Неисправности системы пуска двигателя ваз 2110

Обновлено: 04.07.2024

Неисправности в системе пуска проявляются в ненормальной работе стартера. Можно выделить пять основных неисправностей стартера.

1. Стартер не включается. Причина – нарушение контактных соединений, обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера, неисправность тягового реле.

2. При включении стартера слышны многократные щелчки. Причина – неисправность удерживающей обмотки тягового реле, сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединения в цепи стартера.

3. Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно. Причина – разряжена аккумуляторная батарея, нарушение контактных соединений, подгорание контактов тягового реле, загрязнение коллектора или изношенность щеток, межвитковое или короткое замыкание в обмотках.

4. Стартер включается, его якорь вращается, но маховик остается неподвижным. Причина – ослабление крепления стартера к картеру сцепления, повреждение зубьев маховика или шестерни привода, пробуксовка муфты свободного хода привода, поломки рычага, поводкового кольца или буферной пружины привода стартера.

5. Стартер не выключается после пуска двигателя. Причина – неисправность муфты свободного хода стартера, спекание контактов тягового реле. В случае такой неисправности немедленно остановите двигатель!

18.25. Диагностика неисправностей системы пуска и методы их устранения

Симптомы неисправностей

Проверьте, проворачивается ли коленчатый вал двигателя при полностью заряженной аккумуляторной батарее

18.25 Диагностика неисправностей системы пуска и методы их устранения ВАЗ 2110

Проверьте, подается ли напряжение на клемму В тягового реле

18.25 Диагностика неисправностей системы пуска и методы их устранения ВАЗ 2110

Проверьте, подается ли напряжение аккумуляторной батареи к контакту S тягового реле при нажатой педали сцепления (на автомобилях с механической коробкой передач) или при установке рычага селектора в позицию Park (на автомобилях с автоматической коробкой передач) и повороте ключа в замке зажигания в положение START

Проверьте выключатель блокировки стартера положения педали сцепления (на автомобилях с механической коробкой передач)
Проверьте переключатель диапазона передач (на автомобилях с автоматической коробкой передач)
Проверьте замок зажигания
Проверьте состояние проводов

18.25 Диагностика неисправностей системы пуска и методы их устранения ВАЗ 2110

Проверьте, перемешается ли шестерня обгонной муфты при включении стартера

18.25 Диагностика неисправностей системы пуска и методы их устранения ВАЗ 2110

Проверьте надежность крепления проводов стартера и отсутствие на них коррозии

Проверьте напряжение аккумуляторной батареи на частоте вращения холостого хода

Напряжение 14,1 – 14,7 В

Проверьте состояние проводов соединяющих аккумуляторную батарею и контакт L генератора, генератор и контрольную лампу

18.25 Диагностика неисправностей системы пуска и методы их устранения ВАЗ 2110

Включите зажигание и проверьте величину тока, как показано на рисунке

Ток: менее 20 мА

По очереди отсоедините провода от каждой свечи зажигания и проверьте присутствие искры при проворачивании двигателя стартером

Проверьте свечи зажигания
Если свечи зажигания в порядке, состояние электрической системы в норме
Если свечи зажигания не в порядке, очистите или замените их

Проверьте аккумуляторную батарею

Напряжение: около 12,4 В

18.25 Диагностика неисправностей системы пуска и методы их устранения ВАЗ 2110

Пустите двигатель и проверьте, горит ли контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи

Проверьте, правильное ли напряжение на клеммах генератора

Проверьте состояние проводов
Замените генератор
4 1. Включите амперметр (с пределом измерения минимум 80 А) между клеммой В и клеммой В провода
2. Пустите двигатель
3. Выключите все электрические потребители и нажмите педаль тормоза
4. Проверьте, что прибор показывает ток 65 А или более при частоте вращения 2500-3000 мин –1 Предупреждение

18.25 Диагностика неисправностей системы пуска и методы их устранения ВАЗ 2110

Не соедините с "массой" контакт В

Webmixer

По истечении срока действия авторских прав, в России этот срок равен 50-ти годам, произведение переходит в общественное достояние. Это обстоятельство позволяет свободно использовать произведение, соблюдая при этом личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на защиту от всякого искажения и право на защиту репутации автора — так как, эти права охраняются бессрочно.

© Автомануалы. Вся информация представленная на данном сайте является собственностью проекта, либо иных, указанных авторов.


Неисправные стартеры негарантийных иномарок дешевле ремонтировать в специализированных мастерских, чем менять на новые.

Можно выделить следующие основные неисправности стартера.

1. Стартер не включается. Причина — нарушение контактных соединений, обрыв или короткое

замыкание в цепях включения стартера, неисправность тягового реле.

2. При включении стартера слышны многократные щелчки. Причина — неисправность удерживающей

обмотки тягового реле, сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединения в цепи стартера.

3. Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно. Причина —

разряжена аккумуляторная батарея, нарушение контактных соединений, подгорание контактов тягового реле, загрязнение коллектора или износ щеток, межвитковое или короткое замыкание в обмотках.

4. Стартер включается, его якорь вращается, но маховик остается неподвижным. Причина —

ослабление крепления стартера к картеру сцепления, повреждение зубьев маховика или шестерни

привода, пробуксовка муфты свободного хода привода, поломки рычага, поводкового кольца или

буферной пружины привода стартера.

5. Стартер не выключается после пуска двигателя. Причина — неисправность муфты свободного хода

стартера, спекание контактов тягового реле. В случае такой неисправности немедленно остановите

Указанные неисправности требуют квалифицированного вмешательства на автосервисе или по возвращении в

гараж. Предварительно можно лишь проверить степень разряженности аккумуляторной батареи (с помощью автотестера) и затяжку контактных соединений в цепи стартера. Предупреждение В случае разряда аккумуляторной батареи и при неисправности в системе пуска категорически запрещается пускать буксировкой двигатель, оснащенный каталитическим нейтрализатором отработавших газов, – это может привести к выходу из строя нейтрализатора.

Симптомы скорой поломки

-Начинает работать после нескольких попыток включения (подгоревшие контакты втягивающего реле или неправильная его регулировка)

-Стартер выходит из зацепления с опозданием (венец маховика, шестерня бендикса)

-При заряженной АКБ стартер проворачивает коленвал с большим усилием (щетки, подшипники)

-При повороте ключа зажигания появляется характерный стрекот, а стартер не включается, но после нескольких попыток двигатель удается запустить (шестерня стартера, венец маховика)

-При включении стартера периодически раздается жужание, а двигатель не запускается (бендикс)

Признаки неполадок

-При повороте ключа зажигания стартер не включается

-Стартер вращает коленвал с малой скоростью (при заряженном АКБ)

-Стартер вращается, но коленвал неподвижен

-После запуска двигателя стартер не выключается


Подгоревшие контакты можно очистить с помощью надфиля с сохранением плоскости контакта.


Редуктор стартера неремонтопригоден.


Бендикс для отечественных машин часто удается заменить отдельно.

Диагностика.


Способы ремонта

Если возможно, неисправные детали меняют на новые. Это касается щеток, муфты свободного хода с шестерней (так называемый бендикс) и втягивающего реле в сборе, втулок (подшипников) и обмоток статора. Иногда нужно проточить коллектор, на котором могут появиться кольцевые бороздки. Если их не удалить, новые щетки будут изнашиваться быстрее, чем при работе по гладкой поверхности. В случае сильного износа коллектора приходится менять якорь в сборе. Перемотка обмоток якоря и статора – работа достаточно сложная и дорогостоящая, поэтому ее делают только в специализированных мастерских.

Ресурс стартера не сокращается если:

-Не использовать стартер в качестве электродвигателя для коротких перемещений машины

-Соблюдается безопасный режим пуска мотора: запуск стартером – до 5 секунд, затем пауза 20–30 секунд

-Аккумуляторная батарея находится в заряженном состоянии

-При малейших симптомах неполадки стартера его подвергают диагностике и профилактическому ремонту

-Ремонт и обслуживание стартера выполняют квалифицированные специалисты.

Таблица приведённых неисправностей и их устранение.

Коленчатый вал не проворачивается стартером

Аккумуляторная батарея разряжена

Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6–8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею; если она не заряжается – замените

Снижение емкости аккумуляторной батареи

Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях ниже 12 В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна – замените батарею

Окисление выводов аккумуляторной батареи, неплотная посадка клемм проводов на выводах АБ

При включении стартера напряжение в бортовой сети резко падает (гаснут контрольные лампы), а на выводах АБ – почти не меняется (дополнительный вольтметр). При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Обожмите клеммы, зачистите выводы, смажьте их техническим вазелином

Заклинивание коленчатого вала двигателя, навесных агрегатов

Проверьте легкость вращения коленчатого вала, шкивов генератора, насоса охлаждающей жидкости

Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости

Повреждены шестерня муфты стартера или зубья венца маховика

Замените стартер или маховик

Неисправна цепь управления тяговым реле стартера: повреждены провода, окислены или ослабли наконечники, не замыкаются контакты "30" и "50" выключателя зажигания

При повороте ключа в положение "стартер" тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом напряжение 12 В на управляющий контакт тягового реле

Зачистите, обожмите наконечники проводов; замените неисправный выключатель зажигания или его контактную часть

Замыкание или обрыв во втягивающей обмотке реле стартера. Заедание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т.п.)

При повороте ключа в положение "стартер" тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но напряжение 12 В подается на управляющий контакт тягового реле. Снимите стартер, реле, проверьте его работу

Неисправное тяговое реле замените

Окислены контакты тягового реле или проводов

При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. Проверьте омметром сопротивление цепи "АБ – стартер"

Подтяните наконечники проводов; неисправное реле замените

Обгорание коллектора, зависание щеток или их износ

На снятом стартере проверьте усилие прижатия щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора

Зачистите коллектор мелкозернистой стеклянной шкуркой, промойте неэтилированным бензином, обеспечьте свободное перемещение щеток в гнездах. При сильном износе коллектора замените стартер

Обрыв или замыкание в обмотке якоря

Проверяется омметром или по потемнению изоляции

Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке реле стартера

При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву

Замените тяговое реле стартера

Пробуксовка муфты свободного хода

При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен

Замените муфту или стартер

Зубчатый венец проворачивается на маховике

При включении стартера зубчатый венец маховика вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления

Сильный шум при работе стартера

Стартер закреплен на двигателе с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода

Подтяните резьбовые соединения указанным моментом, замените сломанные детали или стартер в сборе

Ослабло крепление магнита стартера (за него задевает якорь)

Разберите стартер, осмотрите, проверьте соосность магнитов и зазор между ними и якорем

Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря

Осмотр после разборки стартера

Зубчатый венец проворачивается на маховике

Изношены зубья шестерни привода или венца маховика

При включении стартера зубчатый венец маховика вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления

Замените стартер или маховик

Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедание рычага привода; ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера; заедание муфты на шлицах вала якоря или сердечника тягового реле; неисправность выключателя зажигания (не размыкаются контакты "30" и "50")

Проверка снятого стартера, осмотр после разборки. Работу выключателя зажигания можно проверить омметром или визуально, сняв его контактную часть

Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе; контактную группу выключателя зажигания или выключатель в сборе

Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается

Аккумуляторная батарея разряжена

Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях ниже 12 В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею; если она не заряжается – замените

Снижение емкости аккумуляторной батареи

Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6–8 В.

Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна – замените батарею

Окисление выводов аккумуляторной батареи, неплотная посадка клемм проводов на выводах АБ

При включении стартера напряжение в бортовой сети резко падает (гаснут контрольные лампы), а на выводах АБ – почти не меняется (дополнительный вольтметр).

Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их техническим вазелином

(К) Неисправность в цепи низкого напряжения

Проверьте омметром цепь от АБ до катушки зажигания (через выключатель зажигания) и далее до коммутатора

Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть

(К) Неисправен датчик Холла

Определяется вольтметром (см. Система зажигания и управления ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110) или заменой датчика на заведомо исправный

Заметите неисправный датчик

(К) Неисправна цепь "коммутатор – датчик Холла"

Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода

(К) Неисправен коммутатор

Поставьте заведомо исправный коммутатор

Неисправный коммутатор замените

Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей

(К) Закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5–8 мм от "массы" автомобиля, прокручивайте коленчатый вал двигателя стартером. Не прикасайтесь к высоковольтным цепям! Между проводом и "массой" должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные в/в провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания – неисправна катушка, если на выводе / выводах распределителя зажигания – неисправны ротор или крышка распределителя. Прогары ротора или крышки определяются визуально. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром

Неисправную катушку (К) / модуль или катушки (В) зажигания замените. Поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3–5 лет. (К) Очистите крышку и ротор распределителя от грязи и влаги, перегоревший резистор ротора замените, при подозрении на пробой изоляции (прогары, трещины) ротора и крышки распределителя – замените их

Сбиты фазы газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном вале / валах (см. Двигатель)

Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)

Высоковольтные провода подсоединены к распределителю (К) / модулю или катушкам (В) зажигания в неправильном порядке

Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров

Зазор между электродами свечей не соответствует норме

Зазор проверяется круглым щупом

Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи

Свечи проверяются на специальном стенде. (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности)

(К) Неправильная установка момента зажигания

См. Системы зажигания и управления ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110

Отрегулируйте угол опережения зажигания

Неисправен блок управления двигателем, его цепи или датчик положения коленчатого вала (реже – датчик температуры охлаждающей жидкости)

Проверьте, поступает ли напряжение 12 В на блок управления, цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика и зазор между ним и зубчатым венцом демпфера коленчатого вала (1±0,2 мм). Сопротивление датчика – 500–700 Ом. При обрыве в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения

Замените неисправные блок, датчики, провода

(В) Управляющий импульс от датчи- ка положения коленчатого вала при-ходит не вовремя из-за расслоения демпфера коленчатого вала (зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива)

Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)

(В) Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи

При пуске двигателя слегка нажмите на педаль газа, приоткрыв дроссельную заслонку. Если двигатель пускается, но глохнет при отпускании педали – неисправен регулятор

Неисправный регулятор замените

(В) Пуск двигателя блокирует иммобилайзер

Красный светодиод продолжает мигать, показывая, что включен режим охраны

Иммобилайзер даже в заблокированном состоянии допускает по крайней мере один пуск двигателя (подробнее см. описание работы иммобилайзера в руководстве по эксплуатации автомобиля). Запустить двигатель можно и установив новый блок управления

В баке нет топлива

По указателю и контрольной лампе уровня топлива

Засорены топливные фильтры, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали, неисправен топливный насос (К)

При прокручивании коленчатого вала двигателя стартером из выхлопной трубыне пахнет бензином. В поплавковой камере карбюратора (К) нет бензина – при нажатии на педаль газа из распылителя ускорительного насоса нет струи топлива. Наличие бензина (под давлением) в топливной рампе (В) можно проверить, кратковременно нажав на золотник штуцера в торце рампы. Помните, что бензин пожароопасен!

Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от топливного насоса к топливному баку (К), замените топливный насос или его диафрагмы (К), дефектные шланги и трубки

(В) Перегорел предохранитель системы впрыска или плавкая вставка

Проверьте плавкую вставку – отрезок черного провода, предохранитель неотключаемого питания и предохранитель главного реле

Проверьте цепи и приборы системы впрыска, устраните причину перегорания, предохранитель замените

(В) Плохой контакт в цепи питания топливного насоса (в т.ч. провода "массы") или неисправно его реле

Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода

(В) Топливный насос не создает необходимого давления в системе

Проверьте давление на выходе топливного насоса (не менее 3,5 бар (3,5 кг/см 2 ), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра топливоприемника

Очистите сетку топливоприемника. Топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе, – замените

(В) Неисправны форсунки или их цепи

Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания). Блок управления диагностируется на СТО

Замените неисправный блок управления, форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях

(К) Неисправен электромагнитный клапан карбюратора или на него не подается напряжение при включении зажигания

См. Карбюратор "Солекс",Системы управления зажиганием и ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110

Замените неисправный клапан, блок управления ЭПХХ, обеспечьте контакт в электрических цепях. При затяжке клапана не прикладывайте большого усилия. Опасность деформации!

(К) Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство карбюратора или его привод

См. Карбюратор "Солекс"

Отрегулируйте пусковое устройство, при необходимости – замените

(К) Засорены жиклеры и каналы карбюратора. Неплотно завернуты жиклеры, электромагнитный клапан

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры. Не повредите резьбу и жиклер!

(К) Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг

Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените

(К) Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целостность поплавков, легкость их перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима

Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере

(К) Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя

Замените топливный насос или диафрагму, если в масле много бензина, то и масло


Замените регулятор заведомо исправным

Определяется осмотром, продувкой каналов и жиклеров (см. Карбюратор "Солекс")

Срабатывание электромагнитного клапана определяется по щелчку при подаче напряжения или – на снятом клапане – по перемещению сердечника (см. Карбюратор "Солекс")

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целостность поплавков, легкость их перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима (см. Карбюратор "Солекс")

Масло на щупе пахнет бензином, возможно загорание лампы недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя

Проверьте манометром давление в топливной рампе – 2,5–3,5 бар (2,5–3,5 кг/см 2 )

Замените датчик заведомо исправным. Лампа "Check еngine" может не гореть

Осмотр при средних оборотах двигателя

Горит лампа "Check engine". Грубо оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение – вольтметром (подключать вольтметр следует не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами). См. также Система управления двигателями ВАЗ-2111, -2112. Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т.п.)

Проверяется набором щупов

Осмотр после частичной разборки двигателя


Визуально и на специальном стенде


Определяется при осмотре. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде

Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Полностью нажмите на педаль газа и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на "массу" высоковольтный провод катушки зажигания (К) / отключить систему управления двигателем (В), вынув соответствующий предохранитель. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10–15 см 3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возрос-
ла более, чем на 2,0 бар, возможно сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10, 0 бар, возможен износ или повреждение клапанов или их седел

Читайте также: