Схема апс сигнализации судового дизель генератора

Обновлено: 04.07.2024

Автоматическая охранно-пожарная сигнализация (ОПС) – это интегрированный в блок-контейнер/модульное здание или помещение с дизельным генератором (ДГУ) комплекс систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации

Автоматическая охранно-пожарная сигнализация (ОПС) – это интегрированный в блок-контейнер или помещение с дизельной электростанцией (ДЭС) комплекс систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации. Каждая из систем работает независимо друг от друга, но управляются они как единое целое. Предназначение ОПС – своевременное предотвращение возможных экстренных ситуаций: несанкционированного доступа или возникновения пожара.

Система охранной сигнализации в комплексе ОПС необходима для:

  • обнаружения признаков несанкционированного проникновения в охраняемое пространство,
  • оповещения службы охраны или владельца помещения о срабатывании системы,
  • фиксации точной даты и времени попытки проникновения,
  • определения рубежа охраны, который был нарушен.

В состав охранной сигнализации входят:

  • извещатели охранные магнитоконтактные накладные для защиты дверей, служащие для обнаружения проникновения в охраняемую зону.

Система пожарной сигнализации в комплексе ОПС предназначается для:

  • обнаружения признаков пожара,
  • выдачи сигнала тревоги,
  • выдачи импульсов для включения системы оповещения о пожаре,
  • выдачи сигнала о включении системы пожаротушения.

В состав автоматической пожарной сигнализации (АПС) входят:

  • оптико-электронные пожарные датчики,
  • инфракрасные датчики,
  • пожарный извещатель,
  • прибор приемно-контрольный охранно-пожарный (ППКОП).

Система своевременно обнаруживает возгорание в помещении по характерным признакам – наличию задымленности, повышению температуры и др. в зависимости от типа датчиков.

По способу обнаружения опасной ситуации пожарные датчики делятся на несколько основных групп:

  • тепловые: обнаруживают повышение температуры,
  • дымовые: реагируют на степень задымленности в помещении,
  • газосигнализаторы: срабатывают на продукты горения (угарный газ),
  • датчики пламени: регистрируют излучение открытого пламени или очага тления,
  • комбинированные: срабатывание происходит при наличии двух опасных факторов (повышение температуры и возникновение пламени).

Выбор сенсора происходит на стадии проектирования системы с учетом эксплуатационных характеристик помещения и определяющего фактора пожара.

Включение и отключение системы охранно-пожарной сигнализации производится:

  • вручную на панели управления с доступом внутри охраняемого помещения,
  • с помощью магнитных ключей типа Touch Memory с доступом снаружи помещения,
  • дистанционно по проводным каналам связи (при наличии данной функции).

Пожаротушение – это система взаимосвязанных устройств, необходимых для обнаружения пожара на ранних стадиях развития, а также его тушения. Автоматическая установка пожаротушения чаще всего используется совместно с автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), а в совокупности вся эта система называется автоматической системой пожаротушения.

В состав системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре входит:

Количество оповещателей, их мощность, а также место установки гарантируют нужную слышимость во всех местах временного и постоянно присутствия людей.

СОУЭ имеет два порога срабатывания. При срабатывании первого порога сигнал дистанционно передается на блок управления.

При срабатывании порога №2:

  • срабатывает световая и звуковая индикация, сигнализирующая о необходимости эвакуации из помещения ДГУ,
  • происходит остановка работающего двигателя,
  • для предотвращения доступа воздуха выдается сигнал на закрытие впускных и выпускных жалюзи,
  • по истечении времени, отведенного на эвакуацию, производится распыление огнетушащего вещества.

В состав системы пожаротушения входят:

  • модуль тушения пожара настенный,
  • модуль тушения пожара потолочный,
  • модуль тушения пожара напольный,
  • пусковой модуль, который отвечает за срабатывание прочих модулей.

По виду огнетушащего вещества автоматические установки пожаротушения подразделяются на:

Для ликвидации небольших локальных участков возгорания контейнер или другое помещение для размещения дизель генератора оборудуется углекислотными огнетушителями.

Статьи о других системах, которыми оборудуются дизельные генераторы (ДГУ), вы можете прочитать на нашем сайте:

Главное меню

Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Пускореверсивные системы двигателя Системы управления главного двигателя судового

Объем автоматизации и требования, предъявляемые к ней.

Автоматизация судовых энергетических установок предназначена для повышения уровня тех­нической эксплуатации судна и снижения аварийности, увеличения производительности и эффективности труда команды.

На основе опыта постройки и эксплуатации автоматизирован­ных судов с сокращенным экипажем определен рациональный объем автоматизации. Регистр установил автоматизирован­ным судам два знака: А1 —уровень автоматизации судовых энергетических установок, обес­печивающий безвахтенное обслуживание; А2 — уровень авто­матизации судовых энергетических установок, обеспечивающий безвахтенное обслуживание машинном отделении и несение вахты одним механиком на центрального пульта управления.

Требования, предъявляемые к автоматизации судовой дизельной установки по классу А1, следующие:

— безвахтенное обслуживание без дистанционного контроля, а только по обобщенной сигнализации;

— автоматизированное управление главного двигателя с мостика или из ру­левой рубки (наличие реверсографа обязательно);

— автоматизированное или дистанционное управление из центрального пульта управления;

— наличие необходимых устройств для экстренной остановки главного двигателя;

— автоматизированное управление насосами, обслуживающими главного двигателя и дизель-генератора, воздушными компрессорами, ВК и УК; терморегули­рование систем охлаждения и смазки главного двигателя и дизель-генератора, топлива в расход­ных цистернах, жидкостей перед сепараторами; воздухоподготов­ка для пневмоавтоматики; регулирование вязкости тяжелого топлива и смазки цилиндров, измерение уровней в расходных и отстойных топливных цистернах; сигнализация по опасным значе­ниям в цистернах машинного отделения; программное управление разгрузкой се­параторов тяжелого топлива, а также сигнализация и защита по переливу сепарируемой жидкости;

— дистанционный из центрального пульта управления пуск дизель-генератора с автоматической синхро­низацией, приемом и распределением нагрузки;

— автоматический пуск находящегося в горячем резерве дизель-генератора при полном обесточивании судна;

— автоматический пуск резервного дизель-генератора при перегрузке рабо­тающих дизель-генератора с автоматической синхронизацией и распределением нагрузки;

— сигнализация с регистрацией отклонений параметров и вы­носом обобщенных сигналов в каюты механиков, рулевую рубку, кают-компанию и столовую;

— вывод в машинное отделение обобщенных сигналов от АПС, тифонов и те­леграфов, предусмотренных в центрального пульта управления;

— сигнализация в рулевой рубке о наличии вахтенного в центрального пульта управления;

— контроль параметров работы главного двигателя: температуры газов по цилиндрам на выпускном коллекторе, температуры топлива в цистерне, масла на входе в дизель, на выходе из дизеля, перед сепаратором, в системе смазки ТК, продувочного воздуха в ресивере;

— контроль параметров работы валопровода: температуры масла упорного, опорных и дейдвудных подшипников; расхода воды для смазки дейдвудного подшипника;

— контроль параметров работы дизель-генератора: давления масла на входе, забортной воды в системе охлаждения; температуры выпускных газов в коллекторе, воды на выходе из дизеля, масла перед дизелем; уровня масла в сточной и циркуляционной цистернах, уровня топ­лива в расходной цистерне;

— сигнализация о превышении температуры выпускных га­зов в коллекторе; защита от падения давления пресной воды в си­стеме охлаждения;

— сигнализация о потере питания и контроль исправности цепей аварийной защиты и сигнализации, а также систем дистанционное автоматическое управление главными механизмами;

— обеспечение быстрой локализации аварий в средствах авто­матизации;

— обеспечение автоматического обнаружения неисправностей в устройствах управления, АПС, А3 главных механизмов, а так­же в системах сигнализации осушения машинного отделения;

— резервирование отдельных блоков и элементов автоматики в необходимых случаях.

В системе автоматизации судовой дизельной установки по классу А2 (в отличие от класса А1) предусматривается: вахтенное обслуживание из центрального пульта управления с дис­танционным контролем; ручной дистанционный запуск резервного дизель-генератора; обнаружение с помощью приборов индивидуального контроля неисправностей в средствах автоматизации, в устройствах управ­ления, АПС, А3 главных механизмов, а также в системах сиг­нализации осушения машинного отделения.

В табл. 4.3. приведены типы система автоматического управления дизельных установок неко­торых морских судов.

Автоматизация судовых энергетических установок с использованием ЭЦВМ решает задачи не только автоматизации обслуживания технических средств, но и оптимизации эксплуатационных режимов работы судовых энергетических установок. Ос­новным итогом использования систем автоматизации с примене­нием ЭЦВМ является возможность уменьшения численности эки­пажа до 10—15 чел. и экономия ГСМ. Судовая микро-ЭВМ опре­деляет действительную скорость судна и расход топлива, а также оптимальную скорость судна и экономию топлива. Для этого в ЭЦВМ через дисплей вводятся: расстояние между портами рейса, требуемое время прибытия в порт назначения, удельный расход топлива при различных скоростях судна. Зная расход топлива и скорость судна, можно определять - периодичность очистки кор­пуса судна или замены винта и потерю мощности главного двигателя. Эта система позволяет регулярно корректировать оставшееся расстояние вследствие воздействия ветров, течений и т. п.

СИСТЕМЫ АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЕЙ И ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Общие технические условия

System of emergency prevention signaling and protection of automation diesel and gaseous engines. General technical requirements

Дата введения 1984-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.01.83 N 412

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, раздела, приложения

2.6.3, 2.9.1, приложение

Вводная часть, 1.6, 1.7, 1.8

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

6. ИЗДАНИЕ (май 2004 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1988 г. (ИУС 11-88)

Настоящий стандарт распространяется на автоматические системы аварийной и аварийно-предупредительной сигнализации и защиты (далее - системы сигнализации и защиты) судовых, тепловозных и промышленных дизелей и газовых двигателей, в том числе предназначенных для агрегатов: дизель-редукторов, дизель-генераторов, газомотокомпрессоров и т.п. (далее - двигателей), автоматизированных по ГОСТ 14228.

Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении.

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Системы сигнализации и защиты в зависимости от выполняемых функций подразделяют на следующие типы:

САСЗН - система аварийной сигнализации и неотключаемой защиты;

САСЗО - система аварийной сигнализации и отключаемой защиты;

СПАСЗН - система аварийно-предупредительной сигнализации и неотключаемой защиты;

СПАСЗО - система аварийно-предупредительной сигнализации и отключаемой защиты.

1.2. Энергия питания систем сигнализации и защиты - механическая, электрическая, пневматическая, гидравлическая и т.д.

Конкретный вид энергии питания или их сочетание устанавливают в стандартах и технических условиях на двигатели конкретных типов.

1.3. Системы сигнализации и защиты типов САСЗН и САСЗО контролируют аварийные значения параметров двигателей, по достижении которых осуществляют аварийную сигнализацию и аварийную защиту (остановку) двигателей.

Системы сигнализации и защиты типов СПАСЗО и СПАСЗН, помимо аварийных значений, контролируют предупредительные значения параметров двигателей, по достижении которых осуществляют предупредительную сигнализацию и, при необходимости, предаварийную защиту (изменение режима работы двигателей без их останова), если она предусмотрена в конструкции двигателей.

Системы сигнализации и защиты типов САСЗО и СПАСЗО оборудуют или в них предусматривают возможность подсоединения специального органа управления для отключения защиты в экстренных (аварийных) случаях.

1.4. Системы сигнализации и защиты всех типов должны контролировать аварийные значения следующих основных параметров двигателей:

давление смазочного масла на входе в двигатель - двигателей всех назначений;

частота вращения коленчатого вала - двигателей мощностью 30 кВт и более;

температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя - двигателей с жидкостным охлаждением;

температура смазочного масла на выходе из двигателя и (или) по согласованию изготовителя с потребителем на входе в двигатель - для двигателей всех назначений.

Примечание. Перечень основных параметров допускается уточнять и дополнять в стандартах и технических условиях на двигатели конкретного типа.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.5. Системы сигнализации и защиты типа СПАСЗО всех двигателей должны контролировать предупредительные значения основных параметров, указанных в п.1.4 (исключая частоту вращения), и дополнительных параметров, установленных в стандартах и технических условиях на двигатели конкретного типа.

1.6. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 2-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4 и 1.5, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем управления, в том числе невыполнение автоматизированных операций пуска и (или) останова двигателей.

1.7. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 3-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4-1.6, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем и агрегатов, обеспечивающих автоматизированное или автоматическое обслуживание двигателей.

1.8. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 4-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4-1.6 или 1.4-1.7, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем централизованного управления и контроля, а также систем автоматизированного или автоматического технического диагностирования основных частей или узлов двигателей.

1.9. Предупредительные и аварийные значения контролируемых параметров, по достижении которых осуществляется сигнализация и защита (предаварийная защита), должны соответствовать указанным в таблице предельным отклонениям этих параметров.

Конкретные предупредительные и аварийные значения параметров должны быть указаны в техническом описании и инструкции по эксплуатации двигателей.

Наименование
контролируемого параметра

Предельное отклонение контролируемого параметра, %, не более

Предупре- дительное значение

Минимальное давление смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива

Минимальный уровень смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива

Максимальная температура смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива, подшипников, головок цилиндров, выпускных газов*

Максимальное давление газов в картере

Номинальная частота вращения коленчатого вала

* В градусах Цельсия.

1.10. Условное обозначение систем сигнализации и защиты в технических условиях на двигатели должно состоять из слова "система", обозначения типа системы (п.1.1) и обозначения настоящего стандарта.

Пример условного обозначения системы типа СПАСЗО:

Примечание. Дополнительно в технических условиях на двигатели указывают номенклатуру контролируемых параметров, тип примененного комплектного устройства и общее число его каналов.

1.9, 1.10 (Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Общие положения

2.1.1. Системы сигнализации и защиты двигателей следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.1.2. Системы сигнализации и защиты судовых двигателей, находящихся под надзором Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР, помимо требований настоящего стандарта, должны соответствовать также Правилам этих организаций.

2.2. Требования к функционированию

2.2.1. Системы сигнализации и защиты всех типов при достижении аварийных значений контролируемых параметров должны выполнять следующие операции:

появление (одновременно или по вызову) и запоминание визуальных расшифровывающих аварийных сигналов;

формирование обобщенных визуального аварийного и (или) звукового сигналов (по требованию потребителя);

аварийную защиту двигателя.

2.2.2. Системы сигнализации и защиты типа СПАСЗО при достижении предупредительных значений контролируемых параметров должны выполнять следующие операции:

появление и запоминание визуальных расшифровывающих предупредительных сигналов;

формирование обобщенных сигналов - визуального предупредительного и (или) звукового (по требованию потребителя);

предаварийную защиту (при необходимости, см. п.1.3).

Примечание. По согласованию с потребителем системы сигнализации и защиты допускается изготовлять без операции запоминания визуальных расшифровывающих предупредительных сигналов.

2.2.3. Возврат систем сигнализации и защиты в исходное состояние при восстановлении рабочих значений параметров после появления аварийных сигналов должен осуществляться посредством ручной разблокировки систем и (или) устройств защиты.

2.2.4. В системах сигнализации и защиты должна быть обеспечена возможность проверки исправности расшифровывающей сигнализации.

По требованию потребителя при остановленном двигателе должна быть также обеспечена возможность проверки функционирования всей системы сигнализации и защиты.

2.2.5. Системы сигнализации и защиты двигателей с автоматическим или дистанционным автоматизированным управлением и с навесными насосами должны выполнять необходимые блокировки цепей параметров давления на период пуска, останова и реверсирования двигателей.

2.2.6. В системах сигнализации и защиты всех типов при выполнении операций, указанных в пп.2.2.1, 2.2.2 и 2.2.5, допускается по согласованию между предприятием - изготовителем двигателей и потребителем устанавливать временные задержки, исключающие возникновение ложных сигнализации и аварийной защиты.

2.3. Требования к визуальной сигнализации

2.3.1. Визуальная сигнализация в системах сигнализации и защиты должна осуществляться посредством световых индикаторов (электрических ламп, табло, светодиодов и т.п.).

По согласованию с потребителем для визуальной сигнализации допускается использовать бленкеры и (или) механические указатели.

Судовая сигнализация подразделяется на:

  • Пожарная
  • Авральная
  • Обиходная

Тепловые пожарные извещатели срабатывают при повышении температуры воздуха в районе их расположения до 70 °С. Принцип действия максимально-дифференциального пожарного извещателя (рис. 1), основан на свойстве "Термобиметалла деформироваться" при изменении температуры. Чувствительный механизм извещателя находится в пластмассовом корпусе 2. Два биметаллических чувствительных элемента 3 и 4 неподвижными концами прикреплены к стойкам, а подвижными — к осям контактных шайб. Элемент 3 расположен в закрытой камере 7, а элемент 4 — в открытой камере 6. При медленном нарастании температуры оба элемента, одинаково нагреваясь, поворачивают контактные шайбы 9 и 10 с одинаковой угловой скоростью. Поэтому электрические контакты остаются замкнутыми. При достижении заданной температуры движение контактной шайбы 9 закрытого элемента ограничивается упором 1, вследствие чего контакты размыкаются, и происходит срабатывание извещателя при максимально допустимой температуре.

При резком скачкообразном повышении температуры окружающей среды открытый элемент 4 быстрее воспринимает ее, а следовательно, угловая скорость контактной шайбы 10 выше, чем шайбы 9. Происходит выключение контакта, т. е. извещатель срабатывает как дифференциальный. Чувствительный элемент 4 защищен от механических повреждений перфорированным пластмассовым чехлом 5. Два сальниковых ввода 8 служат для подключения проводов. Сигнал тревоги поступает в ходовую рубку на щите пожарной сигнализации, в котором смонтированы электромагнитное реле, конденсатор, лампа, сигнализирующая о пожаре, и два выключателя. Рядом с щитом установлен звонок.


Питание схемы пожарной сигнализации обеспечивается от стартерной аккумуляторной батареи дизель-генераторов напряжением 24В через групповой щит.



При подаче напряжения на выводы соединительного щита схема автоматической пожарной сигнализации готова к действию.

На щите пожарной сигнализации (ЩПС) выключатели S1, S2 должны быть постоянно включены (рис. 2). Так как контакты пожарных извещателей при нормальной температуре замкнуты, ток проходит через катушку реле К1, однополюсный выключатель S1 и контакты всех извещателей, соединенных последовательно. Реле К1 срабатывает и размыкает свои контакты в цепях сигнальной лампы Н1 и звонка Н2.



Для снятия звукового сигнала на ЩПС установлен выключатель S2.

Конденсатор С предназначен для защиты от ложных срабатываний извещателя в условиях повышенной вибрации корпуса судна. При размыкании контактов извещателей реле кратковременно остается включенным из-за тока разряда конденсатора. Конденсаторы подобного назначения обычно встроены в извещатели.

разбивается на две группы — для экипажа и пассажиров. Авральную сигнализацию включают из рубки. Колокола авральной сигнализации размещают в машинном отделении, коридорах, на наружных стенках надстроек. В шумных помещениях дополнительно устанавливают сигнальную лампу. Авральная сигнализация питается от аварийной аккумуляторной или отдельной батареи. Емкость батареи должна соответствовать работе cигнализации в течение 15 мин.

электрическим звонком. Система обиходной сигнализации получает питание от судовой сети или от аккумуляторной батареи.

Основными приборами судовой электрической сигнализации являются электрические звонки, трещетки, ревуны, сигнальные лампы и номераторы.

Ревуны и трещетки устроены так же, как и звонки. Ревущий звук получается в результате частых ударов бойка о мембрану. Для усиления звука применяется рупор.

У трещетки частота ударов бойка о мембрану меньше, чем у ревуна. Это достигается насадкой медных гильз на сердечник электромагнитов



Номератор — прибор в виде ящика с рядом окошек на передней стенке. Число окошек соответствует числу кнопок вызова. Внутри прибора против каждого окошка устанавливается специальное электромагнитное реле-бленкер (рис. 4).



При нажатии кнопки вызова S1 по рабочей обмотке реле К 1.1 пойдет ток, якорь притянется и замкнет контакт К1 удерживающей обмотки К1.2. Последняя получит питание, и при отпускании кнопки якорь останется притянутым к сердечнику. Звонок Н звонит до тех пор, пока не будет отпущена кнопка S1. К якорю прикреплена алюминиевая полусфера 1, которая при его притяжении закроет окошко. По номеру на полусфере определяют, откуда поступил вызов. Сигнал в окошке будет сохраняться до тех пор, пока дежурный не нажмет кнопку Б2. При этом разрывается цепь питания удерживающей обмотки К1-2, и под действием пружины, якорь возвращается в исходное положение, окошко освобождается.

Компьютерная система управления и контроля технических средств судна строится на базе комплекса автоматизации, основу которого составляют операторские станции, включающие унифицированные компьютеры и цветные графические дисплеи, устройства ввода/вывода и обработки сигналоа (УВВиОС), удовлетворяющие требованиям эксплуатации в судовых условиях.


Модульное, иерархическое построение системы позволяет при необходимости изменять ее состав и конфигурацию в зависимости от состава судовых ТС и объема задач, решаемых СКиУ ТС.
Резервирование основных компонентов системы, в первую очередь, контроллеров и линий передачи данных, обеспечивает ее надежность и безопасность. Система обеспечивает контроль линий связи УВВиОС с датчиками.

Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС)

Система строится на базе контроллеров, унифицированных с контроллерами СКиУ ТС, а также пультовых панелей обобщенной АПС и выносных блоков обобщенной АПС.

Читайте также: