Кабель для подключения к эбу ваз

Обновлено: 02.07.2024

Современные двигатели с инжекторной системой впуска оборудуются контроллерами (электронными блоками управления – ЭБУ), которые по командам от датчиков по заданному алгоритму управляют работой топливной системы. Один и тот же двигатель может комплектоваться контроллерами различных типов. Выполняя одинаковую функцию, большая часть контроллеров не совместимы друг с другом, как по алгоритму работы и взаимодействию с датчиками, так и в части электрических соединений. В частности, распиновка ЭБУ ВАЗ 2114 разных типов может быть одинаковой, но с различиями в алгоритме работы.

Наиболее распространены следующие типы ЭБУ:

Из перечисленных Январь 7.2 по электропроводке полностью совместим с Bosch M7.9.7 и имеет одинаковый разъем. Также совместимы ЭБУ Ителма 5.1 и Bosch M1.5.4.

Распиновка ЭБУ ВАЗ 2114 8 клапанов аналогична для 16-клапанного силового агрегата. Различия кроются в алгоритме работы (программной прошивке)

ЭБУ Январь7.2
ЭБУ Январь7.2

Назначение остальных следующее:

  • 2, 5 –управление катушками зажигания цилиндров 2, 3 и 1, 4.
  • 3 – масса зажигания.
  • 6, 7, 27, 47 – управление форсунками цилиндров 2, 3 и 1, 4.
  • 8 – подключение тахометра.
  • 10 – величина расхода топлива.
  • 12 – напряжение от аккумуляторной батареи.
  • 13 – напряжение от выключателя зажигания.
  • 14 – включение главного реле.
  • 15 – контакт А ДПКВ.
  • 16, 17, 32 – сигнал, масса и напряжение питания ДПДЗ.
  • 18 – датчик кислорода (ДК).
  • 19, 20 – Питание и масса датчика детонации (ДД).
  • 31 – индикатор Check Engine.
  • 34 – контакт В ДПКВ.
  • 35, 39 – масса и сигнальный провод ДТОЖ.
  • 33, 36, 37 – питание, масса и сигнальный провод ДМРВ.
  • 40 – контроль температуры впуска.
  • 44, 63 – главное реле, напряжение на выходе.
  • 45 – напряжение питания на ДФ.
  • 46 – адсорбер, клапан продувки.
  • 48 – нагреватель ДК.
  • 50 – включение реле стартера.
  • 51, 53 – масса контроллера.
  • 57 – выбор вариантов калибровочных данных.
  • 59 – датчик скорости.
  • 61 – масса
  • 64, 65, 66, 67 – регулятор холостого хода (РХХ) контакты D, С, В, А.
  • 68 – вентилятор.
  • 69 – кондиционер.
  • 70 – электробензонасос.
  • 71 – К-линия.
  • 75 – кондиционер.
  • 76 – усилитель руля.
  • 79 – ДФ.
  • 80 – общий.

Распиновка ЭБУ М73 Ителма на ВАЗ 2114 аналогична приведенной выше. Различия контроллеров заключаются только в программном обеспечении.

ЭБУ Январь-4

ЭБУ Январь-4

Электронный блок управления Январь 4 имеет три разъема, который различаются по цвету и количеству контактов. Распиновка следующая:

Розовый разъем 24 контакта:

  • А1-А4 – общий провод бортовой сети (масса);
  • А8, А9 – катушка зажигания цилиндров 2, 3 и 1, 4;
  • А11 – выход +5В для питания датчиков;
  • А12 , В8 – положительный полюс аккумуляторной батареи;
  • В2 – сигнал тахометра;
  • В3 – муфта кондиционера;
  • В4 – сигнал скорости;
  • В5 – адсорбер, управление клапаном продувки;
  • В6 – ДМРВ;
  • В7 – температура ОЖ;

Розовый разъем 32 контакта:

  • С1 – положительное напряжение 12 В с замка зажигания;
  • С2 – ДД;
  • С3 – бензонасос;
  • С5 – L-line;
  • С12, D8 – управление включением форсунок цилиндров 2, 3 и 1, 4;
  • С16, D16 – масса и сигнал λ-зонда (датчика кислорода);
  • D10 – кондиционер;
  • D16 – ДК;
  • Синий разъем 32 контакта:
  • С2 – расход топлива;
  • С5, С6 – холостой ход, высокий и низкий уровни А;
  • С7, С8 – холостой ход, высокий и низкий уровни В;
  • С9 – датчик скорости;
  • С12 – масса ОЖ;
  • С16, D16 – ДПКВ. Высокий и низкий уровни;
  • D1, D12 – сигнал и масса ДПДЗ;
  • D2 – вентилятор;
  • D4 – k-Line;
  • D5 – индикатор Check Engine;

Bosch M1.5.4

Bosch M1.5.4

Распиновка разъема ЭБУ ВАЗ 2114 Bosch M1.5.4 следующая:

  • 1, 20 – Управление катушками зажигания цилиндров 1, 4 и 2, 3;
  • 3 – бензонасос;
  • 4, 21, 26, 29 – Контакт А, С, B, D РХХ;
  • 6 – вентилятор;
  • 7 – ДМРВ;
  • 9 – датчик скорости;
  • 11 – ДД;
  • 12 – выход +5В для питания датчиков;
  • 13 – L-line;
  • 14 – масса форсунок;
  • 15, 33 – управление включением форсунок цилиндров 1, 4 и 2, 3;
  • 18 – положительный вывод аккумуляторной батареи;
  • 19, 24 – масса;
  • 22 – индикатор Check Engine;
  • 25 – кондиционер;
  • 27 – положительный полюс с замка зажигания;
  • 30 – масса датчиков;
  • 34 – выход напряжения с главного реле;
  • 41 – вкл. кондиционера;
  • 43 – тахометр;
  • 44 – датчик СО;
  • 45 – ДТОЖ. Клемма В;
  • 46 – напряжение на выходе главного реле;
  • 47 – программирование;
  • 48, 49 – ДПКВ. Клеммы В, А;
  • 53 – ДПДЗ. Клемма С;
  • 54 – уровень расхода топлива;
  • 55 – k-Line.

Ителма 5.1


ЭБУ Ителма 5.1 аналогичен блоку управления Январь 5.1, а он, в свою очередь, копия Bosch M1.5.4, поэтому совместим с ними как по распиновке, так и программно. Эти контроллеры являются полностью взаимозаменяемыми.

Bosch M7.9.7

Bosch M1.5.4

Блок управления Bosch M7.9.7 совместим с ЭБУ Январь 7.2, поэтому имеет аналогичную распиновку и может быть заменен при условии соответствия датчиков.

Существует еще несколько вариантов бортовых контроллеров. Например Bosch M17 9. На ВАЗ 2114 с электронной педалью газа устанавливается вариант Bosch ME17.9. Этот контроллер не совместим как электрически, так и программно со всеми выше перечисленными

Подавляющее большинство современных авто использует инжекторную систему подачи топлива. Она предусматривает наличие специальной линии, посредством которой данные, передаваемые с инжекторного блока в ЭБУ, можно получить на внешнем устройстве, например, ноутбуке. Для сопряжения этой линии, именуемой K-line, необходим переходник. Наличие такого адаптера существенно расширяет возможности диагностирования систем двигателя, и сегодня мы узнаем, что именно можно делать, имея такой адаптер, и как его изготовить самостоятельно.

Как сделать K-line адаптер своими руками

Для чего нужна линия K-line

Итак, что можно сделать с помощью переходника K-Line?

Возможности линии для передачи данных могут зависеть как от модели автомобиля, так и установленного в нём ЭБУ. Многое зависит также от используемой диагностической программы, хотя в принципе такое ПО базируется на возможностях железа.

k-line USB

Итак, что можно сделать, имея адаптер и ноутбук:

  • читать и интерпретировать коды ошибок ЭБУ, а также удалять их из памяти бортового компьютера;
  • производить анализ функционирования узлов двигателя;
  • загружать новые прошивки ЭБУ;
  • изменять значение констант (например, допустимое содержание СО);
  • производить настройку конфигураций электронного блока управления.

Большинство ЭБУ отечественных марок авто допускают проведение манипуляций с ПО, загруженным в бортовой компьютер. Но для реализации такой возможности требуется использование специальной схемы.

Как собрать K-line адаптер своими руками

K-Line представляет собой одноканальную шину, предназначенную для передачи данных в обеих направлениях. Со стороны ЭБУ присутствует разъём OBD2, со стороны внешнего устройства разъём сопряжения может быть разным, от устаревшего COM-порта до USB-разъёма. Принципиальная съема адаптера должна обеспечивать передачу данных по протоколам ISO 9141-2 или его более поздней модификации – ISO 14230.

Разъём OBD2

В принципе такой адаптер можно приобрести в магазине, стоимость его невелика, однако многие автолюбители предпочитают использовать самодельные переходники, благо их можно более качественно адаптировать под конкретную модель машины (вернее, её силового агрегата) и бортового компьютера.

В интернете имеется немало вариантов схем таких устройств сопряжения, включая достаточно простые, ориентированные на COM-порт. Но поскольку современные ноутбуки такими портами давно не оснащаются, потребуется также применение переходника, что снижает надёжность устройства. Поэтому имеет смысл использовать самодельный K-Line-адаптер с USB-портом для подключения к ноутбуку, однако техническая реализация такой схемы будет намного сложнее.

Вам потребуется несколько специализированных микросхем, печатная плата и немало других мелких деталей. Но поскольку уже практически нет людей, ни разу не менявших свой сотовый телефон, то наверняка у вас завалялся старый USB-кабель, который вполне успешно можно использовать для наших целей.

Итак, что нам понадобится, чтобы сделать адаптер K-Line с USB входом для подключения к ПК своими руками:

Принципиальная схема такого K-Line адаптера выглядит следующим образом:

схема такого K-Line адаптера

Разумеется, топологию схемы вы можете изменить по своему усмотрению, и даже можете использовать печатную плату, но проще всё-таки делать всё навесным монтажом элементов.

Транзисторы можно выпаять из старого блока питания компьютера, но если такой возможности нет, то можно приобрести их в магазине радиодеталей. Вместе с выпрямительным диодом с невысокой характеристикой падения напряжения. Его даже можно не впаивать в микросхему, главное – не перепутать полюса, и всё же рекомендуется интегрировать его в схему – так будет надёжнее и безопаснее. Конденсатор нужен для сглаживания помех, которые могут возникать в результате наводки.

Полюса диода

Паяльные работы – далеко не всё, что требуется для сборки адаптера. Во-первых, на ноутбук необходимо установить драйвер этого устройства. Его можно найти в интернете (имя файла – PL-2303), он необходим для реализации возможности принимать и передавать данные с разными скоростями. После установки ПО подключите адаптер к любому USB-порту, он должен появиться в диспетчере устройств как новое оборудование. Там же должен высветиться номер порта COM, который необходимо запомнить – он будет нужен при выполнении настройки K-Line адаптера.

Теперь следует заняться нашим кабелем – он тоже требует переделки. Отрезаем или отпаиваем ту его часть, которая подсоединяется к телефону (micro-USB), и теперь нам нужно определить назначение проводов. Для этого нужно воспользоваться утилитой B&B COM Test. Скачиваем программку, устанавливаем. Подключаем второй конец кабеля к компьютеру, запускаем утилиту, выставляем в параметрах записанный ранее COM-порт адаптера, скорость передачи данных для тестирования значения не имеет.

Тестирование COM-портов

Обычно провод чёрного цвета – минусовой, проверить это можно прозвоном на корпусе разъёма. Теперь наша задача – найти провод, номинал которого равен 3.3 В, используя для этого вольтметр в соответствующем диапазоне измерений. Далее в окне запущенной программы набираем любую команду, если вольтметр изменит показания, значит, это провод является выходом (маркировка TxD).

Осталось определить провод, являющийся входом (нельзя, чтобы он контактировал с минусовым проводом). Если всё сделано правильно, то при вводе любого текста в нашей утилите он отобразится в другом окне B&B COM Test. Это означает, что устройство работает в двух направлениях – на передачу и приём данных.

Осталось впаять провода в схему, а также подключить разъём OBDII, распиновка K-Line адаптера для него показана на схеме:

распиновка K-Line

Отметим, что четвёртый провод подсоединяется к L-Line – эта линия используется для подсоединения некоторых старых импортных моделей, но мы его использовать не будем. Для надёжности схему рекомендуется заключить в пластиковый корпус подходящих размеров, предварительно убедившись в отсутствии замыканий или обрывов.

Можно также впаять светодиод, который будет загораться при подключении адаптера и мигать во время обмена данными, но делать это нужно в обвязке с транзистором, чтобы сигнал на линии не смазывался наводками.

И ещё немного о подборе компонентов для нашей схемы. Диод, который выполняет функцию защиты схемы устройства от переполюсовки, необходимо подбирать с минимальным параметром падения напряжения. В качестве примера можно посоветовать диод Шоттки. Номинал резистора R4 в некоторых случаях следует подбирать меньше указанных 3 Ком, например, в диапазоне 500-1000 Ом, выполняя замеры тока в схеме между общим проводом и устройством в пределах 17-25 mA.

Основной недостаток адаптеров такого типа – передача сигнала от К-линии к компьютеру может прерываться из-за медленно закрывающегося транзистора, поэтому для предотвращения перенасыщения транзистора необходимо вручную подбирать номиналы резисторов.

Адаптер как средство диагностики и перепрошивки ЭБУ может использоваться для автомобилей со следующими вариантами исполнения бортового компьютера: Январь (версия 5/7.2), Микас (версии 7.1/7.6), Bosch (версия ПО 7.9.7/ MP-70), VS (версия 5.1).

Для прошивки ЭБУ с помощью адаптера K-Line используют программы типа Winflashecu, EcuProg (версия 1.8), Chiploader. Сам процесс прошивки происходит по стандартной схеме: после подключения ЭБУ нужно выбрать порт, образ новой прошивки и нажать кнопку Start.

Вывод

Нельзя сказать, что самостоятельно собрать такой переходник – задача тривиальная. Вам понадобится не только владение паяльником, но и некоторые знания в схемотехнике, но если с этим всё в порядке, то таким способом вы сможете сэкономить 1-2 тысячи рублей и при этом смастерить адаптер, идеально адаптированный под ваш бортовой компьютер.

Адаптер для чип-тюнинга автомобилей ― устройство, осуществляющее прошивку транспорта и диагностику работы электронных систем. Рейтинг лучших устройств поможет определить, какое подойдет по всем параметрам.

адаптер для чип тюнинга автомобилей

Адаптер для чип-тюнинга автомобилей ― устройство, осуществляющее прошивку транспорта и диагностику работы электронных систем. Рейтинг лучших устройств поможет определить, какое подойдет по всем параметрам.

5 позиция: адаптер ELM 327 V1.5

Модель ELM 327 создана для работы с американскими и европейскими автомобилями начиная с 1996 и 2003 годов выпуска. Этот адаптер активно применяется в сервисах. Программное обеспечение OBD2 — бесплатная утилита с аппаратным интерфейсом. С ее помощью можно получить информацию об оснащении авто на компьютер.

адаптер ELM 327 V1.5

Адаптер ELM 327 V1.5

Технические характеристики устройства:

  • читка диагностического кода неисправности машины и получение обозначения, благодаря имеющемуся каталогу;
  • компактность: вес ― 70 грамм;
  • просмотр технических показателей: давление, температура, датчик тока и другое;
  • очистка кодов неисправностей.

Данный адаптер для чип-тюнинга автомобилей позволяет легко узнать о возможных проблемах и устранить их.

4 позиция: инструмент для настройки чипа Galetto

Автомобиль требует регулярной проверки грамотной работы электрики, чтобы вовремя провести обновление и устранить недостатки. Для этого подойдет Galetto — устройство, способное выполнить полную диагностику систем и определить неисправность.

инструмент для настройки чипа Galetto

Инструмент для настройки чипа Galetto

Несмотря на отсутствие русского языка и возможности работы со смартфона, этот адаптер для чип-тюнинга автомобилей в рейтинге выше предыдущей модели. Вот причины:

  • программное обеспечение, разобраться с которым сможет человек, не обладающий познаниями в автомобилестроении; достаточно базового знания английского языка или навыков работы с переводчиком;
  • диагностика показателей авто, в том числе определение данных о давлении и температуре в различных секторах;
  • возможность настройки систем: увеличения мощности и крутящего момента, улучшения работы тормозов и работы с топливным расходом: при помощи Galetto можно снизить потребление горючего, что окупит все затраты;
  • подходит всем иномаркам с OBD2.

Переходник часто используется для придания своему транспорту более скоростных характеристик, но подойдет и для стандартной работы.

3 позиция: программатор для чип-тюнинга MPPS V16

MPPS V16 — это полноценный программатор, решающий комплекс задач по диагностике и прошивке транспорта.

программатор для чип-тюнинга MPPS V16

Программатор для чип-тюнинга MPPS V16

Адаптер для чип-тюнинга автомобилей MPPS V16:

  • может читать и записывать данные с микроконтроллеров автомобиля через обычный разъем без пайки и множества кабелей;
  • может подсчитывать контрольные суммы;
  • обладает высокой скоростью работы;
  • оснащен понятным меню на русском языке — можно сделать все своими руками;
  • обладает большим объемом памяти для записи полученных данных;
  • работает с основными показателями: мощность, крутящий момент и расход топлива.

Программатор подойдет всем владельцам иномарок, желающим усовершенствовать свой транспорт и не допустить ошибок в работе систем.

2 позиция: адаптер WAG K-LINE

Устройство WAG K-LINE обладает особенностями, выделяющими его на фоне конкурентов. Это адаптер для диагностики и чип-тюнинга автомобилей ВАЗ.

адаптер WAG K-LINE

Адаптер WAG K-LINE

Программное обеспечение Все протоколы OBD2
Софт Работа только с компьютерами и ноутбуками на базе Windows
Работа с автомобилями Иномарки группы VAG, оснащенный совместимостью с OBD2, российские авто ВАЗ, ГАЗ и УАЗ
Русский язык Присутствует
Цена От 700 рублей

Устройство ориентировано на российские машины. Однако оно также подходит и для некоторых иномарок, в том числе для Daewoo, Chevrolet и большинства старых моделей от BMW, Mercedes или Nissan. Стоит отметить преимущества:

  • возможность прошивки ЭБУ при подключении переходника;
  • получение сведений о блоках управления и их кодирование;
  • тестирование исполнительных механизмов;
  • простой интерфейс;
  • получение данных о параметрах авто в реальном времени.

С помощью WAG K-LINE можно осуществить настройку систем машины для улучшения ее характеристик и регулировки расхода топлива.

1 позиция: адаптер OBD II

Классическая версия, воплощающая в себе самые необходимые функции. Основное преимущество модели — универсальность. Использовать адаптер OBD II можно с любым транспортом. Модель пригодится как работникам сервисов, диагностирующих автомобили, так и автовладельцам, желающим выполнить работу лично.

адаптер OBD II

Программное обеспечение Все протоколы OBD2
Софт Работа с компьютерами и ноутбуками на базе Windows
Работа с автомобилями Все модели, имеющие совместимость с OBD2
Русский язык Отсутствует
Цена От 1200 рублей

Данный адаптер для чип-тюнинга автомобилей находится на первом месте рейтинга благодаря следующим достоинствам:

  • подходит всем автомобилям (на протоколе OBD2) вне зависимости от производителя и даты выпуска;
  • простой и понятный интерфейс программы позволяет разобраться в тонкостях даже тому, кто не имеет нужных навыков;
  • получение информации о системах авто, в том числе о температуре, давлении, силе воздушного потока и расходе топлива;
  • информация поступает в реальном времени ― можно анализировать и делать прогнозы;
  • запись и сохранение полученных данных;
  • возможность проведения не только перепрошивки, но и точечной настройки конкретных систем с целью улучшения показателей;
  • есть функция снижения количества потребляемого топлива.

Выбор OBD II позволит добиться результатов вне зависимости от квалификации мастера.

Рейтинг составлен по количеству продаж и согласно отзывам автолюбителей, которые используют для управления двигателем и техническими системами транспорта запрограммированные адаптеры.

Речь пойдет о том как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ. Данный тип ЭБУ устанавливается на автомобили ОАО АвтоВАЗ с 2011 модельного года. Как правило ЭБУ устанавливается в салоне автомобиля автомобиля, внизу центральной консоли для автомобилей ПП и под "бардачком" для автомобилей "классической" компоновки.

Как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ

Как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ

Принципиально ЭБУ построен на базе процессора Infineon SAK-XC2755X для автомобилей ПП привода и ST10xxxxx для "Классики".

Как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ

Полный размер ПО данного ЭБУ составляет 832(851 968)кБ для ПП автомобилей и 576 (589824)кБ для автомобилей "классической" компоновки.

Программирование М74

BSL режим XC27x5

Программирование ЭБУ осуществляется после снятия последнего с автомобиля в режиме "На столе".

На текущий момент с данным ЭБУ умеют работать:

• CombiLoader с доп. модулем.

Модуль предназначен для чтения-записи FLASH/EEPROM ЭБУ М74, основанных на процессорах Infineon семейства XC27x5 через встроенный BootStrapLoader процессора.

Как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ

Как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ

Подключение к ЭБУ

Как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ

Разъем 1 (Большой)

J1 - отключаемое напряжение (К15)

B2 - разрешение программирования (12В)

A4 -разрешение программирования (12В)

Разъем 2 (Маленький)

H1;H2 - не отключаемое напряжение (К30)

F2 - отключаемое напряжение (К15)

Программирование М74К

Программирование ЭБУ осуществляется после снятия последнего с автомобиля в режиме "На столе".

На текщий момент с данным ЭБУ умеют работать:

• CombiLoader через доп. модуль М73\Я72+

• CombiLoader через BSL-режим ST10F27x

Подключение к ЭБУ

Как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ

Разъем 1 (Большой)

B2 - отключаемое напряжение (К15)

J2 - не отключаемое напряжение (К30)

М3 - 12В после главного реле

Программирование М74CAN

BSL режим XC27x5

Программирование ЭБУ осуществляется после снятия последнего с автомобиля в режиме "На столе".

На текщий момент с данным ЭБУ умеют работать:

• CombiLoader с доп. модулем.

Модуль предназначен для чтения-записи FLASH/EEPROM ЭБУ М74, основанных на процессорах Infineon семейства XC27x5 через встроенный BootStrapLoader процессора.

Подключение к ЭБУ

Как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ

Разъем 1 (Большой)

J1 - отключаемое напряжение (К15)

B2 - разрешение программирования (12В)

A4 -разрешение программирования (12В)

K1 -Перемычка 510 Ом на Е3

Разъем 2 (Маленький)

H1;H2 - не отключаемое напряжение (К30)

F2 - отключаемое напряжение (К15)

1. Перед записью всегда производите чтение FLASH для обеспечения возможности восстановления ЭБУ. Также, учитывайте возможности процессора ЭБУ по защите FLASH: стороннее ПО может установить биты защиты процессора, что приведет к невозможности работы с ЭБУ в дальнейшем.

Программа WinFlash ECU для репрога блоков М74 совершенно бесплатно.

Более подробный и полный мануал о том как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ, можно скачать по ссылке:

Комментарии (12)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Читайте также: