Заправка грузовых автомобилей газ

Обновлено: 05.07.2024

Заправочные станции

Заправочная станция СПГ

Заправочная станция СПГ-КПГ

Заправочная станция КПГ

Комбинированная станция СПГ и СПГ-КПГ

Заправочные колонки

Заправочные колонки СПГ

Заправочные колонки КПГ

Заправочные станции

Какой может быть заправочная станция?

  • Заправочная станция подготовленная для сжиженного природного газа (СПГ);
  • Заправочная станция подготовленная для сжиженного компримированного природного газа (СПГ-КПГ);
  • Комбинированная станция СПГ и СПГ-КПГ.

За многие годы работы на рынке оборудования для сжиженного газа нами были установлены тысячи газозаправочных станций различной сложности. Богатейший опыт и широкий спектр вариантов исполнения позволяет в кратчайшие сроки найти оптимальное решение.

Типовая СПГ-станция состоит из таких компонентов, как резервуар хранения СПГ, специальные криогенные насосы, заправочные колонки, а также другие узлы, обеспечивающие безопасную работу.

Экономически целесообразней строительство комбинированных станций СПГ и СПГ-КПГ. В них криогенный насос высокого давления доводит давление сжиженного газа до 250-300 бар и транспортирует его к испарителю высокого давления, в котором происходит процесс регазификации. После этого газ под высоким давлением в газообразном состоянии нагнетается в накопительные емкости.

Преимущества комбинированной заправочной станции

  • Увеличение сбыта;
  • Привлекательность для широкого круга потребителей;
  • Максимальная эффективность эксплуатации транспорта;
  • Снижение эффекта BOIL OFF.

Комбинированная заправочная станция наиболее универсальна и может заправлять транспорт, работающий не только на СПГ, но и на КПГ.

В составе комбинированной заправочной станции – две раздельные линии выдачи газа, использующие один и тот же резервуар для хранения СПГ. Одна линия предназначена для заправки транспорта, работающего на СПГ. Природный газ в жидком состоянии подается насосом на заправочную колонку и под давлением 5-8 бар заправляется в автомобиль. Вторая линия предназначена для заправки автотранспорта КПГ. В данном случае специальный насос поднимает давление в системе до 250-300 бар и транспортирует сжиженный природный газ к испарителю высокого давления, в котором происходит процесс преобразования сжиженного газа в паровую фазу.

На данном этапе природный газ находится в газообразном состоянии под давлением 250-300 бар. После испарителя высокого давления газ направляется к газозаправочной колонке и производится отпуск газа потребителю. Комбинированная станция может быть укомплектована дополнительными резервуарами высокого давления.

Заправочные колонки

Заправочные КПГ-колонки

КПГ-колонки для заправки легковых, грузовых автомобилей или автобусов имеют большое количество вариантов исполнения. На выбор заказчика одно- или двухшланговые системы с 1-3 ступенями давления.

Особенности:

  • Эксплуатация с КПГ или биогазом;
  • Высокая скорость заправки (до 80 кг/мин);
  • Соответствие нормам OIML R319;
  • Выполнен в соответствии с ATEX PED;
  • Протокол коммуникаций IFSF-LON;
  • Управление SPS через Modbus;
  • Опционально: дистанционный мониторинг через дополнительный контроллер.

Заправочные СПГ-колонки

СПГ-колонки работают по другому принципу, так как газ имеет низкую температуру и нуждается в поддержании постоянной температуры, давления и плотности. В зависимости от типа колонки возможен учет газа на обратной линии.

СПГ колонки могут быть произведены и поставлены с заправочными пистолетами различного типа.

Особенности:

  • Выполнены согласно действующим Европейским директивам, включая АТЕХ;
  • Европейский метрологический сертификат MID;
  • Обработка информации – через протокол MODBUS;
  • Протоколирование последних 150 операций и 250 ошибок;
  • Шланг высокого давления в комплекте с разрывной муфтой;
  • Графический дисплей с отображением цены за килограмм, заправленного веса, общей суммы заправки;
  • Максимальная скорость заправки – 100 кг/мин;
  • Автоматический контроль за охлаждением, наполнением, продувкой посредством пневмоклапанов.

Вся представленная информация на данном сайте носит информационный характер, и ни при каких условиях не является публичной или иной офертой, определяемой положениями Гражданского кодекса РФ.

Все материалы, размещённые на сайте, защищены авторским правом. Любое коммерческое использование, воспроизведение, распространение, изменение, передача или преобразование либо любой другой тип распространения информации или элементов, содержащихся на Веб-сайте, с помощью любых средств, прямо не разрешенных компанией ООО "Фасэнергомаш", строго запрещено.

Газомоторные автобусы

Тридцать пять лет тому назад

В 1986 году в СССР прошли испытания автомобилей на сжиженном природном газе. Было изготовлено около 100 машин с двигателями, адаптированными для работы на СПГ: по 45 грузовиков ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-17 и 3 автобуса ЛАЗ-699. Криогенные резервуары для газа оснащались экранно-вакуумной теплоизоляцией. Их разработали в Физико-техническом институте низких температур АН УССР. Газовая аппаратура, за некоторым исключением, была унифицирована с аналогичной системой питания, применяемой на автомобилях с ГБО.

Испытания проводили автокомбинаты №35 и №41 Главмосавтотранса, заправка СПГ осуществлялась от передвижного автозаправщика ЦТМ-8/0,25 на Очаковской базе Москвы. Для ЗИЛ-138, оборудованного криогенным баком объемом 300 л, в сравнении с ЗИЛом, работающим на сжатом природном газе, пробег при одной заправке увеличился в 1,8 раза, а вес газового оборудования, баллонов и самого топлива уменьшился на 600 кг. Снаряженная масса, грузоподъемность машины при переводе на СПГ, пробег на одной заправке, оказались сопоставимы с автомобилем, работающим на бензине.

Резервуары и редукторы

Вентили и датчики

Чаще всего у каждого баллона существует свой расходный вентиль, который можно перекрыть. Это удобно при ремонте или ТО. И есть общий магистральный вентиль. С него начинается и им заканчивается рабочий день водителя газобаллонного автомобиля.

С учетом российской специфики эксплуатации газобаллонных автомобилей иногда применяют два разных заправочных вентиля: один европейский NGV1, другой – как во времена СССР. Так сделано на всякий случай, чтобы грузовик не остался без топлива из-за особенностей технологического оснащения какой-либо АГНКС.

Хладноломкость и толстый слой изоляции

Если сжиженный газ в криобаке закончится, в резервуар можно закачать сжатый метан из расчета максимально допустимого давления в 19 бар. Как говорят на заводе, такой заправки сжатого газа хватит на пробег в 10-20 километров. Это удобно в случае неисправности криогенного или газового оборудования, в случае ремонта. Работу двигателя на сжатом метане можно рассматривать, как аварийный режим…

Порожний баллон весит 237 кг, вес топлива после полной заправки – еще 121 кг. Для монтажа криобака на ЛИАЗ-529267 задняя часть салона подверглась перепланировке. Здесь нет последнего окошка на правой стороне, сразу после задней двери — вместо него сделан открывающийся люк. Кстати, пока люк криобака открыт, двигатель невозможно запустить. От основного моторного отсека баллон отгорожен толстым слоем термоизоляции. По энергетической способности один литр дизтоплива эквивалентен 1,7 литра сжиженного метана. То есть 375 литров сжиженного газа обеспечивают запас хода на одной заправке свыше 300 км. Это подтверждено опытной эксплуатацией автобуса в Питере и Челябинске.

Толстые перчатки и пластиковое забрало

В мире сравнительно немного производителей баллонов-термосов для автомобилей работающих на сжиженном метане. В США есть несколько компаний, специализирующихся на выпуске криобаков. В Европе, в частности в Чехии, баллоны LNG выпускают по американским лицензиям.

На ЛИАЗ-529267-72-30 используют криогенные баллоны китайской фирмы Zhangjiagang CIMC Sanctum Cryogenic Equipment или просто CIMC. Эта компания выпускает более 60 тысяч различных баллонов-термосов в год, входит в тройку ведущих предприятий с такой специализацией в Китае и в десятку в мире.

На заправку криобака объемом 350-400 литров уходит около 7-10 минут, то есть вполне сопоставимо по времени с заправкой соляркой. Но заправлять машину будет не водитель, а заправщик в толстых перчатках и плотной куртке, его лицо должно быть закрыто маской с пластиковым забралом. Иначе можно обморозиться…


Культ борьбы с потеплением климата, мода на альтернативные источники энергии, ажиотаж вокруг зелёной темы в автомобильном мире с каждым годом заставляют людей всё больше отказываться от традиционных бензина и дизтоплива, например, в пользу метана. Но как продвигается дело по переходу на Западе и в России?

Строго говоря, метан – не совсем точное название природного газа, в котором метана для разных месторождений от 88 до 95%, остальное приходится на примеси: этан, другие летучие углеводороды, а также негорючие газы азот, гелий, углекислый газ. Промышленным способом очищать метан от примесей нет смысла, поскольку энергетическая эффективность повысится незначительно, зато исчезнет главное его преимущество – низкая цена.

Официально природный газ у нас скрывается за аббревиатурой КПГ, что означает компримированный (т.е. сжатый) природный газ. Есть и СПГ (сжиженный природный газ), несмотря на то, что затраты на сжижение газа увеличивают его стоимость, на рынке сегодня его цена ниже, чем у бензина и ДТ. Бывает ещё сжиженная пропано-бутановая смесь, известная у нас как просто газ или СУГ (сжиженные углеводороды), получается она при фракционной перегонке нефти. Температура кипения пропана –42 °С, бутана –0,5 °С, поэтому несложно превратить их в жидкость и использовать для формирования топливно-воздушной смеси с небольшими переделками двигателя. Не случайно у нас перевод автомобилей на СУГ пережил в 1990-е настоящий бум, когда переходу на газ последовали не только частники, но и организации, вынужденные в новых рыночных отношениях эксплуатировать прожорливые бензиновые грузовики советского автопрома.

Из всех транспортных средств легче всего на метан перевести городские автобусы

Развитие современных технологий позволило превратить минусы в плюсы, сегодня промышленность предлагает не только адаптированные под КПГ двигатели внутреннего сгорания, но и дизели (последние, правда, не могут быть битопливными). Но и заточенные на метан европейские моторы гибридами можно называть лишь условно, у них езда на бензине (высокооктановом) является аварийным режимом, а бак у многих моделей такой, что на нём далеко не уедешь (меньше 20 л для грузовиков и фургонов полной массой до 5 т).

Waste Management весь свой автопарк мусоровозов перевела на ГБО

Термос-баллон для сжиженного метана

Работающий на метане большегрузный транспорт трудно продать на вторичном рынке. У нас существует практика, когда новый автобус после того, как его укатают в большом городе, отправляют доживать век в глубинку. И если в миллионнике метановых заправок 1–2, не считая собственных в крупных автопарках, то в провинции, где с чистотой воздуха и так всё нормально, их появление в ближайшее время вообще маловероятно. Следовательно, необходимы специальные льготные программы лизинга без выкупа, как это делает КАМАЗ.

К каждому автомобилю подводится свой шланг для заправки метаном, компания Waste Management, США

Полуприцепы-газозаправщики могут снизить остроту нехватки заправок стационарных

Перевод на газ затронул и флит-парки, работающие на дальнем плече

Увеличить число АГНКС в короткие сроки помогает строительство небольших газовых заправок на две колонки

Но посмотрим на нашу сеть АГНКС языком цифр, постараемся сравнить её объективно с некоторыми европейскими странами и, как водится, с США, куда же без них! В Европе распределение метановых заправок разительно отличается между странами, и такого, чтобы между заправками было всего 10 км, как утверждают некоторые сайты, конечно, нет. Есть члены ЕС, где метана почти что не существует: Латвия – 1 заправка, Литва и Румыния по две, 38 АГНКС в Испании и 53 во Франции. Сравнивать себя с такими странами мы не будем, ведь соревноваться имеет смысл только с теми, кто идёт впереди. Лидерство в продвижении голубого топлива в европейских автомобилях держит Италия, у которой рекордные 1046 заправок, на пятки ей наступает Германия – 921; 154 заправки в Швеции, где самый дорогой в Европе метан, и 131 – в Нидерландах. Первое в истории капиталистическое государство с населением 17 млн человек и площадью 41 тыс. км 2 взято мною для показательного сравнения с Москвой и МО с их девятью заправками, то есть в 14 раз меньше (соответствующие цифры населения и площади: 16 млн чел. и 46 тыс. км 2 ).

Расположение АГНКС в Москве и области

Число АГНКС в Нидерландах (жёлтым выделены зоны, где находится более 10 заправок)

Число АГНКС в Белоруссии

Сравним количество метановых заправок в странах относительно их площади и численности населения. Самую большую плотность получим в Италии и Нидерландах – 1 заправка на 300 км 2 , для лучшего понимания это квадратик со сторонами 20 на 15 км, то есть покрытие аналогично сети бензиновых заправок в России. Германия чуть отстаёт, но несущественно: 400 км 2 – это 20 на 20 км. В Швеции, которая по площади и климату похожа на Республику Коми, где всего три АГНКС, 1 заправка на 2900 км 2 , для республики это соотношение будет 138,6 тыс. км 2 . В США 1 метановая заправка приходится на 8,3 тыс. км 2 , а у нас, учитывая наши размеры, этот показатель хуже всех: 66 тыс. км 2 , здесь мы проиграли даже Латвии с её одной заправкой на площадь страны 64 тыс. км 2 . Чтобы понять, много это или мало, напомню, что Костромская область – 60,1 тыс. км 2 , а Кировская – 120,8. Правда, в Кирове заправка одна, а в Костроме их две. Конечно, можно упрекнуть, что неверно считать всю территорию страны с её вечной мерзлотой, тайгой и тундрой, где нет смысла осваивать заповедные земли, сберегаемые в первозданном виде для будущих поколений. Тогда можно посчитать и по трём округам, где АГНКС у нас больше всего. Общая площадь ЮФО, ЦФО и ПФО 2,136 млн км 2 , заправок 149 (меньше, чем в Швеции, чья площадь 0,45 млн км 2 ), выходит 1 заправка на 14 330 км 2 , или на квадрат со стороной 120 км. В общем, этот показатель всё равно не дотягивает до американского, где включены и пустыня Невады, и тундра Аляски.

Страна






Россия Белоруссия США Италия Нидерланды Германия Швеция
Площадь страны, тыс. км 2 17 075 207 9363 301 41 356 450
Численность населения, млн чел. 140 9,5 324 62 17 81 10
Количество АГНКС, ед. 259 42 1123 1046 131 921 154
Площадь в км 2 , которую покрывает одна метановая заправка 66 000
(14 300*)
4900 8300 300 300 400 2900
Число АГНКС по странам, приходящееся на 1 млн жителей 1,7 4,4 3,4 16,8 7,6 11,4 15,5
Средняя цена метана по странам за 1 кг топлива, руб. 17 20 43–58 57–58 67–68 67–68 108

Метановая мини-заправка в гараже

Общественный транспорт США повально переходит на метан

Доступность АГНКС

10 частых вопросов про метановые заправки

Государственные меры поддержки перевода авто на метан сделали этот газ популярнее СУГ. Огромный интерес к метановым АЗС есть у инвесторов, строящих и эксплуатирующих новые АГНКС, и у транспортных компаний, владеющих большими автопарками грузовиков, автобусов и такси. Обе стороны ищут максимально эффективные форматы сотрудничества.

Эксперты компании Возледороги.ру помогают разобраться в некторых непростых вопросах.

ОТВЕТ: Можно. Это на слэнге специалистов называется "Подключение к виртуальному газопроводу". Но возникает вопрос - зачем, почему без подключения? Если есть труба, то лучше к ней подключиться. Во-первых, программа гос.компенсаций строительства новых АГНКС предусматривает обязательное подключение к трубе. Не подключили - не получите 40 мл.рублей. Во-вторых, АГНКС без подключения нуждается в подвозе метана газовозами, и объем заправок в таком случае ограничен в объеме и скорости.

2. Хочу поставить АГНКС на территории своего автопарка (карьера, стройки), но не хочу строить капитальные здания. Знаю, есть готовые мобильные решения: контейнерные и прицепы-газовозы. Чем они отличаются?

3. Есть ли компании-владельцы контейнерных АГНКС, которые могут периодически привозить и разгружать мне заправленный контейнер, а увозить пустой? Затем я заправляю свой транспорт и по-необходимости мне привозят заправленный контейнер.

ОТВЕТ: нам про такие компании неизвестно. Теоретически выгрузить краном заправленный метаном контейнер-АГНКС можно, но грузоподъемность такого крана должна быть более 25 тонн - именно столько весит КАГЗС. Есть ли у Вас на площадке такой кран? Если нет, то нет никакого экономического смысла привозить мощный кран только для разгрузки АГНКС. К тому же АГНКС с блоком баллонов-аккумуляторов, наполненных метаном, опасный объект. И еще такое изделие оснащено высокотехнологичным оборудованием и электроникой; после перевозки и тряски они требуют осмотра и обслуживания. Гораздо вероятнее, что в ближайшее время появится достаточно много передвижных АГНКС, заправляющих строительную и дорожную технику своими газовозами: приехали, заправили Вашу технику с газовоза-АГНКС и уехали. Стоять на месте весь день никому не выгодно.

4. АГНКС мне нужна лишь временно. Где взять передвижную ПАГЗ в аренду?

5. Могу я поставить АГНКС на собственной закрытой территории?

ОТВЕТ: Да, можете, если соблюсти требования нормативов. На любую метановую станцию - стационарная она или мобильная - распространятся одинаковые нормы. Чтобы АГНКС работала по закону, надо пройти всю процедуру: сбор ТУ, проектирование, разрешение на размещение станции. Надо обучить специалистов АЗС и водителей, управляющих транспортом на метане. Если у Вас есть большая территория и Вы готовы потратить от 50 млн.рублей, то обращайтесь к специалистам Возледороги.ру: мы выполним весь комплекс работ - сбор ИРД, подбор оборудования, проектирование и ПНР. Также готовы организовать эксплуатацию силами компании-партнера. После запуска АГНКС Вам останется только оплачивать газ и накладные расходы.

6. Есть ли автоматические АГНКС, без оператора? По типу дизельных КАЗС.

ОТВЕТ: нет, законодательство запрещает заправку метаном без физического присутствия обученного специалиста. Минимум один сотрудник все-таки нужен - контролировать работу станции.

7. Где заправлять свою мобильную АГНКС (ПАГЗ)?

8. Какая площадь участка необходима для размещения АГНКС?

ОТВЕТ: от 0,3 Га. В идеале 1 Га, но площадь зависит от многих факторов. Прежде всего от требований Правил землепользования и застройки территории, окружающих участок строений и коммуникаций и прочих. Основное влияние на размещение АГНКС оказывают санитарные и пожарные нормы.

9. К действующей АГЗС-СУГ добавить метан проще, чем строить новую АГНКС?

10. Чем отличается АГНКС от КРИО-АЗС?

ОТВЕТ: смотря для кого.

Для инженера: в криогенных АГЗС принципиально другая технология обработки природного газа - он сжижается, а не сжимается, как в АГНКС. Сложнее технологии обработки, доставки и заправки.

Для инвестора: КРИО-АЗС пока не распространены, оборудование пока только импортное, а значит дороже. И на КРИО-АЗС пока не распространяется компенсация расходов на строительство. КРИО-АЗС могут быть эффективнее там, где нет возможности подключиться к газовой трубе, а потребность в заправке есть. К тому же жидкого газа можно больше перевезти, чем сжатого, при том же весе и объеме газовоза.

Если у Вас есть другие вопросы про АГНКС, пишите, звоните. Разберемся и дадим ответы.

Мы работаем с производителями оборудования и опытными проектировщиками, собираем ТУ и прочую исходно-разрешительную документацию.

Читайте также: