Шины липучка что это

Обновлено: 04.07.2024

Наиболее популярными в России остаются шипованные зимние шины. По данным Авито, на долю шин с шипами приходится 71% спроса, а на нешипованные — 29%.

Выбор в пользу шипованной резины чаще делают водители в большинстве крупных городов России и в регионах со снежной и морозной зимой, а в более теплых городах страны большим спросом пользуются, наоборот, нешипованные покрышки.

Так, например, в Краснодаре, Ставрополе, Симферополе и Махачкале доля спроса на нешипованные шины превышает 80%.

Шипованными шинами больше, чем в других городах, интересуются жители Перми: в городе 96% спроса приходится на этот тип зимней резины.

Плюсы и минусы разных шин

Для начала стоит разобраться, чем принципиально различаются шипованные шины от нешипованных. Основная разница в поведении раскрывается на льду — в первом случае для улучшения сцепления со скользким покрытием используются металлические шипы, а во втором увеличивается пятно контакта благодаря множеству специальных прорезей-ламелей.

Фрикционные шины полюбились спокойным водителям за хорошую плавность хода и сниженный уровень шума — потому они часто встречаются на японских и корейских автомобилях, у которых традиционно не лучшая шумоизоляция колесных арок. К тому же, они не грешат вылетанием шипов при агрессивной езде — ведь их там попросту нет.

Современные фрикционные шины уже лишились минусов старых моделей — по жесткости резиновой смеси они сравнялись с шипованными моделями, поэтому хорошо ведут себя на асфальте. Но по-прежнему уступают им на льду, если говорить о шинах примерно равноценных производителей — часто бывает так, что дешевые шипованные шины ведут себя хуже, чем дорогие фрикционные. И как же тогда принять решение о покупке?

Определяемся с условиями эксплуатации

Если вам часто приходится ездить по загородным трассам, то выбор очевиден — только шипованные шины. Их сцепные свойства на льду могут понадобиться лишь один раз за всю зиму, но и этого раза достаточно, чтобы не попасть в ДТП. Да, в таком случае придется смириться с повышенным гулом, а также не трогаться с пробуксовкой на асфальте, чтобы свести к минимуму потери шипов.

Напротив, если эксплуатация происходит преимущественно в городах, где регулярно убирают улицы от снега и обрабатывают их химическими реагентами, то можно смело брать современные фрикционные шины — шипованные модели уступают им на мокром асфальте.

Так что лучше заранее изучить ассортимент, доступный в размерности для вашего автомобиля, и ознакомиться с результатами хотя бы нескольких независимых тестов — далеко не все дешевые шины обладают хорошими характеристиками.

Поэтому лучше не поддаваться на низкие цены — на скользких покрытиях лишние метры тормозного пути могут сыграть злую шутку. Но в то же время есть немало брендов, выпускающих качественные покрышки за вменяемые деньги, так что стоит потратить немного времени на изучение вопроса.

Но мы же за объективность. И липучки, и шипы – хорошая зимняя резина, но предназначены они для разных условий и будут лучше выполнять свою работу на дорогах с разным покрытием. Подробное сравнение этих двух типов зимних шин в нашем материале.

Общие сведения о шипах и липучках

Автомобильные покрышки принято делить по сезонной принадлежности на три класса: летние, зимние и всесезонные. Зимние при этом могут быть как шипованными, так и нешипованными.

Зимние шины, не укомплектованные шипами, принято считать всесезонными. Но это не совсем так. По сути, это обособленный класс шин, со своими конструктивными особенностями и характеристиками. Другими словами, это нечто среднее между летними и зимними шинами. При этом они подвержены большему износу летом и менее надежны зимой.

На территории России документально оформлено требование использования зимних шипованных или всесезонных шин, только в период календарной зимы (декабрь, январь, февраль). При этом поправок на реальную температуру воздуха в регионе нет. Однако штрафы за несоблюдение этого правила тоже не предусмотрены.

Общие сведения о шипах и липучках

Фото: Shutterstock

Всесезонные шины для нашей страны — непозволительная роскошь. Они подходят для круглогодичного использования разве что тем, кто вообще не покидает пределов южных регионов, а внутри них, не поднимается в горы. Если же такие вылазки имеют место быть, важно подстраховываться цепями. Но когда речь идет о поездках в зимний сезон даже из Воронежа на юг, то всесезонные шины не гарантируют безопасность на дорогах. Выбирая шипы или липучку для поездок по области, по трассам и второстепенным дорогам, лучше остановиться на первом варианте.

3 типа зимних шин

Выделяют два основных типа шин — шипованные и фрикционные (липучки). Второй вариант подразделяют на европейские и скандинавские.

Шипованная резина необходима, если автовладелец часть ездит по заснеженным трассам, второстепенным обледенелым, нечищеным дорогам. Если же основная часть поездок — передвижение в городе по мокрому асфальту, резина на шипах быстро придет в негодность. Металлические вкладки скользят и увеличивают тормозной путь. Нередко именно на шипах случаются боковые заносы, особенно на резких поворотах. Минус зимней, шипованной резины и в сильной шумности. При этом на рыхлом снегу, шипованные покрышки ведут себя лучше. Автомобиль быстрее останавливается и лучше маневрирует. Вот почему автовладельцам часто приходится думать, что выбрать для зимы, шипы или липучку.

Такие покрышки еще называют арктическими. В них нет металлических шипов, но они также предназначены для поездок при низких температурах и не теряют эластичности в морозы.

В отличие от европейской, скандинавская резина более грубая, а боковой блок при этом мягкий и скругленный. Протектор такой резины состоит из ламелей. Они работают как присоски и как бы прилипают ко льду или снегу. Имеются каналы для отвода воды и мокрого снега. Но в условиях русский зимы скандинавская резина способна прослужить не дольше 2-3 сезонов.

Примеры моделей: Nokian Hakkapeliitta R2, Michelin X-ice Xi3, Continental ContiVikingContact 5, Yokohama Ice Guard IG60, Bridgestone Blizzak Revo GZ.

Этот вид покрышек подходит для мягкой и влажной зимы, когда температура не опускается ниже 0 градусов, а снежное покрытие невелико. Это характерная зимняя погода для большинства европейских стран, отсюда и название резины. Ее предназначение — поездки по мокрой поверхности или слегка подсыпанной снегом.

Эти шины мягче скандинавской и имеют выраженную кромку и профиль боковых блоков. Срок их службы больше — около 5-6 сезонов. Но они неустойчивы на дорогах, покрытых льдом.

Примеры моделей: Bridgestone Blizzak LM-32, Nokian WR D3, Michelin Alpin A4, Continental ContiWinterContact TS850.

Принцип работы шипов

Чтобы понимать, какие шины лучше, шипы или липучка, важно разбираться в конструкции обоих вариантов. Неоспоримый факт — шипы на асфальте стираются. Но не нужно отказываться от приобретения шипованной резины только на этом основании. В современных вариантах зимней резины шипы могут прятаться. То есть, при езде по асфальту, металлические вкладки из-за внешнего давления уходят внутрь протектора. На льду — обратная ситуация — шипы вдавливаются в лед под весом автомобиля и самого колеса. Так происходит, потому что лед имеет меньшую плотность, чем асфальт.

Показатель работы металлического шипа в зимних покрышках — это сила прокола — усилие, которое необходимо приложить к стержню шипа, чтобы он вместо установочных 1,5 мм выступал над поверхностью протектора на 0,5 мм. Это показатель оптимальной высоты работы шипа в реальных условиях деформации шины под нагрузкой.

Особенности липучек

Так, автомобиль на зимней резине, который движется со скоростью 80 км/ч, будет иметь тормозной путь 70 метров. И тот же автомобиль на летней резине, сможет остановиться только после 110 м.

Особенности липучек

Фото: Shutterstock

Если сравнивать липучку против шипов, успех первых обеспечен благодаря уникальному химическому составу резинотехнической смеси, из которой производят покрышки. В этой смеси содержатся особые молекулярные связи, которые могут в определенный момент ломаются, а затем вновь восстанавливаются. Как результат, при нагреве работает только внешняя кромка резинового слоя — в глубоких слоях резина протектора сохраняет жесткость, остается холодной. Это уникальное качество липучек дает возможность обеспечить высокие сцепные свойства на зимних дорогах и хорошую управляемость на асфальте.

Плюсы и минусы резины с шипами

Чтобы понять разницу между липучкой и шипами, нужно изучить их плюсы и минусы. Не все знают, что новый комплект шипованной резины необходимо обкатать до наступления полноценной зимы. Это нужно для того, чтобы шипы встали в пазы и не растерялись во время эксплуатации. Для обкатки достаточно проехать пару сотен километров в спокойном режиме.

Преимущества шипованных покрышек:

  • Обеспечивают лучшее сцепление с дорогой на обледенелом покрытии. Шипованные покрышки подходят для машин с передним приводом и с задним. Они гарантируют высокую маневренность автомобиля на заснеженной или обледенелой дороге даже на высоких скоростях. Шипованную резину можно использовать как для езды по рыхлому снегу, так и в сильные морозы благодаря разнице в составе.
  • Гарантируют короткий тормозной путь. Это серьезное преимущество, которое предотвращает аварийные ситуации и ДТП. На обледенелом покрытии шины с шипами не дают колесам скользить. Это сокращает время, которое автомобиль проходит до полной остановки и защищает от неконтролируемых заносов. Поэтому автовладельцам, проживающим в условиях северных регионов РФ не смысла думать, какая резина лучше, липучка или шипы. Безопасное вождение могут обеспечить только покрышки с шипами.
  • Имеют хорошую управляемость. Шипованная резина стабилизирует машину с задним приводом и помогает выйти из заноса переднеприводному автомобилю при нажатии педали газа. Металлические шипы врезаются в слой льда, разрушают его и обеспечивают преодоление препятствия.

Преимущества и недостатки липучки

Фрикционные модели имеют острые ламели, которые цепляются за поверхность дороги — липучки. Они хорошо держат дорогу даже при -30°на сухом асфальте, заснеженной или обледеневшей дороге.

Преимущества фрикционных шин:

  • Отсутствие шума в салоне. Так как металлических элементов на этих покрышках нет, они, в отличие от шипованной резины, практически бесшумны, даже на сухом асфальте.
  • Высокие показатели устойчивости на влажных дорогах. За счет глубины каналов протектора происходит сильный отток влаги из-под пятна контакта. Неплохо справляются с движением на заснеженных дорогах.
  • Длительный срок службы. На покрышках нет металлических шипов, и они легко перемещаются по сухому асфальту, без малейшей деформации рисунка протектора. Хороший комплект прослужит 5-6 сезонов.
  • Высокие показатели контакта с сухим покрытием. Протектор шины ложится на дорогу полностью, что гарантирует отличное сцепление и уменьшает длину тормозного пути. При проживании в южных регионах страны без выездов на трассу и в горы, сравнение липучки и шипов будет в пользу первых.
  • Нет вибрации руля. В контакт с поверхностью дороги вступают не твердые металлические резцы, а мягкий резиновый протектор, а значит, машина едет плавно, хорошо переносит маленькие углубления и стыки.
  • Сниженный расход топлива. Резина на липучках весит меньше шипованной и подвергается меньшему сопротивлению при движении, что экономит расход бензина.



Но и тут без недостатков не обошлось. Фрикционные покрышки уступают по зацепу на обледенелой поверхности шипованным моделям. Если автомобиль занесет, поймать зацеп будет сложнее. При торможении шины на липучке проскальзывают на обледенелой поверхности, а тормозной путь увеличивается. В начале движения шины на липучках могут пробуксовывать и проскальзывать, особенно при подъеме в гору.

Что лучше на льду: шипы или липучка

В 2013 году были проведены испытания шин разных ценовых категорий. Журналисты тестировали резину от премиальных Continental до российских Кама Euro-519, при температуре воздуха -14 – 17° С. Шипованные покрышки показали результат при торможении с 25 до 5 км/ч от 10,4 до 13,5 м. Фрикционные покрышки на подобное замедление тратили от 12,6 до 16,2 метра.

В 2018 году испытания повторили, но результаты не сильно отличаются от предыдущих. Нужно было сбросить скорость с 20 до 0 км/ч. Автомобиль на шипованной резине остановился за 7-8,2 метра. Тормозной путь на липучках был объективно длиннее — 8,2 – 9,2 метра. При этом дешевые варианты шипованных покрышек показывают еще худший результат. Автомобиль на них останавливается за 8,7 — 10,5 метров.

При движении сцепление с дорогой оценивается временем, затраченным на разгон до нужной скорости, либо на прохождение трассы. Согласно результатам исследований 2013 года, автомобиль на липучках разгонялся с 5 до 25 км/ч от 6,3 до 8,8 секунды. Шипованные покрышки разгонялись до нужной скорости за 4—5,5 секунд (быстрее практически в два раза).

В испытаниях 2018 года фрикционные шины заняли лидирующие позиции, но все равно оказались хуже шипованных. Липучки прошли ледяной круг в пределах 98,2 — 105,2 с. Шипованные шины проходили те же испытания за 90 — 114,0 с.

Липучка или шипы зимой на снегу

При испытаниях на заснеженном покрытии результаты были противоположными. В 2013 году автомобиль на липучках тормозил по укатанному снегу с 50 до 5 км/ч за 25,3 — 26,8 м, а на шиповках — за 25,9 — 28,4 м. Лучший результат оказался за фрикцинками. По испытаниям 2018 года при остановке с 40 км/ч липучки остановились за 17,4 — 17,9 м, а шиповки — за 17,2 — 18,6 м.

Лучшие показатели по времени разгона и прохождения снежной трассы тоже принадлежат липучкам. Так, транспортное средство на липучках проходило заданную конфигурацию за 90,7 — 66,3 секунды. Автомобили на шипованной резине показали результат 91-8 — 99,2 секунды.

Липучка или шипы зимой на снегу

Фото: Shutterstock

В 2018 году качественные шиповки показали результат лучше фрикционных (минимальное время 73 против 73,3 секунды). Но дешевые варианты шиповок были медленнее липучек на 4,5 секунды: 82,5 против 78 секунд.

Шипы или липучка на мокром и сухом асфальте

На мокром асфальте. Нередко даже в средней полосе России асфальт зимой без снега. Закономерно встает вопрос, какую резину лучше купить для города, липучку или шипы? Несмотря на мнение, что шипованная резина по асфальту проскальзывает, в испытаниях 2013 года показатели шипованных шин оказались лучше: автомобиль с резиной на шипах показал тормозной путь 35,11 — 38,7 м при остановке 80 км/ч. Машине на липучках на торможение потребовалось 33,1 — 41,1 метра.

В том же испытании в 2018 году превосходство шипованной резины возросло. Их показатели были 29,8 — 33,6 метра против 30,9 — 37,1 метра у фрикционных шин.

О секретах функционала современных зимних колес рассказывает эксперт Алексей Заякин.

Фрикционная шина.

Достойны на твердых покрытиях



Недостаток один, но очень существенный

В общем, фрикционная резина с большим количеством ламелей лучше всего ездит по асфальту и предназначена для жизни в больших городах с хорошей дорожной инфраструктурой. Здесь ей нет равных.

Автомобильный рынок последних лет предлагает владельцам машин все больше вариантов комплектации: так выбирая зимнюю резину, покупатель сталкивается с выбором между шипованной резиной и так называемой липучкой. Несомненно, вариант с шипами проверен временем, и многие скептически относятся к различным инновациям. Но резина-липучка также предлагает интересные возможности, обеспечивая машину хорошим сцеплением и рядом других особенностей, на которых стоит остановиться подробнее.

Что такое резина липучка

покрышки с липучкой

Покрышки с липучкой.

Таким образом, если ключевая особенность шипованных шин в зацеплении твердыми элементами, основной упор фрикционных покрышек будет на создании трения. И здесь это достигается кардинально-противоположным подходом: вместо твердых щипов используется мягкая смесь с большим количеством пор.

У многих водителей подобный тип резины вызывает некоторое недоверие: а подойдут ли такие покрышки для наших дорог вообще? Дело в том, что изначально они были разработаны в Европе, где помимо комфортной зимы дороги всегда ухожены и встретить лед на своем пути достаточно сложно. Тем не менее ситуация постепенно меняется и у нас, так как все больше дорожных служб старается прибегать к специальным реагентам, покрывающим асфальт. Такие распылители не только растворяют снег, но и покрывают дорожную поверхность пленкой жира, которая и в дальнейшем препятствует нарастанию льда.

Как работает резина липучка

В отличие от шипованных шин, здесь нет шипов, поэтому функциональные особенности обеспечиваются свойствами используемой резины и текстурой поверхности покрышки:

Что лучше зимой: шипы или липучка

покрышки с шипами

Покрышки с шипами.

Исходя из конструктивных особенностей покрышек без шипов, нетрудно догадаться об их особенностях. В частности, к маркетинговым преимуществам можно отнести:

  • Неизменный расход топлива;
  • Долговечность;
  • Уменьшение вибраций, как следствие, и шума в салоне.

Но все эти свойства ощутимы в сырую погоду и куда хуже проявляются на неубранных обледенелых дорогах или на заснеженном покрытии, здесь такие покрышки могут проигрывать классическим шипованным в управляемости и проходимости. Естественно, шипы выиграют и в торможении по льду. Вместе с тем, на бесснежном и мокром асфальте шипы будут проскальзывать по поверхности и вести себя кардинально противоположным образом.

Также особенности вождения по льду могут зависеть от температуры: если он недостаточно замерз, фрикционная резина будет продавливать его, и эффекта присасывания не будет. При достижении температурной отметки в -20 градусов Цельсия, фрикционная резина уже лучше проявит себя по льду, кроме того, отмечается, что на экстремально-низких температурах она дубеет немного меньше шипованной.

Особенности эксплуатации липучек в разных условиях:

Как видно, однозначного преимущества липучек перед шипованными колесами нет. Такая резина универсальнее: она отлично подойдет для города. Также, нельзя не сказать о преимуществах липучки в переходные периоды, где перед владельцами шипов возникает дилемма: дать задубеть летней резине при заморозках или слышать скрежет по асфальту после оттаивания. Да и в целом, современные брендовые липучки топовых производителей будут мало чем уступать шипованной резине даже по льду, хотя цена такого комплекта окажется очень высокой. Но в заснеженной загородной местности с плохой проходимостью многие водители отдают предпочтение шипам: они дешевле и оптимальнее на бездорожье.

Читайте также: