АНЖС. 453892.006. Провода воткнулись так:


Ну а теперь, собственно, сама калибровка. Нам нужно зайти в меню настроек и поменять коэффициент показывающего прибора спидометра (КППС). Обеспечивает точность показания электронного спидометра в заданных пределах и выражается в количествах импульсов, вырабатываемых датчиком на 1км пройденного пути. Постараюсь расписать пошагово и максимально подробно.

Поехали.
Жмём и удерживаем кнопку управления.
Включаем зажигание (подаём питание).
Видим первые показания на экране: ProG ****
Продолжая удерживать кнопку управления ждём появления: Code
Как только появилась эта надпись отпускаем кнопку управления.
Появились четыре нуля, первый мигает.
Кратковременным нажатием меняем 0 на любое требуемое число. Удерживая кнопку управления переходим к следующему числу. И так далее. В моём случае код 0000, потому ничего не меняя входим в настройки.
После ввода последнего числа нажимаем кнопку управления и удерживаем.
Начинает мигать первое число ввода кода — не реагируем, удерживаем кнопку.
Появляется следующее окно с надписью St1.
Снова нажимаем и удерживаем кнопку управления.
Появляется наше искомое число из пяти цифр.
Меняем показания как описано выше.
После ввода последнего числа удерживаем кнопку управления и ждём пока появится St2.
Здесь можно задать скорость при достижении которой загорится контрольная лампа красного цвета на спидометр.
Далее всё так же, как и выше, переходим в St3.
Так как остальные показания мне корректировать не требовалось, то на данном этапе можно просто выключить зажигание (отключить питание) и таким образом все новые данные сохраняются в памяти. Если отключить спидометр прямо на корректируемых данных, то они остаются прежними. Имейте это ввиду и не ошибитесь с шагами, иначе придётся повторять всю процедуру.

Ну и конечно же ободок под всю панель заклеил. Дабы не было вопросов что это: виниловая плёнка под хром и усадка феном.



Дополнительно скажу, что чем число выше, тем ниже будут показания, и наоборот. Это уже методом тыка ощупал, для информации. В моём значилось 8000. Для начала накинул до 12000, соответственно показания стрелки и одометра стали ещё ниже чем было изначально. Попробовал прокатиться на 6000 – уже рядом. Забёг в настройки ещё раз, вбил 5000, включил навигатор и уже совместно с ним поехал. Вуаля! Прям попал куда целился! Практически синхронность и в скорости и в пробеге. Пока оставлю так, +1-3 км\ч на спидометре против GPS даже на пользу от вероятных превышений. А будет скучно и наездив порядочно для лучшего сравнения, может доковыряюсь до полной идентичности. Поглядим. )

Спидометры электронные 1323

Для измерения скорости движения и пройденного пути автотранспортного средства на автотранспортных средствах.

Информация по Госреестру

Основные данные
Номер по Госреестру 32209-12
Наименование Спидометры электронные
Модель 1323
Класс СИ 28.03
Год регистрации 2012
Методика поверки / информация о поверке ГОСТ Р 8.724-2012
Межповерочный интервал / Периодичность поверки Первичная поверка до ввода в эксплуатацию
Страна-производитель Россия
Примечание 21.09.2012 утвержден вместо 32209-06
Информация о сертификате
Срок действия сертификата 21.09.2017
Номер сертификата 48167
Тип сертификата (C - серия/E - партия) C
Дата протокола Приказ 775 п. 03 от 21.09.201209 от 29.06.06 п.209
Производитель / Заявитель

ПФ ООО "Континентал Аутомотив РУС", г.Чистополь, Республика Татарстан

422981, Татарстан, ул.Энгельса, 127. Тел. (84342) 470-32, Факс 470-36

Назначение

Спидометры электронные 1323 (далее по тексту - спидометры) предназначены для измерения скорости движения и пройденного пути автотранспортного средства. Спидометры применяются на автотранспортных средствах.

Описание

Принцип действия спидометра основан на обработке микропроцессором по заданной программе числа электрических импульсов прямо пропорциональных пройденному пути. Электрические импульсы поступают в спидометр с импульсного датчика, установленного в линии передачи вращения от коробки передач к спидометру автомобиля и обеспечивающего выходной сигнал в виде импульсов прямоугольной формы. Электронный блок спидометра вычисляет скорость и пройденный путь по числу импульсов, поступивших за время движения.

Полученная информация выводится на лицевую панель спидометра, имеющую стрелочный указатель скорости и цифровые жидкокристаллические индикаторы счетчика пройденного пути и счетчика суточного пройденного пути. На лицевой панели спидометра имеется кнопка, с помощью которой можно переключать индикатор счетчика суточного пройденного пути в режим часов с указанием текущего времени. Этой же кнопкой проводится сброс показаний счетчика пройденного пути и установка точного времени в режиме работы часов.

Характеристика спидометра (количество импульсов на 1 км пути) зависит от автотранспортного средства и ее значение вводится в память спидометра при его установке на автотранспортное средство.

Конструктивно спидометр выполнен в одном блоке. Лицевая панель спидометра по заказу изготавливается круглой или прямоугольной формы. Место пломбировки спидометра для предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства расположено на винте обратной стороны корпуса.

Рис.2 Место пломбирования спидометра электронного 1323 Метрологические и технические характеристики


Так как сам с этим делом некоторое время повозился собирая любую маломальскую информацию, а толком ничего не находилось, то решил написать на эту тему отдельный опус. Может кому пригодится в будущем.

Итак, первое. Датчик скорости. У меня такой, 344.3843 на 10 импульсов.


Так как посадочный размер у наших КПП и РК больше чем у датчика, то берём вот эту деталь и тупо её обтачиваем до требуемых размеров.


Токарки у меня нет, потому банальный наждак в помощь, уж его точно в любом селении найти можно. )

Сам датчик дабы не соскочил и не улетел пропиливаем и обжимаем хомутом.


Всё, с этим разобрались.

Теперь подключение. С датчиком просто и ясно, “+”, “-“, “сигнальный провод”. На разъёме всё подписано, промазать сложно.
Так как в машине 24В, а датчику нужно 12В, но со спидометра я его брать не стал (в нём выход вроде как предусмотрен, но что-то оттуда напряжение не дотягивает до требуемого), то взял 12В из сети преобразователя, от которого кормятся магнитолы-шмагнитолы и прочие двенадцативольтовые устройства.

Спидометр АНЖС. 453892.006. Провода воткнулись так:


Ну а теперь, собственно, сама калибровка. Нам нужно зайти в меню настроек и поменять коэффициент показывающего прибора спидометра (КППС). Обеспечивает точность показания электронного спидометра в заданных пределах и выражается в количествах импульсов, вырабатываемых датчиком на 1км пройденного пути. Постараюсь расписать пошагово и максимально подробно.

Поехали.
Жмём и удерживаем кнопку управления.
Включаем зажигание (подаём питание).
Видим первые показания на экране: ProG ****
Продолжая удерживать кнопку управления ждём появления: Code
Как только появилась эта надпись отпускаем кнопку управления.
Появились четыре нуля, первый мигает.
Кратковременным нажатием меняем 0 на любое требуемое число. Удерживая кнопку управления переходим к следующему числу. И так далее. В моём случае код 0000, потому ничего не меняя входим в настройки.
После ввода последнего числа нажимаем кнопку управления и удерживаем.
Начинает мигать первое число ввода кода — не реагируем, удерживаем кнопку.
Появляется следующее окно с надписью St1.
Снова нажимаем и удерживаем кнопку управления.
Появляется наше искомое число из пяти цифр.
Меняем показания как описано выше.
После ввода последнего числа удерживаем кнопку управления и ждём пока появится St2.
Здесь можно задать скорость при достижении которой загорится контрольная лампа красного цвета на спидометр.
Далее всё так же, как и выше, переходим в St3.
Так как остальные показания мне корректировать не требовалось, то на данном этапе можно просто выключить зажигание (отключить питание) и таким образом все новые данные сохраняются в памяти. Если отключить спидометр прямо на корректируемых данных, то они остаются прежними. Имейте это ввиду и не ошибитесь с шагами, иначе придётся повторять всю процедуру.

Ну и конечно же ободок под всю панель заклеил. Дабы не было вопросов что это: виниловая плёнка под хром и усадка феном.



Дополнительно скажу, что чем число выше, тем ниже будут показания, и наоборот. Это уже методом тыка ощупал, для информации. В моём значилось 8000. Для начала накинул до 12000, соответственно показания стрелки и одометра стали ещё ниже чем было изначально. Попробовал прокатиться на 6000 – уже рядом. Забёг в настройки ещё раз, вбил 5000, включил навигатор и уже совместно с ним поехал. Вуаля! Прям попал куда целился! Практически синхронность и в скорости и в пробеге. Пока оставлю так, +1-3 км\ч на спидометре против GPS даже на пользу от вероятных превышений. А будет скучно и наездив порядочно для лучшего сравнения, может доковыряюсь до полной идентичности. Поглядим. )

Читайте также: