Усилие на рычагах управления воспринимается водителем через

Обновлено: 02.07.2024

Сиденье водителя – не единственное, от чего зависит удобство и простота управления автомобилем, что непосредственно влияет на технику вождения. Удобное сиденье обеспечивает правильное положение тела водителя по отношению к органам управления автомобилем, но не менее важно и взаимное размещение рычагов, педалей и т. д.

Как правило, начинающий водитель оперирует шестью органами управления – рулевым колесом, педалями сцепления, тормоза и акселератора (газа), рычагами коробки передач и указателей поворотов. Три-четыре добавляются при движении в темноте, непогоду, от случая к случаю прибегают еще к пяти. Обратимся к педалям, так как легкое и безопасное управление ими облегчает овладение некоторыми сложными действиями, например переключением передач при одновременном торможении. Некоторые свойства педалей непосредственно влияют на принципы водительской техники.

Начинающий водитель обязан знать, что во время езды держать ногу на педали сцепления нельзя, так как это положение ограничивает отжатие педали, подшипник выжимной муфты соприкасается с рычагами выключения сцепления и быстро изнашивается. Поэтому очень удобно, если во время езды водитель может поставить левую ногу, когда не пользуется педалью сцепления. Место должно быть достаточно широкое, чтобы водитель, перенеся ногу на педаль, не опасался зацепить ее краем подошвы. Ставить ногу справа от педали сцепления неудобно, потому что тогда ноги в большинстве случаев находятся под педалью тормоза. При необходимости внезапно затормозить и одновременно выключить сцепление может случиться, что левую ногу прижмет педалью тормоза одна нога зацепится за другую. В любом случае промедление может привести к неприятным последствиям.

Педали дросселя газа и тормоза находятся близко друг от друга, они управляются одной ногой, а педаль сцепления находится слева. Если справа от педали дросселя нет внутренней стенки кузова или кожуха над коробкой передач, приходится во время движения, когда вы только слегка прижимаете педаль, удерживать ногу без какой-либо опоры, исключительно напряжением мышц, что в дальних поездках весьма утомительно. Некоторые водители прикрепляют к полу сбоку педали удобную опору, которая не только уменьшает утомление ноги, но и позволят более плавно нажимать на педаль, что имеет большое значение и с точки зрения расхода горючего, так как при любом, даже очень незначительном нажиме на педаль, излишне обогащается смесь.

Кроме педалей имеются и другие весьма важные органы управления, которыми во время движения водитель пользуется постоянно и от которых зависит безопасность управления автомобилем – это рычаг управления коробкой передач и руль.

В настоящее время у некоторых марок автомобилей рычаг управления коробкой передач помещают на рулевой колонке под рулевым колесом, поэтому пользоваться им можно, почти не снимая руки с руля, сократив до минимума время, когда водитель держит руль одной рукой. Однако такое устройство неудобно из-за множества шарниров и рычагов, находящихся между самим рычагом и коробкой передач, что способствует повышенному трению, неплавному переключению и, в конце концов, появлению значительного люфта. Поэтому у большинства марок автомобилей рычаг переключения связан непосредственно с коробкой передач. При переключении передач не следует прилагать к рычагу больших усилий, перемещайте его к себе пальцами рук, а от себя – открытой ладонью без усилий, рывков и наклона туловища вперед (рис. 9).


Рис. 9. Перемещение рычага коробки передач: а, б – к себе; в – от себя

Первым помощником для начинающего водителя являются приборы. Они дают возможность контролировать скорость движения, состояние двигателя в данный момент, работу всех наиболее важных и ответственных органов, от которых зависит его надежность и срок службы, помогают обнаружить неисправности и предупреждают об опасности. Размещение основных приборов определяется конструкцией щитка. Наиболее важными из приборов являются спидометр, указатели температуры масла, воды и давления масла. У большинства автомобилей некоторые из этих приборов снабжены контрольными лампочками (указатель давления масла, амперметр, указатель температуры воды). Контрольная лампочка давления масла гаснет, когда пускается двигатель, и зажигается на ходу (или наоборот – в зависимости от конструкции выключателя), если давление упадет ниже определенного уровня. Если давление масла ниже, чем обычно при тех же обстоятельствах, это сигнал о том, что в двигателе мало масла и оно перегревается, что видно по его температуре. Конечно, водитель автомобиля, у которого есть указатель давления масла, не начнет движение с непрогретым двигателем сразу же после его пуска, потому что медленно двигающаяся стрелка прибора укажет, сколько времени пройдет, прежде чем все магистрали двигателя и все места, требующие смазки, получат первую порцию масла.

Если давление при более высоком числе оборотов упадет, это означает, что насос не обеспечивает достаточной подачи масла, что происходит при низком уровне масла. Если все в порядке, но давление все же остается низким, возможно, засорился фильтр или поврежден какой-либо подшипник. Начинающий водитель должен научиться читать приборы автомобиля и сопоставлять их показания с работой механизмов, с которыми они связаны, чтобы вовремя предупредить повреждения и неполадки.

При движении ночью или в условиях плохой видимости от начинающего водителя требуется полная сосредоточенность, чтобы создать наиболее благоприятные условия для себя и других водителей. В этих условиях первой предпосылкой безопасной езды является правильное освещение. Если освещение отрегулировано плохо, оно не только затрудняет передвижение остальных транспортных средств, но и приводит к преждевременному утомлению водителя, так как недостаточная освещенность дороги перед машиной там, где свет нужнее всего, очень утомляет зрение. При движении в тумане и дождь незаменимы противотуманные фары, которые следует правильно отрегулировать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Как научиться управлять собой и когда это пригодится

Как научиться управлять собой и когда это пригодится – А я думал, ты чучело, – сказал Ринсвилд. – На себя посмотри, волшебник. Терри Пратчетт Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и

Как пользоваться столовыми приборами

Как пользоваться столовыми приборами По правилам, на сервированном столе приборы и посуда стоят так: прямо перед вами – закусочная тарелка. Иногда сначала ставят мелкую закусочную тарелку, а уже на нее столовую. На закусочной тарелке лежит тканевая салфетка. Слева от

Как научиться управлять собой и когда это пригодится

Как научиться управлять собой и когда это пригодится — А я думал, ты чучело, — сказал Ринсвилд. — На себя посмотри, волшебник. Терри Пратчетт Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и

Если уметь управлять своей энергией…

8.5. Как управлять процессом воспроизведения мультимедийных файлов?

8.5. Как управлять процессом воспроизведения мультимедийных файлов? У пользователей часто возникает необходимость тем или иным образом влиять на процесс воспроизведения музыкальных или видео-файлов, например: временно приостанавливать воспроизведение (режим Пауза ),

Управлять людьми становится труднее

Управлять людьми становится труднее Управлять людьми всегда было трудно. Менеджеры всегда оказывались зажатыми между работодателем и работником, пытаясь найти компромисс между их противоречащими друг другу желаниями и ожиданиями. Большинство руководителей, как это

Глава 2. Привыкайте управлять каждый день

Глава 2. Привыкайте управлять каждый день Вы работаете над крупным проектом для своего начальника. Вы уже несколько дней провели, запершись в кабинете и пытаясь его закончить. И в этом нет ничего нового. Ваши подчиненные знают, что вы всегда очень заняты. Вы управляете

Зачем мне нужно управлять этим человеком?

Зачем мне нужно управлять этим человеком? Ключ к ответу на данный вопрос — четкое понимание целей, с которыми вы управляете каждым человеком, и того, что вам от него нужно. Вы хотите, чтобы сотрудник работал больше? Лучше? Быстрее? Стал себя по-другому вести? Некоторые люди,

Как управлять подчиненными, которые сами управляют

Как управлять подчиненными, которые сами управляют У скольких подчиненных, которыми вы управляете, тоже есть управленческие обязанности? Как менеджеры, которыми вы управляете, впишутся в ваш новый подход? Если вы хотите, чтобы они стали работать так же увлеченно, как и вы,

Как управлять вашим начальником

Как управлять вашим начальником После того, как вы выработаете у себя привычку управлять собой и своими подчиненными, вам нужно будет решить, нужно ли управлять еще и начальником. Иногда вам придется помогать ему быть настолько сильным, насколько это необходимо

Искусство управлять государством и его экономикой

Искусство управлять государством и его экономикой Закон Либермана Врут все, но это не имеет значения, потому что никто не слушает. ~ Колбасный принцип Тем, кто любит колбасу и уважает закон, не стоит видеть, как делается то и другое. ~ Первые два политических принципа

19. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИМИ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ И ЗВУКОВЫМИ СИГНАЛАМИ

19. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИМИ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ И ЗВУКОВЫМИ СИГНАЛАМИ Читатель Б: Что такое внешние световые приборы?Автор: Внешние световые приборы, как можно догадаться из названия, расположены снаружи автомобиля (рис. 209). К ним относятся габаритные огни D и F, позволяющие

Глава 22. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств

Глава 22. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств 162. При движении в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от ее освещенности на транспортном средстве должны быть включены следующие световые

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10 сентября 1996 г. № 567

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования безопасности

Snowmobiles.
Safety requirements

Дата введения 1997-01-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает требования к снегоходам и прицепам к ним, направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды.

Стандарт не распространяется на снегоходы грузоподъемностью (включая массу водителя) более 1000 кг и спортивные.

Все требования стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и руководящие документы:

ГОСТ 2023.1-88 (МЭК 809-85) Лампы для дорожных транспортных средств. Требования к размерам, электрическим и световым параметрам

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 12971-67 Таблички круглые для машин и приборов. Размеры

ГОСТ 14332-78 Поливинилхлорид суспензионный. Технические условия

ГОСТ 21015-88 Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 24350-88 Органы управления ножные легковых автомобилей. Расположение. Общие технические требования и методы испытаний

ОСТ 37.001.017-70 Органы управления легковых автомобилей. Безопасность конструкции и расположение. Технические требования

ОСТ 37.001.439-86 Автомобили легковые. Технические требования и методы испытаний в части ударно-прочностных свойств кузова при опрокидывании

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 41.3-99 (Правила ЕЭК ООН № 3) Единообразныс предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающих приспособлений для механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.6-99 (Правила ЕЭК ООН № 6) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждении указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.20-99 (Правила ЕЭК ООП № 20) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждении автомобильных фар с асимметричными огнями ближнего света и (или) дальнего света, предназначенных для использования с галогенными лампами накаливания (лампа Н4)

ГОСТ Р 41.60-2001 (Правила ЕЭК ООН № 60) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов.

ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия.

Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Снегоходы - внедорожные механические транспортные средства, обеспечивающие передвижение людей и перевозку грузов по снежному бездорожью.

(Новая редакция, Изм. № 1).

3.2. Эластичная окантовка - элемент конструкции снегохода, закрывающий открытые торцы стекол.

3.3. Вариатор - механизм для бесступенчатого регулирования скоростного режима снегохода.

 Система рулевого управления

Система рулевого управления (CРУ) — это комплекс механизмов, которые позволяют водителю поворачивать колёса в нужную сторону и управлять направлением движения авто. Вместе с тормозной системой образуют систему управления автомобилем. Конструктивные особенности, состояние СРУ напрямую влияют на управляемость транспортного средства.

Устройство рулевого управления

CРУ базируется на следующих элементах:

  • Руль (рулевое колесо) — устройство в форме круга, позволяющее задать транспортному средству направление движения автомобиля. Также в руль транспортных средств встраивают передние подушки безопасности, мультимедийные устройства, аудиорегуляторы, регуляторы круиз-контроля, рециркуляции воздуха. Рули на авто устанавливаются с 1984 года (в первых авто вместо них были рычаги). Руль через ступицу присоединен к колонке. Работа руля может осуществляться разными способами — механически (с помощью рейки, от пары “винт-гайка” — на этих аспектах мы ещё остановимся при рассмотрении типов СРУ), гидравлически (на моделях с гидроусилителями), посредством электроники.
  • Рулевая колонка – механизм в виде вала, предназначенный, в первую очередь для передачи крутящего момента от руля на рулевой механизм. Также среди функций колонки — предотвращение риска угона транспортного средства. На колонке же крепятся замок зажигания, указатели поворота, механизмы управления светотехникой и стеклоочистителем, подрулевой переключатель указателей поворота, демпфер для ударов при езде по неровному дорожному полотну.
  • Рулевой механизм (редуктор). Выполняет сразу несколько важных задач: увеличивает усилие, которое водитель прилагает к рулю и возвращает его при снятии нагрузки в нейтральное положение, передает усилие к приводу.
  • Рулевой привод. Нужен для того, чтобы передать усилие от рулевого механизма к поворотным кулакам колес. Компоненты узла, рулевые тяги, рычаги и наконечники. Тяга выполняет роль связующей между рулем, колонкой, колёсами. Благодаря ей воздействие на руль превращается непосредственно в повороты колёс. Наконечник тяги (подшипник + шаровой палец + пыльник) ответственен за правильный угол поворота ведущих колес, маневренность транспортного средства.
  • Датчик крутящего момента. Позволяет высокоточно и объективно измерить крутящий момент.
  • Усилитель. Позволяет снизить мышечное усилие водителя, прикладываемое к колесу. Относится к факультативным устройствам рулевого управления легкового автомобиля. А вот в тракторах, грузовиках – обязательный компонент.


На рисунке вы также видите карданный вал. Схема рулевого управления не может быть рассмотрена в его “отрыве”. Но важно понимать что это уже элемент трансмиссии.

Модернизация СРУ

СРУ постоянно совершенствуется. Особенно продуктивно идёт работа над совершенствованием колонок, усилителей. Очень активно совершенствованием рулевых колонок занимается, например, компания Bosch. Постоянно идёт работа над улучшением эргономических показателей, функций устройства.

В частности, производитель смог обеспечить водителю возможность плавно регулировать положение рулевого колеса по наклону и высоте. Среди существенных достоинств современных колонок компании — и нулевой люфт, а также специальный механизм управления деформацией при аварии (это существенно увеличивает ремонтопригодность колонки, восстановить узел можно без серьёзных затрат и потерь времени).

Колонка СРУ.jpg

Колонка для коммерческого транспорта.jpg


Огромное внимание уделяется электрически регулируемым решениям, ориентированным на серьёзные нагрузки (особенно актуально для коммерческого транспорта). При этом у устройств постоянно появляются доп. функции. Начиная от автокалибровки до памяти положения колонки.
;

Виды рулевого управления

Самая распространенная классификация – по типам редуктора, установленного на авто:

червяк- ролик

червячный редуктор.jpg

Циркулирующие шарики

винт и шариковая гайка.jpg


В зависимости от решаемых задач рулевое управление легкового автомобиля, грузовика может быть:

  • Активным (AFS или Active Front Steering) и динамическим. Решение позволяет учитывать текущую скорость, угол поворота на скользкой дороге и корректировать в зависимости от них величину передаточного отношения. У AFS корректировка осуществляется с помощью планетарного редуктора, у динамической СРУ – посредством волновой передачи. Динамическое РУ легко встретить на Audi, активное РУ – на BMW.
  • Адаптивным (DAS или Direct Adaptive Steering). Решение позволяет легко маневрировать на низких скоростях (очень ценно, когда водитель паркуется), а на более высоких скоростях – ехать мягко, не ощущая жесткую связь между рулем автомобиля и его колесами. СРУ фактически подстраивается под индивидуальные запросы и условия движения. Достигнуть результата помогают датчики усилия на колеса и датчик угла поворота рулевого колеса. Система активно ставится на Infiniti.
  • Servotwin. Интегрированное электрогидравлическое решение. Направлено на целенаправленное управление задней осью. Ориентировано на улучшение маневрирования тяжёлого транспорта (грузовиков, автобусов с широкой колесной базой). Крутящий момент СРУ подстраивается к скорости движения транспортного средства, при внезапных порывах ветра корректируется положение руля. Разработчиком решения является компания Bosch. При этом оно адаптивно для транспортных средств разных производителей. В том числе, можно модернизировать ранее выпущенные автобусы, грузовики. Servotwin располагает ассистентом движения в выбранной полосе. Этот помощник уберегает от риска отклонения от своей полосы движения, а при медленном трафике с такой системой РУ легко поддержать безопасное расстояние до впереди идущего транспортного средства.

Виды усилителей руля

СРУ может оснащаться гидравлическими, электрическими усилителями:

  • Гидравлические. Состоят из редуктора, силового гидроцилиндра и золотника. Проверенные десятилетиями конструкции. Обеспечивают оперативный отклик. При этом требуют внимания при обслуживании: важно постоянно держать под контролем уровень рабочей жидкости.
  • Электрические. Наиболее прогрессивный вариант и наиболее точная регулировка настроек. Отсутствует необходимость контролировать жидкость, как в случае использования гидравлических конструкций. Особенно на практике хорошо себя зарекомендовали электроусилители с сервоприводом. Такие решения позволяют не просто снизить мышечное усилие, но и снизить потребляемое топливо. Наиболее подходящий вариант для внедорожников, небольших грузовиков.
  • Электрогидравлические усилители. Это комбинированные системы. Задействована гидравлика, но приводятся действием, а не ДВС. Подходящий вариант для коммерческого транспорта, включая крупногабаритный транспорт.

Левый или правый руль?

В странах с правосторонним движением (таких большинство) руль монтируется слева, с левосторонним (Великобритания, Кипр, Мальта, Ирландия, Япония, Сингапур, Япония, Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Мальдивы, Восточный Тимор, Бангладеш, Бруней, Макао, Пакистан и некоторых других) — справа.

При этом есть отдельная категория автовладельцев, которые, несмотря на то, что живут в странах с правосторонним движением, предпочитают только машины с правым рулем (и наоборот).

Плюсы правого руля (при езде в странах с правосторонним движением) и левого руля (при езде с левосторонним движением) такие:

  • Комфортнее сделать поворот в плотном потоке.
  • Лучше виден бордюр, когда водитель паркуется.
  • Специфическая особенность рулевого управления легкового автомобиля в этом случае обеспечивает идеальные условия для выхода водителя на тротуар.

Существенная “загвоздка” — и фары. Если вы покупаете машину с правым рулем для страны с правосторонним движением, то фары нужно обязательно заменять, отрегулировать. Иначе то, что вы будете при ночной езде “слепить” других водителей — это неоспоримый факт. В принципе, и ТО в большинстве стран в этом случае вы не пройдете.

Также переставлять придётся и дворники. Они изначально производителями “заточены” на левое и правое направление, исключение только отдельные транспортные средства со симметричными “дворниками” (например, некоторые модели Mercedes-Benz).

Регулировка

Для того, чтобы повысить безопасность при движении, снизить нагрузку на руки и спину водителя механизмы рулевого управления автомобиля требуют регулировки. Регулировка может быть механической и электронной.

Чаще всего регулируется наклон рулевого колеса. Регулировка позволяет обеспечить водителю наиболее эргономичное и комфортное положение.

Самый популярный вариант — механический регулирующий механизм регулирования угла наклона рулевого колеса с нижним расположением шарнира. Он состоит из стопоров, кронштейна и блокировочного болта.

Регулирующий механизм

Стопоры поворачиваются. При положении рычага в заблокированном положении, выступы стопоров оказываются друг напротив друга, возникает осевое усилие, кронштейн колонки фиксируется. При положении рычага в разблокированном положении, выступы одного из стопоров оказываются в положении ровно напротив впадин другого стопора.

Очень популярен и механический механизм регулировки высоты руля. Регулировка осуществляется за счёт совместной работы скользящего вала, блокировочного болта, стопорных клиньев.

Стопорные клинья.jpg

Стопорные клинья во время поворота рычага меняют положение. При блокировке рычага стопорные клинья фиксируют скользящий вал в нужном положении. При разблокировке рычага, возникает свободное пространство между скользящим валом и стопорными клиньями, создаются идеальные условия для перемещения вала по оси.

Что же касается электрорегулировки, то самый выигрышный вариант — комбинированные решения для одновременной регулировки угла наклона и высоты посредством сервопривода.

Регулировка с сервоприводом

Для водителя регулировка очень проста. Требуется просто нажимать клавиши “Вверх”, “Вниз”. Поэтому хоть решение и не самое дешёвое, очень востребованное.

Основные неисправности

  • износ шарнира наконечника тяги,
  • пробуксовка ремня привода насоса гидроусилителя,
  • потеря герметичности РМ,
  • разрушение подшипника вала,
  • ослабление крепежа.

О неполадках свидетельствуют стуки, биение или увеличенный люфт руля, шум в усилителе, течь рабочей жидкости (с РСУ с гидравликой).

Самые распространённые меры, предпринимаемыми мастерами на СТО в случае обнаружения проблем с СРУ, — замена наконечника тяги (либо тяги полностью), пыльника, жидкости гидроусилителя. Также часто может требоваться ремонт насоса гидроусилителя, рейки, редуктора.

Специальная электронная обучающая программа, которая посвящена системе рулевого управления доступна на базе платформы ELECTUDE. Учебные модули ориентированы на базовый уровень подготовки и позволяют усвоить принципы работы системы, ознакомиться с трапецией рулевого управления, гидравлическими и электрическими усилителями, разобраться, чем отличаются системы прямого и непрямого управления.

Наиболее точные ощущения характерны для дви­жений, совершаемых на расстоянии 15 — 35 см от сред­ней точки тела. Уже на расстоянии 40 — 50 см точность анализа существенно снижается. Точность попадания рукой в нужное место на пульте управления составля­ет ±15 мсм в средней зоне ниже груди и ±30 мсм в крайних зонах. Точностные характеристики движений определяют также вероятность ошибочных реакций оператора [192]. Этот вопрос более подробно рассмот­рен в конце данной главы.

Уменьшению утомляемости и повышению произ­водительности труда способствует соблюдение прин­ципов экономии движений и энергии, основанных на учете физиологических и биомеханических особенно­стей двигательного аппарата (рис. 14.2).

К принципам экономии движений относят следу­ющие:


Рис. 14.2. Принципы экономии движений и усилий.

■ принцип непрерывности, в соответствии с которым каж­дое последующее движение должно быть естественным продолжением предыдущего;

■ принцип параллельности, заключающийся в обеспечении одновременности движений обеих рук, а также рук и ног работающего;

■ принцип благоприятных траекторий, предусматриваю­щий возможность симметричных, плавных, круговых, не­прерывных движений вместо несимметричных, зигзаго­образных, прямолинейных;

■ принцип оптимальной интенсивности, обеспечивающий высокую производительность труда при оптимальных значениях физического и нервного напряжений;

■ принцип ритмичности, заключающийся в регулярной по­вторяемости движений через определенные (равные) про­межутки времени (наиболее благоприятным является ес­тественный ритм);

■ принцип привычности движений, обеспечивающий авто­матическое их выполнение, что достигается тренировкой, в результате которой вырабатываются динамические сте­реотипы действий.

Заканчивая рассмотрение характеристик управля­ющих движений, необходимо хотя бы кратко сказать об особенностях формирования двигательных навыков. В процессе их формирования изменяются взаимоотно­шения между видами движений. На первой ступени обычно преобладают гностические движения. Позднее они редуцируются и настолько тесно сливаются с ра­бочими движениями, что их трудно бывает разделить. В результате движения становятся более плавными и стабильными. На начальных ступенях образование двигательного навыка происходит под контролем зре­ния; впоследствии же этот контроль все более перехо­дит к чувствительным приборам двигательного аппара­та — к тактильному и кинестетическому анализаторам. При этом образуется внутренний контур регулирова­ния, определяемый действием этих анализаторов, в котором сигналы проходят значительно быстрее (0,4 с), чем по внешнему контуру регулирования, включающе­му зрительный контроль (1 — 2 с). Это важное свойство может быть использовано также для повышения каче­ства управления путем подачи сигналов обратной связи не на зрительный, а непосредственно на тактильный анализатор. Это связано с тем, что знание оператором результатов своих действий (самоконтроль своей ра­боты) является важным средством повышения эффек­тивности труда.

Помимо мануальных действий, как уже отмечалось, в ряде случаев для управления машиной могут исполь­зоваться рабочие действия ногами. Обычно они носят вспомогательный характер, однако иногда эти действия оказываются весьма важными (например, управление самолетом, станком, автомобилем и т. п.).

Биомеханические характеристики нижних конеч­ностей необходимо учитывать при конструировании органов ножного управления (педалей). Основными из них являются антропометрические размеры, массоинерционные, кинематические, силовые и точностные характеристики. Довольно подробно они приведены в работе [7]. Примеры учета их при конструировании педалей приведены в главе XVII.

Читайте также: