Схема генератора газ 51

Обновлено: 05.07.2024

1. Втягивающая обмотка тягового реле. 2. Удерживающая обмотка тягового реле. 3. Стартер. 4. Аккумуляторная батарея. 5. Амперметр. 6. Дополнительное реле стартера. 7. Выключатель зажигания и стартера. 8. Якорь тягового реле. 9. Магнитопровод тягового реле. 10. Контактный диск. 11. Прокладка. 12. Крышка тягового реле. 13. Клемма. 14. Крышка стартера со стороны коллектора. 15. Колпак крышки стартера. 16. Пружина дополнительного реле. 17. Крышка дополнительного реле. 18. Якорь дополнительного реле. 19. Контакты. 20. Обмотка дополнительного реле. 21. Ярмо. 22. Стойка с неподвижным контактом. 23. Изоляционная панель с клеммами. 24. Стяжной болт. 25. Подшипник. 26. Стопорное кольцо. 27. Щетка стартера. 28. Щеткодержатель. 29. Пружина щетки. 30. Коллектор. 31. Предбуферная пружина. 32. Полумуфта включения. 33. Буферная пружина. 34. Полюсный башмак. 35. Направляющая втулка. 36. Ролик привода. 37. Наружная обойма привода. 38. Якорь стартера. 39. Обмотка якоря. 40. Шестерня привода. 41. Плунжер привода. 42. Пружина плунжера привода. 43. Упор пружины плунжера. 44. Промежуточный подшипник. 45. Фетровая уплотнительная шайба. 46. Кожух муфты свободного хода. 47. Ось рычага. 48. Запорное устройство. 49. Крышка со стороны привода. 50. Фланец тягового реле. 51. Вал якоря. 52. Муфта свободного хода. 53. Рычаг привода стартера. 54. Корпус стартера. 55. Обмотка возбуждения. 56. Возвратная пружина.

Пуск двигателя осуществляется электрическим стартером, который установлен с левой стороны двигателя. Включается стартер поворотом ключа выключения зажигания в положение "Запуск". Стартер СТ-230 Б4 представляет собой четырехполюсной электродвигатель постоянного тока со
смешанным возбуждением. Питание стартера осуществляется от аккумуляторной батареи 6CT-90.

Стартер ГАЗ-52 работает на принципе взаимодействия магнитного поля обмоток возбуждения и магнитного поля проводников, расположенных в якоре. В результате взаимодействия магнитных полей якорь поворачивается. Для создания вращения якоря необходимо переключать электрический ток проводников якоря в определенной пoследовательности.

Эту функцию выполняют коллектор и щетки. Коллектор установлен на валу якоря и к нему подключены все проводники, расположенные в пазах якоря. В корпусе 54 стартера установлены четыре полюса 34 с обмотками 55 возбуждения.

Якорь 38 стартера ГАЗ-52 представляет собой пакет, набранный из листовой электротехнической стали. Вал якоря вращается в трех подшипниках скольжения, которые установлены в крышках 14 и 49 и промежуточной опоре 44.

На крышке 14 установлены также щетки 27 в щеткодержателях 38. Щетки 27 прижимаются к коллектору пружинами 29. На валу 51 якоря установлен привод, который состоит из шестерни 40, муфты свободного хода, направляющей втулки 35, буферной пружины 33, предбуферной пружины 31, двух полумуфт включения 32 и стопорных колец.

Шестерня 40 служит для зацепления с зубчатым венцом маховика двигателя. Роликовая муфта 52 свободного хода служит для предохранения якоря от повышенных оборотов после запуска двигателя.

Направляющая втулка 35 соединяется с валом 51 через винтовые шлицы. Буферная пружина 33 обеспечивает ввод шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика в том случае, если зуб шестерни упрется в зуб зубчатого обода маховика. Предбуферная пружина 31 обеспечивает выключение электрической части стартера в случае, если двигатель не запускается.

При включении стартера СТ-230 Б4 привод вводится в зацепление с венцом маховика, и крутящий момент от вала якоря передается через шлицы на втулку 35 наружной обоймы 37.

Поворачиваясь по часовой стрелке, обойма 37 оказывается заклиненной роликами 36 с цилиндрической частью шестерни 40, так как ролики под действием плунжеров 41 и пружин 42 находятся в узкой части фасонных пазов наружной обоймы. Вместе с наружной обоймой 37 начинает вращаться шестерня привода и венец маховика. После запуска двигателя маховик с венцом начинает вращаться быстрее, а вместе с ним и шестерня 40 стартера.

Ролики увлекаются цилиндрической частью шестерни 40 в более широкую часть фасонных пазов наружной обоймы и расклинивают наружную обойму. В результате этого крутящий момент от работающего двигателя не передается якорю стартера.

Ввод привода в зацепление с венцом маховика двигателя ГАЗ-52 и включение электрической части стартера осуществляется электромагнитным тяговым реле. Тяговое реле через фланец 50 закреплено на крышке со стороны привода. При включении тягового реле его втягивающая 1 и удерживающая 2 обмотки создают магнитное поле, которое втягивает сердечник 8.

Сердечник 8 имеет шток, которым он связан с рычагом привода 53. При перемещении сердечника 8 под воздействием магнитного поля рычаг 53 вводит привод в зацепление с венцом маховика, а контактный диск 10 включает электрическую часть стартера. Как только включился стартер, втягивающая обмотка тягового реле отключается контактным диском 10. После запуска двигателя привод стартера ГАЗ-52 выводится из зацепления с маховиком под действием возвратной пружины 56.

Включение и отключение тягового реле осуществляется дополнительным реле 6. Дополнительное реле установлено на левой боковине кузова. Реле состоит из обмотки 20 с сердечником, ярма 21, якоря 18, контактов 19, возвратной пружины 16, изоляционной панели с клеммами 23 и крышки 17.

При повороте ключа (в выключателе зажигания) в положение "запуск" питание поступает в обмотку 20, якорь 18 притягивается и контакты соединяются, при этом питание поступает в тяговое реле стартера.

Генератор ГАЗ-52

Рис.105. Генератор ГАЗ-52 (Г-250)

1.Шкив. 2. Центробежный вентилятор. 3. Распорная втулка. 4. Крышка со стороны шкива. 5. Шариковый подшипник. 6. Держатель подшипника. 7. Вал якоря. 8. Магнитопровод ротора. 9. Oбмотка возбуждений ротора. 10. Контактное кольцо. 11. Обмотка статора. 12. Магнитопровод статора. 13. Выпрямительный блок. 14. Крышка со стороны контактных колец. 15. Клемма "+". 16. Щеткодержатель. 17. Клемма "Ш". 18. Щетка. 19. Крышка подшипника. 20. Теплоотвод выпрямительного блока. 21. Диод с положительной полярностью. 22. Клемма выпрямительного блока. 23. Диод с отрицательной полярностью. 24. Выключатель зажигания. 25. Регулятор напряжения. 26. Аккумуляторная батарея. 27. Амперметр. 28. Втулка ротора.

Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи на двигателе автопогрузчика установлен генератор Г250. Генератор представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым выпрямительным блоком.
Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который поддерживает напряжение генератора в заданных пределах при изменении оборотов и нагрузки.

Генератор Г-250 установлен с правой стороны двигателя на кронштейне. Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Генератор работает на принципе электромагнитной индукции, т. е. при пересечении магнитными силовыми линиями проводника в нем индуктируется электродвижущая сила. Магнитное поле создается обмоткой возбуждения с двенадцатиполюсной магнитной системой ротора.

Обмотка возбуждения питается от аккумуляторной батареи через выключатель 24 зажигания, регулятор 25 напряжения, щетки 18 и контактные кольца 10. При вращении ротора генератора от шкива двигателя магнитное поле ротора пересекает своими силовым линиями проводники обмотки статора, в результате чего в них индуктируется переменный электрический ток, который поступает в кремниевый трехфазный выпрямительный блок.

В выпрямительном блоке происходит двухполупериодное выпрямление переменного тока и во внешнюю цепь выдается постоянный электрический ток.

Рис.106. Генератор ГАЗ-52 Г250

3 - Крышка Г266-3701060-18

4 - Щеткодержатель в сборе 29-3701010

Регулятор интегральный напряжения Я112А

7 - Крышка в сборе 29-3701300

8 - Шпонка сегментная 4х7,5 Н07501

9 - Кольцо Г210-3701202

10 - Чашка опорная Г21-3701005

11 - Шайба специальная 16.3701404

12 - Подшипник 180603КС9

13 - Втулка Г250-3701054

14 - Крышка Г250А-3701400

15 - Гайка МХС235-А

16 - Шайба 16 МХС234

17 - Шкив Г250Д1-3701051

19 - Вентилятор Г250А-3701055

20 - Винт НО-0603

21 - Ротор в сборе Г250-3701200

22 - Подшипник 180502К1С9

23 - Статор с катушками в сборе Г250А1-3701100

Генератор ГАЗ-52 (Г-250) состоит из двух крышек 4 и 14, в которых установлены закрытые шарикоподшипники вала 7 ротора. На валу ротора размещена катушка 9 обмотки возбуждения с когтеобразной двенадцатиполюсной магнитной системой и два контрактных кольца 10.

Между крышками установлен статор 12 с обмотками 11. Статор представляет собой кольцо, набранное из листов электротехнической стали. Внутренняя часть статора имеет 18 равномерно расположенных пазов, в которых помещена обмотка статора. Обмотка статора имеет три фазы,
соединенные звездой. Каждая фаза состоит из шести катушек, соединенных последовательно. Концы обмоток каждой фазы подсоединены к выпрямительному блоку 13.

Выпрямительный блок установлен в крышке 14, состоит из шести кремниевых диодов, соединенных в трехфазную двухполупериодную схему. Каждые два диода имеют общий теплоотвод 20. В крышке 14 установлен также щеткодержатель 16 с двумя щетками 18, которые соприкасаются с контактными
кольцами 10 под действием пружин.

С наружной стороны крышки 14 имеется клемма "+" для подсоединения электропроводки автомобиля. Щеткодержатель 16 имеет штекерный разъем, который предохраняет от замыкания клеммы "Ш" на "массу".

Внутренние части генератора ГАЗ-52, обмотки и выпрямительный блок принудительно охлаждаются воздухом, протекающим через генератор под действием центробежного вентилятора 2, который установлен на валу ротора. Охлаждающий воздух поступает через окна крышки 14 и отсасывается вентилятором через окна крышки.

Контроль за работой генератора Г-250 осуществляется с помощью амперметра 27, установленного на панели передка в щитке приборов.

Рис.107. Схема электрооборудования для погрузчиков с двигателем ГАЗ-52

1 - Отопитель 130-8199001

2 - Стеклоочиститель задний СЛ101-Г

4 - Провод 4014М-3724002

5 - Провод 4014М-3724001

6 - Батарея аккумуляторная 6СТ-75 ЭМ

7 - Стартер СТ-230-Б4

8 - Датчик температуры воды ТМ100-В

9 - Датчик указателя давления масла ММ358

10 - Генератор Г 250

11 - Катушка зажигания Б115-В

12 - Жгут 4081-3724045-А

13 - Фонарь задний ФП101-Б

14 - Указатель поворотов УП5-Ж

16 - Распределитель зажигания (трамблер) 23.3706

17 - Плафон ПК201Д

18 - Кнопка звукового сигнала 120-3721012-А

19 - Переключатель указателей поворотов П110-А

20 - Включатель стопсигнала ВК12-Б

21 - Панель приборов 4081-3702010

22 - Датчик указателя уровня топлива БМ127-Д 13.3806

23 - Щиток приборов 4081-3805001-10

24 - Щиток приборов дополнительный 4081-3831010

25 - Стеклоочиститель передний СЛ102-Г

26 - Сигнал звуковой С311-В-01

27 - Жгут 4081-3724040-10

28 - Жгут 4081-3724003-10

29 - Штепсель Фары 6475

30 - Фара 30.3711010

31 - Подфарник ПФ101-Б

32 - Электродвигатель МЭ11

Рис.108. Схема электрооборудования для погрузчиков с дизельным двигателем

1 - Электродвигатель вентилятора МЭ11

2 - Установка отопительная 4085-8106020

4 - Стеклоочиститель задний СЛ101-Г

5 - Провод 40811-3724002

6 - Провод 40811-3724001-А

7 - Батарея аккумуляторная 3СТ-215 ЭМ

8 - Панель приборов 4081-3702010

9 - Стартер СТ212-Б1

10 - Генератор 462.3701

11 - Жгут 4081-3724045-А

12 - Указатель поворотов УП5-Ж

13 - Фонарь задний ФП101-Б

14 - Датчик указателя давления масла ММ358

15 - Провод 40811-3724001

16 - Щиток приборов 40811-3805001-10

17 - Плафон ПК201Д

18 - Кнопка звукового сигнала 120-3721012-А

19 - Переключатель указателей поворотов П110-А

20 - Выключатель стоп-сигнала ВК12-Б

21 - Датчик температуры масла ТМ100-В

22 - Датчик указателя уровня топлива БМ127-Д

23 - Фара заднего хода 30.3711010

24 - Щиток приборов дополнительный 40811-3831001

25 - Стеклоочиститель передний СЛ102-Г

26 - Сигнал звуковой СЗ11-В-01

27 - Жгут 40811-3724027-А

28 - Жгут 40811-3724003-11

29 - Штепсель фары 6475

30 - Фара передняя 30.3711010

31 - Подфарник ПФ101-Б

ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ЛЬВОВСКИХ ПОГРУЗЧИКОВ АП-4014, 40814, АП-4081, 40810, АП-40811, 40816, АП-41030 ЛЕВ

ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЬВОВСКИХ АВТОПОГРУЗЧИКОВ

Запасные части для львовских автопогрузчиков грузоподъемностью 5 тонн любых моделей

Принципиальная электросхема проводки грузового автомобиля ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Для увеличения - кликните на схему, а потом на значёк над изображением. Предоставленная информация будет полезна для самостоятельного ремонта электрооборудования и поиска неисправности в авто ГАЗ-51.

Схема электрооборудования ГАЗ-51 и ГАЗ-63



Свечи, катушка зажигания и провода зажигания авто



12 11-12231 Колпачок резиновый провода зажигания
14 12-3705025 Кронштейн крепления катушки зажигания в сборе
15 12-3707032-Г Держатель проводов зажигания в сборе
9 12-3707155-В Провод от катушки зажигания к распределителю
11 201536-П8 Болт М12х20
8 250764-П8 Гайка М6х1 ГАЗ-51
252137-П2 Шайба 12.ОТ ОСТ 37.001.115-75
7 293226-П8 Шайба 6 пружинная
10 51-3707050-В Провод высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю с помехогасительным сопротивлением в сборе
2 51-3707090 Провод от распределителя к свече первого цилиндра с помехогасительным сопротивлением в сборе
5 51-3707095 Провод от распределителя к свече второго, четвертого и пятого цилиндров с помехогасительным сопротивлением в сборе
3 51-3707100 Провод от распределителя к свече третьего цилиндра с помехогасительным сопротивлением в сборе
4 51-3707115 Провод от распределителя к свече шестого цилиндра с помехогасительным сопротивлением в сборе
6 Б1-3705000 Катушка зажигания в сборе
КЛ-10-6492 Клемма высокого напряжения
1 СН4-3707000-Г Свеча запальная М12У с прокладкой в сборе

Схема стартера ГАЗ-51



Комбинация приборов ГАЗ-51



Как известно, на грузовых автомобилях применяется такая система электрооборудования, где потребители тока соединяются с источниками лишь единственным проводом (другой провод идет на массу).

Электропроводка ГАЗ 53 в этом плане – не исключение. Узнаем в этой статье, каковы основные отличия этой схемы и проследим цепи питания основных потребителей тока.



Схема электрооборудования

Схема электрооборудования

В первую очередь отметим, что любая схема электрооборудования автомобиля, в том числе и такого, как ГАЗ 53 оснащена следующими элементами:

  • ГПТ – генератором переменного тока;
  • КТС – системой зажигания контактно-транзисторной;
  • подогревателем пуска;
  • проводкой различного напряжения, соединяющей все элементы в единую схему.



Оригинальная схема проводки ГАЗ 53

Система зажигания

Рассмотрим для начала систему зажигания. Известно, что она батарейная, с напряжением в цепи 12 В.

Состоит она, кроме того, из следующих компонентов:

  • коммутатора;
  • источников, подающих ток;
  • катушки;
  • резистора (добавочного);
  • распределителя зажигания (трамблера);
  • свечей с их наконечниками;
  • выключателя зажигания;
  • проводки.

Отметим, что четкая работа двигателя напрямую зависит от нормального функционирования системы зажигания. Во избежание радиопомех, вызванных системой зажигания, провода снабжаются распределителем сопротивления (это касается в основном проводов ВН), а наконечники свечей зажигания – подавительными резисторами. (См. также статью Особенности схемы электропроводки ГАЗ.)

Рассмотрим теперь каждый элемент системы зажигания в отдельности и узнаем, как он функционирует.

  • Свечи зажигания на ГАЗ 53 обязательно должны иметь заводской зазор в 0,85 мм. Они должны быть с нихромовым электродом – подойдут А11, А11-1, А10-H и другие. Порядок зажигания видно на фото ниже.

Порядок зажигания свечей

  • Распределитель зажигания применяется в этом автомобиле такой, чтобы частота вращения его валика составляла одну минуту с бесперебойным искрообразованием. Функционирует одновременно с катушкой зажигания. Вращается валик обязательно по часовой стрелке.
  • Катушка зажигания – Б114-Б или Б116 (более усовершенствованная). Формирует импульсы высокого напряжения в системе зажигания автомобиля ГАЗ 53. Имеет номинальное напряжение в 12В и вторичное напряжение – 17кВ.
  • Коммутатор зажигания усиливает сигнал датчика-распределителя и катушки зажигания. (См. также статью Схема электропроводки Газель: как установить самому.)

Примечание. Чтобы соединить все вышеперечисленные детали и агрегаты электрооборудования автомобиля в единую цепь применяются провода низкого напряжения. Они обязательно должны защищаться полихлорвиниловой изоляцией.

Проводка



Современная проводка ГАЗ 53для замены

Основные правила, которые соблюдаются в работе с проводкой следующие.

  • Тщательное внимание всегда уделяется проводке ГАЗ 53, которая может быть подвержена различным воздействиям. Если нарушится изоляция какого-нибудь провода, то его металлическая составляющая может касаться корпуса автомобиля, тем самым, вызывая короткое замыкание. Не стоит говорить, к чему это приводит (обгорание изоляции, возникновение пожара и т. д.).
  • Важно учитывать тот факт, что провода, насколько бы хорошо они не были изолированы, всегда подвергаются механическим воздействиям при эксплуатации автомобиля. В частности, возможно перетирание проводки об остры кромки частей автомобиля, излишнее провисание и т. п.
  • Кроме того, особое внимание следует уделить чистоте и плотности присоединения проводов к зажимам. Следить необходимо тщательно за тем, чтобы на поверхность проводов не попадали такие смеси, как бензин или масло, способные разрушить изоляцию и сократить срок службы проводов.
  • Обязательно нужно проверять исправность перемычки, расположенные между мотором, рамой и кабиной ГАЗ 53.

Проводка автомобиля ГАЗ-53 настолько важная составляющая, что простая ее модернизация приводит к ощутимым положительным изменениям в работе двигателя. (См. также статью Особенности схемы электропроводки Газель Бизнес.)







Разборка генератора

Разборку устройства производим следующим образом:

  • Откручиваем гайку крепления шкива и снимаем шкив. Следует обратить внимание на шпонку – ее лучше сразу снять и убрать в надежное место, чтобы не потерять;
  • Отворачиваем два винта крепления щеточного узла, демонтируем узел;
  • Скручиваем три винта задней заглушки;
  • Отворачиваем длинные стяжные винты на задней крышке генератора, они стягивают обе части корпуса между собой. Снимаем заднюю крышку, на крышке у диодного моста отсоединяем провода.

Защита схемы электропроводки



Более 4 миллионов экземпляров было выпущено за все время производства

При самостоятельном обслуживании автомобиля, производитель верно подметил возможность ошибок и предусмотрел автоматическую защиту различных элементов от короткого замыкания.

  • Цепь обмотки возбуждения генератора специально защищена реле и разделительным диодом.
  • В процессе функционирования двигателя контакты реле всегда размыкаются.
  • Если происходит обрыв провода или короткое замыкание, ток идущий через реле увеличивается.

Рассмотрим более подробно конструкцию и работу световой сигнализации поворотов:

Наибольшее применение нашли сигнализаторы поворота с электромагнитотепловым прерывателем тока — РС57, РС57-В, рас­считанные на 12 В, и РС401 — на 21 В.

Устройство сигнализатора поворота.

На стальном сердечнике 9 (рис. 3) помещена обмотка, состоящая из 50 витков провода ПЭЛ диаметром 0,75 мм. Сердечник жестко соединен с кронш­тейном 11. Обмотка прерывателя включена последовательно с сигнальными лампами 16 или 17, расположенными и заднем фонаре и подфарнике, а при применении РС57 В и с контроль­ной лампой 12, размещенной па щитке приборов в кабине водителя. Стальные якорьки 4 и 10 приварены к сердечнику

В нерабочем состоянии контакты 5 разомкнуты усилием натянутой нихромовой струны 3, а контакты 6 разомкнуты натяжением бронзовой пластины 8. Все контакты прерывателя серебряные.

Возможные неисправности проводки

Если электрооборудование перестает работать, нужно проверять проводку.

Для нее характерны несколько неисправностей:

  1. Обрыв провода, зачастую является следствием его установки в ненадежное для этого место. При укладке проводов нужно учитывать, что они не должны соприкасаться с движущимися частями.
  2. Утечка тока. Обычно такая неисправность случается из-за пробоя в проводе. Для того, чтобы не допустить подобной проблемы, все проводки должны быть надежно заизолированы.
  3. Плохой контакт. Как правило, эта поломка связана либо с окислением контакта, либо с отсоединением кабеля от оборудования из-за плохой фиксации или вибраций.

Меню 1. Тех.данные и эксплуатация 2. Двигатель 3. Сцепление 4. Коробка передач 5. Раздаточная коробка ГАЗ-66 6. Карданная передача 7. Задний и передний мосты 8. Подвески 9. Рулевой механизм 10. Тормоза 11. Вспомогательное оборудование 12. Электросхемы и электрооборудование 13. Кабина. Платформа 14. Приложения Форум ГАЗ

Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме. Вторым проводом являются металлические части автомобиля (масса). С массой соединены все минусовые клеммы всего электрооборудования. Номинальное напряжение 12 в. На рис. 122, 123 и 124 показаны принципиальные схемы электрооборудования автомобилей.


Рис.1. Схема электрооборудования ГАЗ-53

1 — боковой указатель поворота; 2— передний фонарь; 3 — фара; 4, 25 —соединительные панели; 5 — лампа фары (нить дальнего света); 6 — лампа фары (нить ближнего света); 7 — лампа указателя поворота; 8 — лампа габаритного света; 9 — электромагнитный бензиновый клапан; 10 — электромагнитный газовый клапан; 11 — стартер; 12 — помехоподавательный наконечник с резистором; 13 — свечи зажигания; 14 — датчик-распределитель; 15 — генератор; 16 — звуковой сигнал; 17 — переключатель бензин-газ; 18 — аккумуляторная батарея; 19 — катушка зажигания; 20 — транзисторный коммутатор; 21, 66, 68 — предохранитель; 22 — регулятор напряжения; 23 — электродвигатель вентилятора; 24 — выключатель сигнала; 26 — электродвигатель отопителя; 27 — добавочный резистор; 28 — дополнительное реле; 29 — датчик давления газа; 30 — резистор; 31 — переключатель отопителя; 32 — подкапотная лампа; 33—переключатель предпускового подогревателя; 34 — пульт управления предпусковым подогревателем; 35 — контрольный резистор; 36 — свеча накаливания: 37 — выключатель свечи; 38 — электромагнитный клапан; 39 — датчик давления масла; 40 — датчик температуры двигателя; 41 — датчик аварийной температуры двигателя; 42— датчик аварийного давления; 43 — предохранитель; 44 — ножной переключатель света; 45— выключатель аварийной сигнализации; 46 — выключатель зажигания; 47 — указатель давления газа; 48 —сигнализатор неисправности тормозов; 49 — указатель тока, 50 — указатель уровня топлива; 57 — указатель давления масла; 52 — указатель температуры двигателя; 53 — сигнализатор аварийной температуры двигателя; 54 —сигнализатор аварийного давления масла; 55 — переключатель датчиков топлива; 56 — сигнализатор указателей поворота прицепа; 57 — сигнализатор указателей поворота; 58 — лампа освещения приборов; 59 — сигнализатор дальнего света; 60 — центральный переключатель света; 61 — переключатель указателей поворота; 62 — реле указателей поворота; 63 — электродвигатель стеклоочистителя; 64— переключатель стеклоочистителя; 65— розетка переносной лампы: 67— датчик указателя уровня топлива основного бака; 69 — плафон; 70 — выключатель плафона; 71 — датчик указателя уровня дополнительного бака; 72 — выключатель проверки сигнализатора неисправности тормозов; 73 — выключатель сигнала торможения; 74 — датчик сигнализатора неисправности тормозов; 75 — лампа указателя поворота; 76, 77 — лампы соответственно габаритного света и сигнала торможения; 78 — розетка прицепа; 79 — задний фонарь

Отечественное автомобилестроение ведет свой отчет с 31 мая 1929 года, когда Советское правительство подписало контакт с Ford Motor Company о технической помощи в организации производства. И всякий раз нашим инженерам приходилось проявлять изобретательность, будь-то запуск первой модели НАЗ-АА или разрабатываемая схема электропроводки ГАЗ 52.

Принципиальная схема электрооборудования ГАЗ М1 образца 1939 года

Справочно: В конце января 1932 года с заводского конвейера в Нижнем Новгороде сошли первые отечественные автомобили.
Они получили название НАЗ-АА, которое расшифровывалось как Новгородский автомобильный завод и первая модель АА.
Спустя 8 месяцев Нижний Новгород был переименован в Горький, согласно распоряжения Правительства СССР.
И с этого момента изменилась и аббревиатура завода в названиях транспортных средств с НАЗ на ГАЗ.

Линейный ряд автозавода

Нет ничего удивительного, что Горьковский автозавод освоил выпуск сразу нескольких направлений транспортных средств. Собственно говоря, так развиваются все мировые компании. Но у отечественного автозавода своя история, построенная на историческом и политическом развитии страны.

На фото - первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА

В частности, только за период с 1932 по 1938 гг. автозавод в Горьком запустил в производство 17 моделей и стал ведущим автопроизводителем страны, производя почти 68 % всех выпускаемых в СССР автомобилей .

Легковые модели ГАЗ

В довоенное время завод в Горьком внедрил в производственную программу выпуск следующих моделей:

  • Первенец ГАЗ-А имел кузов фаэтон и выпускался с 1932 по 1936 годы на Горьковском автомобильном заводе. Начиная с 1933 года, выпуск модели освоили и на московском заводе КИМ. Всего обоими заводами произведено 42 тысячи автомобилей данной марки.

Справочно: На базе ГАЗ-А выпускались модификации в кузове седан (ГАЗ-3 и ГАЗ-6).
А также в кузове пикап (ГАЗ-4 с колесной формулой 4х2 и ГАЗ-ТК с колесной формулой 6х4).

Справочно: электропроводка ГАЗ 21, как и у предшественников была однопроводной.
Роль минусового провода выполняли металлический кузов и узлы трансмиссии.
Это позволяло экономить расходные материалы и упрощало обслуживание автомобиля своими руками.

Проводка ГАЗ 24 перекочевала под капот ГАЗ 3102

Во многом, технические характеристики схем электрооборудования легковых автомобилей ГАЗ были схожи, о чем можно судить по данным, представленным в таблице ниже:

Читайте также: