Замена распределителя гур маз

Обновлено: 28.06.2024

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Здравствуйте, обращаюсь к тем кто имеет опыт ремонта и регулировки клапана расхода и давления на насосе ГУРа МАЗ 5511. Смысл в следующем: клапан стоит на напорном выходе из насоса НШ-32.(двигатель ЯМЗ-236), согласно тех.документации настроен он на расход - 25-32 л/мин. и давление примерно 120 атм.,нужно уменьшить расход до 5-3 литров и снизить давление до минимума.Цель этой операции - применение этого клапана с насосом НШ-10 для смазки редуктора К-701. Сразу оговорюсь, редуктор стоит на двигателе ЯМЗ-236 вместо коробки передач и не имеет возможность смазки подшипников от насоса КПП (как на Кировце).Так вот вопрос - как регулируются эти клапана? Позже приложу фото снятого клапана. Всем спасибо.


Гидроусилитель МАЗ: эффективное управление грузовиком

Эффективная работа системы рулевого управления грузового автомобиля во многом определяется работой гидроусилителя. Благодаря этому узлу поворачивать колеса загруженного автомобиля можно с минимальными усилиями, прилагаемыми к рулю. Наличие в системе управления МАЗа гидроусилителя обеспечивает его безопасность на дороге и оптимальную управляемость в любой дорожной ситуации.

Безопасная эксплуатация грузового транспорта во многом определяется его эффективным управлением в процессе движения. Раньше управление грузовым автомобилем, да еще при полной его загрузке, было достаточно непростой задачей, которая требовала от водителя достаточных физических усилий. Сегодня же все грузовики комплектуются гидроусилителями, при помощи которых достаточно легко управлять грузовой техникой.

Особенности рулевого управления МАЗа

Рулевое управление грузовиков МАЗ состоит из нескольких узлов и механизмов, благодаря которым осуществляется поворот передних колес и движение автомобиля по выбранной траектории. Главной особенностью рулевого управления этих транспортных средств является наличие гидроусилителя, обеспечивающего легкое управление многотоннажной техникой. К основным элементам рулевого управления относятся:

• рулевое колесо с колонкой;
• рулевой механизм;
• рулевой привод с системой продольных и поперечных тяг;
• гидроусилитель.

При помощи рулевого колеса, которое крепится на рулевом валу, входящему в состав рулевой колонки, передается поворотное усилие от водителя к рулевому механизму. В свою очередь, механизм задействует рулевой привод, который и способствует повороту колес в нужную сторону на определенный угол. Привод выполнен в трапециевидной форме и включает в себя систему рулевых тяг (поперечные и продольные) и рычагов поворотных цапф, отвечающих за поворот колеса.

Для ограничения угла поворота колес поворотные цапфы снабжены стопорными болтами, благодаря которым при достижении крайнего положения колес не допускается контакта подвижных частей с рамой автомобиля. Минимизировать требуемые усилия от водителя и облегчить весь процесс передачи механических усилий, способствующих повороту колес, позволит специальный узел — гидроусилитель.

Основные функции МАЗ-гидроусилителя

Гидроусилитель рулевого привода МАЗ играет важную роль в процессе управления автомобилем. От его эффективной работы зависит не только легкость управления грузовиком, но и безопасность при перевозке грузов. К основным функциям, для которых предусмотрен этот узел, относятся:

• минимизация усилий, требующихся для поворота руля в ту или иную сторону;
• гарантирование устойчивости транспортному средству при его движении, особенно по неровному покрытию;
• создание обратной связи-отдачи между управляемыми колесами и рулем/водителем.

Конструкция гидроусилителя грузовика МАЗ

МАЗ-гидроусилитель, с автономным силовым цилиндром в своей конструкции, имеет следующие узлы:

• распределитель, регулирующий потоки рабочей жидкости;
• силовой цилиндр;
• нагнетающий насос;
• соединяющие трубопроводы.

Силовой цилиндр МАЗ и распределитель крепятся на левом лонжероне грузовика. Поршень со штоком могут перемещаться внутри цилиндра, а противоположный конец штока прикреплен к раме. При помощи резьбового соединения к цилиндру монтируется распределитель, включающей в своей конструкции корпус шарниров со стаканом и золотник. Специальные пазы золотника коммутируются с трубопроводами, по которым подается масло от нагнетающего насоса.

Принцип работы гидроусилителя МАЗ

При прямолинейной траектории движения автомобиля распределительный золотник находится в нейтральном положении. При такой его позиции рабочая жидкость гидроусилителя через нагнетательный канал подается на силовой цилиндр, проходит через сливной канал, не воздействуя на тяги.

При повороте руля в одну из сторон, золотник выводится из равновесного состояния и обеспечивает передачу жидкости от нагнетательной магистрали к рабочим полостям цилиндра. В зависимости от левого или правого направления поворота руля, задействуются те или иные полости.

При неработающем двигателе грузовика, в процессе его транспортировки, гидроусилитель не препятствует управлению машиной, но для этого потребуется гораздо большее усилие.

Важно:

• не допускается длительное время управления автомобилем без работающего усилителя;
• движение при неработающем гидравлическом усилителе следует выполнять со скоростью не выше 20 км/час.

Роль нагнетательного насоса в работе гидроусилителя

Чтобы обеспечить нужный уровень давления рабочей жидкости, гидроусилители МАЗ комплектуются специальными нагнетательными компрессорами шестеренчатого типа. При работе двигателя грузовика насос обеспечивает постоянную подачу масла в гидроусилитель. При прямолинейном движении или пребывании в недвижущемся состоянии поток масла не оказывает воздействий на силовой цилиндр и попросту переходит из нагнетательной магистрали в сливную. Чтобы контролировать количество нагнетаемого в рабочую область силового цилиндра масла, имеется перепускной клапан, он же и обеспечивает контроль давления в системе гидроусилителя.

Признаки поломки гидроусилителя и способы их устранения

Основными признаками неисправности гидроусилителя в системе рулевого управления грузовиков МАЗ являются:

• Для прямолинейного движения автомобиля требуется постоянное подруливание. В этом случае следует проверить крепление рулевого колеса — если причина не в нем, то, возможно, нужно заменить винтовые пары или проверить работу реактивных плунжеров, входящих в состав золотника.
• Самопроизвольное поворачивание колес в одну или другую сторону. Следует проверить работу золотника и механизмов, связанных с его функционированием.
• Сильная отдача на руль при передвижении по неровной поверхности. Важно проверить состояние масла и масляного фильтра, возможно, в систему попал воздух.
• Необходимость приложения к рулю больших физических усилий для поворота колес. Следует проверить уровень масла — возможна его утечка или же попадание воздушных пузырей в систему.

Важно:

При попадании в систему гидроусилителя рулевого управления воздуха следует выполнить его прокачку. Процесс прокачки выполняется на смотровой яме или подъемнике. Выполнять прокачку следует на минимальных оборотах двигателя, открывая и закрывая перепускной клапан рулевого механизма. При работающем двигателе выполняется поворот рулем до крайних положений влево и вправо. Потом открывается перепускной клапан и выпускаются воздушные пузыри. Далее повторяется операция несколько раз, пока весь воздух не выйдет из системы.

Эксплуатируем гидроусилитель правильно

Чтобы гидроусилитель рулевого управления МАЗ работал качественно, важно выполнять несколько правил:

• Следить за уровнем и состоянием масла, при необходимости своевременно менять его;
• Проверять состояние масляного фильтра и менять его при загрязнении;
• Проверять систему на предмет утечки масла;
• Следить за качественной работой привода нагнетательного насоса.

При выявлении неисправностей следует немедленно устранить их, поскольку их наличие может привести к серьезной поломке рулевого управления и возникновению аварийной ситуации.

Другие статьи

На прицепах и полуприцепах иностранного производство широко применяются компоненты ходовой части от немецкого концерна BPW. Для монтажа колес на ходовой используется специализированный крепеж — шпильки BPW. Все об этом крепеже, его существующих типах, параметрах и применяемости читайте в материале.

Для монтажа автомобильных стекол в кузовные элементы используются специальные детали, обеспечивающие уплотнение, фиксацию и демпфирование — уплотнители. Все об уплотнителях стекол, их типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о подборе и замене этих элементов — читайте в статье.

В практике авторемонта и при выполнении слесарно-монтажных работ возникает необходимость работы с резьбовым крепежом, имеющим неудобное положение или наклон. В этих ситуациях на помощь приходят карданные переходники для ключей — об этих приспособлениях, их конструкции и применении читайте в статье.

Южнокорейские автомобили SSANGYONG оснащаются тормозной системой с гидравлическим приводом, в которой применяются тормозные шланги. Все о тормозных шлангах SSANGYONG, их типах, особенностях конструкции и применяемости, а также о вопросах выбора и замены этих деталей — читайте в представленной статье.

Насос гидроусилителя


Тот, кто ездил на автомобиле старого отечественного образца без рулевого гидроусилителя, а затем пересел на современную иномарку, сразу может сказать, что разница просто несоизмеримая. Ощущения при вождении абсолютно другие. Нет необходимости так напрягать руки и продумывать траекторию разворота. Гидроусилитель помогает сохранить манёвренность, управление транспортным средством и смягчает отдачу в руль.

  • Как снять гидроусилитель руля?
  • Как поменять насос гидроусилителя?
  • Прокачка насоса после установки

Конечно, положительных моментов тут неисчислимое множество, но рано или поздно наступает момент, когда гидроусилитель может выйти из строя. Характерными признаками того, что данный элемент рулевого управления вышел из строя, считаются появление шума во время поворота руля, уменьшение жидкости, поворот руля с рывками или слишком тугое вращение руля, проявление стуков разного рода при езде по неровностям или самое худшее – снижение управляемости автомобиля.

Как снять гидроусилитель руля?

ГУР

1. Снимите защиту и брызговик на ремнях.

2. Далее снимите бачки ОЖ.

3. Ремень гидроусилителя можно как снять, так и просто перерезать. Это будет зависеть от его состояния.

4. Далее отсоедините трубки гидроусилителя руля: подводящую и отводящую, которые крепятся на гайках.

5. Выньте сальник и подающую трубку, которая крепится на простом фиксаторе с правой стороны радиатора.

6. Слейте жидкость из трубки. Для полного её удаления лучше воспользоваться услугами помощника, чтобы тот покрутил колёса автомобиля.

7. После данной процедуры отсоедините фланец трубки высокого давления гидроусилителя.

8. Открутите хомут, который крепит подающую трубку. Насос гидроусилителя крепится на четырёх болтах. Три из них следует открутить сразу, а к четвёртому вы доберётесь только после выкручивания болтов кожуха ремня механизма гидроусилителя руля.

9. Выкрутите все четыре болта, закрепляющих насос.

Как поменять насос гидроусилителя?

Разборка гидроусилителя и демонтаж насоса должны проводиться строго по инструкции.

Старый и новый насос

1. Демонтированный насос лучше очистить от грязевых налипаний с целью дальнейшего его осмотра и выявления причин возникших неисправностей. Как правило, наиболее частой причиной поломки является его полная выработка во внутренней полости корпуса. Визуально она похожа на ступеньку. Избавиться от дефекта можно с помощью дрели с насадкой. Но могут возникнуть сложности, если установлен насос неразборной модели, которая лишена крышек и стопорных колец.

2. Хомуты крепления патрубков к бачку могут оказаться одноразовыми, так что придётся их сломать.

3. Слейте остатки жидкости из бачка. При вторичном его использовании обязательно стоит заглянуть внутрь и проверить чистоту находящейся там сетки. При необходимости бачок следует промыть либо купить новый (стоимость его невелика). На этом прочистка системы ещё не окончена. Все внутренности стоит продуть сжатым воздухом под давлением приблизительно в 8 атмосфер.

4. Отсоедините хомут патрубка насоса.

5. Тефлоновые прокладки отличаются своей долговечностью, но на фланцах трубок с высоким давлением их необходимо заменить новыми.

Даже в комфортных условиях замена насоса может занять несколько часов. Процедура замены насоса гидроусилителя руля в среднем занимает 6-7 часов аккуратной работы. Если конструкция насоса позволяет произвести его ремонт, то особое место занимает выпрессовка шкива и сальника. Но с целью экономии времени и усилий лучше заменить его на новый. При невозможности замены придется напрессовать новый шкив на вал нового насоса. Закрепляется конструкция винтом с гайкой. Вал насоса имеет внутри резьбу М6. Чтобы на вал надеть фланец, его необходимо предварительно нагреть. После охлаждения он плотно сядет на валу. Внутри насоса подшипник гидроусилителя закрепляется загнутым краем.

Замена насоса ГУР


Установка гидроусилителя руля происходит в обратном порядке. Натяжку ремня проще осуществить при помощи конуса. Порой для этих целей можно использовать специальное приспособление из жести. Либо возможен другой вариант, когда крепление гидроусилителя руля не затягивается полностью, и на шкив свободно надевается ремень. Только после этого уже полностью собранная конструкция закрепляется с необходимой степенью натяжки ремня.

Прокачка насоса после установки

Если вы думаете, что обойдётесь только лишь заменой насоса гидроусилителя руля, то вы ошибаетесь. Это ещё не полный процесс. Вам потребуется также загерметизировать систему, плюс в любом случае необходимо будет долить жидкость в бачок. Лучше всего менять жидкость, когда двигатель ещё не остыл. Но так как вы могли этого не знать или забыли, а вспомнили только после замены насоса, тогда расскажем, как правильно поступить в данной ситуации.

Прогреть бачок и все каналы слива жидкости можно, воспользовавшись техническим феном. Но тут главное не переусердствовать, чтобы не перегреть трубки. Заранее приготовленную трансмиссионную жидкость также стоит прогреть. В таком состоянии она будет лучше туда наливаться. Каждый использует ту, которая рекомендована производителем автомобиля, большинство производителей рекомендуют Dextron II. Не забываем о минусовой температуре, при морозе главное, чтобы жидкость не перемерзла, поэтому при выборе обратите на маркировку на этикетке.

После того как шланг обратки отсоединён от бачка гидроусилителя, опустите его в пустую ёмкость. Само отверстие в бачке, где была обратка, стоит временно чем-то закрыть. Процесс будет проходить следующим образом. Налейте трансмиссионную жидкость в гидроусилительный бачок и прокрутите стартер. Он запустит насос и прокачает потихоньку жидкость в трубку обратки, а далее в пустую подготовленную ёмкость.

Под капотом


По цвету вы определите, когда жидкость в гидроусилителе прокачалась, тогда можно будет остановить прокачку. Далее обратно соедините шланг обратки с бачком и снова пару раз прокрутите стартером и параллельно двигайте рулем, где-то на четверть от его оборота, влево и вправо. Это необходимо для того, чтобы прочувствовать руль. Важно! Ни в коем случае не следует запускать двигатель! Жидкость под давлением выстрелит наружу из гидроусилителя.
Опытные автомобилисты советуют попросту отключать бензонасос, чтобы случайно не получилось запустить двигатель.

На этой ноте замена насоса гидроусилителя и его прокачка заканчивается. Соберите всё в обратном порядке и подключите бензонасос. Проверьте, чтобы жидкости в бачке было по максимальную отметку. Сядьте в автомобиль и проедьтесь несколько кругов, поработав рулём. Так прокачаете насос и на рабочем двигателе. Во время поездки старайтесь максимально выворачивать руль по направлению движения автомобиля. Это необходимо для того, чтобы почувствовать, остались ли ещё какие-либо неполадки, и не слышен ли хруст. При вращении руля не должно быть никаких провалов или шумов. А ещё лучше попросить кого-нибудь, чтобы наблюдал с улицы и слушал, как во время поездки ведут себя передние колёса, и не издаёт ли посторонние звуки новый насос рулевого гидроусилителя.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как,
Facebook,
Вконтакте,
Instagram,
Twitter и
Telegram:
все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Ремонтные работы

Ремонт условно делится на несколько стадий: подготовка, демонтаж насоса, предварительный осмотр, замена деталей и/или устранение повреждений, обратная сборка и установка.

Подготовка к ремонту

Для проведения ремонтных мероприятий понадобятся: инструменты; тряпки; удобное, просторное и чистое место. Из инструментов будут нужны:

  • ключи и головки;
  • съемник для стопорных колец;
  • большой шприц и емкость для откачивания жидкости из бачка;
  • мелкая наждачная бумага Р1000/1500/2000, надфиль.

Для починки понадобятся: ремкомплект из автомагазина, или на замену ему шайбы, прокладка, уплотнительные кольца и сальник. Также может пригодиться подходящий рабочий подшипник, если дело в нем.

Демонтаж и осмотр насоса и поиск проблем

Как демонтировать насос?

Отсоединение насоса ГУР и его разборка – процесс кропотливый, поэтому первое, что нужно сделать, это отвести на этот процесс побольше времени и запастись нервами.

Список действий при проведении непосредственного демонтажа:

  1. Сливаем всю жидкость, вооружившись шприцем и емкостью.
  2. Отсоединяем шланг, идущий от бачка к насосу.
  3. Откручиваем полностью стопорную гайку натяжителя и снимаем ремень.
  4. Отсоединяем шланг высокого давления.
  5. Снимаем насос и очищаем его от грязи водой и тряпкой.
  6. Кладем на заранее подготовленное чистое место.

Демонтаж насоса ГУР

На этом процесс извлечения насоса из системы ГУР завершен и можно переходить к стадии его разборки и осмотра.

Как разобрать насос?

  1. Демонтировать стопорное кольцо подшипника съемником.
  2. Отвинтить крепящие болты с задней крышки.
  3. Снять ее, поддев маленькой отверткой, но так, чтобы лопатки ротора не выпали. Чтобы полностью контролировать процесс необходимо запоминать очередность разборки. Это можно делать при помощи камеры или определить для каждой запчасти отдельное место с пометкой в какой очередности снимались детали.
  4. Отдельно снять лопасти.
  5. Вытащить пластину и находящиеся под ней детали.
  6. Аккуратно выбить вал.
  7. Выдавить подшипник.

Осмотр всех деталей, поиск и устранение проблем

Это третья стадия, на которой нужно определить, где и что случилось с насосом. Для этого следует:

  • очистить все детали тряпкой и внимательно осмотреть каждую;
  • устранить все дефекты и шероховатости;
  • сменить ремкомплект, если старый пришел в негодность;
  • то же самое проделать с подшипником, если дело в нем.

Если замечены заусеницы и шероховатости, которые появляются в результате износа, устраняем их наждачной бумагой. Полировка позволяет убрать зазоры между деталями и восстановить герметичность. Она также применяется в качестве профилактической меры для поддержания чистоты и рабочего состояния насоса.

Отдельное внимание стоит уделить ротору и отполировать его как следует, если есть заусеницы. Сделать это проблематично, так как нужна хорошая сноровка. Здесь, помимо наждачной бумаги, поможет маленькая отвертка, обернув вокруг которой лист наждачки, вы сможете забраться в “самые труднодоступные места”.

Подытоживая все сказанное, после разборки ремонт проводиться несколькими способами в зависимости от поломки. Это: замена подшипника; замена ремкомплекта; удаление заусенцев, шероховатостей и неровностей; полная очистка насоса от элементов износа и отработки.

Сборка и монтаж насоса в автомобиль производится в обратном порядке. Когда процесс установки завершен используйте информацию из последнего пункта, и вам еще очень долго не придется повторять процедуру, которой посвящена эта статья.

Не забывайте, что ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками может привести к дополнительной поломке. Поэтому проводя данную процедуру нужно делать все с максимальной осторожностью, чтобы не усугубить и не сломать насос окончательно.

Видео “Замена насоса ГУР в домашних условиях”

В представленном ниже видео Вы узнаете о том, как заменить насос ГУР в домашних условиях.

Признаки проблемы

  • руль стал проворачиваться с большим трудом при выполнении маневров;
  • при управлении, на поворотах можно заметить зазор и услышать удары руля;
  • насосное устройство стало функционировать шумно;
  • в системе гидроусилителя недостаточно или вообще нет масла;
  • на обратном ходу руль может задерживаться.

ГУР — конструкция, зачем нужен ГУР


Устройство гидроусилителя рулевого колеса

Гидроусилитель рулевого колеса предназначен как для облегчения автомобилисту управления автомобилем при маневрах на дорожном полотне, так и для смягчения ударов от поврежденного дорожного покрытия и неровностей. Особенно важно то, что данное устройство существенно снижает риск аварии при разрыве покрышки, в первую очередь это касается передних колес.


Гидроусилитель руля является закрытой гидросистемой, которая состоит из:

  1. Бачка, в который заправляется гидравлическая жидкость.
  2. Насоса.
  3. Регулятора давления.
  4. Управляющего золотника.
  5. Силового цилиндра.

Типы неисправностей и их симптомы

Проявления поломок насоса, описанные выше, в реальности могут быть и не связаны с самим насосом. Поэтому для начала нужно внимательно осмотреть всю систему гидроусиления руля. И только если проблема не найдена, приступить к работе с самим насосом.

Неисправности делятся на два типа:

Первые можно определить только разобрав насос гидроусилителя руля и осмотрев каждую его составляющую. Что касается второго типа неисправностей, то в первую очередь нужно ответить на вопросы — сколько времени прошло с момента смены жидкости в системе? Подобрана ли жидкость в соответствии с инструкцией? Достаточен ли её уровень? А в случае завоздушивания, зачастую, достаточно прокачать гидравлику для восстановления работоспособности ГУР.

В любом случае, производители рекомендуют при возникновении любых проблем с насосом делать полную переборку и чистку. Это поможет уменьшить вероятность износа, а, следовательно, увеличит срок службы всей системы.

Переборка деталей насоса гидроусилителя руля

Как снять ГУР

Неполадки ГУРа начинают проявлять себя в виде тяжести во время работы руля, особенно на малых оборотах, возможно появление гула и может появляться свист. При окончательной поломке устройства оно прекратило помогать рулить даже в не прогретом состоянии. Поскольку почтенный возраст авто не оставлял надежд на официальное гарантийное обслуживание, я принял решение, что замена гидроусилителя руля будет сделана собственными силами. Забегая наперед, отмечу, что самостоятельная замена деталей, с целью сэкономить деньги на ремонте, показала излишний оптимизм такой идеи. Работа по его замене оказалась довольно трудоёмкой. Однако для тех, кому работа с авто является своего рода отдыхом, починка гидропривода не покажется чем-то особенным.

Перед началом работы стоит оценить общее состояние всех узлов ГУРа, чтобы при необходимости произвести их замену.

Стоит оценить необходимость покупки насоса, шкива, сальника, тефлонового кольца для трубок высокого давления и ремня. Приступаю к работе, сняв защиту, брызговик на ремнях. Далее снимаются бачки ОЖ. Ремень ГУРа снимаю либо просто перерезаю его, в зависимости от его состояния. Далее следует отсоединение трубок гидроусилителя, как подводящей так и отводящей, крепящихся на гайках.

С правой стороны радиатора вынимаю сальник, подающую трубку, которая держится простым фиксатором, после чего сливаем жидкость из трубки. Чтобы полностью удалить жидкость из системы, желательно попросить кого-либо покрутить колеса автомобиля. После этой операции отсоединяю фланец трубки высокого давления ГУРа. Следующий этап – откручиваю хомут, крепящий подающую трубку. Крепление насоса удерживается четырьмя болтами. Три из них откручиваю сразу, а доступ к четвертому открывается после выкручивания болтов кожуха ремня ГРМ. Теперь можно удалить все четыре болтика, крепящих насос.

Причины поломки

Причины, почему может не работать насосное устройство:

Канал TRUCK13 Service рассказал о причинах неисправностей и ремонте механизма ГУР на МАЗе.

Как на Алиэкспресс найти и заказать насос ГУР и прокладки, автозапчасти по сходной цене и бесплатной доставкой

Гидроусилитель представляет собой агрегат, состоящий из распределителя и силового цилиндра в сборе. Гидросистема усилителя включает лопастной насос, установленный на двигателе автомобиля, бачок для масла, трубопроводы и шланги.

Распределитель состоит из корпуса 21 (рис. 88), золотника 49, корпуса шарниров 7 со стаканом 60, шаровыми пальцами 13 и 12 и ограничителем 48 хода золотника.

Распределитель регулирует поток жидкости, поступающий из насоса в силовой цилиндр. При работающем насосе жидкость постоянно циркулирует по замкнутому кругу: насос — распределитель — бачок — насос.

Силовой цилиндр гидроусилителя соединен с корпусом шарниров распределителя с помощью резьбового соединения. Цилиндр имеет поршень 4 со штоком 2, на конце которого расположена шарнирная головка для крепления к раме. Наружная часть штока защищена от загрязнения гофрированным резиновым чехлом.

Гидроусилитель рулевого механизма МАЗ-500

Рис. 88. Гидроусилитель рулевого механизма:

1 — силовой цилиндр гидроусилителя: 2 — шток поршня; 3 — трубка слива масла в насос; 4 — поршень гидроусилителя: 5 и 58 — пробки; 6 и 32 — уплотнительные кольца; 7 — корпус шарниров; 8 — регулировочная гайка; 9 — толкатель: 10 — чехол: 11 — сухарь: 12 — шаровой палец привода рулевой тяги; 13 — шаровой палец сошки: 14. 18 и 35 — болты; 15 — трубка подачи масла от насоса в корпус распределителя; 16. 19 и 20 — штуцеры; 17—крышка; 21 — корпус распределителя; 22 — корпус шарниров; 23 н 25 — трубки подачи и слива масла; 24 — стяжная лента; 26 — масленка; 27 — штифты; 28 — пружина; 29 — контр-гайка; 30 — стопорный винт; 31,42 и 53 — гайки; 33 — задняя пробка цилиндра; 34 — стопорное полукольцо; 36 — ограничительная шайба; 37 — расширительная шайба кожуха; 38 — пружинная шайба; 39 — головка штока: 40 — резиновая втулка; 41 — внутренняя втулка; 43 — шплинт; 44 — защитный чехол штока; 45 — наконечник; 46 — ниппель; 47 — держатель трубок; 48 — ограничитель хода золотника: 49 — золотник распределителя; 50 — пробка канала подачи масла; 51 — запорное кольцо; 52 — болт; 54—компенсационный канал; 55—штуцер трубки; 56 — сливная полость: 57 — обратный клапан гидроусилителя; 59 — пружина; 60 — стакан шарового пальца

Схема работы гидроусилителя показана на рис. 89.

Крайние пазы корпуса распределителя сообщаются с нагнетательной магистралью 13 насоса, а средний паз этого корпуса соединен со сливной магистралью 12. Левый паз золотника сообщается с левой полостью силового цилиндра, правый паз—с правой полостью силового цилиндра. Имеющиеся на торцах золотника реактивные камеры 1 служат для удержания золотника в нейтральном положении. При этом зазор между кромками пазов на золотнике и корпусе находится в пределах 0,3—0,4 мм.

При нейтральном положении золотника вся жидкость, поступающая от насоса, отводится через зазоры между кромками пазов из нагнетательной магистрали в сливную, и перемещения поршня в силовом цилиндре, а следовательно, и управляемых колес автомобиля не происходит.

При повороте рулевого колеса сошка через шаровой палец 19 перемещает золотник 2 в сторону от нейтрального положения.

Схема работы гидроусилителя рулевого механизма МАЗ-500

Рис. 89. Схема работы гидроусилителя рулевого механизма: а — нейтральное положение; б — поворот в левую сторону; в — поворот в правую сторону; 1 — реактивная камера; 2 — золотник; 3 — соединительный канал; 4 — корпус распределителя; 5 — маслопровод к подпоршневой полости силового цилиндра; 6 — маслопровод к надпоршневой полости силового цилиндра; 7 — поршень; 8 — силовой цилиндр; 9 — рулевое колесо; 10 — бачок; 11 — насос; 12—сливная магистраль; 13 —нагнетательная магистраль; 14 — гидроусилитель; 15 — продольная рулевая тяга; 16 — сошка; 17 — шток поршня; 18 — шаровой палец продольной тяги; 19 — шаровой палец сошки; 20 — кольцевая полость, соединенная со сливной магистралью; 21 — обратный клапан: 22 — кольцевая полость

При этом нагнетательная и сливная полости в корпусе распределителя разобщаются, и жидкость начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, производя перемещение цилиндра относительно поршня. Движение цилиндра через шаровой палец 18 и связанную с ним продольную рулевую тягу передается управляемым колесам автомобиля.

Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник останавливается, а корпус распределителя надвигается на золотник и занимает нейтральное положение. Поворот управляемых колес автомобиля прекращается.

Гидроусилитель рулевого механизма обладает высокой чувствительностью. Перемещение золотника, необходимое для поворота колес автомобиля, составляет всего 0,4—0,6 мм. Давление в рабочей полости силового цилиндра увеличивается с повышением сопротивления повороту колес. Одновременно увеличивается давление в реактивной камере золотника.

Усилие на ободе рулевого колеса, соответствующее началу работы гидроусилителя при движении автомобиля, не превышает 5 кГ.

Для возможности управления автомобилем при неработающем усилителе (например, при буксировке) в корпусе распределителя установлен обратный клапан, перепускающий жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.

Следует иметь в виду, что допускается лишь кратковременная работа рулевого управления при неработающем усилителе, так как при этом значительно возрастает усилие на рулевом колесе и увеличивается свободный ход рулевого управления. Скорость движения автомобиля с неработающим усилителем не должна превышать 20 км/ч во избежание перегрузки рулевого механизма.

Для уплотнения полостей, находящихся под давлением, в конструкции гидроусилителя широко применены резиновые кольца. круглого сечения. Резиновое кольцо, вложенное при сборке деталей в канавку, подвергается предварительному сжатию. Под действием давления кольцо изменяет свою форму, прижимается к стейке канавки и даже выдавливается в уплотняемый зазор. Вследствие этого полости, находящиеся под давлением, надежно уплотняются. При изменении направления давления кольцо перемещается к противоположной стенке канавки и уплотняет зазор аналогичным образом. Во избежание закусывания кольца и среза резины ширина канавки несколько превышает диаметр сечения кольца.

В распределителе установлены три уплотнительных кольца круглого сечения. Подобными кольцами уплотнены также крышки силового цилиндра и соединения всех трубопроводов, связывающих распределитель с насосом и силовым цилиндром.

Насос гидроусилителя рулевого механизма с бачком (рис. 90) установлен на левой стороне двигателя и приводится в действие через шкив клиновым ремнем от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала двигателя. Насос гидроусилителя работает постоянно при работающем двигателе.

Насос лопастного типа с вращением по часовой стрелке имеет по две полости нагнетания и всасывания. Ротор 12 насоса имеет десять пазов, в которых свободно перемещаются лопасти 11. Ротор установлен на шлицах вала 14.

Насос гидроусилителя рулевого механизма МАЗ-500

Рис. 90. Насос гидроусилителя рулевого механизма:

1 — седло предохранительного клапана; 2 — нагнетательный канал: 3 — регулировочные прокладки; 4 и 23 — крышки; 5 — предохранительный клапан: 6 — калиброванное отверстие; 7 — перепускной клапан; 8 — нагнетательная камера; 9—распределительный диск; 10 —статор; 11 — лопасть; 12 — ротор; 13 — внутренний подшипник: 14 — приводной вал; 15 — корпус: 16 — сальник; 17 — подшипник; 18 — внутренняя щека шкива; 19— наружная щека шкива; 20 — регулировочные прокладки; 21 — бачок; 22 — фильтр; 24 — стяжная шпилька; 25 — держатель фильтра; 26 — сливной канал

При вращении вала насоса лопасти ротора прижимаются к криволинейной поверхности статора 10 и вытесняют жидкость, находящуюся между лопастями, в полости нагнетания. Плотность контакта между лопастями и статором обеспечивается давлением жидкости, подводимой в пазы ротора под лопасти, и действием центробежной силы.

В насос встроен предохранительный клапан 5, ограничивающий давление в системе гидроусилителя (65—70 кГ/см2).

В крышке 4 насоса расположен также перепускной клапан 7, который ограничивает производительность насоса. Действие перепускного клапана основано на разности давлений в полости нагнетания, разделенной калиброванным отверстием 6 на две зоны. Давление в зоне, примыкающей к распределительному диску 9, всегда несколько выше, чем в зоне, расположенной за калиброванным отверстием. Седло перепускного клапана соединено с обеими зонами; поэтому с увеличением числа оборотов насоса и повышением давления в зоне, примыкающей к распределительному диску, перепускной клапан смещается вправо и сооб щает полость нагнетания с бачком 21. Дальнейшее увеличение подачи жидкости в систему приостанавливается.

Бачок 21 для рабочей жидкости устанавливается на насосе.

Крышка 23 оборудована горловиной для удобства заливки жидкости в систему.

Вся жидкость, поступающая из гидроусилителя в бачок, проходит через сетчатый фильтр 22, расположенный внутри бачка.

Читайте также: