Специальная оценка условий труда водителей автомобилей

Обновлено: 01.06.2024

Автомобиль — нестационарное рабочее место и законодательство предусматривает особенности проверки мобильных служебных помещений. Поэтому каждый руководитель должен знать, как провести спецоценку условий труда в организации для шофера.

Специальная оценка условий водительского труда заключается в экспертизе авто, которым управляет служащий. Поэтому проводится не СОУТ водителей автомобиля, а экспертиза машины. Если машин в гараже много, это называется аналогичное место работы. Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ № 426, экспертизу проводят только в 20% от общего количества автомобилей. Но если в одной из проверяемых единиц обнаружены нарушения, то эксперты проверяют все остальные машины.

СОУТ для водителей грузовых автомобилей замеряет уровень:

  • шума;
  • вибрации;
  • акустики;
  • микроклимат в кабине (кондиционирование, температура);
  • тяжесть трудового процесса;
  • напряженность;
  • психоэмоциональные факторы.

Эксперты замеряют эти показатели специализированным прибором, но в дополнение беседуют с каждым водителем и протоколируют проанализированные сведения. Схема экспертизы СОУТ для водителей легковых автомобилей аналогична и требования к проверке и установке класса вредности предъявляются те же.

Консультант по охране труда. Выпуск №12 - Вопросы по спецоценке условий труда

Рассмотрите, пожалуйста, такую ситуацию: как рассчитать количество рабочих мест, если к организации относятся различные филиалы, то есть те же самые офисы, но расположены в других здания, соответственно по другому адресу. Можно ли их считать аналогичными?
Ответ:

Здравствуйте, в прошлом году при проведении специальной оценки на рабочем месте водителя автомобилям были проведены замеры легкового автомобиля Рено. В этом году руководством было принято решение продать старый автомобиль и купить новый. Как быть с результатами СОУТ? Нужно ли проводить СОУТ данного р. м. заново?
Ответ:

В нашей организации есть сотрудник, который на полставки работает на нескольких должностях естественно в своем кабинете за своим рабочим столом, считать ли данное РМ как одно?
Ответ:

Проведение СОУТ водителей

СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования.

Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

СОУТ водителя легкового автомобиля представляет собой идентичный процесс и предъявляет аналогичные требования к проверке нестационарного рабочего места и определения его класса вредности.

Факторы, влияющие на класс вредности

В отличие от АРМ, СОУТ водителей теперь предусматривает идентификацию. Процедура проводится представителем аккредитованной экспертной организации, который обязан выявить факторы, влияющие на водителей, и сравнить их с предложенным Минтрудом классификатором. Проводившаяся ранее аттестация рабочих мест предусматривала оценку ряда факторов:

  • особенности освещенности;
  • присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
  • уровень вибрации, как общий, так и локальный;
  • напряженность рабочей обстановки;
  • шумность и наличие инфразвука;
  • тяжесть труда.

Согласно предложенному Минтрудом документу:

  • параметры освещенности могут влиять только на особо точные работы;
  • оценка микроклимата применяется, если оборудование на рабочем месте является его источником;
  • виброакустический фактор берется в расчет, если имеется оборудование, которое служит его источником.

Эти особенности проведения СОУТ водителей повлияли на количество льгот, которые раньше получали сотрудники на данной должности.

Как сохранить компенсацию?

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей может привести к сокращению количества льгот. Чтобы избежать этого — сохранить класс вредности, а с ним и объем компенсации — нужно выполнить следующие рекомендации:

  1. Внести предложения по коррекции перечня изучаемых факторов. Специалист экспертной организации может не учесть отдельные факторы, руководствуясь общим представлением об идентификации, однако в приложении к приказу Минтруда №31 от 2014 года есть конкретная информация, что конечный список факторов формируется комиссией работодателя, а не экспертом. Потому можно провести оценку тех воздействий, на которые жаловались работники, привлечь факторы, влияющие на развитие профессиональных заболеваний и дополнить предложение ссылкой на СП 4616-88.
  2. Если когда-либо проводилась АМР, следует проанализировать полученный результат. Если уже есть факторы, которым присваивался вредный класс, они должны учитываться и в процессе СОУТ.
  3. Оценить напряженность трудового процесса. В процессе идентификации, при анализе документов, касающихся режима труда и отдыха, нужно уделить внимание среднему количеству сигналов, как звуковых, так и световых, поступающих за час работы. Допустимое число 175 за час, но оно может достигать и четырехсот. Итоговый класс, присвоенный рабочему месту, будет зависеть от количества часов управления за смену.

Следуя таким рекомендациям, можно добиться сохранения вредного класса для сотрудников на водительской должности.

Чего ждать водителям от СОУТ в будущем?

Процесс СОУТ с учетом изменений может привести к негативу со стороны персонала. Рекомендуется, во-первых, всегда оповещать работников о том, что проводится процедура спецоценки, во-вторых, не пренебрегать сбором пакета документов и требовать от экспертной организации изменений, которые помогут сохранить класс вредности. Прежде чем отдать водителям карту СОУТ для ознакомления, стоит проверить ее самостоятельно.

Минтруд отметил особенности СОУТ водителей городского пассажирского транспорта, поэтому сейчас находится в разработке документ, который позволит оценивать их труд иначе. Это позволит работникам не лишится привычной компенсации.

Чем отличается спецоценка водителей от оценки, которая осуществлялась при аттестации?

СОУТ водителя легкового автомобиля отличается от АРМ тем, что не каждый фактор из списка, который раньше рассматривался при определении объема льгот и компенсаций, сегодня учитывается экспертом. Проводится процедура идентификации. Если работодатель не подойдет к вопросу разумно, сотрудник может потерять компенсации, так как рабочие условия будут признаны допустимыми.

Нужна ли специальная оценка условий труда для водителей?

Проведение СОУТ водителей является обязательным, как и специальная оценка рабочих мест в любых других отраслях. Работодатели обязаны проводить процедуру, иначе к ним могут предъявляться штрафные санкции.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

Процедура идентификации, которая проводится в рамках СОУТ, требует:

  • не учитывать освещенность, если сотрудник не выполняет точные работы;
  • исключить факторы микроклимата и виброакустики, если они не производятся технологическим оборудованием;
  • исключить эмоциональную и интеллектуальную нагрузку.

Видоизменился учет монотонности труда и сенсорной нагрузки. Все эти изменения привели к тому, что класс вредности не присваивается, а значит, исключаются и компенсации.


Для водителя

Российское законодательство устанавливает необходимость регулярного обследования мест исполнения служебных обязанностей на предприятиях для определения степени неблагоприятного воздействия в ходе производства на здоровье персонала. В результате такого процесса устанавливают регламент использования защитных средств, назначают выплату компенсационных пособий и доплат в качестве возмещения ущерба, относят профессию к различным группам по вредности, определяют количество дней отпуска, оплачиваемого работодателем, прочие преференции.

В предлагаемом материале рассматривается аттестация рабочего места по условиям труда водителя автомобиля с кратким обзором назначения и порядка данной процедуры.

Рабочее место водителя

Кабина автомобиля – место, в котором водитель проводит большую часть рабочего времени (это отсек с сиденьем, органами управления и контроля, защищенный от воздействия внешней среды). Поэтому именно ее относят к основному месту исполнения обязанностей представителя данной профессии.

Рабочее место водителя

Кабина

Требования к кабине определяют государственные стандарты, различные для разной техники:

Также требования изложены в Техническом регламенте ТАОС ТР ТС 018/2011, прочих нормативных документах.

Согласно этим стандартам, кабина должна предусматривать наличие:

  • запираемых дверей;
  • сиденья для водителя с регулированием в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклона спинки;
  • стеклоочистителей, омывателя лобового стекла с подогревом при работе зимой;
  • обогревательного устройства для комфортных условий в холодное время года;
  • приборной панели, расположенной напротив водительского сиденья;
  • освещения внутреннего пространства кабины и панели приборов;
  • солнцезащитного устройства;
  • зеркал заднего вида;
  • места для размещения аптечки;
  • диэлектрического коврика и аналогичного покрытия педалей сцепления, тормоза и газа;
  • огнетушителя.

Кстати. В кабине водителя должны поддерживаться надлежащие санитарные условия по чистоте, содержанию воздушной среды согласно условиям соответствующих нормативов. Запрещено размещать внутри салона аккумуляторное устройство.

Инструменты и приспособления

  • стальных подставок;
  • буксировочного троса;
  • лопаты;
  • предохранительной вилки для замка колеса;
  • противоскользящих цепей (зимой).

Присутствие прочих инструментов не регламентируется. Но в дороге водителю сложно обойтись без минимального набора приспособлений для устранения возможных неисправностей:

  • домкрата;
  • гаечных, разводных и торцевых ключей;
  • фигурных, крестовых и плоских отверток;
  • динамометрического ключа;
  • молотка;
  • плоскогубцев;
  • зубила;
  • набора напильников;
  • смазочного шприца;
  • набора щупов для измерения зазора, другого измерительного инструмента.

В комплекте обязательно должно быть запасное колесо.

Обустройство автомобиля, прицепа и полуприцепа

Требования к обустройству автомобильной техники (включая прицепы и полуприцепы) установлены Техническим регламентом ТР ТС 018/2011. Необходимо обеспечить исправность:

  • тормозов;
  • рулевого управления;
  • осветительных и сигнализационных приборов;
  • надлежащее давление в шинах, целостность ходовых колес;
  • ремней безопасности;
  • сцепных элементов;
  • задних и боковых защитных устройств;
  • мотора, включая все его системы;
  • других конструктивных элементов.

Нельзя изменять конструкцию авто, не согласовав вносимые коррективы с изготовителем. Результаты надлежащим образом оформляют, проводят перерегистрацию ТС в органах ГИБДД с учетом измененных характеристик транспорта.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта

Аттестация рабочего места по условиям труда водителя ТС

Рабочее место водителя периодически аттестуют, чтобы оценить состояние условий труда. Эти работы выполняет специализированная экспертная организация, привлеченная работодателем на договорной основе, при условии соответствия исполнителя предусмотренным законодательством требованиям.

Работы выполняют в порядке, установленном утвержденной методикой, чтобы избежать субъективности в оценке неблагоприятных обстоятельств и объективно выдержать правила проведения данной процедуры.

В составе комиссионной группы присутствует аттестованный эксперт, производящий измерения. Проверку организует администрация предприятия, обязанная предоставить исполнителю необходимую документацию и разработать меры по итогам проведенного обследования.

Порядок аттестации регламентирован Федеральным законом № 426-ФЗ, принятым в декабре 2013 года.

На основании п. 1 Методических рекомендаций, утвержденных в январе 2014 года приказом Минтруда РФ № 33н, данное мероприятие проводят, чтобы:

  • идентифицировать неблагоприятные характеристики, потенциально влияющие на водителя соответствующего предприятия, производственного участка, для того или иного автомобиля (с учетом марки и модели);
  • исследовать и измерить количественные показатели указанного влияния;
  • отнести условия рабочего места к соответствующей группе по установленному классификатору;

Работы оформляют согласно требованиям, установленным действующими законодательными актами, с составлением комплекта обязательных бумаг.

Сроки проведения

Обследование проводят с периодичностью в 5 лет с последующей переаттестацией по истечении указанного срока.

Возможно проведение внеочередной проверки, обусловленной:

  • созданием новых рабочих мест;
  • изменением технологии производства;
  • применением новых материалов;
  • предписанием государственного инспектора;
  • использованием новых средств защиты, которые могут изменить степень воздействия на водителя вредных веществ;
  • произошедшим несчастным случаем или отмеченным профзаболеванием;
  • решением трудового коллектива, оформленным при участии профсоюзной организации.

От момента наступления перечисленных событий до дня проведения оценки не должно отмечаться ухудшения состояния рабочего места, подлежащего проверке.

Аттестационная комиссия

Состав аттестационной комиссии формируют из представителей проверяемого предприятия. Руководит группой директор или его непосредственный заместитель. В качестве членов в нее входят специалист по ОТ, профсоюзного комитета, руководители подразделений. Экспертов независимой экспертной организации, привлеченной по ГПД, в комиссионную группу не включают.

В задачу комиссии входит организация подготовительных действий (с составлением списка профессий и их расстановкой по рабочим местам, распределения оценочных мер по датам, мероприятий по итогам проверки, подготовкой данных о выплачиваемых компенсациях).

Привлеченная экспертная комиссия до истечения 5 дней от момента заключения договора с заказчиком передает в единую информационную базу идентификационный номер данного исследования. Эксперт проводит оценку согласно составленному комиссией графику.

Оценка условий труда

Условия труда оцениваются двумя последовательными методами.

Оценка условия труда

Инструментальная

Инструментальный метод предполагает:

  • хронометраж рабочего времени с определением фактической продолжительности пребывания водителя в течение смены в кабине или других точках с описанием проведенных работником действий;
  • замеров характеристик производственной среды соответствующих значений загазованности, запыленности воздуха рабочей окружающей среды, шума, вибрации, прочих неблагоприятных воздействий.

Выполненные измерения фиксируют протоколами. Если водитель работает одновременно на нескольких автомобилях, замеряют показатели для каждой из марок машин. При нескольких идентичных рабочих местах достаточно исследовать 20 процентов общего количества без полной оценки каждой точки.

Экспертная

По результатам выполненных измерений характеристик рабочей среды эксперт оценивает соответствие показателей утвержденным нормам. При выявлении отклонений это отмечают в экспертном заключении, оформляемом по результатам проверки.

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса

Тяжесть и напряженность труда оценивают исходя из результатов хронометража с учетом операций, выполняемых водителем, и интенсивности загрузки в ходе смены. На данную оценку также влияет значение промежутка времени, выделяемого на отдых в течение рабочего дня, интервал между отдельными сменами.

Оформление результатов аттестации

Проведенную аттестацию надлежащим образом оформляют документально.

Карта фотографии рабочего времени водителя

Эту карту заполняют в табличной форме по стандартному образцу со столбцами следующего содержания:

  • начала и окончания действия;
  • выполняемой операции;
  • продолжительности выполнения.

Отдельно отмечают все действия водителя за прошедший трудовой день. По завершении хронометража фиксируют продолжительность полезных действий. При исследовании рабочего места эти операции делят на группы по характеру движений и затратам энергии для аттестации общей трудоемкости выполнения служебных обязанностей.

Карта аттестации рабочего места

Эту карту оформляют на стандартном бланке с указанием:

  • наименования и адреса предприятия;
  • номера карты;
  • названия рабочего места;
  • подразделения;
  • марки и других данных грузового или легкового автомобиля;
  • кода ЕТКС;
  • категории, к которой относят персонал;
  • формы организации труда;
  • результатов оценки по различным показателям;
  • наличия защитных средств;
  • предусмотренных доплат к тарифу;
  • количества рабочих часов в неделю, длительности отпуска;
  • рекомендуемого режима труда и отдыха с указанием частоты перерывов, другими рекомендациями;
  • требований к водителям, подходящим для данной профессии;
  • периодичности медосмотров;
  • способов улучшения условий труда на рабочем месте;
  • итоговыми рекомендациями комиссии.

Документ подписывают участники комиссионной группы, указывают дату проверки.

Протокол измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса

Этот протокол показывает интенсивность нагрузки работника с учетом тяжести трудового процесса на основе выполненных расчетов.

После указания в документе наименования АТП, номера и даты составления документа, данных по рабочему месту (структурного подразделения, участка, кода профессии, половой принадлежности сотрудника, количества рабочих мест и краткого описания обязанностей) следует таблица с указанием таких показателей:

  • общей массы грузов с учетом расстояния переноски;
  • количества наклонов в течение дня;
  • региональной нагрузки при переноске тяжестей на дистанцию 1 м;
  • общей нагрузки при ручной переноске материалов и деталей на дистанцию в пределах 5 м;
  • аналогичных данных при расстоянии более 5 м;
  • продолжительности нахождения в стоячем положении.

СОУТ вместо АРМ

Введенным Федеральным законом № 426-ФЗ взамен аттестации рабочих мест (АРМ) стали проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). В приведенной ниже таблице указаны основные отличия данных процедур.

ХарактеристикаАРМСОУТ
Заинтересованность руководства и владельцев предприятия в процедуреНедостаточная (АРМ не гарантировала снижение страховых выплат)Присутствует ввиду достаточности СОУТ для корректировки тарифа взносов в ПФР
Чем утвержденаПриказом МинсоцздравразвитияФедеральным законом
Указание в нормативе обязанностей участниковРазрозненныеВ рамках единого документа
На кого возложены оценочные функцииНа специалиста по АРМНа независимого эксперта
Состав комиссииПредставители предприятия и оценочной организацииЭкспертная организация исключена из состава комиссионной группы
Состав принимаемых мерСодержалась сертификация работ по ОТ, не влиявшая на будущую аттестациюВвели декларирование условий рабочего места по итогам идентификации эксперта

Необходимость ввода СОУТ вместо АРМ объясняется несовершенством действовавшей процедуры.

Профессия водителя – одна из наиболее сложных. Аттестация рабочего места ставит задачей оценить влияние неблагоприятных факторов на здоровье сотрудника с учетом специфики служебных обязанностей.

Читайте также: