Тахометр тэ 45 схема подключения

Обновлено: 04.07.2024

Техническое описание

и инструкция по эксплуатации

Мп0.278.006 ТО

1.1 Настоящая инструкция содержит описание устройства тахометра, принци­па действия, а также технические характеристики и сведения, необходимые для правильной эксплуатации тахометра и поддержания его в постоянной готовности к работе.

2 НАЗНАЧЕНИЕ

2.1 Тахометр магнитоиндукционный ТЭ-4В предназначен для непрерывного дистанционного измерения частоты вращения вала двигателя в системах транспортных средств и машинах специального назначения.

Тахометр представляет собой комплект, состоящий из датчика и магнитоиндукционного измерителя.

2.2 Датчики и измерители соответственно взаимозаменяемы.

3 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

3.1 Погрешности показаний измерителя тахометра при температурах окружаю­щего воздуха (20 ±5) °С, (50 ±5) °С и минус (50 ± 5) °С не превышают значений, указанных в таблице 1.

Температура, 0 С

минус (50 ±5)

Погрешность показаний, об/мин

от 1000 до 4000

1 Для тахометров с коэффициентом 1:2 в диапазоне от 500 до 1000 об/мин допускается колебание стрелки не более ± 50 об/мин. Для тахометров с коэффициентом 2:1 в диапазоне от 125 до 250 об/мин допускается колебание стрелки не более ± 13 об/мин.

2 Отклонение стрелки измерителя от нулевой отметки допускается для тахометров с коэффициентом 1:2 в пределах ± 40 об/мин, для тахометров с коэффициентом 2:1 в пределах ± 10 об/мин.

3.2 Коэффициент тахометра 1:2 или 2:1 (отношение значения входной частоты враще­ния к значению частоты вращения, показываемой измерителем).

3.3 Измеритель устойчив к воздействию вибрации с ускорением 15 м/с 2 и частотой от 5 до 80 Гц, при этом колебание и смещение (увод) стрелки в диапазоне измерений от 1000 до 4000 об/мин не превышает ± 25 об/мин для тахометра с коэффициентом 1:2 и в диапазоне измерений от 250 до 1000 об/мин не более ± 6 об/мин для тахометра с коэффициентом 2:1.

3.4 Датчик выдерживает вибрационную нагрузку с ускорением 100 м/с 2 и частотой от 10 до 200 Гц.

3.5 Напряжение между каждыми двумя фазами датчика Д-4, нагруженного одним измерителем и датчика Д-5, нагруженного двумя измерителями, при 3000 об/мин по шкале измерителя 1:2 или 750 об/мин по шкале измерителя с коэффициентом 2:1 после работы в течение одной минуты, находится в пределах от 10,5 до 12,5 В.

3.6 Сопротивление изоляции электрических цепей тахометра относительно корпуса и между собой при температуре окружающего воздуха (20±5) °С и относительной влажности до 80 % не менее 20 МОм.

3.7 Электрическая изоляция тахометра при температуре окружающего возду­ха (20 ± 5) °С и относительной влажности до 80 % выдерживает в течение 1 мин напряжение 500 В переменного тока частотой 50 Гц.

3.8 Масса датчика не более 0,98 кг , измерителя не более 0,70 кг .

4.1 Комплект поставки соответствует таблице 2.

Розетка 2МРД18КУН4Г5В1

Для исполнения У2

Для исполнения Т2

Для исполнения У2

Розетка 2РМДТ18КПН4Г5В1

Для исполнения Т2

Винт М4-6 g х18.32.029

Шайба 4.32.029 ГОСТ 11371-78

Паспорт на измеритель ТЭ-4В

Паспорт на датчик Д-4

Паспорт на датчик Д-5

Техническое описание и инструкция по эксплуатации

Примечание – При поставке в один адрес партии тахометров прилагается одно техническое описание на 10 приборов.

4.2 Допускается раздельная поставка измерителей и датчиков.

4.3 Комплект поставки измерителя ТЭ-4В соответствует указанному в таблице 2а.

Таблица 2а

Паспорт на измеритель ТЭ-4В

Техническое описание и инструкция по эксплуатации

Винт М4-6 g х18.32.029 ГОСТ 17473-80

Шайба 4.32.029 ГОСТ 11371-78

Примечание – При поставке в один адрес партии измерителей прилагается одно техническое описание на 10 приборов.

4.4 Комплект поставки датчика Д-4 должен соответствовать указанному в таблице 2б.

Паспорт на датчик Д-4

Техническое описание и инструкция по эксплуатации

Примечание – При поставке в один адрес партии датчиков прилагать одно техническое и инструкцию по эксплуатации на 10 приборов.

4.5 Комплект поставки датчика Д-5 должен соответствовать указанному в таблице 2в.

Паспорт на датчик Д-5

Техническое описание и инструкция по эксплуатации

при заказе переходной

коробки (для исп. У2)

при заказе переходной

коробки (для исп. Т2)

Примечание – При поставке в один адрес партии датчиков прилагать одно техническое и инструкцию по эксплуатации на 10 приборов.

5 УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТАХОМЕТРА

5.1 Конструкция датчиков Д-4 и Д-5

Датчики (рисунок 1) представляют собой трехфазный генератор переменного тока с постоянным магнитом-ротором 5.

Датчик Д-4 предназначен для работы с одним измерителем, а датчик Д-5 для работы с двумя измерителями.

Передача вращения от приводного вала двигателя на ротор датчика осуществляется при помощи хвостовика 1, вставленного во втулку 4 ротора и скрепленного с ней. Такой вал обладает достаточной гибкостью, хорошо противостоит скручивающим колебаниям, компенсирует небольшие перекосы, которые могут быть при монтаже датчика.

Между втулкой ротора и хвостовиком вставлен сальник 6, предотвращающий попадание смазки в полость датчика.

Ротор вращается в шарикоподшипниках 17 и 19, установленных в передней крышке 2 и обойме 16. Обойма армируется в заднюю крышку 7 при отливке. Шарикоподшипники смазываются смазкой ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-60.

Крышки посредством винтов 18 скрепляют статор 3 и ротор.

Подсоединение монтажных проводов, идущих от измерителя к датчику, осуществляется посредством наконечников 12 и колодки 14, вставленной в гнездо задней крышки и привернутой к ней двумя винтами.

5.2 Конструкция измерителя ТЭ-4В

Измеритель (рисунок 2) тахометра состоит из синхронного мотора и изме­рительного механизма, смонтированных в корпусе.

Синхронный мотор состоит из статора 11, представляющего собой трех­фазную обмотку 12, помещенную в пластинчатый пакет, ротора 18, выпол­ненного в виде трех постоянных крестовидных магнитов 19 и элемента за­пуска, состоящего из трех дисков гистерезиса 17, напрессованных на втулку 16.

Постоянные магниты посажены на вал 13 свободно и передают крутящий момент на него при помощи передаточной пружины 20. Опорой для вала служат шарикоподшипники 14, вмонтированные в экраны 15 и 21. Шарико­подшипники смазываются маслом смазочным 132-08 ГОСТ 18375-73.

р исунок 1 – Конструкция датчиков Д-4 и Д-5

р исунок 2 – Конструкция измерителя ТЭ-4В

Один конец вала проходит через отверстие экрана 21 и на нем крепит­ся магнитный узел 22, состоящий из двух плат с запрессованными в них постоянными цилиндрическими магнитами 23. Платы расположены таким обра­зом, что противоположные полюсы магнитов находятся друг против друга и концентрируют магнитный поток по периферии чувствительного элемента 24, закрепленного на оси 4 измерительного механизма. Чувствительный эле­мент расположен в воздушном зазоре магнитного узла между торцами цилин­дрических магнитов.

Стрелка 3, насаженная на конец оси, показывает по шкале 5 частоту вращения вала двигателя.

Таким образом, изменение электросопротивления чувствительного эле­мента и изменение индукции в зазоре практически сохраняют почти неизмен­ной величину вращающего момента чувствительного элемента, создаваемого магнитным узлом.

Измерительный механизм укреплен на трех стойках 8, на которых имеют­ся регулировочные гайки 10, предназначенные для выравнивания положения всего узла и регулирования зазора между чувствительным элементом и цилиндрическими магнитами.

Противодействующая пружина 7 прикреплена внутренним концом к втулке, напрессованной на ось, а наружным к поводку 25. К верхнему мостику 2 прикреплен демпфер 1. Демпфер представляет собой узел, аналогичный маг­нитному узлу. Между торцами магнитов расположен диск 6, укрепленный на оси измерительного механизма.

5.3 Принцип работы тахометра

Дистанционное измерение частоты вращения магнитоиндукционным тахо­метром основано на принципе электрической дистанционной передачи враще­ния вала двигателя валу измерителя и на принципе преобразования враще­ния вала в угловые перемещения стрелки магнитоиндукционного узла.

Принципиальная электрическая схема тахометра приведена на рисунке 3. В обмотке статора 1 датчика при вращении ротора 12 возбуждается трех­фазный ток с частотой, пропорциональной частоте вращения вала двигателя. Ток по трем проводам подводится к обмотке статора 2 синхронного мотора измерителя.

Частота вращения магнитного поля статора измерителя пропорциональна частоте тока в фазовых обмотках статора датчика и, следовательно, часто­те вращения вала двигателя.

Рисунок 3 – Принципиальная электрическая схема тахометра

Ротор мотора измерителя вращается с частотой, синхронной вращению магнитного поля статора. При вращении магнитного узла 9 в чувствитель­ном элементе 3 индуктируются вихревые токи. В результате взаимодействия вихревых токов с магнитным полем магнитного узла создается вращающий момент чувствительного элемента, пропорциональный частоте вращения маг­нитного узла.

Вращающему моменту чувствительного элемента противодействует момент спиральной пружины 4. Так как момент спиральной пружины пропорционален углу ее закручивания, то угол поворота чувствительного элемента пропор­ционален частоте вращения магнитного узла, и соответственно, частоте вращения вала двигателя. На конце оси чувствительного элемента укреплена стрелка 7, показывающая по равномерной шкале 6 измерителя частоту враще­ния вала двигателя.

Для повышения устойчивости стрелки и улучшения отсчета показаний применено демпфирование подвижной системы измерителя. При движении под­вижной системы магнитный поток магнитов 8 наводит в алюминиевом диске 5 вихревые токи. Вихревые токи взаимодействуют с магнитным полем магнитов, и в подвижной системе возникает тормозящий момент.

Ротор мотора измерителя состоит из постоянных магнитов 10 и гистерезисных дисков 11, соединенных вместе. Взаимодействие такого ротора с магнитным полем статора определяется взаимодействием магнитных полей постоянных магнитов и гистерезисных дисков.

С увеличением индукции вращающегося магнитного поля увеличивается индукция и вращающий момент гистерезиса и ротор входит в синхронный режим с вращающимся магнитным полем.

В синхронном режиме работы мотора измерителя при одинаковых оборо­тах ротора и поля статора магнитное поле обмотки статора взаимодействует с сильным потоком постоянных магнитов и потоком гистерезисных дисков, намагничиваемых полем статора.

С увеличением числа оборотов двигателя увеличивается напряжение питания обмотки статора мотора и индукция вращающегося магнитного поля статора, что повышает намагничивание гистерезисных дисков и увеличивает вращающий момент ротора.

При резких увеличениях частоты вращения магнитного поля статора воз­можен случай асинхронного режима работы мотора, когда полюсы постоянных магнитов вращаются с некоторым отставанием от полюсов поля статора. При этом гистерезисные диски помогают ротору следовать за магнитным полем статора и вводить постоянные магниты ротора в синхронную работу с полем статора.

Для облегчения взаимодействия постоянных магнитов с вращающимся маг­нитным полем, они насажены на вал так, что могут свободно поворачиваться вслед за вращающимся полем, не принимая нагрузки вала до тех пор, пока поводок ротора не воспримет на себя нагрузку от передаточной пружины, после чего магниты воспринимают тормозные нагрузки вала ротора.

Магниты успевают вступить во взаимодействие с вращающимся магнитным полем, следовать за ним, войти в синхронный режим до принятия нагрузки вала и преодолеть ее уже в режиме синхронной работы, когда они обладают значительным взаимодействием с магнитным полем токов обмотки статора.

6.1 Вставить хвостовик датчика в гнездо вала объекта, а кольцевой выступ на передней крышке датчика - в кольцевую впадину на объекте и закрепить датчик винтами, которые затем законтрить.

Габаритные размеры датчиков приведены на рисунке 4.

6.2 Вставить измеритель 2 (рисунок 8) в отверстие приборной доски 3 с обрат­ной стороны и ввернуть винты 4 в гайку 1. Допускается наклон измерителя к горизонтальной плоскости ± 15°.

Габаритные размеры измерителя приведены на рисунке5.

Соединить измеритель с датчиком электрическими проводами с сечением жилы не более 1 мм . Монтажные схемы тахометра (схемы соединения) при­ведены на рисунках 6 и 7. Присоединение проводов к измерителю производить посредством розетки соединителя (рисунок 9).

Для крепления проводов к гильзам 4 розетки необходимо:

1) отвернуть гайку 3, гайку 6 и ослабить два винта 9;

2) пропустить монтажные провода через уплотнительную втулку 7,
гайку 6 и патрубок 5. Концы проводов зачистить на длине 6- 7 мм , облу-
дить, вставить в гильзы розетки до упора и припаять.

Большегрузные автомобили Камаз прошли долгий путь различных модификаций. Статья содержит информацию о тахометре автомобиля Камаз.

Автомобиль Камаз

Тахометр автомобиля Камаз

Также будет дана информация о возможных неисправностях этого прибора, способах его подключения.

Назначение

Тахометр на автомобиле Камаз выполняет все ту же функцию. С помощью него владелец получает информацию о количестве оборотов работающего силового агрегата. На моделях старого и нового образца, устанавливаются счетчики оборотов электронного типа. Такими приборами большегрузные машины стали оснащаться с 1985 года. Работа прибора осуществляется за счет поступающих электрических импульсов от генератора автомобиля.

Тахометр вид сзади Камаз

Такая схема используется по причине невозможности установки дополнительного датчика в коробку передач. Большие нагрузки, частая смена оборотов, торможение при помощи коробки под воздействием большой инерции, не могут обеспечить правильную эксплуатацию подобной схемы подключения, как у легковых автомобилей.

Неисправности

Не работает тахометр Камаза по нескольким причинам. Все они связаны с работой генератора. Симптомы и причины следующие:

Предохранительный блок Камаз

Все эти симптомы требуют своевременной проверки.

Проверка

Основной проверкой является тест подачи импульсного напряжения на работающем двигателе. Для этого необходимо:

  1. Тестер перевести в режим замера постоянного напряжения.
  2. К клемме ~ генератора присоединить красный щуп мультиметра.
  3. Измерительный щуп черного цвета соединить с массой.

Работающий генератор должен выдавать импульсные значения напряжения от 12 до 24 вольт.

Проверка тахометра мультиметром

Эти способом проверяется наличие импульсных сигналов, поступающих с самого электрического генератора. Для проверки работы самого прибора, нужно подать напряжения 12 вольт на клемму ~. Напряжение подается прерывистыми касаниями. Стрелка должна отреагировать скачком. Если этого не происходит, прибор признается непригодным к эксплуатации.

Подключение

Подключить счетчик оборотов к генератору автомобиля Камаз достаточно просто. Для этого потребуется:

  1. Сам тахометр.
  2. Медный провод с плотной изоляцией, сечением не менее 4 мм.

Далее подключение проводится по следующей схеме:

Обозначение клемм на генераторе

На старых генераторах часто нет клеммы ~ (W). Для подключения придется демонтировать генератор, снять пыльник и найти 3 скрутки, соединяющие обмотку в цельную цепь. К любому из этих соединений можно подключить провод от клеммы ~ прибора. Важно, чтобы соединение провода было обеспеченно спайкой, а прокладка в самом генераторе не создала обрыва или замыкания по причине контакты с вращающимися элементами механизма.

Обозначение клемм на тахометре

Тахометры также оснащаются лампой подсветки прибора. Ее необходимо подключить к переключателю внешнего освещения.

Схема подключения

Заключение

Подключить тахометр на Камаз можно самостоятельно. Главное соблюдать полярность и обеспечить хорошее контактное соединение. Если возникают какие-то трудности или непонимание, то лучше обратится к инструкции по эксплуатации оборудования и найти ответ на нужный вам вопрос.

Отзывов: 0

Датчик тахометра ТЭ-45М предназначен для выдачи электрического сигнала с частотой, пропорциональной частоте вращения вала двигателя, и представляют собой трехфазные магнитоэлектрические генераторы переменного тока.

Изготовитель гарантирует соответствие качества прибора датчик тахометра ТЭ-45М требованиям технических условий ТУ при соблюдении потребителем условий и правил хранения, транспортирования, монтажа, эксплуатации установленных техническими условиями и эксплуатационной документацией.


Как-то ране увидел в магазине тахометр, внешне дизайн такой-же как и УАЗ-овского
спидометра… Понравился он мне, да еще и цена вкусная… Ну и купил его:



Отдал за него всего 950 тн. (6.5$)

Пока жду выходных, дабы продолжить заниматься УАЗ-иком, решил разобраться с тахометром.

Тахометр на 24В и работает от генератора, на каком-то грузовике, следовательно
передаточные числа скорее всего не как на УАЗ-е…



Разбираем, отогнув ушки ободка держащего стекло:









Найти принципиальную схему на этот тахометр в сети не смог.

Нарисовал его схему, долго правда очень мучался:


Многие резисторы там имеют цветовую маркировку, я ее я никогда не мог выучить и понять,
идиотизм просто с ней… Поэтому не все подписаны, другие замерил цешкой.

Дальше стал искать в сети все схемы тахометров и искать похожую…
И таки нашел, даже 1 в 1 :


С питанием 24В понятно как быть, сопротивление двух резисторов, каждый по 1.5 к
надо поделить пополам, поставив вместо них два по 750 ом…

А вот как быть с частотой, ведь тахометр измеряет частоту и преобразовывает ее
в ток, которым отклоняется стрелка. А частота работы генератора зависит от
оборотов его шкива, а его обороты не такие как на грузовике, так как там
шкив коленвала имеет другие размеры…

Думал, потом с трудом, на инфицированных сайтах нашел куски умной книжки,
где описываются тахометры и другие электронные авто устройства…

Думаю всем это пригодится, выкладываю:


Электронные тахометры

В электронных тахометрах (спидометрах) отсутствует гибкий вал, и информация с датчика на указатель передается с помощью электрических проводов, что позволяет устанавливать датчик и указатели практически на любом расстоянии друг от друга, не опасаясь биений стрелки указателя. Одновременно повышаются точность показаний и ресурс устройств.
На автомобилях семейства КамАЗ устанавливаются электронные тахометры типа 251.3813, управляющий сигнал на которые подается с одной фазы генератора. Поэтому генераторы типа Г273В, Г и Г288Е имеют дополнительный вывод фазы, положительные полупериоды напряжения которой используются в качестве датчика импульсов для управления тахометром. Схема подключения тахометра к генератору и бортовой сети автомобиля представлена на рис. 16.
При таком тахометре упрощается схема электрооборудования автомобиля, так как исключается необходимость установки специального датчика тахометра и, кроме того, водитель может получать дополнительную информацию о натяжении ремня привода генератора: в случае пробуксовки при слабом натяжении ремня будут наблюдаться колебания стрелки тахометра.




Ремонт электронных тахометров

Ремонт электронных тахометров требует специальных знаний, поэтому его могут проводить лица, имеющие навыки работы с электронной техникой. Для доступа к элементам схемы тахометр подлежит разборке, которую надо проводить с большой осторожностью в следующей последовательности.
Отверткой отогнуть усики зажимного кольца стекла, снять стекло вместе с кольцом, снять с оси стрелку индикатора, отвернуть два винта шкалы, что позволит высвободить ее. Затем с тыльной стороны корпуса отвинтить три винта. После этих операций индикатор тахометра с закрепленной на нем печатной платой свободно выходит из корпуса тахометра.
Схематичное расположение элементов на печатной плате со стороны печатных проводников показано на рис. 41. (Обозначение элементов дано по порядковым номерам электрической схемы).
Для поиска неисправностей и ремонта тахометра удобно воспользоваться устройством, электрическая принципиальная схема которого представлена на рис. 42.




Основу этого устройства представляет симметричный мультивибратор, который в зависимости от положения переключателя S2 вырабатывает импульсы с частотами следования, соответствующими частотам вращения коленчатого вала 1000 и 3000 об/мин, что определяется номинальными данными элементов схемы.
Эти импульсы через силовой транзистор подаются на сигнальный вход тахометра при его проверке.
При проверке устройство подключается к тахометру соединением одноименных клемм и разъемов. Если стрелка тахометра не отклоняется при включении тумблера питания устройства и тумблера S2 в одно из крайних положений, то это свидетельствует о неисправности тахометра, поиск которой требует его полной разборки.
При несоответствии показаний стрелки (в случае ее отклонения), задаваемым устройством 1000 или 3000 об/мин нужные показания тахометра устанавливаются при помощи подстроечного резистора R6. В данном случае полной разборки не требуется. Необходимо только снять стекло с зажимным кольцом и вынуть тахометр из корпуса, отвинтив три винта сзади корпуса.
Поиск неисправности при разборке тахометра осуществляется снятием напряжений в контрольных точках. Значения напряжений в контрольных точках у исправного тахометра представлены в табл. 6.
Нужные режимы задаются переключателем S2 контрольного устройства. Напряжение в контрольных точках снимается с помощью любого вольтметра постоянного тока со шкалой на 30 В. Снятием напряжений а контрольных точках определяется неисправный каскад (усилитель или ждущий мультивибратор). Дальнейшая локализация неисправности требует поэлементной проверки, для чего проверяемый элемент необходимо выпаять из схемы.
В качестве измерителя удобно использовать омметр.
После отыскания неисправного элемента и его замены необходимо вновь проверить напряжения в контрольных точках. Затем необходимо установить на место шкалу и стрелку и с помощью поДстроечного резистора добиться требуемых показаний. Причем тахометр при настройке должен находиться в положении, аналогичном его установке на щитке приборов.


Из описанного выше, я понял что достаточно подстроить тахометр подстроечным
резистором. И должно все отлично работать… Надо будет взять электронный
тахометр завести ДВС, и им откалибровать этот…

И еще полезной информации по тахометрам:

ЗНАК УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПА
Знак утверждения типа наносится на шкале или на корпусной детали прибора.

КОМПЛЕКТНОСТЬ
Тахометры поставляются без комплектации запасными частями и эксплуатационной документации.

ПОВЕРКА
Поверка тахометров производится по МИ 1332-86 с применением серийно выпускаемых средств измерений: генератор импульсов Г5-54, вольтметр класса точности не ниже 0,5 типа М2018, источник питания ТЕС-14, частотомер Ч3-33.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Технические условия ТУ37.003.1251-85, ТУ37.453.095-93.

Читайте также: