Замок зажигания иж схема

Обновлено: 05.07.2024

Она идентична электросхемам ИЖ Планета и Юпитер.
Иж Планета Спорт - первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к этой системе.

Совершенствуя машину, завод внес в нее ряд изменений. В частности, улучшены фиксация и четкость срабатывания переключателей ИЖП101 и ИЖ П102 и выключателя на руле. Оптический элемент фирмы "Хелла" в фаре заменен советским ФГ 137, а фонари ИЖ УП1 указателей поворота - унифицированными фонарями 16.3726. Есть и другие новшества.
12-вольтовым оборудованием оснащается теперь и "Юпитер - 4". Завод готовит к производству и новую модель "Планеты-спорт", электрооборудование которой унифицировано с "Юпитером - 4".
Однако уже сейчас владельцы "Планеты-спорт" могут использовать ряд электроприборов ИЖ Ю-4 без значительных переделок. К ним относятся:
генератор 28.3701 (если он продается без прерывателя и конденсатора, их можно взять со старого ИЖ);
· фонари указателей поворота 16.3726;
· оптический элемент фары ФГ 137; задний фонарь ФП146;
· спидометр СП102;
· аккумуляторная батарея 6МТС-9.

Чтобы установить прерыватель указателей поворота ИЖ РП2СМ-10 в корпус фары, надо изготовить из стальной полоски толщиной 1-1,6 мм дополнительный кронштейн и заменить штекерные наконечники круглыми. После такой же переделки наконечников можно применять на "Планете-спорт" и комбинированные переключатели ИЖ П101-20 и ИЖ П102-20 от мотоцикла ИЖ Ю-4. Для этого, отжав шилом или спицей фиксирующие усики, вынимают штекерные наконечники. Отрезают их и на зачищенных концах проводов обжимают- и припаивают круглые наконечники. У переключателя ИЖ П01-20 к черному проводу припаивают еще голубой отводящий провод длиной 130-150 мм со штекерным наконечником.
Совершенствование электрооборудования мотоциклов и применение новых приборов привели, естественно, к некоторому усложнению электрической схемы.
Ее основными элементами на примере электрооборудования схемы Иж ПС, во многом схожей со схемами других ижевских мотоциклов.

Система зажигания Иж Планета Спорт

Это, пожалуй, главная система, потому что без нее не может работать мотор. (Нужно признаться что на Иж Планета Спорт зажигание, в заводском исполнении, крайне ненадежно) Проследим и запомним ее электрическую цепь. От аккумуляторной батареи 24 через предохранитель 25 и выпрямитель 26 питание поступает на клемму (2) соединительной панели в корпусе фары и далее на клемму (3) замка зажигания 9. При повороте его ключа в положение I замыкаются клеммы (3-2-1 и 6-6). Теперь с клеммы (1) замка ток идет на клемму (6) соединительной панели, от нее на аварийный выключатель 11 зажигания, а через его замкнутые контакты на клемму (1) соединительной панели и далее в первичную обмотку катушки зажигания 21 (второй конец первичной обмотки - клемма "-" соединена с прерывателем). Таким образом, включается цепь.

Если двигатель не работает из-за отсутствия искры на свече, проверьте, подается ли к ней высокое напряжение. Для этого выньте провод из колпачка и поднесите к ребру цилиндра с зазором 2-3 мм. Если при вращении коленчатого вала кик-стартером искра между проводом и цилиндром не появится - высокого напряжения нет. Причину этого находят следующим образом. При включении зажигания 12-вольтовой контрольной лампочкой проверяют, поступает ли питание на клемму "4-" катушки зажигания. Если нет, то проверяют всю цепь, начиная от аккумуляторной батареи. Обычной причиной отсутствия напряжения является ослабление крепления клемм или их окисление, а также неисправность предохранителя.

Добившись того, что на клемме "+" катушки зажигания появится нормальное напряжение, аккуратно зачистите контакты прерывателя, проверьте и установите между ними зазор 0,4- 0,6 мм и отрегулируйте начальный угол опережения зажигания.
Если двигатель при пуске дает лишь отдельные вспышки, а на контактах прерывателя появился белый налет - значит, вышел из строя конденсатор (редко, но такое бывает).

При правильном зазоре частых контактах прерывателя и исправном конденсаторе причиной отсутствия искры на свече может быть неисправность ее пластмассового колпачка (пробой на "массу"> или катушки зажигания (она неразборная, поэтому ее заменяют). Недоброкачественная свеча может вызывать перебои в работе двигателя или затруднять его пуск. Система сигнализации и освещения
Указатель поворотов. При включении зажигания (ключ в положении I) электроэнергия от аккумуляторной батареи 24 (или выпрямителя 26 при работающем двигателе) подается через клеммы (3 и 1) замка зажигания 9 на клемму (5) соединительной панели. К ней подведен провод питания реле 6 указателей поворота, звукового сигнала 18 и "плюсовой" провод включателя света 11, расположенного на руле. От реле 6 питание на фонари подается через клемму (9) соединительной панели и далее на переключатель 19 указателей поворота. С него через клеммы (6 и 7) соединительной панели оно идет на фонари 10 и 28 указателей поворота. Контрольная лампа 16 указателей поворота подключена также к клеммам (6 и 7) соединительной панели через блок диодов 7.

Причиной отказа в работе указателей поворота чаще всего бывает отсутствие "массы" в фонарях при ослаблении их крепления к раме, окисление или ослабление соединений наконечников с проводами, контактов в патронах ламп.

Чтобы ускорить поиск неисправности, цепь проверяют от неработающего потребителя к источнику питания. Для выяснения работоспособности реле 6 указателей поворота без его демонтажа надо сначала убедиться в том, что на клемму (5) соединительной панели поступает напряжение, а коричневый провод реле надежно соединен с "массой". Затем проверьте исправность цепей, идущих к фонарям указателей поворота, замкнув отдельным проводом клемму (5) с клеммами (6 и 7) соединительной панели. Фонари правого (клемма 6) или левого борта (клемма 7) и контрольная лампа 16 при исправных цепях должны гореть, не мигая. Затем отсоедините розовый провод реле от клеммы (9) и подключите его к клеммам (6 и 7) соединительной панели. При исправном реле фонари правого или левого борта должны мигать с частотой от 60 до 120 в минуту.

Снятое с мотоцикла реле проверяют при помощи двух контрольных ламп А12-21-3 (мощность каждой 25 Вт), соединенных параллельно. К красному проводу его подключите "плюс" постоянного напряжения 12 вольт, к коричневому - "минус", а к розовому - контрольные лампы. При исправном приборе лампы должны мигать с частотой 90 ±30 в минуту.
Фара. В ней размещена основная часть монтажной схемы, реле указателей поворота, контрольные лампы нейтрали 3 и давления масла 5, лампа 8, освещающая шкалу спидометра, лампа 1 стояночного света, лампа 2 головного света, замок зажигания 9 и спидометр.
На последних моделях мотоциклов прерыватель указателей поворота смонтирован на раме под бензобаком.

Рассмотрим электрическую цепь головного, стояночного и габаритного света. При включенном зажигании (ключ в положении I) питание подается на клемму (4) соединительной панели, затем через контакты включателя 11 света - на центральный контакт переключателя 19 дальнего-ближнего света. Далее через клеммы (11 и 12) соединительной панели - на нить дальнего или ближнего света лампы 2.
Габаритный свет в фаре (лампа 1) и в заднем фонаре 29 загорается при срабатывании включателя 11 и поступлении тока через контакты (5 и 6) замка зажигания 9.

Если ключ в замке зажигания повернут в положение II (стоянка), то эти лампы получают питание через его контакты (3 и 5) независимо от положения переключателей на руле.
Слабо светящие при неработающем двигателе лампы свидетельствуют о неполной заряженности аккумуляторной батареи. Если это наблюдается на всех режимах работы двигателя, значит, сильно падает напряжение в цепи питания ламп. В этом случае проверьте электрические соединения проводов питания и "массы", очистите и подтяните винтовые и штекерные разъемы, контакты в патронах ламп фары и фонарей. Проверьте исправность и надежность контактов в переключателях и предохранителе.

В чем ценность данной модели

  1. всего их было выпущено чуть более 246 тысяч;
  2. и сохранившихся экземпляров осталось мало;
  3. что только повышает ценность среди коллекционеров.

Процесс восстановления

Когда эйфория от покупки проходит, возникает масса вопросов относительно его ремонта и восстановления своими руками.

  1. Восстановить электрику – а с этим особых проблем не намечается, поскольку электропроводка ИЖ Юпитер 2 и Планета второго и третьего поколений идентична и взаимозаменяема;
  2. Запустить двигатель – более сложная задача, связанная с необходимостью переборки силового агрегата и наличия запчастей;
  3. Вернуть мотоциклу первоначальный облик. Тоже достаточно сложная и, пожалуй, самая кропотливая работа всего проекта.

Совет: Посмотрите публикацию — схема проводки ИЖ Планета 3, где подробно описаны все отличия и схожесть моделей.

На видео ниже представлены восстановленные модели.

Обратите внимание! Для работ по электрике вам потребуется схема проводки ИЖ Юпитер 2 –за исключением поворотников, они идентичны. В этом легко убедиться, посмотрев на оригинальную фотографию, которой снабжалась заводская инструкция.

  • Переходить ли на бесконтактное зажигание, менять вольтаж с 6 на 12В – решать вам.
  • Если такое желание есть, и удастся достать родной Ижевский генератор 281.3701, то процесс замены пройдет намного проще.
  • С подробностями переделки вас ознакомит публикация схема проводки ИЖ Юпитер 3.

Центральный замок

cena-originalnyx-zapchastej-dovolno-vysoka

Рассмотрим процесс восстановления центрального замка, поскольку у большинства сохранившихся моделей он неисправен. Внешний вид фары и органов управления ИЖ Планета 2

kontaktnaya-gruppa-zamka-na-izh-planeta-2

Сложность заключается в том, что найти оригинальный замок очень сложно, практически нереально. Тем более, на 6В, поскольку в дальнейшем Ижевский мотозавод перевел все последующие модели на 12-ти вольтовое оборудование. Так выглядит начинка оригинального 6В замка зажигания

Поэтому, многие мотовладельцы приспосабливают детали от более поздних версий Планет и Юпитеров.

  • Неуверенность в том, будет ли работать замок;
  • Как правильно осуществить подключение проводов.

Справочно: На фото ниже приведена опробованная схема установки замка от Юпитер 2 на Планету 2. Все наглядно и понятно – подключайте и пользуйтесь.

instrukciya-po-podklyucheniyu-provodki

Схема подключения к замку проводки ИЖ Планета 2

Обратите внимание! Детали от ИЖ достаточно универсальны, и подходят ко многим мотоциклам старых лет выпуска. К примеру, встречается проводка Ява с ижевскими деталями. А вот схема проводки ИЖ 2126 для переделки вряд-ли пригодится – от автомобиля-однофамильца мотоциклу практически ничего не подходит.

Головной свет

elektroprovodka-izh-yupiter-2

На самом деле, это не так, и регулировка света не только желательна, но и обязательна, тем более, что ее легко осуществить самостоятельно, потратив на это не более получаса личного времени. Схема регулировки угла наклона светового потока

В заключение

Если вам удастся вернуть к жизни ИЖ Планета 2, сохранив при этом его идентичность и оригинальность, значит наша информация с цветными схемами и фото по электрооборудованию не напрасна. Надеемся, что она окажет вам посильную помощь, и на дорогах станет на одну заботливо восстановленную отечественную легенду больше.

Для коммутации основных электрических цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состояший из контактной части и механического противоугонного устройства и управляемый ключом с места водителя.

Вынуть ключ из выключателя можно только в положении III (стоянка), при этом запорный стержень (ригель) противоугонного устройства выдвигается и при повороте рулевого колеса входит в паз на его валу и блокирует вал. При повороте ключа из положения III в положение 0 (выключено) запорный стержень утапливается, освобождая рулевой нал.

Коммутация клемм выключателя зажигания

Нельзя устанавливать ключ в положение III (стоянка) во время движения, так как рулевой вал при этом заблокируется и автомобиль потеряет управление.


Рис. 7.46. Схема соединений выключателя зажигания

Схема соединений выключателя зажигания показана на рис. 7.46.

Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение III (стоянка) и вынуть из замка. После поворота ключа из положения III в положение 0 (выключено) запорный стержень должен утапливаться. Ключ должен выниматься из замка только в положении III.

Устройство блокировки повторного включения стартера не должно допускать двойного поворота ключа из положения I (зажигание) в положение II (стартер). Ключ должен поворачиваться повторно только после предварительного возвращения ключа в положение 0.

Снятие, разборка, сборка и установка

2. Снимите облицовочный кожух рулевой колонки и отсоедините колодку проводов выключателя зажигания от жгута проводов панели приборов.

3. Вставьте ключ в замок выключателя зажигания и поверните его в положение 0.


Рис. 7.47. Детали выключателя зажигания: 1 – скоба; 2 – корпус; 3 – контактная часть; 4 – облицовка; 5 – замок; А – отверстие для фиксирующего штифта; Б – фиксирующий штифт

4. Отверните болты крепления скобы 1 (рис. 7.47) выключателя.

5. Снимите скобу и выключатель зажигания.

6. Отсоедините провода от колодки.

7. Проверьте, чтобы ключ находился в положении 0, и отверните винт крепления замка 5.

8. Утопите фиксирующий штифт Б и выньте замок с контактной частью 3 из корпуса 2.

9. Отверните винт крепления и отсоедините контактную часть от замка.

10. Снимите пластмассовую облицовку 4.

Соберите и установите выключатель зажигания в обратном порядке.



Столкнулся с проблемой перегорает розовый провод, хотя уже с разгрузкой ! И заметил вот что она 7 контактная, но разъем куда вставляется 6 контактный! Вопрос вот этот черный провод( ну везде по разному может и не черный быть) куда он идет? зачем идет такое разветление? за что он отвечает, почему бы и не напрямую сразу подцепить


Comments 9


у меня выгорает розовый провод на самой контактной группе даже пластик расплавляет, долго думал из-за чего это может быть, в ходе эксплуатации заметил, именно из-за печки это всё)т.к. потребление и нагрузка большая…можешь сам проверить когда замыкаешь розовый провод на питание что у тебя включается и этот узел смотри на потребление



Розовый провод это по идее приход напряжения на ЗЗ клемма 30, он питает клеммы 15/2, 50 и int. Нужно смотреть, что из потребителей висит на этих клеммах, и разгружать их. Скажу сразу, что 50 это стартер, у нас он имеет свое реле, то есть разгружен.


Не отчайвайте, в современных иномарках, проводка ещё, точно, тоньше.


Есть у меня подозрения, что эти контактные группы (вазовские или газовские — не важно) с разгрузкой работают как-то не так. Реле-то разгрузочное есть, но оно на наших машинах не разгружают нифига))) схема-то на машине не такая как у газели например. У них разгружает эта релюшка, а у нас нет! Надо как-то по другому реле подключать видимо, на другие контакты? Для себя пока решил что самый надежный вариант — это возить с собой запасную контактную группу. Стоит копейки и поменять в военно-полевых условиях быстро. И не включайте сразу одновременно все потребители. Физику в школе все учили(раздел электротехника) — если все сразу включить то посчитайте какой ток там в проводах будет? Мамонта поджарить хватит, а тут всего навсего проводки какие-то тонкие)))
Удачи на дорогах всем!


вот и я вожу старую перепаяную ) да так и делаю )спасибо,

Делай нормально разгрузку и забудешь про эту беду. Во всяком случае реле откажет гораздо позже чем новая контактная группа.


Есть у меня подозрения, что эти контактные группы (вазовские или газовские — не важно) с разгрузкой работают как-то не так. Реле-то разгрузочное есть, но оно на наших машинах не разгружают нифига))) схема-то на машине не такая как у газели например. У них разгружает эта релюшка, а у нас нет! Надо как-то по другому реле подключать видимо, на другие контакты? Для себя пока решил что самый надежный вариант — это возить с собой запасную контактную группу. Стоит копейки и поменять в военно-полевых условиях быстро. И не включайте сразу одновременно все потребители. Физику в школе все учили(раздел электротехника) — если все сразу включить то посчитайте какой ток там в проводах будет? Мамонта поджарить хватит, а тут всего навсего проводки какие-то тонкие)))
Удачи на дорогах всем!

Да Бог с Вами, штатные цепи если ничего не колхозилось на машине нормально работают. Силовые цепи тех же фар, обогрева стекла, прикуривателя и т.д. вообще не идут через ЗЗ. Вот разгрузку ЧЯ делать нужно обязательно, соглашусь, а ЗЗ разгружать разьве что по 15/2 от него отопитель завязан, реле стартера у нас свое есть. Дело то все в полном отстое того шлака, который нам продают под видом контактной группы. Оно заведомо нежизнеспособно, а провода выдержат. Вон на белке работает пока трижды тьфу заводская контактная группа. Я все цепи доп устройств запитывал от дополнительного блока предохранителей, а если что-то нужно от штатных цепей, то только управляющие сигналы для реле. Ну исключение активатор багажника запитан от прикуривателя, но я не курю и самого нагревательного элемента не видел уже лет 8 =)

Схема проводки ИЖ Юпитер 4 стала революционным решением для всей отечественной мототехники. Именно с данной модели Ижевский мотозавод стал комплектовать мотоциклы 12 вольтовым оборудованием, существенно увеличившим искрообразование в системе зажигания.

Проводка на ИЖ Юпитер 4 модернизирована с учетом новой системы зажигания

Проводка на ИЖ Юпитер 4 модернизирована с учетом новой системы зажигания

Улучшения мотоцикла

На мотоцикле появились новые электрические устройства:

  1. Генератор переменного тока нового поколения мощностью 100 Вт,
  2. Новый электронный блок, состоящий из выпрямителя и регулятора напряжения БПВ14-10,
  3. Электронный коммутатор,
  4. Катушка зажигания ИЖ-ПС,
  5. Современные приборы и контрольные лампы.

Кроме того, возросла мощность приборов освещения, в сравнении, например, со схемой проводки ИЖ Планета 2:

  1. Головного света фар,
  2. Габаритных огней,
  3. Указателей поворотов,
  4. Стоп-сигналов.

Справочно: сочетание надежности работы двигателя и улучшения заметности повысило безопасность транспортного средства на дорогах общего пользования.

Бесконтактная система зажигания

Схема электропроводки ИЖ Юпитер 4 имела еще одно отличие от мотоциклов прошлых лет выпуска, например от схемы проводки ИЖ Юпитер 3.

На него устанавливалось бесконтактное электронное зажигание, позволявшее улучшить все рабочие характеристики:

Настройка угла опережения зажигания

В отличие от классической схемы контактного зажигания, как в электропроводке Ява 350 где время размыкания контактов можно определить и отрегулировать с помощью сигнальной лампочки, в бесконтактной системе зажигания (БСЖ) подобные методы неприменимы.

Наглядная инструкция по настройке угла опережения зажигания БСЖ

Наглядная инструкция по настройке угла опережения зажигания БСЖ

Для выставления угла опережения зажигания необходимо:

Схема проводки на ИЖ Юпитер 4 со штатным вольтметром

Схема проводки на ИЖ Юпитер 4 со штатным вольтметром

Совет: Используйте вольтметр сопротивлением 10-50 кОм, оснащенный шкалой не менее 15 В. Такой вольтметр позволит более точно считывать показания.

Электронный коммутатор

Особенностью бесконтактной системы зажигания является электронный коммутатор. По сути, на всех без исключения мотоциклах и автомобилях, оснащаемых трехфазным асинхронным генератором с электромагнитным возбуждением он абсолютно одинаков.

Фото электронного коммутатора на ИЖ со снятой крышкой

Фото электронного коммутатора на ИЖ со снятой крышкой

  1. принцип действия у них одинаков,
  2. параметры работы схожие,
  3. габаритные размеры допускают монтаж на мотоцикле в ящике для инструментов.

Регулятор напряжения

Еще одной особенностью отличается ИЖ Юпитер 4 – блоком выпрямителя и регулятора напряжения БПВ14-10:

  1. Он замеряет напряжение в сети,
  2. При падении (низкие обороты генератора), реле увеличивает подачу тока подмагничивания,
  3. При увеличении (высокие обороты генератора) реле уменьшает подмагничивание.

В результате подобной работы напряжение в бортовой сети мотоцикла постоянно удерживается на уровне 14-14,5 В. Сделано это специально, чтобы аккумулятор не участвовал в процессе искрообразования и постоянно заряжался.

Щиток приборов

В облик новой модели мотоцикла хорошо вписался новый щиток приборов, объединивший:

  1. Спидометр,
  2. Замок зажигания автомобильного типа,
  3. Контрольные и сигнальные лампы.

Новый блок приборов ИЖ Юпитер 4

Новый блок приборов ИЖ Юпитер 4

Вывод контрольных ламп отдельно от шкал приборов положительно сказался на информативности. Теперь водителю легко увидеть их показания дополнительно снабженные надписями.

Также легко осуществлять и замену перегоревших ламп:

  1. Используя крестообразную отвертку,
  2. Вывернуть 3 шурупа (на схеме вверху под №3),
  3. Снять крышку,
  4. Извлечь вышедшую из строя лампу,
  5. Установить рабочую,
  6. Собрать щиток в обратной последовательности.

Выводы

Надеемся, что представленные в статье схемы электрооборудования и видео материал помогут вам в обслуживании и техническом уходе за мотоциклом ИЖ Юпитер 4. И благодаря вашей заботе он будет безотказно служить еще не один десяток лет.

Читайте также: