Как разобрать рулевой редуктор камаз

Обновлено: 02.07.2024


ДПС догнали по трассе, померили люфт. Намерили 45 градусов. Машину на штрафстоянку. По быстрому подтянули сошку, проверили ещё возможные люфты. Вроде должны уложиться. Ждём ментов. У них по распорядку вечером контрольный замер. Померили — 39, машину обратно. Мы в панике: денюжка капает… С утра решили проверить ментов(хорошо, что линия ТО на этой же территории). Меряем — 26. Не много, но всё равно не укладываемся. Менты- заразы. Иду к начальнику, прошу разрешения покинуть штрафстоянку для буксировки к месту ремонта. В ответ: причина не устранена, машина на штрафстоянке до устранения. Бегу в магазин: на 5320 ГУР не выпускают, есть ремонтный с завода. Беру, в придачу продольную тягу, на всякий случай. Можно было бы и от 4310 поставить, но ценник — 50 шт. Мы столько не зарабатываем((. Ставим, на линию — 32 градуса. ГУР из магазина хуже чем наш(( Ремонт затягивается, копейка капает. Я опять к начальнику: сначала поплакался, потом стал ругаться и угрожать(немножко) )). Попросил письменный отказ на мою просьбу покинуть штрафстоянку. Со штрафстоянки выпустили, уже хорошо — счётчик остановился. Новый ГУР обратно в магазин, Ищу б/у гур лучше нашего. Нашёл, привезли, вскрыли. Состояние лучше нашего, Но валялся под дождями и поржавел. Отмыли отчистили, закатили новые шарики(выковырнули из новых подшипников размер шариков 7,144). Беда в том, что качественно отремонтировать в домашних условиях не получится без з/частей. А главные детали, которые нужно заменить: вал и шариковая гайка. А их в магазинах не бывает((. Надеемся на лучшее. Устанавливаем и на ТО. Замер — 18 градусов. Ура мы в допуске. Машину на линию.
Что бы починить не сильно убитый ГУР нужно: р/коплект (продают в магазинах резинки колечки., втулку сошки тоже можно поменять( мы как то меняли: шкворневую разрезали, запрессовывали и разворачивали — без этого сальник не перестанет течь), новые шарики — взять из подшипников, хорошо бы вал и шариковую гайку если найдёшь. Можно попробовать шарики большего диаметра, но тоже проблема найти. В подшипниках они одного размера 7,144. Другие сильно больше или меньше. Но в природе они существуют. На изношенный вал наверное подойдут 7,150. И всё ГУР будет как новый.

Сначала требуется обязательно оценить состояние колёсной балансировки, воздушное давление внутри покрышек, регулирование колёсных подшипников, функционирование амортизаторов.

Обязательно проверяется содержание масла внутри насосного бачка. Нужно удостовериться насчёт того, что внутри отсутствуют воздух и грязь. Также проверяется отсутствие масляной утечки.


Усилие рулевого колеса измеряется динамометром, прикрепляющимся к колёсному ободу в трёх вариантах относительно позиции последнего:

  1. Когда рулевое колесо повёрнуто в большей степени, нежели на два оборота, по сравнению со средним положением, усилие на нём должно составить от 5,9 до 15,7 ньютона. В этой ситуации зацепление с шарико-винтовой парой располагается в такой позиции, которая приближена к крайней, с почти полным исключением трения, и определяемой в основном через момент трения подшипников для упора и уплотнений ГУРа величиной усилия. Когда усилие колёсного обода не совпадает с заданной величиной, это даёт основания констатировать неправильную (слишком сильную или слишком слабую) затяжку винтовых подшипников или указывает на повреждение шариковой гайки. При недостаточности затяжки происходит ухудшение курсовой стойкости авто, а в случае чрезмерной затяжки, кроме повреждения шариковой гайки, заклинивает механизм руля.
  2. Когда означенное колесо является повёрнутым на три четверти оборота по сравнению со средним положением, усилие должно не превысить 22,6 и быть не ниже 19,6 ньютона. В этой позиции имеет место трение, происходящее в шарико-винтовой паре и вызываемое предварительным натягом. В случае, когда усилие отклоняется от вышеуказанных цифр, можно констатировать повреждение этой пары.
  3. Когда данное колесо расположено в средней позиции, усилие на нём должно на 3,9-5,9 ньютона превышать то усилие, которое получается в случае замера во 2-й вышеописанной позиции, однако также должно не превысить 21,8 ньютона. В такой ситуации проверяют регулирование зацепления ГУРа. Когда усилие недостаточное по сравнению с вышеуказанной величиной, зазор в зацеплении превышает допустимый уровень, а когда оно превышает эту величину, это говорит о чрезмерной затянутости сцепления, что приводит, в числе многих причин, к неудовлетворительному самостоятельному возвращению колёс в среднюю позицию. Когда усилия в вышеперечисленных позициях не отвечают описанным значениям, следует отрегулировать гидроусилитель.

При экс­плуатации необходимо регулярно в сроки, указанные в химмотологической карте, проверять уровень масла в бачке насоса и промывать фильтры насоса

Ежедневно внешним осмотром контролировать герме­тичность соединений и шлангов гидросис­темы рулевого управления

Для гидросис­темы нужно употреблять только чистое, от­фильтрованное масло, указанное в химмо­тологической карте.

Заливать масло надо через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине крыш­ки бачка насоса.

Применение загрязненного масла вызывает заклинивание руля и быстрое изнаши­вание деталей насоса и рулевого механиз­ма.

При проверке уровня масла передние колеса автомобиля должны быть установ­лены в положение, соответствующее пря­молинейному движению.

Перед снятием пробки заливной горловины для проверки уровня масла, его доливки или смены проб­ку или крышку надо тщательно очистить от грязи и промыть.

Масло доливают при работе двигателя на холостом ходу до уровня между метками указателя.

Фильтры насоса гидроусилителя нужно промывать в бензине. В случае значитель­ного засорения фильтров смолистыми отложениями их необходимо дополнительно промыть растворителем № 646.

Шарнирные сочленения тяг регулярно смазывают через пресс-масленки до выдав­ливания свежего слоя смазки из-под рези­новых уплотнений шарниров.

Ежедневно внешним осмотром необхо­димо проверить крепление деталей рулево­го управления и их шплинтовку: сошки ру­левого механизма на валу, гаек шаровых пальцев рулевых тяг, рычагов в поворот­ных кулаках, резьбовых крышек наконеч­ников рулевых тяг, рулевого колеса на валу рулевой колонки.

При ненадежном крепле­нии и плохой их шплинтовке детали при движении автомобиля могут разъединить­ся, что может привести к аварии.

Периодически необходимо проверять отсутствие зазора в шарнирах рулевых тяг, шарнирах и шлицевых соединениях кар­данного вала, а также свободный ход руле­вого колеса, которые не должен превышать 25° (при работающем двигателе).

Неисправности системы рулевого уп­равления проявляются в снижении устой­чивости движения автомобиля, когда тре­буется дополнительная работа рулевым колесом для его поддержания, обычно это связано с увеличением свободного хода ру­левого колеса.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса обусловливается повышенными за­зорами в сочленениях деталей от колес ру­левого механизма и в самом механизме.

На величину свободного хода рулевого колес влияет также нарушение регулировок ходовой части, изнашивания подшипников ступиц передних колес и втулок шкворней, шарнирных соединений тяг и т. д.

Для регулирования свободного хода рулевого колеса прежде всего необходимо устранить люфты в рулевом приводе. Если люфта в приводе нет, то причиной увеличенного свободного хода рулевого коле может быть рулевой механизм. Его необходимо отрегулировать.

Резкое увеличение усилий на рулевом колесе при управлении автомобилем обыч­но объясняется неисправностями в гидрав­лической части рулевого управления.

В частности, возможно наличие воздуха в гидросистеме, самоотворачивание седла предохранительного клапана или зависа­ние перепускного клапана насоса. Возмож­ны также утечки масла.

Проверка и регулировка рулевого меха­низма проводятся при отсоединенной про­дольной тяге и неработающем двигателе.

Усилие на ободе рулевого колеса изме­ряется динамометром в различных его по­ложениях. При повороте рулевого колеса более чем на два оборота от среднего поло­жения усилие должно быть в пределах 6-16 Н.

При повороте рулевого колеса на ¾ оборота от среднего положения усилие не должно превышать 23 Н.

С переходом ру­левого колеса через среднее положение усилие на ободе должно быть на 4-6 Н больше, чем во втором положении, но не превышать 28 Н.

Регулирование этих пара­метров начинают в среднем положении смещением зубчатого сектора при враще­нии регулировочного винта в крышке руле­вого механизма.

При вращении винта по часовой стрелке усилие при повороте руле­вого колеса возрастает, а при вращении в противоположном направлении — умень­шается.

Несоответствие усилий на ободе руле­вого колеса в первом положении свиде­тельствует о необходимости регулирования упорных подшипников винта.

Регулирова­ние подшипников производится подтягива­нием гайки при снятой передней крышке.

Изменение усилий на ободе рулевого коле­са во втором положении может быть вызва­но изнашиванием или повреждением дета­лей шариковинтовой пары. Для устранения этой неисправности требуется полная раз­борка рулевого механизма.


В рулевом приводе проверяют и при не­обходимости регулируют схождение и мак­симальные углы поворота управляемых ко­лес.

Для проверки схождения управляемых колес необходимо установить автомобиль на горизонтальной площадке в положение для прямолинейного движения, проверить и довести давление воздуха в шинах до нормы.

Установить телескопическую ли­нейку перед балкой передней оси горизон­тально между ободами на высоте осей ко­лес и измерить расстояние А

Для устранения влияния биения колес на результаты замера продвинуть автомо­биль вперед так, чтобы линейка установи­лась за осью на той же высоте, и провести второй замер В.

Разность между вторым и первым замерами на автомобиле КамАЗ-5320 должна быть в пределах 1-3 мм, на автомобилях КамАЗ-4310 — 1-2 мм.

Схождение колес регулируют изменени­ем длины поперечной рулевой тяги, вращая ее трубным ключом при ослабленных стяж­ных болтах наконечников.

Поскольку изо­гнутую поперечную тягу автомобиля КамАЗ-4310 нельзя повернуть, изменяют ее длину вращением наконечников. Для этого кроме ослабления стяжных болтов необходимо разъединить их с рычагами по­воротных кулаков.

За один оборот левый наконечник тяги перемещается вдоль резь­бы на 2 мм, а правый наконечник — на 1,5 мм.

Надо иметь ввиду, что безотказная и эффективная рабо­та рулевого управления определяется не только исправностью входящих в него эле­ментов, но и правильной работой других узлов (сборочных единиц) автомобиля, особенно его несущей системы.

Регулировка давления в ГУРе КАМАЗа

Необходимо начинать эту операцию определением усилия в 3-й из вышеописанных позиций. Используя регулировочный винт, требуется привести усилие в норму. Во время вращения данного винта в направлении по часовой стрелке происходит увеличение усилия и наоборот.

Чтобы регулировать усилие в 1-й позиции, требуется частично разобрать рулевой механизм для подтягивания либо ослабления гайки, используемой для крепления подшипников. Чтобы устранить факторы, вызывающие несоответствие усилия норме, во 2-й позиции, необходимо полностью разобрать ГУР.


Проверяя давление в ГУРе на участке напорной магистрали, расположенном между механизмом руля и насосом, следует пользоваться приспособлением, которое включает манометр, шкала которого достигает 9810 кПа, а также вентилем, который прекращает поступление масла к ГУРу.

Проверяя давление, нужно открыть вентиль, затем повернуть колесо руля в упорное положение и приложить к нему минимум 98,1 ньютона. Масляное давление в случае, когда коленвал вращается с частотой 600 оборотов в минуту, должно составлять минимум 7355 кПа.

Когда масляное давление менее 7355 кПа, следует не спеша завернуть вентиль, прослеживая уровень повышения давления с помощью манометра. Когда насос в исправном состоянии, оно должно увеличиваться и составить минимум 8336 кПа.

Колонка рулевая КАМАЗ: одна из основ управления грузовиком

В автомобилях КАМАЗ используется традиционное для грузовиков рулевое управление, в котором предусмотрено наличие рулевой колонки. О том, как в целом устроено рулевое управление КАМАЗ, и какую роль в ней играет рулевая колонка (а также о ее устройстве, работе и обслуживании), читайте в данной статье.

Общее устройство системы рулевого управления грузовиков КАМАЗ

Во всех актуальных и ранних моделях грузовых автомобилей КАМАЗ используются принципиально одинаковые по устройству и построенные на единой компонентной базе системы рулевого управления. В состав рулевого управления камских грузовиков входят:

  • Рулевой привод;
  • Рулевой механизм;
  • Гидроусилитель руля;
  • Рулевая колонка;
  • Рулевое колесо;
  • Карданная передача;
  • Угловой редуктор.

Каждый из агрегатов играет определенную роль в системе и имеет свои особенности.

Рулевой привод. Построен по традиционной схеме, на автомобилях со всеми колесными формулами установлен на передней оси (или двух передних осях в моделях 8×4 и 8×8) с управляемыми колесами. Привод представляет собой систему из одной продольной тяги, которая соединена с сошкой рулевого механизма и рычагом поворотного кулака, и одной поперечной тяги, соединяющей рычаги обоих поворотных кулаков оси. В автомобилях с двумя управляемыми осями добавляется идентичный набор тяг на второй оси, а также еще одна продольная тяга и рычаг для передачи усилия т рулевого механизма, расположенного в районе передней оси, на заднюю ось.

Рулевой механизм. Во всех грузовиках КАМАЗ используется механизм, построенный на двух рабочих парах. Первую пару составляет винт с гайкой (которая одновременно выступает рейкой) на циркулирующих шариках — преобразует крутящий момент от руля в поступательное движение рейки. Вторую пару составляет рейка (с четырьмя зубцами) с сектором — они преобразуют поступательное движение рейки во вращательное движение сектора, соединенного с поворотной сошкой. В актуальных моделях КАМАЗ рулевой данный совмещен с гидроусилителем руля, его картер выступает в роли цилиндра ГУР, а рейка — в роли поршня.

Сегодня находят применение отечественные механизмы моделей 4310 и 6540 с передаточным числом 21,7:1, а также механизмы зарубежного производства RBL (Германия) с изменяемым передаточным числом от 17:1 до 20:1, либо с постоянным передаточным числом 21:1. Механизмы RBL имеют гидравлический ограничитель поворота, предотвращающий деформацию и излом рулевых тяг в крайних положениях руля.

Рулевой механизм обычно монтируется на левом лонжероне рамы, рядом с передней осью автомобиля, либо на кронштейне крепления левой рессоры.

Гидроусилитель руля (ГУР).

Как уже было сказано, цилиндр ГУР объединен с рулевым механизмом, также в состав усилителя входит насос ГУР (сегодня чаще всего используются лопастные насосы модели 4310, а также фирм ZF и RBL), радиатор охлаждения рабочей жидкости (он необходим, так как гидроусилитель испытывает большие нагрузки и жидкость подвергается серьезному нагреву), перепускной клапан, клапан управления и золотник (расположены в отдельном блоке на рулевом механизме), система трубопроводов и расширительный бачок. Важно отметить, что в автомобилях с колесной формулой 8×4 и 8×8 устанавливается дополнительный гидроцилиндр ГУР, который облегчает изменение положения колес второй оси.

Как прокачать, осуществить ремонт и регулировку гур (гидроусилителя руля) на камазе? — Автомастер

Как опустить руль на камазе?

Прокачка ГУР и его системы проводится при замене рабочей жидкости, завоздушивании, которое может быть результатом неисправности или выполнения ремонтных работ.

Попавший внутрь воздух не только снижает эффективность работы гидроусилителя, но и может вызвать серьезные поломки, в частности, выход из строя насоса ГУРа.

Поэтому прокачку гидроусилителя необходимо проводить в строгом соответствии с существующей технологией.

Сначала требуется обязательно оценить состояние колёсной балансировки, воздушное давление внутри покрышек, регулирование колёсных подшипников, функционирование амортизаторов.

Обязательно проверяется содержание масла внутри насосного бачка. Нужно удостовериться насчёт того, что внутри отсутствуют воздух и грязь. Также проверяется отсутствие масляной утечки.


Усилие рулевого колеса измеряется динамометром, прикрепляющимся к колёсному ободу в трёх вариантах относительно позиции последнего:

  1. Когда рулевое колесо повёрнуто в большей степени, нежели на два оборота, по сравнению со средним положением, усилие на нём должно составить от 5,9 до 15,7 ньютона. В этой ситуации зацепление с шарико-винтовой парой располагается в такой позиции, которая приближена к крайней, с почти полным исключением трения, и определяемой в основном через момент трения подшипников для упора и уплотнений ГУРа величиной усилия. Когда усилие колёсного обода не совпадает с заданной величиной, это даёт основания констатировать неправильную (слишком сильную или слишком слабую) затяжку винтовых подшипников или указывает на повреждение шариковой гайки. При недостаточности затяжки происходит ухудшение курсовой стойкости авто, а в случае чрезмерной затяжки, кроме повреждения шариковой гайки, заклинивает механизм руля.
  2. Когда означенное колесо является повёрнутым на три четверти оборота по сравнению со средним положением, усилие должно не превысить 22,6 и быть не ниже 19,6 ньютона. В этой позиции имеет место трение, происходящее в шарико-винтовой паре и вызываемое предварительным натягом. В случае, когда усилие отклоняется от вышеуказанных цифр, можно констатировать повреждение этой пары.
  3. Когда данное колесо расположено в средней позиции, усилие на нём должно на 3,9-5,9 ньютона превышать то усилие, которое получается в случае замера во 2-й вышеописанной позиции, однако также должно не превысить 21,8 ньютона. В такой ситуации проверяют регулирование зацепления ГУРа. Когда усилие недостаточное по сравнению с вышеуказанной величиной, зазор в зацеплении превышает допустимый уровень, а когда оно превышает эту величину, это говорит о чрезмерной затянутости сцепления, что приводит, в числе многих причин, к неудовлетворительному самостоятельному возвращению колёс в среднюю позицию. Когда усилия в вышеперечисленных позициях не отвечают описанным значениям, следует отрегулировать гидроусилитель.


Выполняя ремонт рулевого управления КамАЗ и его сборочных единиц, рулевого механизма, насоса гидроусилителя руля, имейте в виду, что восстановление деталей, исчерпавших свою работоспособность вследствие износа, в этих сборочных единицах недопустимо. Изготовление таких деталей с высокой точностью и чистотой рабочих поверхностей, а также их селективный подбор при сборке возможны только в условиях специализированного производства. Ремонт рулевых механизмов и насосов в условиях автотранспортных предприятий возможен только способом замены вышедших из строя агрегатов или деталей на исправные.

Проверяйте и регулируйте рулевой механизм на автомобиле КамАЗ при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем двигателе.

Предварительно проверьте балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазки в рулевом управлении и ступицах колес, регулировку подшипников ступиц колес и рулевых тяг, работу амортизаторов, установку передних колес. Кроме того, проверьте уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, убедитесь в отсутствии воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтре насоса, утечки масла в соединениях маслопроводов.

Усилие на рулевом колесе измеряйте пружинным динамометром, прикрепленным к ободу колеса в следующих его положениях:

Если при измерении усилий в перечисленных выше положениях окажется, что они не соответствуют указанным величинам, отрегулируйте рулевой механизм. При необходимости, снимите механизм с автомобиля для выполнения работ по его частичной или полной разборке и дополнительной проверке.

Регулирование рулевого механизма начинайте с замера усилия в третьем положении. При этом с помощью регулировочного винта вала сошки доведите усилие до нормы. При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, при вращении против часовой стрелки — уменьшаться.

Для регулирования усилия в первом положении следует произвести частичную разборку рулевого механизма, для того чтобы подтянуть или ослабить гайку крепления упорных подшипников. Для устранения причин несоответствия усилия во втором положении требуется полная разборка рулевого механизма. Полную разборку разрешается производить только на предприятии, ремонтирующем рулевые механизмы, или в специализированных мастерских. Порядок снятия, разборки и сборки рулевого механизма, а также его последующей проверки и установки на автомобиль изложен ниже.

  • неправильная балансировка колес;
  • недостаточное или различное давление в шинах;
  • люфт в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам;
  • неисправности амортизаторов;
  • неправильная установка управляемых колее (углы установки и схождение не соответствуют рекомендованным)

Причинами ухудшения самовозврата управляемых колес в нейтральное положение (водитель вынужден все время принудительно возвращать их в среднее положение) могут быть:

  • недостаток смазки и большое трение в шарнирах поворотных кулаков;
  • недостаточное давление в шинах.

Причинами увеличения усилия на рулевом колесе могут быть:

  • недостаточное давление в шинах;
  • недостаток смазки в шкворневых узлах поворотных кулаков (особенно в упорных подшипниках), в ступицах колес и в шарнирах рулевых тяг;
  • перетяжка подшипников ступиц передних колес;
  • перетяжка подшипников рулевой колонки.

При обнаружении какого-либо дефекта в системе рулевого управления не торопитесь разбирать ее механизм. Постарайтесь сначала установить возможную причину неисправности или отказа. Помните, что не вызванная необходимостью разборка рулевого механизма или насоса может привести к появлению течи и к более серьезным неполадкам. Разборка и сборка рулевого механизма и насоса должны производиться только квалифицированным механиком в условиях полной чистоты.

  • Разборка, сборка рулевого механизма
  • Разборка, сборка насоса гидроусилителя


Регулировка давления в ГУРе КАМАЗа

Необходимо начинать эту операцию определением усилия в 3-й из вышеописанных позиций. Используя регулировочный винт, требуется привести усилие в норму. Во время вращения данного винта в направлении по часовой стрелке происходит увеличение усилия и наоборот.

Чтобы регулировать усилие в 1-й позиции, требуется частично разобрать рулевой механизм для подтягивания либо ослабления гайки, используемой для крепления подшипников. Чтобы устранить факторы, вызывающие несоответствие усилия норме, во 2-й позиции, необходимо полностью разобрать ГУР.


Проверяя давление в ГУРе на участке напорной магистрали, расположенном между механизмом руля и насосом, следует пользоваться приспособлением, которое включает манометр, шкала которого достигает 9810 кПа, а также вентилем, который прекращает поступление масла к ГУРу.

Проверяя давление, нужно открыть вентиль, затем повернуть колесо руля в упорное положение и приложить к нему минимум 98,1 ньютона. Масляное давление в случае, когда коленвал вращается с частотой 600 оборотов в минуту, должно составлять минимум 7355 кПа.

Когда масляное давление менее 7355 кПа, следует не спеша завернуть вентиль, прослеживая уровень повышения давления с помощью манометра. Когда насос в исправном состоянии, оно должно увеличиваться и составить минимум 8336 кПа.

Колонка рулевая КАМАЗ: одна из основ управления грузовиком

В автомобилях КАМАЗ используется традиционное для грузовиков рулевое управление, в котором предусмотрено наличие рулевой колонки. О том, как в целом устроено рулевое управление КАМАЗ, и какую роль в ней играет рулевая колонка (а также о ее устройстве, работе и обслуживании), читайте в данной статье.

Общее устройство системы рулевого управления грузовиков КАМАЗ

Во всех актуальных и ранних моделях грузовых автомобилей КАМАЗ используются принципиально одинаковые по устройству и построенные на единой компонентной базе системы рулевого управления. В состав рулевого управления камских грузовиков входят:

  • Рулевой привод;
  • Рулевой механизм;
  • Гидроусилитель руля;
  • Рулевая колонка;
  • Рулевое колесо;
  • Карданная передача;
  • Угловой редуктор.

Каждый из агрегатов играет определенную роль в системе и имеет свои особенности.

Рулевой привод. Построен по традиционной схеме, на автомобилях со всеми колесными формулами установлен на передней оси (или двух передних осях в моделях 8×4 и 8×8) с управляемыми колесами. Привод представляет собой систему из одной продольной тяги, которая соединена с сошкой рулевого механизма и рычагом поворотного кулака, и одной поперечной тяги, соединяющей рычаги обоих поворотных кулаков оси. В автомобилях с двумя управляемыми осями добавляется идентичный набор тяг на второй оси, а также еще одна продольная тяга и рычаг для передачи усилия т рулевого механизма, расположенного в районе передней оси, на заднюю ось.

Рулевой механизм. Во всех грузовиках КАМАЗ используется механизм, построенный на двух рабочих парах. Первую пару составляет винт с гайкой (которая одновременно выступает рейкой) на циркулирующих шариках — преобразует крутящий момент от руля в поступательное движение рейки. Вторую пару составляет рейка (с четырьмя зубцами) с сектором — они преобразуют поступательное движение рейки во вращательное движение сектора, соединенного с поворотной сошкой. В актуальных моделях КАМАЗ рулевой данный совмещен с гидроусилителем руля, его картер выступает в роли цилиндра ГУР, а рейка — в роли поршня.

Сегодня находят применение отечественные механизмы моделей 4310 и 6540 с передаточным числом 21,7:1, а также механизмы зарубежного производства RBL (Германия) с изменяемым передаточным числом от 17:1 до 20:1, либо с постоянным передаточным числом 21:1. Механизмы RBL имеют гидравлический ограничитель поворота, предотвращающий деформацию и излом рулевых тяг в крайних положениях руля.

Рулевой механизм обычно монтируется на левом лонжероне рамы, рядом с передней осью автомобиля, либо на кронштейне крепления левой рессоры.

Гидроусилитель руля (ГУР).

Как уже было сказано, цилиндр ГУР объединен с рулевым механизмом, также в состав усилителя входит насос ГУР (сегодня чаще всего используются лопастные насосы модели 4310, а также фирм ZF и RBL), радиатор охлаждения рабочей жидкости (он необходим, так как гидроусилитель испытывает большие нагрузки и жидкость подвергается серьезному нагреву), перепускной клапан, клапан управления и золотник (расположены в отдельном блоке на рулевом механизме), система трубопроводов и расширительный бачок. Важно отметить, что в автомобилях с колесной формулой 8×4 и 8×8 устанавливается дополнительный гидроцилиндр ГУР, который облегчает изменение положения колес второй оси.

РЕМОНТ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ - ЧАСТЬ 2

Замену поперечной рулевой тяги выполняйте в следующем порядке:

— вывесьте переднюю ось автомобиля;

— расшплинтуйте и отверните гайку, крепящую шаровой палец левого наконечника тяги с соответствующим нижним рычагом поворотного кулака;


— выбив шаровой палец из конусного отверстия рычага, отсоедините левый наконечник тяги рулевой трапеции;

— проделайте те же операции с правым наконечником поперечной рулевой тяги и снимите тягу с автомобиля;

— установите концы шаровых пальцев наконечников новой поперечной тяги в отверстиях нижних рычагов, затяните и зашплинтуйте гайки крепления. Момент затяжки гаек крепления шаровых пальцев поперечной рулевой тяги 245. 314 Н м (25. 32 кгс ■ м). Устанавливайте поперечную тягу так, чтобы масленки шаровых пальцев на наконечниках тяги были обращены назад по ходу автомобиля;

— опустите переднюю ось.

Для замены продольной рулевой тяги:

— вывесьте переднюю ось автомобиля и поверните управляемые колеса влево до отказа;

— расшплинтуйте и отверните гайку крепления шарового пальца продольной рулевой тяги со стороны сошки рулевого управления;

— выбив шаровой палец из конусного отверстия сошки, отсоедините тягу;

— выполните те же операции с другим шарнирным соединением продольной тяги в месте соединения ее с верхним рычагом левого поворотного кулака и снимите тягу с автомобиля.

Установку новой продольной тяги производите в последовательности, обратной снятию, обратив при этом внимание на правильность присоединения и соответствие отличающихся головок тяги местам установки. Опустите переднюю ось автомобиля. Гайки крепления шаровых пальцев продольной рулевой тяги затяните с крутящим моментом 245. 314 Нм (25. 32 кгсм).

Для снятия рулевого колеса, если оно не снимается от легких постукиваний молотком снизу вверх, используйте съемник. Предварительно сняв декоративную крышку и отвернув гайку крепления рулевого колеса, введите крюки захвата 2 (рис.283) в отверстия ступицы рулевого колеса и поверните по часовой стрелке до упора. Упирая наконечник 3 в торец вала, вворачивайте винт 1 в захват до полного снятия рулевого колеса.



При установке рулевого колеса затяните гайку крепления его, обеспечив момент затяжки 59. 79 Н м (6. 8 кгс' м).

Для проверки, регулирования и ремонта предохранительного клапана рулевого механизма при отказе или нестабильной работе:

— слейте масло из системы гидроусилителя рулевого управления;

— сняв пломбу и расшплинтовав пробку гнезда предохранительного клапана, промойте ветошью, смоченной керосином или дизельным топливом, бобышку корпуса клапана управления гидроусилителем, в которой размещен предохранительный клапан;

— отверните пробку гнезда предохранительного клапана и, вынув неисправный клапан, закройте отверстие в корпусе клапана гидроусилителя чистой бумагой или салфеткой;

— промойте клапан керосином и проверьте отсутствие забоин и посторонних частиц на его корпусе, посадочных кромках игольчатого клапана, на седле и на внутренних поверхностях отверстия в корпусе клапана управления. Посторонние частицы удалите. Проверьте также целостность резинового уплотнительного кольца и пружины клапана;

— если внешним осмотром клапана неисправность выявить не удается, проверьте предохранительный клапан (эту проверку можно выполнять только в специализированных мастерских, приспособленных для работ с гидроаппаратурой) в специальном приспособлении, позволяющем подвести масло под давлением к входному отверстию предохранительного клапана, таком, как, например, нагрузочно-измерительный стенд МТ-60 производства “STOLECZNE ZAKLADY BYDOWY MASZYN I KI” (Польша).

При давлении масла до 6377 кПа (65 кгс/см2) утечки из-под предохранительного клапана недопустимы. Если утечки имеются, клапан осторожно разберите и продуйте детали струей сжатого воздуха. Клапан должен открываться полностью при давлении 7357,5. 7848 кПа (75 . 80 кгс/см2).

При отсутствии специального приспособления допускается проверку правильности регулирования предохранительного клапана проводить на автомобиле.

Клапан отрегулируйте вращением резьбовой пробки. После регулирования резьбовую пробку законтрите. Зашплинтуйте контргайку проволокой и поставьте пломбу.

Для облегчения сборки и во избежание защемления уплотнительного кольца посадочное место в отверстии корпуса клапана управления и само кольцо смажьте смазкой ПВК ГОСТ 19537—74;

— промойте и заправьте систему.

Для снятия рулевого механизма:

— наклоните кабину в первое положение (42°);

— расшплинтовав и отвернув гайки, выньте стяжные болты сошки 9 (см. рис. 270) или отогнув усики стопорной щайбы, отверните гайку верхней головки сошки;

— съемником снимите сошку, вворачивая винт 3 (рис. 284) в захват 1 съемника и упираясь нако-
нечником 2 в торец вала сошки (выколачивание сошки может вызвать поломку деталей);

— выверните магнитную пробку и слейте масло из картера рулевого механизма, для более полного слива поверните рулевое колесо два-три раза из одного крайнего положения в другое;

— отсоедините трубопроводы высокого и низкого давления от рулевого механизма и слейте оставшееся в насосе масло;

— отсоедините карданный вал рулевого управления от рулевого механизма, дли этого выньте шплинт, отверните гайку клина и выбейте клин;

— выверните болты, крепящие картер рулевого механизма к кронштейну передней рессоры, и снимите рулевой механизм;

— очистите и промойте наружную поверхность рулевого механизма;

— слейте остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая вал ведущей шестерни углового редуктора два-три раза из одного крайнего положения в другое.

При установке рулевого механизма на автомобиль:

— установите механизм на передний кронштейн левой передней рессоры и закрепите его болтами с моментом затяжки 275. 314 Н.м (28. 32 кгс.м);

— подсоедините нагнетательный и сливной трубопроводы к клапану управления гидроусилителем;

— присоедините карданный вал рулевого управления к рулевому механизму, предварительно совместив отверстие в вилке кардана и лыску под клин на вале ведущей шестерни, забейте клин, заверните и зашплинтуйте гайку с моментом затяжки гайки крепления клина 13,7. 16,7 Н.м (1,4. 1,7 кгс.м);

— предварительно разжав клином прорезь верхней головки сошки, наденьте сошку рулевого управления на вал рулевого механизма, вставьте стяжные болты, наверните на болты гайки, затяните их и зашплинтуйте с моментом затяжки 177. 196 Н.м (18. 20 кгс.м). Гайки болтов должны быть расположены с противоположных сторон головки сошки;

— проверьте герметичность соединений и шлангов гидросистемы рулевого управления. Подтекание масла из соединений не допускайте.

Читайте также: