Сколько весит колесо велосипеда

Обновлено: 02.07.2024

На самом деле проблема излишнего веса двухколесного друга стоит очень остро. Цена и вес - это две противоположные вещи. Безусловно, я с этим спорить не буду, многие из Вас скажут "А я и не заморачиваюсь по весу". И это от части правильно. Но для кого? Для туристов. Туристические велосипеды могут быть тяжелые из-за супер бронированных колес, кучи фонариков/лампочек/насосиков/фляжек и тд. И это нормально, потому как с турситическим снаряжением быстро и активно не погоняешь. Да оно и не надо.

Попробуйте на таком велосипеде проехать змейкой на скорости между деревьев (ну или мимо пешеходов). Нет! Стойте! Лучше не надо. Дело в том, что переложить тяжелый велосипед из поворота в поворот несколько сложнее, чем его более легких собратьев. На легких велосипедах можно прыгать (яркий пример триальные вело, ну или БэМэХа). В любом случае, на сколько Вам нужен легкий байк, решать только Вам. Стиль катания - основание для работы с весом.

Есть некоторые фанатики (надеюсь они меня простят), которые собирают легчайшие велосипеды за бешеные суммы. Но! При этом они катают по городу или легкий XC. Ну так. в лесу по тропинке поползать. К такого роду облегчению я отношусь отрицательно. И есть люди, которые собирают вело за 200+ тысяч. И при этом ходят на нем 40+ км/ч, а в сезон аж 4500 км накатывают. Респект и уважуха.

Ну, я надеюсь, Вы к кому нибудь себя уже отнесли.

Почему-то часто начинают облегчать велосипед с каких нибудь хомутиков, титановых болтиков, карбоновых крышечек и так далее. Запомните. Если у Вас стоит хомутик на 10 гр легче, чем стоял. То это не облегчение. Это понты. Причем дорогие и ненужные. Ничего это Вам не даст. Облегчение - это всегда комплекс. И не хомутиков и карбоНЯшек, а ответственных деталей, таких как рама, вилка, система, педали. и тд.

Как найти "слабое звено" в велосипеде? Телепатическими способностями сделать это не получится. Нужно разобрать всё на кусочки и взвесить.

Давайте перейдем к цифрам. Хочу сразу сказать вот что. Рекомендации далее буду давать для среднего велосипедиста, который катает уверенно и быстро, но хочет сэкономить как в весе так и в деньгах.

Самая основная часть велосипеда. Есть стальные рамы весом 3500гр и есть алюминиевые - весом 1700гр топовые, 1900гр - за нормальную цену, есть карбон от 1300гр до менее чем 1000гр. Меньше вес - больше цена. Из - за чего? Материалы. Сталь дешевая, алюминий дороже + нужен более точный расчет. У карбона сложная технология изготовления. Стоит ли менять раму - решать Вам. Если её вес около 2кг (или меньше), я считаю, загоняться не стоит.

Ещё одна очень важная часть велосипеда. Вес аммортизационных вилок колеблется от 2600гр до менее чем 1кг. Обычно чем легче, тем лучше работа. И соответсвенно выше цена. Вес вилки около 2-х кг - нормальный вес. Бюджет такой вилки около 10 тысяч рублей.

К ним относятся руль, подсидельный штырь и вынос. Если у Вас на велосипеде стоят какие нибудь из этих детали из стали, убирайте их. Веса они в себе несут очень много. Как минимум по 100 грамм сбросите с каждого пункта. 100х3=300 грамм. Если идти дальше в глубь облегчения. Это хороший легкий алюминий. Стоит относительно недорого, а весит мало. Ну например линейка FSA XC 150. Если хотите ещё легче, можно взять карбон. Цены на бренды бешеные. На китайские модели в разы ниже, вес примерно один и тот же. Решать Вам.

Очень много таят в себе веса. Туристическая резина весит по 900+ грамм. Например гоночные покрышки весят по 350грамм. Разница в весе (900-350)*2=1100грамм. На одних покрышках. Не хило? Поэтому нужно стремиться к более легким покрышкам. (опять же, если требует Ваш стиль катания)

Достаточно серьезная вещь. Втулки по весу отличаются на несколько десятков грамм. Но за эти граммы накручивают очень большие деньги. Поэтому об этом не будем. Разница в весе ободов серьезна, а деньги за граммы не большие. Вобще всё зависит от назначения обода. Даунхильные обода толстые, большие, прочные, тяжелые. Весом могут быть 700гр и более. И наоборот, кросскантрийные обода достаточно легкие. Например, AlexRims XD-lite. Вес обода около 400грамм. Экономия (700-400)*2=600гр. Это только на ободах! Спицы - ещё одно звено в колесе. Разница в весе спиц за 300 р/комплект и за 1000 р/комплект составляет 80 грамм на колесо! 80*2=160 грамм можно сэкономить только на спицах.

Как Вы думаете. Сколько весят Ваши камеры? 400-500гр. Тяжело? Почему бы не сэкономить?

Эксцентрики тоже попадают в раздел тяжелых вещиц. У многих вес эксцентриков находится в пределах 150-200гр. Если поставить эксцентрики подороже, их вес будет до 100гр.

Имеет достаточно тяжелые элементы, например, система с кареткой. Про квадраты говорить даже не буду. Это самая тяжелая система. Легче ISIS/OCTALINK (каретки с полым валом на шлицах), самая легкая на базе Hollowtech (ось встроена в правый шатун системы). Звезды делаются из стали и алюминия. Вторые легче. Вобще цена одного грамма системы достаточно большая. Вес система+каретка колеблется от 1000+гр до 600гр. Средние системы это 800-900гр. И это нормально. Если у Вас вес в этих пределах менять не стоит.

Кассета тоже имеет много "жира". Например, трещотки весят около 500гр. Кассеты же 300-400гр., топовые версии менее 200гр. Но цена увеличивается в несколько раз.

Цепь, переключатели, манетки. Разница в массах цепей не очень большая. Поэтому менять цепь в первую очередь, чтобы облегчить, не очень надо. На переключателях можно выиграть по 100 грамм с каждого. Опять же появится добродушная жаба, которая будет периодиченски сдавливать шею. Вобще переключатели надо выбирать не по весу. А по надежности и четкости переключений. Про манетки говорить особо не буду. Масса различается, но опять же дорого.

Нет. Не опечатался. Именно педали. Пластиковые топталки весят около 300гр. В принципе это нормально. Дешевые алюминиевые топталки весят уже 500+гр (Вы только подумайте! Полкило за педали. ) Ужас. Версии легче стоят гораздо дороже. Вес на уровне 300-400гр. Поэтому перед тем как покупать алюминиевые педали стоит задуматься нужны ли они Вам? С контактными педалями всё проще - чем дороже, тем легче.

Тоже собиратели веса. Если хочется комфорта, нужно платить за это. Мягкое седло может весить 500+гр. Спортивное седло весит 200гр. Карбо версии до 100гр. Итого 400гр с одного седла. Опять же всё зависит от стиля катания.

Подробнее можно прочитать здесь. Ви-брейки самые легкие представители. На дисковых тормозах можно организовать облегчение путем установки более легких адаптеров и дисков. А более легкие калипер, ручка гидролиния требуют существенных затрат.

Различные мелкие детали

Сюда отношу всякие крышечки, винтики, рожки, хомутики, троса, рубашки и тд. Моё мнение такое. Если Вы не занимаетесь очень серьезно спортом, не ставите рекорды, то Вам хватит простой замены стандартных тяжелых (возможно стальных) мелких компонентов на более дрогие и алюминиевые. Веса мало. Но, тем не менее, 50-100гр насобирать можно.

Зачем с собой возить постоянно крылья? Не нужно. Сухая погода не требует их наличия. Флягодержатель почти неотъемлемая часть каждого велосипедиста. Но есть 70гр, а есть 20гр из китайкарбона за малоденег. Решать Вам. Насос тоже важная вещь. Без него никак. Сейчас, к счастью, их большой выбор. Дело доходит до карбо насосов. Фонарики, лампочки, катафоты. В темное время суток обязательно должны быть. А зачем Вам они в светлое?

Подведем итог. Облегчение - это серьезная задача. Путем анализа всех компонентов, выделяются наиболее проблемные, которые и следует заменять. С них можно убрать самый большой процент лишнего веса.

Как компоненты влияют на скорость велосипеда, или как обогнать шоссейник на МТБ

Попробовал собрать в одной статье, сколько можно выиграть в мощности на смене компонентов велосипеда и снаряжения. Измеримо - в ваттах энергии при езде. Насколько на скорость велосипедиста влияют вес, покрышки, втулки, сумки? Написано после того, как я поехал на бревет 300 км не на шоссейном велосипеде, а на МТБ с широкими покрышками для грунта. И в результате проехал эти 300 км по асфальту на полтора часа быстрее своего же лучшего времени на шоссейнике. Это было неожиданно. И захотелось понять - почему?


Ну а в этой статье у меня - грубые, но все же обоснованные прикидки где можно заметно выиграть по около-технический части на горном велосипеде, не сильно заморачиваясь. Скорость рассматриваю 30 км/ч - на которой я и ехалю. К каждой цифре дана ссылка на первоисточник. Кто хочет разобраться поподробнее - обращайтесь туда.

Мощность велосипедиста

Теперь перейду к конкретным компонентам велосипеда.

Покрышки

Эксперименты показывают, что разница между "худшей" и "лучшей" покрышкой достигает 20 ватт на колесо. То есть 40 ватт на велосипед (четверть того, что вообще может выдать любитель)! При этом все тестируемые покрышки, понятно дело, относятся к хорошему уровню известных производителей. А что там в стоке на дешевых великах стоит?
Но самое интересное тут вот что: резина, которая стоит у меня сейчас на шоссейнике (Durano Plus на давлении в 7 бар) дает сопротивление в 20.7 ватт. А та, что сейчас у меня же на байке (Race King Protection на 3 барах) - 16.8 ватт! Это я на своем конкретном примере. Но для меня это было открытием вот прямо при написании этого текста: неужели какие бы то ни было колёса шоссейника в принципе могут "жрать" на 8 ватт больше байка с жирными зубастыми покрыхами?!

Однако, физика все объясняет: накатистость покрышки при одинаковом давлении зависит от того, сколько материала деформируется, на какую величину, насколько этот материал податлив. Если резина гнется хуже (на более дешевых, а так же на более износостойких и защищенных от прокола) - сопротивление возрастает.
А еще вот что: при одинаковом давлении более широкие покрышки катят лучше, так как материал деформируется на меньшую величину (хотя, конечно, тут речь только про сопротивление качению, так как аэродинамического сопротивления более широкие покрышки дают больше).
Прошу заметить, что это всё только на ровной поверхности, а на неровной результат точно не измерить, и главную роль начинает играть баланс: на что больше уйдет энергии - на деформацию мягкой покрышки, или на подбрасывание всей массы велосипедиста вместе с велосипедом. Точно так же отдельную роль играет устойчивость к проколам - пускай антипрокольная защита ухудшает накат, но время потраченное на прокол может оказаться куда больше, чем выигрыш на накате.


Бескамерка

Размер колес

Втулки

Лежак

Одежда

Сумки

Итоги

Конечно, есть еще множество факторов, о которых я или не подумал, или их невозможно объективно измерить (например, мифическая "накатистая рама"). Кроме того, выбор конкретных компонентов и настройка велосипеда (удобство посадки, седла, руля) на дальних дистанциях серьезно сказывается на утомляемости - а значит, и самым непосредственным образом на выдаваемой ездоком мощности.


Но все же давайте просуммируем примерно то, что измерить можно:
- 40 ватт на выборе покрышек
- 5 ватт на установке бескамерки
- 40 ватт на установке лежака
- 10 ватт на одежде (просто снять куртку и штаны от дождя)

И вот уже получаем выигрыш в мощности на 95 ватт при планомерной пилёжке по шоссе. А ведь это половина той мощности, которую в принципе выдает велосипедист! А можно вытянуть и за сотню. Вот такой разброс!
А итог простой: “катящие” покрышки, лежак, обтягивающая одежда, качественные и хорошо обслуженные компоненты, оптимально выставленная посадка — и всё, МТБ валит по шоссе как шоссейник. Что я и ощутил на своем опыте.

О горном велосипеде: Способы уменьшить вес велосипеда

Пришло время рассказать о практической стороне облегчения байка. Статья будет всем любителям, которым не нравится ездить на тяжелом велосипеде. Разумеется, снижение веса ведет к иной управляемости/разгону и влияет на множество других факторов.

Когда смотришь на велосипеды на гонках, сразу понимаешь, что там используются довольно легкие велосипеды (минимальный вес шоссейника составляет 6-7 кг). Ничего лишнего, но при этом каждый грамм влияет на победу.

Для чего нужно облегчать байк
Чаще всего производители стараются представить покупателей в роли спортсменов. Именно поэтому многие пытаются облегчить свой транспорт, избавляясь от аксессуаров: звонков, крыльев, подножек. Велолюбители приобретают специальные костюмы, бутылки и т.д.

Вес имеет значение
Все еще не верится? Если вес мал, то владельцу проще разогнаться. Более того, ему проще заехать в горку, да и управлять несложно. И сложно что-то противопоставить данному аргументу. Убирать все лишнее действительно полезное и нужное занятие.

О горном велосипеде: Способы уменьшить вес велосипеда

Отличие от банального эстетического наслаждения в практических целях и соотношении этих целей с ценой. Но как и во всех других вопросах, здесь есть предел. О замене рамы речи вести не будем, а вот о новых компонентах для горных велосипедов низкого и среднего ценового сегмента — поговорим. Совсем бюджетные велосипеды не рассматриваются — нет смысла как-то их совершенствовать.

О горном велосипеде: Способы уменьшить вес велосипеда

Колеса
Если вес велосипеда не устраивает, можно начать с колес. Приобретая дешевый велосипед, владелец гарантированно получает тяжелые колеса. Помимо втулок, ободов и спиц, очень большую роль играют покрышки. Для велосипеда важен каждый грамм. Вся проблема в том, что во время каждого ускорения и на каждом градусе подъема необходимо раскрутить колесо.

О горном велосипеде: Способы уменьшить вес велосипеда

Слишком маленький вес предполагает малое количество резины. Стекло или камень могут оставить на ней своей след. Тем не менее, производители научились исправлять эти недостатки дополнительными технологиями ( наличие антипрокольного слоя ). Банальное решение — просто аккуратнее ездить и смотреть под колеса. Покрышки среднего уровня — это около 450 грамм для 26" и 650 грамм для 29" (для летнего периода), 900-1000 грамм для зимнего периода.

О горном велосипеде: Способы уменьшить вес велосипеда

Комплект колес
Очень важен вес обода, ведь чем он легче, тем проще разогнаться и дольше сохранять набранную скорость. Обычно два колеса, не считая резины, приблизительно весят от 2,2 до 2,5 кг. Сегодня количество предложений от разных производителей невероятно велико, а потому подобрать нужные под собственные предпочтения вполне реально. В зависимости от свободных денежных средств, можно подобрать колеса аж весом в 1,5 кг. Иногда купить одни легкие и прочные колеса проще, чем покупать не очень качественные.

Всегда необходимо помнить, что заезжая в гору, придется бороться с естественной силой тяжести, так как необходимо переместить не только свой вес, но и вес велосипеда. Некоторая разница в зависимости от размещения веса имеется, но она несущественна. Чем меньше общая масса, тем лучше. Даже сбросив собственный вес на 5 кг, можно ощутить лучший накат.

О горном велосипеде: Способы уменьшить вес велосипеда

Амортизационная вилка
Следующий и очень важный этап, который так же может помочь сэкономить около килограмма. Поскольку речь идет о велосипедах, подлежащих улучшению, то стандарт штока новой вилки, скорее всего, будет 1 1/8”. Или же, в соответствии с самыми новыми предпочтениями производителей, шток будет конусным.

Большинство установленных передних амортизаторов на недорогих велосипедах весят около 2,5-3 кг, при том, что качественные вилки вполне укладываются в 1,5-1,8 кг. Тем не менее, владельцы пружинно-элестомерных вилок неохотно меняют их. Дело, скорее всего, в том, что просто катались только на них. Однако, плюсов от замены вилки очень немало: это не только снижение веса, но и меньшая усталость рук при езде по неровной поверхности, и большие возможности в связи с лучшей работой амортизатора.

О горном велосипеде: Способы уменьшить вес велосипеда

Руль и подседельный штырь
Дополнительная статья для для сброса веса. Карбоновые компоненты обеспечат эффективное уменьшение веса и поглощение микровибраций. Важно не просмотреть китайский вариант: производители изготавливают компоненты из алюминия и делают им карбоновое покрытие — таких компонентов стоит избегать. Приобретать нужно в зарекомендовавших себя магазинах или у проверенных людей.

О горном велосипеде: Способы уменьшить вес велосипеда

Есть ли смысл приобретать облегченные детали
Остальные детали менять довольно сомнительно, это влечет дополнительные вложения и не гарантирует необходимой прочности. Можно заменить трансмиссию, болтики и вообще добиться максимального облегчения, но сумма выйдет космическая.

Собственный вес в 80 и больше килограмм, а так же другие факторы, могут привести к быстрому износу деталей. Не забывайте, что легкий велосипед сильно отличается по ощущениям при езде от тяжелого. Да и проблем с качественными компонентами возникает менье. Но все начинается с качественной рамы. Нет хорошей рамы — нет хорошего велосипеда. Снижайте вес в правильной последовательности и катание превратится в бесконечное удовольствие!

Вес велосипеда: каким бывает и от чего зависит?

От чего зависит масса?

На вес велосипеда оказывают влияние множество факторов, определяющим из которых является масса рамы и количество навесного оборудования. Вес рамы, в свою очередь, зависит от материала изготовления, а также от её размера и конфигурации. Для производства используют такие металлы, как сталь, алюминий, карбон и титан.

Однако из-за их высокой стоимости для массового выпуска они не используются и востребованы в основном спортсменами-профессионалами.


  • Алюминиевые рамы по весу намного легче стальных и отличаются неплохой прочностью. Они представляют самую многочисленную группу и устанавливаются на велосипеды среднего класса. Отличить алюминиевую раму от стальной можно по сварным швам, состоящим из высоких и одинаковых по высоте стежков, напоминающих аккуратные петли.

По своей стоимости алюминиевые рамы представляют оптимальное соотношение цены и качества и популярны не только среди велосипедистов-любителей, но и среди начинающих спортсменов.


  • Карбон или углепластик представляет собой материал нового поколения и является самым лёгким металлом, используемым для изготовления рам. Его структура состоит из плотно прилегающих друг к другу углеродных волокон, покрытых слоем полимерных смол. Карбоновые рамы стоят очень дорого и устанавливаются в основном на профессиональные велосипеды. К минусам карбона относят его ремонтонепригодность, из-за чего в случае поломки рамы починить её будет невозможно.


  • Титановые рамы являются самыми дорогими и очень надёжными. Устанавливаются на профессиональные велосипеды премиум-класса.


На что влияет этот показатель?

Масса велосипеда оказывает непосредственное влияние на несколько базовых параметров, таких как устойчивость, управляемость, приложение физических усилий и накат. С уменьшением веса велосипеда все четыре показателя улучшаются, включая устойчивость.

Кстати, именно она и вызывает много сомнений у начинающих байкеров, ошибочно полагающих, что чем больше вес велосипеда, тем он устойчивее. Однако это далеко не так.

При езде на двухколёсном велосипеде человек удерживает его в вертикальном положении посредством контроля за центром тяжести своего тела. На слишком тяжёлом байке гораздо сложнее балансировать, так как на это затрачивается больше сил. Как следствие, лёгкие модели велосипедов намного предпочтительнее тяжёлых и превосходят их не только в удобстве управления, но и в безопасности. Поэтому прежде чем приступить к выбору байка, необходимо узнать его вес.


Классификация велосипедов

На вес велосипеда огромное влияние оказывает его специализация. Ниже рассмотрены основные виды велосипедов и их средний вес.

Тяжеловесы

К этой группе принадлежат туринги и фэтбайки. Первые представляют собой гибриды горного и шоссейного велосипедов, имеют прочную стальную (реже – алюминиевую) раму и большие колёса диаметром 28''. Их вес варьируется от 17 до 22 кг и зависит от комплектации.

Фэтбайками называют горные велосипеды, имеющие очень толстые колёса и предназначенные для поездок по пересечённой местности и труднодоступным местам. Их вес иногда достигает 20 кг, но чаще варьируется в районе 18 кг.

Также к тяжеловесам относят мужские дорожные модели советского и российского производства со стальной рамой, задним багажником, передней корзиной, стальными крыльями, фарой, звонком, подножкой, защитой цепи и колёсами большого диаметра. Их вес часто достигает 22 кг, а в некоторых случаях и превышает его.

В эту же категорию входят и МТВ (маунтинбайки). Несмотря на то что их рама часто имеет карбоновое исполнение, из-за тяжёлых колёс их вес нередко составляет 17-19 кг.

А вес байков для даунхилла и триала часто превышает 20 кг, что обусловлено усиленной конструкцией, необходимой для работы под большими нагрузками.



Байки среднего веса

К этой группе относятся городские и горные велосипеды с алюминиевой рамой, хардтейлы – байки, предназначенные для кантри-кросса и горных спусков, и всевозможные гибриды – смеси горных, дорожных и городских моделей в разных вариациях. Вес таких образцов колеблется в пределах 10-17 кг, что делает их самой популярной и многочисленной категорией, а для изготовления их рам, помимо алюминия, используют карбон и титан.



Лёгкие модели

В эту группу входят ВМХ – байки для исполнения трюков. Вес таких моделей варьируется от 7 до 10 кг, что позволяет поднимать их в воздух и с лёгкостью совершать прыжки.


Очень лёгкие

Основу данной категории составляют шоссейные велосипеды, вес которых не превышает 8 кг, а также облегчённые ВМХ массой 5-6 кг. Шоссейные модели выпускаются с карбоновыми и титановыми рамами и не имеют дополнительных обвесов. Абсолютным рекордсменом является шоссейник массой 3,5 кг, однако решением Международного союза велосипедистов до соревнований допускаются модели, весящие не менее 6,8 кг.


Детские

Байки для детей составляют особую категорию и требуют отдельного рассмотрения. Очень часто модели с двумя боковыми колёсиками, предназначенные для дошкольников от 3 до 7 лет, изготавливают из стали, стараясь максимально удешевить изделие и сделать его продаваемым. Как результат – ребёнок порой не в состоянии сдвинуться с места, не говоря уже о том, чтобы подняться в горку. Особенно это касается новых, не обкатанных моделей, на которых для поворота педалей на один оборот малышу необходимо приложить максимум усилий.

Однако удаётся это пока только зарубежным компаниям, а вес отечественных моделей по-прежнему остаётся очень высоким и нередко достигает 12 кг.


Как уменьшить вес?

Для того чтобы сделать байк более лёгким, рекомендуется провести некоторую модернизацию. Однако подход к данной процедуре должен быть разумным и не приводить к ухудшению рабочих качеств велосипеда.

  • У руля и подседельного штыря обрезают лишние части трубы, обычно это 3-5 см.
  • Аксессуары, не влияющие на ход велосипеда,снимают. К ним можно отнести спидометр, сумку, насос, замок, звонок, крылья и подножку. Переднюю фару и задний габарит снимать не рекомендуется, так как они отвечают за безопасность.
  • При необходимости сокращают и количество передач, большинство из которых всё равно не используется. Звёздочки весят достаточно много, и избавление от лишнего железа значительно уменьшает вес велосипеда.
  • Покрышки с глубоким протектором меняют на мелкий полуслик. Такая резина намного легче горной и позволяет передвигаться на более высоких скоростях.

О том, как снизить вес велосипеда, расскажет следующее видео.

Читайте также: