Ток возбуждения не зависит от тока якоря стартера с электродвигателем

Обновлено: 30.06.2024

Обмотка возбуждения стартеров выполняется из медной шины, которая свертывается в спираль вместе с полоской из прессшпана или литероида. Ширина полоски изоляции равна ширине медной шины. После намотки такой катушки производят ее оплетку тесьмой из хлопчатобумажной ткани, придают ей нужную форму под прессом и пропитывают лаком. При разборке и сборке индуктора стартера используется то же оборудование, что и для генераторов. Места соединения катушек между собою, а также медных канатиков, соединяющих щетки, требуют надежной пайки, так как стартер работает при больших токах и величина переходного сопротивления имеет большое значение. [3]

Обмотка возбуждения стартера включена последовательно обмотке якоря, поэтому ток в цепи стартера равен току в обмотке возбуждения, а следовательно, и току в обмотке якоря. [4]

Обмотка возбуждения стартеров рыполняется из медного провода прямоугольного сечения. [5]

Обмотка возбуждения стартера СТ-103 разделена на две параллельные ветви, провода обмоток имеют увеличенное сечение. В каждом щеткодержателе установлено по две щетки, соответственно удлинен коллектор. [6]

Для проверки отсутствия замыкания внутренней цепи стартера на массу необходимо приподнять над коллектором неизолированные массовые щетки, отъединить вывод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя, отъединить вывод обмотки возбуждения стартера от тягового реле, подвести к выводу обмотки возбуждения и к корпусу стартера напряжение ( через контрольную лампочку) от аккумуляторной батареи или от сети. [7]

Пуск; 4 - подвижный контакт; 5 - тяговое реле стартера; 6 - якорь реле; 7 - удерживающая обмотка; 8 - втягивающая обмотка; 9 - обмотка возбуждения стартера ; 10 - якорь стартера. [9]

Одновременно с отходом якоря 15 реле-шток 12 под действием упругой силы пружины 10 тоже отходит в исходное положение и отводит подвижный контакт / / от головок неподвижных контактных болтов, отключая обмотку возбуждения стартера от аккумуляторной батареи. [11]

На рис. 160 изображен стартер СТ-8 в разрезе. Зажим 1 включателя соединяется с обмоткой возбуждения стартера , а зажим 2 с зажимом - аккумуляторной батареи. Включатель ВК-14 не только включает стартер в цепь батареи, но и блокирует вариатор ( рис. 58), который при пуске двигателя не только не нужен, но и ухудшал бы пуск двигателя. [13]

По одному концу удерживающей и втягивающей обмоток 21 припаяны к зажиму 17 тягового реле. Другой конец удерживающей обмотки соединен на корпус реле, а другой конец втягивающей обмотки подключен к выводу обмотки возбуждения стартера . Зажим КЗ на - чертеже не виден. [14]

В стартер входят четырехполюсный двигатель последовательного возбуждения, шестерня с муфтой свободного хода и электромагнитное тяговое реле. Цепь стартера может быть замкнута только через дополнительное реле включения. Обмотка возбуждения стартера состоит из двух параллельных ветвей, в каждой из которых имеется по две катушки, последовательно включенные по отношению к обмотке якоря. [15]

Обмотка возбуждения стартеров выполняется из медной шины, которая свертывается в спираль вместе с полоской из прессшпана или литероида. Ширина полоски изоляции равна ширине медной шины. После намотки такой катушки производят ее оплетку тесьмой из хлопчатобумажной ткани, придают ей нужную форму под прессом и пропитывают лаком. При разборке и сборке индуктора стартера используется то же оборудование, что и для генераторов. Места соединения катушек между собою, а также медных канатиков, соединяющих щетки, требуют надежной пайки, так как стартер работает при больших токах и величина переходного сопротивления имеет большое значение. [3]

Обмотка возбуждения стартера включена последовательно обмотке якоря, поэтому ток в цепи стартера равен току в обмотке возбуждения, а следовательно, и току в обмотке якоря. [4]

Обмотка возбуждения стартеров рыполняется из медного провода прямоугольного сечения. [5]

Обмотка возбуждения стартера СТ-103 разделена на две параллельные ветви, провода обмоток имеют увеличенное сечение. В каждом щеткодержателе установлено по две щетки, соответственно удлинен коллектор. [6]

Для проверки отсутствия замыкания внутренней цепи стартера на массу необходимо приподнять над коллектором неизолированные массовые щетки, отъединить вывод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя, отъединить вывод обмотки возбуждения стартера от тягового реле, подвести к выводу обмотки возбуждения и к корпусу стартера напряжение ( через контрольную лампочку) от аккумуляторной батареи или от сети. [7]

Пуск; 4 - подвижный контакт; 5 - тяговое реле стартера; 6 - якорь реле; 7 - удерживающая обмотка; 8 - втягивающая обмотка; 9 - обмотка возбуждения стартера ; 10 - якорь стартера. [9]

Одновременно с отходом якоря 15 реле-шток 12 под действием упругой силы пружины 10 тоже отходит в исходное положение и отводит подвижный контакт / / от головок неподвижных контактных болтов, отключая обмотку возбуждения стартера от аккумуляторной батареи. [11]

На рис. 160 изображен стартер СТ-8 в разрезе. Зажим 1 включателя соединяется с обмоткой возбуждения стартера , а зажим 2 с зажимом - аккумуляторной батареи. Включатель ВК-14 не только включает стартер в цепь батареи, но и блокирует вариатор ( рис. 58), который при пуске двигателя не только не нужен, но и ухудшал бы пуск двигателя. [13]

По одному концу удерживающей и втягивающей обмоток 21 припаяны к зажиму 17 тягового реле. Другой конец удерживающей обмотки соединен на корпус реле, а другой конец втягивающей обмотки подключен к выводу обмотки возбуждения стартера . Зажим КЗ на - чертеже не виден. [14]

В стартер входят четырехполюсный двигатель последовательного возбуждения, шестерня с муфтой свободного хода и электромагнитное тяговое реле. Цепь стартера может быть замкнута только через дополнительное реле включения. Обмотка возбуждения стартера состоит из двух параллельных ветвей, в каждой из которых имеется по две катушки, последовательно включенные по отношению к обмотке якоря. [15]

1. Выше, на Рис. 4.2, были показаны конструкции двух типов якорей.

На Рис. 4.25 показаны конструкции обмоток возбуждения. На рисунке (А) показаны обмотки обычной конструкции, соединенные между собой параллельно.

На рисунке (В) показана непрерывная обмотка, которая охватывает весь статор и не имеет внутренних соединений. Один конец такой обмотки заземлен на корпус стартера, а ко второму концу прикреплены две щетки, имеющие контакт с коллектором (в данном случае – с торцевым).

Устройство электродвигателя стартера

Рис. 4.25 Обмотки возбуждения

2. Щетки стартера расположены на кронштейне – щетко­держателе со стороны коллектора. На Рис. 4.26 изображены щеткодержатели для коллекторов барабанного и торцевого типов.

А) 4-щеточный кронштейн для барабанного коллектора. Две щетки соединены с обмоткой возбуждения, две другие – зазем­лены.

В) Щеткодержатель для торцевого коллектора. Щетки имеют бакелитовое покрытие.

Устройство электродвигателя стартера

Рис. 4.26 Кронштейны – щеткодержатели

3. На Рис. 4.27 показано внутреннее соединение обмоток возбуж­дения последовательное и последовательно – параллельное.

Устройство электродвигателя стартера

А) Последовательное соединение обмоток возбуждения

Устройство электродвигателя стартера

В) Последовательно – параллельное соединение обмоток возбуждения

Рис. 4.27 Внутренние соединения стартерного электро­двигателя

Заметим, что речь идет только о соединении обмоток возбуж­дения между собой – в обоих случаях якорь соединен с обмотками возбуждения последовательно, т.е. стартер в любом случае остается двигателем с последовательным возбуждением.

4. Устройство современного стартерного электродвигателя с непрерывной обмоткой возбуждения и торцевым коллектором показано на Рис. 4.28.

Устройство электродвигателя стартера

Рис. 4.28 Стартер с 4 непрерывными обмотками возбуждения и торцевым коллектором

Система электрооборудования автомобиля

Э лектрооборудование автомобиля - предназначено для выработки и передачи электрической энергии потребителям различных систем и устройств автомобиля.

Устройство электрооборудования автомобиля:

В се перечисленные элементы электрооборудования объединены в единую бортовую сеть автомобиля.

Э лектрообоурдование автомобиля можно разделить на две части цепь низкого напряжения и цепь высокого напряжения.

Ц епь низкого напряжения обеспечивает электричеством потребителей освещения и сигнализации, а также работу системы пуска.

Система пуска двигателя обеспечивает первичное проворачивание коленчатого вала и работу двигателя во время его пуска. Наиболее распространен пуск двигателя электрическим стартером. В качестве стартеров применяют высокооборотные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением, конструктивно объединенные с шестеренным приводом. Для быстрого и конструктивного изучения устройства системы пуска двигателя воспользуйтесь схемой системы пуска.

Освещение и сигнализация – служат для освещения приборами дороги и обозначения габаритов автомобиля, сигнализации выполняемых маневров.

Контрольно-измерительные и дополнительные приборы – служат для контроля работы и управления системами автомобиля.

Ц епь высокого напряжения служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, за счет системы зажигания.

Система зажигания служит для воспламенения горючей смеси и применяется на бензиновых двигателях. Воспламенение горючей смеси происходит по мере подачи искры зажигания в цилиндры, от сюда и название система искрового зажигания . Другими словами система зажигания служит для создания тока высокого напряжения, распределения его по цилиндрам двигателя и воспламенения рабочей смеси в камере сгорания в определенные моменты. На современных автомобилях используют контактно-транзисторную и бесконтактную системы зажигания. Для более подробного изучения - устройство системы зажигания автомобиля .

В системе электрооборудования автомобиля обязательно есть источник вырабатывания тока и его потребитель. Их взаимосвязанная работа реализуется с помощью электрической проводки.

К источниками тока можно отнести: аккумуляторную батарею (АКБ) и генератор.

АКБ служит для питания потребителей низкой цепи электрическим током при неработающем двигателе, запуске двигателя, а также работе двигателя на малых оборотах.

Выбор аккумулятора

Г енератор предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) и питания всех приборов электричеством во время движения автомобиля. Поэтому генератор является основным источником электрического тока.

Генератор

К элементам управления относятся щитки предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Их основная задача это обеспечение согласованной работы приборов электрооборудования. На современных автомобилях используются блоки управления.

Б лок управления служит для:

  • контроль потребителей;
  • контроль напряжения;
  • регулирование нагрузки;
  • управление системой комфорта;

П отребители энергии бывают : Основные, длительные, кратковременные.

О сновные:

- электроусилитель рулевого привода;

Д ополнительные:

- система активной безопасности;

- система пассивной безопасности;

К ратковременные:

- системы комфорта;

Для создания искрового разряда между электродами свечи зажигания необходимо высокое напряжение (15000-30000 В), так как газы, находящиеся в цилиндре, не проводят ток низкого напряжения. На современных автомобильных двигателях применяют однопроводную систему соединения источников тока с потребителями. Вторым проводником электрической энергии служит масса (корпус) – все соединенные между собой металлические части автомобиля.

При однопроводной системе включения приборов электрооборудования уменьшается число проводов, упрощается техническое обслуживание и уменьшается стоимость системы. Отрицательные выводы генератора, аккумуляторной батареи и всех потребителей электроэнергии соединены с массой, а положительные изолированы от нее. В эксплуатации необходимо внимательно следить за состоянием изоляции на проводах и за их креплением, так как нарушение изоляции может привести к возникновению короткого замыкания.

Устройство контактной системы батарейного зажигания :

Устройство контактной системы батарейного зажигания

Схема устройства контактной системы батарейного зажигания :

а) схема ; б) положения ключа выключателя зажигания и стартера ; 1 – рычажок прерывателя ; 2 – подвижный контакт ; 3 – неподвижный контакт ; 4 - кулачок ; 5 – прерыватель низкого напряжения ; 6 - конденсатор ; 7, 14, 23 – провода ; 8 – выключатель зажигания ; 9 – добавочный резистор ; 10 – первичная обмотка ; 11 – вторичная обмотка ; 12 – катушка зажигания ; 13 - магнитопровод ; 15 – выключатель добавочного резистора ; 16 - амперметр ; 17 – аккумуляторная батарея (АКБ) ; 18 – выключатель электродом ; 19 – ротор с электродом ; 20 - распределитель ; 21, 24 – подавительные резисторы ; 25 – свеча зажигания ; 26 – ключ выключателя зажигания.

Контактная система батарейного зажигания состоит из : аккумуляторной батареи 17, катушки зажигания 12, прерывателя 5 низкого напряжения с конденсатором 6, распределителя импульсов высокого напряжения 20, свечей зажигания 25, выключателя зажигания 8, амперметра 16. Прерыватель 5 имеет два контакта : неподвижный 3 соединенный с массой и подвижный 2, расположенный на рычажке 1 и соединенный с проводом 7 с первичной обмоткой 10 катушки зажигания. В прерывателе установлен вращающийся валик с кулачком 4, при помощи которого размыкаются контакты. В системе зажигания в качестве источника электрического тока используется генератор переменного тока.

При замыкании контактов прерывателя ток от АКБ проходит по первичной обмотке катушки зажигания, создавая вокруг нее магнитное поле.

Цепь низкого напряжения следующая : положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 – выключатель зажигания 8 добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 - провод 7 – подвижный контакт 2 – неподвижный контакт 3 – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ.

При размыкании контактов прерывателя обесточивается первичная обмотка катушки зажигания и резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной и первичной обмоток, при этом индуктируется электродвижущая сила (ЭДС) высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Возникающие во вторичной обмотке импульсы высокого напряжения подводятся к свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Вращающийся ротор 19 своим электродом распределяет импульсы высокого напряжения по электродам крышки распределителя. Частота вращения ротора в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала и, таким образом, совпадает с частотой вращения кулачка прерывателя.

Положение пластины ротора напротив каждого из электродов крышки распределителя соответствует разомкнутому состоянию контактов прерывателя.

Цепь высокого напряжения : вторичная обмотка11 – провод 14 высокого напряжения – подавительный резистор 21 – электрод ротора 19 – один из электродов крышки распределителя 20 – провод 23 - подавительный резистор 24 – свеча зажигания 25 – центральный электрод свечи – боковой электрод свечи – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ 17 – положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 - выключатель зажигания 8 – добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 – вторичная обмотка катушки зажигания 12.

В первичной обмотке ток самоиндукции возникает при замыкании контактов прерывателя. Ток самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, нежелательно, так как при размыкании контактов увеличивается период искрообразования между ними, снижаются эффективность и надежность системы зажигания. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6. В момент размыкания цепи низкого напряжения конденсатор заряжается током самоиндукции, а затем при разомкнутых контактах разряжается через первичную обмотку.

Выключатель зажигания 8 необходим для остановки работающего двигателя размыканием первичной обмотки катушки зажигания. Он нужен и для включения зажигания перед пуском двигателя. Ключ 26 выключателя зажигания может занимать четыре положения : 0 – зажигания выключено ; 1 – зажигание включено ; 2 – включены зажигание и стартер ; 3 – подведено питание к радиоприемнику. В положении 0 ключ можно вставить и вынуть из замка зажигания. После пуска двигателя ключ выключателя зажигания переводят в положение 1.

Выключатель 18 цепи АКБ нужен для отключения батареи от массы при выполнении электротехнических работ и для остановки автомобиля на длительное время. Выключатель 18 защищает электрооборудование от короткого замыкания или от пожара при неисправной проводке, а также позволяет отключить батарею от всех потребителей электрической энергии, непосредственно не отсоединяя провода, отходящие от нее. В этом случае остается включенным аварийное освещение – плафон кабины и розетка переносной лампы.

Почему контактная система батарейного зажигания не используется на современных автомобилях?

Постепенно контактную систему батарейного зажигания вытеснили другие системы, такие как контактно транзисторная или бесконтактная системы зажигания. Этому предшествовало ряд недостатков контактной системы батарейного зажигания :

Читайте также: