Допустимый вылет на ваз вылет

Обновлено: 02.07.2024

Что такое вылет на литых дисках

Большинство автолюбителей задумываются об изменении внешнего облика своего транспортного средства. Зачастую хотят заменить заводские диски на литые. При выборе элемента некоторые люди обращают внимание только на дизайн и диаметр. Прежде, чем идти в магазин и заниматься тюнингом авто, нужно проконсультироваться с опытным специалистом. Он посоветует учесть другие важные величины, которые влияют на техническое состояние ТС. Вылет диска (ЕТ) является важным значением, которое нужно учесть.

Что представляет из себя ЕТ

Разберемся, что такое ЕТ на колесных дисках, какую роль играет это значение. Автолюбители, которые недавно купили автомобиль, скорее всего еще не знают, насколько важен этот параметр. Данную величину можно увидеть на ободе элемента, она определяется производителем. Параметр означает расстояние от центральной точки на диске до места его крепления к другим составляющим механизма. Этот размер определяет завод-изготовитель.

Чем меньше будет значение ЕТ, тем колесо будет больше видно снаружи. Учитывая величину ЕТ, степень нагрузки на колесо будет распределена иначе. Данное значение считается важной характеристикой для диска. Оно влияет на безопасность водителя и других людей во время передвижения. Если вылет будет подобран неверно, основные узлы ТС быстро выйдут из строя.

Очень часто автолюбители допускают следующие ошибки:

  • Покупают привлекательные элементы, без учета нужных характеристик.
  • Полностью полагаются на консультантов в торговой точке, которые не всегда могут предоставить верную информацию.
  • Не берут во внимание маркировку.

Вследствие этого механизм раньше времени ломается и человек подвергает себя опасности.

Типы ЕТ на авто

Ранее рассмотрели, что такое вылет на литых дисках, теперь разберемся с основными типами этого важного параметра. Выделяют следующие виды этой величины:

  • отрицательная;
  • положительная;
  • нулевая.

Первый тип означает, что поверхность для крепежа элементов вынесена за границы расположенной оси компонента. Второй – ось колеса расположена удаленно от места соединения с другими элементами, третий – ось и плоскость для крепления имеют одинаковые значения. Часто завод-изготовитель устанавливает элементы с положительным значением, а с отрицательным встречается реже. На внедорожниках или грузовиках чаще встречается нулевая величина. Чтобы правильно спроектировать диск, необходимо использовать специальную формулу для этого.

На что влияет величина ЕТ

Производители еще на этапе составления проектов просчитывают возможность отклонения от нормы и указывают возможные размеры. Если автолюбитель будет соблюдать все необходимые параметры во время монтажа элементов, он сможет избежать ошибок, а также добьется совпадения всех нужных величин. Какие допустимые отклонения вылета диска возможны, рассмотрим позже.

ЕТ влияет на симметричное расположение колес. Большинство продавцов в магазине не в курсе или скрывают важность учета ЕТ на техсостояние ТС. Если значение будет подобрано неверно, это может способствовать возникновению следующих опасных ситуаций:

  • Снижению периода использования ходовой и других компонентов механизма.
  • Слишком большому износу покрышек.
  • Деформированию оси руля.
  • Снижению периода эксплуатации ходовой авто.
  • Ухудшению управляемости автомобилем.

Завод-изготовитель регламентирует такое значение и выбирать другое нежелательно. Ведь каждая конструкция обладает своими уникальными параметрами. Каждое ТС имеет свое значение ЕТ. Если оно не будет соблюдаться, колесо может тереться об кузов авто или прикасаться к другим элементам подвески.

Самостоятельный расчет величин

Чтобы узнать ЕТ на дисках для авто, необходимо использовать следующую формулу: сложить расстояние между внутренней стороной элемента, поверхность его прикосновения к другим компонентам механизма и его ширину. Величину, которая получилась, разделить на значение два и отнять ширину элемента.

Перед тем, как проводить вычисления, необходимо взять ровный плоский брусок, длиной чуть больше диаметра измеряемого компонента и линейку. Если колесо установлено на ТС, его необходимо снять. После осуществления демонтажа элемент переворачивают наружной стороной и прикладывают брусок. Потом с помощью линейки измеряют расстояния от центральной части до нижней части бруска. Это и будет необходимое расстояние для осуществления дальнейших расчетов. К примеру, оно будет равно 115 мм.

Чтобы вычислить ширину, нужно повернуть диск лицевой стороной и приложить рейку к ободу. В итоге, получаем нужную ширину. К примеру, она равна 101 мм. В итоге получаем такой ответ: ЕТ=(115+101)/2-101=7мм

Возможность установки диска с меньшим значением ЕТ

Что такое вылет ЕТ на литых дисках, рассмотрели выше. Теперь разберемся, можно ли поставить элемент с меньшим ЕТ. Некоторые специалисты, занимающиеся продажей дисков, уверяют, что такая величина не оказывает влияния на механизм авто. Они заблуждаются. Модели агрегатов могут иметь различные комплектующие, установленные заводом изготовителем. Если на ТС установлен другой двигатель, это скажется на всей конструкции в целом. Опытные мастера проводят расчеты величины для каждой комплектации отдельно.

Если нужно монтировать диски с другим ЕТ на ТС, можно использовать специальные приспособления. Они представляют из себя круг из металла, имеющий разную толщину. Если человек подберет необходимую толщину, он может не волноваться за работу ходовой. Если автомобилист решил поменять колеса, нужно учесть вылет на дисках авто. Данный параметр можно посмотреть на самом элементе. Если необходимой маркировки нет, автолюбитель может определить его сам, используя необходимую формулу. Для подбора и монтажа покрышек, необходимо придерживаться рекомендаций завода-изготовителя.

Допустимое отклонение величины

Каждый производитель устанавливает свои допустимые параметры для разных марок авто. Они будут зависеть от особенностей рамы, арок колес, подвески и других элементов ходовой ТС. Для каждого крепления есть свой показатель совместимости разных размеров. Ознакомиться с допустимыми значениями отклонений можно в книгах, инструкциях или в сети.

Если показатель будет превышен, это приведет к деформации ходовой части. Зачастую с такой проблемой сталкиваются владельцы бюджетных авто. Однако, водители, которые ездят на машинах бизнес класса, также рискуют неверно подобрать диск. В таких ТС все процессы механизма контролирует бортовой компьютер. Производители закладывают определенные значения ЕТ. Если автовладелец не станет учитывать данную величину, может произойти сбой, и компьютер резко заблокирует колеса во время передвижения. Вследствие этого водитель может попасть в ДТП и потерять контроль над ТС.

Вылет колесного диска относится к параметрам, важность которых неочевидна. Пользуясь этим, недобросовестные продавцы стараются убедить автолюбителей пренебречь рекомендациями производителя и приобрести неподходящие колеса. Результатом может стать сокращение ресурса ходовой или даже ее разрушение.

Вылет колесного диска

Что такое вылет колесного диска?

Данным термином обозначают дистанцию между плоскостями:

  1. Привалочной, лежащей в зоне прилегания диска к ступице.
  2. Центральной, разделяющей обод по вертикали на 2 равные части.

Эту величину можно выразить формулой:

Выл = А – (Шд / 2), где

  • А – расстояние между поверхностью прилегания к ступице и плоскостью, проходящей через кромку обода со стороны кузова;
  • Шд – ширина диска.

Значит, вылет может быть:

  1. Положительным, если привалочная плоскость расположена снаружи относительно центральной, а колесо выглядит утопленным под крылом.
  2. Отрицательным, если наоборот. Колесо выдвигается из-под кузова, крыло оснащают пластиковыми накладками.

Ключевым является тот факт, что у колес с одинаковыми диаметром, шириной и разболтовкой данный параметр может существенно отличаться.

На что влияет вылет диска?

С вылетом связаны следующие величины:

  1. Колесная база.
  2. Момент, прилагаемый к подшипнику ступицы.

Колесо автомобиля

Оба параметра нужно рассмотреть подробно.

От колесной базы зависят:

  1. Устойчивость. Улучшается с увеличением дистанции между колесами. По этой причине у внедорожников вылет нулевой или отрицательный.
  2. Управляемость. Является наилучшей при той колесной базе, которую заложили конструкторы.

Момент, воздействующий на ступичный подшипник, рассчитывают как произведение 2 величин:

  1. Силы, с которой дорога действует на колесо.
  2. Плеча – дистанции от направления действия силы до точки, относительно которой она вызывает вращение.

Дорога воздействует на колесо по всему пятну контакта, и суммарный силовой вектор проходит через его срединную точку. Если резина не изношена и развал-схождение отрегулирован, данная точка лежит в центральной плоскости диска.

Таким образом, чем дальше от подшипника находится вертикальная ось колеса, тем больший момент на него действует.

Как определить вылет диска?

Рекомендуемый вылет колесного диска указан в руководстве к автомобилю. Если оно утеряно, скачивают электронную версию на сайте производителя. При отсутствии возможности сделать это смотрят значение ET на старых колесах.

Диски

Если цифры стерлись, измеряют вылет вручную следующим способом:

Например, первый замер дал результат А = 114 мм, второй – В = 100 мм. Тогда вылет равен:

ET = (114 + 100) / 2 – 100 = 107 – 100 = 7 мм.

Осталось проверить, согласуется ли это с первой формулой (Выл = А – Шир / 2). В данном случае ширина диска равна сумме обоих замеров: Шир = А + В = 114 + 100 = 214 мм. Тогда Выл = 114 – 214 / 2 = 114 – 107 = 7 мм.

Результаты по 2 вычислениям совпали.

Допускаются ли отклонения по вылету диска?

Отклонение вылета диска возможно только в пределах, указанных производителем автомобиля.

Отклонения по вылету диска

Для некоторых моделей эта величина меняться не может. Например, для Lada Granta HB Hatchback 1.6, оснащаемой на заводе колесами 5,5Jx14 4/98 ET35 и 6Jx15 4/98 ET35, производитель разрешает замену стандартных дисков на следующие:

Получается, что владелец данной машины не может варьировать вылет диска.

Иначе обстоит дело с автомобилем KIA Sportage SL 2.0 CRDI. На заводе его комплектуют колесами 3 типоразмеров:

  • 6,5Jx16,5*114.3 ET31;
  • 6,5Jx17*114,3 ET35;
  • 7Jx18.5*114,3 ET40.

Производитель разрешает менять стандартные колеса на следующие:

  • 6Jx16.5/114,3 ET40;
  • 6.5Jx16.5/114,3 ET36;
  • 6.5Jx17.5/114,3 ET37;
  • 7Jx16.5/114,3 ET36;
  • 7Jx17.5/114,3 ET36;
  • 7Jx18.5/114,3 ET38;
  • 7.5Jx17.5/114,3 ET32;
  • 7.5Jx18.5/114,3 ET33.

Стандартные диски

Таким образом, по инструкции автопроизводителя для колес диаметром 6,5Jx16 допустимый вылет составляет 31 и 36 мм. Значит, подойдут и все промежуточные значения.

Рекомендованный вылет для популярных моделей автомобилей ET35 и ET45

Ниже приведены значения вылета, установленные производителями машин наиболее распространенных марок:

Чем грозит изменение величины вылета?

Использование колес с недопустимым вылетом дает негативный результат:

  1. В подвеске возникают усилия, на которые она не рассчитана.
  2. Нарушается работа датчиков системы АБС и пр.
  3. Страдает управляемость автомобиля.

Нестандартные нагрузки на ходовую могут стать причиной следующих явлений:

  • сокращения ресурса ступичного подшипника;
  • деформации деталей;
  • их разрушения.

Современные автомобили крайне чувствительны к отклонениям в нагрузках, поскольку инженеры закладывают в их конструкцию минимальный запас прочности. Так поступают с целью удешевления изделия. Неслучайно 2 автомобиля одной марки и модели, отличающиеся только двигателями, комплектуются разными наконечниками рулевых тяг, шаровыми опорами, рычагами, сайлентблоками и прочими деталями подвески. Такой подход обусловлен тем, что с изменением массы мотора различаются и нагрузки на ходовую.

При таких условиях вероятность деформации или разрушения деталей вследствие приложения запредельного момента резко возрастает. Также нестандартные нагрузки способны дезинформировать датчики, отслеживающие состояние автомобиля.

В современном транспортном средстве их имеется немало, например:

  1. Сенсоры для контроля давления в шинах. Если оно снижено, бортовому компьютеру поступает предупреждающий сигнал.
  2. Датчики в составе системы ABS. Помогают предотвратить блокировку колес при торможении.
  3. Стабилизатор курсовой устойчивости. Следит за положением машины на дороге и обеспечивает прямолинейное движение. Препятствует заносу транспортного средства путем попеременной блокировки правых и левых колес.

Одним из управляющих параметров для перечисленных систем является величина момента, воздействующего на ступицу. При езде на колесах с неправильным вылетом возможны ошибки в действиях автоматики, например блокировка колес в неподходящее время. Это может спровоцировать аварию.

Еще одно следствие недопустимого отклонения вылета – существенное изменение колесной базы. В результате смещается рулевая ось, что приводит к нежелательным явлениям:

  • меняются параметры поворота руля, управляемость автомобиля становится хуже;
  • при выполнении поворота увеличивается износ резины.

Наряду с прочими геометрическими параметрами, у автомобильных дисков есть один, очень хитрый размер. Он может сделать диск неподходящим для установки на автомобиль, даже если все остальные размеры соответствуют, и он успешно установлен на ступицу. Многие не понимают важности данной характеристики, поэтому мы и решили разъяснить, что такое вылет на дисках простыми словами. Рассмотрим, насколько этот параметр может отклоняться от того варианта, который определил изготовитель автомобиля, и какие последствия ждут автовладельца, если грубо нарушать его рекомендации.

Диск с отрицательным вылетом

Диск с отрицательным вылетом

Что такое вылет и как его определить

Консультанты в магазинах, торгующих колёсами, как правило говорят, что незначительное отклонение вылета диска от рекомендованного допустимо. Если понравившаяся модель по остальным размерам подходит, покупателю предложат произвести примерку. Если диск свободно садится на ступицу, не цепляя при вращении арку, автовладельца уверяют, что диски можно смело использовать. Так ли это на самом деле, и нет ли тут подводных камней? Чтобы получить ответ на этот вопрос, разберёмся сначала, что такое вылет на дисках.

Вылет обозначается буквами et, к которым добавлены одна или две цифры, и прописывается на оборотной стороне диска. Что это значит?

Вылет ЕТ на дисках – надпись на обороте

Вылет ЕТ на дисках – надпись на обороте

На фото снизу наглядно показано, что вылет диска et – это расстояние от центральной оси обода до его привалочной плоскости (места, где он крепится к ступице). Даже если на самом диске не будет указан параметр вылета, его можно определить самостоятельно, произведя всего два замера: общей ширины диска в миллиметрах (А) и расстояния от тыльной грани до плоскости крепления к ступице (Б). Если из Б вычесть А:2, мы и получаем размер вылета.

Вылет дисков — как понять

Вылет дисков - как понять

Примечание: Если величина Б окажется меньше половины ширины диска А, вылет будет со знаком минус. Если равны, то нулевой. Но чаще всего он положительный — во всяком случае, у машин малого и среднего класса. Вылеты, стремящиеся к нулю и к минусу характерны в основном для внедорожников.

Что такое вылет ет на литых дисках: варианты с плюсовым, нулевым и отрицательным значением вылета

Что такое вылет ет на литых дисках варианты с плюсовым, нулевым и отрицательным значением вылета

Вылет диска: допустимые отклонения

Так как вылет формирует дистанцию между расположенными на одной оси центрами колёс, он и определяет ширину колёсной базы. Все остальные параметры диска (диаметр, разболтовка, DIA), и уж конечно размеры покрышек, на величину вылета влияния не оказывают.

  • Расстояние от ступицы до центра колеса (это и есть вылет диска ет), является плечом приложения силы. Исходя из его величины, конструкторы и рассчитывают нагрузки на подвеску автомобиля.
  • На ней негативно отражается любая смена длины этого плеча, из чего можно сделать вывод, что ЕТ на дисках должен быть неизменным.
  • Даже при небольших расхождениях условия работы узлов подвески меняются, и на них они вовсе не рассчитаны. От таких перемен срок службы этого механизма снижается, а в критической ситуации он может и вовсе разрушиться.

Когда менять вылет можно

Варьировать вылеты можно только в том случае, когда это допускает сам производитель. В этом случае, в руководстве по эксплуатации автомобиля будут прописаны все возможные размеры дисков.

Приведём пару наглядных примеров:

В заводской комплектации этого автомобиля присутствует только три типоразмера дисков:

6.5J x 16 5*114.3 ET31

6.5J x 17 5*114.3 ET35

7J x 18 5*114.3 ET40

Они не только разного диаметра, но и разной ширины, поэтому ет на колесных дисках имеют разные значения. Производитель же определяет и допустимые отклонения от данных параметров, предлагая таблицу с конкретными вариантами замены.

В данном случае, список такой:

6J x 16 5/114.3 ET40

6.5J x 16 5/114.3 ET36

6.5J x 17 5/114.3 ET37

7J x 16 5/114.3 ET36

7J x 17 5/114.3 ET36

7J x 18 5/114.3 ET38

7.5J x 17 5/114.3 ET32

7.5J x 18 5/114.3 ET33

Мы видим, что при такой же ширине диска, как в заводской комплектации (6.5J x 16), ЕТ может быть не только 31, но и 36. Значит, все значения между этими цифрами будут подходящими, и нагрузки подвески на такой вылет рассчитаны. Но ЕТ36 – это максимум, который может незначительно меняться в большую сторону только при увеличении ширины и диаметра колеса.

  1. Второй пример — LADA Granta HB Hatchback 1.6 2019 г/в.

В заводской комплектации этого автомобиля предлагаются диски:

5.5Jx14 4/98 ET35

5.5Jx15 4/98 ET35

В вариантах замены мы видим только более узкую ширину. Вылеты везде остаются одинаковыми, поэтому ясно, что на другие их значения машина не рассчитана, и менять их по своему усмотрению нельзя.

Так что, в вопросе замены значения вылета при подборе дисков, ориентируйтесь исключительно на рекомендации производителя.

Вылет диска - это параметр, который нужен для установки колеса на ступицу. Если диск не подходит по диаметру, количеству отверстий под болты крепления или же интервалу между этими болтами, то его категорически нельзя устанавливать.

Что такое вылет колесного диска

Вылет - это расстояние от центральной оси диска до установочной области ступицы. Вылет измеряется в миллиметрах и обозначается маркировкой ET, которая расшифровывается как einpresstiefe - глубина посадки.


Выводится вылет с помощью формулы:

ET (вылет в мм) = A (расстояние от монтажной области до краев диска) – B (ширина диска) / 2

Установочная область у дисков размещается в нескольких положениях относительно центральной линии, поэтому выделяют три вида вылета:

Нулевой

Вылет совпадает положением с центром колеса. Поэтому центр расположен на одном уровне с установочной плоскостью. Такой тип вылета называют еще ET(0).


Положительный

Положительный вылет образуется при смещении монтажной области к внешней стороне диска относительно центра. Диски с положительным вылетом обычно плоские, реже имеют выпуклую форму.


Отрицательный

Положение установочной области во внутренней части диска образует отрицательный тип вылета. Внешне подобные модели выделяются вогнутой формой.


Как вылет влияет на автомобиль

Вылет влияет на элементы ходовой, систему амортизации и колеса автомобиля. Поэтому неправильный вылет способен привести к следующим последствиям:

быстрый износ покрышек;

проблемы с управляемостью;

вывод из строя элементов подвески;

Каждая модель автомобиля обладает своей формой и дизайном кузова. Вылет подбирается с учетом и этих показателей. При неправильном отрицательном вылете колесо соприкасается с крылом автомобиля во время движения, а при положительном – с элементами ходовой и подвески.

Монтаж диска с неподходящим значением ET увеличивает нагрузку на элементы ходовой. Сила воздействует на ступицу, рычаг, рулевые шарниры и амортизатор. Производителями элементов подвески учитывается излишняя нагрузка, но запас износоустойчивости не способен выдержать долговременное использование таких дисков без последствий. Со временем ход руля становится не таким легким, а маневры на дороге совершать труднее.


Регулировка вылета при помощи проставок

Колесные проставки позволяют уменьшить или увеличить вылет с помощью установки на ступицу. Они помогают в подгонке вылета, однако обратите внимание на длину болтов, чтобы они подошли к вашему диску.


Как измерить вылет самостоятельно

Существует два способа самостоятельного измерения вылета диска.

Первый способ: с помощью двух линеек

Эти данные подставляем в формулу ET=А-В/2 . Результат может быть отрицательным, положительным или равен нулю. В первых двух случаях средняя линия и плоскость встречаются на одном уровне. В остальных случаях — плоскость крепления располагается выше или ниже средней линии.

Второй способ: измерение обратного хода

Делается расчетом расстояния диаметра колеса от края до края в дюймах и шага резьбы. Например, десятидюймовый диск с шагом резьбы 1,5 единиц покажет нулевой вылет.

Читайте также: