Состав следственно оперативной группы при дтп с пострадавшим

Обновлено: 02.07.2024

Целью выезда следственной оперативной группы на место происшествия, является обнаружение и сбор первичной информации, которая в дальнейшем поможет установить картину преступления М. В. Мешков. Предварительное следствие. Учебное пособие - М., 2009- С. 526 .

Задача следователя - осмотр места происшествия, опрос пострадавшего и очевидцев, а также иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах происшедшего. Главная задача этих действий состоит в том, чтобы собрать криминалистически и юридически значимую информацию, необходимую для построения версий о лицах, совершивших преступление, для розыска похищенного имущества (если данный факт имел место) и для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

По прибытии следственно-оперативной группы (СОГ) на место происшествия и при наличии пострадавших, нуждающихся в помощи, оказывают ее (в простейших случаях) и вызывают скорую медицинскую помощь. После ознакомления с обстановкой на месте происшествия определяется начальный план действий оперативного состава и следователя.

Следователь с участием понятых, специалистов и эксперта-криминалиста приступает к осмотру места происшествия, чтобы установить комплекс обстоятельств, имеющих значение при расследовании преступления, а именно: характер обстановки места происшествия; пути подхода и ухода лица, совершившего преступление, с места противоправного деяния; возможность подхода к месту преступления незамеченным; места возможного наблюдения очевидцами обстоятельств происшедшего; наличие следов на месте происшествия. Кроме того, он производит опросы пострадавших, очевидцев и других лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах происшедшего.

Оперативные сотрудники предпринимают меры по ликвидации последствий происшествия, организации мероприятий по задержанию лица, совершившего преступление, выявлению очевидцев и других лиц, осведомленных об обстоятельствах происшедшего.

Следственным действием, непосредственно направленным на непосредственное обнаружение исследование объектов, имеющих значение для уголовного дела, является осмотр места происшествия.

В соответствии со статьей 176 УПК РФ. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Однако это положение не значит, что на производство осмотра места происшествия не распространяются общие правила производства следственных действий, предусмотренные ст. 164 УПК РФ.

Так производство следственного действия (осмотра места происшествия) в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, так в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ, в случаях не терпящих отлагательств, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. При производстве осмотра места происшествия недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При производстве осмотра места происшествия могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

В ходе производства осмотра места происшествия ведется протокол в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

Следственный осмотр - процессуальное действие, предусмотренное ст. 176 - 178 УПК РФ, состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие расследованию преступления. Их следователь получает из двух источников - от людей и вещей.

Основания и порядок следственного осмотра регламентированы уголовно-процессуальным законом. Исходя из его содержания следственный осмотр помогает решить следующие важные задачи расследования:

1) изучить обстановку места происшествия, выяснить, как развивались события, понять действия лица, совершившего преступление;

2) выявить и зафиксировать в процессуальных документах следы совершенного преступления;

3) установить возможные источники получения других доказательств;

4) получить информацию для выдвижения следственных версий;

5) решить вопрос о приобщении к делу того или иного предмета в качестве вещественного доказательства;

6) проверить уже имеющиеся в деле доказательства.

Осмотр места происшествия, зачастую, включает в себя элементы других видов осмотра. На месте происшествия нередко присутствуют и предметы, и документы, и трупы, само оно обычно является участком местности или помещением.

Осмотр места происшествия производится в двух случаях. Во-первых, когда преступление уже совершено и осмотр необходим в целях обнаружения следов и предметов, способных стать вещественными доказательствами, выяснения обстановки места происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Во-вторых, когда имеются подозрения о совершенном преступлении и в ходе осмотра требуется установить, что же в действительности произошло, например, было ли совершено самоубийство или убийство, имел ли место пожар вследствие неисправности электропроводки или поджог.

Осмотр места происшествия -- это неотложное следственное действие, которое состоит в непосредственном изучении и фиксации следователем обстановки места происшествия, находящихся на нем следов и иных объектов в целях получения фактических данных, имеющих значение для дела. Осмотр места происшествия имеет важное значение для расследования преступлений Волынский А.Ф. Лавров В.П. Криминалистика. М.: Юнити- Дана: Закон и право. 2008 - С. 533 .

Негативные обстоятельства -- это любые фактические данные, имеющие отношение к делу, которые невозможно объяснить, исходя из версии, кажущейся вначале наиболее вероятной.

Негативные обстоятельства имеют важное значение, для выявления инсценировок, то есть фактов искусственного создания лицом, заинтересованным в определенном исходе следствия, обстановки, не соответствующей обстоятельствам действительно происшедшего события.

Не всегда удается решить все вышеперечисленные задачи в результате одного лишь осмотра места происшествия. Однако квалифицированно и тщательно проведенный осмотр является непременным условием успеха расследования преступления.

Осмотр места происшествия можно условно разделить на две стадии: начальную (общий осмотр) и стадию детального осмотра.

При общем осмотре следователь изучает, фиксирует и воспринимает обстановку места происшествия в целом: наличие или отсутствие определенных объектов, их состояние и взаимное расположение. В этой стадии он уточняет сведения о том, что произошло и каковы последствия преступления; определяет границы места происшествия, в которые надлежит включать несколько большую территорию, чем та, на которой на первый взгляд должны иметься следы преступления. В противном случае часть доказательств может быть уничтожена заинтересованными лицами или просто любопытствующими.

Далее следователь фиксирует первоначальную картину происшествия (ориентирующая, обзорная и узловая фотовидеосъемка); производит замеры для составления плана или схемы места происшествия; принимает меры к сохранению следов и предметов, имеющих значение для дела, особенно если осмотр производится в дождь или снегопад; отмечает негативные обстоятельства; выдвигает и проверяет версии о произошедшем событии и причастных к нему лицах.

В этой стадии следователь выбирает способ дальнейшего детального осмотра места происшествия. Рекомендуются следующие основные способы:

плановый осмотр (по квадратам);

осмотр по пути следования преступника;

осмотр по архимедовой спирали;

осмотр по концентрическим кругам;

узловой осмотр Волынский А.Ф. Лавров В.П. Криминалистика. М.: Юнити- Дана: Закон и право. 2008 -С. 633 .

При осмотре места происшествия эти способы могут использоваться в различных комбинациях. Тщательный осмотр позволяет быть уверенным, что от внимания его участников не ускользнула ни одна деталь, ни один предмет или след, имеющий значение для дела.

Производя осмотр места происшествия, следователь должен стремиться получить ответы на следующие основные вопросы: где, что и когда произошло, кто и почему это сделал, каким образом и с чьей помощью.

Осмотром места происшествия руководит следователь. Единое руководство осмотром необходимо потому, что следственный осмотр - сложное действие, связанное с привлечением значительного числа лиц, выполняющих различные функции. Успех в этой работе зависит от того, насколько четко юридически и криминалистически грамотно будет организована деятельность каждого участника осмотра, что осуществимо лишь при едином руководстве осмотром.

Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результаты осмотра.

Объективность осмотра предполагает исследование и фиксацию всех объектов в том виде, в каком они были обнаружены; недопустимость отражения в протоколе выводов, заключений и предположений следователя, оперативного работника или других участников осмотра.

Полнота осмотра гарантирует, что все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, будут обнаружены, исследованы и надлежащим образом отображены в протоколе осмотра и приложениях к нему. Полнота, кроме того, означает такое его проведение, которое исключает необходимость в повторном осмотре по мотивам недостаточности первоначального. В любом случае повторный осмотр не может заменить первоначального, поскольку отделен от преступного события большим промежутком времени. Вследствие этого осматриваемые объекты под воздействием неблагоприятных погодных условий, технических средств, людей, животных и насекомых могут претерпеть существенные изменения или быть уничтожены.

Планомерность осмотра состоит в правильном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра, заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизации решаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередности конкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств. Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всех необходимых действий, а в итоге - максимальную эффективность следственного осмотра.

При производстве осмотра, необходимы: полностью укомплектованный чемодан следователя, фотоаппарат с запасными пленками и импульсной лампой, иные технические средства, обусловленные характером и обстоятельствами происшедшего. Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и характером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются.

Специалист - это квалифицированный участник осмотра места происшествия. Он может обратить внимание следователя на обстоятельства, трудно воспринимаемые в конкретных специфических условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению обоснованных следственных версий.

Методически важным участие специалистов считается тогда, когда в ходе следственного действия могут встретиться объекты, осмотр, исследование или фиксация которых требуют специальных познаний, отсутствующих у следователя. Это, например, осмотр мест пожара, взрыва, крушения, аварии.

Если при осмотре места происшествия появилась возможность организовать преследование и захват лица, совершившего преступление, это поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех объектов, имеющих значение для дела, изъять которые с места происшествия невозможно.

Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о том, что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.

Безопасность осмотра обеспечивается его правильной организацией; четким распределением функций между его участниками; использованием знаний специалистов, например, баллиста (оружейника), пожарного, химика, взрывотехника, специалиста по работе с радиоактивными материалами, своевременным привлечением к осмотру кинолога со служебно-розыскной собакой для обнаружения взрывных устройств; правильным применением криминалистических средств, приемов и методов.

Помимо состава следственно-оперативной группы, определенные функции на месте происшествия могут выполнять и другие лица.

Отдельную группу составляют лица, присутствующие при осмотре. Это понятые и представители учреждений, коммерческих организаций, предприятий, где производится осмотр. Участие понятых регламентируется законом. Чтобы не испытывать затруднений в их подборе, не опасаться привлечения лиц, заинтересованных в исходе дела, а также разглашения ими результатов осмотра, понятых рекомендуется подбирать до выезда на место происшествия.

Пострадавшие, очевидцы, подозреваемые - еще одна группа возможных участников осмотра места происшествия. Они могут быть полезны и необходимы в силу своей осведомленности об обстоятельствах произошедшего.

К участникам осмотра относится также вспомогательный персонал. Его задача - оказывать следователю техническую помощь. Им могут поручаться расчистка завалов, раскопки, водолазные работы, охрана места осмотра и другие функции.

Присутствие представителей учреждений и организаций необходимо потому, что они могут дать необходимые пояснения, дать требуемые документы, провести в нужное место, открыть помещение, организовать вспомогательные работы.

Осмотр места происшествия сочетается с действиями, направленными на поиск и задержание преступников по горячим следам. К числу таких действий относятся: применение служебно-розыскной собаки, прочесывание местности, поквартирные (подворные) обходы.

При совершении преступления вне пределов населенных пунктов проводится прочесывание местности и опрос лиц, которые могли наблюдать противоправное деяние или обстоятельства, связанные с ним (лица, занятые полевыми работами, водители проезжающего автотранспорта, работники сельского хозяйства).

Для прочесывания местности несколько работников милиции (либо специально выделенное подразделение) выстраиваются в цепочку и по ходу передвижения ведут обследование заранее определенного участка местности. Последнее предназначено для розыска похищенного имущества, преступника, его следов, предметов, которые использовались для совершения преступления и т.п. Число лиц, задействованных в этом мероприятии, зависит от размеров района, подлежащего обследованию, характера местности, специфики объектов розыска. В процессе прочесывания местности производится раскопка грунта, разбор завалов, осмотр предметов, опрос жителей, проверка документов у лиц, вызывающих подозрение и т.п.

В целях эффективного проведения прочесывания местности лица, принимающие участие в этом, должны тщательно инструктироваться и вооружаться необходимыми криминалистическими и специальными средствами в зависимости от объектов поиска. Прочесывание местности может быть сплошное и выборочное, одностороннее и двустороннее.

В случае обнаружения на своем пути характерных для преступления следов или имущества лица, осуществляющие прочесывание, подают условный сигнал для того, чтобы передать информацию следователю или другому лицу из состава следственно-оперативной группы.

Поквартирные (подворные) обходы проводятся с целью выявления очевидцев происшедшего и получения соответствующих сведений от них. Прежде всего устанавливаются люди, которые случайно или в силу выполнения служебных обязанностей могли оказаться на месте происшествия: дворники, сторожа, рабочие, занятые уборкой территории, строительными, дорожными, монтажными работами, почтальоны, продавцы, родители, гуляющие с детьми, хозяева собак, старики, сидящие на скамейках возле домов, и т.д. Если противоправное деяние совершено в момент, близкий к окончанию или началу работы расположенных в данном районе предприятий, организаций и учреждений, то лиц, осведомленных о случившемся, следует искать среди работающих в них.

При совершении преступления в многоэтажном жилом доме действенным может оказаться поквартирный обход и опрос проживающих в данном подъезде, так как преступников могли видеть на путях подхода к зданию, в лифте, на лестничных площадках.

В частном секторе города, в сельских населенных пунктах осуществляется подворный обход и опрос всех проживающих. При отсутствии данных о конкретных лицах, располагающих необходимой информацией о происшедшем, поиск очевидцев осуществляется в массе людей, в основном, неосведомленных. От таких лиц вначале получают объяснения (проводят опросы), носящие розыскную направленность (обычно это короткие неформальные беседы). Если выясняется, что собеседник располагает сведениями, которые могут представлять интерес для расследования преступления, то об этом незамедлительно сообщается следователю.

Помимо перечисленных мероприятий, необходимо так же произвести, допрос потерпевшего и возможных свидетелей. Показания указанных лиц, в дальнейшем помогут построить возможные версии происшедшего события.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / TRAFFIC ACCIDENT / TRAFFIC RULES / INSPECTION OF THE SCENE / IT IS INVESTIGATIVE-TASK FORCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов Анатолий Ва Сильевич, Хазов Евгений Николаевич

Рассматривается особенности расследования причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий и деятельность полиции по раскрытию преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов Анатолий Ва Сильевич, Хазов Евгений Николаевич

Значение электронных устройств-носителей информации при расследовании дорожно-транспортных происшествий

Планирование и его роль в версионной работе по отработке следственных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе расследования ДТП

Основные направления участия оперативного сотрудника в раскрытии и расследовании преступлений и его роль в следственно-оперативной группе

Роль и задачи подразделений дорожно-патрульной службы в административном расследовании дорожно-транспортных происшествий

Peculiarities of investigation of causes and circumstances of road traffic incident Investigative Group Operativnoi Ats

The article considers peculiarities of investigation of causes and circumstances of Commission of road accidents and the police work to solve crimes related to traffic accidents.

УДК 343.985 ББК 67.408.1

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИШЕСТВИЙ СЛЕДСТВЕННО-ОПРЕРАТИВНОЙ ГРУППОЙ ОВД

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается особенности расследования причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий и деятельность полиции по раскрытию преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения, осмотр места происшествия, следственно-оперативная группа.

Annotation. The article considers peculiarities of investigation of causes and circumstances of Commission of road accidents and the police work to solve crimes related to traffic accidents.

Keywords: traffic accident, traffic rules, inspection of the scene, it is investigative-task force.

нирования системы обеспечения безопасности дорожного движения.

Все люди земли, независимо от возраста и положение, пользуются различными видами транспортных средств. Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию один из самых опасных. Аварийность на автомобильном транспорте — проблема, стоящая перед большинством стран мира. В Российской Федерации она прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социальных экономических и демографических проблем.

Динамика аварийности на автодорогах за последние 5 лет:

За 11 месяцев 2015 года всего ДТП 166 665, погибло — 20 988, ранено — 209 316, из них с участием несовершеннолетних 19 549, погибло — 737, ранено — 20 9 285.

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Погибло, чел. 27 659 26 567 27 953 27 991 27 025 26 963

В т.ч. детей (в возрасте до 16 лет) 914 898 944 940 872 878

Ранено, чел. 255 484 250 635 251 848 258 618 258 437 251 785

В т.ч. детей(в возрасте до 16 лет) 20 801 21 149 21 255 22 016 22 407 21 588

Эти цифры позволяют сделать вывод о том, что в условиях непрерывно растущего автомобильного парка задача обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации не может быть решена без совместных усилий государства и общества, без общественной поддержки и участия широких слоев населения и реализации государственных программ и проектов.

В последние годы, подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения в тесном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, региональном и муниципальных уровнях принимались меры, направленные на улучшение ситуации в сфере безопасности дорожного движения, совершенствование нормативных, организационных и технических основ. Проведены мероприятия по совершенствованию нормативных, организационных и технических основ в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Проблемы безопасности дорожного движения и меры государственного управления в этой области рассматривались на заседаниях Правительства Российской Федерации и Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе вопросы детского дорожно-транс-

портного травматизма, медицинского обеспечения безопасности дорожного движения и совершенствования процедуры оформления дорожно-транспортных происшествий.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще до появления автомобиля, но только с его появлением встала перед обществом со всей остротой, поскольку при отсутствии должного и адекватного контроля за движением транспортных средств невозможно избежать аварий и катастроф, влекущих за собой человеческие жертвы и причинение значительного материального ущерба. Эксплуатация автомобилей, являющихся по своей сути источником повышенной опасности, сопровождается субъективными особенностями личности водителей, которые, к сожалению, в недостаточной степени учитываются при подготовке профессионалов и любителей. Правовая культура российского общества, при всех ее изменениях к лучшему, до сих пор не достигла уровня, соответствующего правовому государству. Здесь достаточно остро ощущается нехватка уважение к правам других граждан, с одной стороны, и неумение защищать собственные гражданские права — с другой.

го, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Правила дорожного движения Российской Федерации является исходным и определяющим документом в сфере правового регулирования дорожного движения. На ряду, с тем, что ПДД устанавливают порядок дорожного движения на всей территории России, они же предусматривают регулирование отдельных особенностей движения, эксплуатации транспорта и перевозки грузов9.

Дорожно-транспортные происшествия относится к одним из наиболее сложных составов преступлений по раскрытию, расследованию и доказыванию. Это связано с тем, что следы и объекты, находящиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе на проезжей части, подвержены риску уничтожения другими участниками движения. Кроме того, существенное значение имеет субъективность восприятия механизма ДТП его очевидцами.

Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате ДТП в опасное для жизни или здоровья состояние подлежат квалификации по ст. 125 УК РФ.

Ст. 125 УК РФ предусматривает ответственность за заведомо оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь заботу или сам поставил его в опасное для жизни и здоровья состояние.

Дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей (пешеходов, пассажиров) и различных транспортных средств в пределах дорог. Оно образует целую систему с определенными правилами, нарушение которых влияет на квалификацию деяний, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и сопряжены с ответственностью государства за обеспечение безопасности дорожного движения.

Перечень видов дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел дан в Инструкции к приказу по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел12.

Расследование ДТП осуществляется, как правило, подразделениями, специализирующимися на данной категории уголовных дел. Осуществляя расследование, следователь должен использовать определенный алгоритм действий, оптимизировать и упорядочить процесс расследования, направляя его в нужное русло. При этом используется опыт расследования аналогичных дел, уже известные ему закономерности, позволившие в прошлом достичь целей расследования наиболее рациональным способом. Но порой такого опыта недостаточно, либо он вообще отсутствует. Для лучшего познания процессов, протекающих при возникновении ДТП, выдвижения версий о преступном характере событий, использование сведений о типичном механизме

следообразования, следователю необходимо знать информационную модель ДТП — его криминалистическую характеристику.

На полицию возлагается обязанность п. 10 ст. 12 осуществлять оперативно-розыскную деятельность с целью их выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, в том числе при нарушений правил дорожного движения и проводить неотложные оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия13.

Осмотр места происшествия является одним из сложнейших следственных действий, требующих от лица, производящего расследование, проницательности, логики мышления, наблюдательности, мобилизации иных качеств личности, при этом необходимо знать криминалистику, уголовный процесс, уголовное право, оперативно-розыскную деятельность и т.д.

Осмотр места ДТП по существу не отличается от задач осмотра места других происшествий, но вместе с тем имеет свои особенности. К ним относятся обнаружение, фиксация и изъятие следов, а также других вещественных доказательств, их предварительное исследование, выяснение обстановки происшествия, выявление и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия имеет следующие задачи: установление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия; выяснение обстановки происшедшего; установление технического состояния транспортного средства; получение информации о водителе и транспорте, скрывшихся с места происшествия; поиск, фиксация и изъятие следов и вещественных доказательств.

ДТП скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что проезжая часть должна быть по возможности быстрее освобождена для движения, следы на месте происшествия быстро уничтожаются проходящим транспортом и в результате атмосферных воздействий. Не исключается возможность умышленного или случайного внесения изменений в дорожную обстановку со стороны лица, находящихся на месте ДТП. В связи с этим результаты и качество расследования во многом зависят от сво-

евременного выезда на место происшествия, тщательного и квалифицированного его осмотра и от правильного закрепления результатов осмотра в соответствующих документах.

Целенаправленность осмотра места происшествия определяется видом ДТП, особенностями механизма происшествия, условиями, в которых проводится осмотр, и другими обстоятельствами.

Правом производства осмотра места проише-ствия наделены: следователь (ст. 38 УПК РФ), руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ), сотрудники органа дознания, это оперативные сотрудники (ч. 2 ст. 40 УПК РФ), начальник подразделениях дознания (ст. 40 УПК РФ) и дознаватель (ст. 41 УПК РФ)14.

Осмотр места происшествия дает возможность следователю решить главную задачу — составить точную картину события.

Успех в решении задачи всестороннего, полного, объективного и быстрого раскрытия ДТП во многом зависит от того, насколько правильно и сво-

евременно проведен осмотр места происшествия. Практика раскрытия и расследования преступлений показывает, что игнорирование осмотра места происшествия или небрежное его проведение в значительной степени осложняют расследование ДТП, а порой делают невозможным установление всех обстоятельств совершенного дорожно-транспортного происшествия.

После проведения осмотра ДТП, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно. В случае, не терпящем отлагательства, осмотр места происшествия производится до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ)15.

Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного процесса, цель которой — установить, имеются ли правовые основания для того, чтобы начать уголовное судопроизводство и осуществлять процессуальные действия в полном объеме.

Оперуполномоченный уголовного розыска (или инспектора ГИБДД по розыску) оказывает содействие следователю при произведении следственных действий, выполняет его поручения, осуществляет оперативные и розыскные мероприятия, организует совместно с сотрудниками ГИБДД преследование скрывшегося водителя; принимает меры к организации заслонов и пикетов на путях возможного следования скрывшегося с места происшествия транспортного средства; устанавливает очевидцев и свидетелей ДТП, при необходимости отрабатывает жилой сектор; проводит опрос граждан, собравшихся на месте происшествия, в целях получения от них сведений, имеющих значение для выявления обстоятельств дорожного происшествия и розыска скрывшегося транспортного средства, водителя16; в необходимых случаях по указанию следователя или дежурного посещает медицинское учреждение, куда направлены потерпевшие, для получения от них объяснений обстоятельства ДТП17.

При производстве осмотра места происшествия необходимо, чтобы все участники следственно-оперативной группы правильно понимали сущность данного следственного действия, его цели и задачи, умели тактически и грамотно его проводить, а результаты эффективно использовать в раскрытии и расследовании ДТП18.

Проведение осмотра места происшествия — весьма сложный и трудоемкий процесс, требующий умелого применение разнообразных криминалистических приемов и рекомендаций по тактике его проведения, высокой организованности и предельный тщательности работы, а также безупречного знания и строгого соблюдения процессуального закона.

Несмотря на принимаемые государственные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, обстановка с аварийностью на дорогах продолжает оставаться напряженной и вызывает серьезную озабоченность.

Безопасность дорожного движения является важной социально-экономической задачей. От ее решение во многом зависит использование транспорта в экономике, сведение до минимума материальных и людских потерь.

2 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 (ред. от

4 Грудцина Л.Ю., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Антонова Н.А., Кардашова И.Б., Прудников А.С., Егоров С.А., ЗинченкоЕ.Ю., Эриашвили Н.Д. Муниципальное право России. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

13 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-

разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграциина территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142—145.

16 Хазов Е.Н., Богданов А.В., Мартынюк В.М. Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 148—152; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Анонимное содействие граждан в решении задач ОРД (проблемы, суждения пути решения. Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. С. 180—183.

17 Хазов Е.Н., Богданов A.B. Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений. Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. С. 71—75; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Карманные кражи история и реальность Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3. С. 20—22.

18 Назаров В.Ю., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления участия оперативного сотрудника в раскрытии и расследовании преступлений и его роль в следственно-оперативной группе. Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 72—76.

ИЛ СЫДОРУКА АВ.ЕНДОЛЬЦЕВОЙ

В учебнике рассмотрены вопросы правового статуса судебных и правоохранительных органов Российской Федерации и правоприменительных органов зарубежных стран.

Особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов Российской Федерации представлены с учетом положений таких доктринально-концептуальных документов, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепция общественной безопасности Российской Федерации и др.

Вопросы судоустройства в Российской Федерации рассмотрены с учетом последних изменений и дополнений, касающихся введения с сентября 2015 г. в Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства.

Действия инспектора ДПС ГИБДД на месте ДТП можно представить в виде следующего алгоритма действий:

1. Оказание помощи потерпевшим, если они находятся на месте происшествия.

2. Задержание водителя и автомобиля.

3. Охрана места происшествия.

5. Восстановление нарушенного режима движения.

6. Выяснение обстоятельств происшествия.

7. Выявление очевидцев.

9. Составление рапорта.

10. Допросы, другие следственные действия.

11. Протокол осмотра места происшествия.

12. Обеспечение постоянной радиосвязи с дежурным.

13. Оказание помощи в обеспечении безопасности осмотра.

14. Подбор понятых.

15 Прием от сотрудника ОВД, первым оказавшимся на месте происшествия, водителя, транспортного средства и их охрана.

16. Направление водителя на медицинское освидетельствование.

Информация о дорожно-транспортном происшествии поступает чаще всего в дежурную часть горрайорганов внутренних дел или непосредственно в строевые подразделения дорожно-патрульной службы (далее - ДПС), а также сотрудникам ДПС ГИБДД, осуществляющим контроль за дорожным движением.

В тех случаях, когда информация о ДТП поступает от участников движения, главным образом, от водителя автомототранспорта, инспектор ДПС обязан прежде всего внимательно выслушать заявителя, независимо от того, произошло ли данное происшествие на маршруте его патрулирования или вне его. С учетом обстоятельств и сложившейся ситуации инспектор должен выяснить и записать в первую очередь установочные данные водителя, сообщившего о ДТП, по его водительским документам и данные его автомобиля, а также достаточно подробную информацию о ДТП и попытаться соединить его с дежурным. Если связаться с дежурным невозможно, то инспектор выясняет у данного лица следующую информацию со всеми подробностями:

1) место, время, вид и обстоятельства ДТП;

2) сведения о пострадавших;

3) оказана ли медицинская помощь;

4) вызвана ли на место ДТП бригада скорой медицинской помощи;

5) в какие лечебные учреждения и кем были направлены пострадавшие;

6) тип, марку, цвет и регистрационные знаки транспортного средства (далее – ТС), на которых были отправлены пострадавшие;

7) тип, марку, цвет и регистрационные ТС, причастных к данному ДТП;

8) фамилию, имя, отчество, адрес и телефон самого заявителя.

При наличии сведений о свидетелях ДТП - записываются их данные.

Прибытие инспектора ДПС ГИБДД на место происшествия может осуществляться на служебном автомобиле, либо на ТС, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, о чем водителям ТС при необходимости могу быть выданы справки или сделаны соответствующие записи в путевых документах, как об этом говорится в нормах действующего законодательства.

По прибытию на место ДТП, в результате которого пострадали люди, инспектор дежурный должен решить главную задачу, которая заключается в скорейшем извлечении пострадавших из ТС и оказания им доврачебной помощи. При этом в условиях ограниченной, а также недостаточной видимости и при отсутствии на месте ДТП лиц, способных оказать помощь следствию, необходимо предпринять простейшие меры по предотвращению вторичного ДТП – включить специальные световые сигналы на патрульном автомобиле ДПС или аварийную световую сигнализацию на других ТС, находящихся в зоне происшествия, установить знаки аварийной остановки или красные мигающие фонари на расстоянии, обеспечивающим своевременное предупреждение об опасности других водителей (в населенных пунктах – не менее 15м, а вне их пределов – 30м от стоящих ТС).

В условиях дневного естественного освещения лучше использовать красные мигающие фонари, а в темное время суток – синие, так как они контрастируют с габаритными огнями ТС. Наилучшим средством обозначения мест является лазерный излучатель, генерируемый луч которого вращается с некоторым столкновением в вертикальной плоскости, в результате чего образуется световой конус, хорошо видимый даже на старых поворотах автомобильных дорог.

Ограждающие конусы и дорожные знаки должны устанавливаться так, чтобы обеспечить плавную траекторию объезда места ДТП. Для этого наклон линии конусов к бровке дороге должен быть не менее 1:10. При отсутствии специальных устройств для обозначения места происшествия можно также использовать подручные материалы (ветви деревьев, различные деревянные щиты, легкие предметы светлых тонов, соляровые факелы и т.п.). По мере ликвидации последствий они, наряду с ограждающими конусами и дорожными знаками, должны своевременно удаляться.

Итак, инспектор-дежурный, приняв самые простые меры по обеспечению безопасности находящихся на месте ДТП лиц и организации безопасного объезда места происшествия, незамедлительно приступает к оказанию неотложной помощи пострадавшим и доставлению их в медицинское учреждение.

Помимо оказания неотложной помощи инспектор-дежурный устанавливает личность водителей, транспортные средства, участвовавшие в ДТП, и другие причастные к нему лица, задерживает водительские удостоверения, а в случае их отсутствия - иные документы, удостоверяющие личность участников ДТП, путевые документы и документы на перевозку, а также обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия до окончания оформления всех необходимых материалов. Выявляя очевидцев, инспектор-дежурный опрашивает их об обстоятельствах ДТП и точно фиксирует их установочные данные по документам, удостоверяющим личность. Для определения круга лиц, причастных к ДТП, необходимо произвести краткий и беглый опрос людей, присутствовавших на мете происшествия, а также оценить степень их осведомленности о случившемся событии. Особого внимания и такта заслуживают очевидцы, не имеющие возможности оставаться на месте происшествия продолжительное время.

Исходя из того, что очевидцы, которым удалось видеть начальную, кульминационную и финальную стадии ДТП, встречаются чрезвычайно редко, желательно задержать их до прибытия следственно-оперативной группы (далее – СОГ), предоставить им возможность дать письменные показания, записать необходимые сведения о данных лицах, сообщить им номер телефона дежурной части и указать должностных лиц, к которым они впоследствии должны обратиться для дачи показаний.

В большинстве случаев основу свидетельской базы по делам о ДТП составляют показания тех, кто видел только конечную стадию данных происшествий, реагируя на скрип тормозов, шин и звук удара, а также на резкие изменения траектории движения ТС. Однако их показания представляют определенную ценность для установления механизма, последствий ДТП и действий его участников.

Обнаружить признаки причастности к ДТП можно при осмотре внешнего вида людей, присутствующих на месте происшествия. При этом должны быть опрошены все лица, которые имеют какие-либо травмы, повреждения одежды, находящиеся в возбужденном или подавленном состоянии, имеющие на одежде, теле и волосах следы ГСМ, осколки стекол транспорта, частички перевозимых грузов и т.д.

Обязательному опросу подлежат водители и пассажиры всех ТС, находящихся в зоне ДТП, среди которых могут оказаться как очевидцы, так непосредственные участники происшествия. В таких случаях основное внимание должно уделяться лицам, находящимся у транспортных средств и имеющим какие-либо внешние повреждения. Отсутствующих водителей ТС можно установить по регистрационным номерам ТС, а также по оставшимся в кабинах или салонах документам, вещам и перевозимым грузам. Иногда прояснить случившееся помогает опрос водителей маршрутного транспорта или других ТС, совершающих челночные рейсы по данному участку дороги или улицы.

Дать информацию об участниках и обстоятельствах ДТП могут жители близлежащих домов, работники АЗС, торговых и других предприятий, которые расположены в непосредственной близости от места происшествия.

Поскольку участники ДТП обычно находятся в состоянии нервного потрясения, их необходимо успокоить, а также принять меры по исключению побега с места происшествия. Для этого иногда достаточно демонстративно передать данные о задержанных дежурному, проверить данные или сведения, обратившись в адресное бюро, на предприятия, в учреждения по месту их работы или учебы, привлекая для этой цели помощников из числа сотрудников ОВД или находящихся на месте ДТП граждан. Такие меры возможны, разумеется, только в тех случаях, если участники ДТП не нуждаются в срочной медицинской помощи.

Бывают случаи, когда водители, оценив последствия ДТП, уезжают места происшествия, считая, что они имеют на это право, поскольку причинили вред самим себе, своим родственникам или знакомым. Подобным образом поступают пешеходы, осознавшие свою вину в создании аварийной обстановки. Однако такие действия виновников происшествия допускаются лишь тогда, когда ДТП сопровождается только материальным ущербом, и его участники согласны прибыть на ближайший пост или в подразделение ГИБДД для составления протокола, предусмотренного действующим законодательством.

Объяснения указанных лиц, водительские документы, изъятые у участников происшествия, прилагаются к протоколу, и весь материал сдается в дежурную часть ОВД или дежурному по строевому подразделению ДПС с регистрацией в соответствующем журнале учета.

По просьбе водителя ему выдается справка о повреждении транспортного средства.

Своевременное и непременное присутствие сотрудника ГИБДД на месте ДТП позволяет ему правильно зафиксировать обстановку ДТП в протоколе осмотра места административного происшествия.

В целях принятия законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту ДТП, в котором пострадали или погибли люди, а также полного установления обстоятельств совершенного преступления орган внутренних дел, как правило, создает следственно-оперативную группу, которую сотрудник ГИБДД через дежурного по органу внутренних дел (подразделению) вызывает на место ДТП с пострадавшими. В состав СОГ включаются: следователь (руководитель СОГ), сотрудники ГИБДД, оперуполномоченный уголовного розыска, судмедэксперт, эксперт-криминалист, инспектор-кинолог и др. Состав следственно-оперативной группы, в зависимости от характера ДТП, может варьироваться.

Выезд СОГ на место ДТП обеспечивает дежурный по органу внутренних дел, который сообщает членам СОГ сведения о характере ДТП, его координатах, участниках и т.п.

Следователь (дознаватель) на месте ДТП:

• координирует работу всех членов СОГ на месте ДТП;

• несет ответственность за результаты деятельности СОГ на первоначальном этапе расследования ДТП, а также за соблюдение участниками группы требований закона:

• проводит осмотр места происшествия, составляет протокол и схему;

• в соответствии с требованиями ст. 164 УПК РФ решает вопрос об участии в осмотре водителя и потерпевшего, которые в ходе осмотра могут давать пояснения об отдельных моментах и обстоятельствах происшествия.

Несет ответственность за качественное и своевременное проведение всех необходимых процессуальных действий, а в случае необходимости принимает решение о возбуждении уголовного дела по факту ДТП.

Сотрудник Госавтоинспекции выполняет поручения следователя или дознавателя относительно выполнения отдельных процессуальных действий по составлению процессуальных документов (схема места ДТП и другие). При отсутствии следователя (дознавателя) выполняет в полном объеме обязанности руководителя СОГ. Следует помнить, что выполняя поручения руководителя СОГ по составлению отдельных процессуальных документов сотрудник ГИБДД не должен делать это от своего лица и подписывать эти документы. После составления такие документы предъявляются руководителю СОГ для проверки их законности и правильности составления и подписания. При наличии составов по статьям 12.24 и 12.30 КоАП РФ осмотр места ДТП и составление материалов о ДТП возлагается на сотрудников ДПС ГИБДД.

Оперуполномоченный уголовного розыска (инспектор ГИБДД по розыску) оказывает содействие руководителю СОГ в выполнении следственных действий, выполняет его поручения, осуществляет оперативно-розыскные мероприятия:

• организует совместно с сотрудниками ГИБДД преследование скрывшегося водителя;

• принимает меры к организации заслонов и пикетов на путях возможного следования скрывшегося с места происшествия транспортного средства;

• устанавливает очевидцев и свидетелей ДТП, при необходимости отрабатывает жилой сектор;

• проводит опрос граждан, собравшихся на месте происшествия, в целях получения от них сведений, имеющих значение для выяснения обстоятельств дорожного происшествия и розыска скрывшегося транспортного средства и водителя;

• в необходимых случаях по указанию следователя или дежурного посещает медицинское учреждение, куда направлены потерпевшие, для получения от них объяснений об обстоятельствах ДТП;

• обеспечивает на месте ДТП безопасность движения транспортных средств и пешеходов;

• оказывает помощь следователю или дознавателю в осмотре места происшествия, в обнаружении следов и предметов, могущих иметь значение для раскрытия и расследования ДТП, позволяющих установить участвовавшее в дорожном происшествии транспортное средство;

К участию в осмотре ДТП могут быть привлечены эксперт-криминалист, специалист-автотехник, судебный медик (при наличии трупов на месте ДТП).

Следователь (дознаватель), сотрудник ГИБДД должен:

1. записать фамилию, имя и отчество пострадавшего, в какую больницу он направлен;

2. установить личность водителей транспорта, участвовавших в происшествии, проверить у них документы: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, грузосопроводительные документы, путевой лист и при необходимости их изъять;

4. если это не было сделано ранее — оказать помощь пострадавшим и организовать их транспортировку в ближайшее лечебное учреждение;

5. с помощью сотрудников подразделений ДПС ГИБДД обеспечить безопасность проведения осмотра, ибо он осуществляется на проезжей части, где, как правило, невозможно полностью закрыть движение; организовать дорожное движение на месте ДТП;

6. выяснить, не подвергалась ли изменению обстановка места происшествия;

7. составить представление о сущности ДТП, для чего получить соответствующую информацию от находящихся на месте ДТП сотрудников подразделений Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, водителей участвующих в ДТП транспортных средств, пострадавших;

8. дать поручение сотрудникам подразделений ДПС ГИБДД подобрать понятых, не являющихся очевидцами ДТП и, желательно, имеющих водительские удостоверения, разбирающихся в ситуациях, которые могут возникнуть при движении транспортных средств;

10. дать поручение сотрудникам милиции установить свидетелей ДТП и
незамедлительно их опросить.



  • Пользователей: 456621
  • Гостей: 243
  • Скрытых пользователей: 0 Сегодня отмечают день рождения Manfryd Sobótka ( 32 ), Агафон Ососков ( 32 ), Salamon Gołuch ( 38 ), Stanislav Kociołek ( 32 ), Hatif Turzyński ( 33 ), Waldomierz Wrona ( 32 ), Rinaldo Bobrowski ( 33 ), Аким Проничев ( 35 ), awawukot ( 34 ), unebuhoja ( 32 ), icuridix ( 33 ), ivajev ( 36 ), iverazec ( 35 ), draconianjam87 ( 45 ), ybyjujo ( 32 ), eqofaqa ( 36 )

Управление аварийно-спасательными работами

Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

Взаимодействие при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий ДТП — это согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту (объектам), времени и способам выполнения действия сил и средств органов управления и АСФ. Организация взаимодействия при ликвидации последствий ДТП включает комплекс мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами сторон и органами управления по согласованию действий сил и средств при совместном выполнении ими задач спасения пострадавших и ликвидации последствий ДТП.
Взаимодействие организуется с целью повышения оперативности и эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с ДТП, между привлекаемыми к их ликвидации федеральными органами исполнительной власти и организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также между аварийно-спасательными формированиями на месте ДТП.
Взаимодействие обеспечивается:
- взаимным оповещением и информированием о фактах ДТП, о составе и готовности сил и средств, имеющихся для их ликвидации;
- совместным и скоординированным применением АСФ;
- эффективным управлением работами и мероприятиями по ликвидации последствий ДТП.
Взаимодействие органов управления и АСФ, привлекаемых к спасению пострадавших в ДТП, организуется на всех уровнях РСЧС.
При этом органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем РСЧС решаются следующие задачи:
а) МВД России, территориальными органами внутренних дел, ГИБДД:
- информирование (оповещение) органов управления служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере ДТП;
- привлечение дежурных сил и средств, находящихся в их ведении, для выполнения АСР, пожаротушения и других мероприятий в зоне ДТП, а также охраны общественного порядка, имущества и обеспечения оперативно-следственных действий;
- принятие мер по прибытию к месту происшествия медицинских работников и оказанию первой экстренной медицинской помощи пострадавшим;
- ограничение или запрещение движения, направление транспортных средств в объезд зоны ДТП;
- содействие беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных и других служб;
- принятие мер и оповещение участников движения об опасности, вызванной ДТП;
- принятие мер по деблокированию пострадавших из поврежденных транспортных средств;
- обеспечение безопасности работ на месте ДТП;
- обеспечение эвакуации пострадавших из зоны ДТП;
- контроль за выполнением АСР в части сохранения первичной обстановки ДТП, сохранения вещественных доказательств;
- учет ДТП, анализ причин происшествий и разработка мер по их предупреждению; б) Минздравом России, территориальными и местными органами здравоохранения:
- привлечение дежурных сил и средств (в том числе Службы медицины катастроф) для деблокирования пострадавших из поврежденных транспортных средств и оказания медицинской помощи пострадавшим при проведении АСР;
- организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения с целью оказания специализированной медицинской помощи;
- организация оказания всем пострадавшим квалифицированной медицинской помощи;
в) Минтрансом России, территориальными и местными органами управления автотранспортом:
- обеспечение перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для спасения пострадавших в ДТП и осуществления эвакуационных мероприятий;
г) ФДС России, федеральными дирекциями или территориальными органами дорожной службы:
- обеспечение беспрепятственного и безопасного движения по автомобильным дорогам общего пользования в зоне ДТП;
д) МПС России, его территориальными и местными органами:
- участие в спасении пострадавших в ДТП, связанных с объектами железнодорожного транспорта (вокзалами, станциями, переездами, эстакадами, мостами, путепроводами и др.) и восстановление движения автотранспорта и железнодорожного транспорта;
е) МЧС России, региональными, территориальными и местными органами управления по делам ГОЧС (при ДТП федерального, регионального, территориального и местного уровней, соответственно):
- организация управления и координации действий всех органов управления и АСФ, привлекаемых для спасения пострадавших в ДТП;
- обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды в зоне ДТП;
- организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;
- организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдением режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности;
- оказание помощи в доставке в район ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
- обеспечение проведения АСР при ДТП поисково-спасательными службами и другими силами и средствами МЧС России;
- обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями АСФ непосредственно по прибытии на место ДТП в случае отсутствия сотрудников МВД России (инспектора-дознавателя ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.
ж) Комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, комиссиями по ЧС объектов:
- назначение руководителя работами по спасению пострадавших в ДТП (при ДТП местного и территориального уровней);
- организация передачи оперативной информации в Центр управления в кризисных ситуациях, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, региональные информационно-управляющие центры, информационно-управляющие центры органов управления по делам ГОЧС, информационные центры организаций;
- принятие решения о привлечении необходимых сил и средств для спасения пострадавших в ДТП;
- руководство работами по спасению пострадавших в ДТП;
- обращение за помощью к вышестоящим органам исполнительной власти или через них к органам исполнительной власти федерального уровня при недостаточности собственных сил и средств;
- информирование органов социальной защиты населения при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления о гражданах, пострадавших в ДТП, для оказания помощи пострадавшим в соответствии с действующим законодательством;
- контроль и оценка результатов деятельности по совершенствованию взаимодействия при ликвидации последствий ДТП.

Читайте также: