Требования к экзаменационному автомобилю гибдд

Обновлено: 04.07.2024

Управление автомобилем требует не только знаний ПДД, но и владение необходимыми навыками вождения. Без них эксплуатация ТС будет опасной для других участников дорожного движения. Поэтому значительная часть учебного процесса в автошколе посвящена учебной езде.

Подробнее про учебную езду

Учебное вождение контролируется на законодательном уровне и делится на два этапа – занятия на автодроме и поездки по городу.

Езда на автодроме

Это первая часть практических занятий. Инструктор научит ученика трогаться с места, переключать передачи, двигаться задним ходом, выполнять различные маневры.

Без владения базовыми навыками управления, согласно п. 21.2 ПДД, кандидата в водители не допустят к вождению в городе.

Практические занятия на автодроме будут посвящены выполнению стандартных (базовых) упражнений, необходимых для сдачи экзамена в ГАИ: разворот, змейка, параллельная парковка, эстакада и заезд в гараж задним ходом.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Езда по городу

Второй этап практики – вождение по городу. Именно в поездках по городским маршрутам объединяется теория и практика. Ученик совершенствует не только навыки управления ТС, но и тренирует внимательность: обращает внимание на знаки и сигналы светофора, следит за маневрами других участников движения.

Первое занятие в городе рекомендуется проводить на дорогах с низкой интенсивностью движения и небольшим количеством дорожных знаков.

Со временем ученик сможет приступить к более сложным участкам.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Где учебная езда запрещена?

Ученики не имеют достаточных навыков и опыта вождения, поэтому правилами дорожного движения установлены ограничения на места учебной езды. Она запрещена:

  • в жилых зонах (п. 17.2);
  • в дворовых территориях (п. 17.4);
  • на автомагистралях, обозначенных знаком 5.1 (п. 16.1);
  • на дорогах для автомобилей, обозначенных знаком 5.3 (п.16.3).

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Список территорий, на которых запрещено учебное вождение, может быть дополнен местной автоинспекцией. Информация требует уточнения.

Допустимая скорость

ПДД отдельно не регламентируют скорость движения автомобиля при учебной езде. Поэтому в процессе обучения необходимо следовать общим скоростным ограничениям: в городских условиях – не более 60 км/час, вне населенного пункта – не более 90 км/час.

На практике большинство инструкторов советуют ученикам придерживаться скорости 40-50 км/час.

Более низкая скорость затруднит движение других водителей. А при езде на высокой скорости, неопытный ученик может не успеть среагировать на непредвиденную ситуацию (например, внезапных выход пешехода на проезжую часть).

Допустимое время суток

Вождение в городе для начинающего водителя требует высокой внимательности и осторожности. Во время учебной езды необходимо исключить фактор плохой видимости, мешающий нормальной оценки дорожной ситуации.

Поэтому все занятия проводятся только в светлое время суток.

Штрафы ГИБДД за учебную езду

Учебное езда на автомобиле по городу должно осуществляться в строгом соответствии с установленными правилами дорожного движения. За их нарушения, как ученика, так и инструктора могут привлечь к ответственности.

Ответственность ученика

Правовой статус обучающегося вождению в российском законодательстве не установлен. Поэтому его ответственность при нарушении ПДД определить сложно.

Больше всего споров возникает в случае ДТП по вине ученика с нанесением вреда имуществу. Некоторые автошколы перекладывают возмещение убытков на клиента, прописывая данный пункт в договоре. Перед его заключением рекомендуется внимательно изучить раздел об ответственности сторон.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Ответственность инструктора

Учебная езда регулируется правилами, предусмотренными 21 разделом ПДД. За их нарушение инструктора могут привлечь к административной ответственности и оштрафовать на 500 рублей, согласно ст.12.22 КоАП.

Помимо этого, обучающий вождению, согласно п. 1.2 ПДД, приравнен к водителю, поэтому вся ответственность во время учебной поездки, в том числе, за действия ученика, ложится на него.

Например, ученик превысил скорость, и нарушение попало в объективы камер. Штраф в этом случае будет выписан на имя инструктора, так как считается, что он не предпринял своевременных мер для предотвращения нарушения.

Возможны и более тяжкие случаи, влекущие уголовную ответственность. Если ученик собьет насмерть пешехода, то инструктора могут лишить свободы и водительских прав.

Требования к автомобилю для учебной езды

С 2014 года все учебные автомобили должны быть оснащены оборудованием в соответствии с государственным стандартом. Обязательно наличие:

  • дублирующих педалей, работающих независимо от основных. Движения ученика не должны повторяться на стороне инструктора. Но не наоборот. Данное требование обязательно для автомобилей, используемых на экзаменах. Для всех остальных учебных ТС допускается использование старых систем, чтобы инструктор смог контролировать действия ученика;
  • аудио- или видео-регистратора, записывающего процесс обучения;
  • звуковых или световых сигналов, срабатывающих при использовании дублирующих педалей.

Нововведения направлены на оптимизацию процесса обучения.

Также они исключают вмешательство со стороны инструктора во время сдачи экзамена.

Как располагается знак ученика?

Учебный автомобиль отличается от остальных не только внутренним оборудованием. Он должен быть выделен внешне специальным опознавательным знаком в виде белого треугольника в красной рамке с буквой У. Он должен располагаться на крыше учебного авто, чтобы выделять ТС среди общего потока. Знак можно продублировать на стекле или дверях автомобиля.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Требования к автодрому

Площадка, на которой обучаются базовым навыком вождения, должна отвечать требованиям безопасности, а ее обустройство обеспечивать выполнение базовых элементов.

На автодроме необходимо создать имитацию реальных дорожных условий: оборудовать перекресток (регулируемый и нерегулируемый), пешеходный переход, установить дорожные знаки.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Является ли экзамен учебной ездой?

Вопрос о том, является ли практический экзамен вождения в ГИБДД учебной ездой или нет, остается открытым. Законодательство не регламентирует этот момент. На практике возможны две ситуации.

  1. Экзамен сдается на том автомобиле, на котором проходило обучение в автошколе. В этом случае, помимо кандидата в водители, присутствует инструктор (обучающий) и экзаменатор. Такое вождения можно считать учебным, следовательно, экзамен можно считать учебной ездой.
  2. Практическая часть сдается на автомобиле ГИБДД только с экзаменатором без инструктора. В этом случае такое вождение нельзя считать учебным, так как нет обучающего.

Можно ли въезжать во двор во время учебной езды или экзамена?

По правилам, учебное вождение во дворах и жилых зонах запрещено. Подобное нарушение карается штрафом.

Во время экзамена также не рекомендуется это делать.

Если инспектор попросить заехать во двор или развернуться, нужно ответить, что дворовая территория является запрещенным местом для учебного вождения. На это замечание инспектор даст свое разъяснение по данному моменту.

Значительное внимание в процессе обучения водителей уделяется учебной езде, регулируемой разделом 21 ПДД. Она должна осуществляться только на оборудованном учебном автомобиле. Первое занятие всегда проводится только на автодроме, требования к которому установлены ГОСТом. Как только ученик освоит минимальные навыки управления ТС, он будет отрабатывать свои умения в реальных условиях.

Пройдя полный учебный курс в автошколе, гражданин допускается к экзамену на получение водительских прав.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

ИМСО создана ведущими методистами России на основе современных мультимедийных технологий, использование которой в учебном процессе позволит:

  • значительно расширить возможность применения новых методик преподавания,
  • повысить мотивацию обучающихся и эффективность усвоения учебного материала,
  • интенсифицировать процесс подготовки водителей,
  • снизить уровень затрат на оснащение учебных аудиторий,
  • достичь явных конкурентных преимуществ,
  • повысить качество подготовки водителей.

ИМСО состоит из набора независимых модулей, каждый из которых охватывает какую-то часть Примерных программ подготовки водителей.

До сих пор при оборудовании машин для этой деятельности все руководствовались только правилами дорожного движения. А с недавних пор и по техническим регламентом по безопасности колесных транспортных средств.

Среди национальных стандартов появился еще один — ГОСТ на учебные автомобили. Впервые под технику, на которой обучают будущих водителей, появился стандарт. До сих пор при оборудовании машин для этой деятельности все руководствовались только правилами дорожного движения. А с недавних пор и по техническим регламентом по безопасности колесных транспортных средств.

Исходя из текста правил дорожного движения, понятно, что он должен быть оборудован зеркалами заднего вида, позволяющими любоваться на этот вид из пассажирского кресла, то есть места, где сидит инструктор. Также автомобиль должен быть оснащен дублирующими педалями, как правило, тормоза и сцепления. А какие это должны быть зеркала и педали и как они должны работать, таких жестко регламентированных требований пока еще не было.

Второй момент этого ГОСТа о том, что при воздействии на основные педали оно не должно передаваться на дублирующие. То есть педали должны быть независимы друг от друга. А это уже вызывает массу вопросов.

Непонятен и статус этого документа. Дело в том, что при действующем техническом регламенте стандарт носит рекомендательный характер. К тому же оснащение учебных автомобилей проверяют при постановке их на учет в ГИБДД. Возможно, тех машин, которые уже стоят на учете, эти требования не коснутся. Но чтобы получить лицензию, потребуется акт ГИБДД о проверке материально-технической базы автошколы. Будут ли проверять привод педалей на соответствие стандарту — пока неясно. Документа, в котором будет прописано, что проверять, пока нет.

Предлагаемый материал по замыслу автора, призван помочь руководителю автошколы в повседневной деятельности при решении вопросов, неизбежно возникающих у любого хозяйствующего субъекта, вынужденного взаимодействовать с проверяющими, контролирующими, разрешающими органами власти.

СЛОЖИВШАЯСЯ ПРАКТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ АВТОШКОЛЫ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД

Самое любопытное, что ВСЕ эти требования и правила являются АБСОЛЮТНО НЕЗАКОННЫМИ.

И именно поэтому они иногда применяются, а иногда и нет, могут быть строгими, а могут и не очень, все зависит от степени покладистости автошколы.

ПРЕДЕЛЫ КОМПЕТЕНЦИИ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН

Для того чтобы разобраться в том, насколько действительно правомочны действия экзаменационных подразделений ГИБДД по отношению к автошколам, следует четко представлять себе пределы компетенции каждой из сторон, какими документами они установлены, какие возможности для их расширения.

Итак, основными нормативно-правовыми документами для автошкол всех форм и видов, регулирующими деятельность по подготовке водителей на сегодняшний день являются.

Кроме этого, для отдельных категорий автошкол, например государственных или автошкол системы Министерства транспорта, системы ДОСААФ-РОСТО могут дополнительно действовать и внутриведомственные нормативные документы.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность экзаменационных подразделений ГИБДД по осуществлению государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами подготовке водителей на сегодняшний день являются:

Обратите внимание, что документы, регулирующие деятельность экзаменационных подразделений ГИБДД по приему экзаменов не предписывают НИКАКИХ обязанностей автошколам, равно как и документы, регулирующие деятельность автошкол не содержат никаких положений про взаимоотношения с экзаменационными подразделениями ГИБДД.

МОЖЕТ ЛИ ГИБДД ДАВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗАНИЯ АВТОШКОЛАМ

В связи с этим, возникает вопрос, может ли вообще ГИБДД или экзаменационное подразделение ГИБДД давать указания автошколам, обязательные для исполнения?

Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что правом издавать нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами страны обладают структуры исполнительной власти не ниже федерального уровня. ГИБДД и тем более ее экзаменационные подразделения являются одним из департаментов МВД РФ и, таким образом, не обладает правом самостоятельного нормотворчества.

С 15 мая 1992 г Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, носящих межведомственный характер. В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных нормативных правовых актов регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.

Обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ подлежат акты, имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

Таким образом, нормативные правовые акты, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ действуют только в пределах издавшего их ведомства. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме этого, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ

Теперь, на основании этих знаний, еще раз внимательно проанализируем содержание действующей нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения автошкол и экзаменационных подразделений ГИБДД и дадим ответы на часто встречающиеся вопросы.

Какими документами регламентированы взаимоотношения ГИБДД и автошкол?

Может ли ГИБДД контролировать процесс обучения?

Нет. Контроль за процессом обучения не входит в сферу компетенции ГАИ. В соответствии с Постановлением правительства от 20.02.2007 г. № 116 к проверкам могут привлекаться эксперты из числа работников образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания. Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. (п.11 Постановления). Соответственно, органам ГИБДД не дано право контролировать трудовые, административные, имущественные, налоговые и другие отношения в автошколе. В случае, если органы ГИБДД считают, что имеют место нарушения в процессе хозяйственной деятельности автошколы, они имеют право уведомить об этом соответствующие контрольные органы, но не более того.

Может ли ГИБДД прийти с внезапной проверкой автошколы?

Что могут проверять сотрудники ГИБДД, в случае привлечения их к проверке автошколы?

Выполнения каких нормативных документов может требовать ГИБДД от автошколы?

Какие санкции может наложить ГИБДД на автошколу, ее руководителей?

ГИБДД не наделено правом применения каких-либо санкций к юридическому лицу в рамках осуществления этим юридическим лицом учебного процесса. В отношении конкретных физических лиц ГИБДД действует в пределах, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Что требуется от автошколы в процессе сдачи экзамена?

Автошколе не вменяются какие-либо обязанности в процессе сдачи экзаменов на право управления транспортным средством, поскольку экзамен сдает персонально кандидат в водители, а не группа, как ошибочно полагают многие руководители автошкол. Заблаговременное предоставление в распоряжение ГИБДД списков кандидатов в водители, предоставление своей площадки, учебных автомобилей для сдачи экзаменов является добровольным действием со стороны автошколы, направленным на поддержку своих выпускников и способствующим более четкому и организованному проведению экзамена сотрудниками ГИБДД. Обязательные функции автошколы заканчиваются в момент выдачи выпускнику автошколы свидетельства об окончании обучения.

Любые требования со стороны экзаменационных подразделений ГИБДД предоставления сведений о порядке, времени, месте прохождения обучения, квалификации педагогического состава, численности групп и т.д., выдвигаемые при подготовке к проведению квалификационного экзамена являются незаконными. Отказ автошколы от предоставления таких сведений не может служить основанием для применения каких-либо мер в отношении автошколы, и уж тем более не является препятствием для приема экзамена у выпускника автошколы, т.к. он не несет никакой ответственности за предполагаемые нарушения, допущенные автошколой.

Может ли ГАИ отказать автошколе в назначении даты приема экзамена у группы выпускников?

Можно ли отказать в приеме экзамена выпускнику автошколы, если автошкола превысила контингент?

Должна ли автошкола предоставлять в ГИБДД для сдачи квалификационного экзамена учебные автомобили?

Решение о предоставлении своих автомобилей в распоряжение экзаменационного подразделения ГИБДД для приема экзаменов у лиц, не являющихся выпускниками автошколы может быть только добровольным решением автошколы. Отказ автошколы от предоставления своих автомобилей для приема квалификационного экзамена не может служить основанием для отказа выпускнику автошколы в приеме у него экзамена.

Может ли экзаменатор сам выбрать автомобиль для сдачи экзамена?

Может, т.к. кандидат в водители экзаменуется на предмет получения права управления транспортным средством определенной категории, а не марки или модели.

Должна ли автошкола предоставлять для сдачи экзамена свою площадку?

Никаких нормативных документов, обязывающих автошколу предоставлять свою учебную площадку для приема экзаменов не существует. Решение о предоставлении экзаменационному подразделению ГИБДД своей площадки может быть только добровольным решением автошколы. Отказ автошколы от предоставления площадки для приема экзаменов не может служить основанием для отказа выпускнику автошколы в приеме у него экзамена.

Каковы требования к учебному автомобилю?

Кто решает вопрос о возможности или необходимости присутствии инструктора (мастера производственного обучения) в учебном автомобиле во время экзамена?

Каким документом узаконен т.н. процент сдачи экзамена с первого раза?

Какую силу имеет предписание ГИБДД о плохой сдаче экзамена учениками автошколы?

Как обжаловать результаты экзаменов в ГИБДД?

По общему правилу, результат экзамена может быть обжалован путем заявления, поданного в письменном виде на имя руководителя экзаменационного подразделения ГИБДД, принимавшего экзамен. При этом в заявлении должны быть приведены аргументированные основания для жалобы.

В заключении хочу добавить следующее. Автор, сам в недавнем прошлом учредитель и директор автошколы, старался осветить наиболее распространенные практические вопросы деятельности автошколы и дать на них максимально аргументированные ответы. При этом автор понимает, что предлагаемые ответы не всегда могут иметь буквальное практическое применение, жизнь сложнее юридических схем и не всегда имеющиеся права, безусловно, и в полном объеме реализуемы на практике. И тем не менее, опыт показывает, что знание законных границ дозволенного как своих, так и третьих лиц, существенно облегчает хозяйственную деятельность юридического лица.

Читайте также: